Экономическая реформа гайдара цели содержание итоги. Начало экономической реформы

  • 13.03.2020

Страница 4 из 28


«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы

Главным идеологом нового правительственного курса и первым вице-премьером, а также министром экономики и финансов был Е. Гайдар, в июне 1992 г. Указом Президента Б. Ельцина на него возложили обязанности Председателя Правительства России. Наряду с Е. Гайдаром в разработке и осуществлении программы радикальных реформ, основанной на западной модели развития, активное участие принимали А. Шохин, назначенный вице-премьером по социальным вопросам, А. Чубайс – председатель Комитета по управлению государственным имуществом,
П. Авен – министр внешнеэкономических связей, В. Лопухин – министр топливной промышленности и энергетики, В. Машиц – председатель Комитета по экономическому сотрудничеству со странами СНГ и др. Особенность этого «правительства реформ» состояла в том, что почти никто из новых министров не имел практического опыта государственного управления и хозяйственного руководства. Новое правительство отдало приоритет задачам перехода экономики к рыночным методам хозяйствования. Его важнейшие мероприятия предусматривали либерализацию цен на основную часть товаров и услуг; либерализацию внешней торговли как одного из важнейших средств наполнения рынка товарами и продвижения к открытой экономике; финансовую стабилизацию – подавление инфляции, ужесточение кредитной, денежной и финансовой политики, укрепление курса национальной валюты; радикальные структурные реформы – приватизацию , форсирование банкротства нерентабельных производств и ряд других.

Либерализация цен – это частичная или полная отмена государственного регулирования цен; переход к формированию цен на свободном рынке. Либерализация внешней торговли – это снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами. Приватизация - передача в частную собственность государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций и др.) за плату или безвозмездно.

Эти преобразования, осуществляемые в народном хозяйстве правительством Е. Гайдара до декабря 1992 г., в научной и исторической литературе получили название «гайдаровские реформы».

С самого начала реформаторы отказались от разработки и проведения в жизнь т.н. «мягкой» концепции рыночных преобразований, в отличие от бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы и Китая они стали на путь, который предусматривал проведение жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики без осуществления контроля над ценами и доходами.

Реформы изначально носили конфликтный характер. Они были направлены на выход из социально-экономического кризиса страны, но путем быстрого и радикального изменения всей прежней системы хозяйствования.

Экономические реформы Е. Гайдара проводились при пустой казне, в условиях отсутствия минимального консенсуса в обществе относительно самих реформ и соответствующего «баланса» между законодательной и исполнительной властями. Это приводило к трениям и постоянным конфликтам, что тормозило последовательное осуществление намеченных мероприятий. Консенсус - метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствие принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.

Кроме того, допускались ошибки в проведении самой реформы, имели место недооценка объективных факторов экономического развития и преувеличение стихийных, рыночных механизмов регулирования экономики. В области экономической политики приоритет отдавался выбору общей стратегии проведения реформ в ущерб разработке тактики и выработке конкретных механизмов осуществления принимаемых решений.

Правительство, приступавшее к реформированию российской экономики, было уверено и в том, что цена реформ не станет слишком высокой, и россиянам «хуже и трудно» будет примерно полгода. «Нам будет трудно, - заявил Б. Ельцин 30 декабря 1991 г., - но этот период не будет длинным. Речь идет о 6-8 месяцах». Он обещал достижение стабилизации экономики и постепенное улучшение жизни людей к осени 1992 г.

В первоначальных мероприятиях правительства Е.Гайдара и выбранного им варианта реформ, имевшего тяжелые последствия для благосостояния населения, выделяют три этапа.

Первый этап, рассчитанный на один-полтора года – либерализационный. Он начинался в январе 1992 г., все решения, принятые в этот период по стабилизации экономики, можно отнести к решениям ортодоксального характера, поскольку государство устранялось от регулирования процесса производства и цен. На этом этапе предполагалось быстро осуществить либерализацию цен и внешнеэкономической деятельности, жесткую бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, а также приватизацию, способную обеспечить конкурентную среду на рынке и создать многомиллионный слой собственников.

Второй этап, охватывавший период в два года, - стабилизационный. Предполагалось, что на этом этапе прекратится спад производства, снизятся месячные темпы инфляции, стабилизируется курс национальной валюты, повысится социально-экономический уровень жизни населения.

Третий этап, рассчитанный до конца 1995 г., - инвестиционный. Он связывался с переходом к активной инвестиционной политике, достижением финансовой стабилизации.

В целях осуществления «шоковых» реформ правительство разрабатывало на основе соответствующих Указов Президента конкретные программы. Среди них: «Программа углубления реформ» (июль 1992 г.); «Трехлетний план реформ», составленный правительством в конце 1992 г. с таким расчетом, чтобы его можно было реально контролировать и ежегодно обновлять; программа «Развитие реформ и стабилизация российской экономики на 1993-1995 гг.» (август 1993 г.) и другие. Все они включали ряд мер в духе «шоковой терапии», ориентировали на создание рыночных механизмов, развитие конкуренции и предпринимательства.

Однако программы «шоковой терапии», включавшие в себя меры рыночного характера, в том виде, как они изначально намечались правительством Е. Гайдара, осуществлялись до декабря 1992 г. 12 декабря того же года Седьмой съезд Народных депутатов России отправил в отставку и.о. премьер-министра Е. Гайдара. Через два дня на его место был назначен В. Черномырдин, который уже 31 декабря подписал постановление правительства о государственном регулировании цен. Часть членов правительства В. Черномырдина стала демонстративно дистанцироваться от гайдаровского «трехлетнего плана реформ». Наступил временный откат в «гайдаровских реформах», хотя общее направление движения в сторону рынка было сохранено. Политика «шоковой терапии» не привела к ожидаемым результатам, а «цена» реформ для общества оказалась намного выше, чем рассчитывали реформаторы.

Таким образом, из вышеизложенного следует: во-первых, одним из важнейших условий становления новой экономической системы в России была политика «шоковой терапии»; во-вторых, правительство Е. Гайдара пошло на радикальный вариант экономических реформ, жесткую модель рыночных преобразований; в-третьих, основными направлениями «гайдаровских реформ» стали: либерализация цен , либерализация внешнеэкономической деятельности , приватизация, жесткая монетарная и финансовая политика.



Индекс материала
Курс: Начало радикальных реформ (1991-1993 гг.)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ политика
«Гайдаровские реформы»: стратегия и этапы
Либерализация цен
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Проведение приватизации
Аграрная реформа
Региональная экономическая политика
Социальная политика
Политический процесс

19 марта экономисту Егору Гайдару, одному из главных идеологов и руководителей экономических реформ в России в начале 1990-х годов, исполнилось бы 60 лет.

Опросы общественного мнения с завидным постоянством помещают политика в разряд главных народных антигероев, хотя с годами градус этой нелюбви и слабеет, сообщает т

Если в 2002 году, согласно статистике ВЦИОМ, 55% россиян считали реформы Гайдара разрушительными, то в 2010 году аналогичный эпитет к ним применяли 23% (правда, еще 15% считали, что в них не было вообще никакой необходимости).

Одновременно увеличилось число тех, кто полностью одобряет действия правительства Ельцина-Гайдара: с 2% в 2002 году до 7% в 2010-м. Цифры по-прежнему балансируют на грани статистической погрешности.

Но зато, по-видимому, к этой категории населения относятся верховные руководители России. Так, нынешний президент Владимир Путин после смерти Гайдара назвал его "настоящим гражданином", "патриотом", "сильным духом человеком", который, возглавив процесс преобразований, "проявил лучшие профессиональные и личные качества".

Русская служба Би-би-си решила суммировать некоторые распространенные высказывания о заслугах политика, сопроводив их по возможности немногословными аргументами и контраргументами. Тезисы к спорам, которые неизбежно будут разворачиваться вокруг имени Егора Гайдара еще долго.

