Понятие врп. Валовой региональный продукт

  • 08.07.2021

Валовой региональный продукт (ВРП) - обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг.

Валовой региональный продукт (ВРП) - показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления, определяется как сумма вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

национальном уровне валовой региональный продукт (ВРП) соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Существует несколько методов расчета ВРП . Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Рассчитывается на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта).

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница.

Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку при расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП. Поэтому суммарный ВРП всех регионов России меньше ВВП страны.

Перечислим элементы, не учитываемые при расчете валового регионального продукта (ВРП) :

Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, международная деятельность и т.д.);
- добавленная стоимость услуг финансовых посредников (в первую очередь банков), деятельность которых редко ограничивается строго отдельными регионами;
- добавленная стоимость услуг внешней торговли, которые во многих случаях можно получить только на федеральном уровне;
- часть налогов (налоги на импорт и экспорт), которые невозможно учесть на региональном уровне.

Что касается первого пункта рассмотренных элементов, то концептуально учет этих услуг должен осуществляться по месту их производства (оказания), а их величина должна включаться в объем ВРП соответствующего региона.

Объем этих коллективных услуг определяется в размере соответствующих расходов государственного бюджета, отражаемых в отчете об исполнении федерального бюджета. Все расходы федерального бюджета в региональном разрезе должны учитываться и отражаться системой региональных казначейств в соответствии с действующей единой бюджетной классификацией. Но до сих пор продолжает сохраняться практика учета некоторых расходов федерального бюджета в целом по стране без разбивки по отдельным регионам.

Это обусловлено, в основном, невозможностью определить, к какому конкретно региону можно отнести осуществляемые расходы (например, расходы бюджета на международное сотрудничество, обслуживание государственного долга и т.д.), а также сохраняющимися недостатками финансового учета или некоторыми политическими соображениями (расходы на оборону, органы внутренних дел и т.д.).

Таким образом, наличие проблем, связанных с распределением по регионам страны части государственных расходов, а также с преодолением недостатков регионального учета (неполноты отражения данных в отчетах казначейств) заставляют в настоящее время отказаться от их учета на региональном уровне.

Кроме того, к числу позиций, определяющих расхождение между валовым внутренним продуктом в целом и суммой валовых региональных продуктов по всем территориям, относятся показатели, отражающие финансовое и внешнеторговое посредничество.

Производство услуг финансовых посредников в современных условиях весьма затруднительно корректно учесть по регионам. В силу специфики банковской деятельности проблематично привязать ее объем к одному региону, где зарегистрирован банк. Банк может быть зарегистрирован, например, в Москве или иметь здесь только филиал, ведущий, как правило, большой объем операций, но при этом московский банк или московский филиал провинциального банка сегодня реально может обеспечить финансовое посредничество практически на всей территории России. В результате территориальные органы статистики практически не располагают данными для того, чтобы точно оценить производство финансовых услуг на территории региона.

Такой элемент расчета ВВП, как «косвенно измеряемые услуги финансовых посредников», также не представляется возможным распределить по отдельным территориям. Как известно, по методологии СНС стоимость этих услуг включается в промежуточное потребление их получателей. Но вопрос отнесения стоимости услуг финансовых посредников на промежуточное потребление конкретных потребителей этих услуг до настоящего времени не решен даже теоретически, их объем измеряется косвенно в целом и, соответственно, не распределяется ни по отраслям, ни по территориям.

В настоящее время большую проблему в региональных расчетах представляет учет межрегионального обмена товарами и услугами, что и обуславливает невозможность осуществления учета добавленной стоимости внешней торговли для региона с удовлетворительной степенью достоверности.

Очевидно то, что объем чистых налогов на импорт в существующих условиях можно оценить только в целом по экономике без распределения по регионам. Практически невозможно определить территориальную структуру ни налогов, ни субсидий по импорту, поскольку отсутствует информация о территориальном распределении самого импорта товаров.

Определенные проблемы связаны и с региональным учетом чистых налогов на продукты. Они обусловлены недостаточностью информации в бюджете. В частности, для расчета чистых налогов по регионам необходимо представлять региональное распределение субсидий на продукты, выплачиваемых из федерального бюджета.

В полном объеме таких данных нет не только в региональной статистике, но и на федеральном уровне, так как определенная часть субсидий на продукты распределяется Минфином России не в регионы, а передается министерствам и ведомствам на развитие соответствующей отрасли и только затем через ведомственное распределение попадает на предприятия. Проследить весь путь таких субсидий до регионов практически невозможно, поэтому для определенной части чистых налогов на продукты удается сделать только общую оценку по экономике в целом.

Таким образом, в силу ряда методологических и организационных причин ряд важных позиций ВВП может быть рассчитан только на федеральном уровне для экономики в целом и сумма ВРП по всей территории России объективно меньше, чем ВВП . Объективно обоснованное расхождение между ВВП и ВРП составило в 2002 году 12,6 процентов.

Начиная с итогов за 2004 год, данные о валовом региональном продукте (ВРП) публикуются на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в основных ценах, ранее публикация данных о ВРП осуществлялась в рыночных ценах.

