Налогоплательщика налогового агента и иных. Налогоплательщики и плательщики сборов

  • 24.04.2020

Права налогоплательщика устанавливаются Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, постановлением городской думы). В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:

    получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;

    получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

    использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;

    получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;

    на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

    присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;

    обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    требовать соблюдения налоговой тайны.

Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.

Налогоплательщик, в частности, обязан:

    уплачивать законно установленные налоги;

    встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;

    вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;

    представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Следует иметь в виду, что в силу ст. 17 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Таким образом, несмотря на то, что Налоговый кодекс обязывает налогоплательщика обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета в течение четырех лет, срок хранения бухгалтерских документов не может быть менее пяти лет. Другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для организаций - также произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги, должны храниться налогоплательщиками (как организациями, так и физическими лицами) не менее четырех лет.

Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:

    об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);

    обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);

    обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);

    об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);

    об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.

Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места нахождения (жительства) установлена в целях осуществления оперативного налогового контроля.

К физическим лицам - налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся:

    граждане РФ;

    иностранные граждане - лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

    лица без гражданства - лица, не являющиеся гражданами РФ и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Физическими лицами являются индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

К налоговым резидентам РФ относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в 12 месяцах, следующих подряд (дни приезда и дни отъезда считаются днями нахождения на территории РФ). Краткосрочные (до 6 месяцев) выезды за пределы РФ для лечения или обучения при этом не учитываются. Выдача физическим лицам подтверждений статуса налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием в Российской Федерации) для представления в официальные органы иностранных государств в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения производится при получении письменного обращения (заявления) физического лица в Федеральную налоговую службу.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена обязанность по уплате налога с его собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

Права и обязанности

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством .

Налоговые агенты исполняют свои обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

    правильно и своевременно исчислять, удерживать, перечислять в бюджеты соответствующие налоги;

    письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;

    вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;

    представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;

    в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

На практике налоговыми агентами, как правило, являются лица, выплачивающие денежные средства налогоплательщикам либо иным лицам, которые не состоят на учёте в качестве налогоплательщиков, однако осуществляют операции, подлежащие налогообложению каким-либо налогом. Так, в частности, налоговым агентом является работодатель по отношению к заработной плате , выплачиваемой работникам. В России налоговыми агентами исчисляются и уплачиваются НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций .

Налоговые органы

Налогоплательщики и налоговые агенты

Тема 3. Субъекты налоговых отношений

Местные налоги и сборы

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы)

Федеральные налоги и сборы

Налоги и сборы, составляющие налоговую систему

В общем виде налоговая система Российской Федерации может быть представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Налоговая система Российской Федерации

Одним из общих принципов построения налоговой системы Российской Федерации является невозможность установления региональных или местных налогов и (или) сборов, не предусмотрен­ных НК РФ, Это означает, что перечень налогов, устанавливаемых на территории Российской Федерации, является закрытым, то есть может быть расширен только путем внесений дополнений и измене­ний в НК РФ. Этот перечень налогов и сборов сформулирован в статьях 13, 14 и 15 НК РФ.

Вопросы:

Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются органи­зации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответствен­но налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразде­ления российских организаций исполняют обязанности этих орга­низаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих фи­лиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) имеют следующие права.

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогопла­тельщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органон и других уполномоченных го­сударственных органов письменные разъяснения но вопросам при­менения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инве­стиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установ­ленных действующим налоговым законодательством:

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также но актам про­веденных налоговых проверок;

6) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюде­ния законодательства о налогах и сборах при совершении ими дей­ствий в отношении налогоплательщиков:


7) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных дни, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

8) другие права, предусмотренные действующим налоговым за­конодательством.

Кроме прав налогоплательщики обладают рядом обязанностей. К таким обязанностям, предусмотренным п. 1 ст. 23 НК РФ, отно­сятся обязанности .

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена действующим налоговым законодательством;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотре­на законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установлен­ном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законо­дательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных действующим налоговым законодатель­ством, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устра­нении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязан­ностей.

7) нести иные обязанности, предусмотренные налоговым зако­нодательством.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответ­ствии с действующим налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Наиболее распространенный пример налогового агента - организация, выплачивающая заработную плату своим работникам. Такая организация, в случаях, предусмотренных налоговым законо­дательством, обязана не только начислить, но и удержать и упла­тить в бюджет налог на доходы с выплат заработной платы каждому своему работнику. В этом случае плательщиком налога на доходы является работник организации, а налоговым агентом - сама орга­низация.

