Управление государственной задолженностью. Управление государственным долгом рф осуществляется

  • 08.04.2020

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Управление государственным долгом РФ»


Введение

В данной курсовой работе рассмотрены как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.

Актуальность работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

На современном этапе во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.

Объект исследования – государственный долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.

Задачи работы:

1. определить понятие и сущность государственного долга;

2. рассмотреть принципы управления госдолгом;

3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;

4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.


1. Теоретические аспекты государственного долга

1.1 Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Основные формы долговых обязательств РФ: кредитные соглашения и договора, государственные ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.

Во временном разрезе выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.

Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, поскольку развивающаяся экономика требует дополнительных вложений. Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства обусловливает необходимость покрытия затрат государства монетарными методами.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

· анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;

· анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;

· методы управления государственным долгом;

· анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития;

· анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

· определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.

Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, государственный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно – для первого).

Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.

Основными причинами возникновения бюджетного дефицита являются:

· сокращение общественного производства;

· эмиссия необеспеченных денег;

· чрезмерные затраты на социальные программы;

· чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Прогнозирование дефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться в отдельности, в отрыве от прогнозирования макроэкономического развития страны в целом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга.

С позиции кредитных отношений, государственный долг – это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Согласно статье 115 БК РФ, государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Письменная форма государственной гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.

В ходе экономической деятельности страны возникает долг, поскольку нередко для развития и продвижения хозяйственной деятельности требуются заемные средства. Чтобы грамотно распределять денежные средства и не обанкротить свое государство неумелым использованием финансовых ресурсов, необходимо регулирование заемных и собственных ресурсов. Поэтому нужно знать, кто осуществляет управление государственным долгом Российской Федерации.

Общие сведения

Если рассматривать госдолг как финансовый инструмент, то с его помощью исполнительные и законодательные органы страны влияют на денежное обращение, инвестиционную политику, производственную и другие сферы. При рассмотрении как объекта управления гос. структуры, используют его для установления необходимых положений для успешного функционирования. Благодаря этому, правительство осуществляет контроль госдолга, регулирует выпуск и обращение займовых средств, выполнение долговых обязательств и т. д.

Существует два основных вида государственного долга:

  1. Внешний. К нему относится заем, взятый у другой страны, зарубежной фирмы, гражданина и т. д. Такие кредиты довольно обременительны для государства, поскольку в счет его погашения идет сырье, полезные ископаемые, финансовые активы и т. д. Если на его обслуживание уходит порядка 20-30% всего внешнеэкономического оборота, то страна становится должником. Новые кредиты ей будут недоступны.
  2. Внутренний. К нему относятся все обязательства, невыполненные перед собственным населением (физ. и юр. лицами): невыплата з/п, пенсий, стипендий и пособий и т. д.

Также выделяются капитальный (суммарный размер долга по всем заимствованиям) и текущий (выплаты кредиторам по займам, срок погашения которых уже наступил).

Госдолг может формироваться как перед страной, так и физлицом

Задачи управления госдолгом

Чтобы эффективность регулирования этой величины была высокой, необходимо решать поставленные задачи. К ним относятся:

  1. Стабилизация размера задолженности на уровне, который не будет угрожать экономике и безопасности страны. Выполнение условий по обязательствам должны осуществляться без серьезного ущерба и недофинансирования социально-экономических программ.
  2. Снижение суммы средств, взятых взаймы, до оптимального показателя. Это делается путем увеличения сроков выплаты, повышения цены на ценные бумаги, привлечения новых инвесторов и т. д.
  3. Формирование и поддержание государственного авторитета и статуса надежного заемщика.
  4. Осуществление деятельности так, чтобы рынок управляемого госдолга был предсказуем и стабилен.
  5. Эффективное и выгодное в стратегическом плане использование кредитных средств.
  6. Обеспечение своевременных выплат по обязательствам, чтобы не происходило задержек и тем самым можно было бы исключить возникновение задолженности.
  7. Расширение типов и форм заимствований, распределение их по направлениям и т. д.
  8. Контроль деятельности государственных структур, обеспечивающих административные и управленческие функции.

Задач, которые должно выполнять государство, гораздо больше, но эти являются основными.

Управленческий процесс

Данное определение подразумевает несколько функциональных компонентов:

  1. Планирование. При этом взвешиваются все за и против, производится расчет и обсуждение условий (сроки, размеры платежей, процентная ставка и т. д.).
  2. Обслуживание. На этом этапе осуществляется деятельность, направленная на погашение основы долга, процентов, комиссий и т. д.
  3. Контроль и отслеживание состояния всех заемных обязательств.

Как и любой долг, государственный должен иметь грамотное управление

Госдолг управляется при помощи менеджмента его состава и структуры (debt management). Сущность этого процесса заключается в распределении всех статей долга по определенным критериям. Объектами, на которые он воздействует, являются:

  1. Состояние долгов и их сроки – грамотно распределяя их, государство может частично или полностью реструктуризировать свой заем.
  2. Кредитная структура (процентное и числовое соотношение внутренних и внешних, рыночных обязательств, распределение по категориям и т. д.).
  3. Размер общего госдолга.

