Административный порядок защиты прав налогоплательщиков. Как в судебном порядке производится защита прав налогоплательщика Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков

  • 04.02.2021

1. Право на обжалование действий и бездействия должностных лиц.

В соответствии с нормами Конституции РФ каждое лицо в РФ имеет право на защиту своих интересов. Право на обжалование действий и бездействия является одной из форм защиты своих интересов.

В теории выделяют четыре способа защиты прав налогоплательщиков: президентский, административный, судебный, самозащита прав.

Президенту РФ могут быть обжалованы любые действия и бездействия контролирующих органов в финансовой сфере. Административный способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие). Судебный способ защиты прав предполагает обжалование налогоплательщиком действий и бездействия должностных органов непосредственно в суд. При этом, административный способ может предшествовать судебному. Самозащита прав предполагает невыполнение неправомерных актов и требований налоговых органов и их должностных лиц.Неправомерность этих актов и требований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральным законам.

2. Административный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

В налоговом праве административный порядок обжалования не исключает права на одновременную и последующую подачу аналогичной жалобы в суд. При данном способе защиты своих прав налогоплательщик подает жалобу в налоговый орган (или должностному лицу), в чьем подчинении находится налоговый орган или должностное лицо, которые нарушили законодательство.

Жалоба налогоплательщика должна содержать определенный набор сведений, которые указывают на обстоятельства нарушения их прав. Вместе с тем большую роль играет подведомственность подачи и рассмотрения жалобы. Так жалобы на действия или бездействие налогового органа подаются только в вышестоящий налоговый орган, а жалобы на неправомерное поведение должностных лиц, только вышестоящему должностному лицу.

Жалоба подается только в письменной форме и должна содержать название и реквизиты налогового органа или должность лица, чьи действия обжалуются, сведения о заявителе, предмет и основания обжалования.

Важнейшим обстоятельством рассмотрения жалобы являются процессуальные сроки. Так жалоба на действие и бездействие налоговых органов должна быть подана в течение трех месяцев с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При пропуске срок для подачи жалобы может быть восстановлен налоговым органом или должностным лицом, которому адресована жалоба, но только при наличии уважительной причины (напр. длительная болезнь жалобщика).

Вышестоящий налоговый орган или должностное лицо в месячный срок с момента получения жалобы налогоплательщика обязаны ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:

Оставить жалобу без удовлетворения;

Отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

Отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

Изменить решение и вынести новое по существу обстоятельств дела.

О любом из принятых решений в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу. Административный порядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о дате разбирательства его жалобы.

3. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

В соответствии с главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ физические лица вправе подать заявления в суд для отстаивания своих интересов. Заявление подается в суд по подсудности, установленной законодательством. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действия (бездействие) которых оспариваются.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

В соответствии с главой 24 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, юридические лица вправе оспорить решения, действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц в арбитражных судах. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).

"Налоговый вестник", 2010, N 8

Вопрос защиты прав налогоплательщиков в спорах с налоговыми органами неизменно вызывает интерес в обществе. Нормы налогового законодательства, регулирующего отношения в сфере налогового контроля, уже неоднократно становились предметом судебного исследования. Практически любой акт высших судебных инстанций по данной тематике становится значимым явлением в юридическом мире. В анализируемом Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.04.2010 N 17413/09 рассматривается вопрос выбора способа защиты нарушенного права налогоплательщика в случае его несогласия с бесспорным списанием с расчетного счета налогов и пеней на основании инкассового поручения.

Как следует из текста Постановления, апелляционная и кассационная инстанции при рассмотрении заявления налогоплательщика пришли к выводу, что его право на обращение в суд с требованием о возврате сумм незаконно взысканных налога, пеней, сбора и штрафа возникает при условии принятия им мер к досудебному урегулированию спора с налоговыми органами.

