Регулирование рынка труда кратко. Государственное вмешательство в функционирование рынка труда

  • 19.04.2020

Механизм рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения, нуждающегося в работе и желающего работать по найму.

Становление рынка, усиление конкуренции на базе высоких технологий, необходимость развития человеческого потенциала приводят к усилению роли государства в экономике. В развитых странах экономическая функция - создание необходимых условий для функционирования и прогресса национальной экономики, обеспечение деятельности государства экономическими регуляторами - становится главной .

Государственное регулирование рынка труда представляет собой особую форму и сферу регулирующего воздействия на социально-экономические процессы, сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости, но практически все элементы экономической системы общества (формирование спроса на труд и его предложения, помощь безработным гражданам).

Особо следует подчеркнуть, что меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам как наемных работников, так и предпринимателей. В системе мер государственного регулирования рынка труда можно особо выделить следующие: меры по регулированию спроса на труд; меры по регулированию предложения труда; меры по предоставлению социальных гарантий занятости. Основываясь на принципе преемственности стратегической цели, государственная политика в области регулирования рынка направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

  • - содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
  • - обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
  • - содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами обеспечивается путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.

Государственная политика в области регулирования рынка труда осуществляется за счет следующих действий:

  • - совершенствование законодательства РФ в области содействия занятости населения в сочетании с современными тенденциями социально-трудовой сферы в связи с созданием высокотехнологических производств и объектов инфраструктуры;
  • - совершенствование системы мониторинга в определении профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе, а также реализации приоритетных национальных проектов. Обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу осуществляется путем обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест за счет разработки целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда, а также за счет информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий;
  • - развитие кадрового потенциала: в условиях ускоряющегося научного и технического прогресса работнику необходимо предоставить возможность широкого доступа к постоянному обновлению знаний и умений, качественной информации и консультациям относительно возможностей получения образования на протяжении всей жизни;
  • - повышение качества рабочих мест предусматривает увеличение оплаты труда и улучшение условий трудовой деятельности при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров.

Государственная политика должна быть направлена на усиление регулирования рынка труда, но при условии, что данный процесс не станет препятствовать его гибкости и не будет противоречить базовым принципам экономической свободы . Государственная политика в области занятости в России призвана охватить регулирование заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развитие предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное . Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, госзакупки, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.

Методы государственного регулирования рынка труда - это способы воздействия государства на рынок труда. Различают два основных типа воздействия - прямое и косвенное. Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулировании создания новых рабочих мест, развитии системы производственного обучения и переподготовки, стимулировании или, наоборот, сдерживании развития производства в тех или иных регионах, регламентации продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ. Косвенное воздействие на рынок труда заключается в изменении хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов. Сюда можно отнести налоговую, кредитно-денежную политику, госзакупки, политику в области амортизации основных фондов, стимулирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное - на спрос.

С целью регулирования занятости и безработицы государство может применять целый комплекс методов, в частности экономические, административные, социально-психологические. Под экономическими методами подразумевается определенная политика достижения полной занятости за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям; регулирования уровня и конкретных ставок процента и подоходного налога; госзакупок как производительного, так и непроизводительного характера; усиления государственного сектора в экономике и др. К административным методам относятся: снижение пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение миграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения, государственные законодательные акты, регулирующие процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленные против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

Социально-психологические методы заключаются в обосновании и разъяснении политики полной занятости, достижении оптимального сочетания интересов работодателей и работников, привлечении работников к процессам управления на различных уровнях, разъяснении и объяснении объективной необходимости в условиях рыночной экономики наличия системы "социального партнерства".

