Статистический сборник народное хозяйство ссср. Народное хозяйство ссср

  • 13.03.2020

Развитие экономики СССР в довоенный период

Замечание 1

Народное хозяйство Советского Союза к началу второй мировой войны располагало процветающим сельским хозяйством, сильными промышленными мощностями, крупными трудовыми ресурсами. СССР занимал первые места по запасам нефти, угля и других природных ресурсов, что давало его огромные преимущества для развития промышленности. Одной из ведущих задач партии выступало развитие топливно-энергетического комплекса страны. СССР по темпам роста производства продукции данной отрасли опережал другие страны в 2-3 раза, такие объемы производства давали толчок развития и других отраслей.

Еще одной отраслью, которой партия отводила особую роль являлось машиностроение, поскольку оно играло решающую роль в техническом перевооружении страны. Сельское хозяйство в стране развивалось решительными темпами, по всей стране насчитывалось около 240 тыс. колхозов и 4 тыс. совхозов. Быстрыми темпами росла отрасль транспорта, в первую очередь железнодорожного, который осуществлял 85% всего грузооборота. Немаловажной отраслью в довоенные годы выступала связь. К 1940 году Советский Союз установил телефонную связь со всеми государствами, увеличил количество почтовых отделений связи до 50 тыс.

Расходы бюджета на оборонную промышленность в последние годы предвоенного периода возросли в шесть раз по сравнению с 30м годом. Общие капитальные вложения в экономику СССР в предвоенные годы (1938-1941) составили более 17 млрд рублей, что более чем в два раза больше чем в первую пятилетку.

Во время Великой Отечественной войны погибло около 27 млн человек, голод, продолжавшийся до 1947 года унес жизни еще 0,8 млн человек. В короткие сроки были восстановлены многие отрасли народного хозяйства и разрушенные города и села. После войны началась перестройка народного хозяйства с военно-промышленного на гражданский лад. Во время четвертой пятилетки было построено около 6тыс. крупных промышленных предприятий, повысилась производительность труда на 25%. Техническое перевооружение предприятий происходило в основном за счет полученного из Германии оборудования.

Довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции был достигнут лишь спустя 10 лет., основной упор делался на развитие промышленности. Государство помогало колхозникам лишь поставкой сельскохозяйственной техники, за которую они должны были государству платить сельскохозяйственной продукцией, которая также облагалась высокими налогами. Транспортная отрасль тоже потихоньку восстанавливалась. Однако строительство крупных железнодорожных магистралей было приостановлено вплоть до 1950 года.

Незначительно вырос уровень жизни городского населения – промышленные и продовольственные товары больше не распределялись по карточной системе, студентам начали выплачивать стипендии, социально незащищенным слоям населения – пособия, все это достигалось за счет средств сельского населения.

Особенности народного хозяйства СССР в годы «холодной войны»

Начало противостояния между социализмом и капитализмом было положено сразу после окончания второй мировой войны. Две сверхдержавы США и СССР вступали в спор практически по всем возникающим на мировой арене вопросам.

    Промышленность . По-прежнему в СССР главенствующая роль отводилась промышленности и в 1953 году Г.М. Маленковым были предложены реформы управления промышленностью, суть которых заключалась в приоритетной поддержке легкой и пищевой промышленности, что вызвало бурное недовольство руководителей предприятий тяжелой промышленности и стало причиной отстранения Маленкова. В те годы у руля стоял Н.С. Хрущев. Он предпринял попытку преобразования министерств в совнархозы для перехода с отраслевого типа контроля на территориальный, со временем это привело к сложностям коммуникации и управления.

    В 1960-х годах темпы развития промышленности и экономического развития государства в целом начали снижаться. В 1965-м году вновь были образованы министерства. С 1966 по 1970 годы (восьмая пятилетка) объем промышленного производства вырос в 1,5 раза, а к началу 70-х снова начал снижаться, что было вызвано отсутствием внедрения новых технологий и экстенсивным ростом производства в последние годы. В начале 80-х ставка была сделана на добычу полезных ископаемых и СССР приносил около 10% мировой добычи нефти и газа, так правительство подсадило страну на «нефтяную иглу».

    Сельское хозяйство . Эта отрасль при правлении Хрущева тоже испытала на себе реформы. Налоги, взымаемые с крестьян были снижены, а государство продолжало увеличивать поставки сельскохозяйственной техники в села. В начале 50-х все силы были брошены на освоение целины в западной Сибири и Казахстане – было отправлено около 300 тыс. человек и много новой сельскохозяйственной техники. Поначалу целина приносила хороший урожай, однако к концу 50-х в силу эрозии почв и климатических условий урожай начал падать. С целью увеличения урожая были расширены площади посева для кукурузы. В начале 60-х снова появилась продовольственная проблема. Правительство попыталось решить ее за счет повышения цен на продукты животноводства, что вызвало бурное недовольство среди городских граждан.

    Социальная сфера . К середине 50-х партия стала больше внимания уделять социальной сфере: отменили плату за обучение в вузах и школах, увеличили пенсии в два раза, начался этап повсеместного жилищного строительства.

    Наука . Наука получила бурное развитие в годы «холодной войны». Конкуренция с западом привела к появлению ядерной энергетики, в 53-м году были проведены испытания первой водородной бомбы. Позже появились первые атомные электростанции, ледокол, подводные лодки, первый реактивный пассажирский самолет.

Замечание 2

Народное хозяйство СССР на протяжении всего существования Советского государство испытывало подъемы и падения. Это было связано, в первую очередь с неоднородностью развития страны в различные политические периоды. Директивы и реформы не всегда давали эффект, а правительство страны часто руководствовалось собственными интересами при принятии решений (особенно в годы «холодной войны»).

Послевоенная экономика. Вторая мировая война нанесла колоссальный ущерб народному хозяйству СССР. В 1945 г. промышленность освобожденных от фашистской оккупации районов производила лишь 30% довоенной продукции (в Украине - 26% довоенного уровня), сельское хозяйство - 60%. На оккупированных территориях было потеряно 2/3 национального имущества СССР (в Украине остались невредимыми только 19% довоенной численности промышленных предприятий). Если стоимость всего разрушенного в европейских странах составляла 260 млрд долл., то почти половина (128 млрд долл.) из них приходилась на СССР на Германию - 48 млрд долл.). Расходы СССР на войну составили 357 млрд долл., тогда как расходы США - 275 млрд долл. До огромных военных расходов следует добавить человеческие ресурсы - более 27 млн человек, почти половина из которых украинцы (человеческие потери Украины, по разным данным, составляет 7-15 млн человек).

