Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 6 НК РФ
Статья 6 НК РФ. Несоответствие нормативных правовых актов настоящему Кодексу (действующая редакция)
1. Нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;
3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
2. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
1. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом; (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
2. Нормативные правовые акты о налогах и сборах, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. (в ред. Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
Перечень оснований для признания
нормативных правовых актов о налогах и
сборах не соответствующими НК РФ,
приведенный в пп.1 - 8 п.1 ст.6 НК РФ, носит
открытый характер. В пп.9 п.1 ст.6 НК РФ
указывается, что нормативный правовой акт о
налогах и сборах может и иным образом
противоречить общим началам и (или)
буквальному смыслу конкретных положений НК
РФ.
Действующее законодательство
предусматривает различные способы
обращения в суды о признании нормативных
правовых актов не соответствующими НК РФ.
Суды общей юрисдикции
К компетенции
судов общей юрисдикции относится любая
жалоба, если одним из участников процесса
является гражданин.
В соответствии со
ст.46 Конституции РФ, ст.ст.1, 3 Закона от 27.04.1993
N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы
граждан" гражданами могут быть обжалованы в
суд любые неправомерные действия (решения)
государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий и
их объединений, общественных организаций,
объединений или должностных лиц,
государственных служащих, кроме действий
(решений), в отношении которых
законодательством предусмотрен иной
порядок судебного обжалования, и кроме
действий (решений), проверка которых
отнесена законодательством к
исключительней компетенции
Конституционного Суда Российской
Федерации. Причем под иным порядком
судебного обжалования действий
(бездействия) и решений органов, а также
должностных лиц следует понимать такой
порядок, который специально установлен
соответствующим законодательством.
В
то же время, поскольку неправомерные
действия в адрес юридического лица также
нарушают права его учредителей, то ст.46
Конституции РФ, гарантирующая каждому
судебную защиту его прав и свобод,
распространяется и на граждан, и на
созданные ими организации.
Причем в
компетенцию судов общей юрисдикции
попадают также и те споры, которые не
отнесены к ведению других судов.
К
государственным органам, действия и
решения которых могут быть обжалованы в
порядке, предусмотренном Законом от 27.04.1993 N
4866-1 "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы
граждан", относятся органы государственной
власти и управления, образуемые в
соответствии с Конституцией РФ,
конституциями республик в составе РФ и
другими законодательными актами для
осуществления своей деятельности.
В
судебном порядке на основании названного
выше Закона могут быть обжалованы действия
всех лиц, которые постоянно или временно
занимают в государственных органах,
органах местного самоуправления, на
предприятиях, в учреждениях, организациях,
независимо от формы собственности, в
кооперативных, общественных организациях,
объединениях должности, связанные с
выполнением организационно -
распорядительных или административно -
хозяйственных обязанностей либо
исполняющие такие обязанности по
специальному полномочию.
В
соответствии со ст.2 Закона от 27.04.1993 N 4866-1 "Об
обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы граждан" в суд
могут быть обжалованы как единоличные, так
и коллегиальные действия (решения)
государственных органов, органов местного
самоуправления, учреждений, предприятий и
их объединений, общественных организаций,
объединений и должностных лиц,
государственных служащих. Таким образом, в
порядке, предусмотренном указанным выше
Законом, могут быть обжалованы в суд любые
акты как индивидуального, так и
общенормативного характера.
При
обжаловании актов государственных органов
власти в первой инстанции рассматриваются
следующие дела:
Верховным Судом РФ -
- об оспаривании нормативных и
ненормативных правовых актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства РФ;
- об оспаривании
нормативных правовых актов федеральных
министерств и ведомств, касающихся прав и
свобод граждан;
Краевыми и областными
судами -
- решения краевого, областного
органов власти и акты краевой, областной
администрации;
Районными судами -
-
все иные жалобы на решения и действия
государственных органов, органов местного
самоуправления и их должностных лиц.
На
основании п.3 ст.5 Федерального
конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О
судебной системе Российской Федерации"
"суд, установив при рассмотрении дела
несоответствие акта государственного или
иного органа, а равно должностного лица
Конституции Российской Федерации,
федеральному конституционному закону,
федеральному закону, общепризнанным
принципам и нормам международного права,
международному договору Российской
Федерации, конституции (уставу) субъекта
Российской Федерации, закону субъекта
Российской Федерации, принимает решение в
соответствии с правовыми положениями,
имеющими наибольшую юридическую силу".