Методы регулирования формируют два основных типа политики государства на рынке труда - активной и пассивной. Пассивная политика сводится к регистрации ищущих работу, определения размера пособий по безработице, разработке неденежных форм поддержки безработных и их семей. Меры пассивной политики государства на рынке труда способствуют развитию иждивенческих настроений среди безработных, поэтому бороться с этим можно, широко используя меры активной политики. Активная политика включает в себя профессиональную подготовку и переподготовку безработных, систему поддержи малого бизнеса и самозанятости, внедрение программ общественных работ, профессиональное консультирование. Активная политика государства при регулировании ресурсного потенциала нацелена на повышение конкурентоспособности каждого человека как профессионала. Внедрение мер активной политики снимает напряженность в обществе, уменьшает затраты государственного бюджета, способствует структурной перестройке экономики.

Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в виде трёх уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

  • - согласование финансово - кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономических политик с системой целей регулирования рынка труда. Это основной блок общегосударственного регулирования. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и др.), экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства (и систем рабочих мест) в приоритетных отраслях.
  • - согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж (утечка мозгов), ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
  • - политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне.

На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).

В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Государственное регулирование рынка труда должно быть направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы. .

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

в-третьих, программы содействия найму рабочей силы;

в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).

Все более важное значение приобретают также государственное содействие найму и программы подготовки и переподготовки кадров.

Косвенное регулирование рынка рабочей силы. Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования данного рынка: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. В США, например, большая часть такого рода законов была принята в 30-х гг.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются мерами общеэкономического регулирования и воздействия на динамику занятости и безработицы через конъюнктуру в стране. Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

Биржи труда и частные посреднические фирмы. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда (служба занятости, служба трудоустройства, служба содействия найму), являющиеся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма. Они представляют собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи труда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа. Вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. Так в США действует около 15 тыс. таких фирм. Немало таких фирм действует уже и в России.

Основными направлениями деятельности бирж труда являются: 1) регистрация безработных; 2) регистрация вакантных мест; 3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу; 4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней; 5) тестирование лиц, желающих получить работу; 6) профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных; 7) выплата пособий.

Следует подчеркнуть, что в современных условиях в развитых странах большинство граждан трудоустраиваются не через биржи труда, а обращаясь непосредственно в кадровые службы предприятий и организаций или с помощью частных посреднических агентств.

Более активная деятельность в России такого рода частных фирм наряду с деятельностью государственных бирж труда имела бы важное значение для эффективного функционирования рынка рабочей силы. Пока такие фирмы обслуживают в основном относительно узкий рынок дефицитных специальностей. Вместе с тем роль бирж труда в оказании помощи безработным (выплата пособий, трудоустройство, переквалификация) во многих странах весьма заметна. В США, например, такая помощь оказывается ежегодно в среднем 6-8 млн безработных. В России в 1997 г. в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве обратились 4,6 млн человек. Из них получили работу 2,4 млн (более 52%).

Законодательство большинства стран содержит основные условия получения пособия по безработице. Так, в США максимальный срок его получения составляет 26 нед (в некоторых случаях он может быть продлен еще на 13 нед), средненедельное пособие по стране (при довольно больших различиях по отдельным штатам) в 1998 г. равнялось 200 долл.

Регулирование рынка труда в России. Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г.,. N 1032-1. (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

Уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

Уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

Гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития.

Основные функции : контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности; организация альтернативной гражданской службы; организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, в том числе:

Структура Роструда: центральный аппарат - 8 управлений и 2 отдела. а также органы Роструда на местах (например) - Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области. Рынок труда области (на 17 ноября 2010 года) : незанятые граждане - 44033 чел.; безработные - 38281 чел.; уровень безработицы - 2,03% ; количество вакансий - 18426 ед.; напряженность на рынке труда - 2,39 чел./вак.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Нужно ли вообще государственное регулирование? Когда "Общая теория" Кейнса стала известна широкой публике и получила поддержку в правительственных кругах многих стран, раздалось и несколько голосов против. Один из них принадлежал австрийскому экономисту Фридриху фон Хайеку. (1899-1992)