В настоящее время в России идет активное внедрение ДИС ПДНС (Двухуровневой Интегрированной системы подготовки данных для национальных счетов). Уже за 2007 год ВРП был рассчитан с внедрением ДИС ПДНС, которая позволила провести дополнительный контроль показателей и сбор данных. К сожалению, до последнего времени ДИС ПДНС не переросла стадию опытной эксплуатация и представляет собой неразрешённый клубок конфликтов постановок задач по различным статистическим формам.

В 2010 году разработка ДИС ПДНС была передана новому подрядчику (Тверь Информ Продукт), который ограничился редизайном старой программы, выдав её за совершенно новый программный комплекс.

К сожалению, подсчет ВРП субъекта федерации отстает на 28 месяцев. Так, например, данные по ВРП за 2007 год появились на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в марте 2009 года.

ВРП рассчитывается территориальными органами государственной статистики согласно единой методологии, разрабатываемой в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации.

Органами государственной статистики согласно единым методологическим принципами составляются таблицы «затраты-выпуск». Базовые таблицы «затраты-выпуск», являясь составной частью СНС, представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции. Дополняя полную последовательность счетов, эти таблицы позволяют обеспечить более детальный анализ процесса производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, создающихся в процессе производства.

Основными показателями таблиц «затраты-выпуск» являются:

− выпуск товаров и услуг;

− промежуточное потребление;

− валовая добавленная стоимость;

ВРП может быть рассчитан следующими тремя методами:

Производственным;

распределительным;

конечного использования (таблица 1).

Таблица 1 − Методы расчета ВРП

Метод расчета ВРП на основе счета производства получил название производственного. Он показывает, как образуется совокупное предложение товаров и услуг при средней интенсивности использования факторов производства.

Производственный метод предназначен для анализа структуры производства в регионе, изучения эффективности отраслей экономики и эффективности факторов производства, выявления относительного уровня экономического развития региона. Анализ вклада отраслей в создание ВРП региона характеризуется их долей в сумме валовой добавленной стоимости (ВДС).

Согласно методу конечного использования ВРП определяется как сумма следующих компонентов:

расходы на конечное потребление товаров и услуг;

валовое накопление;

чистый экспорт товаров и услуг.

Под расходами на конечное потребление товаров и услуг понимают расходы домашних хозяйств, расходы учреждений государственного управления и расходы некоммерческих организаций на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают:

расходы на покупку потребительских товаров и услуг;

потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и так далее;

потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления.

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих учреждений минус поступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленные этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домохозяйствам на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования. Бюджетные организации здравоохранения, социального обеспечения и т.д. представляют товары и услуги для индивидуального потребления, которые используются домашними хозяйствами для удовлетворения личных потребностей. Услугами для коллективного потребления являются услуги бюджетных организаций управления, обороны.

Применение пакета Анализ данных программы МS Ехcel в курсе статистики
Цель работы: освоение основных статистических величин, выполнение расчетов и применение пакета «Анализ данных» программы МS Ехcel в курсе статистики. Задание 1 Используя пакет «Анализ данных» программы М5 Ехсе1, сформировать генеральную совокупность случайной величины, подчиняющейся нормальному распределению с заданными параметрами объемом N = 1000. Из полученной генеральной совокупности сформировать две выборки, объемом n = 75. Одну выборку сфор...

Страница | 38

Введение …………………………………………………………….……..2

    Теоретические понятия

1.1. Валовой региональный продукт………………………………….…..4

1.2. ВРП в системе национальных счетов…………………………….…..6

1.3. Методы исчисления ВРП. Производственный метод исчисления ВРП…………………………………………………………………..….….12

2. Расчетная часть ………..……………………………………………...19

Задание 1………………………………………………………………….20

Задание 2………………………………………………………………….27

Задание 3………………………………………………………………….33

Задание 4………………………………………………………………….35

Список использованной литературы……………………………….….…37

Приложение…….…………………………………………………………..38

Введение

Для получения целостного представления о функционировании экономики страны используется совокупность взаимосвязанных между собой показателей, характеризующих результаты экономической деятельности на микро- (отдельного предприятия, организации), мезо- (сектора или отрасли) и макроуровне (страны в целом).

Показатели результатов экономической деятельности в системе национальных счетов подразделяются на показатели:

      Валовых результатов;

      Конечных (чистых) результатов.

Валовые показатели отличаются от чистых на величину потребления основного капитала.

Основными макроэкономическими показателями, характеризующими социально-экономическое положение региона, и эффективность принятых местными органами власти и управления решений, является: валовой региональный продукт (ВРП);

Базовым обобщающим показателем в системе национальных счетов (СНС) является показатель ВРП, так как он характеризует уровень экономического развития и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов региона (республики).

В связи с тем, что валовой региональный продукт – ключевой показатель системы национальных счетов на региональном уровне он используется Министерством финансов.ВРП – показатель общего экономического состояния региона. Он дает представление об общем материальном благосостоянии региона, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.

Основным количественным показателем, характеризующих экономический рост, является валовой внутренний продукт (ВВП), а на уровне отдельного региона - валовой региональный продукт (ВРП), который оценивает величину стоимости товаров и услуг, созданной в результате производственной деятельности институциональными единицами на экономической территории данной страны, как правило, за год.Показатель ВРП имеет очень важное значение для экономики в целом. Он используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике региона и так далее.

