Аудит в кредитных организациях. Аудит деятельности кредитных организаций

  • 25.05.2020

Введение 2

1. Теоретические основы аудита кредитных организаций 3

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки 3

1.2. Проверка активных кредитных операций 6

1.3. Проверка пассивных кредитных операций 15

2. Аудиторский контроль в ЗАО «Банк «Вологжанин» 21

2.1. Характеристика ЗАО «Банк «Вологжанин» 21

2.2. Аудиторский контроль ЗАО «Банк «Вологжанин» 26

3. Модернизация системы банковского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин»» 33

Заключение 40

Список литературы 41

Введение

В современных условиях приобретает актуальность проблема формирования целостной, согласованной и четкой системы финансового контроля. Элементы такой системы необходимы для обеспечения режима обоснованности, законности, целесообразности и эффективности действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов. Социально-экономические и политические преобразования в России кардинально изменили роль государства в процессе развития национальной экономики, но и сформировали институт права собственности на основе качественно новых принципов, полностью перестроили финансовую систему государства.

Целью исследования является модернизация системы аудиторского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин». Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач:

Анализ теоретических основ аудиторского контроля как категории финансовых правоотношений;

Определение и разработка предложений по разрешению проблем аудиторского контроля в ЗАО «Банк «Вологжанин».

Объектом исследования является ЗАО «Банк «Вологжанин», созданный в 1992 г. С момента создания шла речь о появлении в Вологде универсальной кредитной организации, которая способна предлагать самый широкий спектр услуг на рынке. Предметом исследования является механизм отношений по финансовому контролю в ЗАО «Банк «Вологжанин».

С учетом поставленной цели и задач методологическую основу исследования составил комплекс методов: всеобщие методы познания (диалектический метод); общенаучные средства (сравнительно-исторический метод, системный метод, метод формально-логического исследования); частно-научные средства (метод сравнительного изучения). В работе использовались данные статистики и внутренней отчетности ЗАО «Банк «Вологжанин», монографии зарубежных и отечественных авторов, статьи в периодических изданиях.

1. Теоретические основы аудита кредитных организаций

1.1. Цель, задачи и источники аудиторской проверки

Аудиторский контроль возник в Российской Федерации с конца 1980-х гг. Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Российской Федерации; а также проверка налоговых деклараций, платежно-расчетной документации, других финансовых требований и обязательств экономических субъектов. Аудиторские компании оказывают также другие услуги: составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок; постановку и ведение бухгалтерского учета; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства.

Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке во случаях, установленных Постановлением Правительства. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора.

При изучении системы финансового контроля нельзя не отметить ее тесную связь с системой финансового планирования на предприятии. Несмотря на то, что планирование и контроль – это две разные функции управления, существование их в хозяйственной деятельности предприятий отдельно друг от друга является невозможным, т.к. они взаимодополняют и обусловливают друг друга. А поэтому оценка достижения целей, поставленных в рамках финансового планирования, была бы невозможна без проведения финансового контроля. Вот почему решая задачу совершенствования системы финансового планирования на предприятии, нельзя не оставить в стороне и систему финансового контроля .

Кредитование клиентов на возвратной, срочной и платной основе является одной из основных операций банковского биз-неса. Доходы от операций кредитования клиентов (активные кре-дитные операции) приносят банкам существенную часть их при-были. В то же время необходимыми для формирования ресурс-ной базы банка являются операции по привлечению кредитов (пассивные кредитные операции). Это наиболее распространен-ный и отработанный годами способ привлечения денежных средств.

Цель аудита кредитных операций состоит в проверке соблю-дения банком действующих правил совершения кредитных опе-раций и правильности их отражения в бухгалтерском учете для предотвращения нарушений и снижения кредитных рисков.

При осуществлении проверки соблюдения банком действую-щих правил совершения кредитных операций необходимо руко-водствоваться такими нормативными актами, как: Закон РФ от 29.01.92 № 2872-1 “О залоге”. Закон РФ от 21.07.97 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущест-во и сделок с ним”. Закон РФ от 08.01.98 № 102-ФЗ “Об ипоте-ке (залоге недвижимости)”. Положение ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П “О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)” с изменениями и дополнениями. Положение ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П “О порядке начисления процентов по операциям, свя-занным с привлечением и размещением денежных средств бан-ками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерско-го учета” с изменениями и дополнениями. Инструкция ЦБ РФ от 30.06.97 № 62-а “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам” с учетом изменений и дополнений. Письмо ЦБ РФ от 14.10.98 № 285-Т “Методичес-кие рекомендации к Положению ЦБ РФ от 26.06.98 № 39-П”, Письмо ЦБ РФ от 24.03.99 № 104-Т “О применении положений ЦБ РФ № 39-П, № 54-П”, а также методические рекомендации от 14.10.98 г. № 285-Т и др.