Отметим, что налоговые агенты имеют те же права, что и нало­гоплательщики, а вот обязанности у этих субъектов налоговых отно­шений разнятся. На основании п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у на­логоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) нало­гов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета доку­менты, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) и на­логовый агент несут ответственность в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

На практике налогоплательщики (плательщики сборов) и нало­говые агенты участвуют в отношениях, регулируемых налоговым за­конодательством, лично или через законного или уполномоченного представителя. При этом возможно одновременно участвовать в на­логовых правоотношениях и лично, и через представителя.

Система представительства субъектов налоговых отношений мо­жет быть представлена в табл. 2.2.

Таб. 2.2. Представители налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов

Ст.19 НК не дает определение, но указывает на тех лиц, которые признаются на сегодняшний день налогоплательщиками. Таковыми являются физические лица и организации, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

При этом организации и физические лица раскрываются в ст.11 НК.

Физические лица. Физическими лицами в соответствии со ст.11 НК выступают граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Таким образом, на самом деле для того, чтобы выступать налогоплательщиками, совершенно не важен факт наличия или отсутствия гражданства. С самим фактом гражданства законодатель статут налогоплательщика не связывает. Статус связывается именно с физическим лицом. Поскольку специального подтверждения статус физического лица не требует, то никакого документа, подтверждающего статус физического лица налогоплательщика, не требуется. Наоборот, действует обратный принцип: налогоплательщик - физическое лицо должен доказать, что он не налогоплательщик, представив соответствующие документы. В противном случае действует презумпция того, что он признается налогоплательщиком.

Точно так же законодателю не важен факт возраста налогоплательщика и его дееспособности. Поэтому налоговая правосубъектность возникает у физического лица с момента его рождения.

В таком налогоплательщике, как физическое лицо, важна еще такая категория, как индивидуальный предприниматель. В ст.11 НК под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. те лица, которые таковыми являются и по ГК. Но для целей налогообложения, то есть исключительно в рамках налоговых отношений к индивидуальным предпринимателям приравниваются также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Это лица, которые должны иметь лицензию на осуществление этих видов деятельности, деятельность которых предпринимательской не признается по действующему законодательству. Поэтому в данном случае НК толкует расширительно понятие индивидуального предпринимателя, но это опять же исключительно в рамках налоговых отношений. И проявляется это в том, что они уплачивают налог не как остальные физические лица, а в особом порядке - на основании поданной декларации, постановки на учет, авансовым образом и т.д.

Следует также отметить, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. То есть речь идет о том, что для НК факт регистрации или отсутствия таковой не важен, если лицо занимается предпринимательской деятельностью.

Наконец, в отношении физических лиц еще один момент выделяется законодателем - это деление физических лиц на резидентов и нерезидентов. Резидентами являются физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. При этом речь идет не о гражданах РФ, а о физических лицах, поэтому резидентами могут оказаться как граждане России, так и иностранные граждане, так и лица без гражданства, если они проживают требуемое количество дней. Нерезидентами являются физические лица, столь долго не проживающие на территории РФ. Поэтому нерезидентами могут оказаться и российские граждане. И резиденты, и нерезиденты являются плательщицами. А выделение этих двух категорий обусловлено только тем, что законодатель определяет особый порядок уплаты ими налогов. В данном случае речь идет о разнице в объектах налогообложения. Резиденты уплачивают налог со всех доходов, а нерезиденты - только с тех доходов, которые получены на территории РФ.

Организации

Организация как налогоплательщик определяется в ст.11 НК как юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. И далее они именуются российские организации и они же понимаются как резиденты-организации. Надо обратить внимание, что состав уставного капитала значения не имеет: это может быть российский капитал, это может быть иностранный капитал, это может быть совместное предприятие, но важен факт образования в соответствии с законодательством РФ.

К организациям, кроме российских, относятся и иностранные организации, которые могут быть иностранными юридическими лицами, а могут не быть юридическими лицами, если в национальном праве предусмотрена возможность существования хозяйствующего субъекта без юридического лица. Это могут быть компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранного государства. Так, личные компании или полные товарищества в ряде иностранных государств не являются юридическими лицами, однако с точки зрения нашего законодателя они приравниваются именно к иностранным организациям.

Кроме того, к иностранным организациям относятся международные организации, а также филиалы и представительства всех вышеперечисленных организаций. На сегодняшний день это единственный случай, когда филиал или представительство признается налогоплательщиком и приравнивается к организации. Речь идет только об иностранных организациях.

