Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Функции конкуренции в рыночной экономике

  • 29.05.2020

Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С3.

С4.

Задания к фрагментам текста (С1-С4).

Характеристика

Задания

Направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.

На преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т. п.).

Требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.

Направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).

Пример

Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания

В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принад­лежности - это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эф­фект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно ва­жен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической ли­тературе рекомендациями.

«Следует помнить:

    если в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;

    если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;

    если основой текста являются оценочные суждения, яв­но показано отношение к чему-либо - это публицистический текст;

    если представлены количественные показатели, отра­жающие состояние или тенденцию развития какого-либо объ­екта, это статические материалы;

    если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимо­сти, политический документ;

    если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это ин­формационные материалы» (Л. Н. Боголюбов, Е. Л. Рутковская).

Как работать с текстом на экзамене

1. С Чего начинать работу с текстом?

Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предва­рительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.

Важно в процессе предварительного чтения Четко опреде­лить, к какой содержательной линии курса обществознания Относится предложенный текст. Такое соотнесение необхо­димо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий пред­полагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предпи­сывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в ко­тором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует оста­навливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.

4. Как уяснить для себя - Искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Внимательно прочитать задание. В нем даны соответст­вующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собст­венный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение ав­тора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

    понять, что именно требуется для успешного ответа;

    уяснить, из каких частей складывается задание;

    стараться выполнить все задание;

    если вы можете ответить только на часть задания, обяза­тельно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);

    не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

Ответ

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

Позиции:

1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:

Благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;

Расширение производства общественных благ;

Создание правового поля в финансовой сфере.

2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:

Принятие Гражданского кодекса (правовое поле);

Борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);

Проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).

Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики .

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:

1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;

2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;

3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;

4) стимулирует снижение затрат производства.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) приведены два аргумента, например:

В демократическом обществе

Налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;

Судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.

3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:

Предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;

Избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.

Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления корпораций, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни – государством.

Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает…

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествовавшие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство…

Любое господство как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, с одной стороны, в установке человеческого поведения на подчинение господам, а с другой стороны, – посредством этого подчинения – в распоряжении теми вещами, которые в случае необходимости привлекаются для применения физического насилия: личный штаб управления и вещественные средства управления…

(Макс Вебер)

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2 . Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

С1. Выпишите из текста определения понятия «политика» в широком смысле и в том смысле, в котором его характеризует автор.

С2. Какие субъекты политики в «чрезвычайно широком смысле» названы в тексте? Укажите любые четыре.

С3. Найдите в тексте две характеристики государства как института политической власти и два условия осуществления власти государством. Укажите их.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Позиции :

1) Характеристики государства:

Государство есть отношение господства;

Государство есть инструмент постоянного управления;

2) Условия осуществления власти государством:

Государство требует установки человеческого поведения на подчинение;

Государству для осуществления власти требуются штаб управления и вещественные средства управления;

Государство использует как средство господства легитимное насилие.

Приведены две характеристики и два условия

Приведены две характеристики и одно условие, ИЛИ одна характеристика и два условия

Приведена одна характеристика и одно условие, ИЛИ две характеристики, без указания условий, ИЛИ два условия без указания характеристик

Приведена одна характеристика без указания условий ИЛИ одно условие без указания характеристик ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С4. С опорой на текст и обществоведческие знания укажите любые три направления современной государственной политики и проиллюстрируйте примером каждое из них.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Могут быть приведены примеры:

1) политика внешняя, межгосударственная (деятельность в ООН);

2) политика экономическая (принятие антимонопольных законов),

3) социальная политика (проведение пенсионной реформы).

Возможны иные верные позиции.

Указаны и проиллюстрированы примерами три направления

Указаны два-три направления и проиллюстрированы примерами два из них

Указаны одно – три направления и проиллюстрировано примерами одно из них

Указано(-ы) направление(-я) без примера, ИЛИ приведен (-ы) пример (-ы) без указания направления ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Социальная мобильность

Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т. е. ей свойственна социальная мобильность.

Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы… Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону.

(Минаев В. В., Архипова Н. И., Безбородов А. Б., Косякова Н. И.)

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П. А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

C2. При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

C4 .В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления положительной стороны маргинальности.

C1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П. А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Элементы :

Указана черта – изменение социальной позиции (или перемещение по социальной лестнице);

Названы два направления (по П. А. Сорокину): вертикальная и горизонтальная.