    Целью данной работы является изучение ВРП, как важнейшего показателя системы региональных счетов. В первом разделе курсовой работы рассматриваются основные понятия ВРП и ВДС, метод расчета ВРП (производственный метод).

Актуальность исследования состоит и в том, что необходимо выделить факторы, которые способствуют долговременному увеличению возможностей удовлетворять все более разнообразные потребности населения в продуктах экономической деятельности, особенности осуществления этого процесса в регионе, а так же выявить основные проблемы, возникающие при этом.

    Теоретические понятия

      Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт (ВРП) – обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. Публикация данных о ВРП ранее осуществлялась в рыночных ценах. Оценка ВРП в основных ценах отличается от оценки в рыночных ценах на величину чистых (за вычетом субсидий на продукты) налогов на продукты. ВРП в основных ценах представляет собой сумму добавленных стоимостей в основных ценах по видам экономической деятельности.

Валовой региональный продукт – это индикатор или показатель состояние экономики региона, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления.

Показатель валового регионального продукта является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта. Однако между показателями валового внутреннего продукта (на федеральном уровне) и валового регионального продукта (на региональном уровне) есть существенная разница. Сумма валовых региональных продуктов по России не совпадает с ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость по нерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и так далее), оказываемым государственными учреждениями обществу в целом. 1

Результатом производственной деятельности регионав денежном выражении выступает валовой региональный продукт (ВРП) в рыночных ценах. ВРП является обобщающим показателем экономической деятель-ности региона. Он создается в результате использования факторов произ-водства внутри региона и характеризует потенциально возможный объем предложения товаров и услуг.

Значимость показателя ВРП в макроэкономическом аспекте обусловлена тем, что данные о результатах производственной деятельности регионов используются органами государственного регулирования экономики для разработки региональной политики, принятия решений в об-ласти социальной, фискальной, кредитно-денежной политики. Кроме того, ВРП позволяет проводить межрегиональные сравнения с целью оценки места каждого региона в системе экономических отношений внутри Российской Федерации и выявления закономерностей и диспро-порций развития регионов. 2

Разработанный инструментарий позволяет вычислять главный макроэкономический показатель региона - ВРП - производственным методом приоритетность которого обусловлена наличием необходимой информации. При этом суммируется валовая добавленная стоимость по институци-ональным единицам, объединенным в группы по видам деятель-ности или секторам экономики. ВДС по каждому виду деятель-ности (сектору) рассчитывается как разница между выпуском в основных ценах и промежуточным потреблением. Для оценки ВРП в рыночных ценах (ценах потребления) к полученной сумме в основных ценах прибавляется величина налогов на продукты и вычитаются субсидии на продукты. Методологические различия ВРП и ВВП связаны с наличием в ВВП элементом, которые полностью или частично не могут быть определены на региональном уровне.

Часть ВВП в принципе не может быть отнесена к какой-либо территории, т.к. они представляет собой стоимость коллективных услуг, оказываемых обществу в цепом (оборона, частично-государственное управление, международное сотрудничество) Финансирование данных услуг идет за счет федерального казначейства и их стоимость учитывается только при расчете ВВП.

Определенной спецификой обладает банковская деятельность. Конкретный банк может быть зарегистрирован как юридическое лицо на территории одного региона и выполнить финансовое посредничество на территории как данного, так и других» регионов. Поэтому проблематично привязывать общую стоимость услуг финансового посредничества (кроме услуг страхования) и косвенно учитываемых услуг финансовом посредничества, включаемых в промежуточное потребление, к конкретному региону. Этот объем определяется Госкомстатом России только на федеральном уровне и целом по экономике.

      ВРП в системе национальных счетов

    Развитие 3 в нашей стране рыночных отношений потребовало перестройки отечественной статистики, внедрение в нее пока-зателей и их систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и мак-роэкономический показателей, в общем виде характеризующих важнейшие результаты и пропорции экономического развития. Кроме того, в связи со вступлением России в Международный Валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструк-ции развития (МБPP) стало необходимым применять в оте-чественной статистике, систему национальных счетов, исполь-зуемую в большинстве стран мира и рекомендованную некоторыми международными организациями.

Система национальных счетов Российской Федерации (СНС РФ) начала реально создаваться в 1991 г. с разработки соответствующей национальной методологии и проведения сначала экспериментальных, а затем регулярных расчётов основных счетов. Методологические работы в области созданий СНС ве-лись Госкомстатом России совместно с ОЭСР, МВФ, Статис-тическим комитетом СНГ, Центральным банком России, Ми-нистерством экономики, России, Центром экономической конъюнктуры, ИСЭИ, МЭСИ и другими научными и эконо-мическими организациями.

В основу СНС РФ были заложены принципы расчетов Евро-пейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соот-ветствии с новым международным методологическим стандар-том по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом.

Национальные счета представляют собой систему взаимо-связанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц.

    Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов - резидентов от момента Производства до момента ко-нечного потребления или создания разных видов накопления.

Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа сче-тов.

Счет представляет собой таблицу, включающую две совокуп-ности показателей, характеризующих: а) ресурсы и б) их ис-пользование. В каждом счете соблюдается, равенство (равнове-сие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается р. помощью, балансирующей статьи.