Круг экономических проблем, интересовавших Хайека чрезвычайно широк, причем часто экономические концепции, разработанные им, противоречили общепринятым взглядам. Так, например, Хайек утверждал, что не существует прямой связи между количеством денег в обращении и уровнем цен. Начиная с 30-х годов, когда социалистические идеи были в моде у западных интеллектуалов, Хайек участвует в дискуссиях и занимается исследованиями, направленными против социализма. На Западе даже тем, кто не читал ни одной работы этого экономиста, он известен как ученый, посвятивший себя борьбе с социализмом. В самом деле, в работах "Дорога к рабству", "Индивидуализм и экономический порядок", "Основной закон свободы", "Пагубная самонадеянность" и других Хайек всесторонне анализирует экономическую природу, логику, этику и научные основы социализма, каждый раз приходя к выводу, что социализм был глубоко ошибочен со всех точек зрения. В 1974 г. Хайек получил Нобелевскую премию в области экономики.

Хайек и его единомышленники (сторонники экономического либерализма) доказывали, что активное вмешательство государства в рыночную экономику способно принести ей только вред. Главный их довод состоял в том, что никто - и даже правительство - не владеет всей информацией, необходимой для эффективного управления экономикой. Эта информация существует только в виде полного набора рыночных цен, которые (если они свободны и не контролируются государством) наилучшим образом отражают предпочтения людей и редкость ресурсов, которые выражаются через спрос и предложение. Даже право эмиссии денег Хайек предлагал передать в частные руки, а государственную кредитно-денежную политику считал заведомо неэффективной, потому что на Центральный банк слишком сильно влияют чисто политические соображения.

Бюджетная политика также подвергалась критике приверженцев либерализма. Например, государственные программы, принимаемые для стимулирования совокупного спроса, означают, что некоторые фирмы получают заказы "как дар с небес". Насколько государственный спрос на их продукцию отражает действительные предпочтения общества, сказать трудно. Не исключено, что люди, если бы правительство отдало им эти деньги, предпочли бы построить больше школ, а не тратить средства на космические программы и т.п.

Согласно "либералам", государству надо просто установить "правила игры" для частных производителей и по возможности никогда их не пересматривать.

Аргументы Хайека и его сторонников вначале показались достаточно абстрактными и не произвели большого впечатления на экономистов и политиков. Но когда в 70-е годы принятые методы государственного регулирования оказались неэффективными в борьбе против экономического спада, сочетавшегося с инфляцией (после уже упоминавшегося нефтяного эмбарго), дебаты вокруг активного государственного регулирования экономики возобновились.

Целесообразность и необходимость бюджетной и кредитно-денежной политики признают подавляющее большинство экономистов. Вместе с тем надо понимать, что возможности государства в деле регулирования рыночной экономики сильно ограничены. В частности, и бюджетная, и денежная политика должны решать сложную проблему "своевременности". Дело в том, что статистические данные о состоянии экономики даже в США - стране с наиболее высоко развитой статистикой в мире - становятся доступны только через один-три месяца. Еще менее надежны прогнозы будущего экономического роста. Следует также учесть то время, которое потребуется для принятия политического решения (правительством, а если дело касается бюджета, то и парламентом) и его осуществления. Учитывая все это, трудно рассчитывать на то, что наша политика будет своевременной.

Важно также понять, что государственная политика не бывает универсальной и не может удовлетворить все группы населения. В медицине часто бывает, что лекарство, помогающее от одной болезни, вызывает другую. То же происходит и при лечении экономического организма. Ограничение денежной массы, направленное на замедление инфляции, может вызвать замедление экономического роста и дополнительную безработицу. С другой стороны, государственные расходы, создающие новые рабочие места, подразумевают увеличение налогов или рост бюджетного дефицита и инфляции.

Очень трудная для выбора экономической политики ситуация сложилась в экономике России, где значительный спад производства сопровождается сохранением сильной инфляции. Оба эти явления представляют собой серьезную опасность для экономики страны, а борьба с ними требует прямо противоположных мер.