В ходе проверки правильности отражения кредитных операций в бухгалтерском учете следует руководствоваться Правилами, Приложением к Положению № 54-П, Приложением 1 “Бухгалтерский учет операций по начислению и уплате (получению) процентов по привлеченным (размещенным) денежным средствам по “кассовому” методу” к Положению № 39”.

Для проверки вопросов, связанных с налогообложением кредитных операций, следует использовать постановление Правительства РФ от 16.05.94 № 490 “Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями”. Указание ЦБ РФ от 29.06.2000 к № 810-У “Об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 62-а”, Инструкцию МНС РФ от 15.06.2000 г. № 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” и др.

При проведении проверки кредитных операций банков реко-мендуется использовать Письмо ЦБ РФ от 16.12.98 № 363-Т “О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации”.

В соответствии с поставленной целью в ходе аудита проводятся следующие основные проверки:

активных кредитных операций;

пассивных кредитных операций;

кредитных операций при закрытии договоров в неденежной форме;

операций валютного кредитования.

Проверка документов осуществляется, как правило, выборочно, т. е. проверяются документы на выборку по отдельным клиентам, в том числе банкам.

1.2. Проверка активных кредитных операций

Основным нормативным документом, регулирующим порядок совершения и учет этих операций, является Положение № 54-П. В названном Положении ЦБ РФ утвержден порядок предоставления (размещения) кредитными организациями де-нежных средств и их возврата (погашения). Согласно п. 2.2 Положения предоставление банком денежных средств своим кли-ентам осуществляется следующими способами:

1) разовым зачислением денежных средств на банковские сче-та клиентов либо выдачей наличных денег заемщику - физичес-кому лицу;

2) открытием кредитной линии клиенту-заемщику;

3) предоставлением кредита в виде овердрафта и “под лимит задолженности”.

В ходе аудита активных кредитных операций банков выпол-няются следующие проверки:

организации кредитной работы в банке и соблюдения поряд-ка оформления документов на выдачу (пролонгирование) кре-дита;

правильности оформления документов по обеспечению ис-полнения обязательств по кредитным договорам, порядка хране-ния документов;

правильности отражения в учете операций по выдаче и пога-шению кредитов;

правильности отражения в учете операций по начислению и получению процентов за пользование кредитом;

своевременности списания с баланса просроченных процен-тов и суммы основного долга при исполнении кредитного дого-вора с нарушением обязательств;

своевременности и полноты создания, корректировки и ис-пользования резервов на возможные потери по ссудам;

осуществления банком контроля за исполнением кредитных договоров, организации работы банка с просроченной задолжен-ностью;

операций кредитования путем открытия кредитных линий;

операций кредитования в форме овердрафта.

Проверка организации кредитной работы в банке и соблюдения порядка оформления документов на выдачу (пролонгирование) кре-дита начинается с изучения, анализа и оценки того, как способ-ствует организация кредитной работы снижению кредитных рис-ков банка. Оценка уровня постановки кредитной работы основы-вается на изучении функций отделов (управлений), занимаю-щихся вопросами кредитования, ознакомлении с содержанием кредитной политики банка.

Проверяется правильность распределения обязанностей в этих управлениях, выявляются случаи совмещения обязаннос-тей кредитного инспектора и бухгалтера, оценивается состоя-ние внутрибанковского контроля за совершением кредитных операций.

Изучая кредитную политику проверяемого банка, следует оце-нить ее стратегическую направленность (цели, приоритеты, прин-ципы), проконтролировать соответствие содержащихся в ней ин-структивных материалов нормативным актам ЦБ РФ в области кредитования, оценить качество методических разработок по ана-лизу кредитоспособности заемщиков, анализу кредитного порт-феля банка, организации контроля за исполнением кредитных договоров.

Проверяется организация работы кредитного комитета, его персональный состав, соблюдение нормативных документов, peгламентирующих его деятельность, анализируются протоколы заседаний кредитного комитета, контролируется фактическое выполнение принятых им решений. Следует убедиться, соблюдаются ли в банке установленные лимиты и ограничения на совершение кредитных операций.

Проверка соблюдения порядка оформления документов на выдачу кредитов осуществляется путем изучения на выборку кредитных дел (досье) клиентов-заемщиков. В состав досье должны входить: кредитная заявка; годовой отчет; бухгалтерский баланс с приложениями на последнюю отчетную дату (с отметкой налоге вой инспекции); аудиторское заключение о достоверности годового отчета; бизнес-план с указанием планируемых доходов расходов; технико-экономическое обоснование кредита, отражающее экономическую эффективность и окупаемость затрат в течение срока, на который оформляется кредит; кредитный договор, обеспечения ссуды (договор залога, гарантии, поручительства и др.), кредитная история заемщика.