Гайдар развалил экономику, страна была ввергнута в пучину бедствий

Трансформационный спад, произошедший в России в пореформенные годы, действительно был огромен и, по некоторым оценкам, беспрецедентен для государства в отсутствие войн, эпидемий и стихийных бедствий:

Теневая экономика выросла с 10-15% ВВП при Брежневе (по самым щедрым оценкам) до 50% ВВП в середине 1990-х
Усилилось неравенство доходов: так называемый коэффициент Джини увеличился с 26% в 1986 году до 40% в 2000 году
В первые годы после распада СССР произошло удвоение преступности
Смертность в 1990-1994 годах выросла на 60%
Доля расходов на НИОКРы упала с 3,5% ВВП до примерно 1%
Агрегированный индекс промышленного производства России лишь в 2008 году достиг уровня начала 1990-х годов

("Экономика России. Оксфордский сборник"; другие источники).

Однако слишком некорректно было бы приписывать все последствия данного трансформационного спада политике Егора Гайдара:

Во-первых, он пришел в правительство лишь в ноябре 1991 года, когда процесс трансформации в стране уже шел полным ходом
Во-вторых, сложно обвинить Егора Гайдара в формировании структурных перекосов в советской экономике: в частности, в накоплении гигантского "денежного навеса" (не обеспеченных товарами денег), который вынудил еще советское правительство под председательством Валентина Павлованачать денежную реформу
В-третьих, вряд ли Гайдар виноват в том, что цены на главный советский экспортный ресурс - нефть - падали с 1980 года, формируя бюджетный дефицит: сначала в связи с перепроизводством ресурса, а в 1991 году - в связи с окончанием "Войны в заливе"

Гайдар спас страну от массового голода

Эта точка зрения настолько же популярна среди соратников Егора Гайдара, насколько непопулярна среди его оппонентов.

В книге "Развилки новейшей истории России" сам Гайдар писал о ситуации, сложившейся к моменту его прихода в правительство, так: "Страна по-прежнему была банкротом, валютные резервы оказывались близки к нулю. Запасов зерна по оптимистичным прогнозам хватало примерно до февраля-марта 1992 года…"

"Выбор варианта ускоренной либерализации цен и форсированного снятия ограничений на торговлю предотвратил катастрофический сценарий на продовольственном рынке страны весной 1992 года", - отмечал он.

Противники данной точки зрения утверждают, что никакой продовольственной катастрофы не было:

Во-первых, СССР располагал стратегическими запасами зерна, который экономист Андрей Илларионов оценивает в 48 млн тонн, чего было достаточно, чтобы кормить народ в течение года в отсутствие нового урожая
Во-вторых, даже умиравшая система продовольственного распределения,по словам политика Григория Явлинского, "не вызывала опасений, что все вот-вот погибнет", потому что на смену постепенно приходила новая система: да, "она была хаотическая, странная, извращенная, теневая", но вполне работоспособная
В-третьих, Гайдар, говоря об истощении зерновых запасов к марту 1992 года, везде ссылается на документ, в котором указывается на соответствующую опасность в марте 1991 года - то есть на год раньше описываемой потенциальной катастрофы

Политика гайдаровского правительства привела к тому, что сбережения россиян обесценились

"…По сегодняшнему самоуверенно ухмыльному лицу политика не видно смущения: как, разорением сберегательных вкладов, он сбросил в нищету десятки миллионов своих соотечественников (уничтожив основу того самого "среднего класса", который и клялся создать)", - писал в 1998 году о Егоре Гайдаре Александр Солженицын, довольно исчерпывающе отображая мнение большинства россиян о достижениях гайдаровских реформ.

Данное мнение опровергается рядом исследователей на следующих основаниях:

Первые шаги к заморозке вкладов населения в Сберегательном банке сделало советское правительство в рамках денежной реформы премьер-министра Валентина Павлова 22 января 1991 года, согласно которой гражданам СССР было запрещено снимать больше 500 рублей на человека в месяц
Да, через несколько месяцев запрет сняли, но одновременно в апреле подняли официальные цены на 65-70%. До инфляции следующего года, составившей 2508,8%, было еще далеко, но покупательная способность денег начала стремительно снижаться
Никаких денег фактически в Сберегательном банке и не было, потому что все 369 млрд рублей, накопленных советскими гражданами, в 1990 году правительство Николая Рыжкова изъяло на финансирование бюджетного дефицита.

Есть и контраргументы:

  • Деньги советские власти изъяли, но лишь в качестве заемных средств, которые должны были вернуть. Проблема в том, что годовая ставка по этим кредитным ресурсам была на уровне 5% (столько правительство платило Сбербанку за пользование деньгами), и ни правительство Павлова, ни новые российские власти, включая команду Гайдара, не пошли на радикальное повышение ставки
  • В итоге реальная ставка по сбережениям населения составила, по некоторым подсчетам, в 1991 году минус 60,8%, в 1992 году - минус 94,4%. Таким образом, в 1991 году сбережения граждан обесценились почти на 61%, а в следующем году оставшаяся сумма девальвировалась еще на 94,4%

Нельзя было просто взять и отпустить цены, как это сделал Гайдар

2 января 1992 года правительство Ельцина-Гайдара освободило от регулирования цены, которые до этого на протяжении десятилетий советской власти устанавливались государством. Этот процесс получил название либерализации цен.

До сих пор в российском общественном и академическом дискурсах не сформировалось единого подхода к этой реформе.

  • Удалось ликвидировать товарный дефицит
  • Страна была спасена от неминуемого голода ("Всякий, кто помнит абсолютную пустоту прилавков осенью 1991 года и реальную угрозу голода в крупных городах, понимает, почему либерализация цен тогда принималась без особый дискуссий", - писал один из соратников Егора Гайдара, ныне ректор Академии госслужбы при президенте Владимир Мау)
  • Была обеспечена внутренняя конвертируемость рубля (то есть предотвратили переход к бартеру, когда деньги ничего не стоят и людям проще обмениваться товарами)

Противники реформы в таком виде указывают на следующие обстоятельства:

  • Огромный накопленный "денежный навес", то есть необеспеченность денег товарами, при одномоментной либерализации должен был привести к росту инфляции - так и случилось
  • Нельзя было отпускать цены в ситуации, когда вся экономика страны государственная, в результате чего огромные монополии начинают диктовать цены (происходит либерализация не цен, а монополий)
  • В отсутствие сдерживающих механизмов либерализация цен привела "не к созданию механизмов рыночной конкуренции, а к установлению контроля над рынком организованных преступных групп, извлекающих сверхдоходы путем взвинчивания цен", - писал экономист Сергей Глазьев

Правительство Гайдара заложило основы будущего экономического роста в России

Дать исчерпывающие, более точные оценки наследию Егора Гайдара - задача будущих времен. Пока же, не впадая ни в одну из крайностей, можно констатировать лишь то, что он действительно заложил основы финансовой и экономической конструкции современной России, какой бы эта конструкция ни была.

  • Помимо либерализации цен, создания финансового рынка, приватизации, Гайдар участвовал также в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде России
  • Многие соратники и просто сторонники Гайдара занимают ключевые позиции в государственной и академической иерархиях (глава минэка Алексей Улюкаев, ректор РАНХиГС Владимир Мау)
  • Рост цен на энергоресурсы времен Владимира Путина наложился на уже созданные к тому времени и функционирующие экономические институты

Вместе с тем, именно в 90-х годах, по мнению некоторых экономистов, структура российской экономики окончательно пришла к ресурсному типу.

Пореформенные годы стали "периодом быстрой деиндустриализации российской экономики и перевода ее на ресурсные рельсы, а рост мировых цен на топливо с 1999 года, по-видимому, усилил эту тенденцию", - писал главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Владимир Попов.

В 2004 году Михаил Ходорковский в статье "Кризис либерализма в России" пришел к такому же выводу: именно тогда Россия прочно села на сырьевую иглу (впрочем, речь шла не конкретно о Гайдаре, а вообще о либеральном правлении).

Промежуточный итог

Подытожить эти тезисные заметки к спорам о Егоре Гайдаре можно словами французского философа-моралиста Ларошфуко, который еще в XVII веке сказал: "Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией".

До тех пор, пока живы и "кровоточат" в сознании большинства населения России 1990-е годы, никакие сухие академические дискуссии о наследии Гайдара не пересилят этого мощного эмоционального поля. Да и академические дискуссии, как частично показывают вышеприведенные дискуссии, пока, кажется, не до конца очистились от эмоций.