В то же время общий уровень промышленного производства в 1945, p. по официальной советской статистике, снизился лишь на 8% по сравнению с 1940 г. Этому способствовала невиданная по своим масштабам эвакуация. В восточные районы РСФСР, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмению и Киргизию было эвакуировано до 2,6 тыс. предприятий (из Украины вывезено 1 тыс. предприятий и более 4 млн человек для обеспечения их работы), перегнано около 10 млн голов скота, из них 1,5 млн голов крупного рогатого. Это способствовало ускоренному развитию восточных районов. За период войны здесь ввели в действие 3,5 тыс. крупных предприятий, особенно быстрыми темпами росло военное производство. Вследствие этого индустриальная мощь Урала возросла в 3,6 раза, Западной Сибири - в 2,8, Поволжья - в 2,4 раза. Доля Украины, например, в объеме общесоюзного производства упала с 18% в довоенный период до 7% в 1945 г. В дальнейшем, несмотря на бурное развитие национальной промышленности, Украина уже не сможет вернуть себе место единоличного лидера, поскольку новые индустриальные центры, возникшие за Уралом, развивались более быстрыми темпами.

При общем падении промышленного потенциала тяжелая промышленность страны на 12% превысила довоенный уровень. Ее доля в общем объеме промышленного производства выросла в 1945 г. до 74,9%. Это произошло, в частности, за счет резкого падения производства и без того слабо развитых легкой и пищевой промышленности. В 1945 г. выпуск хлопчатобумажных тканей составил лишь 41% от уровня 1940, p. кожаной обуви - 30, сахара - 21% и др. Итак, война нанесла не только колоссальных убытков промышленности, но и изменила ее географию, особенно отраслевую структуру. Поэтому в специфическом понимании великую Отечественную войну можно рассматривать как очередной, слишком особый этап в дальнейшей индустриализации СССР.

Основные источники перестройки. В связи с потерей значительной части экономического потенциала на западных территориях (накануне войны доля только Украины (УССР) в Советском Союзе в добыче угля составляла 50,5%, железной руды - 67,6, в выплавке чугуна - 64,7, стали - 48,9%) и перемещения значительной его части на Восток, а также в связи с необходимостью перехода экономики на военные рельсы национальный доход СССР в 1941 г. снизился на 1/3. С 1943 г. национальный доход постепенно увеличивается, в 1944 г. он вырос уже на 30%, хотя его объем и до конца войны не достиг довоенного уровня.

Это отразилось на формировании государственного бюджета, который в 1942 г. уменьшился до 50 млрд рублей (в масштабе цен, которые действовали в тот период). Для наполнения бюджета и покрытия расходов привлекали дополнительные доходы, преимущественно из внутренних источников. К ним принадлежали такие.

1. Поступления от государственных предприятий, которые в результате организационно-технических мероприятий, направленных на рост производительности труда, снижение издержек производства и себестоимости продукции, существенно улучшили экономические показатели деятельности. С 1942 по 1945 г. они выросли на 60 млрд рублей.

2. Поступления от населения. После введения в начале войны некоторых новых налогов (военного и других) их доля в бюджете увеличилась с 5,2% (1941) до 13,2% (1945). В целом с 1942 по 1945 г. общие поступления от населения в бюджет выросли на 36 млрд рублей.

Значительную финансовую помощь государству предоставило населения в виде подписки на государственный заем. За годы войны было выпущено четыре государственные займы, и с их помощью дополнительно собрано 67 млрд рублей поступлений в государственный бюджет. Сюда следует добавить добровольные взносы граждан. Всего за годы войны от населения поступили в форме добровольных взносов 94,5 млрд рублей, 130,7 кг золота, 13 кг платины, 9,5 т серебра, значительное количество ценных изделий, облигаций и зарубежной валюты.

3. Поступления за счет изменения структуры расходов государственного бюджета. В наиболее напряженный период войны около 60% финансовых ресурсов бюджета было направлено на финансирование обороны. В 1944 г. их доля снизилась до 52,3, а в 1945 г. - до 42,9%.

4. Рост промышленного потенциала на Востоке страны и его дальнейшее развитие расширяли возможности для увеличения средств народного хозяйства. Росла доля поступлений в государственный бюджет из этого региона. Если в 1942-1943 гг. бюджетные расходы преобладали поступления, они составляли соответственно 17,3 и 15,8%, то в 1944-1945 гг. ситуация изменилась, и они уже составляли соответственно 20,3 и 24,9%.

5. Помощь со стороны государств антигитлеровской коалиции (по ленд-лізом). По соглашению между США, Великобританией и Канадой Советскому Союзу в период войны как помощь была поставлена вооружения, продовольствия, оборудования на сумму 9,8 млрд долл. Однако весь импорт в военные годы составлял лишь около 4% промышленного производства СССР за этот период.

До сих экономических источников следует добавить огромный энтузиазм и патриотизм людей. Главной производительной силой стали женщины, доля которых в народном хозяйстве с 1940 по 1945 г. выросла с 39 до 56%, в том числе в промышленности - до 52%. В 1942 г. Наркомата тяжелого машиностроения не хватало 5 тыс. рабочих, Наркомата танковой промышленности - 45 тыс, Наркомата вооружения - 64 тыс, Наркомата авиационной промышленности - 215 тыс, Наркомата боеприпасов - 35 тыс, Наркомата черной металлургии - 9 тыс., Наркомата цветной металлургии - 8 тыс. человек. (На оккупированной территории осталось 45% довоенного населения страны). их заменили дети, пенсионеры, сельские жители.

Материально-техническое обеспечение армии, что требовало непрерывного расширения военного производства и обновление военной техники, восстановление разрушенного войной хозяйства были самым тесным образом связаны с необходимостью национального роста основных фондов как базы расширенного воспроизводства. В СССР объем капиталовложений в годы войны постоянно увеличивался: в 1943 г. он составил 25,9 млрд рублей, в 1944 г. - 35,6 млрд, в 1945 г. - 42,9 млрд рублей. Это дало возможность восстановить объем основных фондов в 1945 г. на 91% по сравнению с 1940 г. (в 1942 г. они составили 63% от уровня 1940, p. в 1943 г. - 76, в 1944 г. - 87%).

Расширенное воспроизводство осуществлялось в сфере материального и нематериального производства. В результате войны в 1942 г. фонд нематериального производства в народном хозяйстве (жилой фонд, учреждения социально-культурного и коммунально-бытового назначения) снизился по сравнению с довоенным уровнем почти на 50%. Перебазирование на Восток большого числа предприятий, значительной массы рабочих и членов их семей потребовало расширения, по тогдашней терминологии, непроизводственных фондов. Выделение с этой целью капиталовложений, усилия трудящихся дали возможность не только приостановить уменьшения непроизводственных фондов, но и постепенно их увеличить. В 1943 г. они возросли по сравнению с 1942 г. на 29%. В 1944 г. прирост непроизводственных фондов составлял 20%. Ни в одной из других стран, воевавших в период Второй мировой войны почти не велось жилищного строительства. В СССР в 1942 г. было построено 5,8 млн кв. м жилой площади, в 1943 г. - 10,5 млн, в 1944 г. - 15,7 млн, в 1945 г. - 15 млн кв. м.