Продления срока действия квалификационного аттестата аудитора на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита. Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов). Организация аудиторских проверок кредитных организаций. Меры воздействия к аудиторским фирмам (аудиторам) и порядок аннулирования лицензий.

2. Требования Банка России к содержанию аудиторских заключений

Объект аудиторской проверки. Основные требования при проведении аудиторской проверки. Содержание аудиторского заключения: вводная аналитическая и итоговая части. Виды аудиторского заключения. Условия и порядок подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Контроль Банка России за соблюдением аудиторскими фирмами (аудиторами) действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

3. Аудит постановки аналитического и синтетического учета в кредитных организациях

Задачи и содержание аудита постановки аналитического и синтетического учета в кредитных организациях. Законодательные и правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета. Нормативные акты Банка России, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

Источники аудиторской информации. Способы сбора аудиторской информации. Критерии надежности аудиторской информации. Методика и процедура аудиторской проверки постановки аналитического и синтетического учета в кредитных организациях. Проверка правильности открытия и ведения лицевых счетов клиентов и счетов по внутрибанковским операциям. Книга регистрации открытых счетов. Своевременность сообщения в налоговые и внебюджетные фонды об открытии счетов. Соблюдение правил передачи выписок лицевых счетов клиентам. Проверка правильности ведения бухгалтерского журнала, ведомостей остатков по счетам первого, второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам. Проверка материалов синтетического учета. Установление соответствия материалов аналитического и синтетического учета. Оценка постановки аналитического и синтетического учета в кредитных организациях. Анализ и оценка учетной политики кредитных организаций.

4. Аудит документооборота и организации внутрибанковского контроля

Нормативные документы, устанавливающие порядок документооборота в кредитных организациях.

Источники аудиторской информации. Банковские документы как средство контроля законности операции и основание для совершения бухгалтерских операций.

Определение правомерности отражения банковских операций в документах кредитной организации. Проверка правильности оформления документов. Проверка формирования и хранения документов кредитной организации.

Проверка постановки внутрибанковского контроля в кредитных организациях. Оценка текущего и последующего контроля. Организация контроля в кредитных организациях за отдельными операциями. Оценка постановки внутрибанковского контроля с позиции обеспечения надежности кредитной организации.

5. Аудит уставного и других фондов банка

Нормативная база для осуществления аудита формирования уставного капитала и других фондов банка.

Проверка правильности формирования уставного капитала банка; соответствие источников формирования, способов формирования и размеров долей нормативным требованиям Банка России и Федеральной комиссии по ценным бумагам.

Проверка порядка формирования и использования резервного фонда банка. Проверка порядка формирования и использования фондов экономического стимулирования.

Соблюдение правил учета формирования собственного капитала и фондов банка. Проверка правильности учета неоплаченной части размещенных акций, учета выкупа и перепродажи собственных акций.

6. Аудит кредитов, предоставленных кредитными организациями

Нормативная база аудита выданных кредитов. Аудит правильности ведения лицевых счетов и отражения операций в бухгалтерском учете. Проверка организации кредитной работы и эффективности кредитного менеджмента. Аудит порядка выдачи и погашения овердрафта. Проверка порядка оформления, выдачи и погашения краткосрочных кредитов. Аудит полноты и правильности отражения просроченной задолженности по сумме основного долга и процентов по нему. Проверка порядка начисления и использования резервов под возможные потери по кредитам. Аудит кредитов, выданных физическим лицам и предпринимателям. Проверка кредитов, предоставленных нерезидентам; типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита. Опыт проведения аудиторской проверки.

7. Аудит полученных и предоставленных межбанковских кредитов (МБК), привлеченных и размещенных депозитов

Нормативные документы, регламентирующие порядок проведения аудита. Основные направления аудита МБК и депозитов. Источники аудиторских доказательств. Методы и приемы аудита МБК и депозитов.

Проверка обоснованности выдачи и получения МБК. Аудит оформления и погашения овердрафтов. Проверка правильности отражения МБК полученных и выданных, а также размещенных и привлеченных депозитов по срокам. Проверка своевременности и полноты учета просроченной задолженности по основному долгу и процентам по полученным и выданным МБК.

8. Аудит операций банка с ценными бумагами

Нормативная база для осуществления аудита операций банка с ценными бумагами. Основные направления аудита операций по вложению банка в долговые обязательства и акции. Проверка правильности и своевременности открытия счетов. Проверка правильности и достоверности сделок РЕПО, операций по инвестированию и перепродаже. Аудит отражения в учете операций с долговыми обязательствами и акциями, положительных и отрицательных разниц. Проверка порядка образования и расходования резервов под обесценение ценных бумаг. Аудит полноты и своевременности переоценки долговых обязательств. Аудит полноты и своевременности учета уплаченного или полученного накопленного (процентного) дохода по процентным (купонным) долговым обязательствам. Проверка своевременности движения ценных бумаг по счетам ДЕПО. Проверка учета ценных бумаг, взятых в обеспечение кредита.