Экономические реформы Е. Гайдара. Итоги и последствия

На 5 съезде Ельцин заявил, что настал момент реформирования экономики. После дискуссий датой было назначено 2 января 1992 года. На этом же съезде Ельцин добился для себя дополнительных полномочий, дающих ему право по собственной воле менять структуру высших исполнительных органов власти и лично определять персональный состав правительства.

Вице-премьером Ельцин назначил Егора Гайдара. Его он не знал, но его навязывали США. Обещали десятки миллионов долларов за это.

сторонником монетаристской модели экономики, которая привела экономику к глобальному кризису. Не соответствовала базовым основам выходящей их социализма экономике СССР

эта теория предусматривала приватизацию государственного сектора экономики в капиталистической частной собственности.

Он проигнорировал особенности советской экономики и соц.отношений в стране. Приступил к началу эксперимента над ними. Поставил задачу ввести в стране шоковую терапию. И через всеобщую тотальную приватизацию и конкуренцию превратить ее в абсолютно рыночную.

Реформа Гайдара не учла и того, что преобладающая часть советской экономики относилась к ВПК, для которого рынок – это государство. Поэтому рыночной эта часть экономики никогда не станет. Именно на это и делали ставку США.

Враждебная позиция Гайдара предопределила его отношение к судьбе СССР. Гайдар не просто сопровождал Ельцина в Беловежской пуще. Он работал над всеми документами Беловежья по расчленению СССР. После ликвидации СССР Гайдар с аналогичным рвением приступил к решению задач атлантистов по превращению России в сырьевой придаток через реализацию своих экономических реформ.

Ускоренная приватизация предприятий

Введение права частной собственности на землю путем ее купли-продажи

Введение частных коммерческих банков

Либерализация цен на все товары и услуги, то есть, освобождение цен из-под контроля государства.

Краеугольным камнем реформ Гайдар провозгласил освобождение цен. Утверждал, что это будет способствовать развитию конкуренции и рынка. А рыночные механизмы якобы сами отрегулируют цены на товары без регулирующей функции государства.

По плану Гайдара, соцопорой его реформ должен был стать средний класс так называемый. Поскольку такого класса в СССР не было, Гайдар поставил задачу создать такой класс путем тотальной приватизации предприятий и превращения всех граждан в собственников.

Для подавления реакции негативной и продолжения реформ в США была разработана система массированного воздействия со стороны СМИ.

Вторая причина состоит в целенаправленном навязывании народу ложного представления о сущности либерализма. Реформы были объявлены либеральными. Идеология, которая предлагалась советскому народу как либеральная, таковой не являлась. Представляла собой предельно извращенную и упрощенную идеологию консерватизма. Почему? Принципиальное различие между либерализмом и консерватизмом в том, что либеральная идеология базируется на общественной, коллективной собственности на средства производства. Частная ликвидируется. Ей должна соответствовать такая форма государственного правления (образ правления), где ведущим элементом выступает демократия. Напротив, консервативная идеология базируется на частной собственности, и ей соответствует аристократическая форма правления.

2 января 1992 Гайдар нажал на спусковой затвор своих реформ и объявил о либерализации цен. Через год цены в стране выросли в 36 раз. Это привело к обнищанию страны и обогащению 3-5% населения, поскольку у государства была изъята регулирующая функция.

Последствия земельной реформы были еще катастрофичнее. С 1992 по 1994 года проводилась. Ставка на индивидуальные фермерские хозяйства и полной ликвидации колхозной собственности. Вместо земли и инвентаря колхозники получили бумагу «пай», дающую право собственности на часть колхозной земли, но местонахождение этого пая не было обозначено ни в самой бумаге, ни на картах-схемах колхозных полей.

Миллионы крестьян остались без земли, а десятки миллионов пахотных земель и с/х угодий заброшенными, быстро зарастали бурьяном. Громадные животноводческие комплексы превращались в руины заброшенных зданий.

В России только 1/5 земли относится к эффективным территориям. Поэтому крестьяне изначально в условиях неэффективности территорий объединялись в сельские общины, а в советское время в коллективные хозяйства.

Это позволяло эффективно использовать неэффективные территории. Столыпинская аграрная реформа тоже поэтому провалилась.

Но радикальные псевдо либеральные реформы не только в производственной сфере были. Наука. Закрывались научные заведения. Маленькие центры существуют только номинально.

Начался огромный отток ученых в коммерческие структуры и за рубеж. Почти сразу же с объявлением реформ вышел указ Ельцина о свободной торговле. Принуждал всех, оставшихся без работы, уходить в примитивную спекулятивно-торгово-посредническую деятельность. Безработица в России появилась, о ней только из Западных СМИ узнавал советский народ.

Получив ваучер, каждый гражданин получал долю госсобственности. Одновременно были созданы чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которых 646 в тот период было. Приватизация определяла механизмы реализации бумаг (ваучеров). Три варианта реализации предлагалось.

Купить акции предприятия, на котором работаешь

Приобрести акции ЧИФа

Продать ваучер.

После 1 года выяснилось, что ваучеризация – афера с целью изъять у населения долю собственности, которую им вручили.

Иностранные компании стали скупать предприятия ведущих отраслей экономики страны. Россия фактически потеряла контроль над цветной металлургией, так как более 90% акций попали в руки западных компаний. Особенно угрожающей для государственной безопасности явилась скупка акций оборонного комплекса.

В июне 94 года Госком имущества России заявил, что чековая приватизация завершилась, что приватизировано 70% предприятий. Ни слова о катастрофических последствиях реформ Гайдара.

Россия подошла к критической точке невозврата по всем критериям развития и функционирования государства.

В 2005 году, в канун 10-летия перестройки, Горбачев-фонд презентовал свой аналитический доклад. В нем все итоги перестройки прямо были оценены как социальное, социо-культурная и антрополгическая деградация России последних 15 лет. Подчеркивалось, что вожди перестройки продолжают работать по чужому сценарию и вся их деятельность четко вписывается в планы Гарвардского проекта.

Россия умирает как геополитическое пространство. Сократился естественный прирост населения. Реформы армии привели к ее разгрому без ведения боевых действий. Реформа села – к ее разрухе. Реформа промышленности – к его развалу. Реформы образования – к деградации. Реформы в социальной сфере – к обнищанию. Реформы здравоохранение – к недоступности абсолютного большинства людей к лечению и лекарствам.

Война цивилизаций. Противник воспринимается как чужак. В этой войне участвуют не отдельные народы, а суперэтносы, каждый из которых самореализовался и создал свою культуру и свою цивилизацию.

Все эти качества придают русскому народу величайшую силу духа и создают основу для реализации отпущенной ему миссии. Сущность ее – спасение и духовное примирение всего человечества.

Распад Советского Союза

Механизм расчленения СССР был запущен еще на 19 партийной конференции, состоявшейся в июне 1988 года. На 19 партийной конференции центральная власть во главе с Горбачевым фактически спровоцировала борьбу национал-сепаратистов в союзных и автономных республиках за предоставление им суверенитета. Пошла по пути превращения административных границ в границы государственные. То есть, по пути децентрализации страны.

Яковлев. Начав с того, что сразу по окончании конференции, он направился в Латвию и Литву, где предложил руководству союзных республик идею создания массовых народных фронтов в поддержку перестройки.

В резульате во всех прибалтийских республиках, на Украине, в Белоруссии были созданы народные фронты, принявшие программы борьбы за полный суверенитет республик.

Процесс суверенизации охватил закавказские и среднеазиатские республики. Вспышки национал-сепаратизма сопровождались убийствами, погромами, другими актами насилия в отношение других национальностей, прежде всего русских. Особо кровавый характер имела вспышка на Горном Карабахе.

То, что повлияло на всю последующую историю СССР – съезд первый совета народных депутатов РСФСР (не СССР!). На нем Ельцин был избран председателем верховного совета РСФСР.

По предложению Ельцина, на этом съезде 12 июня 1990 года была принята декларация о государственной независимости РСФСР. Помимо этого самоубийственного для СССР акта Ельцин предложил принять новый союзный договор.По договору на месте СССР следовало создать ССГ (союз суверенных государств), сочетающего в себе элементы конфедерации и федерации. Это было невозможно и юридически абсурдно.