Указана черта, названы два направления

Указана черта, названо одно направление

Названы одно-два направления без черты,

ИЛИ указана одна черта без направлений,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

C2.При каких двух общественных условиях, по мнению авторов, образование выступает важным «социальным лифтом»? Объясните любое из этих условий.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны присутствовать следующие Элементы :

Названы два условия:

    Стабильный период развития общества;

    Структурная перестройка экономики;

Дано объяснение , например: структурная перестройка экономики приводит к появлению новых рабочих мест, требующих от работников высокой квалификации; растет спрос на специалистов новых профессий, которые невозможно получить без образования.

Может быть приведено другое объяснение.

Названы два условия, и дано верное объяснение

Названо одно условие, и дано верное объяснение

Названы одно-два условия, объяснение не дано,

ИЛИ дано объяснение, условия не названы,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны присутствовать следующие Элементы :

Дано определение , например: маргинал – это человек, имеющий отношение к двум «различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью»;

Приведены три примера, допустим:

    Человек, недавно переехавший жить в город из деревни;

    Горожанин, работающий в деревне после окончания института;

    Представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Может быть дано иное верное определение и приведены другие примеры.

Дано определение, и приведены три примера

Дано определение, и приведены два примера

Дано определение, и приведен один пример,

ИЛИ приведены три примера без определения

Дано определение без примеров,

ИЛИ приведены один-два примера без определения,

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть указаны три проявления, например:

    Отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

    Маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

    Маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Могут быть указаны другие проявления.

Указаны три верных проявления

Указаны два верных проявления

Указано одно верное проявление

Ответ неправильный

Максимальный балл

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ответ

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

Баллы

В ответе могут быть названы следующие причины:

Сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

Усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

Женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жен, хозяйки дома.

Правильно указаны три причины

Правильно указаны две причины

Правильно указана одна причина

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).

Могут быть названы такие ее признаки:

Совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

Более равномерное распределение семейных обязанностей.

Правильно назван тип семьи, указаны два ее признака

Правильно назван тип семьи, указан один ее признак

Правильно назван тип семьи

Ответ неправильный

Максимальный балл

Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными; здесь развертывается производство идей; здесь в значительной степени происходит и их потребление

Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности.

Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной).

Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания об этих идеях и распространении (трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации.

Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент.

(С. Э. Крапивенский)

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

С1. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.

С2. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие Позиции :

1) Цель духовного производства: «воспроизводство общественного сознания в его целостности»;

2) Функции духовного производства:

Совершенствование остальных сфер жизни общества;

Производство знания о знаниях;

Его распространение (трансляция);

Производство общественного мнения.

Названы цель и две функции духовного производства

Названа цель и одна функция духовного производства ИЛИ две функции духовного производства без указания цели

Названа только одна цель или одна функция духовного производства, ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены примеры:

1) разработка экономической теории, направленной на обоснование экономических реформ (совершенствование экономической сферы);

2) создание социальных учений, оказавших влияние на развитие общества (совершенствование социальной сферы);

3) разработка учений о государстве, разделении властей (совершенствование политической сферы).

Возможны иные правильные ответы.

Приведено по одному примеру для каждой из указанных сфер общественной жизни

Приведены два примера для разных сфер общественной жизни

Примером (примерами) проиллюстрирована деятельность в одной из сфер

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать, например, следующие аргументы:

1) транслируемая информация объективно не является нейтральной, т. е. изначально содержит определенную оценку, отношение;

2) нередко распространение информации осуществляет человек, который в силу своих жизненных взглядов, добавляет определенные оценочные моменты;

3) на базе воспринятой информации формируются идейные установки ее потребителей;

4) как правило, распространяя знания, информацию, социальные институты ставят целью формирование определенного общественного отношения к конкретным проблемам.

Возможны иные, имеющие основания, аргументы.

Даны три аргумента

Даны два аргумента

Дан один аргумент

Ответ неправильный

Максимальный балл

Федеральный закон об образовании (извлечение)

Ст. 14 Общие требования к содержанию образования

    обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

    развитие общества;

    укрепление и совершенствование правового государства.

    адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

    формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира;

    интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

    формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

    воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации.

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?

С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

С3. Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

С1. Какие задачи ставит общество перед содержанием образования?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать следующие позиции:

1)обеспечение самоопределения личности;

2)развитие общества;

3)укрепление и совершенствование правового государства.