Аудит учтенных банком векселей. Аудит правильности учета векселей по срокам, суммам и субъектам. Аудит учтенных банком, не оплаченных в срок векселей. Аудит полноты и своевременности создания резерва под обесценение векселей и его использования.

Аудит выпущенных банками ценных бумаг. Основные направления проверок выпущенных банками ценных бумаг по видам и по срокам.

Порядок осуществления проверки правильности ведения бухгалтерского учета выпущенных банком ценных бумаг.

Аудит ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении банка. Аудит ценных бумаг, находящихся в депозитарии. Нормативная база для проведения указанного аудита. Основные методы и приемы, используемые при аудите. Типичные ошибки банков.

9. Аудит кассовых операций

Нормативные акты, определяющие порядок ведения кассовых операций. Методика проверки соблюдения кредитной организацией установленного порядка ведения кассовых операций. Проверка обоснованности выдачи наличных денег из кассы кредитной организации.

Методы проверки организации и учета выдачи наличных денег из кассы кредитной организации и операций по приему наличных денег в кассу кредитной организации. Оценка контроля кредитной организацией за оборотом денежной наличности. Проверка организации работы и отражения в учете операций касс, расположенных вне помещений банка. Проверка правильности оформления и отражения в учете пересылки денежных средств.

Оценка отчетности о кассовых оборотах кредитной организации. Проверка оборудования хранилищ кредитной организации, правильности хранения и учета ценностей, находящихся в ней.

Проверка состояния кассового планирования и соблюдения лимита остатка кассы кредитной организации.

10. Аудит проведения кредитной организацией расчетных операций клиента

Нормативные документы, регулирующие открытие кредитными организациями расчетных и текущих счетов в рублях и текущих счетов в иностранной валюте. Виды текущих счетов в рублях и в иностранной валюте.

Проверка обоснованности открытия и правильности ведения расчетных и текущих счетов в рублях резидентам РФ.

Проверка обоснованности открытия и правильности ведения текущих счетов в рублях нерезидентам РФ.

Проверка обоснованности открытия и правильности ведения текущих счетов в иностранных валютах резидентам и нерезидентам РФ.

Проверка правильности присвоения номеров лицевых расчетных и текущих счетов.

Нормативные документы, регулирующие порядок ведения кредитными организациями расчетов на территории РФ. Методы проверки соблюдения правил осуществления расчетов платежными поручениями, платежными требованиями - поручениями, чеками, посредством аккредитивов. Проверка правильности осуществления безакцептных платежей.

Оценка качества учета расчетных операций.

11. Аудит операций в иностранных валютах

Нормативные документы Банка России, регулирующие правила отражения в учете кредитной организации операций в иностранных валютах. Нормативные документы Банка России по вопросам валютного контроля операций в иностранных валютах.

Проверка правомерности и правильности открытия кредитной организацией лицевых счетов в иностранной валюте на отдельных балансовых счетах. Контроль соблюдения правил нумерации лицевых счетов по операциям в иностранной валюте.

Методы осуществления контроля за соблюдением норм валютного регулирования и валютного контроля при совершении операций в иностранной валюте со ссылкой на конкретный законодательный и нормативный акты. Проверка отражения в учете кредитной организации операций по импорту и экспорту. Анализ контроля кредитной организацией платежей в иностранной валюте между резидентами.

Методика проверки соблюдения кредитной организацией лимита открытой валютной позиции.

12. Аудит операций с драгоценными металлами

Законодательные и нормативные акты, регулирующие правила проведения и учета кредитной организацией операций с драгоценными металлами. Методика реализации контроля операций с драгоценными металлами на примере отдельной операции кредитной организации. Формы контроля.

13. Аудит образования и использования резервов по активным операциям кредитных организаций

Нормативные документы, регулирующие порядок образования и использования резервов по активным операциям кредитных организаций.

Задачи и направления аудита создания резервов по активным операциям банка.

Источники аудиторской информации. Способы сбора аудиторской информации. Критерии надежности информации. Методика и процедура проверки резервов под возможные потери по межбанковским кредитам предоставленным. Проверка правильности и достоверности создания резервов по депозитам, размещенным в кредитных учреждениях. Аудит порядка образования резервов по просроченным межбанковским кредитам.

В соответствии с ФЗ "Об аудиторской деятельности" коммерческие банки включены в список хозяйствующих субъектов, которые подлежат обязательной ежегодной независимой аудиторской проверке. Это касается всех банков как сформированных в виде акционерного общества, так и общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

К аудиторской проверке банки привлекают независимые аудиторские фирмы, которые имеют лицензию Банка России на осуществление банковского аудита.