Значительно худшие условия сложились в сельском хозяйстве - разрушено до 100 тыс. колхозов и совхозов, 2,6 тыс. машинно-тракторных станций. Трудоспособного населения стало меньше почти в 1,5 раза. Энерговооруженность сельского хозяйства упала почти на 40%. Поголовье лошадей сократилось примерно в 1,5 раза, крупного рогатого скота - на 20, свиней - на 65%. Посевные площади уменьшились на 36,8 млн га, урожайность зерновых снизилась с 8,6 ц/га в 1940 г. до 5,6 ц/га в 1945 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. сократилась по сравнению с 1940 г. на 40%, производство зерна и хлопка уменьшилось в 2 раза, мяса - на 45%. Полностью или частично в СССР было разрушено более 70 тыс. сел, 28 тыс. из них в Украине, 30% сельских жителей остались без крова.

Следовательно, в отличие от промышленности и транспорта, которые хотя и понесли большие убытки, однако ускоренно, в первоочередном порядке, отстраивались уже в годы войны, положение в сельском хозяйстве было просто катастрофическим. Большинство населения СССР буквально балансувало на грани выживания. В 1946 г. вследствие неурожая и непомерного выкачивания из села продовольственных ресурсов (того года в Украине колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны, а планы хлебозаготовки были увеличены с 340 до 360 млн пудов), вследствие экспортных поставок за рубеж в Украине, Молдове, областях Центрально-Черноземной зоны, Нижнего и части Центрального Поволжья начался страшный голод, который охватил до 100 млн человек. От голода и болезней в 1946-1948 гг. умерло около 2 млн человек, из которых почти половина - в Украине (в 16 восточных, а также в Измаильский и Черновицкой областях в 1946 г. умерло почти 282 тыс, а в 1947 г. - более 528 тыс. человек). До лета 1947 г. только в Украине было зарегистрировано почти 1 млн больных дистрофией.

Выбор экономической стратегии. Как и ранее, выбор экономической стратегии СССР определялся политическим курсом, который зависел прежде всего от воли И. Сталина и от соотношения сил правящей элиты. Он был важным фактором возможных зарубежных займов и инвестиций. Степень конверсии и объем ресурсов, что обратились на развитие ВПК, уровень экономического сотрудничества с западными государствами в значительной степени определяли масштабы накоплений, их структуру (в частности, долю внутренних накоплений в ВВП) и степень закрытости (автаркии) советской экономики.

Война сблизила СССР с мировым обществом, а его отношения с западными государствами вступили партнерского, казалось бы, даже дружеского характера. Победа в войне изменила душную общественную атмосферу конца 30-х годов и дала импульс демократическому обновлению советской системы, надежды на перемены к лучшему. В общественном сознании стал понемногу исчезать страх. Война научила людей критически мыслить. Для многих из них она стала "открытием" Мероприятия (за рубежом побывало более 6 млн человек в составе действующей армии и еще 5,5 млн репатриантов), пошатнула идеологические стереотипы, вызвав интерес и симпатию к западной цивилизации.

Реформаторские настроения проникли и в большевистскую элиту, существенно обновленную в годы войны. Война приучила управленческий корпус к инициативе, отбросив на второй план выявления "вредителей" и "врагов народа". В годы войны, в отличие от других стран, уменьшился степень централизованного государственного регулирования некоторых секторов советской экономики. Как следствие, в районах, которые не были оккупированы, несколько возросли доходы сельского населения. Забота о выживании населения и выполнения государственных задач побудили местную власть поощрять мелкотоварное производство. Возвращение к мирной жизни требовало или узаконивание, институционализации этих новаций, существенной коррекции довоенной экономической политики, или возврат к предыдущей централизованной модели экономики с гипертрофированным военным сектором (даже гражданские предприятия имели одновременно и военный профиль, мобилизационные мощности на случай войны), строгим административно-политическим контролем за деятельностью хозяйственной администрации, предприятий и всех рабочих.

Принятый в мае 1946 г. Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. определял напряженные задания, основным из которых было: обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Это стало первым шагом на пути возвращения к довоенной модели развития народного хозяйства. Однако многие аспекты экономической стратегии еще не было определено. Задача четвертой пятилетки не исключали некоторых вариантов развития в рамках централизованной системы планирования и управления народным хозяйством СССР.

Однако прогрессивный распад антигитлеровской коалиции, борьба с западными державами за разделение Европы и начало "холодной войны" способствовали конечной победе сторонников централизации и развития ВПК, за спиной которых стоял И. Сталин. В этом же направлении действовали и некоторые внутренние факторы: голод 1946, p. который способствовал резкому усилению контроля государства над селом, обострение социально-экономической ситуации в городах (в том числе с отменой карточной системы и денежной реформы 1947 г.).

Особенности восстановления в СССР. Советское правительство отказалось в 1947 г. от участия в плане Маршалла, направленного на экономическое возрождение Европы, и начал насаждения в Восточной Европе откровенно коммунистических правительств, оказав "социалистических преобразований", что еще больше обострило отношения с США. Страна не только вернулась к предыдущей модели экономики, но и жила буквально в предвоенном режиме, что определило особенности восстановительного периода в СССР.

Во-первых, это не только опора на внутренние ресурсы и силы, но и к тому же разнообразная помощь другим странам социалистического лагеря.

Во-вторых, в отличие от Запада, где восстановление началось по стабилизации национальной валюты, восстановления инфраструктуры (дорог, средств связи и др.), развития сельского хозяйства и легкой промышленности, затем реконструкции и технического переооснащення тяжелой индустрии, в СССР ставка делалась прежде всего на восстановление работы тяжелой индустрии, на экономию и накопления финансов и ресурсов за счет сельского хозяйства, легкой промышленности и социальной сферы. В 1946-1950 гг. на потребности тяжелой промышленности как основы ВПК было направлено 80% капиталовложений. Это, безусловно, давало эффект в отраслях, ориентированных на ВПК (электроэнергетика, металлургия, машиностроение и т.д.), но вместе с тем тормозило и деформировало процесс производства потребительских товаров и развития сельского хозяйства.

Послевоенное село финансировалось по остаточному принципу (не более 7% общего объема ассигнований). Оно было вынуждено выполнить как минимум три задачи: обеспечить потребности промышленности в сырье, решить проблему снабжения городов продовольствием, вырастить достаточное количество сельскохозяйственной продукции для экспорта в страны Восточной Европы. Пытаясь выполнить эти широкомасштабные задачи в условиях хронической нехватки средств, официальная власть практиковала традиционные командные методы: усиление давления на село, наведение жесткого порядка - кампания в деле ликвидации и нарушения колхозного устава (1946); прямые репрессии - депортации в Сибирь лиц, которые "злостно" уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве (с 1948); попытки структурной перестройки организации сельскохозяйственного производства - политика укрупнения колхозов (1950).