Президиум ВАС РФ не согласился с такой позицией, указав следующее: в случае возникновения спора относительно возврата излишне взысканных налога, пеней, сбора и штрафа налогоплательщик может самостоятельно выбирать способ защиты своего нарушенного права, и закон не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Данная позиция Президиума ВАС РФ является абсолютно правильной и не противоречит нормам действующего законодательства.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

С момента принятия в 1998 г. Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах предусматривает следующие способы защиты прав налогоплательщика:

  • защита прав в административном порядке;
  • защита прав в судебном порядке;
  • самозащита.

Защита прав налогоплательщика в административном порядке

Как установлено ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

До 1 января 2009 г. законодательство о налогах и сборах не содержало каких-либо ограничений для обращения налогоплательщика в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов, и он имел право обратиться в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд за защитой своих прав, равно как и обжаловать решение (действие или бездействие) одновременно и в административном, и в судебном порядке.

С 1 января 2009 г. не все ненормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в суд, минуя стадию досудебного урегулирования спора. Оставляя в стороне дискуссию о нарушении данными поправками в НК РФ права на судебную защиту, предусмотренного ст. 46 Конституции РФ, следует отметить: в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ обязательный досудебный порядок урегулирования спора установлен для следующих видов решений, принимаемых налоговыми органами по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, вышеназванные решения налогового органа могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе, т.к. обращение налогоплательщика в суд с указанным требованием, минуя вышестоящий налоговый орган, в соответствии со ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ будет являться основанием для оставления такого заявления арбитражным судом без рассмотрения.

Из вышесказанного можно сделать вывод: обжалование любых других ненормативных актов налоговых органов, кроме вышеназванных решений, а также действий (бездействия) должностных лиц налогового органа в административном порядке не является обязательным. Например , требование об уплате налога, пени, штрафа, вынесенное на основании вышеназванных решений налогового органа, и иные правоприменительные акты, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушаются его права и законные интересы, могут быть обжалованы непосредственно в судебном порядке, минуя вышестоящий налоговый орган.

Данные выводы подтверждаются Президиумом ВАС РФ в анализируемом Постановлении: п. 3 ст. 79 НК РФ "предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов, сборов, пеней и штрафов излишне, то есть неосновательно и незаконно".

Однако налогоплательщики скептически относятся к вышеназванной обязательной досудебной административной процедуре обжалования решений налоговых органов, т.к. сегодня, к сожалению, обращение в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному лицу - неэффективный способ защиты своих прав. Налоговые органы зачастую отказываются изменять решения, явно противоречащие нормам законодательства о налогах и сборах, и налогоплательщику ничего не остается, как обратиться в суд.

Думается, повышению эффективности административного порядка обжалования могло бы способствовать возложение на налоговый орган обязанности возмещать не только государственную пошлину, но и судебные издержки, а также изменение подхода налоговых органов к налоговому контролю: от "запугивания" налогоплательщиков и повышения собираемости налогов любой ценой к адекватному и взвешенному подходу при проведении мероприятий налогового контроля, ведь зачастую "количество" не означает "качество". Такой подход позволил бы существенно снизить нагрузку на суды, вынужденные рассматривать огромное количество налоговых споров, поскольку в условиях современных экономических реалий налогоплательщики все чаще и чаще не готовы "без боя" расставаться со своими денежными средствами и идут в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Защита прав налогоплательщика в судебном порядке

Как уже указывалось, Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, в т.ч. в международные судебные органы.

Данная конституционная гарантия означает, что налогоплательщик имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов, а суд обязан рассмотреть заявление и принять законное, справедливое и обоснованное решение.