Но механизм расчленения СССР Горбачевым и Ельциным был уже запущен и многократно усилен после принятия декларации о государственном суверенитете РСФСР. Привел к параду суверенитетов. Вслед за РСФСР декларации о суверенитети прияли Молдавия, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан.

Ельцин пошел на открытую государственную измену и предательство советского народа. Он начал развивать идею создания единого фронта прибалтийских республик и народного фронта РСФСР против союзного центра, называя его антироссийский империалистическим образованием.

За парадом суверенитетов советских республик начался парад суверенитета маленьких ничтожных карликовых национальных образований. В Молдавии появилась самопровозглашенная Гагаузская республика. В Грузии сразу два автономных образования – Абхазия и Южная Осетия.

Декабрь 90 года 4 съезд советов народных депутатов. Решение провести референдум по вопросу сохранение СССР. Это означало, что нужно ответить на один вопрос – быть или не быть целостному советскому союзу.

17 марта 1991 года в СССР состоялся референдум. 80% населения СССР приняло участие в голосовании (без Грузии, Прибалтики). Из них 76,4% высказались за сохранение СССР. Однако итоги референдума и Ельциным и Горбачевым были полностью проигнорированы.

Суверенитетом ни одна республика не обладала, но им были делегированы некоторые полномочия. Окончательное подписание нового союзного договора назначено на 20 августа 1991 года. Разработан план удаления из высших госорганов власти СССР тех, кто препятствовал развалу СССР. Горбачев совместно с Ельциным разработал сценарий отъезда Горбачева на отдых в Крым (Форос). Но 18 августа 91 года в Форос в это же время будущие ГКЧПисты отправили свою делегацию, которая представила Горбачеву состав будущего ГКЧП и предложила подписать указ о введении в стране ЧП.

За день до подписания договора в стране ввели ЧП, чтобы страна не сползла в хаос и анархию, исходя из референдума 17 марта 91 года. ГКЧП прияло постановление, в котором объявило о прекращении деятельности всех партий

Исполняющий обязанности президента объявил обязанности Ельцину не имеющими юридической силы, в Москву по решению ГКЧП введены войска и болевая техника. Несколько тысяч москвичей, главным образом молодежи, возбужденные призывами Ельцина, попытались задержать колонну боевых машин по направлению к Смольному. Трое погибли, их объявили героями (они не были героями).

Ельцин подписал указ о приостановке деятельности КПСС. Августовские события явились последним сигналом к расчленению СССР. Республики провозглашали свою государственную независимость.

Что касается экономического союза, то 18 октября этот экономический союз подписали всего 8 республик из 15. Украина, Грузия, Молдавия, Азербайджан отказались.

3 декабря 91 года состоялся верховный совет СССР. Одобрили проект нового союзного договора. Горбачев обратился, еще оставаясь президетом, в верховные советы бывших советских республик, с просьбой поддержать новый договор.

в глубочайшей тайне от всего советского народа и руководителей бывших союзных республик, Ельцин, президент РСФСР, Кравчук и президент Белоруссии собрались в Беловежской Пуще подписали соглашение. «Советский союз как субъект международного права и как геополитическая реальность прекращает свое существование». Договор 1922 года об образовании СССР денонсируется. На месте СССР заговорщики решили создать СНГ – содружество независимых государств.

Вынесенный Ельциным приговор советскому союзу и народу являлся невиданным в мировой истории актом предательства, государственной изменой и безумием, поскольку разрушить добровольно в мирных условиях огромную сверхдержаву, тысячелетиями создававшуюся долгое время усилиями миллионов, мог только человек безумный.

21 декабря 91 года в Алма-Ате главы 11 бывших союзных республик подписали декларацию в поддержку соглашения Беловежской Пущи.

Этапа.

С ноября 1918 по весну 1919 года – второй этап.

Отличительная особенность гражданской войны в России в том, что она началась одновременно с военной интервенцией стран Антанты в Россию, а также США и Японии.

Организуя военную интервенцию в Россию, Антанта в качестве главной задачи поставила расчленить и предельно ослабить Россию как своего будущего конкурента в послевоенном мире (заканчивалась первая мировая). Отсюда, с одной стороны, их сговор с большевиками и позорный Бретский мир, подписанный 3 марта 1918 года. С другой, поддержка белогвардейских армий. В Вооруженное выступление корпуса началось в мае. Поддержано всеми большевистскими силами и верховным советом Антанты. Он использовал большевиков в целях расчленения России преследовал и другую задачу: предотвратить расползание социалистической революции по всему миру. В то же время во многих губрениях против советской власти, объединившись в партизанские отряды против советской власти подняли восстание крестьяне.

Опираясь на эти силы, кадеты и эсеры в 1918 году образовали в России целый ряд новых правительств. Так, в Томске было образовано временное сибирское правительстве. Западносибирский комиссариат в Новониколаевске (Новосибирске).

Все вновь созданные правительства разработали свои программы переустройства страны. Но их основные программные требования сводились к следующему:

1. Созыв учредительного собрания

2. Восстановление политических прав всех граждан России

3. Денационализация промышленных предприятий, национализируемых большевиками в период реализации политики военного коммунизма

4. Отказ от жесткой регламентации деятельности крестьян

5. Свобода торговли

России являлось не просто политической контрреволюцией. Это была нравственно-психологическая акция защиты поруганной национальной чести страны, движение против предательства родины, протест против большевистской вражды к духу и религии. В Белое движение уже в 18 году ушло все честное офицерство России, значительная часть крестьянства, почти все казаки и дворянство.

Начало этому движению положил генерал Корнилов. После его гибели в апреле 18 года добровольческую армию возглавил Антон Иванович Деникин. К исходу лета 1918 положение власти стало критическим, т.к. ¾ территории всей российской империи оказалось под контролем различных антибольшевистских сил. Часть была оккупирована австро-венгерскими войсками.

Мобилизуя все свои силы и средства, в т.ч. и масонские связи, по решению ВЦИК создан Реввоенсовет республики во главе с Троцким, который начал осуществлять предельно жестокое руководство Красной Армией и флотом.

Латышские стрелки – одна из самых жестоких команд в структуре Красной армии. Являлись исключительно наемными. Ленин доверял свою охрану только им

совет «рабочей и крестьянской обороны» под руководством Ленина, сосредоточившего всю полноту власти в советской республики

в июне 1918 года в стране была объявлена всеобщая мобилизация в Красную армию, а спецы были необходимы в руководство. Без специалистов немыслимо было создание регулярной армии советской республики.

В рядах белой армии было до 100 тысяч спецов. В Красной армии был введен институт военных комиссаров, без подписи которых ни один приказ командиров не имел силы.

Генерал Алексеев, Брусилов и другие изменили присяге царя и перешли на службу в Красную армию добровольно. Из 75 тысяч почти бывшего царского корпуса почти все перешли добровольно5 сентября 1918 Ленин подписал декрет о красном терроре, по которому большевики получили возможность не только расстреливать на месте без суда и следствия, но и преследовать своих политических противников и в массовом порядке стали брать заложников.

Кроме того, в том же 1918 по инициативе Ленина и Троцкого началось сети создания концлагерей (первые были созданы все-таки в России). Перевод на военное положение всех фабрик, заводов, транспорта

На оборону республики была поставлена политика военного коммунизма большевиков. Главная задача состояла в сосредоточении всех трудовых и материальных ресурсов в руках советского государства. В этих целях осуществили следующие меры:

1. Перевод на военное положение всех фабрик, заводов, транспорта

2. Сверхцентрализация управления промышленностью через ВСНХ.

3. Введение жесточайшей продовольственной диктатуры и полное запрещение свободы торговли

4. Натурализация хозяйственных отношений, по которым рабочим и служащим зарплату выдавали продовольственными и промышленными пайками исключительно

5. Бесплатное пользование жильем, транспортом, всеми коммунальными услугами

6. Введение всеобщей трудовой повинности и создание трудовых армий, куда в принудительном порядке направлялись воинские части и мирное гражданское население для срочной заготовки дров (транспорт решал все в годы войны).

Но наряду с военными, политическими и экономическими мерами огромное значение большевики придавали идеологии (агитпропу). Агитация и пропаганда. Действия агитпропа преследовало решение сразу двух задач: интернациональная.

