Макроэкономическая система, ее субъекты, проблемы и противоречия. Макроэкономическая структура национальной экономики Общее понятие о макроэкономике и национальном хозяйстве

  • 19.05.2020

Программная аннотация

Понятие макроэкономики. Задачи макроэкономического регулирования. Проблемы, рассматриваемые в макроэкономике. Механизм исследования. Модель «круговых потоков»

Система национального счетоводства (СНС).

Секторы экономики, основные национальные счета.

Макроэкономические показатели: ВВП, ВНП, его измерение по доходам и расходам. Чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, национальное богатство.

Главная задача макроэкономического регулирования – обеспечение эффективного функционирования экономики.

Основными проблемами, изучаемыми в макроэкономике, являются: *

Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода *

Обеспечение устойчивого экономического роста *

Анализ инфляционных процессов *

Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик *

Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

На макроэкономическом уровне формируются кредитно-денежная, финансовая, социальная политики. Инфляция, безработица, налоговая, инвестиционная политики - основные макроэкономические факторы, которые оказывают влияние на микроэкономические решения хозяйствующих структур, связанные с их потребительскими расходами, сбережениями, инвестициями.

Основные механизмы макроэкономической динамики можно исследовать с помощью модели «круговых потоков», характеризующей движение доходов и расходов между субъектами экономики, позволяющей определить их динамику и субъектов взаимодействия.

Рис. 4.1.1. Модель «круговых потоков» в экономике

На схеме представлено движение потоков товарно-материальных средств от домашних хозяйств к предприятиям и наоборот. При этом выделяются доходы и расходы каждого из участников движения.

Подключение правительства к экономическому процессу обусловливает ряд новых направлений взаимодействия, связанных с уплатой налогов, правительственными закупками как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке.

Вполне очевидна зависимость предприятий и домашних хозяйств от правительственной политики, которая имеет многоплановые механизмы и направления, оказывающие различное воздействие на деятельность хозяйствующих структур.

Современная экономическая наука не может обойтись без измерений и сопоставлений основных макроэкономических показателей. Они рассматриваются и рассчитываются не изолированно друг от друга, а в определенной системе, которая называется система национальных счетов (СНС).

СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта в каждой стране. Она дает ступенчатую картину экономических процессов, в том числе по стандартному набору счетов для всех секторов экономики. Выделяют 6 основных секторов экономики:

Рис. 4.1.2. Секторы макроэкономики

Основу системы национальных счетов составляют следующие счета: 1.

счет производства отражает результаты производственной деятельности 2.

счет образования доходов характеризует процесс образования различных доходов (прибыли, заработной платы, доходов от собственности, трансфертных платежей и др.) 3.

счет распределения доходов показывает, как доходы распределяются между основными получателями 4.

счет использования доходов показывает, как из располагаемого валового дохода образуются конечное потребление и валовое накопление. 5.

счет капитала содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала 6.

финансовый счет показывает итоги изменения финансовых активов и пассивов образований и обязательств

В итоге обработки информации составляют комплекс балансовых таблиц, показатели которых позволяют определить обобщающие макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

К основным макроэкономическим показателям относят:

1. валовой внутренний продукт – стоимость конечной продукции, произведенной в течение года отечественными и иностранными предприятиями на территории данной страны

2. валовой национальный продукт – стоимость конечной продукции, произведенной в течение года отечественными предприятиями на территории данной страны и за рубежом

Рис. 4.1.3. Структура соотношения между ВНП и ВВП

Разработаны методы подсчета ВНП по расходам на созданную продукцию и по доходам, полученным в результате производства продукции.

Расчет по расходам определяет ВНП суммированием расходов общества на конечное потребление

где ВНПр – валовой национальный продукт,

С – расходы на потребление (расходы домашних хозяйств на различные виды товаров и услуг)

I – расходы на инвестиции (затраты на оборудование, производственные здания, материально-технические запасы, жилищное строительство и расходы на амортизацию)

G – государственные расходы (расходы государства, идущие на производство государством товаров и услуг)

X – чистый экспорт – разница между объемами экспорта и импорта

Расчет по доходам предполагает определение ВНП как суммы всех доходов, созданных в обществе при его производстве

где ВНПд – валовой национальный продукт

Z – заработная плата (включая дополнительные выплаты по социальному обеспечению, социальному страхованию и выплаты из частных пенсионных фондов)

R – рентные платежи, получаемые домохозяйствами в результате сдачи в аренду земли, помещений, жилья и т.д.

K – процент в виде доходов от денежного капитала

P – прибыль корпораций и владельцев индивидуальных хозяйств, товариществ

A – амортизационные отчисления

N – косвенные налоги на бизнес (акцизы, НДС, налог на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины)

Причем должно выполняться следующее условие: ВНПд = ВНПр

Валовой внутренний продукт отличается от валового национального продукта на сумму чистого экспорта, т. е.

Известно, что современные экономики редко обходятся без инфляции, которая повышает уровень цен в стране. С учетом этого обстоятельства различают понятия номинального и реального ВНП. Номинальный ВНП – ВНП, выраженный в текущих, фактических ценах. Реальный ВНП – валовой продукт, стоимость которого скорректирована на величину годового роста цен при по помощи так называемого дефлятора цен (дефлятор – коэффициент пересчета стоимости ВНП в неизменные цены).

Номинальный ВНП Реальный ВНП В текущих ценах данного года В неизменных ценах базового года Как физического объема ВНП, так и уровня цен Только физического объема ВНП 120 д.е. 120 д.е. / 1,13 = 106,2 д.е.