    Валовой региональный продукт – это показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

    Расчет показателя валового регионального продукта (ВРП) производится силами территориальных органов государственной статистики в рамках внедрения элементов системы национальных счетов (СНС) на региональном уровне. Методология расчета разработана в центральном аппарате Госкомстата России и является единой для всех регионов.

Система национальных счетов представляет собой развернутую статистическую модель, включающую систему взаимоувязанных показателей макроуровня. СНС существует в виде международного стандарта, рекомендованного для внедрения в различных странах Статистической комиссией ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР и Комиссией Европейских Сообществ. СНС включает в себя набор статистических таблиц, называемых счетами, каждый из которых характеризует определенную стадию экономического цикла: производство, образование и распределение доходов, расходы на конечное потребление и на накопление. Центральным макроэкономическим показателем, вокруг которого, по существу, строится остальная система, является показатель валового внутреннего продукта (ВВП).Статистическая сводка и аналитическая группировка выборочной совокупности регионов РФ за 2007 год Валовой региональный продукт ...

  • Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг (2)

    Реферат >> Маркетинг

    ... «Статистика» на тему «Статистические методы изучения потреблениянаселением товаров и услуг» ... региональном уровнях. Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов ... на продукты питания от валового дохода...

  • Статистические методы изучения качества и уровня жизни населения

    Курсовая работа >> Экономика

    На тему: «Статистические методы изучения уровня и... сохраняется значительные региональные различия в уровне... , в США стоимость продуктов питания, коммунальных платежей... и объяснить их расхождение. Приступаем к расчетам: х –валовой доход, у – расходы, n = 5, N ...

  • Статистические методы изучения инвестиций (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    Объема инвестиций к валовому внутреннему продукту : Для анализа эффективности... и В.М. Рябцевым динамический мультипликатор региональных инвестиций(МРД):3 , где - ... часть Вариант №2 Тема. Статистические методы изучения инвестиций Имеются следующие выборочные...

  • Как отмечалось выше, основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики в статистике многих стран, а также международных организаций (ООН, ОЭСР, МВФ и др.), является ВВП. На микроуровне (предприятий и секторов) показателю ВВП соответствует показатель вновь созданная “валовая добавленная стоимость”, отражающий конечный результат их производственной деятельности. Для характеристики процесса производства товаров и услуг на мезоуровне (региона, края, области) в соответствии с общими методологическими подходами СНС рассчитывается валовой региональный продукт.

    Валовой региональный продукт – это обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг. ВРП (или "наш труд" ) равен сумме добавленных стоимостей секторов экономики региона, рассчитанных как разность между выпуском и промежуточным потреблением ("чужой труд"), плюс чистые налоги на производство и импорт.

    ВРП рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП ), а также в сопоставимых ценах (реальный ВРП ). ВРП - это принципиально новый для России агрегированный показатель, который раньше не применялся в практической деятельности страны и регионов. Его главная концептуальная особенность состоит в том, что осуществляется учет любой деятельности и стимулирование "нашего" труда всех предприятий. Одновременно исключаются повторный счет и затраты «чужого» труда, которые раньше учитывались в общих объемах и результатах оценки эффективности производства.

    ВРП = S ВВ - S ПП + S ЧНП + S ЧНИ; (4.4.)

    Методология расчета этого показателя по большинству секторов и отраслей на региональном и федеральном уровне совпадает.

    Однако есть существенная разница между расчетами ВВП на федеральном уровне и расчетами ВРП на региональных уровнях. Отдельные компоненты ВВП на федеральном уровне по объективным причинам невозможно распространить по регионам (затраты по содержанию Администрации Президента, Правительства, Государственной Думы, Министерств и т.д.), они рассчитываются централизованно и включаются только в ВВП России в целом. Поэтому сумма ВРП всех субъектов Российской Федерации не равна ВВП.

    Валовая добавленная стоимость в основных ценах, рассчитанная по всем субъектам Российской Федерации, отличается от валового внутреннего продукта России на величину добавленной стоимости, создаваемой только на федеральном уровне. Поэтому суммарный ВРП всех регионов меньше ВВП страны на ряд не учитываемых элементов:

    Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука и т.п.);

    Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

    Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников (FISIM);

    Часть налогов, в частности - налоги на импорт, которые невозможно учесть на региональном уровне.

    Кроме того, технически невозможно и методологически неоправданно распределять между отдельными регионами нерыночные коллективные услуги, а также не существует данных для адекватного распределения добавленной стоимости по субъектам Федерации, создаваемой финансовыми и внешнеторговыми посредниками. Величина расхождения суммы ВРП по субъектам Федерации была, по нашей оценке, в 2000-2006 годах меньше на 12-13 % от суммарной величины ВВП.

    В России принята следующая схема расчета региональных показателей, основанных на единых методологических принципах СНС. Территориальным органам государственной статистики поручается в рамках Федеральной программы проводить сбор информации по унифицированным формам отчетности и ежегодно проводить расчеты агрегированных показателей региональных счетов в СНС.

    Данные расчетов ВРП постоянно проверяются Росстатом, и официальные результаты по регионам утверждаются им после четырехкратного уточнения данных по истечении 2 лет. Понятно, что интерес к ним со стороны органов управления снижается.

    Таблица 4.10.