В-третьих, форсирование развития тяжелой промышленности и ВПК, как и перед войной, сопровождалось мощными мобілізаційно-пропагандистскими мерами - движениями передовиков и новаторов, социалистическим соревнованием. Движением за досрочное выполнение пятилетнего плана и повышение производительности труда было охвачено в 1946 г. 80% рабочих и служащих, в конце 1948 г. - уже 90%.

По-четвертых, колоссальное, невиданное в XX в. использования внеэкономического принуждения. Репрессии не прекращались в период войны, а после ее окончания стали нарастать. За 1945-1953 гг. число заключенных в лагерях и колониях Гулага возросло с 1,5 млн до 2,5 млн человек. По некоторым оценкам, в результате послевоенной волны репрессий в тюрьмах, лагерях, колониях и ссылках оказалось 5,5-6,5 млн человек. Сфера в"язнично-лагерной, по сути рабского труда, была важной неотъемлемой частью советской экономики. Министерство внутренних дел стало огромным хозяйственным ведомством. Руками заключенных сооружали многочисленные крупные объекты четвертой и пятой пятилеток в атомной, металлургической, энергетической промышленности, на транспорте.

По-пятое, чрезвычайное огосударствления экономики. Это, в частности, давало возможность за короткое время мобилизовать значительные материальные и человеческие ресурсы, быстро перебрасывать их с одного места в другое и концентрировать на восстановлении или построении необходимого объекта.

Восстановление и развитие народного хозяйства. Согласно официальным данным уже в 1948 г. по объему промышленного производства СССР достиг довоенного уровня. За годы четвертой пятилетки валовая продукция промышленности по сравнению с 1940 г. выросла на 73% вместо 48% по пятилетним планом. При этом тяжелая промышленность увеличила производство в 2 раза (машиностроение - в 2,3 раза), а легкая - лишь на 23%. Основные производственные фонды увеличились на 58%, производительность труда в промышленности - только на 37%. Итак, промышленное производство развивалось в основном на экстенсивной основе.

Успехам в развитии индустрии, капитальном строительстве способствовали не только внутренние факторы (тяжелый труд людей, концентрация ресурсов за счет "экономии" на жизненном уровне народа, сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере), но и репарации Германии. В целом они составили 4,3 млрд долл., что обеспечило почти половину оборудования для объектов промышленности, ускорению НТП. Однако при всем своем значении репарации и военные трофеи не могли компенсировать отсутствие крупных иностранных инвестиций, масштабную помощь СССР восточноевропейским странам советского блока, Китая и Кореи.

Значительные промышленные мощности высвободила конверсия. В 1946 г. доля военных расходов снизилась до 24% (против 32% в 1940 г.); численность вооруженных сил в 1945-1948 гг. сократилась более чем в 3,9 раза: с 11,4 до 2,9 млн человек. Правда, в 1947 г. спад в некоторых военных отраслях снова сменился подъемом. Однако, даже по официальным данным советской статистики, в четвертой пятилетке на укрепление обороноспособности выделили 19,8% госбюджета (в первой пятилетке - 5,4, во второй - 12,7 и за три года третьей - 26,4%). Благодаря этому на середину 50-х годов в СССР были заложены основы военно-промышленного комплекса, который стал важной, приоритетной частью экономики.

Тяжелым остается положение в сельском хозяйстве. Давление на село было сопоставимо разве что с периодом массовой коллективизации, но теперь основные усилия государственно-административного аппарата не сосредотачивались на создании колхозов, а на безжалостном изъятии у них продовольственных и денежных ресурсов. Нередко, выполнив государственный план поставок, колхозы оставались без хлеба. В 1947 г. средняя норма выдачи зерна на трудодень была ниже от уровня 1940 г. почти в 2 раза, а в некоторых колхозах зерна крестьянам не выдавали совсем. В последующие годы, несмотря на некоторое улучшение, доходы от колхозов составляли в среднем лишь 20,3% денежных доходов семьи крестьянина, а 27,4% колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. В результате развернутой государственной кампании в 1946-1947 гг. площадь приусадебных участков крестьян было сокращено на 10,6 млн га.

Село оставалось основным "донором" сталинской экономики и вместе с тем пасынком о выделении государственных ресурсов. Не случайно в начале 50-х годов оно лишь приблизилось к довоенному уровню, хотя по плану четвертой пятилетки должно превышать его на 27%. Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства в 1950-1953 гг., по официальным данным, составляли 1,6%.

Несмотря на усиление давления на село, продовольственная проблема в послевоенные годы оставалась в дальнейшем острой. Только в декабре 1947 г. отменили карточную систему на продовольственные и промышленные товары и осуществили переход к продаже их в открытой торговле по единым государственным розничным ценам. Одновременно с отменой карточной системы провели денежную реформу, целью которой была ликвидация последствий войны в финансово-денежной сфере и упорядочению всей финансовой системы. Эти правительственные меры имели неоднозначные последствия. В частности, отмена карточной системы, безусловно, свидетельствовало о некоторой стабилизации народного хозяйства. Однако после 1947 г. заработная плата большей части населения, что выросла лишь на половину довоенного уровня, существенно отставала от новых государственных цен, которые почти втрое превышали довоенный уровень. Поэтому в 1947-1950 гг. цены на товары снижались пять раз. Однако со временем этот процесс словно оторвался от своей предыстории и отложился в массовом сознании как сталинский курс на регулярное снижение цен.

Неоднозначно повлияла на жизненный уровень населения и денежная реформа. С одной стороны, она привела денежную массу, которая была в обращении, в соответствие с потребностями хозяйства. В годы войны в связи с большими военными расходами и дефицитом государственного бюджета государство вынужденно прибегла к денежной эмиссии. Кроме того, на оккупированных территориях фашисты с целью подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении была денежная масса, которая в 3,8 раза превышала довоенную и значительно превышала потребности народного хозяйства. Поэтому покупательная способность рубля снизилась. Провели переоценку трудовых сбережений населения в сберкассах на нескольких условиях (до 3 тыс. руб. обмен денежных знаков осуществлялся как 1: 1; для тех, кто имел вклады от 3 до 10 тыс, обмен шел как 2: 3, а для вкладов более 10 тыс. руб. - как 1: 2). С другой стороны, денежная реформа больно ударила по крестьянству, которое сохраняло деньги, главным образом, дома и было вынуждено осуществлять обмен из расчета 1: 10.

Несмотря на постепенное увеличение номинальной, а частично и реальной зарплаты, даже в городах уровня жизни 1940 г. было достигнуто только в 1951, p. а уровня 1928, p. который, в свою очередь, приближался к уровню 1913, p. достигли только в 1954 г. Крайне обострилась жилищная проблема.