Рассчитывается

Отражает

изменения

(при инфляции 13%) Рис. 4.1.4. Различия между номинальным и реальным ВНП

3. Чистый национальный продукт представляет собой разницу между объемом ВВП и амортизацией

4. Национальный доход совокупность доходов всех экономических агентов среди материального и нематериального производства

5. Личный доход - фактически полученный доход. После выплаты налогов и социальных взносов выступает в виде дохода, находящегося в личном распоряжении

6. Национальное богатство – совокупность природных ресурсов, созданных средств производства, материальных благ, достижений науки, культурных ценностей, образовательного и квалификационного потенциала, которыми располагает страна

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Валовой внутренний продукт

Валовой национальный продукт

Макроэкономика

Национальный доход

Национальное богатство

Система национальных счетов

Чистый национальный продукт

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность.

Агрегирование позволяет выделить:

Экономические агенты;

Экономические рынки;

Экономические взаимосвязи;

Экономические показатели.

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента:

1 Домохозяйства (households) – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

2 Фирмы (business firms) – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают

г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики рис. 14.1.

Рисунок 14.1 – Модель простой двухсекторной закрытой экономики

3 Государство (government) – это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.

Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:

Структурную, обеспечивающую экономический рост;

Конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.

Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику рис. 14.2.

Сбережения представляют собой «утечки» из потока дохода, то есть часть национального дохода, которая не расходуется домашними хозяйствами на национальном товарном рынке. Инвестиции представляют собой «инъекции» в поток расходов, так как дополняют расходы домашних хозяйств.

При любом состоянии экономики выполняется равенство фактических величин национального продукта (дохода) и совокупных расходов, сбережений и инвестиции.

Таким образом, для экономического кругооборота характерно тождество национального дохода и совокупных расходов, формула 14.1:

где Y – совокупный доход (выпуск); Е – совокупные расходы.

Доход, полученный домашними хозяйствами (Y), распадается на потребительские расходы (С) и сбережения (S), а совокупные расходы (Е) складываются из потребительских расходов (C) и инвестиций (I), формулы 14.2, 14.3:

Y = C + S (14.2)

Е = С + I (14.3)

Из сказанного следует, что в экономическом кругообороте имеет место также тождество утечек (сбережений) и инъекций (инвестиций), формула 14.4:

С учетом сделанных дополнений основные макроэкономические тождества принимают вид, формула 14.5:

где Y = С + S + T; Е = С +I +G, откуда следует, что равенство утечек и инъекций расширяется, формула 14.6:

S + Т = I + G (14.6)

При равенстве планируемых величин дохода и расходов, сбережений и инвестиции экономическая система, представленная в модели, находится в состоянии равновесия .

4 Иностранный сектор (foreign sector) – объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством: а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг), б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).

Подключение внешнеэкономического сектора оставляет в силе равенство национального продукта национальному доходу, но при этом расширяется состав совокупных расходов за счет чистого экспорта, представляющего собой разницу между экспортом и импортом, формула 14.7:

NX = EX – IM (14.7)

В результате основные макроэкономические тождества выражаются следующим образом, формулы 14.8, 14.9:

Y = C +I +G + NX (14.9)

S + Т + IM = I + G + EX (14.10)

Важно отметить, что для соблюдения условий равновесия в открытой экономике не требуется баланс в каждой из пар утечек и инъекций: «сбережения – инвестиции»; «налоги – государственные расходы»; «импорт – экспорт». Необходимо лишь их общее, суммарное соответствие. В то же время, преобразовав равенство утечек и инъекций, можно выявить зависимость между товарными потоками и потоками капитала, связывающими национальную экономику с внешним миром. После некоторых преобразований равенства получаем формулу 14.11:

S + (Т – G) – I = EX – IM (14.11)

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику рис. 14.3.

Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них, а именно: исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий их равновесия на каждом из рынков; определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения; анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.

Агрегирование рынков дает возможность выделить четыре макроэкономических рынка:

1 Рынок товаров и услуг (реальный рынок)

Рынок товаров и услуг называют реальным рынком (real market), поскольку там продаются и покупаются реальные активы (реальные ценности – real assets).

2 Финансовый рынок (рынок финансовых активов);

Финансовый рынок (рынок заемных средств) (financial assets market) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации). Этот рынок делится на два сегмента: а) денежный рынок (money market) или рынок денежных финансовых активов; б) рынок ценных бумаг (bonds market) или рынок неденежных финансовых активов. На денежном рынке не происходят процессы купли и продажи (покупать деньги за деньги бессмысленно), однако исследование закономерностей функционирования денежного рынка, формирования спроса на деньги и предложения денег очень важно для макроэкономического анализа. Изучение денежного рынка, условий его равновесия позволяет получит равновесную ставку процента (interest rate), выступающую «ценой денег» (ценой кредита), и равновесную величину денежной массы (money stock), а также рассмотреть последствия изменения равновесия на денежном рынке и его влияния на рынок товаров и услуг. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты.

На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг, в первую очередь, являются домохозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций – фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета.

3 Рынок экономических ресурсов

Рынок ресурсов (resource market) в макроэкономических моделях представлен рынком труда (labour market), поскольку закономерности его функционирования (формирование спроса на труд и предложения труда) позволяют объяснить макроэкономические процессы, особенно в краткосрочном периоде. При изучении рынка труда мы должны отвлечься (абстрагироваться) от всех различных видов труда, различий в уровнях квалификации и профессиональной подготовки. В долгосрочных макроэкономических моделях исследуется также рынок капитала. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда (labour force) в экономике и равновесную «цену труда» – ставку заработной платы (wage rate). Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.

