В основной капитал на душу. Комплексная оценка социально-экономического развития региона

  • 06.05.2020

Об утверждении методик расчета показателей "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году", "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

ПРИКАЗ

Об утверждении методик расчета показателей "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году", "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения"


Во исполнение и в соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 420 ,

приказываю:

Утвердить прилагаемые:

методику расчета показателя "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году" (приложение N 1);

методику расчета показателя "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения" (приложение N 2).

Руководитель
А.Е.Суринов

Приложение N 1. Методика расчета показателя "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году"

Приложение N 1

I. Общие положения

1.1. Настоящая Методика подготовлена в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р .

1.2. Методика предназначена для расчета показателя "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году", используемого для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года).

1.3. Показатель "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году", исчисляется на федеральном уровне в целом по экономике страны и в разрезе субъектов Российской Федерации.

________________
Все понятия и определения даются исключительно в целях расчета показателя "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году".

2.1.

.

Налоговый кодекс, часть 2






________________



2.2.


2.3. Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году - относительный показатель, характеризующий изменение (увеличение, уменьшение) объема инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год по сравнению с предыдущим, выраженный в процентах.

Для расчета показателя "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году" используются данные об индексах физического объема инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, исчисленных в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых цен используются среднегодовые цены предыдущего года.



- объем инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов, с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами за отчетный период (в текущих ценах);

3.2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год в % к предыдущему году рассчитывается по формуле:

где: - индекс физического объема инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год в % к предыдущему году;

- объем инвестиций в основной капитал за отчетный год в среднегодовых ценах предыдущего года;

- объем инвестиций в основной капитал за предыдущий год в среднегодовых ценах.

3.3. Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств определяется по формуле:

где: - прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год в % к предыдущему году;

- индекс физического объема инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год в % к предыдущему году.

Приложение N 2. Методика расчета показателя "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения"

Приложение N 2

I. Общие положения

1.1. Настоящая методика подготовлена во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р .

1.2. Методика предназначена для расчета показателя "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения", используемого для определения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при проведении сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

1.3. Показатель "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения", исчисляется на федеральном уровне в целом по экономике страны и в разрезе субъектов Российской Федерации.

II. Основные понятия и определения

________________
Все понятия и определения даются исключительно в целях расчета показателя "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения".

2.1. Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов, т.е. затрат на новое строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада (расходы на приобретение взрослого скота, включая стоимость его доставки, и затраты на выращивание в хозяйстве молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо), насаждение и выращивание многолетних культур и т.д.; инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства, программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения; произведенные нематериальные поисковые затраты.

В состав инвестиций в основной капитал включаются затраты на создание новых и поступивших по импорту основных средств, осуществляемые за счет всех источников финансирования, включая средства бюджетов на возвратной и безвозвратной основе, кредиты, техническую и гуманитарную помощь, договор мены, а также затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства на основе договоров, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" .

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость (за исключением тех случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации (Налоговый кодекс, часть 2 , ), НДС включается в первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных организацией).

В инвестиции в основной капитал включается стоимость лизингового имущества, если по условиям договора лизинга, лизингополучатель учитывает это имущество на балансе организации. Стоимость лизингового имущества, учтенного лизингополучателем на забалансовом счете, в инвестиции в основной капитал не включается.

Данные по инвестициям в основной капитал отражаются в текущих ценах.

Не учитываются в объеме инвестиций в основной капитал затраты на приобретение зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, объектов, не завершенных строительством, и квартир в объектах жилого фонда (зачисляемых на баланс организации и учитываемых на счетах учета основных средств), числившихся ранее в основных фондах (средствах) у других юридических и физических лиц - резидентов экономики России, а также затраты на приобретение у застройщика вновь построенных основных средств.
________________
На практике невозможно выделить сделки по приобретению инвестиционных товаров между резидентами и нерезидентами субъектов Российской Федерации. Поэтому инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации, в целях исключения двойного счета, оцениваются только в части создания и приобретения новых основных средств.


