В развитии экономической теории можно выделить три течения, среди которых основное (mainstream ) и его этапы (рис. 1.4).
I этап. Экономическая теория возникла еще в античном обществе как экономия - наука о домашнем хозяйстве. В этот период осуществлялись накопление и обобщение опыта хозяйственной деятельности и подготовительная работа к формированию экономической науки.
II этап (последняя треть XVII - конец XIX в.) связан с развитием европейской цивилизации и возникновением экономической науки, получившей название политической экономии, трактуемой как наука о ведении государственного хозяйства. Этот термин ввел в оборот в 1615 г. французский государственный деятель, писатель А Монкре- тьен (1576-1621) в работе «Трактат по политической экономии».
Предметом политической экономии являлась наука о поисках эффективной формы организации общественного хозяйства, наука о богатстве. Одна из первых школ этого этапа - меркантилисты. Они акцентировали внимание на исследовании сферы обращения и рассматривали политэкономию как науку о торговом балансе.
Рис. 1.4.
Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого - власть природы), основателем которого явился Франсуа Кенэ (1694- 1774). Источник богатства физиократы видели в производстве, под которым понимали только сельское хозяйство.
На этом же этапе развивается классическая экономическая школа, связанная с именами У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и других выдающихся экономистов. В 1776 г. вышла книга Адама Смита «Исследование о причинах и природе богатства народов».
Рецептом Смита для достижения экономической гармонии послужил девиз: laissez-faire, т.е. позволить экономике развиваться в соответствии с ее собственными законами, ограничить сковывающие регламентации и вмешательство государства в экономическую жизнь.
III этап (1890-1930-е гг.) характеризуется маржиналистской революцией и развитием неоклассической школы. Центр тяжести в теоретических изысканиях переносится с государственного уровня на уровень фирмы. Качественный экономический анализ эпохи политической экономии сменяется количественным анализом экономики {economics). Описательный метод исследования уходит на второй план. Широкое применение получает математический, графический, модельный аппарат. Во главе этого направления стоял английский экономист Альфред Маршалл , опубликовавший в 1890 г. свой труд Principles of economics, который открыл новую эру в развитии экономической теории. В конце XIX в. экономическая теория называлась также теорией цены, или теорией фирмы.
IV этап (начало 1930-х - начало 1970-х гг.) характерен тем, что предмет единой экономической теории был разделен на две составные части: микроэкономику и макроэкономику. Возникновение макроэкономики связывают с творчеством выдающегося английского экономиста Джона М. Кейнса и, прежде всего, с выходом в свет его знаменитого труда «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
V этап (начало 1970-х гг. - настоящее время) характеризуется переходом кмонетаризму, основателем которого считается американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. Монетаризм - это макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.
Данные пять этапов проделала в своем развитии экономическая теория основного течения, или mainstream. Теория «основного течения» разрабатывалась и разрабатывается в высокоразвитых странах мира, т.е. она описывает в основном «экономику центра».
«Экономика периферии» далеко не всегда и во всем соответствует моделям, описываемым теориями mainstream. Именно поэтому стали возникать альтернативные теории, прежде всего, теории марксизма. Карл Маркс доказывал, что единственным фактором создания благ является труд, а значит - единственным создателем всего богатства является рабочая сила и ее конкретный носитель - пролетариат. Отсюда и основная идея марксизма - «экспроприация экспроприаторов», т.е. ликвидация класса предпринимателей и собственников капитала. Марксистская политическая экономия - это наука о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. До 1991 г. марксистская политическая экономия являлась вторым по влиятельности экономическим учением в мире.
Наряду с основным течением и марксизмом существует и третье течение, которое представляет собой совокупность институциональных теорий, истоки которых связаны с немецкой исторической школой и именами выдающихся ученых-экономистов: Т. Веблена,
Дж. Коммонса и У. Митчелла. Институциональная экономика - это наука, изучающая экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов.
Представленная классификация эволюции различных экономических школ достаточно упрощена, но, тем не менее, она дает представление о трех основных течениях в экономической теории и формировании предмета экономической теории.
Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.
Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение путем создания и использования необходимых жизненных .
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману " (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции . Взгляды древнегреческих мыслителей , Ксенофонта, можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.
Экономические школы
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности .
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать .
Близкой к меркантилизму является экономическая политика , направленная на ограждение от со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные представители меркантилизма:- Томас Мен (1571-1641)
- Антуа де Монкретьен (1575-1621)
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .
Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено , которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на . Они считали что источником богатства является труд только в земледелии .
Основными представителями школы являлись:- Франсуа Кенэ (1694-1774)
- Анн Робер Тюрго (1727-1781)
Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.
Основная идея в учениях Адама Смита — идея , минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .
Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление ; есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.
Экономическая школа утопического и научного коммунизма
Опираясь на высшие достижения , Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма.
Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов: общественная собственность на , отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и .
С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без , регулируюмую из центра.
Марксистские идеи были глубоко восприняты в России народником Михаилом Бакуниным, теоретиком-экономистом и философом Георгием Плехановым, профессиональным революционером и основателем советского государства Владимиром Ильичом Лениным.
Основная идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда в результате чего стоймостная характеристика резко уменьшается.
Марженализм
Во второй половине XIX в. была сформулирована теория марженализма, которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно марженализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.
Представителями марженализма (школы предельного анализа) являются:- Карл Менгер
- Фридрих Визер
- Леон Вальрас
- Эйген-Бем-Баверк
- Уильям Стэнли Джевонс
Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Стоимость любого блага или товара зависит от его для потребителя.
Например: теория предельной полезности исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.
Неоклассическая школа
Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.
Представители неоклассической школы:- Альфред Маршал
- Артур Пигун
Рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.
