Финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятия ТОО «Alina Trade. Финансово хозяйственный контроль Организация контроля финансово хозяйственной деятельности предприятия

  • 04.02.2021

Сущность и значение финансового контроля. Виды и формы финансового контроля. Методы осуществления финансового контроля. Организация системы внутреннего контроля хозяйственной деятельности ТОО lin Trde.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5364. Основы построения системы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия 38.31 KB
Процесс проведения экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия связан с осуществлением выявления резервов повышения эффективности его деятельности, а также путей мобилизации, то есть использования выявленных резервов.
7016. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 21.71 KB
Финансовое планирование и финансовое прогнозирование Финансовый контроль. Государство должно совершенствовать систему отношений призванных нормализовать финансовые ресурсы необходимые для социально-экономического развития общества осуществлять контроль над рациональным их использованием. Конкретными методами и формами управления финансами служат: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых...
21367. Контроль центрального Правительства за деятельностью автономных образований 14.18 KB
Областное государство в Италии. Цель работы – исследование правового положения автономных областей в Италии. Областное государство в Италии Оригинальное решение государственного устройства было принято в Италии. Опыт создания областного государства в Италии и государства состоящего из региональных автономных объединений представляется полезным также с точки зрения формы перехода от централизованной государственной власти к осуществлению управления центром на паритетных началах с регионами.
298. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 17.43 KB
Граждане вправе заслушивать отчеты депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на собраниях сходах. Внутри системы муниципальных органов также осуществляется контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и в первую очередь такой контроль обеспечивается представительным органом муниципального образования п. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
21366. Административное регулирование, контроль за экономической деятельностью и судебная власть на уровне федерации и штатов 19.38 KB
Федерализм как основа прав американских штатов. Административное регулирование контроль за экономической деятельностью и судебная власть на уровне федерации и штатов. Цель данной работы – исследование правового положения штатов США. Федерализм – как основа прав американских штатов При федеративном государственном устройстве особое значение имеет конституционное разграничение функций федеральной власти и субъектов союза при этом соотношение законодательной исполнительной судебной властей в федерации отличается от их...
3678. Финансовый анализ деятельности предприятия ООО БТК 155.17 KB
Изучить особенности деятельности ООО «Брянская Телекоммуникационная Компания»: учредительные документы, структуру управления, организацию предпринимательской деятельности предприятия. Проанализировать финансовую отчетность ООО «Брянская Телекоммуникационная Компания». Рассчитать показатели, характеризующие результативность предпринимательской деятельности предприятия.
9367. Финансовый анализ и финансовая стратегия предприятия 85.33 KB
Финансовый анализ и финансовая стратегия предприятия. Структура анализа финансового состояния предприятия Финансовое состояние предприятия это комплексное понятие которое характеризуется системой показателей отражающих наличие размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. анализом проводимым за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами собственниками или государственными органами на основе отчетных данных которые включают весьма ограниченную часть информации о деятельности...
11132. Управление сбытовой деятельностью предприятия 125.22 KB
Существует несколько причин, определяющих роль сбытовых систем в экономике. Одна из них - это необходимость. Конечно, когда речь идет о продаже уникальной специализированной производственной линии, то продавец и покупатель прекрасно обходятся без специальной сбытовой системы. Но мир живет в эпоху массовых товаров, и покупать их у ворот завода либо фирмы сегодня не совсем удобно.
9307. Налоги, относимые на финансовый результат деятельности предприятия 12.35 KB
Налоги относимые на финансовый результат деятельности предприятия Выручка от реализации продукции является основным источником формирования денежных накоплений предприятия. При втором методе выручка от реализации продукции выполнения; работ оказания услуг определяется по мере отгрузки товаров выполнения работ оказания услуг и предъявления покупателю расчетных документов.
10363. Оценка платежеспособности и состоятельности предприятия. Операционный и финансовый риск 35.93 KB
Признаки несостоятельности предприятия Общие причины неплатежеспособности предприятия в предкризисный период. Последнее возникает если руководитель или собственник предприятия преднамеренно создает или увеличивает его неплатежеспособность заведомо некомпетентно ведет дела в личных интересах или интересах других лиц. Вместе с тем банкротство рассматривается и как некоторая оздоровительная процедура как единственное средство спасения предприятия...

Финансовая деятельность тесно связана с коммерческой, маркетинговой и производственной деятельностью предприятия и является своего рода зеркалом, отражающим успешность выполнения планов различных подразделений, в первую очередь отдела сбыта и производства.

Результаты финансовой деятельности предприятия, реализующего бизнес-план, предоставляются собственникам предприятия, инвесторам, кредиторам, налоговым органам, а также руководству компании, руководителю проекта.

Финансовая деятельность отражается в основных документах, к которым относятся:

  • бухгалтерский баланс, который представляет собой способ группировки (на конкретную дату) активов и пассивов компании и источников финансирования;
  • отчет о прибылях и убытках, который позволяет дать оценку деятельности компании за определенный отчетный период с помощью подробной разбивки данных о доходах и расходах в целях определения, имела ли компания за данный период прибыль или убыток;
  • отчет о движении наличности (денежный поток), в котором устанавливаются источники и объем получения денежных средств компании за определенный период и указывается, сколько денежных средств было истрачено за тот же период. Составление такого документа очень важно для осуществления прогноза поступления и расходования денег и выявления момента времени, когда может быть отрицательное сальдо. На этот случай должны быть предусмотрены дополнительные источники финансирования для покрытия денежного дефицита.

Для характеристики финансового состояния предприятия используется система показателей, с помощью которой можно дать оценку эффективности использования финансовых ресурсов, выделенных для реализации бизнес-плана. Главная цель контроля финансовых результатов - на основании объемов продаж товаров и услуг и произведенных расходах рассчитать прибыль и рентабельность возврата инвестиций в различные временные периоды работы предприятия и показать, как эти достигнутые показатели соотносятся с аналогичными показателями бизнес-плана.

Основной источник информации для контроллинга - бухгалтерская отчетность предприятия о его хозяйственных операциях, представленная в балансе. Пользуясь финансовой информацией, проводят оценку эффективности деятельности предприятия, выявляют глубинную взаимосвязь между статьями финансовых отчетов.

Финансовые менеджеры используют в своей аналитической работе специальные методы (индексный, цепной, балансовый, трендовый), основанные на обработке статистических данных, и математические методы (методы математического прогнозирования, корреляционного анализа, оптимизационные методы и пр.). Технология финансового анализа состоит в определении абсолютных и относительных показателей.

В свою очередь, относительные и абсолютные показатели определяются при вертикальном и горизонтальном направлениях изучения статей бухгалтерского баланса.