Правильно указаны три позиции при отсутствии неверных

Правильно указаны одна-две позиции при отсутствии неверных ИЛИ правильно указаны три позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и)

Правильно указаны одна-две позиции, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С2. Какие права участников образовательного процесса (обучающихся, образовательных учреждений) названы в данном фрагменте?

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Ответ должен содержать следующие Позиции :

Права обучающихся на :

1)получение ими профессии и соответствующей квалификации в системе профессионального образования;

2)свободный выбор мнений и убеждений:

Права образовательных учреждений:

3) самостоятельно разрабатывать и реализовывать программу обучения;

4) на дополнительные образовательные услуги.

Правильно указаны три-четыре позиции

Правильно указаны две позиции

Указана одна позиция; ответ неправильный

Максимальный балл

С3. .Какие три возможных варианта получения образования перечислены в тексте закона? Раскройте их на примерах?

С4. Как вы понимаете, утверждение законодателя о том, что образование ориентировано на совершенствование и укрепление правового государства? Проиллюстрируйте свои мысли примерами.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Опираясь на текст и свои знания о правовом государстве, дается объяснение, например:

1) приобретаются знания, необходимые гражданину;

2) формируется правовая культура – стремление следовать правовым нормам;

3) принимаются ценности правового государства;

4) развиваются умения реализовывать и защищать свои права.

Правильно указаны две-три позиции и приведены соответствующие примеры

Правильно указана одна позиция и приведен соответствующий пример

Правильно указана одна позиция, пример отсутствует; или дан частный пример без обобщения

Ответ неправильный

Максимальный балл

Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований …

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений…

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом…

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

С1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.

С3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть указаны такие проблемы, например:

Проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.);

Процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.);

Экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).

Могут быть указаны и другие проблемы

Указаны три проблемы и науки, их изучающие

Указаны две-три проблемы и науки, изучающие две из них

Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Могут быть приведены, допустим, такие примеры:

1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т. е. активно развивается сфера образования;

2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т. ч. применение кибернетических моделей;

3) происходит изменение экономической структуры общества, в том числе структуры занятости.

Могут быть приведены другие примеры.

Приведены три примера

Приведены два примера

Приведен один пример

Ответ неправильный

Максимальный балл

Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение происходит здесь не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

При организованных партиях есть возможность рассчитывать, действовать, направлять разрозненные стремления к общей цели, чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы дается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникают не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что с установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.

(Б. Н. Чичерин)

Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий».

Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую из этих групп партий). Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий

Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания тех или иных партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами текста и приведите пример, подтверждающий справедливость данного суждения.

Ответ :

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе должны быть следующие Позиции :

1) призыв к участию в государственных делах;

ЕГЭ обществознание. Задания 2 части по разделу "Экономика". Варианты 1-5

№ 26 - конкретизация теоретических положений на примерах

№ 27 - решение познавательных задач

№ 28 - составление сложного плана по заданной теме


«Экономика № 26, 27, 28. Вариант 1»

ВАРИАНТ 1

Задание № 26

Задание № 27

Задание № 28

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИКА

ВАРИАНТ 1

Задание № 26

    В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех примеров, доказывающих ограниченность экономических ресурсов.

    Назовите три любые факторы, которые влияют на изменение спроса, и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

    В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.

    На трех примерах покажите, как конкуренция в рыночной экономике обеспечивает защиту интересов потребителей и общества в целом. В каждом случае укажите, какие решения вынуждены принимать фирмы под влиянием конкуренции, и что выигрывает общество от этих решений.

    Одним из важнейших признаков рыночной экономики является конкурентная борьба. Приведите два положительных и два отрицательных проявления конкуренции, проиллюстрировав каждое конкретным примером.

    Существуют различные виды конкуренции. Назовите вид конкуренции, который существует только в теории, и приведите три примера рынков, близких к этому виду конкуренции.

    Перечислите любые три условия, необходимые для реализации принципов экономической свободы в обществе.

    Приведите примеры изменений макроэкономических показателей в стране, которые происходят на разных фазах экономического цикла. Назовите три фазы цикла и три примера соответствующих изменений макроэкономических показателей.

    Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

    Раскройте на трех конкретных примерах социальную функцию налогов.

Задание № 27

    «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед». О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания назовите еще одну черту, присущую этой системе.

    В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

    Государство Z переживает экономический подъем. Промышленность в своем развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку вы это установили? Назовите два других признака этой экономической системы.