Вся совокупность мероприятий советсткой власти с начала гражданской войны позволила уже осенью перейти в контрнаступление, завхатить Самару, Симбирск. Прорвались к Уралу.

В ноябре 1918 начался второй этап. Воспользовавшись этим, и под напором военных спецов 13 ноября 1918 советская республика аннулировала Бретский мир. В ноябре 1918 в Батуми, Новороссийске, Одессе, Севастополе были всажены войска англо-французские и эскадра. Зная, что правящие круги стран Антанты враждебно относятся к идее белых, руководство белой армии перегруппировало свои силы и сделало ставку на адмирала Колчака.

Главным фронтом становится Московский фронт. Там действовала армия генерала Колчака. Хотели прорваться к вятке для соединения сил с армией Юденича.

Окрепшие войска Красной армии перешли в решительно контрнаступление на восточном фронте и сумели отбить наступление Колчака весной 1919 года. Интервенты стали показать Россию.

В отечественной литературе существует две противоположные версии относительно причин ухода интервентов из России:

Солдаты Антанты были распропагандированы большевиками и отказались от борьбы с боьлшевиками. Самая распространенная версия.

Наиболее вероятная: уход был продиктован желанием правящих круг стран Антанты облегчить борьбу большевиков с белыми армиями, снабжая при этом и ту, и другую сторону.

Весной 1919 года после первого разгрома Колчака начался следующий, самый тяжелый этап.

Совет Антанты разработал новый план, интервенция осуществлялась в комбинированных военных действиях русских большевистских сил споряженных с русскими границами государств. Ведущая роль в новом походе против советской России отводилась белым армиям.

Антанта оказала помощь странам Прибалтики и белым армиям одновременно. Помощь шла той стороне, которая проигрывала.

В это время более успешно действовала армия Колчака. Весной 1919 года развернула новое наступление на востоке. Колчак в самом начале войны бежал в Америку и там обучал их войска. Это рассматривается как предательство с его стороны.

29 апреля 1920 года его войска вторглись на советсткую территорию в пределы советской Украины и завхатили Киев. На средства Франции вооружались.

Во главе Красной армии стоял генерал Егоров (талантливый) и Тухачевский (бездарный). Вскоре потерпели сокрушительное поражение. В марте 21 года между Россией и Польшей был подписан мирный договор, по которому Польше отходила вся западная Украина и вся западная Белоруссия.

В начале ноября 1920 года Крым был взят Красными. На территории Крыма началось пиршество красного террора.

Остался только один район, не оккупированный интервентами. Это дальний Восток. С 1919 года находился в руках Японии

Япония поддерживала белую армии. Красная армия заняла Дальний Восток, очистила его от японских оккупантов, белогвардейцы ушли. ДВР была тут же ликвидирована. Это было буферное государство.

Гражданская война в России закончилась полной победой большевиков и повсеместным установлением советсткой власти. В общей сложности погибло более 8 миллионов человек, сюда же входит число погибших от красного террора и голода. 2,8 млн покинули Россию, эмигрировав за рубеж.

Громадными оказались экономические, материальные потери.

В целом, если характеризовать состояние народов России после окончания войны, оно оказалось в значительной степени деформированным и опасно деморализованным. Конец типичный для всех гражданских войн во всех странах мира.

Другие реформы А2.

60-70 годы реформа местного самоуправления, просвещения, финансов, военного дела, печати. В целом это время вошло в историю под именем «великие реформы А2, кардинально изменившие облик российской империи».

Первой из них была земская реформа 1 января 1864 года. Вводились выборные органы местного самоуправления, то есть земства. Избирались всеми сословиями на три года. Выборы по куриям проводились (орган муниципального управления в провинциальных городах). 1 – уездные землевладельцы. 2 – городские избиратели. 3 – депутаты земских общин. Председатели земских собраний – предводитель дворянства. Вопросы местного хозяйственно-культурного значения. Для обслуживания населения земства нанимали всех (врачи, учителя). Их содержание на плечи населения ложилось.

С лета 1870 года началась городская реформа А2 . Проводилась на тех же принципах, преследовала те же цели, что и земская реформа (введение самоуправления в городах). Городская дума в городе – орган самоуправления, 4 года срок. Распорядительная дума и городская управа. Во главе городской думы был голова. Гласные – депутаты. От 100 до 250 человек. Не получали ничего. Право избирать и быть избранными имели только те горожане, которые обладали имущественным цензом. Равно как и в земстве, компетенция гос. самоуправления не имела гос полномочий, интересы местные.

Судебная реформа . Вводился новый судебный устав, суд становился всесословным и гласным. Присяжные заседатели, адвокатура, нотариат, мировой суд вводился. осуществление правосудия только судом; независимость судов и судей; отделение судебной власти от обвинительной (ст. 3 Устава уголовного судопроизводства); несменяемость судей; бессословность суда (равенство всех перед судом); гласность судопроизводства; состязательность; самостоятельность судей; устность судопроизводства.

В середине 60х реформа в области образования и просвещения. Наиболее кардинальные изменения произошли в высшей школе. 1863 принят новый университетский устав, по которому университетам предоставлялась широкая автономия. Совет университета получил право решать самостоятельно учебные, внутренние вопросы. Выборы ректора, проректора, декана, присуждение степеней и т.д. Университет получил право свободно выписывать из-за рубежа книги и журналы без проверки на таможне. Единственным ограничением было запрещение создавать свои собственные организации студентам.

Все студенты по уставу делились на своекаштные и казеннокаштные, жившие при университете и на его содержании. К – полностью гос.обеспечение. Новым явлением высшей школы стало открытие в России помимо университетов других высших учебных заведений (высшие женские курсы). Бестужев-Рюмин открыл Бестужевские курсы в Петербурге, учились одни женщины.

64 устав гимназии и прогимназии (средняя школа). Все делились на 2 категории: классически и реальные гимназии. Классические – гуманитарное образование. Реальные – математические науки и естественные. Учреждены прогимназии с 4 классами обучения, по окончанию в 5 класс гимназии поступали.

Самая радикальная реформа в области печати . 65 год приняты временные правила о печати. Отменялась цензура для оригинальных сочинений объемом до 10 печатных листов, переводимая литра до 20 листов. Освобождались центральные периодические издания от цензуры.

За нарушение правил издание могло прекратиться. Это был величайший подарок революционерам.

60-70е – серия военных реформ. С 1861 (назначение Милютина генералом) до 74 года. Все кадетские корпуса преобразовывались в военные училища и гимназии, юнкерские.

1874 А2 утвердил новый устав о воинской повинности. Согласно ему, все воинские силы России делились на 4 разряда. 1 – регулярная армия и флот. 2 – иррегулярные войска (казачество). 3 – запасные войска. 4 – ополчение.

Вводилась новая система комплектования армии. Старая рекрутская повинность была отменена. Вместо нее вводилась система всеобщей воинской повинности. Срок определялся – 15 лет. Для сухопутных войск 6 лет на деле было, флот – 7 лет, уходили в запас потом. По реформе устанавливалась широкая система льгот, освобождающих от воинской повинности.

Все, находящиеся на военной службы, не имеющие образования, обязательно обучались грамоте. Для тех, кто имел образование, срок службы сокращался на 2-3 года. Перевооружение началось. Гладкострельное заменилось нарезным. Система бердана или винтовка бердана (разг. берданка). Началось строительство парового флота.

В целом реформа сыграла огромную роль в повышении боеспособности армии и флота. Но далеко не все реформы имели положительный результат.

Печать, образование, местное самоуправление - угроза государственному строю России и его будущему.

Являясь центром просвещения, университет служил оплотом против либеральных увлечений российской интеллигенции. Только университет мог дать мощный отпор тому нравственному безначалию, которым была охвачена русская общественная мысль 2 половины 19 века. Требовалась только незначительная коррекция устава университета. По уставу 63 года универ получил право выписывать книги без проверки на таможне. Приток либеральной литературы запада. Временные правила о печати действовали.

Свобода печати, прежде всего периодической, имеющей главным образом политическое значение, необходима толька там, где уже есть политическая жизнь. В тот период в России не было политической жизни, партий, парламентов. Свобода печати приводит в таких условиях к интеллектуальному разложению общества.