В конце каждого года, в декабре, Банк России доводит до коммерческих банков свои указания по составлению годового отчета. Одновременно с этими указаниями рассылается список аудиторских фирм, услугами которых банки могут воспользоваться для аудиторской проверки по итогам завершившегося года.

Для коммерческих банков главной целью аудиторской проверки является получение аудиторского заключения с подтверждением достоверности представленного банком годового отчета, в том числе подтверждение достоверности суммы полученной банком прибыли, отраженной в годовом отчете.

Таким образом, сроки проведения банком обязательного аудита наступают после сдачи годового отчета - в течение трех месяцев после указанного события (годовой отчет сдается коммерческими банками в Банк России до 20 января, если банк без филиалов; до 25 января - если есть филиалы).

Аудиторское заключение состоит из трех частей:

  • 1. вводная - в ней представлены официальные сведения, как об аудиторе, так и об аудируемом лице, то есть о коммерческом банке.
  • 2. аналитическая - содержит данные о результатах аудиторской проверки, в том числе об ошибках и нарушениях, выявленных при проверке законности операций, их отражения в бухгалтерском учете и при составлении разных видов отчетности.
  • 3. итоговая - содержит мнение аудитора о достоверности представленного банком годового отчета.

Для сторонних пользователей открытыми являются только вводная и итоговая части аудиторского заключения; содержание аналитической части является конфиденциальным, оно доступно только определенному кругу сотрудников кредитной организации.

Коммерческий банк вправе сам выбрать аудиторскую фирму для обязательного аудита. В свою очередь аудиторская фирма, прежде чем дать согласие на аудит коммерческого банка изучает уровень возможных аудиторских рисков. При этом в первую очередь оценивается организация и качество системы внутрибанковского контроля.

СВК - система внутрибанковского контроля коммерческого банка - должна быть представлена в двух формах:

  • 1. текущий внутрибанковский контроль.
  • 2. внутрибанковский аудит.

В свою очередь текущий внутрибанковский контроль подразделяется на предварительный (то есть контроль до отражения операции на банковских счетах) и последующий (то есть после отражения операции на банковских счетах).

Аудитор оценивает:

  • 1. качество нормативных документов банка по осуществлению внутреннего контроля.
  • 2. периодичность и объем внутрибанковских аудиторских проверок.
  • 3. содержание материалов по итогам внутрибанковских аудиторских проверок.
  • 4. формы контроля за устранением нарушений и ошибок, выявленных системой внутрибанковского контроля.

Обязательная аудиторская проверка осуществляется по утвержденной программе, которая, как правило, включает следующие направления в деятельности кредитной организации:

  • 1. аудит операций по формированию уставного капитала и добавочного капитала.
  • 2. аудит кассовых операций банка.
  • 3. аудит операций банка по безналичным расчетам.
  • 4. аудит межбанковских кредитных и депозитных операций.
  • 5. аудит операций банка по расчетным и текущим счетам клиентов.
  • 6. аудит клиентских кредитных и депозитных операций.
  • 7. аудит операций с ценными бумагами.
  • 8. аудит внутрибанковских операций и операций с имуществом.
  • 9. аудит операций доверительного управления.
  • 10. аудит срочных операций.
  • 11. аудит депозитарных операций.
  • 12. аудит операций по учету доходов и расходов банка и по определению финансового результата.
  • 13. аудит расчетов банка с бюджетом по налогам.

Как аудируемое лицо коммерческий банк обязан предоставлять аудитору любые материалы с данными, необходимыми для проверки.

Коммерческие банки обязаны публиковать данные своего годового отчета в открытой периодической печати. Банк России установил перечень периодических изданий, в котором могут быть опубликованы данные годового отчета.

В состав публикуемой отчетности включаются: баланс банка на 1 января по укрупненным статьям активов и пассивов, отчет о прибылях и убытках банка на 1 января, а также официальные сведения об аудиторской фирме, которая в своем аудиторском заключении подтвердила достоверность публикуемого годового отчета кредитной организации.

Новая версия: Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-фз «Об аудиторской деятельности»

Настоящий Федеральный закон одределяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Статья 1. Понятие аудиторской деятельности

  1. Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица)
  2. Аудит осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным законом.
  3. Целью аудита будет выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Стоит сказать, для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, кᴏᴛᴏᴩая позволяет пользователю ϶ᴛᴏй отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на данных выводах обоснованные решения.
  4. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
  5. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие ϲʙᴏю деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
  6. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
    1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
    2. налоговое консультирование;
    3. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
    4. управленческое консультирование, в т.ч. связанное с реструктуризацией организаций;
    5. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
    6. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
    7. оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
    8. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
    9. проведение маркетинговых исследований;
    10. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в т.ч. на бумажных и электронных носителях;
    11. обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
    12. оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
  7. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности

  1. Аудиторская деятельность осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным законом и принятыми в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

    Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать настоящему Федеральному закону.

    Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов данных кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

  2. Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, кᴏᴛᴏᴩые не должны противоречить настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
  3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных-законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
  4. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Федеральному закону или иному федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон или ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий федеральный закон.

Статья 3. Аудитор

  1. Аудитором будет физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
  2. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего ϲʙᴏю деятельность без образования юридического лица.
  3. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Статья 4. Аудиторская организация

  1. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
  2. Аудиторская организация осуществляет ϲʙᴏю деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Материал опубликован на http://сайт
  3. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.
  4. Не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации будет иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.

    Пункт 5 статьи 4 вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 22 данного документа)

  5. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Статья 5. Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

  1. самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
  2. проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в ϶ᴛᴏй документации;
  3. получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
  4. отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения ϲʙᴏего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
    • непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
    • выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;
  5. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Федеральному закону (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

  1. осуществлять аудиторскую проверку в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
  2. предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
  3. в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
  4. обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Статья 6. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг

  1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
    1. получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
    2. получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
    3. осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
    1. заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
    2. создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для ϲʙᴏевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в ϲʙᴏевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
    3. не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведений аудиторской проверки;
    4. оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    5. ϲʙᴏевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с договором на проведение аудита, в т.ч. в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
    6. исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 7. Обязательный аудит

  1. Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

    Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

    1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
    2. организация будет кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств кᴏᴛᴏᴩого будут предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств кᴏᴛᴏᴩого будут добровольные отчисления физических и юридических лиц (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 № 164-ФЗ, от 30.12.2004 № 219-ФЗ)
    3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
    4. организация будет государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют подпункту 3 пункта 1 настоящей статьи. Стоит сказать, для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
    5. обязательный аудит в отношении данных организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 № 4-П положение пункта 2 статьи 7, согласно кᴏᴛᴏᴩому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

  2. Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах кᴏᴛᴏᴩых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации кᴏᴛᴏᴩых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации (п. 3 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

Статья 8. Аудиторская тайна

  1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, кᴏᴛᴏᴩым оказывались сопутствующие аудиту услуги.
  2. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении кᴏᴛᴏᴩых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.
  4. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, аудируемое лицо или лицо, кᴏᴛᴏᴩому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

    Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с кᴏᴛᴏᴩыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Стоит сказать - положения статьи 9 вступают в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 22 данного документа)

Статья 9. Правила (стандарты) аудиторской деятельности

  1. Правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
  2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:
    • федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
    • внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности будут обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении кᴏᴛᴏᴩых указано, что они имеют рекомендательный характер.
  4. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
  5. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если ϶ᴛᴏ предусмотрено их уставами, устанавливать для ϲʙᴏих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, кᴏᴛᴏᴩые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    При ϶ᴛᴏм требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п. 5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  6. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, кᴏᴛᴏᴩые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    При ϶ᴛᴏм требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами кᴏᴛᴏᴩого они будут (п. 6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  7. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы ϲʙᴏей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, кᴏᴛᴏᴩые осуществляются в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Статья 10. Аудиторское заключение

  1. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
  2. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Статья 11. Заведомо ложное аудиторское заключение

  1. Заведомо ложное аудиторское заключение - аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки.

    Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

  2. Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

  1. Аудит не может осуществляться:
    1. аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    2. аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
    3. аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица кᴏᴛᴏᴩых будут учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    4. аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица кᴏᴛᴏᴩых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    5. аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для кᴏᴛᴏᴩых данные аудиторские организации будут учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с ϶ᴛᴏй аудиторской организацией учредителей (участников);
    6. аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении данных лиц.
  2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в т.ч. обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, кᴏᴛᴏᴩые могут быть сделаны в результате аудита.

Статья 13. Страхование при проведении обязательного аудита

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Статья 14. Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

  1. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  2. Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, кᴏᴛᴏᴩый может проводить такие проверки как ϲʙᴏими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников данных объединений (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  3. Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (п. 3 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  4. В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновные в таких нарушениях лица могут быть привлечены к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    (п. 4 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

  1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

    Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

  2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора будут:

    Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

  3. Стоит сказать, что каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Статья 16.
Стоит отметить, что основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

  1. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
    1. установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;
    2. вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
    3. установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12 настоящего Федерального закона;
    4. установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
    5. установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки;
    6. установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;
    7. аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального закона.
  2. Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом.