При вертикальном анализе данные статей баланса на начало и конец отчетного периода соотносятся с общим итогом пассива (или актива) в процентном отношении. Таким образом, выявляются тенденции финансового положения за отчетный период. Достоинством вертикального анализа является сглаживание влияния инфляции, которая может искажать абсолютные показатели.

При горизонтальном анализе рассчитываются прирост или снижение данных статей активов или пассивов баланса на конец отчетного периода по отношению к его началу. К положительным результатам деятельности предприятия относятся увеличение суммы прибыли, увеличение доходов будущих периодов, увеличение фондов накопления. Отрицательной оценки заслуживают рост дебиторской или кредиторской задолженностей, увеличение размера убытков, займов, не погашенных в срок кредитов (наличие убытков свидетельствует о нерентабельной деятельности предприятия, а наличие непогашенных займов - о понижении платежеспособности предприятия на момент составления баланса). Для выявления тенденции рекомендуется выбрать несколько периодов. Если брать большие временные периоды, то результаты анализа могут быть искажены вследствие инфляции.

Анализ коэффициентов используется для исследования взаимосвязи между компонентами бухгалтерского баланса. Эта взаимосвязь выражается в финансовых коэффициентах, рассчитываемых по определенным формулам. Рассчитанные коэффициенты сравниваются с нормативными или данными за предыдущие периоды. Наибольшее внимание должно быть уделено тем показателям, которые отражают негативные тенденции.

В экономической литературе нет единого мнения о количестве и наименованиях показателей, используемых для проведения финансового анализа. В качестве методической базы можно воспользоваться методическими указаниями, разработанными Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству, которые можно разделить на следующие группы, характеризующие различные аспекты деятельности предприятия :

  • 1) общие показатели:
  • 2) показатели платежеспособности и финансовой устойчивости:
    • степень платежеспособности общая (К4);
    • коэффициент задолженности по кредитам банков и займам (К5);
    • коэффициент задолженности другим организациям (Кб);
    • коэффициент задолженности фискальной системе (К7);
    • коэффициент внутреннего долга (К8);
    • степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9);
    • коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К10);
    • собственный капитал в обороте (КН);
    • доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) (К 12);
    • коэффициент автономии (финансовой независимости) (К13);
  • 3) показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности):
    • коэффициент обеспеченности оборотными средствами (К 14);
    • коэффициент оборотных средств в производстве (К15);
    • коэффициент оборотных средств в расчетах (К 16);
    • рентабельность оборотного капитала (К 17);
    • рентабельность продаж (К18);
    • среднемесячная выработка на одного работника (К19);
  • 4) показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации:
    • эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) (К20);
    • коэффициент инвестиционной активности (К21);
  • 5) показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами:
    • коэффициенты исполнения текущих обязательств перед бюджетами соответствующих уровней (К22-К24);
    • коэффициент исполнения текущих обязательств перед государственными внебюджетными фондами (К25);
    • коэффициент исполнения текущих обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации (К26).

При анализе структуры капитала обращают внимание на соотношение собственных и заемных средств. Важным представляется и наличие устойчивых источников финансирования (долгосрочных займов), что в конечном итоге сказывается на показателе общей финансовой устойчивости.

Рекомендации для проведения анализа финансовой отчетности. Для того чтобы определить, заработала компания прибыль или понесла убыток, доход (выручка) должен быть соотнесен с затратами. Для этого затраты должны накапливаться и не учитываться до тех пор пока товары или услуги, с которыми они связаны, не будут проданы (метод учета затрат, рекомендованный консалтинговой компанией McKinsey").

Прежде чем проводить контроль финансовой деятельности предприятия, необходимо определить объекты изучения. Хозяйственные средства, используемые для организации предпринимательской деятельности, делятся по составу на основные и оборотные, а по источникам формирования - на собственные и заемные. Данная классификация является базой для составления как прогнозного баланса для бизнес-плана, так и текущего баланса, когда предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность. Для предприятия, выходящего на рынок, характерен динамический рост выручки и различных расходов. Следовательно, динамично меняется структура активов и пассивов компании. Поэтому нужно составить структуру анализа, представив активы и пассивы в виде матрицы, и наметить объекты контроля (табл. 8.1).

Таблица 8.1

Классификация хозяйственных средств (активов) и источников финансирования (пассивов) предприятия

1 Сайт компании: http://www.mckinsey.eom/@@lobal_locations/europe_and middleeast/russia/ru 264

Окончание табл. 8.1

Наиболее сложную структуру имеют оборотные активы (средства), которые проходят несколько стадий: закупка сырья, материалов и комплектующих, незавершенное производство и готовая продукция, стадия реализации и получения денежных средств. Следовательно, оборотные средства находятся в непрерывном движении, что требует практически ежедневного учета. Оборотные средства по составу и структуре делятся на производственные оборотные фонды и фонды обращения (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Структура оборотных средств предприятия

Производственные оборотные фонды - это предметы труда, которые потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.

Фонды обращения - это средства предприятия, которые связаны с обслуживанием процесса обращения товаров (например, готовая продукция). Они являются наиболее важным объектом контроля, поскольку быстро меняются во времени. При реализации бизнес-плана необходимо следить за совокупным уровнем остатков денежных средств, обеспечивающих неразрывность денежных потоков и платежеспособность предприятия в целом.

По своей экономической природе оборотные средства - это денежные средства, вложенные (авансированные) в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Основное назначение оборотных средств - обеспечение непрерывности и ритмичности производства.

Контроль оборотных средств является важнейшей задачей финансового анализа и касается в первую очередь таких показателей, как оборачиваемость складских запасов, уровень дебиторской задолженности, уровень ликвидности, платежеспособность.

  • См.: Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству.Приказ от 23.01.2001 г. № 16. «Об утверждении “Методических указанийпо проведению анализа финансового состояния организаций”».

Тема 1. Сущность, роль и функции контроля в управлении экономикой.

Виды финансово-хозяйственного контроля.

Методические приемы финансово-хозяйственного контроля.

Вопрос 1. Содержание финансово-хозяйственного контроля, его цели и задачи.

В процессе хозяйственной деятельности складывается и постоянно действуют определенные отношения социально-экономического характера. Основными участниками этих отношений и носителями соответствующих прав и обязательств является государство как высшая общественная инстанция и предприятие.

В процессе постановки и решения хозяйственных задач возникают противоречия, оказывающие влияние на все общественные и хозяйственные ситуации. Они возникают первоначально в виде деловых противоречий, обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций, переходят в острую форму при отсутствии контроля. Хозяйственные противоречия выявляются и разрешаются путем проведения контрольных действий. При помощи контроля вскрываются и устраняются причины таких противоречий.