Поэтому ПП в россии после реформы 1865 года превратилась в элемент не скрепляющий, а разлагающий основы российского общества. Принесла не свет, а помрачение разума. Породила Белинских, Писаревых, Чернышевских…

В результате реформы местного самоуправления в России появилось самоуправство. Боясь подавить чьи-либо права, государство отступалось. Органы самоуправления превратились в государство в государстве.

Требовали все больше новых прав и уступок, но не допускали вмешательства в свои дела, отмежевавшиеся от государственных интересов. Не допускались элементы надзора за университетским управлением или земствами.

В стране наступило пагубное многовластие. Либеральные реформы А2 привели к расшатыванию базовых основ российского государства.

Столь же пагубно реформы сказались на соц-эконом развитии страны. Отказ от политики протекционизма привел к подчинению экономического курса Росси финансовым интересам европейских держав. Страна беднела с каждым годом. Бюджет постоянно становился дефицитным. 1 марта 81 год Александр 2 был убит террористами из Народной воли.

17. СЛАВЯНОФИЛЫ/ЗАПАДНИКИ

Критерий Славянофилы Западники
Представители А. С Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин П.Я. Чаадаев, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, К.Д Кавелин
Отношение к самодержавию Монархия+совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод
Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху
Отношение к Петру I Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил старину и вывел ее на международный уровень
По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития
Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений

Особенность: глубокий и самобытный характер. В этот период своей истории она задумалась над вопросами, что есть Россия и русский народ. Может ли Россия пойти своим особым путем развития. Какова роль творца в ее истории. На рубеже 20х-30х годов эти вопросы поставлены в творчестве Петра Чаадаева впервые, офицер гусарского полка в отставке. Мировоззрение сформировалось под влиянием поражения восстания декабристов.

Погрузился в депрессию, католицизм. В начале годов пишет цикл «философских писем», объявлен сумасшедшим.Запрещено писать. Однако нарушение запрета. Пишет «Апология сумасшедшего». Бросил русской истории и русскому народу в письмах и апологии.

Основные положения продиктованы переходом во враждебный католицизм. По Бердяеву, он был им пьянен и потрясен (католицизмом). Отсюда разочарование и восстание против русской истории. Выносит полный ненависти и вражды приговор.

«Нет внутреннего развития и естественного прогресса. Каждая новая идея бесследно вытесняет старые. Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют для того, чтобы дать миру какой-нибудь урок. Мы составляем пробел в нравственном миропорядке. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам.»

Начав обвинительный вердикт России, Чаадаев заканчивает его в апологии. Исходил из ложного посыла о том, что силы русского народа не были актуализированы в его истории. Это может стать залогом возможности великого будущего. Потребовал самоотрицания от русского народа.

В заключительной части апологии высказал свой взгляд на будущее призвание России. Видел его в решении трех задач.

1. Решение большей части проблем социального порядка.

2. Ответы на вопросы, которые занимают человечество.

3. Завершение развития идей, возникающих в старых обществах. По сути это была идея мессианского предназначения России. При этом сохранил неприязнь к православию, к неоформленности духа русского народа, свои ожидания царства божия на земле связывал с католицизмом.

Его идеи имели свои далеко идущие последствия. Стали ведущей темой для большинства русских религиозных философов 19 века второй его половины. С той лишь разницы, что разделяя в целом идею о мессианском предназначении, они приходят к выводу необходимости преодоления православия и католицизма, созданию единой церкви и ликвидации русского самодержавия как главного препятствия на пути реформы русской церкви.

На рубеже 30-40х годов 19 века в русской общественной мысли возникает направление консерватизм, как ответная реакция не либерализм. Теория официальной народности, основоположник Сергей Тимофеевич Гончаров. 1833 назначен Николаем 1 министром народного просвещения. Далее теория в трудах профессоров историков московского университета Погодина, Шовырева, Булгарина, Греча.Базировалась на 3 принципах : православие, самодержавие, народность.

Главная задача: доказать естественность, исконность и законность, священность и неприкосновенность царской власти. Все приверженцы доказывали, что самодержавие есть наилучший способ правления, наилучший порядок вещей и самый справедливый строй. Т.к. соответствует требованием православия. Другое доказательство: сам русский народ, который привержен исконным русским началам. Что касается крепостного права, то теория признавала некоторые его отрицательные стороны, но утверждалось, что крепостное право в России сохраняет много патриархальных элементов. Что крестьянин находится в лучшем положении по сравнению с западным рабочим.

Теория проводилась в жизнь. Воспитывали поколение в русле патриотизма. Возникновение консервативного течения привело к зарождению длившейся более полувека дискуссии о путях развития России.

Сторонники консервативного направления (славянофилы) . Западники - оппозиция. Окончательно оформилась как идейные направления к середине 40х годов 19 века. Зародились в 30х. Если все славянофилы были однородны по своему составу, все консерваторы, то западничество не было однородно, среди них либералы и консерваторы.

К славянофильскому направлению относятся Алексей Хомяков поэт, братья философы Иван и Петр Киреевские, братья писатели Аксаковы, публицист Юрий Самарин, Александр Кошелев, с натяжкой публицист катков м.н. Основоположники: Алексей хомяков, Иван Киреевский.

Западники-либералы: Герцен, Белинский, Огарев, Анненков, Боткин. Западники-консервы: Грановский, Чичерин, Каверин, Соловьев (историки преподаватели московского университета).

Начало дискуссии положил вопрос о смысле и значении Петра 1 в русской истории, который своими преобразованиями разрубил русскую историю и культуру на 2 части. Ряд вопросов встал. Какова роль Петра в русской истории? Является ли путь развития России как у Европы, или есть особые свой путь, и русская цивилизация относится к другому типу цивилизации. Каковы особенности русского народа, избравшего свой путь?

В решении этих вопросов славянофилы сходились в главном. Русская культура и цивилизация возникли на духовной почве православия, поэтому реформы Петра были изменой России (секуляризировали). Петр расшатал исконные основания русской цивилизации. Славянофилы утверждали триединый принцип, подчеркивали доминанту православия. Отсюда выводили общественный идеал.

Источник просвещения в христианстве. Наука и искусства от него получают свои верховные начала.

Признавали только цельную христианскую истину, которую хранит православная церковь. Что касается запада под влиянием католичества и протестантизма, то он закончил свой путь, поэтому началось его загниваниеон должен уступить место новым живым силам. Отсюда главная задача всей русской просвещенной мысли состоит в том, чтобы разбудить народное самосознание. Славянофилы исходили из целостности и органичности развития России.

Основными положениями этой реформы были:

а) Либерализация (отпуск) цен, свобода торговли.

Цены на большинство товаров и услуг было «отпущены на рыночную волю». С одной стороны - это была смелая мера, способствовавшая быстрой « рыночной выучке». С другой – это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм функционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливаться уже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в 2000 раз в течение года. В России появился новый враг номер 1 – инфляция, прирост которой составлял около 20% в месяц.

б) Приватизация (передача государственной собственности в частные руки)

Ваучерная приватизация была названа её идеологом и реализатором, А. Б. Чубайсом «народной приватизацией». Однако народ с самого начала довольно скептически относился к идее приватизации. Уже при проведении самой операции приватизации в прессе публиковались о том, что народ правильно воспринимал идею и практику приватизации и потому она проходит без социальных эксцессов. Но думается, что большинство граждан отнеслись к операции просто равнодушно, заведомо зная, что в рыночной экономике собственником не может быть народ. В самом деле, слишком странной выглядела бы «народная частная собственность», на основе которой страна двинулась к рынку. В результате произошло то, что и должно было произойти: государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. В советские времена деньги были или у крупных менеджеров, директоров предприятий или у государственных чиновников, распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами или, наконец, у криминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими.

Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сек­тор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сере­дине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически раз­рушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощ­ностей. Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.

В августе 1998 года произошло то, чего многие уже давно ждали: рухнула под собственной тяжестью «картонная» (на самом деле не представлявшая собой рыночную) экономика. Произошло это несмотря на заявления Б. Ельцина. Вскоре после этого был объявлен т.н. дефолт. Правительство приняло решение строить истинно рыночную экономику, процесс создания которой длится до сих пор.