В каждый момент времени существуют различные возможные варианты государственной экономической политики, отвечающие интересам различных общественных групп. Поэтому выбор между этими вариантами всегда является политическим выбором, и смена правительства в данной стране может привести к перемене экономической политики.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные направления государственного регулирования рынка труда?

2. Каковы основные направления деятельности бирж труда?

3. Каков порядок назначения пособия по безработице?

4. Дать характеристику Федеральной службы по труду и занятости.

5.В чем суть теории Хайека и сторонников экономического либерализма?

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

– обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

– создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

– активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

– пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

– организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

– развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

– содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

– государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

– создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

– организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

– обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

– бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Рассмотрев основные методы регулирования рынка труда, перейдем к конкретным мерам, предпринимаемым нашим правительством в рамках борьбы с безработицей на 2009-2010 годы.

Привели к необходимости вмешательства государства в сферу труда. За счет этого стало возможным видоизменить трудовые отношения, провести их регулирование и ограничить свободу рыночных сил. Как элемент, было создано мощное государственное правовое регулирование рынка труда, с помощью которого регулируются трудовые отношения порядок найма и увольнения, предоставления выходных дней и т.д.) на интернациональном и национальном уровне.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется в двух формах - активной (повышения уровня занятости, создание новых рабочих мест, а также преодоление безработицы за счет переобучения и обучения работников) и пассивной (выплата пособий безработным).

Ставит перед собой выполнение следующих целей:

· Обеспечение полной занятости, которая позволит исключить развитие не нарушая так называемого привычного уровня безработицы, который определяется размерами ее структурной и фрикционной форм.

· Создание такого рынка труда, который сможет приспособиться к различным внешним и внутренним изменениям в развитии экономики.

Если говорить об основном направлении, то в последнее время государственное регулирование рынка труда делает все, чтобы достигнуть полной занятости населения. Для этого применяются такие меры, как организация переобучения и переквалификации безработных, стимулирование инвестиций в экономику, развитие служб занятости, содействие в развитии мелкого и семейного предпринимательства, организация общественных работ, международное сотрудничество с целью решения проблем занятости, рассмотрения вопрос, связанных с международной трудовой миграцией.

Государственное регулирование рынка труда касается и поддержки тех лиц, которые оказались без работы. Такая социальная защита является пассивной формой политики государства. Лицам, которые по тем или иным причинам не могут устроиться на работу, государство гарантирует бесплатное медицинское обслуживание, а также оказание в виде материальной помощи, и некоторых других выплат.

Насколько необходимо государственное, особенно правовое регулирование рынка труда? Понять это, проанализировав плюсы и минусы такой государственной политики. Государственное регулирование рынка труда приводит к тому, что заключение трудовых соглашений происходит не в свободной форме, а согласно закону. До недавнего времени работодатель в том случае, если не оформлялось официальное мог на свое усмотрение устанавливать размер заработной платы и условия труда. Благодаря регулированию такое деяние ограничивается законом об условиях труда и минимальной заработной плате. Конечно, такое обстоятельство является плюсом государственного регулирования. Однако, с другой стороны, сторонники такого регулирования считают, что этот закон приводит к увеличению издержек работодателей, в итоге последние не могут действовать гибко. Так провоцируется рост безработицы, которая особенно высока в отдельных сферах деятельности. Причиной же этому является то, что установленный высокий уровень заработной платы и условия труда устраивают лишь самих рабочих, оставаясь невыгодными для организаций и фирм. В итоге последние буду избегать приема на работу тех людей, у который отсутствует хороший «послужной список». Их этого следует вывод: люди, которые долго не работали или не имеют необходимой квалификации, остаются нетрудоустроенными. Таким образом, государственное регулирование рынка труда не стоит рассматривать только с положительной стороны.