    Валовой региональный продукт

    (на душу населения)

    Регион
    тыс. руб. в текущих ценах
    Россия 39,5 49,5 60,6 74,9 97,9 126,0 157,9 198,8 248,0
    Уральский округ 69,3 90,1 107,8 134,5 181,7 252,1 304,0 346,2 396,8
    Курганская 17,8 24,4 29,3 36,7 42,6 51,0 70,2 84,0 111,3
    Свердловская 34,2 44,1 52,2 63,8 82,1 107,6 148,5 186,6 214,9
    Тюменская 176,9 232,2 275,6 340,7 465,9 668,3 765,2 821,3 928,4
    Челябинская 33,0 39,2 47,8 61,4 81,7 98,8 126,8 163,8 189,5

    Источник: Ежегодник Федеральной службы государственной статистики М.2010 « Российский статистический сборник», с.335.

    Современных руководителей регионов особо интересует динамика ВРП, доходов, прибыли и сбережений. Появляются возможности территории оценить: уровень развития производства, вклад территориального образования в общие итоги работы экономики страны, какими ресурсами располагают субъекты РФ и как их используют.

    В то же время в стране, состоящей из 86 территориально-административных образований с различным географическим положением и значительными отличиями в уровнях социально-экономического развития трудно объективно распределить созданную добавленную стоимость и рассчитать истинные затраты производства. Поэтому проблема расчета ВРП для каждого региона стоит особенно актуально.

    На региональном уровне основные показатели СРС начали рассчитываться с 1995 года, и сделаны определенные интересные наблюдения, достигнуты совершенно новые результаты анализа.

    Помимо ВРП, территориальные органы государственной статистики должны исчислять также показатели валового накопления, конечного потребления, сбережений, основного капитала и ряд других показателей эффективности и интенсивности по методике СНС.

    Расчет ВРП ведется статистическими органами на дискретной основе производственным методом с учетом формирования информационной базы для счетов. Используются обычно два типа информации:

    Прямая информация, представляющая собой полные или частичные данные о величине и динамике расчетных показателей. Например, унифицированная форма П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" содержит сведения о количестве и динамике произведенной продукции отрасли. Информация, полученная из отчетов, обязательно досчитывается до полного круга с учетом малых предприятий, продукции домашних хозяйств и неформальной экономики;

    Косвенная информация, представляющая собой данные об объеме или динамике показателя, не составляющего целого или части рассчитываемого показателя, но изменения позволяют судить о динамике рассчитываемого показателя. Например, изменение численности обслуживающих лиц является косвенной информацией для определения динамики объема предоставляемых услуг.

    Прежде всего, следует отметить, что показатели могут быть стандартизированы, то есть, рассчитаны на одного жителя, что позволяет по-новому сопоставить интенсивность изменения данных между регионами, не взирая на их размер и масштабы. Это особенно важно, потому что появляется возможность сопоставить любой субъект Российской Федерации. Например, Москва дает примерно 10% суммарного ВРП всех регионов страны, cтолько же, сколько производят Северный и Волго-Вятский экономический районы, вместе взятые. А вклад Республики Ингушетия и Алтайского края небольшой - менее 0,02% ВРП от каждого региона.

    Москва, конечно, выделяется среди прочих регионов страны. На душу населения в столице производится на 70% добавленной стоимости больше, чем в среднем по России. Однако Москва не является чемпионом по данному показателю. Уровень производства в Тюменской области более чем в два раза выше московского и в 3,5 раза выше среднероссийского. В числе лидеров по стране - Республики Якутия и Коми, Красноярский край, Самарская область (с ее ВАЗ-ом). Татарстан и Санкт-Петербург занимают соответственно 21 и 22 места.

    Самые низкие показатели в Северо-Кавказских республиках, Калмыкии, Республиках Алтай и Тува, а также Пензенской, Тамбовской, Ивановской областях, где уровень среднедушевого производства ВРП в два, а то и в три раза ниже среднего по России уровня. Если сравнить между собой наивысший (Тюмень) и низший (Ингушетия) уровни, то разница получится значительная - больше чем в 17 (!) раз.

    Примерно соответствуют среднероссийскому уровни душевого производства в Архангельской, Нижегородской, Омской областях. Можно утверждать, однако, что среднее значение ряда несколько смещено из-за аномальных значений Тюмени, Якутии и Москвы, обусловленных вполне объяснимыми географическими и административными факторами, формирующими особенности хозяйства этих территориальных образований.

    Поэтому наиболее типичными являются показатели производства ВРП в Брянской, Владимирской, Калужской, Воронежской, Кировской, Волгоградской, Саратовской, Ульяновской, Курганской и других областях. В них среднедушевые показатели производства несколько ниже среднего по России уровня.

    Так же, как и при исчислении показателей производства, при построении других региональных показателей нет смысла учитывать коллективные услуги федерального уровня (государственное управление, оборона, академическая наука и т.д.), так как они оказываются для общества в целом.

    Важнейшим показателем, характеризующим конечное использование товаров и услуг на территории региона, является показатель “фактического конечного потребления . Домашние хозяйства потребляют продукты и услуги за счет собственных доходов, а также индивидуальные нерыночные услуги здравоохранения, образования, культуры и др. за счет государства и некоммерческих организаций, передаваемые домашним хозяйствам в виде трансфертов в натуральной форме. Этот показатель важен не только с точки зрения сопоставления производства и использования ВРП, но и изучения уровня благосостояния населения.