4 Валютный рынок

Рынок валюты (foreign exchange market) – это рынок, на котором обмениваются друг на друга национальные денежные единицы (валюты) разных стран (доллары на иены, марки на франки и т.п.). В результате обмена одной национальной валюты на другую формируется обменный (валютный) курс (exchange rate).

Макроэкономика, национальное хозяйство, народное хозяйство, эконо­мика страны в целом - все это тождественные понятия, которые характери­зуют исторически сложившуюся в определенных территориальных границах систему общественного воспроизводства.

Национальное хозяйство несет на себе отпечаток исторических, естественно-географических, политических и социально-экономических особенностей, отличающих его от других стран в мировом сообществе.

Макроэкономическая теория - раздел экономической теории, помогаю­щий выяснить, как функционирует экономическая система на уровне страны s делом. Она вычленяет, обобщает, а когда это возможно - измеряет массо­вые социально-экономические явления, которые в своей совокупности опре­деляют процесс воспроизводства, его итоги и их изменение в рамках эконо­мической системы в целом. Макроэкономическая система- это результат взаимодействия множества ее относительно самостоятельных хозяйствую­щих субъектов. В простейшем виде структуру национального хозяйства можно представить в виде схемы (Рис. 1).

Рис. / Структура национального хозяйства Воспроизводство на уровне страны не есть простая сумма результатов

отдельных предприятий. Хозяйственная деятельность предприятий в ходе их

взаимодействия дает новый результат, который является не только следстви­ем, но и условием дальнейшего развития каждого предприятия и системы в целом.

Взаимодействие хозяйствующих субъектов на макроуровне - объективно необходимый процесс, обусловленный разделением труда в обществе. Этот процесс практически проявляется в форме экономических интересов субъек­тов хозяйствования, имеющих противоречивую сущность. Достижение балан­са в сложной системе экономических интересов общества- одна из труд­нейших функций современного государства. Во многом проблема согласова­ния экономических интересов в рыночной экономике решается посредством механизма конкуренции. Однако на современном этапе в условиях возросшей тенденции к монополизации рыночная экономика не обеспечивает достиже­ния оптимального соотношения в системе интересов без вмешательства госу­дарства. Для нормального функционирования экономики на уровне страны го­сударство призвано поддерживать конкурентную среду, обеспечивать перераспределение доходов, принимать законы и отлаживать их реализацию при согласовании экономических интересов между трудом и капиталом.

Если микроэкономика имеет дело с ценой отдельного товара на конкрет­ном рынке, то макроэкономика отслеживает «уровень цены», т.е. средний показатель от всех цен на всех рынках и для очень широкой категории това­ров. Микроэкономика интересуется уровнями заработной платы и численно­стью занятых и безработных на частном рынке труда, в производстве опре­деленного вида товара, макроэкономика изучает проблему всех занятых в стране, среднего уровня заработной платы всех работающих, общего числа безработных и т.д.

Главное функциональное предназначение национальной экономики - удовлетворение постоянно возрастающих и возвышающихся социально- экономических потребностей всего населения страны. Макроэкономический анализ призван прежде всего дать ответ, на сколько эффективно решается эта главная проблема национального хозяйства

На уровне страны выявляются закономерности социально-экономи­ческого развития, новые явления и тенденции, которые учитываются в хо­зяйственной деятельности всех субъектов. На уровне фирм экономические закономерности практически реализуются.

Изучаемые на макроуровне экономические процессы объединяют в кате­гории. Это валовой общественный продукт, национальный доход, эффектив­ность общественного производства, фонд накопления и др.

Субъектами макроэкономических процессов становятся не отдельные хо­зяйствующие субъекты (работник, предприниматель, управляющий и др.), а более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресур­сы, самодеятельное население, безработные.

Цель макроэкономического анализа - выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования пока­зателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Выявление реальной ситуации с ресурсами, занятостью, динамикой раз­вития производства и его экономической эффективностью, доходами насе­ления способствует определению экономического поведения каждого из хо­зяйствующих субъектов. Результаты экономической деятельности на уровне страны касаются каждого ее гражданина. Не только работающее, но и все население должно владеть экономическими знаниями, чтобы адекватно реа­гировать на изменения в социально-экономической ситуации в стране. Эта необходимость обоснована шведским экономистом Эклундом: если гражда­не страны будут экономически неграмотны, то принимать экономические решения будет небольшая группа людей, и хорошо, если они будут квали­фицированными, а если нет, то расплачиваться придется каждому.

Макроэкономика - сфера деятельности государства, правительства страны, всех его экономических, социальных и правовых служб. Вся слож­ность выработки правительством экономической стратегии состоит в том, что макроэкономические теории и их многочисленные авторы не дают гото­вых рецептов - какой должна быть рыночная экономика, чтобы страна про­цветала. Для выработки экономически и социально эффективной стратегии необходимо не только знание экономических теорий, но и глубокий, объек­тивный анализ сложившейся ситуации в национальной экономике как за длительный, так и текущий периоды.

При этом следует учитывать, что экономическая наука не относится к числу точных не только потому, что ее теоретические гипотезы не могут быть подтверждены или опровергнуты экспериментально, но и потому, что экономическая жизнь общества подвержена непрерывным, изменениям вследствие чего экономическая теория также постоянно эволюционирует; кроме того, экономическая наука как исследование человеческого поведения не может избежать пристрастных суждений, что находит выражение в раз­личных, часто противоположных взглядах на одну и ту же проблему.

Учитывая неточность, противоречивость рекомендаций теоретиков в ре­шении макроэкономических проблем, правительство при выработке эффек­тивной макроэкономической политики вынуждено ориентироваться на здра­вый смысл и способность к критическому осмыслению не только экономической действительности, но и господствующих в обществе теорий.