Положения о судебной защите прав налогоплательщиков закреплены в ст. ст. 138 и 142 НК РФ. Так, в соответствии со ст. 138 акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. А ст. 142 НК РФ уточняет: заявления об обжаловании актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

В суде защиту прав налогоплательщика можно осуществить путем подачи следующих заявлений:

  • о признании недействительным ненормативных правовых актов налогового органа (должностного лица);
  • о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа (должностного лица налогового органа);
  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных налоговыми органами в бесспорном порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта, а также процентов на эти суммы;
  • о возврате из бюджета денежных средств, излишне уплаченных налогоплательщиком или налоговым агентом;
  • о зачете излишне взысканных налоговым органом денежных средств в счет предстоящих платежей либо задолженности по налогу, пеням и штрафам;
  • о возмещении убытков, причиненных налогоплательщику или налоговому агенту в результате незаконных действий (бездействия) налогового органа или должностного лица налогового органа;
  • о признании недействующим нормативного правового акта налогового органа (должностного лица), не соответствующего НК РФ или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В качестве особого вида судебного способа защиты прав налогоплательщиков следует рассматривать обращение в Конституционный Суд РФ. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. Данное положение Конституции РФ конкретизировано в Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Согласно ст. 96 данного Закона правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица. А в соответствии со ст. 97 данного Закона жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если:

  • закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Юридические лица также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ за защитой нарушенных прав. Данный вывод следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П: организации являются объединениями - юридическими лицами, созданными гражданами для совместной реализации конституционных прав; нарушение прав организаций влечет нарушение прав граждан - учредителей данного юридического лица.

Однако обратиться в Конституционный Суд РФ за защитой своих прав и законных интересов налогоплательщик может только после предварительного обращения в суд общей юрисдикции или арбитражный суд и применения обжалуемых положений закона в его деле.

Как показывает практика, судебный способ защиты прав и законных интересов налогоплательщиков является более эффективным по сравнению с административным, т.к. суд в отличие от налогового органа не является заинтересованным в увеличении показателей собираемости налогов, в стремлении к которым налоговые органы так часто пренебрегают правами и законными интересами налогоплательщиков. Однако данный способ защиты является и более затратным для налогоплательщика по сравнению с административным.

Самозащита

Налоговый кодекс РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21) наделяет налогоплательщика правом на самостоятельную защиту своих прав и законных интересов, однако не определяет, в каких формах и в каком порядке можно реализовать это право, лишь устанавливает, что самозащита допустима путем невыполнения неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам.

Думается, на данном этапе развития налоговой системы Российской Федерации данный способ защиты прав не может быть достаточно эффективным и широко используемым, т.к. его "пассивный" механизм не позволяет адекватно отвечать на "выпады" налоговых органов.

Некоторые исследователи выделяют также в качестве способов защиты прав налогоплательщиков президентский и прокурорский. Однако, думается, в рамках данного анализа нет необходимости останавливаться на столь редко используемых налогоплательщиками на практике способах защиты прав.

Таким образом, проведенный выше анализ позволяет прийти к выводу: из всех доступных и наиболее часто используемых способов защиты прав налогоплательщиков судебный является наиболее эффективным. А анализируемое Постановление Президиума ВАС РФ еще раз доказывает: право налогоплательщика на судебную защиту прав и законных интересов чаще всего не обусловлено обязательной досудебной процедурой.

И.А.Панина

Старший консультант

отдела налогового и юридического

консультирования

КПМГ в России и СНГ

Понятие защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В понятие защиты прав налогоплательщиков входит правовая возможность реализации системы законодательных гарантий, (положений Конституции и других НПА РФ), которые нацелены на обеспечение прав граждан, выступающих в качестве субъектов налоговых отношений.

На практике такая защита является правом налогоплательщика, реализованного в случае, если нужно обратиться в гос. органы, с целью исследования обоснованности действий, налоговых органов, ставших результатом налоговых споров.

Ситуация, ставшая последствием разногласий плательщика и налоговой о правильности применения норм, регулирующих налоговые отношения, в данном случае, может быть разрешена путем обжалования издаваемых решений налоговым органом, в вышестоящую налоговую и в суд.

Изначально неравное правовое положение сторон налоговых отношений (налогоплательщика и налогового органа) уравнивается закрепленной в НПА РФ возможностью защищать права налогоплательщиков.

Положения ст. 22 НК России определяют возможность обеспечения прав налогоплательщика, а также устанавливают срок, в течение которого может быть реализовано право на защиту.