Объем инвестиций в основной капитал формируется по полному кругу хозяйствующих субъектов: организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, малым и микропредприятиям, индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, физическим лицам, на базе информации текущего статистического наблюдения и с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

2.2. Объем инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств определяется на основе информации об источнике финансирования инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств всех уровней, представленной респондентами на формах федерального статистического наблюдения: по крупным и средним организациям - N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", по малым предприятиям - N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", по микропредприятиям - N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия".

По малым и микропредприятиям итоги по инвестициям в основной капитал за счет бюджетных средств определяются как сумма данных, полученных от респондентов, представивших отчеты по формам N ПМ и N МП (микро) без распространения на генеральную совокупность объектов статистического наблюдения.

2.3. Численность населения в период между переписями рассчитывается на основе данных последней прошедшей переписи и текущего учета движения населения.

Оценка численности населения - примерное определение числа жителей на территории страны или ее части; производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляются числа родившихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории.

С 2002 года Росстат производит расчет численности только постоянного населения.

Методика оценки численности населения утверждена приказом Росстата от 3 июня 2010 года N 209 и относится только к окончательным данным, полученным за год.

Численность населения на 1 января каждого года определяется, исходя из данных на 1 января предыдущего года, с учетом естественного и миграционного приростов, а также изменений численности населения в результате изменения границ субъектов Российской Федерации, изменения границ и состава муниципальных образований и преобразований сельских населенных пунктов в городские и городских населенных пунктов в сельские в течение предыдущего года.

Среднегодовая численность постоянного населения - средняя арифметическая из численностей постоянного населения на начало и конец соответствующего года.

Источник информации для расчета показателя: итоги ВПН 2010, данные текущего учета населения.

III. Методика расчета показателей

3.1. Объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств определяется по формуле:

где: - объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год (в текущих ценах);

- объем инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов, с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами за отчетный год (в текущих ценах);

- объем инвестиций в основной капитал за счет средств бюджетов всех уровней за отчетный год (в текущих ценах).

3.2. Расчет численности постоянного населения на конец года осуществляется по формуле:

S(t+1) = S(t) + B(t) - M(t) + U(t) - V(t) + T(t),

где: S(t+1) - численность постоянного населения на конец года;

S(t) - численность на начало года t;

B(t) - число родившихся в году t;

M(t) - число умерших в году t;

U(t) - число прибывших на данную территорию (в данную страну) в году t;

V(t) - выбывших из нее в году t;

T(t) - изменение численности населения территории в результате изменения ее границ за год t. Эта величина может входить в уравнение с плюсом или с минусом, в зависимости от того были ли границы расширены или сужены.

Расчет среднегодовой численности постоянного населения осуществляется по формуле:

где: S(sr) - среднегодовая численность постоянного населения за отчетный год;

S(t) - численность постоянного населения на начало года t;

S(t+1) - численность постоянного населения на конец года.

3.3. Объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств на душу населения определяется по формуле:

где: V - Объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств на душу населения;

- объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год (в текущих ценах);

S(sr) - среднегодовая численность постоянного населения за отчетный год.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Росстата
www.gks.ru (сканер-копия)
по состоянию на 22.05.2014

Об утверждении методик расчета показателей "Прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств, в процентах к предыдущему году", "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения"

Название документа:
Номер документа: 313
Вид документа: Приказ Росстата
Принявший орган: Росстат
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 19 мая 2014
Дата начала действия: 19 мая 2014

Мусью Базел решил в очередной раз запутать народ и навести тень на плетень...

Показатель, именующийся в статистике ООН Gross Fixed Capital Formation (Валовое накопление основного капитала или Валовые вложения в основной капитал), в отечественной статистике имеет аналог – Инвестиции в основной капитал, хотя показатели полностью не идентичны, но иногда переводится именно так.

GFCF не является мерой общих инвестиций , поскольку измеряется только стоимость чистых добавлений к основным средствам, исключаются все виды финансовых активов, а также запасы запасов и другие операционные расходы (последние включаются в промежуточное потребление). Если, например, рассматривается бухгалтерский баланс компании, легко понять, что основные средства являются лишь одним из компонентов годовых капитальных затрат.