В соответствии с ч.З ст.239.8 ГПК РСФСР
вступившее в законную силу решение суда о
признании индивидуального или
нормативного акта либо отдельной его части
незаконными влечет признание этого акта
или его части недействующими с момента их
принятия, о чем указывается в резолютивной
части решения (Постановление Пленума ВС РФ
от 21.12.1993 N 10). Вынося решение о
несоответствии оспариваемого нормативного
правового акта закону или иным правовым
актам суд в соответствии со ст.13 ГК РФ может
признать такой акт недействительным.
Обращение в суд с заявлением о признании
недействительным нормативного правового
акта не ограничено сроком, в течение
которого этот акт может быть оспорен. Такой
акт может быть оспорен в любое время его
действия (Обзор судебной практики ВС РФ за I
квартал 1998 г. (по гражданским делам).
Утвержден Постановлением Президиума ВС РФ
от 06.05.1998).
Арбитражные суды
Арбитражные суды рассматривают споры с
участием юридических лиц и граждан -
предпринимателей без образования
юридического лица.
В соответствии со
ст.22 АПК РФ в компетенцию арбитражных судов
входят споры о признании недействительными
ненормативных актов государственных
органов. Таким образом, к ведению
арбитражных судов не отнесено обжалование
нормативных правовых актов. Однако в
соответствии со ст.138 НК РФ жалобы на акты (в
том числе нормативные) налоговых органов
подаются в арбитражный суд в соответствии с
АПК РФ.
Решения судов общей юрисдикции
и арбитражных судов не обязательны для
других судов по иным делам. Их решения могут
быть оспорены в установленных федеральным
законом процессуальных формах. Не
предусмотренная законодательством
обязательность их официального
опубликования исключает для других
правоприменителей обязательность
следования им при разрешении иных дел.
Решения судов общей юрисдикции и
арбитражных судов не имеют юридической
силы для лишения нормативных правовых
актов юридической силы в связи с их
неконституционностью.
Конституционный
суд
В соответствии со ст.125 Конституции
РФ Конституционный Суд РФ по запросам
уполномоченных органов разрешает дела о
соответствии Конституции РФ:
-
федеральных законов, нормативных актов
Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституций республик, уставов, законов и
иных нормативных правовых актов субъектов
РФ;
- договоров между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ,
договоров между органами государственной
власти субъектов РФ;
- не вступивших в
силу международных договоров РФ.
По
жалобам на нарушение конституционных прав
и свобод граждан и по запросам судов КС РФ
проверяет конституционность законов,
примененных или подлежащих применению в
конкретном деле, в порядке, установленном
федеральным законом. Тем самым по запросам
граждан и организаций КС РФ может принимать
к рассмотрению дела только о соответствии
закона Конституции РФ и только в порядке
конкретного нормотворчества, т.е. при
наличии спора, переданного на рассмотрение
в арбитражный суд или суд общей
юрисдикции.
Принимая решение по делу,
Конституционный Суд РФ не только выражает
свое отношение к позиции нормотворческого
органа, но и оценивает смысл, придаваемый
рассматриваемому нормативному акту
сложившейся правоприменительной
практикой. Поэтому его постановления
являются окончательными, не могут быть
пересмотрены другими органами или
преодолены повторным принятием
отвергнутого акта, обязывают всех
правоприменителей и другие суды
действовать в соответствии с позицией
Конституционного Суда РФ.
А.А.Сайдаманов
Советник налоговой
службы
I ранга
18.06.2001
Предприятие имеет имущественно обособленное структурное подразделение - турбазу, для облагаемой НДС деятельности которой приобрело холодильные установки. В какой момент следует отражать предприятию по дебету счета 68 суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным установкам?.. »
1. Нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
2. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
1. Нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, установленные настоящим Кодексом;
3) вводит обязанности, не предусмотренные настоящим Кодексом, или изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
2. Нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, признаются не соответствующими настоящему Кодексу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
3. Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
4. В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее в настоящем Кодексе - Таможенный союз), применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
НК РФ Статья 6 Несоответствие нормативных правовых актов о налогах и сборах настоящему Кодексу
Списание материалов пошаговая инструкция для бухгалтерского учета
Как проверить ведение бух
Альтернативная сделка купли-продажи квартиры: порядок действий
Нефтяная промышленность Монголии
Стоит ли переходить в негосударственный пенсионный фонд Пенсия переход в негосударственный пенсионный фонд