Предельные значения дефицита федерального бюджета. Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и методы управления им Предельный размер дефицита бюджета рф

  • 10.12.2023

Бюджетный дефицит – это превышение расходов над доходами. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.

При наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер бюджетного дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Размер бюджетного дефицита субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер бюджетного дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования бюджетного дефицита.

Источниками финансирования бюджетного дефицита федерального бюджета являются:

  1. внутренние источники в следующих формах: кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
  2. внешние источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Дополнительные средства

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Классификация государственного кредита:

  1. В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными органами управления и размещаемые местными органами управления.
  2. По месту размещения гос. кредит может быть внутренним и внешним.
  3. По срокам привлечения: краткосрочный (до года); среднесрочный (от года до 5 лет); долгосрочный.

Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим решением о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. Размер дефицита регионального бюджета, утвержденный законом субъекта Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 % объема доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения в бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита регионального бюджета может превышать 15 %-ное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. Государственный долг региона полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Долговые обязательства региона погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Предельный объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

2.6.Финансовая помощь из федерального бюджета

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены следующие формы оказания финансовой помощи региональным бюджетам из федерального бюджета:

Предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов;

Предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

Предоставления бюджетных кредитов;

Предоставления бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении регионального бюджета. Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении регионального бюджета через Федеральное казначейство Российской Федерации. Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств. Субвенции и субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальных расходов, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, и других целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.

Е.А.Чугарина, начальник департамента финансов администрации города Перми

Уважаемые коллеги!


Проблема противоречия двух понятий составляющей финансовой помощи, приводит к возникновению вопроса правильности определения предельного размера дефицита местного бюджета, в части включения субвенций из других уровней бюджета в общий объем финансовой помощи.
В соответствии с п.5 статьи 92 Бюджетного кодекса РФ размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
С одной стороны, согласно п.5 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ в определении видов доходов, к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относится финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий .
С другой, в соответствии п.2 статьи 181 Бюджетного кодекса РФ к финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации относятся дотации, субвенции и субсидии .
В связи с чем, по нашему мнению, в объем финансовой помощи, на сумму которой уменьшаются доходы местного бюджета, при расчете предельного размера дефицита бюджета должны включаться поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий.

В адрес департамента бюджетной политики Министерства финансов Российской Федерации 08.11.2006 нами был направлен запрос по вопросу разъяснения правильности применения показателей для определения предельного размера дефицита местного бюджета. Изучить проблему и высказать свои предложения, по данному вопросу было предложено секции «Финансисты муниципальных образований», «Сообщества финансистов России». Письма с аналогичным вопросом были направлены для обсуждения руководителям финансовых органов местного самоуправления.
Хочется поблагодарить всех, кто поделился опытом решения данной проблемы – департамент финансов администрации г.Липецка финансовое управление г.Братска, департамент финансов г.Краснодара, финансовое управление ЗАТО Северск, управление финансов администрации г. Ижевска, департамент финансов г.Красноярска, Министерство финансов Калужской области по г.Калуге, финансовое управление города Пензы, финансово-казначейское управление Администрации города Иванова, финансовое управление администрации города Тулы, финансовый департамент администрации города Хабаровска, комитет по финансам администрации г.Саратова, департамент финансов мэрии города Ярославля. Вся информация по опыту регионов представленная НП «Сообщество финансистов» изучена и проанализирована.
На примере информации, представленной департаментом финансов администрации города Красноярска предельный размер дефицита бюджета города Красноярска определяется без учета финансовой помощи других уровней бюджетной системы, включая дотации, субвенции и субсидии.
При определении предельного уровня дефицита финансовым управлением ЗАТО Северск из объема доходов исключаются все безвозмездные поступления от бюджетов других уровней, при этом дефицит бюджета составляет 9,97%.
Существуют и противоположные мнения. Финансовое управление администрации города Тулы предлагает исключить из объемов финансовой помощи субвенции, предусмотренные в соответствии со статьей 181 Бюджетного Кодекса, путем внесения соответствующих изменений в Бюджетный Кодекс.