Важнейшими условиями для достижения цели макроэкономического ана­лиза являются: 1) наличие статистических данных, объективно отражающих статику и динамику основных макроэкономических показателей; 2) гло­бальный, исторический подход к анализу народного хозяйства страны; 3) при­знание пагубности вмешательства в экономику страны без реалистической оценки потенциала экономической системы и без знания объективно дейст­вующих экономических законов; 4) понимание того, что макроэкономическая теория создается на основе объективного исследования экономики конкретной страны и результаты этого конкретного исследования могут использоваться в практике других стран с большой осторожностью; 5) ориентация производства на рост доходов и потребления всего населения страны, или, по мнению за- 306

падных экономистов, на обеспечение социальной безопасности, что предпола­гает поддержание социально приемлемых различий > уровнях доходов насе­ления страны; 6) понимание того, что единственным источником роста дохо­дов населения, политической и социальной стабильности является устойчивый эффективный рост отечественного производства, обеспечивающий рабочие места и повышение доходов всего населения страны.

Основы макроэкономической теории заложены в классической политиче­ской экономии. Определенной завершенности макроэкономическая теория достигла в учении К. Маркса и его последователей.

Теоретики неклассической теории предельной полезности переносят ана­лиз с макроуровня на уровень фирмы, исследуя ее поведение в различных конкурентных условиях.

Такой акцент в экономическом анализе в опреде­ленной мере был оправдан в связи с усложнением проблемы обмена под влиянием технического прогресса и роста производительности труда во вто­рой половине XIX в.

Макроэкономический анализ был востребован практикой в 30-е годы почти одновременно в рыночной экономике западных стран и в формирую­щейся директивно-плановой модели хозяйствования в СССР.

Великие социально-экономические потрясения 30-х годов в Западной Ев­ропе и в США потребовали вмешательства государства в рыночную эконо­мику. Во все усложняющихся взаимосвязях рыночный механизм автомати­чески больше не срабатывал. Проблема сбалансированности спроса и предложения на рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов могла в большей или меньшей мере решаться лишь с помощью государственного экономического регулирования.

Впервые тенденция объективной необходимости государственного вме­шательства в рыночную экономику была выявлена, обоснована и в опреде­ленной мере практически реализована Дж. Кейнсом. Таким образом, Дж. Кейнс положил начало новому направлению в политической эконо­мии - теории государственного регулирования рыночной экономики.

Главное произведение Кейнса, в котором впервые в систематизирован­ном виде были изложены его теория и программа государственною регули­рования рыночной экономики, - «Общая теория занятости, процента и де­нег» (1936 г.). Теория Кейнса нашла широкое распространение в западной экономической литературе и приобрела многочисленных сторонников в США, Англии и других странах (А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер, Е. Домар и др.). Это направление в экономической теории получило название «кейнсианство» и оказало огромное влияние на выработку и реали­зацию государственной экономической политики.

Дж. Кейнс по праву называется основателем макроэкономического раз­дела в политической экономии, отражающего возрастающую роль государ­ства в рыночной экономике. Кейнс предпринял попытку выявить основные функциональные закономерности в развитии общественного производства страны, воздействуя на которые государство смогло бы устранять кризисные явления в экономике и поддерживать ее нормальное функционирование.

Цель своего макроэкономического анализа Кейнс определил так: «Нашей конечной целью может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны централь­ных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем».

Предмет исследования Кейнса - количественные функциональные взаимозависимости между такими народнохозяйственными показателями, как капиталовложения и национальный доход; потребление и сбережение; инвестиции и занятость; количество денег в обращении, уровень цен, зар­платы, прибыли и процента и т.п.

Кейнс стремится на основе анализа макроэкономических показателей прогнозировать экономическое развитие страны, для чего использует такие категории, как ожидаемая прибыль, предельная эффективность капитала, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и другие, неизбежно носящие вероятностный характер.

Как и теоретики предельной полезности, Кейнс считает решающей фа­зой процесса воспроизводства обмен. В связи с этим в числе основных функций государственного регулирования является воздействие на спрос, позволяющее ослабить или даже предотвратить кризисные ситуации в ры­ночной экономике. Для Англии, США довоенного периода обмен в качест­ве главной сферы государственного регулирования имел практически важ­ное значение.

Теория Кейнса, таким образом, отражала объективные тенденции в раз­витии экономики.

Однако после Второй мировой войны ситуация изменилась - вследствие научно-технической революции возросло значение государства в выработке научно-технической стратегии и механизма ее реализации, в финансирова­нии фундаментальных исследований и развитии НИОКР, в развитии сферы социальных и деловых услуг и др.

Обобщение опыта развития Японии, новых индустриальных стран показы­вает, что экономическая роль государства в достижении успехов в социально- экономическом развитии в настоящее время значительно сложнее и многосто­роннее в сравнении с довоенным периодом. Для достижения социально- экономического прогресса страны современное государство «вмешивается» не только в обмен, но и во все другие фазы воспроизводственного процесса и прежде всего в темпы, факторы и эффективность экономическою роста.

Как было уже отмечено, одновременно с западной макроэкономической теорией формировалась теория государственного регулирования экономики, отражающая советскую модель хозяйствования.

Экономика бывшего СССР основывалась на почти безраздельном гос­подстве государственной собственности на средства производства. Как и любой собственник средств производства, советское государство в лице его

(.пениальных органов осуществляло экономическое регулирование во всех фа шх процесса воспроизводства и на всех его организационных уровнях.

Рынок и товарно-денежные отношения в советской модели хозяйствова­ния имели, по существу, формальное значение. Весь прибавочный продукт изымался в государственный бюджет и оттуда в соответствии с планом и по указанию центральных органов направлялся в народное хозяйство на финан- с нрование социально-экономических программ.