    В стране Н. развиваются предприятия различных форм собственности. Успех предприятий напрямую зависит от объема спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите два других признака данного типа хозяйственных систем.

    В мониторинге социально-экономического развития страны С. зафиксированы темы инфляции и ее причины. В качестве одной из причин указан дефицит продуктов, образовавшийся из-за резкого сокращения импорта и увеличения экспорта некоторых товаров. Каковы иные возможные причины инфляции? (укажите любые три из них).

Задание № 28

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Экономика и ее роль в жизни общества.

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Основные типы экономических систем».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Командная экономика и ее особенности».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Рынок и рыночный механизм».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Спрос и предложение в рыночной экономике».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Экономический цикл, экономический рост и развитие».

Просмотр содержимого документа
«Экономика № 26, 27, 28. Вариант 2»

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИКА

ВАРИАНТ 2

Задание № 26

    Укажите три функции налогов в жизни общества и государства, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

    Укажите функции денег и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером.

    Банки осуществляют различные виды банковских операций. Укажите любые два из них, проиллюстрировав каждый вид операций конкретным примером.

    Назовите три особенности современной экономики и проиллюстрируйте каждую примером.

    Назовите любые три экономические функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.

    Покажите, как в условиях смешанной экономики государство преодолевает несовершенства рынка (назовите любые три проявления несовершенства рынка и укажите, как государство может преодолеть каждое из них).

    Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

    Приведите три примера, иллюстрирующих экономическую политику государства, направленную на преодоление трудностей в условиях кризиса и спада производства.

Задание № 27

    Статья 5 Конституции СССР 1936 года гласила: «Социалистическая собственность СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)». Назовите три формы собственности, которые закреплены ныне действующим законодательством. С чем связаны произошедшие в законодательстве изменения?

    В статье 17 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как лично, так и совместно с другими. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества». Какое юридическое право собственника отмечено в статье? Назовите два других права собственника и одно из них проиллюстрируйте с помощью примера.

    В нашей стране в первой половине 90-х годов ХХ в. из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом: - внутренние акционеры (работники, дирекция) 0 62% акций; - внешние акционеры – 21% акций; - государство – 17% акций. При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций. Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

    В стране Н. длительное время существовала прогрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц, вызывающая серьезные нарекания состоятельных людей. Ряд граждан, не желающих уплачивать налог на сверхдоходы, уехали из страны и приняли гражданство соседних стран. Пришедшее к власти новое правительство провело налоговую реформу, установив пропорциональную шкалу налогообложения. В чем заключается сущность данной шкалы исчисления налога? Приведите три предположения о ее преимуществах.

    В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите два обоснования в пользу ее введения для общества.

Задание № 28

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Измерители экономической деятельности».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Роль государства в рыночной экономике».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Экономическое содержание собственности».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Роль конкуренции в рыночной экономике».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Монополизм и его последствия».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Факторы производства и факторные доходы».

Просмотр содержимого документа
«Экономика № 26, 27, 28. Вариант 3»

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИКА

ВАРИАНТ 3

Задание № 26

    Назовите три направления воздействия рыночного механизма на экономику и проиллюстрируйте каждое из них.

    Проиллюстрируйте тремя примерами влияние рыночной цены на деятельность производителя.

    Конкретизируйте с помощью любых трех примеров теоретическое положение о государственном регулировании экономики.

    Экономическая жизнь существенно влияет на другие сферы общественной жизни. Проиллюстрируйте это влияние с помощью трех примеров.

    Раскройте на двух примерах различные проявления воздействия экономики на социальную сферу. Сначала укажите проявление, а затем соответствующий пример.

    Назовите три фактора, негативно влияющих на условия труда, и проиллюстрируйте каждый из них примером.

    Приведите три примера, отражающих различные источники финансирования бизнеса.

    Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.

Задание № 27

    Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:

а) определите сумму налога для первого субъекта;

б) определите величину налоговой ставки для второго субъекта (в процентах);

в) установите, какой вид налоговой системы иллюстрирует данный пример.

Ответ обоснуйте.

Субъект налогообложения

Валовый доход

Чистый доход

    На фондовой бирже значительно подорожали акции компаний энергетического сектора. Сформулируйте две причины, которые согласно законам рыночной экономики, могли привести к подобному положению. Поясните одну из сформулированных вами причин.

    Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 10% годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Назовите две другие функции и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

    Страна П. является одним из ведущих экспортеров энергоносителей на мировом рынке. Какое последствие для страны вызовет существенное снижение цен на энергоносители? Сформулируйте любые два последствия. Какие изменения (не менее двух) должны произойти в экономической политике страны П. в результате подобной трансформации конъюнктуры мировых цен?

    Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провел сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик. Результаты проведенного исследования были обобщены и представлены на диаграмме.

Сравните структуру мировой экономики со структурой экономики страны Н. Сделайте три вывода на основании проведенного анализа. Какая основная тенденция выявилась в результате сравнения? Укажите ее. Определите, чем она опасна для страны Н. Сформулируйте одно суждение.

Задание № 28

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Деньги: их роль и значение».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Инфляция и ее опасность для экономики».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Государственный бюджет».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Бюджетная политика и государственный долг».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Налоги и налогообложение».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Банки и банковская система».

Просмотр содержимого документа
«Экономика № 26, 27, 28. Вариант 4»

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИКА

ВАРИАНТ 4

Задание № 26

    Назовите и проиллюстрируйте примерами три вида безработицы (сначала назовите вид безработицы, а затем приведите соответствующий пример).

    Приведите три конкретных примера, иллюстрирующих фрикционную безработицу.

    Одним из направлений экономической политики государства выступает протекционизм. Приведите три конкретные примера проявления протекционизма в экономической политике.

    Назовите два основных вида налогов, уплачиваемых гражданами РФ, и проиллюстрируйте их примерами.

    Назовите три направления расходования государственного бюджета РФ и проиллюстрируйте их примерами.

    Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Проиллюстрируйте тремя примерами это утверждение.

    Вы – будущие налогоплательщики. Обязанность платить налоги зафиксирована в Конституции РФ. Назовите два отличительных признака общественных благ, на которое государство расходует деньги налогоплательщиков, и проиллюстрируйте их примерами.

    Компенсация внешних эффектов – важная функция государства в современной экономике. Объясните, что такое «внешние эффекты». Приведите два примера выполнения государством этой функции.

Задание № 27

    Коммерческие банки значительно сократили предложения по ипотечному кредитованию, повысив проценты по ипотеке. Какие последствия вызовут данные изменения политики банков? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любую одну возможную причину удорожания ипотеки.

    На графике представлены данные об отношении средней и минимальной зарплаты в стране Z к прожиточному минимуму в 2002-2008 гг. Сделайте выводы о соотношении: а) минимальной зарплаты с прожиточным минимумом; б) средней зарплаты с прожиточным минимумом в 2002-2008 гг. Объясните, чем опасна сложившаяся в стране Z социально-экономическая ситуация.

    На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп населения страны Z в 2004-2008 гг. Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдалась в 2004-2008 гг. на рынке труда страны Z . Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

    Нередко можно услышать мнение, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

    По подсчетам американского экономиста лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева, к началу XXI в. в США произошло сокращение 20 млн рабочих мест. В какой сфере и в связи с чем произошло это масштабное сокращение? Может ли оно угрожать стабильности общества? Ответ поясните. Предложите свой способ решения проблемы занятости.

Задание № 28

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Кредиты и кредитная политика».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Предпринимательство в экономике».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Источники финансирования бизнеса».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Рынок труда – механизм соединения спроса и предложения на рабочую силу».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Безработица».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Разделение труда и специализация».

Просмотр содержимого документа
«Экономика № 26, 27, 28. Вариант 5»

ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧАСТЬ 2. ЭКОНОМИКА

ВАРИАНТ 5

Задание № 26

    Назовите и проиллюстрируйте примерами любые две особенности предпринимательской деятельности.

    Назовите две особенности хозяйственного товарищества на вере (коммандитного товарищества) как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.

    Приведите три примера преимуществ организации бизнеса в форме акционерного общества.

    Назовите форму бизнеса, характеризующуюся как малый бизнес, и приведите три преимущества такой фирмы.

    Согласно С. Раунтри, бедность – это черта, ниже которой люди не могут вести здоровый образ жизни и эффективно работать. Укажите три возможные причины, по которым человек может оказаться на пороге бедности.

    Назовите три пути повышения эффективности работы фирмы в условиях рыночной экономики.

    Инфляция осложняет деятельность производителей и потребителей в рыночной экономике. Проиллюстрируйте тремя примерами рациональное поведение потребителя в условиях значительной инфляции.