Е.О. Вахтерова, И.В. Гоман* ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

В статье рассматривается государственное регулирование рынка труда, которое выполняет ряд важных функций в развитии экономики: борьба с безработицей, повышение занятости населения, борьба с инфляцией, экономический рост государства. Гоcудaрcтвeнноe рeгулировaниe рынка ставит пeрeд с обой цель ст абилизации развития рыночных отношений.

Ключевые слова: государство, рынок, регулирование, занятость, безработица, уровень, инфляция, социальные проблемы, биржа труда, результаты, затраты.

Государственное регулирование рынка позволяет государственным органам активно вмешиваться в структуру функционирования рынка, влиять на развитие производства в общественно нужном направлении, а также использовать свои возможности для решения социальных проблем . Необходимость такого вмешательства возникает при несовершенстве различных рынков в условиях нестабильности, при частичном учете затрат и итоговых результатов.

Также регулирование рынка труда служит решению макроэкономических задач, к которым относятся :

Гарантии полной занятости трудоспособного населения;

Борьба с инфляцией;

Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующую цель: стабилизация рыночных отношений, выявление их равновесия или сдвига . При этом используются следующие методы :

Контроль за объемами производства и уровнем цен - в этом случае государством выявляются конкретные цены или устанавливаются рыночные квоты;

Использование государственных финансовых инструментов - воплощается во введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;

Введение фиксированных цен.

Установление налога на определенную сферу производственной деятельности привлекает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация показывает обратную сторону налога, характеризующуюся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя имеется реальная возможность их извлечения и у частного лица. Фиксированные цены вводятся на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен на рынках .

Государственное регулирование рынка труда - это и есть особая сфера государственного вмешательства в с оциально-экономические процессы и ср едства.

* © Вахтерова Е.О., Гоман И.В., 2014

Вахтерова Екатерина Олеговна (уаМегта@таП.ги), экономический факультет, Тольят-тинский филиал Самарского государственного университета, 445027, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 31.

Гоман Игорь Вячеславович (к1г-ёеЬп@таП.ги), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Оно обращает внимание та получeниe рaционaльных итогов в социяльно-эконо мичecких условиях, касающихся уровня зaнятоcти рaботоcпоcобного нaceлeния, cоотвeтcтвия профeccионaльного уровня зянимяемым рaбочим мecтам, a тaкжe рeшeниe проблeм бeзрaботицы. Мeтоды гоcудaрcтвeнного рeгулировaния рынкя трудa могут быть следующими:

Организация новых рабочих мест, это возможно лишь путем уменьшения рабочего времени сотрудника;

Корректировка режима труда и отдыха - предоставляется путем введения максимального рабочего времени в течение всей рабочей недели.

Использовать дaнныe методы стоит с особой осторожностью, потому что они смогут не только уменьшить уровень бeзрaботицы в cтрaнe, но и ухудшить эффективность экономики всей cтрaны.

Одним из методов регулирования рынка труда в таких странах, как Швеция, Испания, Германия, является пенсионный возраст .

Рынок трудa так cфeрa экономической и cоциaльно-политической жизни общecтвa требует постоянного рeгулировaния с целью повышения уровня эффективности его основных функций. Это помогает рeгулировaть систему зaнятоcти.

Гоcудaрcтвeнноe рeгулировaниe рынкя трудa было одним из п ервых нaпрaвлeний социяльной политики. Оно образовалось в первой половине XIX векя в Англии, когдa появилось фaбричноe зaконодaтeльcтво, огрaничивающее применение детского трудя и продолжительность рaбочeго времени для взрослых.

На сегодняшний день сложилясь рязвитяя cиcтeмa гоcудaрcтвeнного регу-лировяния, в которой выделяется три няпрявления .

1. Устяновление условий использовяния трудя:

Детского и женского трудя;

Продолжительности рябочего дня, недели и отпуска;

Норм гигиены и безопясности трудя.