    Если по производству добавленной стоимости на душу населения Москва занимает третье место в России, то по фактическому конечному потреблению на душу населения она уверенно лидирует с огромным отрывом. Она почти на 90 % опережает Магаданскую область, которая идет второй, более чем в три раза превышает средний по России уровень и почти в 18 раз - уровень Республики Ингушетия.

    Тем не менее, бесспорным является то, что Москва по уровню потребления - это не совсем то же самое, что и остальная Россия. Если исключить из рассмотрения дальневосточные регионы, где расходы на конечное потребление традиционно высоки за счет географических причин, и Северо-Кавказские республики, где люди испытывают дополнительные трудности, то наиболее типичным будет уровень фактического конечного потребления в Смоленской, Тверской, Тульской, Белгородской, Воронежской, Саратовской и Челябинской областях.

    Однако в ряде территориальных образований Урала (Курганской, области и Удмуртской республике) происходит более высокая натурализация производства на уровне хозяйственных единиц (предприятий), имеет место значительный дефицит сырьевых и финансовых ресурсов, неравновесность технологических укладов (большой доли в экономике отраслей военно-промышленного и аграрного комплекса), стремление к упрощению технологий с сохранением значительной доли ручного труда. Диспропорции сопровождались неравномерностью институциональных преобразований, включением в систему внешнеэкономических связей на новых, более открытых условиях, нарушением системы кооперации.

    В результате сложившаяся система территориального и отраслевого разделения труда оказалась слабо приспособленной к рыночным отношениям. Усилилась региональная дифференциация уровня производства, потребления и жизни населения. Поэтому наряду с экономическими показателями СНС должны измеряться и социальные индикаторы человеческого развития.

    Статистика, как живая общественная наука, отражающая жизнь и деятельность населения и домашних хозяйств, способна по новой концепции охарактеризовать условия жизни населения, которые должна создает для него власть. Согласно ст. 7 Конституции РФ «Российское государствосоциальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . В то же время возможности для развития должны обеспечивать сами люди и работодатели. Решение проблем сбережения населения и связанные с этим расходы бюджета – это не благотворительность и не социальная помощь. Это инвестиции в человеческий капитал, которые способны обеспечить экономический рост на всей территории России.

    Предлагается учитывать особенности развития региона: социально-демографические и кадровые, общественно-политические - для отражения условий жизнедеятельности населения. А материально-ресурсные, отраслевые и структурные, финансово-бюджетные, природно-климатические, информационно-статистические, организационно-экономические - для характеристики возможностей населения и предприятий.

    Для этого необходимо изменить систему показателей, отражающих эффективность работы кадров и экономики. Отказаться от старого ущербного показателя - объема производства в отраслях, который содержит двойной счет и стимулирует рост затрат, а не рост добавленной стоимости.

    Уйти от повторного счета на практике пока не удается в связи с тем, что на федеральном и региональном уровнях в основном применяются количественные показатели, характеризующие экстенсивные формы управления (объем промышленного, сельскохозяйственного и иного производства), а качественные показатели (ВРП, прибыль, производительность труда и т.д.) как основные применяются редко в официальных публикациях.

    Все это происходит потому, что аппараты органов власти и управления медленно осваивают СНС и СРС и недостаточно активно используют современные рыночные индикаторы, общепризнанные во всем мире.

    С экономической точки зрения ущербно применять в качестве главных объемные и только количественные показатели, содержащие в своем составе значительную долю затрат предприятий (промежуточное потребление). Практически осуществляется эклектика, вне гласное стимулирование затрат, причем важнейшие в рыночных условиях данные, такие, как региональный продукт, доходы, потребление, накопление, прибыль, сбережение и многие другие показатели СНС используются как второстепенные.

    Таблица 4.11.

    Структура ВРП в Курганской области

    (млрд. руб. / доля, в %)

    «Валовой выпуск», полученный за счет повторного и двойного счета сырья, материалов и полуфабрикатов (чужой труд ) составил в 2001 г. свыше 52 млрд. рублей, а региональный продукт (свой труд) - всего 25 млрд. руб. В 2008 году «выпуск» достиг 250 млрд. рублей, а ВРП - 106 млрд. рублей. Доля затрат снизилась с 51% (2001 г.) до 48% в 2008 году.

    ВВП на стадии образования доходов складывается в основном изприбыли предприятий, доходов населения и налогов, при этом затраты не учитываются.В среднем реальные доходы населения и прибыль предприятий должна повышаться на 7-10% в год. Однако прибыль экономики растет незначительными темпами.

    Вместо расширения «экспорта» продукции в другие регионы увеличивается «импорт», за который надо платить, а средства ограничены, денег не хватает, требуется все больше финансовых средств для обслуживания «чужого» труда. Это расточительство снижает эффективность всей экономики Курганской области и превращает ее в сырьевой придаток областей и республик Урала, Западной Сибири и других регионов страны.

    Поэтому необходимо уходить от стимулирования затрат и повторного счета, необходимо использовать только данные СНС, такие как ВВП, ВРП, доходы, прибыль, потребление, накопление, сбережение и т.д. Одновременно потребуется создание системы экономического образования СНС всех государственных и муниципальных служащих, специалистов предприятий, население и общественность. Такой ликбез СНС организован в Курганской области.