    Поясните, в чем состоит связь между специализацией производства и ростом производительности труда. Проиллюстрируйте эту связь двумя примерами.

Задание № 27

    Фирма «Карнизы и шторы» находится в собственности группы лиц. Владельцы предприятия несут ответственность по обязательствам своего предприятия в полном объеме, имеют равные права в управлении своим предприятием. Какую организационно-правовую форму представляет данное предприятие? Приведите два обоснования своего ответа. Назовите дополнительный признак, отличающий предприятия данной организационно-правовой формы, не указанный в задании.

    В ходе социологического опроса, проведенного службой изучения общественного мнения в разных регионах страны Н., респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Может ли ваша семья оплачивать услуги жилищно-коммунального хозяйства без предоставляемых государством дотаций и льгот?» Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте любые три вывода, которые могут сделать ученые-социологи по результатам опроса. Предложите на основании полученных данных любые три рекомендации разработчикам реформы жилищно-коммунального хозяйства в стране Н.

    На заводе 300 рабочих собирают 96000 велосипедов. В месяце 160 рабочих часов. А) определите производительность труда на данном заводе б) сколько велосипедов могут собрать 10 рабочих за год? В) сможет ли данный завод выдержать конкуренцию с другим заводом, где трудятся 600 рабочих в две смены (320 рабочих часов) и собирают 256000 велосипедов в месяц? Ответ обоснуйте.

    В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и поддержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.

Задание № 28

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Роль торговли и обмена в экономической жизни общества».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Мировая экономика: внешняя торговля и международная финансовая система».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Рациональное поведение потребителя в экономике и права потребителя».

    Составьте сложный план развернутого ответа по теме «Экономическая свобода и социальная ответственность».

Двадцать шестое задание ЕГЭ по обществознанию предполагает раскрытие теоретических положений на примерах. Например, нужно назвать три органа государственной власти нашей страны и привести по одному примеру их полномочий, или же указать три функции государства и проиллюстрировать их примерами.

Максимально возможный первичный балл за это задание – 3. Его присуждают, если верно указаны, допустим, три органа власти и приведены три полномочия. 2 балла дают, если названы 3 органа и указаны 2 полномочия, или же если названы 2 органа, но 3 и более полномочий.

Один балл можно получить, если названы 1-3 органа и указано только одно полномочие, или если назван один орган, но указано 2-3 и более полномочий, или же названы только 2 органа.

Если же не назван ни один орган, но полномочия написаны, не поставят ни одного первичного балла. В общем-то задание не сложное, и получить если не 3, то уж 1-2 первичных балла на нем точно можно. Давайте рассмотрим некоторые возможные варианты 26 задания.

Разбор типовых вариантов задания №26 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­нов­ные обя­зан­но­сти работника, закреплённые Тру­до­вым ко­дек­сом РФ.

Здесь важно не перепутать права работника с его обязанностями. Например, он имеет право на вступление в профсоюзы, но не обязан этого делать – может вступать, а может и не вступать. Давайте рассмотрим ряд обязанностей работника по Трудовому кодексу РФ:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Проиллюстрируем их примерами (мы иллюстрируем 5, на экзамене достаточно трех)

Основные обязанности работника, закрепленные Трудовым кодексом РФ:

  1. Добросовестное исполнение трудовых обязанностей, указанных в трудовом договоре. Экскурсовод обязан проводить экскурсии по тем местам, которые определены их маршрутом.
  2. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка. При начале рабочего дня в офисе в 9 утра менеджер должен приходить на работу к этому времени.
  3. Соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда. Строитель не должен производить какие-либо работы без строительной каски.
  4. Соблюдение трудовой дисциплины. Охранник явился на работу в нетрезвом виде и был уволен.
  5. Выполнение установленных норм труда. Работник цеха должен выполнять 7 деталей в день.

Второй вариант задания

Назовите любые три ос­но­ва­ния со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дое из них.

Как мы помним, социальной стратификацией называется дифференциация членов общества (деление их на различные группы – например, сословия, касты, классы) в зависимости от различных признаков. Вот эти признаки нам и нужно назвать в задании. Чаще всего выделяют три вида социальной стратификации – политическая, экономическая и профессиональная. Следовательно, основаниями для дифференциации служат: доступ к власти, размер получаемого дохода и выполняемые профессиональные функции. Однако основанием может служить также богатство и образование. Придумываем примеры.