В отношении российских организаций ни филиалы, ни представительства налогоплательщиками не признаются. Но вместе с тем в ст.19 предусмотрено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Эта ситуация связана с тем, что РФ - федеративное государство, и уровни бюджетной системы самостоятельны. Поэтому если филиалы и другие структурные подразделения вывести из процесса уплаты налогов, то организация будет платить налоги только по месту своей юридической регистрации, тогда как география деятельности гораздо шире.

Особое внимание НК уделяет взаимозависимым лицам. В соответствии со статьей 20 НК взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 %. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

При этом суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Налоговые агенты

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

Кто является налоговым агентом по НДФЛ прописано в Налоговом Кодексе РФ. Агент ― это тот, на ком лежит обязанность по начислению, удержанию и уплате налогов государству. Им могут выступать и работодатели, и физические лица. Поговорим об этом в нашей статье.

Разница между налоговым агентом и налогоплательщиком заключается в следующем:

Организации всегда одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами. Они вынуждены заниматься отчислениями с зарплаты с сотрудников. За себя, как за действующую экономическую единицу на территории России, компании тоже платят в казну.

Права и обязанности налоговых агентов

Работодатель начисляет зарплату своим сотрудникам и как налоговый агент он исчисляет взносы в бюджет, исходя из сумм рассчитанной зарплаты.

Налоговые агенты обязаны в течение 1 месяца с момента события сообщать в ИФНС в письменном виде о всех случаях, когда невозможно удержать НДФЛ. Они ведут учет не только доходов налогоплательщика, а еще исчисленных и уплаченных налогов. Подтверждающие документы хранят на протяжении 4 лет и в любой момент по запросу налоговиков должны предоставить их на проверку.

Налоговая база по НДФЛ исчисляется агентом на основании ст 161 НК РФ, в которой сказано, что она исчисляется по каждой операции отдельно. Это значит налог будет рассчитываться индивидуально с каждой выплаты работнику. Под действие закона помимо зарплаты попадают выплаты по гражданско-правовым договорам, дивиденды и подарки, когда общая стоимость превысила 4000 руб.

Налог рассчитывается в тот же день, что и сама выплата и учитывается в бухгалтерском учете в обязательном порядке накопительным итогом в течение года. Срок уплаты для агента установлен не позднее 1 дня с момента, когда работник получил деньги.

Работодатель отчитывается в ИФНС двумя формами:

  • в форме 6-НДФЛ ― по итогам квартала;
  • в справке ― по итогам года.

В реквизитах статуса плательщика налоговый агент указывает цифру 2. Налогоплательщик ставит цифру 1. Эти данные помогают госорганам идентифицировать того, кто перечислил деньги в бюджет.

Декларируем вычет у налогового агента в отчетном году



При подаче декларации учитываются социальные вычеты, предоставленные налоговым агентом. Что писать рассмотрим подробно ниже.

Все расходы при декларировании обозначаются специальными кодами, которые утверждены ФНС:

  • Код 327 показывает социальный вычет на негосударственное пенсионное страхование или страхование жизни налогоплательщика и членов его семьи. Общая сумма вычета, отраженная налоговым агентом, не может превышать 120 тыс. руб.
  • Код 328 показывает социальный вычет на дополнительные отчисления в накопительную часть пенсии налогоплательщика. Итоговая сумма тоже не может быть выше 120 тыс. руб.
  • Код 311 показывает имущественный вычет по расходам на покупку жилья сотрудником.
  • Код 312 также отражает имущественный вычет, но здесь показываются проценты по кредитам.

Общая сумма социальных вычетов, предоставленная налоговым агентом отражается отдельной строкой.

Как исправить ошибку в расчетах после отчетного периода

Излишне уплаченный НДФЛ налоговым агентом в бюджет признается личными средствами работодателя. Деньги не засчитываются в счет будущих периодов, их можно только вернуть, написав в налоговую заявление на возврат.

Срок давности по излишне перечисленному налогу составляет 3 года. В течение этого времени работодатель имеет право получить обратно переплату.

В случае невозможности удержать НДФЛ из заработка сотрудника, работодатель уведомляет об этом ИФНС. Такие случаи возможны при получении доходов в натуральной форме, подарков, работником. Налог, не удержанный ранее, переходит в зону ответственности самого налогоплательщика. Он должен уплатить эту сумму самостоятельно по итогам календарного года не позднее 15 июля.

Неисполнение обязанностей налогового агента

На налоговом агенте лежит ответственность за неудержание НДФЛ. Так, даже несвоевременное перечисление грозит 20%-ным штрафом от суммы, которая задержалась в пути к ИФНС.