Виды защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Исходя из положений статьи 137 НК РФ налогоплательщик, и налоговый агент имеет право обжаловать:

  • ненормативные акты, которые издает налоговая;
  • действия, которые совершили ее должностные лица;
  • бездействие должностных лиц налоговой;
  • налогоплательщик, также может обжаловать действия должностных лиц налоговой во время налоговой проверки.

Законодательство не исключает возможность и других видов защиты прав налогоплательщиков.

Способы защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

НПА РФ, в зависимости от различий, которые определены материальными нормами и процессуальным порядком, устанавливают такие способы защиты прав налогоплательщиков:

  • административный;
  • судебный.

Закон также не запрещает самозащиту прав и президентский способ, в случаях, когда обжалуются решения Федеральной службы по вопросам финансовых рынков.

В случае применения административного способа защиты, либо восстановления нарушенного права, обращаться нужно к вышестоящему органу по отношению к тому, который принял незаконное решение, либо выполнял незаконные действия.

Также защита прав налогоплательщиков в административном порядке не исключает возможность последующего обращения за урегулированием этого же спора и защиты своих интересов в судебные органы.

При применении судебного порядка обжалования необходимо соблюдать два условия:

1. Обжалуемый ненормативный акт, или действия налоговой, должны, исходя из понимания заявителя, нарушать его права.

2. Все НПА, которые принимаются налоговым органом, нужно обжаловать в порядке, который устанавливает не НК РФ, а другое Федеральное законодательство.

Обжаловать можно и решения вышестоящей налоговой, касаемо вопросов рассмотрения заявлений, по жалобе на неправомерность действий или акты нижестоящих налоговых.

Нельзя обжаловать в административном и судебном порядке акты, фиксирующие налоговую проверку, поскольку такой документ не содержит какого-либо обязательного предписания, для его выполнения налогоплательщиком, влекущего юридические последствия.

В налоговом праве применение административного порядка обжалования не является досудебной процедурой, поскольку не исключает возможность одновременной подачи жалобы в суд.

Административный порядок обжалования предполагает, что жалоба должна подаваться письменно и в установленный налоговыми нормами срок. В том случае если налогоплательщик отзывает свою жалобу в вышестоящую налоговую, он не сможет повторно ее подать в ту же налоговую.

Когда применяется судебная защита прав налогоплательщиков заявитель должен обращаться с иском в компетентный суд.

Способ защиты предполагает:

  • конституционное обращение;
  • признание судом закона субъекта РФ, противоречащим ФЗ;
  • признание арбитражным либо общим судом нормативного или ненормативного акта налоговой незаконным, если изданный документ противоречит закону, либо нарушает права налогоплательщика;
  • отмена недействительного нормативного либо ненормативного акта налоговой, по тем же основаниям;
  • принуждение налогового органа к исполнению установленных законом обязанностей, если от их исполнения этот орган уклоняется и т. д.

Вышеуказанные способы судебной защиты являются одновременно и предметом исковых требований.

Порядок защиты прав и интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Право обжаловать решения или действия налоговой можно в порядке ГПК или АПК России, либо в административном порядке, (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ). Это право является одним из важнейших в системе законодательства РФ, и обеспечивает возможность реализовать порядок защиты прав налогоплательщиков, прописанный в законах. Порядок и условия, для реализации административного способа защиты, устанавливает раздел VII НК РФ.

Также обеспечению гарантии установления общего порядка и условий на судебную защиту прав налогоплательщиков посвящены положения ст. 46 Конституции РФ, а также нормы закона РФ об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Более конкретно вышеуказанные положения отражены в ГПК, если налогоплательщик, является физлицом. Арбитражно-процессуальное законодательство устанавливает порядок обжалования, когда заявителем является плательщик либо индивидуальный предприниматель.

Необходимо также знать, что порядок и все вышеописанные условия, гарантирующие защиту прав и законных интересов налогоплательщику, исходя из положений абз. 2 п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ распространяют свое действие, в том числе и на налоговых агентов.