Следовательно, политическое и хозяйственное руководство СССР в послевоенные годы выбрало наиболее сложный и ресурсоемкий вариант восстановления и развития советской экономики. Он предусматривал не только авторитарный развитие с опорой на собственные силы, но и ограничивался курсу на максимальное форсирование тяжелой промышленности и ВПК за счет беспрецедентного ограбления деревни, сдерживания жизненного уровня населения, торможение развития социальной сферы, легкой и пищевой промышленности. Реализация такого курса требовала не просто масштабного внеэкономического принуждения, а массовых репрессий и вместе с тем формального одобрения его (курса) населением страны. В этот период СССР завершил формирование послевоенной командно-административной системы.

Одним из весьма заметных мероприятий нового руководства страны СССР во главе с Л.И. Брежневым стало проведение экономической реформы. Ее главным идеологом и инициатором был председатель правительства А.Н. Косыгин.

Первым шагом в преобразованиях явились ликвидация совнархозов и восстановление отраслевого принципа управления народным хозяйством.

Курс новой реформы был направлен на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление системы их материального стимулирования, для этого существенно сокращалось число обязательных плановых показателей. Теперь ведущим показателем эффективности работы предприятия были стоимостной показатель реализованной продукции. Данная новация стимулировала предприятия к выпуску качественных, конкурентно-способных товаров, пользовавшихся на рынке. Предприятия и объединения были переведены на систему хозяйственного расчета (хозрасчет), предполагающая оставление части полученной прибыли на предприятии. Из нее формировались фонды развития предприятия, его социальной сферы и фонд поощрения работников. Задача реформы - повышение уровня интенсификации производства и как результат - обеспечение устойчивого роста экономики в целом.

Одновременно с хозяйственной реформой в промышленном секторе новое руководство предприняло ряд мер по выводу из кризисного положения сельского хозяйства, где произошло заметное снижение валовых показателей. На пятилетие до 1970 г. был установлен сниженный план обязательных закупок зерна и продукции животноводства при одновременном увеличении закупочных цен. А за сверхплановую продажу зерна хозяйства получали надбавку в размере 50% к основной закупочной цене.

Увеличение закупочных цен в ходе реформ 1953-1954 и 1965 гг. масштабные капиталовложения 1970-х начала 1980-х гг. в итоге не способствовали развитию этой отрасли. Она не обеспечила растущих потребностей народного хозяйства, а требовала от государства все новых и новых инвестиций, превращаясь в "черную дыру" советской экономики. Именно сельское хозяйство наиболее ярко отражало несостоятельность "социалистических методов хозяйствования".

К началу 1970-х гг. произошли существенные изменения в приоритетах развития третьей НТР, основным направлением которой явились информационные технологии. В народное хозяйство внедрились лишь 1/5 часть изобретений. Отставание в развитии НТП происходило на фоне окончательного возврата руководства к прежней хозяйственной практике в результате экономической контрреформы 1979г. Стратегическими направлениями хозяйственной политики оставались традиционные отрасли, развивающиеся на основе преимущественно экстенсивного метода, а не наукоемкие производства. СССР в эти годы выходит на первое место в мире по производству нефти, газа, стали, железной руды, минеральных удобрений, серной кислоты, тракторов, комбайнов и т.д. Из-за слабого внедрения достижений НТП даже в традиционных отраслях советская экономика все более отставала. Среднегодовые темпы роста промышленного производства с 8,5% в 1966-1970 гг. снизились до 3,6% в 1981-1985 гг., национального дохода - с 7,2% до 2,9%. К началу 1980-х гг., советская экономика вошла в полосу стагнации. В натуральном выражении объемы производства в ряде отраслей не только не росли, но и напротив снижались. Фактически прекратился рост производительности труда.

Чуть лучше складывалась ситуация в ВПК. Несмотря на установление военно-стратегического паритета с США, гонка вооружений продолжалась и в 1970-1980 гг. По западным оценкам, военные расходы СССР составляло около ј ВВП, что многократно превышало соответствующие показатели США. На военные нужды работало до 80% отечественного машиностроения. Огромные средства расходовались государством на поддержание антиимпериалистических режимов по всему миру.

Немалые средства для обеспечения роста уровня жизни советского народа и поддержания затухающих темпов развития народного хозяйства приносил массированный экспорт нефти и газа. Только за 1970-1980-е гг. ежегодный экспорт нефти вырос почти вдвое с 66,8 млн. до 119млн. т., а газа - в 16 раз (с 3,3 млрд. до 54,2 млрд. м3). Позитивное влияние на развитие рынка потребительских товаров оказала расширявшаяся кооперация социалистических стран в рамках СЭВ. В результате расширения внешнеэкономических связей внешнеэкономический оборот СССР за 1970-1985 гг. вырос более чем в шесть раз - с 22,1 млрд. до 142 млрд. руб. Это способствовало длительному поддержанию затухающих темпов роста народного хозяйства страны в период стагнации и в последующую эпоху реформ. Одним из грозных проявлений системного кризиса стала подавленная инфляция, в основе которой лежал растущий год от года разрыв в темпах увеличения денежных доходов населения и затухающих темпов роста совокупного предложения на рынке потребительских товаров и услуг. Эта проблема выдвинулась в качестве основной в период "перестройки" и в первые годы радикальных реформ перехода к рынку.

Отечественная культура в условиях тоталитарного общества В 1946-1950 годы были восстановлены в основном разрушенные войной учебные заведения. В короткий срок была восстановлена система всеобщего начального обучения. С 1952 года обязательным становится образование в объеме 7 классов, а уже в середине 50-х годов в столичных и крупных городах было введено обязательное десятилетнее образование.

Существенные изменения в сфере просвещения произошли в 1958 г. Вместо семилетнего вводилось всеобщее восьмилетнее образование, переход к которому был завершен к 1963 году. В эти годы в школьном образовании наблюдалась тенденция преобладания политехнических знаний над общеобразовательными, чрезмерного увеличения учебных часов на профессиональное обучение в ущерб основным наукам. В связи с этим в 1964 г. срок производственного обучения был сокращен с 3 до 2 лет. Средняя общеобразовательная школа из одиннадцатилетки превратилась в десятилетку.

В 60-е годы коренному преобразованию подверглась и система профессионально-технического образования. Школы ФЗО, ремесленные, железнодорожные, строительные и училища механизации сельского хозяйства были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища с общеобразовательной подготовкой.

Следует заметить, что в советский период успехи в деле народного просвещения в основном были связаны с коллективными показателями. Несомненным достижением была ликвидация неграмотности. В 1966 г. был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию. Следует отметить, что обучение от начального до высшего велось бесплатно. К началу 80-х годов в 488 вузах России обучалось более 3 миллионов студентов, а в 2500 средних специальных учебных заведениях - более 2.5 миллионов человек. По количеству специалистов с высшим и средним образованием страна занимала одно из первых мест в мире.