    Контрольные вопросы

    1. Сумма добавленной стоимости предприятий равна или нет ВРП ?

    2. Чем объясняется необходимость исчисления ВРП?

    3. В чем заключаются особенности методик оценки ВРП?

    4. Какие показатели СРС используются на практике?

    5. Какие счета и показатели применяются для отражения деятельности домашних хозяйств?

    Экономика

    Наверное, каждый второй знает, что часто встречающаяся в СМИ аббревиатура ВВП расшифровывается как валовой внутренний продукт и что это весьма важный показатель экономического развития любого государства. Соответственно, если ВВП большой, то дела в этом государстве идут хорошо, а если наоборот – неважно. На этом, пожалуй, осведомленность большинства из нас и заканчивается. А что отражает ВВП и как он рассчитывается? До экономик каких стран российскому ВВП еще расти и расти, а также чем отличается ВВП от ВРП (валового регионального продукта)? На эти и другие вопросы «ГЧ» отвечает в рубрике «Популярная экономика».

    Откуда что берется
    Существуют различные макроэкономические показатели, отражающие динамику развития экономики страны в целом, но, как объясняет эксперт, одним из самых популярных является ВВП – «показатель, который представляет собой сумму конечного производства всех предприятий страны за определенный период, обычно за год».
    Распространенный способ расчета ВВП – по добавленной стоимости. То есть по тому, сколько добавилось на каждом этапе процесса производства – от сырья до готового продукта. Это – производственный метод расчета ВВП. Есть и другой, достаточно простой способ – по доходам, которые имеют все экономические субъекты и которые можно суммировать. Но доходы одних – это всегда расходы других, поэтому еще один способ расчета – по затратам.Учитываются и суммируются потребительские расходы, инвестиционные (их несут предприятия в связи с приобретением нового оборудования, например), государственные и такой элемент совокупных расходов, как «чистый экспорт».
    – Чистый экспорт – эта разница между экспортом и импортом, и это – такой же элемент совокупного спроса на продукцию нашей промышленности, – рассказывает Андрей Котов. – Если мы будем увеличивать экспорт, то и чистый экспорт соответственно будет расти: увеличение спроса ведет к росту ВВП.

    Теневая экономика и «парадокс бережливости»
    Общепризнано, что ВВП, конечно, хорош, но не идеален: с его расчетом связан ряд специфических проблем:
    – Первая и самая известная – это теневая экономика. Надо понимать, что есть определенный «кусочек», который находится в тени, вне поля статистики. Это очень серьезная проблема, в том числе и для нашего региона. Некоторые показатели у нас официально очень низкие, а если посмотришь на автомобили, на магазины и другие факторы потребительского спроса, становится понятно, что здесь теневая экономика имеет место быть.
    Еще одна проблема, связанная не просто с расчетом ВВП, а с увеличением его объема, – «парадокс бережливости». «Представим, что семья живет своим хозяйством, – объясняет Андрей Котов, – жена все делает сама, ни в кафе, ни в ресторанах они не питаются, муж тоже все мастерит своими руками и услугами ремонтных служб не пользуется. Такая бережливость, как это ни парадоксально, приводит к определенному снижению ВВП. А отсутствие бережливости, конечно, косвенным образом – через потребление, положительно влияет на рост производства».

    «Какчество» и «коликчество»
    – ВВП – показатель количественный, а не качественный, – отмечает эксперт. – Экономика все-таки должна учитывать такие аспекты, как например, экологический. Опыт показывает, что в ряде стран бурное развитие с точки зрения количественных показателей, в том числе рост ВВП, приводит к отрицательным экологическим последствиям.
    Кроме того, как указывает эксперт, одинаковый объем ВВП у двух государств вовсе не означает, что благосостояние людей в этих странах одинаково. В позапрошлом году Китай обогнал Японию и вышел по объему ВВП на второе место в мире, но вряд ли китайцам так уж сладко живется. Возможность говорить не только об уровне, но и о качестве дает такой показатель, как ВВП на душу населения.

    Как бутерброд засветился в мировой экономике
    – Очень часто ВВП рассчитывается в долларах. Но, скажем, 1 тысяча долларов в России, в США, в Бангладеш и в Индии – это разные величины. Поэтому используется такое понятие как ВВП по паритету покупательной способности, то есть по способности купить на территории той или иной страны определенный товар. Существуют такие интересные показатели, как, например, «индекс Биг Мака»: это продукт, который продается в разных странах и стоит разных денег. Сравнив его стоимость, можно выявить реальный курс национальной валюты и, соответственно, рассчитать ВВП. По данному показателю доллар должен стоить порядка 15–16 рублей.