  • Доступ к власти

Человек, у которого есть доступ к власти, может влиять на жизнь общества и изменять проводимую государством политику

  • Размер получаемого дохода

Уровень жизни основной массы населения ниже, чем уровень жизни богатых людей

  • Богатство

У богатых людей больше возможностей для получения образования за границей

  • Профессия

Если у человека престижная профессия, он получает больший доход

  • Образование

Чем выше уровень и качество образования, тем больше шансов для получения хорошей работы

Третий вариант задания

Назовите любые три со­ци­аль­ные функции го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каждую из них.

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности граждан, создание нормальных условий для их жизни. К социальным функциям относится обеспечение занятости населения, установление прожиточного минимума и МРОТ, поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться, пенсионное обеспечение, здравоохранение, страхование. Придумать примеры здесь не так сложно. Один из вариантов ответов выглядит так:

  • Обеспечение занятости населения

В каждом районе есть центр занятости населения и биржа труда, куда могут обратиться люди, ищущие работу

  • Поддержка тех, кто по объективным причинам не может трудиться

Государство выплачивает пенсии и стипендии

  • Обеспечение здравоохранения

В каждом районе есть государственные поликлиники и больницы, бесплатно проводится вакцинация

  • Установление прожиточного минимума

Государство каждый год устанавливает размер прожиточного минимума, с которым совпадает минимальный размер оплаты труда.

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Внимательно прочитать задание;
понять, что именно требуется для успешного ответа;
уяснить, из каких частей складывается задание;
стараться выполнить все задание;
если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов
не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
сформулировав ответ, проверьте его правильность.

Первое задание из четырёх (С1) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (С2) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (С3) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (С4) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания С3 и С4 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Пример задания
Текст к заданиям С1-С4.

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

С1.

С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

С3.

С4.

Ответ:

С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

В ответе могут быть названы следующие функции:
1) борьба с монополиями;
2) поддержка и развитие конкуренции;
3) поддержка стабильности рыночной системы.

Указаны три функции

Указаны две функции

Указана одна функция ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
1) названы, приведенные в тексте социально-экономические явления:
- благоприятный социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы;
- расширение производства общественных благ;
- создание правового поля в финансовой сфере.
2) одно из социально-экономических явлений проиллюстрировано примером, допустим:
- принятие Гражданского кодекса (правовое поле);
- борьба с коррупцией (благоприятный социальный климат);
- проведение реформы системы образования, здравоохранения (производство общественных благ).
Могут быть приведены другие примеры

Названо три явления, одно проиллюстрировано примером

Названо три явления без примера ИЛИ названы два явления, одно из них проиллюстрировано примером

Названо менее трех явлений без примеров ИЛИ названо и проиллюстрировано примером одно явление ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

В ответе могут быть указаны следующие позиции, объясняющие роль конкуренции:
1) обеспечивает свободу рыночного ценообразования;
2) создает условия для реализации экономической свободы производителя, способствующей независимости экономического выбора потребителя;
3) стимулирует повышение качества производимых товаров и услуг;
4) стимулирует снижение затрат производства.
Возможны иные правильные ответы.

Указаны три позиции

Указаны две позиции

Указана одна функция

Ответ неправильный

Максимальный балл

С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведено мнение автора: только в демократическом обществе государство может обеспечить функционирование рыночной экономики;
2) приведены два аргумента, например:
в демократическом обществе
- налажен механизм контроля избирателей над государственным аппаратом;
- судебная система обеспечивает правовую защиту граждан.
3) в качестве пояснения приведен пример, допустим:
- предприниматель может обратиться в суд с иском о незаконности действий городского департамента в отношении его предприятия;
- избиратели могут потребовать от своего депутата отчет о его голосовании по экономическим вопросам.
Могут быть приведены иные аргументы и другие примеры

Указана точка зрения автора, названы два аргумента, пример не приведен, ИЛИ указана точка зрения автора, назван один аргумент и приведен один пример ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента и один пример

Указана точка зрения автора, приведен аргумент без примера ИЛИ указана точка зрения автора, приведен пример, аргументы отсутствуют ИЛИ явно не приведена точка зрения автора, приведены два аргумента, пример отсутствует ИЛИ явно не указана точка зрения автора, приведен один аргумент и пример

Максимальный балл

Обществознание является, по статистике, самым востребованным предметом на ЕГЭ на протяжении ряда лет и одним из самых сложных для сдачи экзамена. Сложность объясняется интегративным характером предмета: обществознание включает в себя восемь содержательных линий и объединяет шесть общественных дисциплин – философию, правоведение, экономику, социологию, культурологию, политологию.