Несмотря на все это качество подготовки специалистов не соответствовало мировому уровню и требованиям научно-технического прогресса. Образование, особенно в области гуманитарных дисциплин, имело урезанный односторонний и ярко выраженный идеологический характер. Переход к среднему всеобучу привел к резкому снижению уровня знаний. Обязательность образования вырабатывала у молодежи негативное отношение к учебе, зачатки обскурантизма. Погоня за количественными показателями расширяла тиражирование псевдообразованности.

В послевоенные годы сфера науки, как и вся культура, подверглась идеологическому прессингу. Не только в гуманитарных, но и в казалось бы не имеющих ничего общего с идеологией точных и естественных науках на первый план выдвинулся принцип верности марксистско-ленинскому методу. В 1947 году в стране развернулись погромные "дискуссии" по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Целый ряд научных направлений в физике, математике, химии, биологии был объявлен идеологически неверным, а ученые, разрабатывавшие эти направления, подверглись преследованиям. Была окончательно разгромлена отечественная генетика, остановлено на многие годы развитие кибернетики. Это положило начало отставанию российской науки по многим базовым отраслям. Тем более, что в ряде наук, как это было особенно в биологии, насаждались лженаучные представления.

Основной упор в научной сфере партийное руководство в послевоенные годы делало на укрепление военной мощи государства. К числу приоритетных в первую очередь была отнесена физика атомного ядра и элементарных частиц. Были созданы Институт атомной энергии и Институт ядерных проблем.29 августа 1949 г. под руководством И. Курчатова было произведено испытание атомного оружия.

Следует сказать, что заметный подъем отечественной науки наблюдался в 50-60-е годы. Общеизвестны достижения в области ядерной физики, ракетостроения и освоения космоса. Была создана водородная бомба, осуществлена реакция термоядерного синтеза, в 1957 г. произведен запуск первого искусственного спутника, а в 1961 г. - первого пилотируемого космического корабля. С этого времени берет начало активное освоение космоса. Продолжались теоретические разработки. В 1957 г. был введен в строй самый мощный в то время ускоритель элементарных частиц - синхрофазотрон. Работы, связанные с атомом, концентрируются в объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Велись разработки мирного использования атомной энергии. Первая в мире атомная электростанция была открыта в 1954 г. в Обнинске.

Отечественная наука в 60-70-е годы в своих базовых отраслях добилась значительных успехов. Нобелевской премии за фундаментальные исследования в области электроники были удостоены академики Н. Басов и А. Прохоров. За разработку теории жидкого гелия Нобелевской премии был удостоен академик Л. Ландау. Академиком А. Логуновым разработан новый подход к проблеме множественного рождения частиц при высоких энергиях. Под его руководством был основан Институт физики высоких энергий, построен протонный синхротрон. Группой ученых под руководством Г. Флерова были синтезированы новые элементы таблицы Менделеева. В эти годы открываются новые отрасли науки - химия твердого состояния, физика твердого тела. Возобновляются исследования в области генетики и кибернетики. Развитие космонавтики связано в эти годы с переходом от единичных полетов к созданию орбитальных станций и проведению длительных околоземных экспедиций. Нужно отметить, что эта сфера отечественной науки не выдержала неофициального соревнования с США, которые первыми совершили высадку человека на поверхность Луны и перешли к использованию космических кораблей многоразового исследования. Следует сказать, что успехи в науке во многом были обусловлены военнополитическими интересами Советского Союза, его престижа на международной арене. Открытия и изобретения отечественных ученых, не имевших выход на военно-промышленный комплекс, внедрялись очень медленно или оставались в виде теоретических разработок и проектов. Такое отношение привело к тому, что в 70-е годы в стране, первой вышедшей в космос, 40% рабочих и 75 крестьян работали вручную. Научно-технический прогресс в производство внедрялся очень медленно. Это же можно сказать и осферебыта.

Таким образом и образование, и наука, как и вся культура, в советское время находилась под контролем государственной машины. Были достигнуты несомненные количественные успехи - значительно расширилась сеть учебных и научно-исследовательских учреждений, ликвидирована неграмотность, увеличилось число занятых в этих сферах культуры. Однако качество и уровень знаний заметно снизился и отстал от современных требований. При известных успехах в науке результатом ее развития стало общее отставание от мирового уровня, особенно в тех отраслях знания, в которые государство и идеология усиленно вмешивались и искусственно тормозили.

По окончании войны тоталитаризм предпринимает ряд мер, направленных на искоренение ожиданий либеральных перемен в жизни общества, проявившихся в результате победоносного завершения борьбы с фашизмом. Эти меры коснулись не только политической сферы, но и культуры, в том числе и художественного творчества. В августе 1946 г. по инициативе Сталина принято постановление ЦК ВКП (б)"О журналах "Звезда" и "Ленинград", а затем целая серия других "идеологических" постановлений: "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь", "Об опере Мурадели "Великая дружба" и другие.

Они дали сигнал к публичной травле многих деятелей культуры: писателей А. Ахматовой, М. Зощенко, Э Казакевича, Ю. Германа, композиторов В. Мурадели, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, кинорежиссеров Г. Козинцева, В. Пудовкина, С. Эйзенштейна и других. Вся эта компания своей целью имела "приструнить" интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе партийности и соцреализма.

Смена руководства и попытки либерализации общественной жизни в 50-е годы привнесли в художественное творчество заметное оживление. в это время рождались новые литературно-художественные журналы, что значительно расширяло возможности публикаций поэтов и писателей. Демократический характер редактируемого Твардовским журнала "Новый мир" обусловил его огромную популярность. Появились смелые произведения, разоблачавшие культ личности: "Теркин на том свете" Твардовского, "Наследники Сталина" Е. Евтушенко, "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына. Это рождало надежды на свободное развитие литературно-художественной жизни страны. Однако, несмотря на общее потепление обстановки в обществе, суть тоталитарной системы оставалась прежней, не изменилось и ее отношение к культуре. В ответ на призывы общественности, отменить сталинские постановления по вопросам культуры 1946-1948 годов, было категорически заявлено, что они "сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма" и в своем "основном содержании сохраняют актуальное значение".

В 50-е - первой половине 60-х годов систематической разносной критике за "идеологическую сомнительность", "недооценку руководящей роли партии", "формализм" и "ревизионистские настроения" подвергались писатели и поэты А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, С. Кирсанов, скульпторы и художники Э. Неизвестный, Р. Фальк, режиссер М. Хуциев и другие. Заметную роль в этих разносах сыграл Н. Хрущев как первое лицо в государстве. За опубликованный за границей роман "Доктор Живаго", получивший Нобелевскую премию по литературе, его автор Б. Пастернак был подвергнут откровенной травле и исключен из Союза писателей.