    ВВП как градусник
    – Надо понимать, – объясняет Андрей Анатольевич, – значимым является не только итоговый показатель (скажем, ВВП за год), но и динамический, например, прирост ВВП за 10 лет. Он дает более точную картину, потому что позволяют снизить влияние экономического цикла (рост – снижение) и конъюнктурных факторов. ВВП как градусник, показывает то, что есть, а не то, как должно быть или как хотелось бы. Поэтому используются и другие экономические показатели, такие как национальное богатство (все, что накоплено за долгие годы). Это важно, потому что сырьевые товары можно распродавать. В этом смысле возникают негативные ассоциации с тем временем, когда мы просто «проедали» нефтедоллары.
    Говоря о структуре ВВП в том виде, в котором она существует сейчас, необходимо отметить необходимость диверсификации экономики, то есть снижения зависимости от какого-то одного товара (нефти, газа) и от конъюнктуры мировых рынков, взлета и падения цен: «Когда-то Саудовская Аравия в ответ на действия Советского Союза по поводу ввода войск в Афганистан просто-напросто увеличила объемы добычи нефти. Цены рухнули, проблемы бюджета оказались очень серьезными. Но это опять-таки не ВВП виноват. Нечего на зеркало пенять…»

    Рост или развитие
    Экономический рост не всегда означает развитие. Можно год за годом производить одно и то же, и, возможно, иметь рост. Но будет ли это развитием?
    – После распада СССР объемы промышленного производства снизились почти на 50 %, в то время как в годы Великой отечественной войны – примерно на 30 %. То есть ситуация была хуже, чем тогда, когда значительную часть страны оккупировали. Экономический рост с тех пор носил восстановительный характер, и надо сказать, потихонечку мы доходим до того объема производства, и соответственно ВВП, который был раньше. Далее необходимо переходить, если угодно, к устойчивому экономическому развитию. Полностью избежать влияния циклов и кризисов невозможно: наша страна очень сильно увязла в экономических связях с другими государствами. Абсолютно ровной дорога в гору с точки зрения темпов роста ВВП вряд ли будет. Зарубежный опыт показывает: необходимо достаточно сильное влияние государства на динамику и, главное, структуру ВВП. Одно дело, когда значительная часть ВВП формируется за счет экспорта нефти, газа, черных и цветных металлов, леса. Другое – когда ведется производство высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной как на российском, так и на мировом рынках. Поэтому на первый план выходит именно структура ВВП. Это и есть требование диверсификации. С одной стороны, речь идет о добавленной стоимости: ведь можно продавать не нефть и нефтепродукты, а товары, скажем, химической промышленности. С другой стороны, это возможность не зависеть от одного рынка, снижение рисков путем распределения активов по разным отраслям и предприятиям.

    ВВП и ВРП
    Упрощенно говоря, валовой региональный продукт (ВРП) – это ВВП области, хотя здесь есть некоторые отличия. Возникающие здесь специфические проблемы – это, например, ситуация конкуренции субъектов. Целый ряд компаний имеют «штаб-квартиру» в одном регионе, а фактически осуществляют свою деятельность в другом или даже в других. Отчисления же, в том числе налоговые, производятся по месту регистрации фирмы.
    – Конечно, федеральный бюджет все равно передает часть средств региону, некоторые налоги платятся по месту нахождения филиала компании: например, с зарплаты работников. Но другая часть доходов уходит, сокращается налогооблагаемая база. Можно долго ругать организации за то, что они переезжают в другой регион, а можно создать такие условия, чтобы им не хотелось этого делать, чтобы именно сюда приезжали новые фирмы и регистрировали здесь свою хозяйственную деятельность.
    Что касается Воронежской области: по показателям ВРП и ВРП на душу населения некоторые соседи, например, Белгородская область, заметно нас превосходят. Но если говорить, о Липецкой области, их успехи объясняются наличием одного успешного, динамично развивающегося предприятия – металлургического комбината.
    – Экономика Воронежской области более диверсифицирована, и это положительное свойство нашего региона. У нас есть свои конкурентные преимущества в сельском хозяйстве, в промышленности, в сфере услуг. Хотя Воронежскую область характеризуют как индустриально-аграрный регион (промышленность на первом месте), без устойчивого развития сельского хозяйства нельзя будет говорить, например, о развитии пищевой промышленности, что очень значимо для индустрии. Сюда же можно отнести целый ряд подотраслей машиностроения, производство строительных материалов, химическую промышленность, по которым наш регион традиционно имеет хорошие заделы с точки зрения инфраструктуры, подготовки кадров, научного обеспечения, сферы услуг. Воронеж является столицей Центрального Черноземья, поэтому многие межрегиональные, транснациональные компании, рассматривают его как место расположения своих филиалов. Целый ряд коммерческих банков разместил в нашем городе свои головные подразделения либо по Центральному Черноземью, либо даже по Центральному федеральному округу. Преимущество региона в том, что Воронеж является одним из лидеров подготовки кадров по ЦФО. Повторюсь: положительные свойства нашей области в отсутствии какой-то одной сферы, где мы вне конкуренции, мы сильны в разных отраслях. И, конечно, эти преимущества надо развивать.

    Потенциальный ВВП показывает, какой объем продукции страна могла бы произвести, если бы все факторы производства были задействованы, в том числе отсутствовала безработица. Под номинальным ВВП понимается вся произведенная продукция в действующих ценах. Реальный ВВП учитывает инфляцию.
    Лидером по объему ВВП, по данным Международного валютного фонда за 2011 год, традиционно остается США (ВВП по паритету покупательной способности оценивается в 15 064,816 миллиардов долларов). Далее следует Китай, Индия, Япония и Германия. Россия занимает шестую позицию с показателем 2376, 480 миллиардов долларов. (