Гарантии защиты прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Материально-правовую гарантию, которая законодательно обеспечивает возможность реализации права налогоплательщика, прописанного в налоговом законодательстве РФ, закрепляют и прописанные в НК России обязанности, которые касаются должностных лиц налоговых, а также других уполномоченных органов. Также гарантия обеспечения охраняемых прав граждан установлена положениями ст. 18 Конституции России.

В случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения установленных обязанностей налоговой, или нарушения ее действиями прав налогоплательщиков, закрепленных в НК и других НПА России, налогоплательщик может реализовать право в порядке, который устанавливает ГПК и АПК России на судебную и административную защиту.

Также дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков обеспечивает обязанность, установленная НК России для вышестоящего налогового органа, на рассмотрение жалобы налогоплательщика при обжаловании действий нижестоящей налоговой.

Реализуя гарантии, установленные законодательством на самозащиту, налогоплательщиками была создана федерация защиты прав налогоплательщиков, которая представляет собой группу компаний, обеспечивающую ее участников информацией о судебной административной и деловой практике, относительно налогообложения.

Ответственность за неисполнение обязанностей по защите прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В ракурсе применения ответственности к налоговым органам за неисполнение их обязанностей, необходимо указать на существующую взаимосвязь ст. 22 НК РФ с положениями статьи 35 НК РФ. Согласно правил, прописанных в этих нормах, налоговая несет прямую ответственность за все причиненные налогоплательщику убытки, которые стали последствием ее действий (решений).

Довольно часто встречаются доводы налогового органа о том, что налоговое законодательство не содержит норм, которые обязывают их возмещать расходы налогоплательщикам, возникшие в связи с обжалованием актов налоговых органов. Такие доводы в апелляционном порядке признаны Определением ВАС РФ от 18 марта 2010 года N ВАС-2739/10 несостоятельными.

Напротив, положениями пункта 2 статьи 103 НК РФ установлено, что причиненные налогоплательщику убытки, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета должны быть возмещены в полном объеме. Зачастую содействие и помощь в предоставлении актуальной судебной практики, на которую можно ориентироваться по возмещению убытков, оказывает федерация защиты прав налогоплательщиков

Также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 11 2009 года N А68-80/09-18/17 подтверждает общие положения законодательства о налогах и сборах, которые обязывает в случае нанесения убытков налоговым органом налогоплательщику возмещать последнему убытки, а также понесенные им расходы.

При обнаружении несоответствия размеров налогов и сборов или иных нарушений в области обложения налогом, например, незаконное приостановление операций по счетам в банке по инициативе налогового органа вы имеете право обжаловать данные решения и действия его должностных лиц в суде. Защита прав налогоплательщика в судебном порядке производится в установленной законодательством форме, которую каждый должен знать для защиты и умения отстаивания своих законных интересов.

Чтобы определить нарушены ваши права или нет, нужно знать, что налоги и сборы в России имеют под собой экономическую основу, то есть наличие имущества разного предназначения, а также наличие определенного дохода, с которого как физические, так и юридические лица обязаны их оплачивать. При наложении налога на субъект учитываются все объекты налогообложения. Нормативно правовые акты в России сформулированы, так что каждый имеет возможность ознакомиться с перечнем налогов и сборов обязательным к уплате.

Все налоги и сборы должны уплачиваться в соответствии с законом, основываться на равенстве (не учитывается индивидуальная способность уплаты сборов), всеобщности. Ни при каких условиях не могут носить дискриминационный характер и исходить из личной заинтересованности лиц, являющихся служащими налоговых органов. А также напрямую или косвенно ограничивать деятельность всех лиц на территории России, например, созданием препятствий для перемещения товаров или финансовых средств.

Все имеющие сомнения и противоречия нормативно правовых актов о налогах толкуются исключительно в пользу налогоплательщика.