Основной частью теории государственного регулирования при социализ­ме является народнохозяйственное планирование. Планирование носит те­кущий, средне-, долгосрочный характер и пронизывает все сферы и виды че- иовеческой деятельности.

По проблемам планирования в СССР накоплена огромная литература, в числе авторов, получивших международную известность Г. М. Кржижанов­ский, С. Г. Струмилин и др. В 70-е годы в СССР получает развитие система оптимального планирования, цель которой - составление наилучшего вари­анта народнохозяйственного развития с широким использованием экономи­ко-математических методов (Л.В. Канторович, Н.П. Федоренко, В.В. Ново­жилов, В.А. Волконский и др.). Метод народнохозяйственного планирования и СССР оказал огромное влияние на развитие планов и прогнозов развития хозяйства и в условиях рыночной экономики.

Оценивая экономическую роль государства в советской модели хозяйст­вования, следует отметить, что в условиях полного господства государст­венной собственности на средства производства и сосредоточения политиче- (кой власти в центре альтернативы государственному вмешательству во все і еры хозяйственной жизни страны и директивного народнохозяйственного цианирования нет.

Макроэкономика представляет собой самостоятельный раздел экономической науки, который исследует не только национальные хозяйства отдельных стран, но и все мировое хозяйство. Рассмотрим экономику как единое целое в масштабах страны, как национальную экономику. Национальная экономика – исторически сформировавшаяся в определенных территориальных пределах система общественного воспроизводства.

Национальная экономика преследует следующие цели:

  1. экономический рост;
  2. стабильный уровень цен;
  3. поддержание равновесного торгового баланса;
  4. обеспечение определенного уровня занятости населения;
  5. социальную поддержку уязвимых слоев населения.

Существует несколько классификаций макрорынка:

  1. воспроизводственный аспект:

    Для измерения национальной экономики, состоящей из множества различных микрорынков, необходимо суммировать (агрегировать) сведения о рынках отдельных товаров и услуг. Агрегирование – статическое соединение множества индивидуальных микрорынков в один рынок для того, чтобы определить совокупное (общее) национальное производство и совокупный уровень цен. Таким образом, для осуществления макроэкономического учета была разработана так называемая система национальных счетов. Система национальных счетов, разработанная ООН , применяется на практике с 1953 г. и дает информацию о масштабах и динамике общественного производства, об уровнях безработицы и инфляции , об изменениях экспорта-импорта страны и т. д.

    Система национальных счетов состоит из следующих статистических показателей: валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт и национальный доход .

    1. Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, созданных страной за определенный период (год, месяц) при помощи факторов производства, принадлежащих гражданам данной страны. Он включает стоимость продукции отечественного производства, размещенного как внутри страны, так и за ее пределами.

    Существуют три способа расчета валового национального продукта:

    1. расчет по доходам (по потоку доходов), при котором суммируются доходы отдельных лиц и предприятий, как сумма вознаграждений владельцев факторов производства:

      а) заработная плата наемных работников;
      б) процент на капитал ;
      в) прибыль предпринимателей ;
      г) рента землевладельцев;
      д) косвенные налоги на предприятия;
      е) амортизационные отчисления (накопления предприятий для восстановления изношенных основных фондов);

    2. расчет по расходам (по потоку расходов), при котором суммируются все расходы на приобретение конечного продукта:

      а) личные потребительские расходы населения (траты граждан страны на покупку питания, одежды, обуви и т. д.);
      б) валовые частные инвестиции в национальную экономику (частные вложения в развитие бизнеса , покупку оборудования и т. д.);
      в) государственные закупки товаров и услуг (расходы на содержание административного аппарата всех уровней);
      г) чистый экспорт (разность между экспортом и импортом в данной стране);

    3. расчет по производству , при котором происходит суммирование стоимостей товаров и услуг, произведенных всеми предприятиями страны.

    Существует два вида продуктов:

    1. промежуточный продукт – это товары и услуги, предназначенные либо для дальнейшей обработки, либо для перепродажи;
    2. конечные продукты – это те продукты, которые идут непосредственно в личное потребление.

    Различают понятия номинального, реального и потенциального ВНП:

    1. номинальный ВНП – это валовой конечный продукт, подсчитанный в действующих текущих (фактических) ценах;
    2. реальный ВНП – валовой продукт, рассчитанный в сопоставимых ценах конкретного года;
    3. потенциальный ВНП – прогнозируемый ВНП при наиболее благоприятных условиях. Коэффициент пересчета стоимости ВНП в сопоставимые цены называется дефлятором.

    Дефлятор – это показатель, помогающий учесть, на сколько увеличился валовой национальный продукт за счет роста цен; рассчитывается по формуле:

    Дефлятор ВНП = (Номинальный ВНП) / (Реальный ВНП).

    2. В отличие от ВНП валовой внутренний продукт (ВВП) охватывает годовую стоимость всей конечной продукции, созданной внутри данной страны как отечественными, так и иностранными производителями.

    3. Чистый национальный продукт (ЧНП) – показатель экономического развития, который определяется путем вычитания из ВНП отчислений на восстановление изношенного физического капитала (амортизационных отчислений). Таким образом, ЧНП показывает объем конечных товаров и услуг, которые страна может использовать без ущерба для собственного производственного капитала.

    4. Национальный доход (НД) – показатель, представляющий собой разницу ЧНП и суммы косвенных налогов и образующийся как сумма заработной платы, процента на капитал, ренты и прибыли. Национальный доход – доход заработанный, но не полученный. С одной стороны, государство облагает все виды доходов налогами, с другой – возвращает часть средств в виде трансфертных платежей пенсионерам, многодетным семьям , инвалидам, безработным и т. д.