Важнейшим исключением из GFCF является продажа и покупка земли . Первоначальная причина, оставив в стороне сложные проблемы оценки, связанные с оценкой стоимости земли стандартным образом, заключалась в том, что если проданный участок земли, то общая сумма земли уже существует, не считается увеличенной таким образом; все, что происходит, состоит в том, что право собственности на одну и ту же землю меняется. Поэтому в меру GFCF в качестве чистого дополнения к богатству включена только стоимость улучшения земель . В особых случаях, таких как рекультивация земель от моря, реки или озера (например, польдер), новая земля действительно может быть создана и продана там, где ее раньше не было, добавив к основным средствам. Мера GFCF всегда применяется к предприятиям-резидентам национальной территории, и, таким образом, если, например, разведка нефти происходит в открытом море, связанные с ней новые фиксированные инвестиции распределяются на национальную территорию, на которой расположены соответствующие предприятия.

Данные обычно предоставляются статистическими агентствами ежегодно и ежеквартально, но только в течение определенного времени. Колебания в этом показателе часто считаются показателями чего-то о будущей деловой активности, деловой уверенности и структуре экономического роста . Во времена экономической неопределенности или спада , как правило, бизнес-инвестиции в основные фонды будут уменьшаться, поскольку он связывает дополнительный капитал на более длительный промежуток времени с риском того, что он не погасит себя (и, следовательно, основные средства могут быть пересмотрены Быстрее). И наоборот, во времена устойчивого экономического роста фиксированные инвестиции будут увеличиваться по всем направлениям, поскольку наблюдаемая рыночная экспансия делает вероятным, что такие инвестиции будут прибыльными в будущем.

Короче, никакого отношения GFCF к инвестициям в основной капитал (какие имеет ввиду Базел) не имеют...

С сайта Кушнира:

В статистике есть такой показатель, который называется "Взаимосвязи между основными показателями системы национальных счетов", так вот там есть тот самый основной капитал, который имеет ввиду ООН (но не понимает мусью Базел)

Данная таблица по РФ взята из статистического сборника СНГ за 2016 год, но мусью Базел может убедится в существовании данного показателя в сборниках СНГ (для всех стран СНГ) доступных на сайте Исторические материалы.

Базел, Вы снова сели в лужу....

При этом наиболее высокие темпы роста инвестиций были в Дальневосточном федеральном округе, где они выросли более чем в два раза (табл. 7). Достаточно высокие темпы роста инвестиций за анализируемый период показали также Северо-Западный и Уральский федеральный округ. Темпы роста инвестиций ниже среднероссийского уровня имели три федеральных округа – Центральный, Южный и Приволжский. При этом индекс физического объема инвестиций Дальневосточного округа за анализируемый период превышает соответствующий индекс Центрального округа в 1,41 раза.

Таким образом, по показателю инвестиций в основной капитал на душу населения наблюдается более высокая дифференциация между федеральными округами, чем по показателю индекса физического объема инвестиций. Оценивая ситуацию в целом, мы вряд ли можем говорить о наличии чрезмерно высокой дифференциации инвестиционной деятельности в разрезе федеральных округов.

Данный вывод, однако, не позволяет говорить о равномерном развитии всех территорий РФ. Федеральные округа являются крупными территориальными единицами и их показатели нивелируют существующие резкие различия между основными административно-территориальными единицами современной России – субъектами Федерации. Так без учета автономных округов первое место в РФ по инвестициям в основной капитал на душу населения в 2006 году занимала Сахалинская область с показателем 250173 рублей, а последнее, без учета национальных республик, – Брянская область с показателем 8285 руб. В данном случае коэффициент дифференциации составляет 30,2 раза.

Масштабы инвестиционной деятельности существенно различаются и между регионами, входящими в один федеральный округ. Так в Дальневосточный федеральный округ наряду с Сахалинской областью входит и Приморский край, инвестиции у которого составляют 17211 руб. на душу населения. В Северо-Западном федеральном округе два соседних региона Ленинградская и Псковская области имеют инвестиции на душу населения 74714 руб. и 10363 руб. соответственно, т.е. различаются в 7,2 раза.

Территориальная структура инвестиций во многом является следствием их отраслевой структуры. Так для Сахалинской области при общем объеме отгруженных товаров по двум видам экономической деятельности – добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, равным в 2006 году 70728 млн. руб., удельный вес добывающей промышленности составил 82,0%. Для Приморского края этот показатель составляет лишь 14,4%.