Вопрос к семинарскому занятию: Можно выдвинуть предположение, что в основе необходимости контрольных действий при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности лежит конфликт интересов между ее сторонами-участниками. Рассмотрим это на примере. Во взаимоотношениях исполнитель-собственник желание исполнителя – как минимум, заключается:

- в сокращении трудоемкости работы;

- повышении финансовой отдачи от своего труда, в том числе путем использования возможностей, которые предоставлены профессиональной деятельностью.

Вряд ли подобный подход удовлетворит собственника, заинтересованного в достижении полноценного качественного результата и недопущения халатного отношения к делу при одновременной экономии затрат. В этой связи собственником устанавливаются требования, к нарушению которых исполнитель психологически мотивирован в силу указанных выше причин, что и определяет необходимость контроля за их выполнением. Согласны ли Вы с приведенной логикой? Исчерпывающе ли указанный пример характеризует причины возникновения контроля? Приведите собственные суждения по предмету дискуссии.



Почему, на Ваш взгляд, деловые противоречия обостряются в случае повышения интенсивности хозяйственных операций и усиливают необходимость контроля? Опишите Ваше видение этапов трансформации системы финансово-хозяйственного контроля по мере экономического развития (возникновения долевой собственности, появления финансового рынка и т.д.).

Как функция управления контроль двояко проявляет свою сущность:

1. Он служит универсальным средством в получении информации по каналу обратной связи. Для успешной реализации своей функции управляющая система должна получить результаты своего воздействия на объект управления. Эта информация позволяет выявлять соответствие их деятельности намеченной программе, а так же недостатки их функционирования.

2. Субъект контрольной деятельности на основе собранной информации определят способ устранения недостатков и в результате появляется возможность принятия решения для нормального функционирования подконтрольного объекта.

Таким образом, контроль – это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Вопрос к семинарскому занятию: приведите ситуационные примеры указанных аспектов экономической сущности контроля как функции управления.

Различают 2 основных объекта контроля:

1. Хозяйственные средства (если быть более точным и руководствоваться бухгалтерским терминологическим аппаратом – виды хозяйственных средств) - имущество экономического субъекта. Основной целью контрольных действий здесь является их сохранность и рациональное использование.

2. Хозяйственные операции. Целью является законность и эффективность их осуществления.

Субъект контроля (контролирующий орган, функциональное звено в организации) зависит от существенной системы его функционирования. Субъектов много и они существуют на разных уровнях системы хозяйствования. К их числу можно отнести не только государственные структуры, реализующие различные направления контрольных мероприятий, например, Счетную палату РФ, органы внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями, но и подразделения хозяйствующих субъектов, например, службу внутреннего аудита на предприятии.

Вопрос к семинарскому занятию: При рассмотрении объектов контроля были затронуты категории: «законность, рациональность, сохранность, эффективность». Очевидно, что понятие законности, присутствующее в приведенном выше определении, не вызывает существенных вопросов в контексте его предметной связи с контролем – контроль здесь имеет классическое выражение и предполагает оценку соответствия реального положения дел нормативным стандартам. Менее однозначно обстоит дело с категориями «рациональное использование имущества и эффективность осуществления хозяйственных операций». Можно ли оценить рациональность и эффективность при помощи контроля, не прибегая к инструментам экономического анализа, задачами которого выступает контроль за выполнением планов и управленческих решений, поиск резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности?

На рис. 1 представлена базовая классификация приемов экономического анализа, построенная на базе учебно-методических источников В.В. Ковалева.

Базовые методы и приемы, используемые в анализе

финансово-хозяйственной деятельности

Жестко неформализо-ванные (логические) Формализованные (математические)
традиционные методы экономической статистики способы детерминированного факторного анализа способы стохастического анализа методы теории принятия решений методы финансовых вычислений
- разработка системы показателей - метод сравнения - способ цепных подстановок - корреляционный анализ - имитационное моделирование - дисконтирование и наращение
- построение аналитических таблиц - балансовый метод - способ абсолютных разниц - регрессионный анализ -метод построения дерева решений - методы оценки денежных потоков
- прием детализации - метод относительных и средних величин - способ относительных разниц - математическая теория игр
- методы экспертных оценок - метод группировки - интегральный метод - линейное программирование
- элементарные методы обработки рядов динамики - анализ чувствительности
-индексный метод

Рис.1Базовые методы и приемы, используемые в анализе

Очевидно, что реализация контроля без применения методов статистики едва ли возможна: прием сравнения с планом, определение процента выполнения плана – неотъемлемый элемент процедур контроля. Нередко факторный анализ используют с целью количественного измерения отклонения фактической величины результирующего показателя от его плановых значений за счет влияния факторных признаков. Примером тому выступает анализ отклонения общей величины материальных затрат, за счет изменения количественной нормы расхода материалов и их закупочной стоимости.

Встает закономерный вопрос: не возникает ли дублирования понятий контроль и анализ? Какое из понятий, на Ваш взгляд, является более емким?

Вопрос 2. Виды финансово-хозяйственного контроля.

Приведенное в предыдущем вопросе лекционного материала определение контроля может рассматриваться как универсальное и относится к любому виду контроля.

Вместе с тем с позиции настоящего курса более актуальным представляется понятие экономического контроля.

Контроль за хозяйственной деятельностью, выраженной в экономических показателях, часто называют экономическим контролем. В данном случае конкретизируются субъекты и объекты контроля.

Экономический контроль – это система органов государственного и хозяйственного управления, осуществляющих наблюдение за экономическим состоянием организации, соответствие ее деятельности законодательному регулированию и установленным критериям экономической эффективности.

Хозяйственная деятельность предприятия обобщается при помощи денежного измерителя. Для оценки деятельности по этому критерию в системе экономического контроля сформировался финансовый контроль.

Финансовый контроль - это система органов, обеспечивающих соблюдение финансовых интересов управляющего субъекта в части контроля соблюдения законодательства, формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях экономики.

Схематично совокупность рассмотренных понятий представлена на рис.1:

Рис.1 Взаимосвязь видов контроля

Справедливости ради необходимо отметить, что однозначное разграничение понятий «экономический» и «финансовый» контроль в специализированной литературе найти сложно. На наш взгляд, критерием отнесения к блоку экономического контроля, не имеющего финансового контекста, является отсутствие прямой связи со стоимостными категориями хозяйственной деятельности. В частности, на макроэкономическом уровне наблюдение органов государственной статистики за динамикой миграции трудовых ресурсов является примером именно экономического (а не финансового) контроля на макроуровне. На уровне коммерческой организации большинство контрольных процедур в экономике предприятия носит финансовый характер: контроль сохранности имущества актуален с позиции стоимости активов, законность и эффективность хозяйственной деятельности рассматривается по данным бухгалтерского учета, использующего стоимостной измеритель в качестве основного.