Кроме того, остается неразрешенной проблема включения дотации в виде дополнительного норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от налога на доходы физических лиц при определении предельного размера дефицита местного бюджета. Проблема состоит в определении объема указанной дотации, применяемой для расчета дефицита, в случае, когда утвержденный законом субъекта объем дотации не совпадает с размером отчислений, исходя из налогового потенциала муниципального образования.
Статьей 138 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства, полученные муниципальными образованиями по дополнительному нормативу отчислений от налога на доходы физических лиц сверх объема расчетной дотации (части расчетной дотации), изъятию в бюджет субъекта РФ и (или) учету при последующем распределении финансовой помощи местным бюджетам не подлежат, потери бюджета муниципального образования в связи с получением средств ниже расчетной дотации (части расчетной дотации) не компенсируются и при последующем распределении финансовой помощи не учитываются.
По мнению департамента финансов администрации г.Красноярска муниципальное образование должно руководствоваться тем размером дополнительного норматива отчислений, который установлен в законе субъекта РФ. В объемах утвержденных законом о бюджете учитывается размер дотации и финансовым управлением города Пенза.
Хотя есть и противоположное мнение представленное управлением финансов Администрации города Ижевска, где в расчетах бюджета применяется индекс налогового потенциала городского округа.

Считаем своевременным подготовку проекта внесений изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
В предлагаемом проекте, находящемся на рассмотрении в статью 92 вносятся изменения касающиеся определения размера дефицита: «Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10 процентов утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений».
Предлагается исключить понятие «финансовой помощи» и уточняется понятие безвозмездных поступлений: «К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

Существует еще одна проблема определения предельного уровня дефицита бюджета – это проблема учета остатков. Ежегодно планирование параметров бюджета и дефицита осложняют остатки на счете бюджета города на 1 января в виде средств, поступающих субвенций из федерального и регионального бюджетов, не использованные в течении года, а так же остатки средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В случае принятия бюджета с дефицитом 10%, уточнение бюджета на остатки этих средств, приводит превышению предельно допустимого уровня дефицита бюджета.
Предлагаем в связи с тем что, доходы по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются средствами, имеющими целевой характер, при подготовке проекта изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ пункт 5 статьи 92 изложить в следующей редакции: «Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10 процентов утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений, доходов от оказания платных услуг оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений».

Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Классификация государственного кредита.

1. В зависимости от заемщика государственные займы делятся на:

¨ размещаемые центральными органами управления;

¨ размещаемые местными органами управления.

2. По месту размещения гос. кредит может быть внутренним и внешним.

3. По срокам привлечения:

· краткосрочный (до года);

· среднесрочный (от года до 5 лет);

· долгосрочный.

Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.


1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

2. Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного самоуправления.
3. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
4. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
5. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
6. Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 2 - 5 настоящей статьи, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.


Комментируемая статья посвящена непосредственно самому понятию дефицита, а также ограничению размеров бюджетного дефицита.
Согласно общей теории бюджетного права при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год, если данный закон предусматривает дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над его доходами, такой бюджет обязательно должен определить источники финансирования дефицита бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
БК РФ установил ряд ограничений, которых необходимо придерживаться при установлении предельной величины дефицита бюджета на очередной финансовый год.
Во-первых, ограничения для бюджета первого уровня, т.е. федерального бюджета. Согласно закону предельная величина дефицита федерального бюджета определяется как сумма общего объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Во-вторых, ограничения бюджета второго уровня, т.е. регионального. Согласно действующему законодательству:
- текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета;
- размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
При этом в случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
В-третьих, это ограничения для третьего уровня бюджета, т.е. местный бюджет. Согласно БК РФ:
- текущие расходы местного бюджета не могут превышать объем доходов местного бюджета;
- размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Важным моментом является то, что в случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.