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственно­го производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

Это событие показало, что невозможно жить в «виртуальной» экономике слишком долго, рынок всегда возьмет верх.

6 ноября 1991 года. Именно эту дату можно считать точкой отсчета экономических реформ в России. Власть поставила перед собой задачу в как можно более быстрый срок избавить страну от коммунистического прошлого. Сделать это без радикальных перемен в экономике, много лет существовавшей в виде планового хозяйства, было нельзя.

Реформы Гайдара послужили рычагом, создавшим в России свободный рынок. Правительство того периода провело либерализацию розничных цен, реорганизовало налоговую систему, создало новую систему внешней торговли. Все эти резкие перемены были скоро были названы «шоковой терапией».

Либерализация цен

28 октября 1991 года, за несколько дней до назначения Егора Гайдара заместителем Председателя Правительства по вопросам экономической политики, президент России Борис Ельцин выступил с программной речью на Съезде народных депутатов РСФСР. Глава государства объявил о необходимости Именно она была важнейшим признаком классической рыночной экономики. Инициатива президента была принята делегатами съезда практически единогласно.

Начало экономической реформы Гайдара должно было осуществиться в как можно более сжатые сроки. Планировалось, что о либерализации будет объявлено уже 1 декабря. Этому воспротивились союзные республики, которые все еще имели с Россией единую рублевую зону. Реформы Гайдара запомнились соотечественникам по фамилии этого экономиста не просто так. Хотя новые законопроекты перед парламентом защищал Борис Ельцин, пользовавшийся своими президентскими полномочиями, разработка всех проектов лежала на плечах Егора Тимуровича и его команды.

Фактическое начало экономической реформы Гайдара наступило 2 января 1992 года, когда был принят указ президента «О мерах по либерализации цен». Перемены дали о себе знать мгновенно. Государство прекратило регулировать 80 % оптовых цен и 90 % розничных. Федеральная власть временно сохранила за собой контроль только над социально значимыми потребительскими товарами: молоком, хлебом и т. д. Эта оговорка была принята не зря. Экономическая реформа Гайдара осуществлялась в условиях общественной турбулентности, когда население осталось с пустыми руками после кризиса плановой системы и краха советского строя.

Программа Гайдара

Готовя свою программу, правительство исходило из той точки зрения, что у России нет никакого «особенного пути», и ей необходимо перенять все основные черты западных рыночных экономик. До конца 1991 года еще было непонятно, какую повестку изберет российская власть. Свои проекты предлагали разные политики и экономисты: Явлинский, Шаталин, Сабуров, Абалкин и т. д.

В итоге «победила» все-таки программа Гайдара. Она была не только экономической. Реформы должны были посредством строительства рыночных отношений сформировать в стране новую национальную государственность, место которой пустовало после крушения коммунизма. Свои идеи Егор Гайдар изложил в документах “Ближайшие экономические перспективы России” и “Стратегия России в переходный период”. Согласно этим проектам, реформы проводились на основе принципов приватизации, либерализации и финансовой стабилизации.

Команда Гайдара определила три основные проблемы, которые молодое государство унаследовало от Советского Союза. Это были инфляционный, платежный и системный кризисы. Последний из них заключался в том, что органы государственной власти утратили собственную способность регулировать поток ресурсов.

Планировалось в первую очередь реструктурировать и существенно повысить общий уровень, как это в Польше в свое время сделало правительство Раковского. Гайдар считал, что в таком случае в стране на первых порах около полугода будет сохраняться инфляция. Однако от этого проекта пришлось отказаться. Подсчеты показали власти, что еще полгода кризиса страна просто не выдержит. Поэтому было решено начинать радикальную либерализацию сразу же. Время показало, что ни тот, ни другой путь не сулили экономике ничего хорошего.

Коллапс экономики

Либерализация цен привела к множеству негативных последствий, которые были неизбежны при таком форсированном темпе перемен в экономике. Новый порядок на рынке шел в разрез с монетарной политикой - уже летом 1992 года отечественные предприятия лишились оборотных средств. Весной Центробанк стал выдавать большое количество кредитов промышленности, аграриям, бывшим советским республикам и т. д. Делалось это для того, чтобы покрыть дефицит бюджета. Однако вместе с тем произошел колоссальный скачок инфляции. За 1992 год она достигла уровня в 2 500 %.

Коллапс произошел по нескольким причинам. В первую очередь катастрофа разразилась из-за того, что до либерализации цен не была проведена замена денег, которая избавила бы страну от устаревших советских рублей. Новая валюта появилась только в 1993 году, когда экономическая реформа Гайдара уже была закончена, а сам он ушел из Правительства.

Гиперинфляция оставила без средств к существованию значительную часть населения России. В середине 90-х доля малообеспеченных граждан составляла 45 %. Обесценились советские вклады населения в Сбербанке, потерявшие свою покупательскую способность. Правительство винило в произошедшем кризисе Верховный Совет, который вынуждал его проводить дополнительную эмиссию валюты.

Выпуск дополнительной денежной массы стал практиковаться еще в последние советские годы, когда государство с ее помощью финансировало внутренние расходы. Когда начались реформы Гайдара, эта система окончательно разрушилась. Бывшие расплачивались с российскими предприятиями теми же рублями, что только еще больше нагнетало кризис. Летом 1992 года в качестве контрмеры были созданы специальные безналичные с помощью которых стали вестись расчеты с остальными странами СНГ.

Парламент против Правительства

Экономические радикальные реформы Гайдара с самого начала подвергались жесткой критике народных депутатов. Как известно, 6 апреля они открыли свой VI съезд. К этому времени власть получила достаточно сплоченную оппозицию, основу которой составляли аграрные и промышленные лоббисты, недовольные сокращением государственного финансирования.

На одном из своих заседаний съезд принял постановление, в котором были сформулированы основные претензии к политике Правительства. Реформы Е. Т. Гайдара были названы причиной целого ряда экономических проблем: падения уровня жизни населения, разрушения прежних хозяйственных связей, производственного спада, нехватки денег и т. д. В целом отмечалась неспособность Правительства держать ситуацию в стране под контролем. Депутаты считали, что реформы Гайдара проводились без оглядки на мнение общества и владельцев предприятий. В постановлении делегаты съезда предлагали президенту изменить экономический курс с учетом всех их предложений и оговорок.

В ответ на атаку депутатов Правительство вместе с Гайдаром передало Борису Ельцину заявление о своей отставке. В прилагаемом отчете министры раскритиковали предложения съезда, отмечая, что если власть пойдет этим курсом, то государственные издержки вырастут до отметки выше триллиона рублей, а инфляция достигнет порога в 400 % в месяц.

Отставка не была принята, но Ельцин все-таки пошел на уступки депутатам. Он ввел в Правительство новых людей - так называемых «красных директоров», лоббировавших интересы собственников крупных предприятий, получивших свои должности в советские годы. В этой когорте были Георгий Хижу и Владимир Черномырдин.

Затем последовали попытки стабилизировать финансовую ситуацию. Для этого Правительство сократило государственные расходы, а также ввело новые налоги. В мае 1992 года инфляция несколько снизилась. Было выполнено еще одно требование Верховного Совета - значительно смягчилась денежная политика. Также Правительство выделило 600 миллиардов рублей на выплату задолженностей перед шахтерами и другими бастующими рабочими крупных предприятий

В июле произошли перестановки в руководстве Центрального банка. Новый глава Виктор Геращенко, уже занимавший эту должность в Советском Союзе, выступал против реформы Е. Гайдара, предполагавшей сокращение расходов. Во второй половине 1992 года объем кредитования ЦБ вырос уже в 3 раза. К октябрю дефицит бюджета сократился на 4 % ВВП по сравнению с августовскими показателями.

Начало приватизации

В июне 1992 года Егор Гайдар стал председателем Правительства. Тем же летом в России началась приватизация. Реформаторы хотели осуществить ее как можно быстрее. В Правительстве считали, что России необходимо появление класса собственников, который стал бы опорой и поддержкой экономической политики государства. Приватизация предприятий проходила в условиях, когда заводы и фабрики фактически обанкротились. Предприятия продавались за бесценок. Покупки приняли лавинообразный характер. Из-за многочисленных дырок в законодательстве сделки совершались с нарушениями и злоупотреблениями.