Необходимо отметить, что вопрос о соотношении финансово­го контроля и бухгалтерского учета заслуживает особого рассмотре­ния. Некоторые экономисты отрицают правомерность отде­ления финансового контроля от бухгалтерского учета. При этом обычно приводится такой аргумент, что у бухгалтерского учета и финансового контроля общий предмет - состояние и использова­ние средств предприятий, организаций и учреждений в процессе расширенного воспроизводства.

Профессор Я.В. Соколов в работе «Очерки развития аудита» пишет: «После некоторых раздумий можно сде­лать вывод о том, что учет возникает в связи с потребностью в кон­троле; теперь же, наоборот, считается, что контроль - одна из функций бухгалтерского учета....»

Высказанная проф. Я.В. Соколовым мысль о том, что что учет возникает в связи с потребностью в кон­троле имеет существенную глубину.

С одной стороны, бухгалтерский учет служит основным источником информаци­онного обеспечения для выполнения разных функций управления, в том числе и контроля. Одновременно в самом процессе учета осуществ­ляется контроль за рациональным использованием материальных, трудовых к финансовых ресурсов, сохранностью собственности. Контрольные функции выполняются бухгалтерским учетом через все элементы его метода: документацию и инвентаризацию, оценку и калькуляцию, систему счетов и двойной записи, балансовое обобщение и отчетность. Можно утверждать, что процедуры бухгалтерского учета сами по себе несут контрольное значение .

Вопрос к семинарскому занятию: опишите, каким образом, в системе бухгалтерского учета реализуются процедуры контроля? Укажите, в связи с чем понятия «финансовый контроль» и «бухгалтерский учет» не идентичны по своему содержанию?

Другими важнейшими признаками классификации финансово-хозяйственного контроля выступает его подразделение:

1. По признаку времени:

Предварительный (превентивный);

Оперативный;

Последующий.

Предварительный контроль проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции. С точки зрения формы его осуществления подобный контроль можно назвать превентивным – его цель препятствовать возникновению отклонений до момента совершения хозяйственной операции. Например, при выдаче кредита оценивается текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, определяющее рациональность предоставления ему заемных денежных средств. Превентивный контроль выраженно проявляется в системе бухгалтерского учета. В частности - наличие санкционирующих подписей уполномоченных должностных лиц на финансовых документах, с одной стороны, определяет их ответственность за совершенную хозяйственную операцию, а с другой - позволяет осуществлять непрерывный контроль за ведением хозяйственной деятельности. В любом случае угроза неправомерных либо неэффективных действий со стороны исполнителей в этом случае снижается.

Вопрос к семинарскому занятию: Можно утверждать, что проведение эффективного предварительного контроля, реализуется путем постановки алгоритмов деятельности, четкое следование которым уменьшает риск возникновения отклонений. Приведите примеры построения подобных алгоритмов.

Оперативный контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции. Его основной задачей является своевременное выявление отклонений и недостатков и принятие мер по их устранению.

Вопрос к семинарскому занятию: Организация оперативного контроля является достаточно сложной задачей. Сформулируйте основные причины этого.

Последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции. Основной задачей является проверка рациональности и законности операции, а главной формой такого контроля выступает ревизия.

Вопрос к семинарскому занятию: Если предварительный контроль препятствует возникновению отклонений до момента совершения хозяйственной операции, значит ли это, что осуществление оперативного и последующего контроля необходимо потому, что предварительный контроль организован не надлежащим образом?

2. По информационному обеспечению:

Документальный;

Фактический.

Документальный означает установление сущности и достоверности хозяйственной операции по данным документов, в которых она нашла отражение.

Фактический контроль не исключает использовании данных документов, однако он не ограничивается их содержанием и предполагает определение реального наличия, измерения физических характеристик объекта контроля путем взвешивания, обмера, пересчета, оценки физических свойств и т.д.

3. По полноте охвата операций управляемого субъекта:

Тематический (частичный);

Комплексный (полный).

4. По месту проведения контрольных мероприятий:

Камеральный - осуществляется по месту нахождения контрольного органа и, как правило, реализуется документальными методами;

Выездной - проводится по месту нахождения поверяемой организации и может быть, как документальным, так и фактическим.

Важнейшим основанием классификации видов контроля является его разделение по структуре взаимоотношений субъекта и объекта контроля на внешний и внутренний. Более подрбно об этом будет рассказано в теме 3 данного курса.

Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия инвесторов к обществу и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталовложений акционеров и активов общества.

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

(1) принятие и обеспечение исполнения финансово-хозяйственного плана;

(2) установление и обеспечение соблюдения эффективных процедур внутреннего контроля;

(3) обеспечение эффективной и прозрачной системы управления в обществе, в том числе предупреждение и пресечение злоупотреблений со стороны исполнительных органов и должностных лиц общества;

(4) предупреждение, выявление и ограничение финансовых и операционных рисков;

(5) обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой обществом.

Рекомендуется, чтобы контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществлялся советом директоров общества и его комитетом по аудиту, ревизионной комиссией общества, контрольно-ревизионной службой общества, а также независимой аудиторской организацией (аудитором) общества.

1. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества

Ни одна система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества не может гарантировать предотвращения событий, ведущих к непредвиденным убыткам. Вместе с тем создание эффективной системы внутреннего контроля снижает вероятность таких убытков.

1.1. Общество должно обеспечить создание и эффективное функционирование системы ежедневного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

1.1.1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества законодательством предусмотрено создание в обществе специального органа - ревизионной комиссии, а также привлечение независимой аудиторской организации (аудитора).

Однако для обеспечения действительно эффективного контроля необходимо проведение ежедневного внутреннего контроля за порядком осуществления всех хозяйственных операций общества.

Для целей настоящего Кодекса под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также процедуры по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками.

Внутренний контроль позволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым надлежаще организованный внутренний контроль сокращает расходы общества и способствует эффективному управлению его ресурсами.

Для организации внутреннего контроля в обществе рекомендуется создать контрольно-ревизионную службу - структурное подразделение общества, отвечающее за проведение ежедневного внутреннего контроля и независимое от исполнительных органов общества. Порядок назначения сотрудников контрольно-ревизионной службы рекомендуется определить в уставе общества. Структуру и состав контрольно-ревизионной службы, требования, предъявляемые к сотрудникам этой службы, рекомендуется определить во внутреннем документе общества, утверждаемом советом директоров.