Когда налогоплательщик может обратиться в суд

Решения должностных лиц, служащих в налоговых органах, а также их бездействия при возникших сомнениях в законности обжалуются сначала в вышестоящий орган, занимающегося взиманием налогов и только после этого в суд. Исключения составляют акты, принятые после рассмотрения жалоб и актов в исполнительном органе власти или органе по контролю и надзору в сфере налогов. При этом апелляционная жалоба может подаваться в налоговый орган и суд до ее вступления в законную силу.

Лицо может обратиться в суд и без наличия решения по его жалобе, в случае если срок принятия заключения прошел, а ответ так из налогового органа и не получен.

Срок решения для принятия по жалобе у налоговых органов составляет 15 суток со дня ее получения и может быть продлен в исключительных случаях, при необходимости получения дополнительных сведений еще на 15 суток. При этом лицу, подавшему жалобу, не поздней 3 дней должно быть направлено или вручено окончательное решение по его вопросу или решение о продлении срока рассмотрения.

Исключение составляют жалобы на обжалование актов о привлечение к ответственности лиц, за совершение правонарушения в налоговой сфере или об отказе в таком привлечении. Тогда срок составляет 1 месяц и может быть продлен по аналогичным основаниям еще на 1 месяц.

При обращении налогоплательщика в вышестоящий орган и вынесение решения, снова нарушающего его права, он может снова обратиться в вышестоящий уже над этим органом орган или в суд. А вот акты о решениях по поданным жалобам принятые исполнительным органом власти или по надзору в области налогов сразу обжалуются в судебном порядке.

Порядок судопроизводства

Налогоплательщик для оспаривания актов налоговых органов, а также деятельности их должностных лиц, с целью защиты своих прав, должен обратиться в суд с требованием признания данных актов полностью или частично недействительными.

Защита прав юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, начинается с обращения в арбитражный суд, а физическими лицами в суд общей юрисдикции.

Защита прав налогоплательщика в судебном порядке производится путем подачи заявления в судебные органы в период не более 3 месяцев с момента, когда он узнал о нарушение его интересов и прав, связанных с налогообложением. Если данный срок был пропущен по причине, признанной уважительной, суд может его восстановить.

В заявление в суд в обязательном порядке должно быть указано:

  • наименование органа или его лица, которые приняли не соответствующий законодательству акт или совершили неправомерную деятельность;
  • сведения о самом акте, вызвавшем сомнения в его законности, его наименование, число, время его вынесения и его краткую суть;
  • перечень нарушенных прав и интересов;
  • законные акты, которые были нарушены;
  • требование лица о признании акта или деятельности должностного лица неправомерными.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • сведения об уведомлении других заинтересованных лиц о подаче заявления, а именно о направлении им его копии и приложенных документов, не имеющихся у других лиц;
  • сведения об уплате пошлины;
  • документы на которых лицо основывает свои требования;
  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужна копия свидетельства о государственной регистрации;
  • документы (доверенность) подтверждающие представления интересов какого-либо лица или организации;
  • сведения, подтверждающие нарушение прав лица;
  • выписка из государственного реестра с наличием данных о месте нахождения ответчика.

Важно! Все документы должны иметь срок со дня выдачи на момент предоставления в суд не более чем 30 дней.

Допускается предоставления всех необходимых документов не только на бумажном, но и на электронном носителе.

При этом лицо, подавшее заявление, может ходатайствовать о приостановлении действия решения, которое оспаривает, и суд обязан удовлетворить это прошение.

В период 5 суток со дня подачи заявления в суд судья единолично принимает решение о принятии дела к своему производству, о чем выносит определение.

К производству принимается заявление при соблюдении всех необходимых условий, а именно наличия заявления со всеми нужными сведениями в нем, полным пакетом документов, а также наличием платёжных документов, подтверждающих уплату госпошлины.

В принятом определении судья указывает необходимые действия для совершения лицами, участвующими в судопроизводстве, время для их совершения, адрес сайта суда в сети «Интернет», телефоны суда, адрес электронной почты, по которому заинтересованные лица могут узнать всю необходимую информацию по их судопроизводству.