Когда реформы Е. Т. Гайдара уже закончились, в середине 90-х в России прошли залоговые аукционы, на которых самые крупные и важные предприятия страны перешли в руки новых собственников по многократно заниженным ценам. В результате этих сделок появился новый класс олигархов, что привело к еще большей социальной пропасти между богатыми и бедными.

Сторонники реформы правительства Гайдара и приватизации считали, что необходимо как можно быстрее отказаться от старой советской системы народного хозяйства с чрезмерной монополизацией и централизацией. Форсированные темпы продаж привели к многочисленным перегибам и ошибкам. Согласно социологическим опросам, около 80 % населения России считает результаты приватизации нелегитимными.

Ваучеры

Для массовой приватизации был введен ваучер - приватизационный чек, который предназначался для обмена на активы в государственных предприятиях. Его передавали в частные руки. Планировалось, что с помощью этого инструмента муниципальные предприятия перейдут в частную собственность.

Всего было напечатано около 146 миллионов ваучеров. Граждане, получившие чек, могли использовать бумагу для подписки на акции целого предприятия или для участия в аукционе. Также бумагу можно было продать. Жители страны не могли участвовать в приватизации напрямую. Им нужно было акционировать свои предприятия или передать ваучеры в чековые инвестиционные фонды (ЧИФ). Всего было создано более 600 таких организаций.

Практика показала, что приватизационные чеки на деле стали объектами спекуляции. Многие владельцы этих бумаг продавали их коммерсантам с сомнительной репутацией или инвестировали в ЧИФы, надеясь получить значительные дивиденды. В результате такой практики реальная стоимость бумаг быстро падала. В таких условиях население стало стремиться поскорее избавиться от ваучеров. В основном они оседали в руках теневых торговцев, спекулянтов, чиновников и администрации самих предприятий.

Из-за своей поспешности приватизация (название экономической реформы Гайдара) проходила в условиях либерализации цен, когда стоимость ваучерного фонда стала в десятки раз меньше реальной стоимости предприятий. Согласно подсчетам, спекулянты смогли купить 500 крупнейших фабрик и заводов за 7 миллиардов долларов. Однако на самом деле они оценивались в 200 миллиардов долларов. Это был так называемый «дикий капитализм», который позволил 10 % населения установить контроль над национальным достоянием. Основной доход приносил экспорт газа, нефти и цветных металлов. Предприятия с новыми хозяевами не только не возвращали прибыль российской экономике. Они не шли даже на погашение стремительно возрастающего внешнего долга государства.

Аграрная политика

В 1992 году начало реформ Гайдара ознаменовалось еще и переменами в деревне. Важную роль в аграрной экономике стали играть новые формы хозяйств. Появились закрытые и открытые акционерные общества, кооперативы, а также товарищества с ограниченной ответственностью. Всего они составляли около 2/3 аграрного сектора экономики. Кризис сильно ударил по всем этим новым хозяйствам. Не хватало сельхозтехники, автомашин, минеральных удобрений и т. д.

Правительство приняло программу по ликвидации пережитков советской системы - совхозов и колхозов. В марте 1992 года в России было примерно 60 тысяч индивидуальных хозяйств фермерского типа. К осени их количество увеличилось в пять раз. Однако из-за недостатка техники они все равно не смогли обеспечить страну достаточным количеством урожая. Регресс привел к тому, что к середине 90-х производство упало на 70 % по сравнению с последним советским сезоном. Фермер не смог накормить Россию, а все из-за значительного повышения цен на реагенты, технику и т. д.

Оборонно-промышленный комплекс

В 1992 году государство резко сократило закупки вооружения. В советскую эпоху ВПК стал слишком раздутым. На него тратилась львиная доля бюджета. В условиях экономического кризиса государство просто не смогло обеспечить работой большую часть предприятий, что привело к их банкротству и продаже в третьи руки.

Особенно острой стала проблема с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Порядок финансирования этого комплекса был разрушен, из-за чего высококвалифицированные коллективы распались и остались без работы. Именно тогда началась так называемая «утечка мозгов» - эмиграция ученых, инженеров, конструкторов и т. д. Они массово уезжали в западные страны в поисках лучшей доли, пока их предприятия простаивали без дела.

Правительство, реформируя ОПК, допустило несколько серьезных ошибок: не стало приступать к реструктуризации или переводу в резерв заводов. Некоторые специалисты отмечают, что власть поступила неправильно, когда сняла ограничение на импорт потребительских товаров, что оставило предприятия без ниши на рынке.

Отставка Гайдара

В декабре 1992 года Егор Гайдар подал в отставку с должности председателя Правительства. Его уход стал компромиссом в отношениях Верховного Совета и президента России. Предполагалось, что договоренность позволит безболезненно провести референдум о новой конституции. Однако в депутаты отказались выполнять свои обязательства, что привело к конфликту Правительства и президента. Он закончился октябрьскими событиями, когда Москва пережила несколько дней уличных боев.

В ту кризисную осень Гайдар еще раз вернулся в Правительство и стал там первым заместителем председателя, а также министром экономики. Окончательно высшие руководящие посты он покинул 20 января 1994 года. К этому времени все основные экономические реформы Е. Гайдара уже были проведены, и страна жила в новой экономической действительности.

Положительные итоги реформ

Еще в декабре 1992 года, накануне первой отставки, он подвел итоги своей работы. Глава Правительства на VII съезде народных депутатов подчеркнул главные успехи власти. Была реорганизована налоговая система, началась приватизация и аграрная реформа (реорганизация совхозов и колхозов), реструктуризирован ТЭК, созданы нефтяные компании, сократились расходы на закупку боеприпасов и военной техники.

Министр экономики и коллега Гайдара Андрей Нечаев называл и другие важнейшие шаги Правительства в кризисный период. Помимо уже вышеописанной либерализации цен, государство разрешило свободную торговлю, урегулировало внешние долги с помощью открытия кредитных линий на Западе. Реформа Гайдара 1992 года позволила сократить дефицит бюджета. Важные налоговые нововведения заключались в появлении налогов на нефтяную добычу. Осталась в прошлом плановая система экономики. Государство стало прибегать к госзаказам. В области инвестиций ключевым стали взаимоотношения власти и частных предпринимателей. По-новому была выстроена торговля с бывшими союзными республиками - она перешла на мировые цены и рыночные основы.

Е. Т. Гайдар, экономические реформы которого привели к перестройке всех финансовых отношений, выступал за установление коммерческих принципов в экспорте вооружений для армии. Важным нововведением стало принятие закона о банкротстве. С появлением рыночной экономики были созданы и первые инвестиционные компании, а также биржи, которых не могло быть в СССР.

«Шоковая терапия»

После распада Советского Союза Россия оказалась на перепутье, которого еще не было в истории человечества. Огромному государству с 70-летней жизнью при коммунизме и плановой экономикой за плечами нужно было перейти к цивилизованной рыночной модели. В 1991-1992 гг. еще ни одна страна в мире не проводила над собой такого вынужденного эксперимента. За два года до России подобные преобразования начались в Польше и Чехословакии, однако они еще не дали зримого результата и существовали только в виде набросков.

Суть реформ Гайдара сводилась к тому, что Правительству пришлось буквально вслепую, на свой страх и риск, оперировать больную экономику своей страны. Правда, кое-что все-таки было перенято у бывших товарищей по социалистическому лагерю. Например, в России были созданы временные рабочие места по аналогии с Указом о свободе торговли в Польше. Эти меры позволили наполнить уличные прилавки. Правда, и эти перемены имели свои издержки. Такая торговля приобрела странные формы - новые киоски возникали хаотично и без какого-либо регулирования.

Экономическая реформа правительства Е. Гайдара (переход от социалистической экономики к рыночной) началась слишком запоздало. Фактически время было упущено еще в конце 80-х, когда появились первые серьезные признаки кризиса. Советская сырьевая экономика пережила агонию из-за падения цен на нефть, что привело к очередям в магазинах и карточной системе еще до того, как началась реформа Гайдара. Название «шоковая терапия» было дано переменам заслуженно - систему приходилось менять в авральных условиях.