Однако подготовиться к ЕГЭ вполне реально. Существует три способа подготовки: индивидуальные занятия с репетитором, занятия на подготовительных курсах, самостоятельная подготовка. Занятия на курсах и с преподавателем требуют определенных материальных затрат, к тому же не всегда возможны для ребят, проживающих в глубинке. Сегодня вполне реально подготовиться самому к ЕГЭ, потому что для этого имеется много ресурсов – учебные пособия, онлайн-курсы, различные компьютерные программы.

С чего же начать подготовку? Прежде всего нужно скачать программу по обществоведению на сайте Министерства образования (лучше не базового, а профильного уровня). Материал распределить по темам, и составить план занятий, распределив темы и отдельные вопросы по дням. Обязательно оставьте время для повторения изученного материала (примерно 10-20% от общего времени). Подготовка к экзамену должна быть системной, поэтому заниматься нужно каждый день (оставив воскресенье для отдыха) в течение 1,5 часов. При этом не забывайте чередовать работу и отдых – 45 минут работы, затем 10-минутный перерыв, и снова 45 минут посвятить изучению материала.

При подготовке к экзамену целесообразно использовать не только школьные учебники, но и другие учебные пособия. Сегодня предлагается огромное количество различных печатных материалов, однако они зачастую содержат устаревшие сведения, неточности и т.д., поэтому надо выбирать учебные пособия, рекомендованные Федеральным Институтом педагогических измерений или Министерством образования.

При работе над материалом обязательно делать записи в структурированном виде, составляя план темы, таблицы, схемы. При работе с теоретическим материалом важно акцентировать свое внимание на главных мыслях. Используйте разный цвет ручки при записывании материала, чтобы при повторении важные моменты бросались в глаза.

Особенно важно правильно работать с понятиями, записывая их в отдельную тетрадь, и периодически повторяя. Хорошим способом усвоения понятий является составление таблицы понятий, которая разрезается на части, как своеобразный пазл, и затем к определению понятия подбирается термин.

Можно составлять гнезда понятий, когда наряду с данным понятием включаются более широкие понятия, включающие в себя это понятие, и более частные понятия, входящие в него.

Поскольку основные сложности на экзамене вызывают задания третьей части, нужно постоянно тренировать свои навыки и умения для их успешного выполнения.

Для подготовки к выполнению задания С8 тренируйтесь составлять сложный план к каждой изучаемой теме. Он состоит как минимум из трех пунктов, два из которых имеют подпункты. Не забывайте, что формулировка пунктов плана должна максимально раскрывать тему.

Очень важно заранее тренировать свои навыки написания эссе (задание С9).

Помните, что хорошее эссе обязательно должно содержать суть проблемы, четкую формулировку вашей личной позиции по ней, подкрепленную аргументированными примерами (определениями, цитатами), и выводы. Очень важно научиться выявить из высказывания обществоведческую проблему и перевести ее в категорию понятий курса. Для этого нужно обращать внимание на категорию, к которой относится высказывание.

Постоянно выполняйте различные тесты для ознакомления с их структурой и конструкцией. При этом обязательно засекайте время для их выполнения, поскольку на ЕГЭ время ограничено. Правильность выполнения тестов групп А, В можно проверять на сайтах, задания группы С можно показать своему учителю. Обязательно выполните демонстрационные тесты на сайте ФИПИ не только за 2013 год, но и порешайте тесты за предыдущие годы. Там же ознакомьтесь с критериями оценивания того же эссе, что поможет лучше понять, что ожидают увидеть в нем эксперты.

Так как некоторые задания группы А и часть заданий группы С предполагают наличие широкого кругозора, регулярно следите за новостями с помощью газет, телевидения, интернета, чтобы быть в курсе текущих общественно-политических событий в стране.

Завершив изучение материала, используйте правило «трех карандашей»: выделите одним цветом хорошо усвоенный материал, вторым цветом – слабо усвоенный, третьим цветом – те вопросы, которые не знаете совсем или знаете очень плохо. После этого начните повторение именно с плохо усвоенных тем, затем – слабо усвоенных, и в конце повторите хорошо усвоенные темы. Это позволит вам ликвидировать пробелы в знаниях.

Последний день перед экзаменом следует посвятить общему повторению – просмотру планов тем, своих записей, и выполненных тестов.