Копия определения направляется подавшему ее лицу и другим заинтересованным лицам по делу в течение 1 суток, а также прилагается копия искового заявления оспариваемого решения.

Дело об оспаривании решений и деятельности должностных лиц рассматриваются в суде, включая подготовки к судебным заседаниям не более 3 месяцев. При необходимости судьей этот срок продлевается до 6 месяцев.

Судебное разбирательство может состояться без наличия заинтересованных лиц, если они были надлежаще уведомлены и не явились в суд без уважительной причины, если их присутствие суд сочтет необязательным. В противном случае, если лица необходимы для установления важных фактов по рассматриваемому делу и не явились, на них может быть наложено обязательное прибытие и при неприбытии на лицо накладывается штраф.

Доказывание правоты оспариваемого акта лежит на органе и лицах его вынесшим. Если лица не предоставляют таких доказательств, суд вправе их истребовать по собственной инициативе.

По окончании судопроизводства суд может вынести решение о признании акта незаконным, а при признании законным, выносит определение об отказе в удовлетворении требований истца.

Перечень нарушенных прав налогоплательщиков наиболее часто рассматриваемых в суде

Налогоплательщик наиболее часто обращается в суд для достижения следующих целей:

– признание акта полностью или частично противоречащим Конституции РФ;

– признание акта, вынесенного субъектом РФ или налоговым органом, противоречащим федеральному закону;

– прекращения незаконной деятельности должностных лиц или, наоборот, к принуждению выполнения деятельности, которую они должны выполнять в соответствии с законодательством, так как вследствие их ненадлежащего поведения нарушаются права налогоплательщика;

– признание распоряжения на списание с банковского счета денежных недоимок, штрафов, пеней не подлежащего исполнению;

– возвращение незаконно списанных недоимок, пеней, штрафов, а также взыскание процентов за данные действия;

– возмещение убытков, возникших вследствие незаконных предписаний налоговых органов и их служащих.

Часто оспариваемым налогоплательщиками решением налоговых органов является решение о приостановлении операций по расходам на банковских счетах. Что отрицательно влияет на деятельность налогоплательщиков, чем и вызван наиболее часто возникающий вопрос, требующий решения в суде.

Все сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков имеются на сайте ФНС Российской Федерации.

Решение о приостановление операций по банковским счетам используется для исполнений предписаний о взыскании налога, а также при не предоставлении сведений на доходы физических лиц, работающих в организации. Приостановление означает прекращение операций по счету в форме расхода. Это решение принимает руководитель налогового органа сразу после вынесения предписания о взимании налога.

Приостановления по счетам налогоплательщиков используются при непредоставлении налогоплательщиком-организацией декларации, по истечении установленного законом периода в течение 10 суток и не позднее 3 лет, а также указания недостоверных сведений в предъявленной декларации. Решение направляется в банковскую организацию в электронной форме в срок не позднее следующих суток после его принятия.

Копия сведения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков вручается последнему в течения 1 суток после принятия данного решения.

Банк, в свою очередь, обязан предоставить налоговому органу данные о средствах не счете налогоплательщика в течение 3 суток со дня получения решения и с этого же дня операции по счету приостанавливаются.

Налогоплательщик, если на банковском счете финансовые средства превышают сумму необходимую для уплаты налогов, может подать заявление о снятие с этого счета приостановления и сообщить другие счета с нужными суммами.

При нарушении налоговым органом срока отмены данного решения или неправомерного его принятия, за каждый день начисляются проценты, уплачиваемые в пользу налогоплательщика.

Лица, имеющие право участвовать в судопроизводстве и их полномочия

Лицами, участвующими в судопроизводстве, считаются: стороны, заявители, заинтересованные лица, третьи лица, а также в случае необходимости государственные органы, эксперты, специалисты, свидетели, переводчик, прокурор, помощник судьи, секретарь суда.