Таким образом, сырьевая специализация экономики России во многом определяет и территориальную структуру инвестиций. Подавляющее большинство регионов лидирующих по показателю среднедушевых инвестиций специализируются на топливной промышленности или же на черной и цветной металлургии. К числу немногих исключения относятся Москва и Ленинградская область.

› Региональная экономика

Комплексная оценка социально-экономического развития региона

Основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и руководящими органами субъектов федерации по реализации социально-экономической политики.

Основные принципы оценки социально-экономического уровня региона состоят в следующем:

Учет важнейших составляющих уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- системность оценки, предполагающая отслеживание взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;
- обеспечение репрезентативности показателей для оценки основных аспектов социально-экономического развития;
- наибольшая адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;
- соответствие системы индикаторов задачам мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов.

Перечислим базовые индикаторы комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов .

Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение валового регионального продукта (VRP) к численности населения (PPL), то есть показателя валового регионального продукта на душу населения, деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR).

ВРП рассчитывается как в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП), так и в сопоставимых ценах (реальный ВРП). Расчеты ВРП проводятся территориальными комитетами государственной статистики по методикам, централизованно разработанным и утвержденным Госкомстатом России.

По своему экономическому содержанию ВРП является весьма близким Валовому внутреннему продукту (ВВП), но они не тождественны.

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения определяется как отношение объема инвестиций за счет всех источников финансирования к численности населения (PPL), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (CAP).

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения характеризует инвестиционный климат и уровень инвестиционной активности в регионе. Другими словами, данный показатель характеризует предпосылки экономического развития субъекта РФ.

Объем внешнеторгового оборота на душу населения (VTO) определяется как отношение суммарного объема экспорта (ЭХ) и импорта (IM) к численности населения (PPL).

Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение показателя финансовой обеспеченности региона (как доходы региона с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) (DREG) к численности населения (PPL), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KPAR).

Финансовая обеспеченность региона рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 1999 г. № 199.

Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях определяется как отношение численности занятых на малых предприятиях к численности занятых в экономике.

Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах к экономически активному населению) находят как отношение численности зарегистрированных безработных к численности занятых в экономике.

Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума находят как отношение величины среднедушевых денежных доходов населения региона к величина среднедушевого прожиточного минимума.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения определяется как отношение населения, живущего за чертой бедности к общей численности населения региона.

Суммарный оборот розничной торговли , общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения определяется как отношение суммы объема розничного товарооборота и объема платных услуг, к уровню покупательной способности.
Основные фонды отраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения определяются как отношение основных фондов отраслей экономики (OPF) к численности населения (PPL) деленное на районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат (ICAP).

Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля) определяется как отношение плотности автодорог к корню квадратному от плотности населения. В свою очередь плотность населения определяется как отношение среднегодовой численности населения к площади территории, а плотность автодорог вычисляется как отношение протяженности автодорог к площади территории.

Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры , рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);
- выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);
- обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);
- обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения).

1.2. Методика предназначена для расчета показателя "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения", используемого для определения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации при проведении сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

1.3. Показатель "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения", исчисляется на федеральном уровне в целом по экономике страны и в разрезе субъектов Российской Федерации.

II. Основные понятия и определения

2.1. Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов, т.е. затрат на новое строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, бухгалтерский учет которых осуществляется в порядке, установленном для учета вложений во внеоборотные активы, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада (расходы на приобретение взрослого скота, включая стоимость его доставки, и затраты на выращивание в хозяйстве молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо), насаждение и выращивание многолетних культур и т.д.; инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства, программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения; произведенные нематериальные поисковые затраты.

В состав инвестиций в основной капитал включаются затраты на создание новых и поступивших по импорту основных средств, осуществляемые за счет всех источников финансирования, включая средства бюджетов на возвратной и безвозвратной основе, кредиты, техническую и гуманитарную помощь, договор мены, а также затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства на основе договоров, оформленных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости".

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость (за исключением тех случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации (Налоговый кодекс, часть 2 , статья 170), НДС включается в первоначальную стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных организацией).