    5. Личные доходы (ЛД) представляют собой показатель, образующийся из национального дохода за вычетом взносов на социальное страхование , налогов на прибыль фирм и прибавлением трансфертов. Личные доходы также подлежат налогообложению.

    6. Располагаемый личный доход – денежная сумма, которую домашние хозяйства могут свободно расходовать на потребление и сбережение. Он образуется из личных доходов за вычетом личных налогов (подоходного налога, налога на недвижимость и т. д.). Вопрос о формировании располагаемого личного дохода касается каждого гражданина.

В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, механизм их взаимодействия на рынках в условиях конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, рассматривающая функционирование экономики в целом. Когда говорят о ней, то обычно подразумевают национальную экономику, реже – экономику региона. Сложность ее изучения состоит в следующем:

1) она включает в себя большие территории и природные ресурсы;

2) в ней функционирует большое количество предприятий различного профиля, что требует постоянной сбалансированности между ними;

3) размеры произведенного продукта и его структура во многом превосходят размеры продукта, произведенного даже крупными корпорациями (отсюда сложность его реализации);

4) макросистема представлена различными классами и социальными группами, национальностями, поэтому необходим учет их интересов.

Предметом изучения макроэкономики как науки является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих ее состояние и взаимодействие с глобальной экономикой.

Систематизированные основы макроэкономики как науки были заложены английским экономистом Дж.М. Кейнсом в его знаменитом труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Однако некоторые макроэкономические модели существовали и до него. Так, первой макроэкономической моделью явилась экономическая таблица Ф. Кенэ. Схемы простого и расширенного воспроизводства описывались К.Марксом, Л. Вальрасом. Международное признание получили результаты исследований экономических процессов и явлений на макроуровне, полученные отечественными учеными, среди которых особо следует отметить Н.Д. Кондратьева, В.С. Немчинова, Л.В. Канторовича.

Основными проблемами, изучаемыми на макроуровне, являются:

· определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;

· выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;

· анализ инфляционных процессов;

· изучение механизма и факторов экономического роста;

· рассмотрение причин циклических колебаний в экономике;

· исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

· теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства и др.

Макроэкономический подход к изучению экономических явлений и процессов направлен на изучение принципов формирования агрегированых показателей, характеризующих уровень и тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общий объем занятости, инвестиций, уровень цен, темпы экономического роста. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что действия всех экономических агентов интерпретируются в лице одного, выпускающего национальный продукт, а все потребители представлены на рынке как совокупный потребитель, предъявляющий спрос на этот продукт в обмен на доход, полученный от продажи факторов производства.

Во всей экономике необходимо выделять 4 агрегированных субъекта:

1. Сектор домашних хозяйств

2. Предпринимательский сектор

3. Государственный сектор

4. Иностранный сектор

Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства, находящихся в частной собственности. Продавая или сдавая в аренду имеющиеся у них факторы, домашние хозяйства получают доход, называемый «национальный доход», который затем делят на две части, необязательно равные, первая из которых идет на потребление, а вторая – на сбережения. Таким образом, сектор домашних хозяйств имеет 3 основных характеристики:

1. Собственность на факторы производства.

2. Потребление различных благ за счет части своего дохода.

3. Сбережение части дохода и осуществление инвестиций.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны и проявляющих свою активность следующими способами:

1. Предъявление спроса на факторы производства (на рынок факторов).

2. Организация процесса создания и предложения товаров и услуг.

3. Инвестирование средств и увеличение запасов капитала внутри страны.

Предпринимательский сектор обеспечивает производство большей части ВВП, предъявляет спрос на рынок факторов производства и обеспечивает предложение товаров на потребительском рынке.

Государственный сектор представляет собой все государственные институты и учреждения. Имеет свою специфику, т.к. в первую очередь государство занимается производством общественных благ, которые, в отличие от благ предпринимательского сектора, достаются домашним хозяйствам «бесплатно». В качестве таких благ можно назвать безопасность, экологию, достижения фундаментальной науки и услуги государственной социальной и производственной инфраструктуры. Государство также заботится и о повышении эффективности предпринимательского сектора, создает законодательную базу и обеспечивает соблюдения данных законов. Одной из важнейших функций государства является создание устойчивой национальной валюты, т.е. предложение денег.

Иностранный сектор – это все экономические субъекты, которые имеют постоянное местонахождения за пределами данной страны, а также иностранные фирмы на территории государства. Воздействие этого сектора на национальную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами. Взаимоотношения между двумя государствами регулируются их законодательствами и самими субъектами, вовлеченными в экономические отношения. Поддержание баланса между внешнеэкономической деятельностью государства и импортируемой частью товарной массы является важным аспектом экономической политики.

Между вышеуказанными субъектами существуют рыночные и нерыночные экономические связи. Наглядно совокупность основных макроэкономических взаимосвязей можно представить в виде схемы.

Рисунок 11 - Схема взаимодействий между макроэкономическими субъектами:

1 - предложение благ; 2 - спрос на блага домашних хозяйств; 3 - спрос на инвестиции; 4 - спрос на блага государства; 5 - экспорт; 6 - импорт; 7 - предложение труда; 8 - спрос на труд; 9 - спрос на деньги; 10 - предложение денег; 11 - предложение ценных бумаг; 12 - спрос на ценные бумаги; 13 - налоги.

Для измерения результатов функционирования национальной экономики в теории и практике используются различные макроэкономические показатели.

Основными из них являются:

· валовой внутренний продукт (ВВП),

· валовой национальный продукт (ВНП),

· чистый национальный продукт (ЧНП),

· национальный доход (НД),

· личный доход (ЛД),

· располагаемый доход (РД),

· национальное богатство (НБ).