    Уполномоченный федеральный орган выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

  3. Лицо, квалификационный аттестат кᴏᴛᴏᴩого аннулирован, вправе обжаловать решение уполномоченного федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.
  4. Лицо, квалификационный аттестат кᴏᴛᴏᴩого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,3 - 5 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

    Лицо, квалификационный аттестат кᴏᴛᴏᴩого аннулирован по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

Статья 17. Лицензирование аудиторской деятельности

  1. Лицензирование аудиторской деятельности, в т.ч. порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Материал опубликован на http://сайт
  2. Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей лицензии.
  3. В случае если в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации оказание отдельных видов сопутствующих аудиту услуг требует получения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей лицензии.

Статья 18. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности

  1. Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Стоит сказать - положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.
  2. Основными функциями уполномоченного федерального органа будут:
    • издание в пределах ϲʙᴏей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
    • организаций разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
    • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, лицензирование аудиторской деятельности;
    • организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
    • контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

    Абзац седьмой пункта 2 статьи 18 вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 22 данного документа)

    • определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
    • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
    • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Статья 19. Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе

  1. Для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создается совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Стоит сказать - положение о совете по аудиторской деятельности утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.
  2. Совет по аудиторской деятельности:
    • принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;
    • разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
    • рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;
    • осуществляет иные функции в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с положением о совете по аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт
  3. Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем уполномоченного федерального органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В состав совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
  4. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51 процента общего состава совета.
  5. В состав совета по аудиторской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и пользователей аудиторских услуг.

Статья 20. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения

  1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности ϲʙᴏих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для ϲʙᴏих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной данныеки, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  2. Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, членами кᴏᴛᴏᴩого будут не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о ϲʙᴏей аккредитации.

    Для целей настоящего Федерального закона под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное признание и регистрация данным органом профессиональных аудиторских объединений (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

    Порядок получения аккредитации, отказа в выдаче и отзыва аккредитации, права и обязанности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений определяются уполномоченным федеральным органом с учетом требований настоящего Федерального закона и рекомендаций совета по аудиторской деятельности. Материал опубликован на http://сайт

  3. Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
  4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
    • участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;
    • в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с квалификационными требованиями уполномоченного федерального органа разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
    • самостоятельно или по поручению уполномоченного федерального органа проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
    • по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и (или) обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ);
    • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;
    • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении ϲʙᴏих членов;
    • ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении ϲʙᴏих членов;
    • обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
    • содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
    • защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
    • разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
    • представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
    • осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.
  5. При аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора эта аудиторская организация или ϶ᴛᴏт индивидуальный аудитор исключаются из состава всех аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, членами кᴏᴛᴏᴩых они состоят, без права повторного вступления как в данные аккредитованные профессиональные аудиторские объединения, так и в другие аккредитованные объединения на срок, установленный уполномоченным федеральным органом, но не более трех лет со дня аннулирования лицензии у данной аудиторской организации или данного индивидуального аудитора.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите

1. Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2 - 4. Утратили силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 № 196-ФЗ.

Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон, за исключением пункта 5 статьи 4, статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

    Стоит сказать - положения статей 9 и 14 и абзаца седьмого пункта 2 статьи 18 вступают в силу по истечении одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Стоит сказать - положение пункта 5 статьи 4 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)

  2. Квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют ϲʙᴏе действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока они могут быть обменены (без проведения повторной аттестации) на аттестаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
  3. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют ϲʙᴏе действие до окончания предусмотренного в них срока. По истечении указанного срока новые лицензии могут быть выданы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о лицензировании (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  4. Установить, что до вступления в силу главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок взимания государственной пошлины, применяется действовавший на 1 августа 2001 года порядок взимания платы за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и платы за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора (п. 4 введен Федеральным законом от 14.12.2001 № 164-ФЗ)
  5. В течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона аудиторские организации должны привести ϲʙᴏи учредительные документы и кадровый состав в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с требованиями, установленными статьей 4 настоящего Федерального закона.
  6. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести ϲʙᴏи нормативные правовые акты в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль
7 августа 2001 года
№ 119-ФЗ

Введение

Необходимым элементом инфраструктуры банковского рынка являются аудиторские фирмы, которые наряду с надзорными органами способствуют своей деятельностью устойчивому функционированию банковской системы Российской Федерации, ее постоянному совершенствованию и интеграции в мировое банковское сообщество. Несмотря на относительно короткую историю развития, банковский аудит в России прошел за последнее десятилетие большой и сложный путь от обычной ревизорской работы, основанной на приемах, используемых в централизованной банковской системы, до независимой экспертизы финансовой отчетности кредитных организаций, соответствующей международным требованиям и стандартам. Аудит банков имеет определенную специфику, которая отражает как специфику деятельности самих банков, так и особую систему их регулирования со стороны Центрального банка Российской Федерации. Для кредитных организаций разработаны специальный план счетов, формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и т.п. Аудиторские фирмы, работающие в сфере банковского аудита, являются объектов регулирования и контроля со стороны ЦБ РФ как надзорного органа, они получают в нем лицензии, регулярно отчитываются перед ним, соблюдают его требования в своей деятельности.