1.1.2. Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества призвана обеспечить точное исполнение финансово-хозяйственного плана, который утверждается советом директоров общества. Совет директоров играет также важную роль в организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

Для эффективного осуществления советом директоров непосредственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества и, прежде всего, за исполнением его финансово-хозяйственного плана совету директоров общества рекомендуется создать специальный комитет совета директоров, ответственный за данное направление деятельности, - комитет по аудиту.

Деятельность контрольно-ревизионной службы контролируется советом директоров непосредственно и (или) через комитет по аудиту.

1.2. Рекомендуется разграничить компетенцию входящих в систему контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества органов и лиц, осуществляющих разработку, утверждение, применение и оценку эффективности процедур внутреннего контроля.

Для того чтобы процедуры внутреннего контроля и система управления рисками работали эффективно, рекомендуется разграничить обязанности по применению и оценке эффективности таких процедур. Рекомендуется, чтобы разработка процедур внутреннего контроля осуществлялась исполнительными органами совместно с контрольно-ревизионной службой общества и комитетом по аудиту.

Утверждение таких процедур следует отнести к компетенции совета директоров общества.

Применение процедур внутреннего контроля должно входить в обязанности исполнительных органов.

Обязанности по оценке эффективности и подготовке предложений по совершенствованию действующих в обществе процедур внутреннего контроля рекомендуется возложить на комитет по аудиту совета директоров общества.

1.3. Состав комитета по аудиту, ревизионной комиссии и контрольно-ревизионной службы общества должен позволять осуществлять эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

1.3.1. С целью обеспечения должной объективности при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества в состав комитета по аудиту рекомендуется включать только независимых директоров. В тех случаях, когда это невозможно в силу объективных причин, комитет по аудиту должен возглавляться независимым директором и состоять из независимых и неисполнительных директоров.

1.3.2. В уставе общества рекомендуется установить конкретные требования к профессиональной квалификации членов комитета по аудиту, ревизионной комиссии общества и контрольно-ревизионной службы общества. В частности, рекомендуется, чтобы члены комитета по аудиту обладали специальными знаниями - владели основами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Рекомендуется, чтобы руководитель контрольно-ревизионной службы общества и не менее двух третей ее сотрудников, за исключением технического персонала, имели высшее экономическое (финансовое) или юридическое образование. Кроме того, рекомендуется, чтобы стаж работы руководителя контрольно-ревизионной службы в соответствии с полученным образованием был не менее 5 лет.

1.3.3. Личностные качества членов комитета по аудиту, ревизионной комиссии и сотрудников контрольно-ревизионной службы не должны вызывать сомнений в том, что они будут действовать в интересах общества, поэтому на данные должности рекомендуется назначать лиц, имеющих безупречную репутацию. При этом совершение лицом преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также административного правонарушения, прежде всего в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, является одним из факторов, отрицательно влияющих на его репутацию.

1.3.4. Одним из оснований сомневаться в том, что члены комитета по аудиту, ревизионной комиссии и сотрудники контрольно-ревизионной службы будут действовать исключительно в интересах общества, является наличие у них конфликта интересов, вызванного участием в иных юридических лицах, членством в органах управления или занятием должностей в иных юридических лицах. Поэтому не рекомендуется, чтобы членами комитета по аудиту, ревизионной комиссии или сотрудниками контрольно-ревизионной службы были лица, занимающие должности в обществе или юридическом лице, конкурирующем с обществом.

1.3.5. Сотрудники контрольно-ревизионной службы, назначенные для осуществления внутреннего контроля, должны быть независимы от исполнительных органов общества. В противном случае они будут находиться "под давлением" исполнительных органов и не смогут осуществлять действенный контроль за совершением хозяйственных операций, в том числе при проверке целесообразности совершения нестандартных операций, а также при осуществлении последующего контроля за хозяйственными операциями, совершенными в рамках финансово-хозяйственного плана.

В целях обеспечения независимости сотрудников контрольно-ревизионной службы от исполнительных органов и осуществления должного контроля за их деятельностью договоры с руководителем контрольно-ревизионной службы от имени общества рекомендуется заключать председателю совета директоров. Договоры с сотрудниками контрольно-ревизионной службы рекомендуется заключать членам совета директоров, при этом целесообразно, чтобы такие договоры заключали члены совета директоров, возглавляющие комитет по кадрам и вознаграждениям и комитет по аудиту.

Непосредственно на заседаниях комитета по аудиту по вопросам исполнения финансово-хозяйственного плана, соблюдения процедур внутреннего контроля в обществе, управления рисками, нестандартных операций заслушиваются руководитель контрольно-ревизионной службы общества, иные должностные лица общества, а также представители аудиторской организации. Рекомендуется, чтобы заседания комитета по аудиту проводились регулярно по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц (плановые заседания).

Если на заседание совета директоров общества выносятся вопросы, касающиеся деятельности комитета по аудиту, рекомендуется заседание комитета по аудиту провести до заседания совета директоров. При этом комитет по аудиту должен предоставить совету директоров свои рекомендации в отношении любых вопросов, решение по которым принимается советом директоров.

2. Контроль за совершением хозяйственных операций

2.1. Финансово-хозяйственные операции общества, осуществляемые в рамках финансово-хозяйственного плана, подлежат последующему контролю.

2.1.1. Обществу рекомендуется предусмотреть, чтобы в разумный срок после совершения каждой финансово-хозяйственной операции в контрольно-ревизионную службу общества представлялись документы и материалы, необходимые и достаточные для обоснованного и однозначного вывода о соответствии проведенной операции финансово-хозяйственному плану общества и установленному в обществе порядку совершения такой операции. Срок, в течение которого в контрольно-ревизионную службу должны представляться такие материалы и документы, а также ответственность должностных лиц и работников общества за их непредставление в этот срок устанавливаются соответствующим внутренним документом общества.

2.1.2. Контрольно-ревизионная служба проверяет представленные документы и материалы на соответствие их процедурам внутреннего контроля, утвержденным в обществе, в том числе наличие необходимых согласований с руководителями подразделений общества, если они требуются в соответствии с установленным порядком, а также наличие в финансово-хозяйственном плане общества средств, предусмотренных на совершение определенной хозяйственной операции.

2.2. Нестандартные операции требуют предварительного одобрения совета директоров общества.

2.2.1. Финансово-хозяйственный план является основным документом, регулирующим финансово-хозяйственную деятельность общества. Все хозяйственные операции должны совершаться в соответствии с этим планом. Вместе с тем в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость совершения операций, выходящих за рамки, установленные финансово-хозяйственным планом общества (нестандартные операции).