Валовой внутренний продукт – это вновь созданная на территории страны стоимость товаров и услуг с использованием национальных факторов в текущих рыночных ценах (цены конечного покупателя) за определенный промежуток времени. ВВП охватывает результаты деятельности всех экономических субъектов на территории данной страны независимо от их национальной принадлежности.

В стоимость ВВП также включаются нерыночные товары и услуги, т.е. которые не попадают на рынок, а производятся для собственного потребления (выращивание скота, занятие сельским хозяйством и т.д.). Они оцениваются по текущим рыночным ценам на аналогичные товары и услуги или по затратам на их производство.

Расчет ВВП ведется тремя методами:

1) суммированием доходов;

2) суммированием расходов;

3) суммированием добавленной стоимости.

1. По первому методу суммируются доходы физических и юридических лиц, домашних хозяйств, а также доходы государства от предпринимательской деятельности и доходы органов государственного управления: налоги на производство и импорт, таможенные пошлины. Данные затраты включают расходы на текущее потребление (С), валовые частные инвестиции (I), государственные расходы (G), чистый экспорт - Xn (разница между экспортом и импортом):

ВВП = C+ I+ G+ Xn

При втором методе суммируются расходы на личное и государственное потребление (госзакупки), инвестиции, сальдо внешней торговли (разница между стоимостью экспорта и импорта страны).

ВВП = Z + R + K + P + A + N , где

Z –зарплата и др. выплаты рабочим;

R – рентные платежи

K – процент на ссудный капитал;

P – прибыль корпораций и доходы от использования объектов собственности; A – амортизация;

N- косвенные налоги на бизнес.

По третьему методу добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Необходимость введения промежуточного потребления вызвана тем, что многие продукты, прежде чем попадут к конечному потребителю, проходят несколько производственных стадий (обработка, переработка), что завышает величину ВВП за счет повторного счета.

В отдельных странах (США, Японии и др.) в качестве основного показателя используется валовой национальный продукт . Его отличие от ВВП состоит в том, что в нем не учитывается сальдо расчетов с зарубежными странами, а также рассматривается только продукт, произведенный национальными производителями независимо от территории.

Чистый национальный продукт представляет собой сумму конечной продукции товаров и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений.

Национальный доход характеризует величину доходов всех поставщиков производственных ресурсов, с помощью которых создается ЧНП. НД меньше ЧНП на величину косвенных налогов. НД = ЧНП – Косвенные налоги + трансферты.

Личный доход показывает, сколько денег поступает на цели личного потребления населения. При расчете ЛД из НД вычитаются налоги на прибыль предприятий, объем их нераспределенной прибыли и величина взносов на социальное страхование, но прибавляются трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т.д.).

Для характеристики дохода, который население может тратить по своему усмотрению, используется располагаемый доход . Для его расчета из ЛД вычитается общий объем налогов, выплачиваемых населением.

Для измерения итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется национальное богатство . Это совокупность материальных и духовных благ, накопленных в стране на данный момент времени.

Таблица 8 - Национальное богатство: стоимость отдельных нефинансовых экономических активов

Большинство макроэкономических показателей имеют как номинальные так и реальные значения. Это связано с тем, что при оценке этих показателей используется значение рыночного уровня цен, который может постоянно меняться в связи с колебанием рыночной конъюнктуры.

Номинальный ВНП – это ВНП, измеренный в рыночных ценах текущего периода.

ВНП номинальный = S Рjı х Q jı

Реальный ВНП - это ВНП, рассчитанный в постоянных (сопоставимых) ценах.

ВНП реальный = (S Рjı х Q jo)

Соотношение номинального и реального ВНП, отражающее изменение уровня цен выражается через систему индексов.

Первый из них – это дефлятор. Данный показатель отражает изменение цены единицы товара в отчетном году по отношению к базисному.

дефлятор ВНП= (S Рjı х Q jı)/ (S Рjı х Q jo)

Второй показатель – это индекс потребительских цен (ИПЦ) или индекс Ласпейреса. Он отражает процесс изменения стоимости базового набора товаров, входящих в потребительскую корзину.

ИПЦ = (S Рjı х Q jo)/ (S Рjo х Q jo)

Индекс потребительских цен и дефлятор связаны между собой (оба эти показателя являются показателями, характеризующими уровень инфляции и уровень жизни населения), но имеют и различия:

1. дефлятор отражает изменение цен всех товаров и услуг, а ИПЦ - только набора товаров.

2. Изменение оптовых цен отражается только в дефляторе.

3. На дефляторе отражается только уровень цен товаров, произведенных внутри страны, а ИПЦ учитывает изменение цен на импортные товары, входящие в потребительскую корзину.

4. Дефлятор рассчитывается для текущего объема производства, а ИПЦ – для базисного.

На практике различия между ними не велики, а анализ динамики всегда дает одинаковую тенденцию изменения темпов динамики цен.

Система национальных счетов (СНС) – это система статистических данных о состоянии и динамике экономики в соответствии с принципами, применяемыми в бухгалтерском учете. Она появилась в 1952 г. и в последствии неоднократно совершенствовалась. В 1993 ООН была одобрена новая СНС, которая рекомендована для внедрения во всех странах в качестве международного стандарта.

Система национальных счетов изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения ВВП в каждой стране. Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер. Она учитывает деятельность всех участников производства материальных благ и оказания услуг и содержит показатели, которые в обобщенном виде отражают все экономические операции, стадии экономического процесса, активы и пассивы производственного процесса.