Пожалуй, главным содержанием художественного творчества в этот период было противоборство политико-культурных сил сталинистов и антисталинистов. Пьесы В. Розова, книги В. Аксенова и А. Гладилина, стихи Е. Евтушенко и А. Вознесенского, кинофильмы М. Хуциева воспринимались как нравственно-политичекая позиция, отвергавшая сталинщину. Однако эта позиция страдала наивной верой в возможность исправления и преодоления прошлых ошибок. Творчество художественной интеллигенции не было еще направлено против тоталитарной системы.

Развитие художественной культуры в 60-80-е годы проходило в обстановке неосталинизма. Противоречивость "застоя" весьма своеобразно проявилась в духовной жизни общества. Официальная культура все более склонялась к ритуалу, очищенному от какой-либо содержательности. В то же время через элементарное отрицание этого официоза значительно расширилась возможность для формирования "антистиля" в любых художественных вариантах. Здесь имеется в виду несоответствие методу и задачам социалистического реализма как они понимались идеологическим руководством страны. К "антистилю" приводила, в первую очередь, самобытность и неординарность творцов культуры, таких, как И. Глазунов, А. Тарковский, Э Неизвестный. Но нужно сказать, что разрыв действительности и официоза приводили к ситуации, когда художник, объективно отражающий жизнь вольно или невольно приходил к антистилю. Примером тому писатели-деревенщики В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, своим реализмом талантливо показывающие трагедию угасания основы национальной культуры - русской деревни. Вершинами неофициального направления в художественной жизни стало творчество В. Шукшина и В. Высоцкого. Если первый с идеями российской вольницы и обостренным антиурбанизмом в литературе и кинематографе был более понятен интеллигенции, то уникальность стихов и песен Высоцкого - в их доступности и популярности во всех слоях и кругах общества.

Говоря об официальной культуре, следует сказать, что помимо отказа от реальности она характеризовалась значительной "милитаризацией". Чем дальше в прошлое уходили события войны, тем больше войны было в художественном творчестве. Сюжеты сталинских беззаконий и репрессий, появившиеся в 50-60-е годы, были изгнаны и заменены тотальной "героизацией". Тема простого человека на войне постепенно преобразовалась в "лирическую фигуру для масштаба". В ранг героической активно включаласьипроизводственнаятематика.

Осуществляя тотальный контроль, государство прежде всего обращало внимание на те отрасли художественного творчества, которые имеют самую широкую аудиторию - литературу, кинематограф, телевидение. То что, по мнению чиновников не способствовало или вредило делу коммунистического воспитания, не должно было доходить до народа. Подобный подход определил рождение оригинального явления в отечественной культуре - самиздатовской литературы. Запрещенные книги распространялись в машинописном виде. Самиздат был тесно связан с общественным движением диссидентов и приобрел политическое значение. Государственная монополия на все средства культуры и невозможность реализации творческих замыслов, пропаганды своей деятельности привели к тому, что в 60-80-е годы многие деятели отечественной культуры были вынуждены уехать за границу. Некоторые были высланы из страны властями насильственно. За рубежом продолжали работать поэт И. Бродский, писатели А. Солженицын, В. Войнович, В. Максимов, В. Некрасов, режиссеры Ю. Любимов, А. Тарковский и многие другие. Таким образом, вопреки тоталитаризму отечественная литература и искусство развивалось, постоянно стремясь вырваться из-под мелочной опеки государства. Созданные в этом случае произведения демонстрировали сохранение и развитие лучших гуманистических и реалистических традиций российской художественной культуры. Только физическое уничтожение творцов культуры могло создать иллюзию полного подчинения художественного творчества идеологическим канонам. Периоды ослабления и "затягивания гаек" в общественной жизни в советское время в равной степени стимулировали творческую активность, как порождаемыми надеждами, так и нарастающим нравственным протестом.

] Ответственный за выпуск Л.А. Уманский.
(Москва: Издательство «Финансы и статистика», 1987. - Государственный комитет СССР по статистике)
Скан, OCR, обработка, формат Htm: Ефремов, 2012; Скан, обработка, формат Djv: ???, предоставил: Михаил, 2013

  • КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (3).
    ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СССР за 70 лет СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
    Масштабы созидания (5).
    Обновление мира (28).
    Создание основ нового общества (32).
    Осуществление ленинского плана строительства социализма (33).
    Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (43).
    Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства (47).
    Развитие народного хозяйства в 1961-1985 гг. (49).
    Курс - ускорение (52).
    1986 г. - Перестройка в действии (56).
    ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    Наука и технический прогресс (60).
    Материально-техническая база народного хозяйства, ее техническое перевооружение и реконструкция (100).
    Эффективность использования трудовых ресурсов (107).
    Ресурсосбережение (112).
    Совершенствование управления и хозяйственного механизма (115).
    РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
    Валовой общественный продукт и национальный доход (122).
    Промышленность (125).
    Топливно-энергетический комплекс (161).
    Металлургический комплекс (164).
    Машиностроительный комплекс (166).
    Химико-лесной комплекс (176).
    Промышленность строительного комплекса (184).
    Производство товаров народного потребления (186).
    Агропромышленный комплекс (200).
    Растениеводство (222).
    Животноводство (253).
    Пищевая промышленность (268).
    Капитальные вложения и поставки материальных ресурсов (274).
    Лесное хозяйство (285).
    Предприятия АПК (287).
    Кадры в АПК (300).
    Производительность труда в АПК (311).
    Капитальное строительство (316).
    Транспорт и связь (340).
    Железнодорожный транспорт (343).
    Морской транспорт (348).
    Речной транспорт (350).
    Магистральный трубопроводный транспорт (353).
    Автомобильный транспорт (354).
    Городской пассажирский электрический транспорт (363).
    Воздушный транспорт (368).
    Связь (370).
    СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАРОДА
    Население и трудовые ресурсы (373).
    Использование национального дохода (430).
    Оплата труда и доходы населения (431).
    Обеспечение населения товарами и услугами (449).
    Обеспечение жильем (508).
    Народное образование и культура (523).
    Охрана здоровья (585).
    ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    Земля (607).
    Недра (608).
    Охрана лесов (610).
    Рациональное использование и охрана водных ресурсов (612).
    Воздушный бассейн (614).
    Охрана окружающей среды в районе озера Байкал (616).
    Затраты на мероприятия по охране природы и ввод мощностей (618).
    ФИНАНСЫ И КРЕДИТ (620).
    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СССР
    Внешняя торговля СССР (640).
    Сотрудничество стран - членов Совета Экономической Взаимопомощи (648).
    Экономическая и техническая помощь СССР (650).
    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СРАВНЕНИЯ
    Развитие СССР и других социалистических стран в сопоставлении с капиталистическими странами (653).
    Территория и численность населения стран мира 699 Краткие методологические пояснения к отдельным статистическим показателям, приведенным в ежегоднике (711).