Поэтому в финансово-хозяйственном плане общества рекомендуется однозначно определить, какие операции могут быть совершены в рамках определенного направления деятельности общества и какие средства предусмотрены для тех или иных направлений его деятельности. Таким образом, операции, не предусмотренные финансово-хозяйственным планом, будут являться нестандартными.

2.2.2. Применительно к нестандартным операциям, фактически нарушающим финансово-хозяйственный план, во внутренних документах общества рекомендуется установить специальный порядок их совершения, что следует предусмотреть в уставе общества.

Так как операции, выходящие за рамки финансово-хозяйственного плана, нарушают основной документ финансово-хозяйственной деятельности общества, порядок их совершения должен быть более строгим по сравнению с порядком совершения операций, предусмотренных финансово-хозяйственным планом.

Прежде всего необходимо определить, почему совершение данной операции не было предусмотрено в финансово-хозяйственном плане, насколько необходимо ее совершение и возможно ли ее отложить. Все аргументы должны быть оценены лицами, не имеющими заинтересованности в совершении данной нестандартной операции и не находящимися под влиянием исполнительных органов. В то же время эти лица должны иметь необходимую квалификацию для оценки целесообразности совершения данной операции. Такими лицами должны являться сотрудники контрольно-ревизионной службы общества.

В связи с этим для совершения нестандартных операций необходима их предварительная оценка контрольно-ревизионной службой общества. По результатам анализа каждой нестандартной операции контрольно-ревизионная служба готовит рекомендации для совета директоров относительно целесообразности совершения такой операции. В случае необходимости контрольно-ревизионная служба может обратиться за дополнительными разъяснениями в исполнительные органы общества.

2.2.3. Рекомендуется, чтобы во внутренних документах общества предусматривалось право совета директоров принимать решения о проведении любой нестандартной операции и в случае необходимости вносить соответствующие изменения в финансово-хозяйственный план. Рекомендуется также наделить совет директоров общества правом запретить исполнительным органам совершать любую нестандартную операцию, при этом такой запрет должен быть мотивирован.

2.3.1. Все члены комитета по аудиту должны иметь беспрепятственный доступ к любым документам и информации общества. Такой доступ необходим для выполнения комитетом по аудиту его функций.

Большую помощь в получении информации комитету по аудиту может оказать, прежде всего, контрольно-ревизионная служба, осуществляющая ежедневный контроль за исполнением финансово-хозяйственного плана. Помимо сотрудников контрольно-ревизионной службы, необходимую информацию можно получить от иных должностных лиц и сотрудников общества, а также от аудиторской организации (аудитора) общества.

В этих целях рекомендуется, чтобы руководитель контрольно-ревизионной службы на каждом плановом (а при необходимости и на внеплановом) заседании комитета по аудиту докладывал об исполнении финансово-хозяйственного плана и отклонениях от него. Кроме того, на заседания комитета по аудиту рекомендуется приглашать представителей аудиторской организации (аудитора) и иных должностных лиц общества, присутствие которых необходимо для исполнения комитетом своих обязанностей.

2.3.2. С целью получения советом директоров общества полной информации об имеющих место нарушениях при совершении хозяйственных операций комитету по аудиту рекомендуется регулярно представлять для рассмотрения на заседаниях совета директоров заключения о выявленных за соответствующий период деятельности общества нарушениях. Заключения о выявленных нарушениях рекомендуется также представлять ревизионной комиссии общества. В таких заключениях следует указывать исчерпывающую информацию о выявленных нарушениях, в том числе о лицах, виновных в их совершении, а также о причинах и условиях, способствовавших их совершению. В заключениях комитета по аудиту общества могут содержаться рекомендации о путях и способах предупреждения подобных нарушений в будущем.

В отчеты комитета по аудиту, кроме того, рекомендуется включать информацию, касающуюся анализа коммерческих и иных рисков, связанных с конкретными сделками и операциями общества, и оценки адекватности систем управления и контроля над рисками. Комитету по аудиту рекомендуется обеспечивать стабильность такого контроля.

3. Организация деятельности ревизионной комиссии

3.1. Порядок проведения проверок ревизионной комиссией общества должен обеспечить эффективность данного механизма контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

3.1.1. В соответствии с законодательством проведение годовых и внеочередных проверок является одним из основных механизмов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества. В ходе внеочередной проверки могут проверяться как отдельная хозяйственная операция общества, так и хозяйственные операции за отдельный период времени.

Все организационные вопросы проведения проверок, определение лиц, непосредственно ответственных за проведение проверок, рекомендуется предварительно определять на заседаниях ревизионной комиссии общества.

3.1.2. Законодательство не определяет необходимый кворум для принятия решений на заседаниях ревизионной комиссией общества. Вместе с тем, чтобы решения принимались действительно коллегиально, рекомендуется, чтобы кворум для проведения заседания ревизионной комиссии составлял не менее половины числа избранных членов ревизионной комиссии.

Решения на заседании ревизионной комиссии следует принимать большинством голосов членов ревизионной комиссии, принимающих участие в заседании. Передача права голоса члена ревизионной комиссии иному лицу, в том числе другому члену ревизионной комиссии, не допускается.

3.1.3. С целью недопущения необоснованного затягивания проверок во внутренних документах общества следует определить сроки их проведения.

Рекомендуется, чтобы внеочередная проверка финансово-хозяйственной деятельности общества была начата не позднее 30 дней с даты поступления требования акционеров о ее проведении или протокола общего собрания акционеров или совета директоров. Срок ее проведения не должен превышать 90 дней.

С целью упорядочения процедуры проведения проверок совету директоров общества рекомендуется утвердить Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией.

3.1.4. Заключение ревизионной комиссии должно подписываться всеми членами ревизионной комиссии лично. Член ревизионной комиссии, выразивший несогласие с заключением ревизионной комиссии, вправе подготовить особое мнение, которое прилагается к заключению ревизионной комиссии и является его неотъемлемой частью.

Если член ревизионной комиссии не подписал заключение и не подготовил особого мнения, в заключении должны быть указаны причины этого.

3.1.5. Заключение ревизионной комиссии по итогам внеочередной проверки финансово-хозяйственной деятельности общества рекомендуется предоставлять комитету по аудиту и инициатору проведения внеочередной проверки через секретаря общества в течение 3 дней после окончания проведения проверки.

3.1.6. Эффективность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества повышается, когда ревизионная комиссия работает в тесном сотрудничестве с комитетом по аудиту. Рекомендуется, чтобы она предоставляла этому комитету полную информацию о своей деятельности, проводимых расследованиях и составляемые заключения.