В отечественной статистике СНС вытеснила систему учета на макроуровне, которая называлась «балансом народного хозяйства» (БНХ) и применялась на протяжении многих лет в СССР. Принципиальные различия между СНС и БНХ состоят в следующем:

1) в системе национального счетоводства сфера производства интерпретируется как деятельность по производству экономических благ, все отрасли экономики (материальное и нематериальное производство) взаимозависимы и равноправны. В БНХ общественное производство отождествляется с материальным производством, а «непроизводственная» сфера не является производящей, а только потребляющей то, что создано в материальном производстве;

2) в основе балансового подхода находится трудовая теория стоимости, а для СНС характерна теория факторов производства;

3) система показателей СНС характеризует процессы в рыночной экономике, а применение БНХ имеет ограничения для экономики с рыночными отношениями;

4) в БНХ центральной была группировка по формам собственности, а в СНС – по секторам экономики.

СНС дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том числе по стандартному набору счетов для всех секторов экономики. Секторы экономики включают в себя экономических агентов, занятых одним и тем же видом основной деятельности. Всего таких секторов шесть:

1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие услуги, кроме финансовых услуг, а также ремесленники, предприниматели, частные врачи, юристы;

2) финансовые учреждения и организации;

3) государственные учреждения;

4) частные некоммерческие организации (партии, профсоюзы, общественные фонды и т.д.);

5) домашние хозяйства (в этот сектор также включены солдаты и заключенные);

6) заграница (весь остальной мир) – это все экономические агенты за границей, которые осуществляют экономические операции с хозяйствующими субъектами данной страны.

Основу национальных счетов для экономики в целом составляют шесть следующих счетов:

Счет производства (отражает результаты производственной деятельности);

Счет образования доходов характеризует процесс образования различных доходов (прибыли, заработной платы, доходов от собственности, трансфертных платежей и т.д.);

Счет распределения доходов (показывает, как доходы распределяются между основными получателями);

Счет использования доходов (показывает, как из располагаемого валового дохода образуется конечное потребление и валовое накопление);

Счет капитала (содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала);

Финансовый счет (показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов образований и обязательств).

Взаимосвязи между секторами охватывают все виды операций с товарами и услугами, доходами и расходами. Каждой записи в одном счете соответствует идентичная запись в противоположенном счете.

В итоге обработки информации составляется комплекс балансовых таблиц, показатели которых позволяют определить обобщающие макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики и динамику экономического роста.

Наглядное представление о взаимосвязи различных показателей национальной экономики в СНС дает табл. 3, построенная на основе условных данных.

Таблица 9 - Пример итоговой таблицы СНС

Доходы Распределение
Измерение ВНП по сумме расходов. Метод потока товаров Измерение ВНП по сумме доходов. Метод потока издержек
Личные потребительские расходы Объем потребленного капитала
Валовые чистые внутренние инвестиции Косвенные налоги на бизнес
Государственные закупки товаров и услуг Заработная плата
Чистый экспорт -93 Арендная плата
ВНП Проценты
Амортизационные отчисления -505 Доход от индивидуальных вложений
ЧНП Налоги на прибыль корпораций
Косвенные налоги на бизнес -393 Дивиденды
Национальный доход
Взносы на социальное страхование -445 ВНП
Налоги на прибыль корпорации -145
Нераспределенная прибыль корпораций -79
Трансфертные платежи
Личный доход
Индивидуальные налоги -590
Располагаемый доход

Между показателями сводных национальных счетов существует связь в виде равенства. Например, чистый национальный продукт равен сумме 5 и 6 строк, национальный доход – 7 и 8 строк и т.д.

Роль национального счетоводства в анализе и регулировании макроэкономических процессов определяется выполняемыми функциями. В зарубежной теории СНС рассматривается как важнейший инструмент:

Экономической политики;

Экономического прогнозирования;

Оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с другими странами;

Связи экономической теории с практикой.

Совокупный спрос представляет собой объем товаров и услуг, который готовы купить домашние хозяйства, предприятия, правительство, иностранные государства при любом возможном уровне цен. Основными компонентами совокупного спроса являются: потребительские расходы, инвестиционные расходы, государственные расходы, чистый экспорт.

Кривая совокупного спроса (AD) внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке. Различие лишь в том, что она построена в иной системе координат (рис. 2).

I AD1 …………Е

Рисунок 12- Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS»

Где, Y – реальный ВВП; P – уровень цен; AD – кривая совокупного спроса; AD1, – кривая совокупного спроса под влиянием неценовых факторов; AS – кривая совокупного предложения; E – точка равновесия

Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объем реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объем реального ВВП будет больше при прочих равных условиях. Под прочими равными условиями подразумевается влияние неценовых факторов, вызывающих смещение кривой AD.

Основными неценовыми факторами совокупного спроса являются:

· увеличение денежной массы,

· изменение ставок налогов,

· инфляционные ожидания населения,

· увеличение государственных расходов.

Совокупное предложение – это объем всех предназначенных к продаже товаров и услуг при каждом данном уровне цен в стране. Обычная кривая краткосрочного предложения конкретной фирмы имеет положительный наклон. Возникает вопрос: почему кривая AS имеет несколько иную форму? Ответ заключается в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три ситуации:

Состояние неполной занятости;

Состояние, приближающееся к уровню полной занятости;

Состояние полной занятости.

Таким образом, кривая AS состоит из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального. Горизонтальный участок в экономической литературе называется «кейнсианским», а вертикальный – «классическим».

Кроме общего уровня цен на объем реального ВВП влияют и другие факторы, приводящие к смещению кривой AS (аналогично смещению кривой AD). Важнейшие из них – изменение цен на факторы производства.

В точке пересечения кривых AS и AD образуется макроэкономическое равновесие, под которым понимается сбалансированность и пропорциональность производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.


Похожая информация.