Точно таких же размеров будет штраф за необоснованную неуплату НДФЛ. Государство считает, что агент будет виноват при неперечислении удержанного налога. В случае неудержания налога ответственности не наступает, если он уведомил о случившемся событии налоговиков.

Ответы на актуальные вопросы



ВОПРОС: Компания обнаружила, что не полностью перечислила НДФЛ с отпускных сотрудника за прошлый месяц. Ошибку компания признала, уведомила об этом налоговую и перечислила недостающую сумму. Какое грозит наказание? Ведь мы сами нашли свою ошибку, вперед инспектора.

ОТВЕТ: Не имеет значения кто обнаружил ошибку. За просрочку платежа ИФНС выпишет 20-типроцентный штраф от обнаружившейся суммы.

ВОПРОС: Как быть в ситуации, если вдруг выяснилось, что в прошлом году наша организация неправильно предоставляла социальные вычеты на ребенка сотруднику? Ее сыну 21 год, он учился в институте на очном отделении. А с середины прошлого года перевелся на заочное. Справку она принесла только через полгода. Что делать в этом случае? Как доказать налоговой свою непричастность?

ОТВЕТ: Вам нужно зафиксировать дату поступления справки от вашей сотрудницы. При этом вы должны обязательно взять с нее объяснительную с указанием даты и пусть она распишется на самой справке тоже. После этого сделаете перерасчет, подадите уточненную отчетность в инспекцию и напишете объяснительное письмо, к которому приложите в подтверждение объяснительную и справку от вашей сотрудницы. В этом случае наказания не должно быть.

Статья 38. Налогоплательщик, налоговый агент

1. Налогоплательщиком является лицо, на которое возлагается обязательство по уплате установленных настоящим Кодексом налогов.

2. Налоговым агентом является лицо, которое в установленных настоящим Кодексом случаях и порядке должно выполнить налоговое обязательство налогоплательщика.

3. Налоговый агент для целей настоящего Кодекса, с точки зрения прав и обязанностей, приравнивается к налогоплательщику.

Статья 39. Права налогоплательщиков

1. Налогоплательщики имеют право:

а) получать от налоговых органов информацию о налоговом законодательстве, правах налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также применении налогового законодательства;

б) представлять свои интересы в налоговых органах лично или через своих законных или уполномоченных представителей; в любое время заменять своих представителей в налоговых отношениях;

в) пользоваться налоговыми льготами или освобождаться от уплаты налогов по основаниям и в порядке, установленных налоговым законодательством;

г) своевременно возвратить или(и) зачесть суммы излишне уплаченных или(и) излишне взысканных налогов или(и) санкций;

д) в установленном законом порядке знакомиться с имеющейся в налоговых органах информацией о них;

е) присутствовать при проводимых в отношении них выездных налоговых проверках;

ж) получать подлинники или удостоверенные копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также "налогового требования";

з) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства при осуществлении ими действий, связанных с налогоплательщиками;

и) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных налоговых проверок, а также по исчислению и уплате налогов;

к) при наличии определенных настоящим Кодексом обстоятельств требовать в установленном порядке применения соответствующих налоговому правонарушению мер ответственности, смягчения ответственности или освобождения от ответственности;

л) обжаловать в установленном законом порядке предъявленное "налоговое требование", а также иные решения и деяния налоговых органов и их должностных лиц;

м) не выполнять акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу и иным законам Грузии;

н) требовать от налоговых органов и их должностных лиц соблюдения налоговой тайны;

о) требовать и получать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного незаконными решениями или деяниями налоговых органов и их должностных лиц;

п) не предъявлять правоохранительным и другим контролирующим органам, кроме налоговых, документы, связанные с определением объектов налогообложения, исчислением и уплатой налогов, за исключением случаев, когда такие полномочия переданы настоящим Кодексом другим органам.

2. Права налогоплательщиков не ограничиваются правами, предусмотренными частью первой настоящей статьи.

Статья 40. Обеспечение защиты прав и законных интересов

налогоплательщиков

1. Гарантируется защита прав и законных интересов налогоплательщиков в административном и судебном порядке.

2. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется настоящим Кодексом и иными нормативными актами.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по обеспечению прав и законных интересов налогоплательщиков влечет предусмотренную законом ответственность.