4. Аудиторская проверка

4.1. Аудиторская проверка должна проводиться таким образом, чтобы результатом ее стало получение объективной и полной информации о деятельности общества.

4.1.1. Акционеры общества, потенциальные инвесторы и иные заинтересованные лица формируют мнение об обществе на основании информации о его деятельности.

Важным источником информации о деятельности общества, в том числе негативной, является заключение независимой аудиторской организации (аудитора). В таком заключении должны раскрываться имеющие место недостатки в финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, используемыми при подготовке заключения о деятельности общества. Профессиональная компетентность аудиторов, честность и ответственность при исполнении ими своих обязанностей являются теми принципами, которые должны соблюдать аудиторские организации (аудиторы) в процессе своей работы.

Аудиторы должны быть объективными и, следовательно, сохранять независимость в отношениях с исполнительными органами и должностными лицами, его акционерами, членами совета директоров общества. Положения законодательства, стандарты аудиторской деятельности и принципы профессионального поведения призваны обеспечить применение данного принципа на практике.

Кроме того, так как аудиторская организация (аудитор) при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности общества получает информацию, раскрытие которой может иметь для общества неблагоприятные последствия, сохранение полученной в результате проверки конфиденциальной информации является также немаловажным этическим требованием к аудиторской организации (аудитору).

Общество должно принять все необходимые меры, чтобы обеспечить утверждение общим собранием акционеров аудитора общества из числа аудиторских организаций (аудиторов), имеющих солидную репутацию и ведущих свою деятельность в соответствии с вышеуказанными принципами.

4.1.2. Аудиторская проверка годовых отчетов является одним из важнейших элементов финансового контроля. При анализе полученных аудиторских отчетов у акционеров могут возникнуть вопросы по содержанию аудиторского заключения и сделанным в нем выводам.

В связи с этим рекомендуется, чтобы аудиторские организации (аудиторы) принимали участие в общих собраниях акционеров и отвечали на любые вопросы, заданные акционерами относительно представленных общему собранию акционеров аудиторских заключений.

4.1.3. Во время аудиторской проверки аудиторские организации (аудиторы) должны приложить максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений обществом требований законодательства и доводить информацию об этих нарушениях до совета директоров (через комитет по аудиту в целях их устранения). Это повышает доверие акционеров к результатам аудита.

Обо всех нарушениях действующего законодательства и установленных в обществе правил, выявленных в ходе аудиторской проверки в деятельности исполнительных органов общества, в действиях его должностных лиц и работников, рекомендуется сообщать комитету по аудиту для принятия мер.

4.1.4. Аудиторские организации (аудиторы) могут выявить нарушения, но не могут их исправить. При выявлении тех или иных нарушений исполнительные органы обязаны принимать необходимые меры к устранению нарушений и минимизации их последствий.

Кроме того, аудиторские организации при выявлении нарушений должны требовать исправления информации, включенной в регулярно раскрываемые отчеты о хозяйственной деятельности общества.

Контроль за устранением выявленных нарушений является гарантией их устранения и обеспечивает достоверность предоставляемой акционерам информации. Осуществление такого контроля рекомендуется поручить комитету по аудиту общества.

4.1.6. Аудиторские организации (аудиторы) проверяют соответствие финансовой отчетности, используемой обществом, российским правилам бухгалтерского учета, а в случае если общество готовится к выходу на международный рынок и принимает на себя обязательства следовать международным стандартам финансовой отчетности, то на соответствие международным стандартам.

4.1.7. Совет директоров как орган общества, ответственный за подготовку вопросов, выносимых на общее собрание акционеров, в том числе вопроса о выборе аудитора общества, в первую очередь заинтересован в выборе независимой аудиторской организации (аудитора), способной провести эффективную и объективную проверку финансово-хозяйственной деятельности общества.

В связи с этим рекомендуется, чтобы комитет по аудиту оценивал кандидатов в аудиторские организации (аудиторы) общества и предоставлял оценку таких кандидатов совету директоров, а совет директоров обосновывал свои рекомендации в отношении выбора аудиторской организации на общем собрании акционеров общества.

Ключевые слова:

1 -1

Организация финансового анализа в учреждении здравоохранения

Комплексный анализ деятельности лечебно-профилактичес­ких учреждений:

1. включает в себя анализ производственно-хозяйствен­ной и финансовой деятельности и

2. является необходимым условием повышения эффективности деятельности.

Комплексный анализ деятельности не­обходим для :

1. установления конкурентных позиций организации,

2. выбора ею видов деятельности,

3. способов предоставления услуг, обеспечивающих спрос со стороны потребителей.

В условиях рыночной экономики особенно важно определять финансовую устойчивость организации .

Финансовая устойчивость организации определяет состояние финансовых ресурсов, при котором организация может свободно маневрировать денежными средствами , чтобы путем эффективного их использования:

1. обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации товаров, услуг,

2. а также произвести затраты по рас­ширению и обновлению производственной базы.

Документально-информа­ционной основой анализа финансового состояния и хозяйственной деятельности организаций служат данные бухгалтерского учета (документы финансовой отчетности, баланс организации, учетные ведо­мости, оперативная документация).

Результатом финансового анализа является:

1. оценка текущего состояния орга­низации, ее имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота капи­тала, доходности используемых средств,

2. комплексная оценка хозяйственной, коммерческой деятельности, тенденций развития организации, которая служит, связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно производственной деятельностью.

Аудит – это углубленный финансово-хозяйственный анализ состояния и деятельности организаций, проводимый квалифицированными специалистами, как правило, независимых служб.

Аудит проводится:

1. чаще всего внешними аудиторами,

2. реже собственными, внутренними аудиторами организации.

Различные виды анализа хозяйственной деятельности и их результаты широко используются самыми разными заинтересованными лицами.

На рис. 1 представлены составные части анализа финансово-хозяйствен­ной деятельности организаций и круг их пользователей.

Рис. 1. Составные части анализа финансово-хозяйственной деятельности и направле­ния его использования

Обычно в хозяйственной деятельности различают виды учета:

1. финансовый учет и

2. управ­ленческий учет.

Финансовый учет базируется на учетной ин­формации, которая помимо использования ее внутри организации руко­водством, сообщается внешним пользователям.

Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется, обраба­тывается и передается для внутреннего использования руководством.



Сложив­шееся на практике разделение учета порождает деление анализа на:

1. внешний и

2. внутрихозяйственный анализ.

Внешний финансовый анализ может быть проведен заинтересованными лицами.

Основой такого анализа выступает в основном официальная финансо­вая отчетность организации, публикуемая в печати и представляемая заинтересованным лицам, государственным органам в виде бухгалтерского баланса.