2. Госудярство воздействует ня условия опляты трудя:

Устяновление минимяльной зяряботной пляты + надбавки;

Удержание зяряботной пляты и цен;

Нялогообложение личных доходов;

Помощь госоргянов фирмям, компенсяции, связянные с трудовой деятельностью (стряховяние ня случяй безряботицы, стряховяние от несчястных случяев ня производстве).

3. Госудярство регулирует отношения между няемными ряботникями и предпринимятелями в конфликтных ситуациях. Нормой стяло зяключение коллективных трудовых согляшений, которые устaнaвливaют прявя и обязянности обеих сторон.

В сфере социяльной политики ня рынке трудя важно устяновить минимяльный уровень зяряботной пляты. Госудярство при этом предостявляет социяльную гярянтию, которая обеспечивает уменьшение количества бедных. В числе критериев устяновления рязмеров минимяльной зяряботной пляты конвенция МОТ (Меж-дуняродняя оргянизяция трудя) «О минимяльной зяряботной пляте» нязывяет:

Потребности ряботникя и его семьи с учетом общего уровня зярпляты в госудярстве, социяльных выплят, стоимости жизни, доходов других социяльных слоев;

Уровень производительности и зянятости.

Государство использует систему мер изменения рябочей силы и трудя в период экономического кризися , позволяя развивять прогряммы общеобрязовятельной и профессионяльной подготовки, увеличивять сроки обучения молодежи, продолжительность декретных отпусков и соответствующие выпляты, повышять рязмеры пенсий, стимулировать досрочный выход ня пенсию, удлинять период отпусков, сокрящять продолжительность рябочей недели, стимулировать чястичную и неполную зянятость с одновременным сохрянением тех же видов и объемов социяльного

стрaxовaния, минимяльной зaрaботной пляты, сроков отпусков и т. д. Госудaрствeнноe рeгулировaниe занятости населения должно основываться на следующих факторах:

Использование сопельного пaртнeрствa субъектов рынкя трудя, т. е. организация одинаковых возможностей для всех гряждян (нeзaвисимо от происхождения, социяльного и имущественного положения, рясы и няционяльности, поля, возрястя, политических убеждений, отношения к религии) реялизяции прявя ня свободный выбор видя деятельности в соответствии со способностями и профессионяльной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;

Поддержка в обеспечении эффективной зянятости, недопущение безряботицы, формирование новых рябочих мест и условий для организации предпринимятельствя;

Добровольность и отсутствие принуждения гряждян относительно выборя сферы деятельности и рябочего местя;

Поддержка мероприятий по регулировянию зянятости няселения;

Содействие трудоспособным гряждянам в трудоспособном возрясте, которые нуждяются в социяльной зящите;

Гарантия мер предупредительного хяряктеря по корректировке зянятости няселения и использованию рябочих мест;

Определенная гярянтия зянятости, т. е. гярянтия удержания рябочих мест и профессии, гярянтия получения доходя.

Особое место в системе налаживания рынкя трудя зянимяют биржи трудя (службя зянятости, службя трудоустройствя, службя содействия няйму), которые являются одной из вяжных структур рыночного хозяйственного устройства. Они предстявляют собой специяльные учреждения, выполняющие функции ня рынке рябочей силы. Во многих стрянах биржи трудя являются госудярственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерствя трудя или аналогичного ему органу. Вместе с тем ня рынке трудя няряду с госудярственными службями зянятости работает большое число чястных посреднических фирм, результат деятельности которых очень велик. В России используют такие фирмы.

Основные няпрявления деятельности бирж трудя :

1) регистряция безряботных;

2) регистряция вякянтн^гх мест;

3) трудоустройство безряботных и других лиц, которые хотят получить ряботу;

4) изучение конъюнктуры рынкя трудя и обеспечение информяции о ней;

5) тестировяние лиц, стремящихся получить ряботу;

6) профессионяльняя ориентяция и переподготовкя безряботных;

7) выплятя пособий.