Аннотация издательства: Юбилейный статистический ежегодник содержит важнейшие данные об экономическом и социальном развитии СССР за годы Советской власти, характеризующие население, развитие отраслей народного хозяйства, науки и техники, рост благосостояния народа. Публикуются некоторые данные, характеризующие развитие других социалистических стран. По ряду показателей дается сопоставление с показателями капиталистических стран.
Для экономистов, статистиков, научных, партийных и хозяйственных работников, пропагандистов.

Развития народного хозяйства СССР, на 1976-1980 годы поставлена задача. ..повысить ответственность проектных, конструкторских и научных организаций за высокий технический и экономический уровень проектных решений... Улучшить качество и сократить сроки разработки и экспертизы проектов и смет.  

В Положении о предприятии даются определенные понятия предприятия как основного звена народного хозяйства СССР и общая характеристика основ его организации и управления им, а также содержания устава характеризуются имущество и средства  

В соответствии с этим каждая глава курса экономики отрасли включает в себя исходные положения, увязанные с основными на правлениями развития народного хозяйства СССР.  

Директивами XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР (1951 - 1955 гг.) намечалось увеличение объема добычи нефти на 85%, дальнейшее усиление геологоразведочных работ на нефть и газ, широкое распространение современных интенсивных методов разработки нефтяных месторождений, развитие буровых работ, освоение богатейших нефтяных месторождений под дном Каспия. Перед газовой промышленностью ставилась задача дальнейшего увеличения добычи газа , расширения строительства магистральных трубопроводов с переходом на диаметры 529 - 720 мм, что предопределило более быстрое нарастание пропускной способности газопроводов.  

Таким образом, характеристика современного состояния нефтегазодобывающей промышленности свидетельствует о рациональности ее дальнейшего развития, заключающейся в а) поисках и разведке нефтегазоносных площадей в виде отдельных месторождений и целых регионов б) увеличении размеров обеспеченности отрасли промышленными и другими категориями запасов, позволяющих развивать нефтегазодобычу в соответствии с ростом потребности народного хозяйства СССР и стран социалистического содружества в) разработке нефтяных и газовых месторождений с управлением процессами извлечения природных ресурсов из недр на поверхность земли г) наиболее целесообразном использовании нефтегазового сырья в системе топливно-энергетического комплекса.  

Политический подход к решению хозяйственных задач. Развитие социалистической экономики, как известно, определяется генеральной линией Коммунистической партии Советского Союза . Государственные планы развития народного хозяйства СССР и его отдельных отраслей стали главным инструментом претворения в  

Одна из главных задач народного хозяйства СССР на текущее пятилетие - повышение эффективности и качества общественного производства и значительное увеличение отдачи капитальных вложений и основных фондов , являющихся материальной базой производства и важнейшей составной частью производительных сил страны.  

Социалистической экономике присущи высокие стабильные темпы роста основных фондов . Так, основные производственные фонды народного хозяйства СССР за 1940-1975 гг. увеличились в 11,32 раза, в том числе за годы восьмой пятилетки в 1,43, девятой -в 1,5 раза, десятой - в 1,42 раза.  

Народное хозяйство СССР...Статистический ежегодник.  

В 1928 г. народное хозяйство СССР располагали 521 тыс. специалистами с высшим и средним специальным образованием, в том числе с высшим - 233 тыс. человек и со средним - 288 тыс. человек. В 1977 г. в народном хозяйстве СССР работало уже 25 178 тыс. специалистов с высшим и средним специальным образованием, в том числе с высшим-10537 тыс. человек а со средним - 14 641 тыс. человек.  

Таким образом, при общем росте рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР с 1928 г. по 1977 г. в 9,33 раза, численность специалистов с высшим и средним специальным образованием возросла в 48,32 раза.  

Выставка достижений народного хозяйства СССР. Высшие а -ленные карбоновые кислоты. - М. Наука, 1969.  

Данные таблицы не соответствуют данным ЦСУ (см. Народное хозяйство СССР в 1970 г. , стр. 110), что в известной мере объясняется включением ЦСУ в мировое потребление торфа и дров, а также разницей в расчета гидро- и атомной энергии.  

Высокие темпы развития народного хозяйства СССР и других социалистических стран требуют соответствующего энерго- и тепло-обеспечения, что, в свою очередь, диктует необходимость использования в качестве источников тепла и энергии крупных запасов высокоэффективных источников энергии, в первую очередь природного газа . С этой позиции следует признать рациональным дальнейшее повышение использования газа в качестве энергетического топлива.  

В этих условиях очень важно правильно оценить пропорции в развитии топливно-энергетических отраслей промышленности и других отраслей народного хозяйства СССР.  

В девятой пятилетке, как намечено пятилетним планом развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 гг., продукция промышленности (в сопоставимых ценах) увеличится в 1975 г. по отношению к 1970 г. почти на 47%, а производство электроэнергии - на 44%. Из этого следует, что соотношение в темпах роста выработки электроэнергии и всего промышленного производства выразится коэффициентом 0,94.  

В соответствии с данными ЦСУ (Народное хозяйство СССР. 1922-1972 . Юбилейный статистический ежегодник. М., Статистика, 1972, 61 с.) в таблицу внесены изменения.  

В печати США публикуется значительное число монографий и статей, посвященных будущему развитию энергетики страны, энергопотреблению и перспективам обеспечения ресурсами энергии. Различным аспектам этой проблемы посвящены многочисленные исследования, выполненные в различных государственных организациях, институтах и отдельными учеными. Прогнозами охватываются периоды до 2000 г., а иногда и до 2200 г Г Характерно, что при прогнозировании до 2000 г. выделяются даты, либо непосредственно совпадающие с периодизацией перспективного плана развития народного хозяйства СССР (1970, 1980, 1985, 1990 гг.), либо близкие к ним. Хотя в указанных работах об этом прямо не говорится, но нетрудно догадаться, что выделение таких дат далеко не случайно по-видимому, важную роль играет стремление сопоставить темпы развития и объемы производства и потребления различных видов энергетических ресурсов в СССР и США.  

Народное хозяйство СССР в 1965 г. Изд-во Статистика, 1966, стр. 102.  

Народное хозяйство СССР в 1964 г. Изд-во Статистика, 1965, стр. ЮЗ.  

Народное хозяйство СССР в 1964 г. Изд-во Статистика, 1965. Расчеты потребления электроэнергии на душу населения сделаны автором.  

Народное хозяйство СССР в 1965 г. Изд-во Статистика, 1966. a Oil and Gas J., 62, № 50, 1964, p. 47-49.  

Статистические ежегодники Народное хозяйство СССР за 1949-1964 гг. Изд-во Статистика.  

В 1958 г. коэффициент полезного использования первичной энергии в мировой промышленности равнялся 57%, на транспорте 16%, в