В инвестиции в основной капитал включается стоимость лизингового имущества, если по условиям договора лизинга, лизингополучатель учитывает это имущество на балансе организации. Стоимость лизингового имущества, учтенного лизингополучателем на забалансовом счете, в инвестиции в основной капитал не включается.

Данные по инвестициям в основной капитал отражаются в текущих ценах.

Не учитываются в объеме инвестиций в основной капитал затраты на приобретение зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, объектов, не завершенных строительством, и квартир в объектах жилого фонда (зачисляемых на баланс организации и учитываемых на счетах учета основных средств), числившихся ранее в основных фондах (средствах) у других юридических и физических лиц - резидентов экономики России , а также затраты на приобретение у застройщика вновь построенных основных средств.

Объем инвестиций в основной капитал формируется по полному кругу хозяйствующих субъектов: организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, малым и микропредприятиям, индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, физическим лицам, на базе информации текущего статистического наблюдения и с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

2.2. Объем инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств определяется на основе информации об источнике финансирования инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств всех уровней, представленной респондентами на формах федерального статистического наблюдения: по крупным и средним организациям - N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", по малым предприятиям - N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", по микропредприятиям - N МП (микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия".

По малым и микропредприятиям итоги по инвестициям в основной капитал за счет бюджетных средств определяются как сумма данных, полученных от респондентов, представивших отчеты по формам N ПМ и N МП (микро) без распространения на генеральную совокупность объектов статистического наблюдения.

2.3. Численность населения в период между переписями рассчитывается на основе данных последней прошедшей переписи и текущего учета движения населения.

Оценка численности населения - примерное определение числа жителей на территории страны или ее части; производится на основании итогов последней переписи населения, к которым ежегодно прибавляются числа родившихся и прибывших на данную территорию и вычитаются числа умерших и выбывших с данной территории.

С 2002 года Росстат производит расчет численности только постоянного населения.

Методика оценки численности населения утверждена приказом Росстата от 3 июня 2010 г. N 209 и относится только к окончательным данным, полученным за год.

Численность населения на 1 января каждого года определяется, исходя из данных на 1 января предыдущего года, с учетом естественного и миграционного приростов, а также изменений численности населения в результате изменения границ субъектов Российской Федерации, изменения границ и состава муниципальных образований и преобразований сельских населенных пунктов в городские и городских населенных пунктов в сельские в течение предыдущего года.

Среднегодовая численность постоянного населения - средняя арифметическая из численностей постоянного населения на начало и конец соответствующего года.

Источник информации для расчета показателя: итоги ВПН 2010, данные текущего учета населения.

III. Методика расчета показателей

3.1. Объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств определяется по формуле:

где: - объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год (в текущих ценах);

Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу хозяйствующих субъектов, с учетом оценки объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами за отчетный год (в текущих ценах);

Объем инвестиций в основной капитал за счет средств бюджетов всех уровней за отчетный год (в текущих ценах).

3.2. Расчет численности постоянного населения на конец года осуществляется по формуле:

где: S(t+1) - численность постоянного населения на конец года;

S(t) - численность на начало года t;

B(t) - число родившихся в году t;

M(t) - число умерших в году t;

U(t) - число прибывших на данную территорию (в данную страну) в году t;

V(t) - выбывших из нее в году t;

T(t) - изменение численности населения территории в результате изменения ее границ за год t. Эта величина может входить в уравнение с плюсом или с минусом, в зависимости от того были ли границы расширены или сужены.

Расчет среднегодовой численности постоянного населения осуществляется по формуле:

где: S(sr) - среднегодовая численность постоянного населения за отчетный год;

S(t) - численность постоянного населения на начало года t;

S(t+1) - численность постоянного населения на конец года.

3.3. Объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств на душу населения определяется по формуле:

где: V - Объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств на душу населения;

Ид - объем инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств за отчетный год (в текущих ценах);

S(sr) - среднегодовая численность постоянного населения за отчетный год.

______________________________

* Все понятия и определения даются исключительно в целях расчета показателя "Инвестиции в основной капитал (без бюджетных средств) на душу населения".

** На практике невозможно выделить сделки по приобретению инвестиционных товаров между резидентами и нерезидентами субъектов Российской Федерации. Поэтому инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации, в целях исключения двойного счета, оцениваются только в части создания и приобретения новых основных средств.