Статья 41. Обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики обязаны:

а) исполнять налоговые обязательства в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

б) встать в установленном настоящим Кодексом порядке на учет в соответствующем налоговом органе;

в) в целях исчисления и уплаты налогов в установленном налоговым законодательством порядке вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;

г) в установленном законодательством порядке представлять в налоговый орган по месту налогового учета налоговые декларации, расчеты, справки и бухгалтерскую отчетность по налогам, в отношении которых они считаются налогоплательщиками;

д) при проведении налоговой проверки или в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях представлять налоговым органам и их должностным лицам документы (сведения), необходимые для исчисления и уплаты налогов;

е) выполнять законные требования налоговых органов и их должностных лиц в связи с устранением выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать осуществлению служебных полномочий этими должностными лицами;

ж) заявлять о пользовании налоговыми льготами или освобождении от уплаты налогов и представлять налоговому органу или налоговому агенту по месту налогового учета документы, удостоверяющие право пользования налоговыми льготами;

з) обеспечивать сохранность документов, на основании которых производится учет объектов налогообложения и составление налоговых деклараций, а также документов, подтверждающих получение доходов и прибыли, произведенные расходы и уплаченные или(и) удержанные налоги, в течение 6-летнего срока;

и) выполнять иные обязательства, установленные налоговым законодательством.

2. Налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу по месту налогового учета сведения:

а) об открытии в банках и других организациях, осуществляющих банковские операции, банковских или иных счетов в 5-дневный срок после открытия таких счетов. При этом предприятия Грузии, организации Грузии и физические лица-предприниматели представляют информацию о счетах, открытых как в Грузии, так и за пределами Грузии, а иностранные предприятия и организации - только о счетах, открытых в Грузии, и счетах, по которым они осуществляют экономическую деятельность в Грузии.

б) о регистрации, реорганизации или ликвидации подразделений предприятия в 10-дневный срок после их регистрации, реорганизации или ликвидации в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии;

в) об объявлении предприятия банкротом, ликвидации или реорганизации предприятия в 10-дневный срок после принятия такого решения в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии;

г) об изменении места деятельности, места управления или осуществления экономической деятельности в 10-дневный срок после принятия такого решения в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии.

3. Налогоплательщики представляют налоговому органу сведения, предусмотренные настоящей статьей, только по форме, утвержденной Министром финансов Грузии.

4. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, установленных налоговым законодательством, на налогоплательщиков возлагается ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом или(и) иными законодательными актами Грузии.

Статья 42. Обязанности налогового агента

1. Налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в соответствующие бюджеты соответствующие налоги;

б) вести учет начисленных и выплачиваемых налогоплательщикам доходов по каждому налогоплательщику, а также начисленных, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов;

в) представлять в налоговый орган по месту налогового учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и уплаты налогов;

г) выполнять иные установленные налоговым законодательством обязательства.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных налоговым законодательством обязательств на налогового агента возлагается ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом или(и) иными законодательными актами Грузии.

Статья 43. Представитель налогоплательщика/налогового агента или

другого обязанного лица

1. Налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо вправе участвовать в налоговых отношениях через своего законного или уполномоченного представителя. Личное участие вышеуказанного лица в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает его права участвовать в указанных отношениях лично.

2. Законными представителями предприятия/организации признаются его органы или(и) иные лица, уполномоченные законодательными актами Грузии и учредительными документами этого предприятия/организации. Законными представителями физического лица признаются лица, осуществляющие соответствующие полномочия на основании настоящего Кодекса и иных законодательных актов Грузии.

3. Деяния законных представителей налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица, связанные с участием вышеуказанного лица в налоговых отношениях, признаются деяниями самого этого лица.

4. Уполномоченным представителем налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица признается лицо, уполномоченное вышеуказанным лицом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами или(и) иными участниками налоговых отношений, а также в суде.

5. Уполномоченный представитель предприятия/организации действует на основании выданной этим предприятием/организацией доверенности, а уполномоченный представитель физического лица - на основании выданной этим лицом и нотариально удостоверенной доверенности или иного документа, приравненного Гражданским кодексом Грузии к доверенности, в пределах полномочия, определенного такой доверенностью или иным документом.

Статья 44. Переписка с налоговыми органами

1. Любой документ, подлежащий направлению налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом в налоговый орган, должен быть составлен в письменной форме, подписан его законным или уполномоченным представителем (с указанием фамилии, имени и должности) и скреплен печатью (если у него имеется печать).

Адресату должны быть вручены подлинник или удостоверенная копия документа.

2. "Требование налогоплательщика", налоговая декларация, возражение, иные документы или письма считаются переданными, если были посланы заказным почтовым отправлением или вручены непосредственно в налоговом органе.

3. В случае направления заказным почтовым отправлением датой передачи документа/письма признается дата получения почтового отправления налоговым органом, а если для передачи документа/письма установлен срок, - дата отправки заказного почтового отправления.