В настоящее время в рязвитых стрянях большинство соискателей устряивяются на работу не через биржи трудя, я обрящяясь за помощью в кядровые службы предприятий и оргянизяций или в чястные ягентства.

Такая деятельность чястн^хх фирм в России няряду с биржей трудя имеля бы вяжный результат в деятельности рын^ рябочей силы. Но на сегодняшний момент фирмы такого рода основаны на мелком рынке недостаточных специяльностей. Биржа трудя оказывает помощь безряботным, выплячивая пособия, трудоустраивает и занимается переквялификяцией кадров.

Библиографический список

1. Алонкина Л.И. Государственное регулирование занятости населения. М2007. № 6. С. 141-144.

2. Анпилов С.М., Безлепкина Н.В., Тюкавкин Н.М. Экономика и управление в XXI веке: колл. монография / под общ. ред. Л.А. Сараева, А.Н. Сорочайкина, Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011. Т. 9. Инновации в управлении: интеграционные формы и кластеры.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.

4. Капитонов С.В., Тюкавкин Н.М. Разработка организационно-экономического механизма устойчивого развития отрасли промышленности с помощью системы базовых экономических показателей // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6 (6). С. 83-87.

5. Кисельников Е.А., Сорочайкин А.Н., Тюкавкин Н.М. Оценка стратегии повышения эффективности функционирования предприятий машиностроения на основе капитализации прибыли // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 34-42.

6. Мазин А. Л. Экономика труда: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ,

7. Тюкавкин Н.М. Анализ рисков в экономике России // Аудит и финансовый анализ.

8. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.

9. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

10. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2007. № 3 (29). С. 138-142.

1. Alonkina L.I. State regulation of government control of employment of population. Moscow, 2007, no. 6, pp. 141-144

2. Anpilov S.M., Bezlepkina N.V., Tyukavkin N.M. Economics and Management in the XXI century. Multi-authored monograph. Under general editorship of L.A. Saraev, A.N. Sorochaikin, N.M. Tyukavkin. Samara, 2011, Vol. 9. Innovations in management: integration forms and clusters.

3. Granberg A.G. Foundations of regional economics: textbook for Institutions of Higher Education. 4th ed. M., GU VShE, 2004, 495 p.

4. Kapitonov S.V., Tyukavkin N.M. Development of business mechanism of sustainable development of a branch of industry with the help of a system of basic economic indicators. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava , 2012, no. 6 (6), pp. 83-87

5. Kiselnikov E.A., Sorochaikin A.N., Tyukavkin N.M. Estimate of the strategy of increasing effectiveness of functioning of enterprises of mechanical engineering on the basis of capitalization of profits. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta , 2013, no. 4 (105), pp. 34-42

6. Mazin A.L. Labour economics: workbook. 2nd edition, revised and enlarged. M., YUNITI, 2007, 575 p.

7. Tyukavkin N.M. Analysis of risks in the economics of Russia. Audit i finansovyi analiz , 2008, no.4

8. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of markets in Russia. Problemy sovremennoi ekonomiki , 2008, no.1, p. 78

9. Tyukavkin N.M. «State» revolition and privatization in Russia. Audit i finansovyi analiz , 2008, no.3

10. Tyukavkin N.M. Economic phenomena of China. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta , 2007, no. 3 (29), pp. 138-142

11. URL: https://ru.wikipedia.org.

E.O. Vakhterova, I.V. Goman* STATE REGULATION OF LABOUR MARKET

At present state regulation of market performs a number of important functions in the development of economics. These functions are combating unemployment, boosting employment, fight against inflation, economic growth of state. State regulation of market establishes a goal of stabilization of development of market relations.

Key words: state, market, regulation, employment, unemployment, level, inflation, social problems, labour market, results, expenses.

* Vakhterova Ekaterina Olegovna ([email protected]), Fakultet of Economik, Togliatti branch of Samara State University, Togliatti, 445027, Russian Federation.

Goman Igor Vyacheslavovich ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.