Объективная оценка всех обстоятельств и правильная система действий – это залог успешной кредитной политики.

По каким принципам должен управляться государственный долг

Существует несколько основ, по которым следует вести регулирование данной сферы:

  1. Безусловность. Она подразумевает, что государство, взявшее на себя долговое обязательство, непременно выполнит его условия.
  2. Единство. В соответствии с этим правительство ведет учет всех материальных займов, независимо от их типа (муниципальный, федеральный, международный и т. д.).
  3. Минимизация рисков. Этот пункт включает в себя деятельность, направленную на снижение нагрузки кредитов на экономику страны.
  4. Оптимальность. Структура и система управления, сроки и условия должны быть максимально удобными.
  5. Финансовая независимость. Несмотря на обременяющие обязательства, суверенность и свобода действий государства не ограничиваются.
  6. Прозрачность. Все условия и состояние займа должны быть открытыми для населения, рейтинговых структур и СМИ.

Соблюдение этих принципов непременно, иначе нарушение может стать причиной расторжения договора. При этом управление долгом обязано включать в себя все эти пункты.

Управление ведется в соответствии с установленными принципами

Управленческие меры

Есть довольно много способов, применение которых необходимо для регулирования государственного долга. К таковым относятся:

  1. Рефинансирование – это погашение долга полностью или частично за счет нового кредита.
  2. Реструктуризация – обоюдное соглашение сторон об изменениях условий заимствования (сроков, размеров платежей и т. д.).
  3. Конверсия – корректировка доходности по обязательству (снижение или увеличение процентов и т. д.).
  4. Консолидация – увеличение срока на погашение займа, что позволяет сократить нагрузку на бюджетный капитал страны.
  5. Унификация – образование из нескольких небольших займов одного крупного.
  6. Отсрочка погашения позволяет не только продлить кредит, как при консолидации, но и прекратить начисление процентов.
  7. Аннулирование подразумевает полный отказ от долгового обязательства. Применяется субъектам договора только при крайней необходимости (неплатежеспособность, ЧС, бедствие и т. д.).

Любое из этих решений требует глубокой проработки и анализа, чтобы эффект от них привел к ожидаемому результату. Все эти методы управления государственным долгом в РФ нарушают важнейший принцип безусловности.

Контроль за управлением

Важнейшими показателями в этом процессе являются следующие:

  • величина долга;
  • расходы на его обслуживание.

Тщательный и грамотный контроль за управлением гос. долгом позволяет избежать дефицита в бюджете. Если не соблюдать этого, то страна может оказаться в сложном положении, поэтому нередко требуется помощь третьей стороны при решении спорных ситуаций.

Итог

В 2018 г. правительство РФ активно работает над улучшением ситуации в этой сфере, повышением кредитного доверия страны на международной арене. Для этого используются различные новации и другие эффективные производственные меры. Высокий авторитет и положительная репутация государства среди кредиторов указывает на стабильную и прибыльную экономику страны.

О гос. долге и не только можно узнать из видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязанность государства по его управлению. Под управлением государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

  • а) Формирование политики в отношении государственного долга;
  • б) Определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
  • в) Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
  • г) Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В ее рамках объектами регулирования являются:

  • а) структура сроков обращения различных долговых обязательств;
  • б) структура кредиторов (посредством выпуска нерыночных займом, предназначенных для определенных групп кредиторов).

Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

  • 1) безусловности -- обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • 2) единства учета -- учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;
  • 3) единства долговой политики -- обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;
  • 4) согласованности -- создание максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
  • 5) снижения рисков -- выполнение всех необходимых действий, позволяющих уменьшить как риски кредитора, так и риски инвестора;
  • 6) оптимальности -- создание такой структуры государственных займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
  • 7) гласности -- предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать:

  • а) определение цели и обоснованность государственных заимствований;
  • б) минимизацию стоимости долга для заемщика;
  • в) эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов;
  • г) усиление инвестиционного характера займов;
  • д) обеспечение своевременного возврата полученных кредитов.

Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований.

Идеальный способ обслуживания и погашения государственного долга - это своевременный возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заемщика не всегда совпадают с реальными возможностями. Могут появляться определенные сложности, обусловленные экономическими, социальными или политическими трудностями, а так же непредвиденные обстоятельства в виде катастроф, бедствий или нестабильности в государстве. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменении условий займа, а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство - заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

  • а) рефинансирования;
  • б) конверсии;
  • в) консолидации;
  • г) новации;
  • д) унификации;
  • е) отсрочки;
  • ж) секьюритизации;
  • з) аннулирования.

Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования государственного долга:

  • 1) замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым;
  • 2) досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;
  • 3) размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

Конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие.

Консолидация -- пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности. Реструктуризация - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Другими словами, реструктуризация - это составление нового, более выгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотрено первоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период, когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплаты основного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей по краткосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием для списания кредитором долговых обязательств полностью или частично может стать весьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностей погашения долговых обязательств, в связи со снижением стоимости реальных активов

Новация -- соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.

Секьюритизация - переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках.

Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа. На 1-м этапе определяются предельные размеры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования. На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем: выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. 3-й этап заключается в поисках источников финансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

Совокупность финансовых мероприятий государства и центрального банка, связанные с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии государственных займов и консолидации займов, а т.ж. размещению новых долговых обязательств. Рефинансирование, т.е. новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств, обычно использует при недостаточности средств централизованного денежного фонда (бюджета). Конверсия займа выражается в изменении размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство правомочно сократить либо увеличить сроки обращения долговых обязательств. Функции государства по изменению сроков ранее выпущенных займов называются консолидацией. Мероприятия государства по унифицированию займов означают нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Аннулирование государственного внутреннего долга, т.е. полный отказ от долговых обязательств, - это, как правило, крайняя мера по управлению внутренним долгом. Принятие такой меры обусловлено обычно сменой политической власти. Так, в 1918 г. правительством Советской России было принято аннулировать долги Российской Империи, в т.ч. и внутренние.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ" в других словарях:

    Непосредственным результатом роста государственной за­долженности является расширение системы управления государ­ственным долгом. Огромные размеры государственных долгов крайне осложняют операции казначейства по выпуску новых займов. Самые… … Википедия

    Совокупность финансовых мероприятий государства: по погашению займов; по организации выплат долгов по ним; по изменению условий и сроков ранее выпущенных займов; по размещению новых долговых обязательств. См. также: Государственный долг… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ - контроль и регулирование государством долга по уровню процентной ставки, порядке погашения государственных ценных бумаг, сроках и порядках платежей по займам (внутренним, внешним и в том числе государственным и корпоративным) и т.д … Большой экономический словарь

    управление государственным долгом - совокупность финансовых мероприятий государства по погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменениям условий и сроков ранее выпущенных займов, а также размещению новых долговых обязательств. К таким мероприятиям относятся… … Большой юридический словарь

    УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ - (англ. national debt management) – 1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга; 2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ УПРАВЛЕНИЕ Юридическая энциклопедия

    - (см. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Управление государственным и муниципальным долгом - это деятельность соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по размещению, обслуживанию и погашению государственных и муниципальных долговых обязательств. Управление долговыми обязательствами осуществляется… … Большой юридический словарь

    ДОЛГОМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Финансы и Кредит № 3 (579) 2014 , Отсутствует. В журнале раскрываются современные проблемы теории и практики финансов, денежного обращения и кредита, банковского и страхового дела, рынка ценных бумаг, налоговой политики и финансового… электронная книга
  • Государственный долг. Анализ системы управления и оценка ее эффективности , Л. С. Брагинская. Представлены основные элементы системы управления государственным долгом. Анализируются ее цели, задачи и методы, влияющие на бюджетную, валютную и денежно-кредитную политику,…

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной финансовой политики, осущест­вляемым по следующим направлениям: обслуживание долгов; измене­ние условий выпущенных займов; формирование условий новых зай­мов; мониторинг показателей объема и уровня долга; реструктуризация долгов; рефинансирование долгов и др. Государственный долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

Долговая политика страны представляет собой систему мер государ­ства по поддержанию необходимого и приемлемого для финансов стра­ны размера долга и расходов по его обслуживанию. В ходе реализации политики в области управления государственным долгом правительство оперирует следующими показателями: объем совокупного государствен­ного долга, объем внешнего государственного долга, объем внутреннего государственного долга, теми роста государственного долга, объем фи­нансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание государ­ственного долга, соотношение государственного долга и ВВП и др.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут также использоваться методы ре­структуризации и рефинансирования государственного долга. Управ­ление государственным долгом предполагает также использование методов конверсии, консолидации, обмена облигаций по регрессивно­му соотношению, отсрочки погашения и аннулирования займов, кото­рые предназначены для ослабления долгового бремени на государ­ственный бюджет.

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами между­народного права, включая обязательства по государственным гаранти­ям, предоставленным РФ. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственно­сти имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

ü кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными го­сударствами и международными финансовыми организациями;

ü государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

ü договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

ü договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;

ü соглашений и договоров, в том числе международных, заключен­ных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяют­ся конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет. Изме­нение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обраще­ния, не допускается.


В объем государственного внутреннего долга РФ включаются: ос­новная номинальная сумма долга по государственным ценным бума­гам РФ; объем основного долга по кредитам, полученным РФ; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюдже­тов других уровней; объем обязательств по государственным гаранти­ям, предоставленным РФ.

В объем государственного внешнего долга РФ включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ; объем основного долга по полученным РФ кредитам правительств ино­странных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Прави­тельством РФ.

Государственный долг субъекта РФ - совокупность долговых обя­зательств субъекта РФ. Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственнос­ти субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; дого­воров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предо­ставлении государственных гарантий субъекта РФ; соглашений и догово­ров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муни­ципального образования. Муниципальный долг полностью и без усло­вий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального обра­зования могут существовать в форме: кредитных соглашений и догово­ров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образова­нием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной си­стемы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Управление муниципальным долгом осуществляется уполномочен­ным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обяза­тельствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указан­ные обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муни­ципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а так­же по долговым обязательствам РФ.