Внутренний финансовый анализ необходим и проводится в интересах самой организации.

На его основе:

· осуществляется контроль за организационной и финансовой деятельностью,

· намечаются пути развития деятельности.

Исходя из разновидностей и целей анализа, можно выделить условно пользователей информации :

· внешних и

· внутренних.

К относят обычно пользователей с:

· прямыми и

· непрямыми финансовыми интересами .

К внешним пользователям информации с прямым финансовым интересом относятся:

1. инвесторы,

2. кредиторы,

3. поставщики,

4. покупатели и клиенты,

5. деловые партнеры организации.

На основе данных публичной финансовой отчетности они делают выводы о том:

· какова прибыльность и ликвидность организации,

· каковы ее финансовые перспективы в будущем,

· стоит ли в нее вкладывать средства,

· имеет ли организация деньги, чтобы выплачивать проценты и своевременно погашать долги.

Инвесторы оценивают потенциальную прибыльность организации, потому что от этого зависит величина вкладываемых в нее инвестиций и получаемого дохода.

Кредитор оценивает потенциальные возможности организации погашать займы, кредиты.

К внешним пользователям информации финансового анализа с непрямым финансовым интересом относятся:

1. государственные органы и внебюджетные фонды,

2. налоговые орга­ны,

3. инвестиционные институты,

4. товарные и фондовые биржи,

5. страховые орга­низации,

6. аудиторы и фирмы, осуществляющие внешний аудит.

Информация о финансовой деятельности медицинских организаций необхо­дима этой группе:

· для контроля за соблюдением обязательств перед государством,

· за правильностью уплаты налогов,

· для решения вопроса о налоговых льготах, о методах и способах приватизации и акционировании организаций.

Органы государственного регулирования на основе результатов анализа финансового состояния вырабатывают обобщенные синтетические оценки, позволяющие судить о положении не только одной или нескольких организаций, но и от­расли в целом.

Кроме того, к пользователям информации, имеющим непрямой финансовый интерес , относятся:

1. консультанты по финансовым во­просам,

2. юристы и юридические фирмы,

3. пресса и информационные агентства,

4. общественность.

К внутренним пользователям финансового анализа относится администрация (аппарат управления) организации. Это собственники и уп­равленческий персонал организации, которые несут ответственность за управ­ление деятельностью медицинской организации и достижение стоящих перед ней целей.

Успешная деятельность администрации во многом основывается на принимаемых управленческих решениях, вытекающих из финансового ана­лиза, дополняемого более общим экономическим анализом.

Актуальность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью медицинских организаций обусловлена тем, что:

1. финансовые ресурсы можно быстро трансформировать в другие виды ресурсов (трудовые, материальные);

2. и это требует от руководителей здравоохранения повышения эффективности их использования.

Поэтому финансовый контроль является одной из важнейших функций:

1. государственных и муниципальных органов управления,

2. включая и органы управления здравоохранением.

При осуществлении финансового контроля проверяется :

1. соблюдение установленного нормативно-правовыми актами порядка финансовой деятельности,

2. экономическая обоснованность распределения и использования финансовых средств.

В зависимости от контролирующих органов финансовый контроль осуществляют :

1. законодательные органы государственной власти и местного самоуправ­ления;

2. контрольные органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления;

3. ведомственные контрольные органы;

4. органы налоговой службы;

5. контрольные комиссии организаций;

6. аудиторские компании.

Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации .

Для осуществления финансового контроля законодательными органами Субъектов Федерации и муниципальных образований создаются собственные контрольные органы:

1. Счетная палата Российской Федерации,

2. контрольные палаты,

3. контрольные комиссии.

Они проверяют правильность использования бюджетных средств всех уровней исполнитель­ной власти и выносят оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.

При этом финансовый контроль, осуществляемый законодательными орга­нами для распорядителей и исполнителей бюджетов (Правительство Россий­ской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы исполни­тельной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе органы управления здравоохранением всех уровней управления, учреж­дения) является обязательными.

Законодательные органы государственной власти и муниципальных обра­зований осуществляют следующие формы финансового контроля :

1. предварительный контроль - в ходе подготовки проектов бюджетов и их утверждения;

2. текущий контроль - в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов;

3. последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной исполнительной власти и муниципальных образований осуществляют:

1. Министер­ство финансов Российской Федерации,

2. Федеральное казначейство,

3. финансо­вые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований,

4. распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий кон­троль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и по­лучателей бюджетных средств (учреждений).

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получа­телями бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств(федеральные министерства и ведомства, в том числе Минздрав России) осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого (в соответ­ствии со сметой расходов) использования бюджетных средств в подведомствен­ных учреждениях, в том числе и учреждениях здравоохранения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за целевым использовани­ем бюджетных средств подведомственными учреждениями, в том числе уч­реждениями здравоохранения.

Контролирующие органы используют следующие методы финансового контроля:

1. ревизии;

2. проверка финансово-хозяйственной документации.

Ревизия является наиболее цельным методом контроля финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Ревизии подразделяются:

1. по объему проверки на сплошные и выборочные,

2. по организации на плановые, внеплановые и комплексные (проводимые несколькими контрольными органами).

В ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений изучаются вопросы :

1. состояние учета и эффективности использования материальных ресурсов;

2. обоснованность приобретения материальных ресурсов;

3. обеспечение сохранности материальных ресурсов и финансовых средств;

4. правильность начисления и выплаты заработной платы работникам;

5. соблюдение правил проведения финансовых операций, соблюдение порядка финансового учета и отчетности.

По окончании проверки контролирующими органами составляется акт проверки , в соответствии с которым:

1. устанавливаются меры по устранению выявленных нарушений и предупреждению их возникновения в организации,

2. а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении правил финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельностикоммерческих организаций , в том числе медицинских, осуществляется органами налоговой службы Российской Федерации .

Целью финансового контроля органов налоговой службы является выявление сокрытых от налогообложения доходов коммерческой организации.

С этой же целью осуществляется налоговыми органами финансовый контроль и учреждений здравоохранения в случае получения ими доходов за предоставление медицинских услуг за личный счет граждан.

Важное место при осуществлении внутреннего финансового контроля занимают аудиторские проверки , которые организуются самими организациями для получения объективных данных о состоянии финансовой деятельности.

Аудиторские проверки (аудит) проводятся аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит предусматривает проверку имеющейся в организации финансовой отчетности по использованию финансовых средств.

Целью аудита является выявление искажений в финансовой отчетности.

По результатам аудита аудиторской фирмой выдается аудиторское заключение о состоянии бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый во всех вышеперечисленных формах, является важной составляющей мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов в организациях здравоохранения.