Целью данной работы является изучение проведения аудиторской проверки в кредитной организации, а также аудита операций банка с ценными бумагами. Задачами работы являются изучение стандартов аудита, рассмотрение порядка проведения аудиторской проверки, выделение ее основных этапов и направлений проверки; изучение функций и обязанностей сторон. Дается пояснение использования результатов внутреннего контроля, работы экспертов, ассистентов, составления рабочей документации аудитора. Рассмотрена нормативная база, регламентирующая различные виды операций банка с ценными бумагами, основные направления операций с ценными бумагами.

Проведение аудиторской проверки кредитной организации

Порядок проведения аудиторской проверки

В соответствии с утвержденными отечественными правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудиторская проверка включает следующие основные этапы:

Оценка возможности принятия заказа на проведение аудита (предварительное планирование);

Разработка общего плана и программы аудита;

Проведение проверки;

Подготовка отчета по результатам аудита.

Проведению аудиторской проверки предшествует "обмен письмами между кредитной организацией и аудиторской фирмой (аудитором), основной целью которого является достижение взаимопонимания между сторонами путем определения обязательств сторон, а также условий аудиторской проверки.

Аудиторская фирма (аудитор), получив официальное предложение кредитной организации с просьбой о проведении проверки, приступает к планированию аудита.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает следующие основные стадии: предварительное планирование; подготовка общего плана аудита; составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация должна определить для себя возможность проведения аудита данной кредитной организации, его обоснованность, а также согласовать с руководством кредитной организации основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На основе анализа представленной информации аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае положительного решения вопроса о проведении аудита аудиторская организация до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания клиентом условий предстоящего договора направляет ему письмо-обязательство о согласии на проведение.

Кредитные организации приурочивают сроки проведения обязательного ежегодного аудита и получения официального аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности к периоду ранее или накануне проведения годового общего собрания акционеров (участников. В связи с этим период проведения аудиторских проверок объективно должен сокращаться при необходимости одновременного выполнения требования качественного проведения аудита.

Названные условия реализуются аудиторской организацией на следующем этапе аудита, который состоит в подготовке общего плана и программы аудита.

Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству кредитной органиэации) и аудиторского заключения.

Развитием общего плана аудита является программа аудита, которая представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

После завершения процесса планирования аудиторская организация приступает к непосредственному проведению проверки (следующему этапу аудита).

Объектом обязательной аудиторской проверки является годовой отчет кредитной организации, а также отчетность, подлежащая опубликованию в открытой печати (публикуемая отчетность), порядок составления которых устанавливается Банком России.

В ходе аудиторской проверки аудитор осуществляет различные процедуры, которые оформляются соответствующей документацией. Документация аудитора - совокупность материальных носителей информации, которая составляется самим аудитором, сотрудниками кредитной организации и третьими лицами по запросу аудитора и содержит сведения, необходимые для подготовки достоверного отчета и заключения аудитора, а также для возможности текущего и последующего контроля качества аудита.

В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) в соответствии с нормативными требованиями ЦБ РФ рассматривает: соблюдение действующего законодательства и нормативных актов Банка России по совершаемым кредитной организацией операциям; состояние бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым кредитной организацией операциям; выполнение обязательных экономических нормативов, установленных Банком России; качество управления кредитной организацией, в том числе состояние внутреннего контроля; адекватность структуры управления видам и объемам выполняемых кредитной организацией операций; оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками (наличие кредитного комитета; процедура рассмотрения кредитной заявки; наличие необходимой и достаточной информации о заемщике; обеспеченность ссуд, правильность оформления залоговых обязательств; контроль за своевременностью возврата кредитов, в том числе инсайдерами и работниками кредитной организации; обоснованность пролонгирования ссуд; постановка и проведение исковой работы; полнота сформированного резерва на возможные потери по ссудам); состояние внутреннего учета и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; управление рисками при осуществлении кредитной организацией операций на рынке ценных бумаг, полнота сформированного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги; организация контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; организация работы по проведению проверок и ревизий; организация контроля за деятельностью филиалов; выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

По результатам обязательной аудиторской проверки деятельности кредитной организации за год аудиторами готовится официальное аудиторское заключение (завершающий этап аудиторской проверки).

Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации выражает оценку аудиторской фирмой (аудитором) соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности законодательству и нормативным актам, регулирующим бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций в Российской Федерации. Аудиторское заключение составляется по результатам аудита годовой сводной бухгалтерской отчетности кредитной организации включающей отчетность всех филиалов и подразделений независимо от их географического расположения.