Лица, имеющие право участвовать в судопроизводстве, могут знакомиться с материалами дела, осуществлять выписки, копировать материалы за свой счет, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в исследовании доказательств по делу, давать объяснения, приводя свои доводы, возражать против ходатайств иных участвующих лиц, задавать вопросы, получать судебные акты и их копии, знакомиться с особым мнением судьи; обжаловать судебные решения и другие.

Важное место в судопроизводстве занимают представители налогоплательщиков. При этом их присутствие в суде не лишает лицо права самому участвовать в судебном разбирательстве.

Законными представителями налогоплательщика физического лица являются родители, опекуны, попечители, усыновители, а также адвокаты и иные лица, оказывающие юридические услуги.

Законными представителями организации налогоплательщика будут лица: штатные сотрудники юридического лица, адвокаты, другие лица оказывающие юридические услуги, а также их органы на основании оформленной доверенности, учредительных документов.

В любом случае законными представителями налогоплательщика физического лица являются в судебном процессе только дееспособные лица с полномочиями, оформленными в надлежащем порядке на представительство.

Не могут являться представителями налогоплательщиков работники суда, следователи, прокуроры, и недееспособные люди (официально признанные таковыми).

Законными представителями организации налогоплательщика будут лица, у которых представления интересов налогоплательщиков в судебном процессе будут подтверждаться документами, с указанием их статуса и перечня полномочий. Также полномочия представителя могут содержаться в заявлении налогоплательщика, заявленного в судебном процессе, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Эти требования относятся и к представителям индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Как указано в НК РФ, всем налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов (п. 1 ст. 22 НК РФ). Защита прав налогоплательщиков предполагает возможность их обращения в государственные органы для рассмотрения законности и оценки действий либо бездействия налоговиков по отношению к налогоплательщику.

Основные способы защиты прав налогоплательщиков - это административный и судебный. Рассмотрим их подробнее.

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке

Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в том, что каждый налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговиков ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц, если считает, что его права были нарушены (ст. 137 НК РФ).

Как это происходит на практике? Допустим, вы не согласны с решением контролеров по камеральной или выездной проверке. Тогда вы можете подать жалобу в вышестоящий налоговый орган - управление ФНС по вашему субъекту РФ (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Вообще, решение ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки вступает в силу по истечении месяца со дня получения его налогоплательщиком (п. 9 ст. 101 НК РФ). Пока решение еще не вступило в силу, на него может быть подана апелляционная жалоба (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). В этом случае вступление в силу решения будет отложено (ст. 101.2 НК РФ). Налоговики не смогут его исполнить, пока не будет принято решение по жалобе.

Если же решение по проверке уже вступило в силу, то на него подается обычная жалоба в течение года со дня, следующего за днем вынесения решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Принятие решения по жалобе УФНС

Решение по жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть принято в течение месяца со дня ее получения. Правда, этот срок может быть продлен еще на месяц, если возникла необходимость получения документов или информации от нижестоящего налогового органа, либо если дополнительные документы предоставил сам налогоплательщик (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Решение по иной жалобе выносится в течение 15 дней со дня ее получения. И по тем же причинам, которые приведены выше, этот срок может быть увеличен на 15 дней (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Кстати, до того, как будет вынесено решение по жалобе, налогоплательщик вправе отозвать ее полностью или в определенной части в любой момент (п. 7 ст. 138 НК РФ).

По итогам рассмотрения жалобы УФНС может (п. 3 ст. 140 НК РФ):

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа;
  • отменить решение налогового органа полностью или в части;
  • отменить решение налогового органа полностью и принять новое решение по делу;
  • признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Если УФНС, по мнению налогоплательщика, приняло неправильное решение по жалобе, то он может подать теперь жалобу в ФНС (п. 2 ст. 139 НК РФ) или в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения налогового органа (п. 4 ст. 138 НК РФ , п. 2 ч. 1 ст. 29 ,

  • Управление превысило свои полномочия;
  • была нарушена процедура принятия решения.