Кейнсианство
Кейнсианское направление экономической теории , основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием путем увеличения или сокращения
Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.
Экономическая школа Институционализма
Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.
Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.
Представители школы институционализма:Главная идея современного — в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы , но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.
- Т.Веблен
- Дж.Коммонс
- У.Митчелл
- Дж.Гэлбрейт
Школа Неоконсерватизма ()
Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков
Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.
По его мнению изучает крупномаштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хоязйство, фирмы и экономические рынки.
Раздел 1. Основы экономической теории
Тема 1. Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы
1.1.1. Эволюция предмета экономической науки
В становлении и развитии экономической науки прослеживается несколько направлений: политическая экономия, экономикс, экономическая теория. Исторически первой научной школой стала с 1615 политическая экономия. Она возникла как научное понимание и обоснование экономики капитализма. Представители – У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. А.Маршалл, представитель неоклассической школы, определил «экономикс» - как науку, исследующую богатство, стимулы к действию и мотивы противодействия.
Экономикс – наука теории и практики рыночной организации производства.
Экономическая теория – как учебная дисциплина, является интегральным курсом, включающим политэкономию и экономикс.
Объектом изучения являются особенности постиндустриальной экономики (смешанной социально – ориентированной экономики).
Экономическая теория – общественная наука, которя изучает поведение личностей и отдельных групп людей в процессе производственной деятельности, распределения, обмена и потребления.
Экономическая теория является фундаментом, теоретической основой всех отраслевых наук (экономика с/х, экономика строительства и т.д.) и специальных научных дисциплин (финансы, статистика, менеджмент, меркетинг, бухгалтерский учет). Они изучают экономические законы.
Экономический закон – это повторяющиеся устойчивые причинно – следственные связи и отношения между экономическими явлениями. Э.з. объективны, существуют независимо от сознания и воли людей, но выявляются людьми в процессе формирования рыночных отношений.
Особенности экономических законов:
Они носят исторический характер;
Отражают развитие общественной жизни, хозяйственной деятельности людей.
Экономика (с греческого - наука о ведении домашнего хозяйства)
1подход: Экономика – совокупность отраслей и видов производства, в которых создаются товары и услуги, определенное хозяйство.
2подход: Экономика – совокупность экономических отношений, складывающихся в системах производства, распределения, потребления и обмена, образующих определенную экономическую систему.
3подход: Экономика – наука, которая изучает функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений.
Экономическая теория изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.
Микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика представляют собой основные части экономической теории.
Микроэкономика – изучает поведение отдельных экономических объектов и их взаимодействие на отдельных рынках, в результате которого формируется цена на производимые блага, услуги и факторы производства. Она изучает действие самых простых экономических единиц, принимающих самостоятельные решения.
Макроэкономика – изучает закономерности функционирования национальной экономики в целом. Она анализирует взаимодействие, взаимовлияние важнейших сегментов национальной экономики: рынков труда, денег, капиталов, товаров и услуг, наиболее важные и острые проблемы национальной экономики, безработицу, инфляция, экономический рост.
Мезоэкономика – изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, экономика науки и т.д.)
Мегаэкономика – изучает законы и поведение мировой экономики в целом.
Эволюция предмета экон-ой системы делится на 3 осн. этапа: экономия, политическая экономия, экономикс.
Экономия - экономические мысли и знания древнего мира(которые не были объединены в общую науку): -экономические знания(учения) Древнего Востока, Греции, Рима.
Древний Восток:
Основное значение древневост-ых мыслителей- создание предпосылки для становления экон-ой науки.
Древний Вавилон -кодекс Хамураппи(1792-1750 гг до н э)
Отражал заботу о частной собственности
Общество естественно делилось на рабов и рабовладельцев
Древний Китай -ученик Конфуция(561-479 гг до н э)
Общество делилось на благородных и простолюдинов
Использование традиционных форм и обрядов д\поддержания стабильности и авторитета гос-ва
Древняя Индия «трактат Артхамастра»(к 4 нач 3 вв до н э)
Повествует о соц неравенстве
Оправдывает неравенство и деление общества на касты
Гос-во заботилось об ирригационных системах, о создании новых деревков,прядильно-ткацком произ=ве.
Древняя Греция
Основное значение: возникновение теории как экономики- науке о домоводстве, домашнем хоз-ве.
Ксенофонт -(ок 434 до н э-359 до н э)-древнегреческий писатель,историк, афинский полководец и полит-ий деятель. Впервые предложил термин «экономия»
Аристотель -его роль в науке
Трактат «Политика»
Два умения: вести домашнее хоз-во и наживать состояние-(способы: связавно с земледелием,садоводством,скотоводством; торговля;отдача денег в рост;наёмный труд)
Основное условие обменных отношений(товарами)между людьми-разные профессии
Попытка разработаться в природе ценообразования
Древний Рим
Проблема огранизации и управления хоз-ом (рабовладельческой виллой)
Проблема частной собственности(до наших дней юристы изучают различное право)
Основные труды:
Катон «О земледелии»-ест.способ.сущесвования
Варрон «С\х»
Плиний старший «Естественная история»
Кодекс Юстиниана
Политическая экономия:
Меркантилизм
Меркантилизм -как первая школа политической экономии
Основные представители:
Антуан де Монкрентьен(Франция)
«Трактат политической эк\
ономии»(1615)появление данного термина
Хоз-во страны-объект гос.управления
Источник богатства-внеш торговля(промыш,ремесл)
Уильям Страффорд(Англия)
Томас Манн (Англия) (о роли и значении денег)
Антонио Сера (Италия)
Основные приципы:
Источник богадства- в торговле, в обращении(зачатки современного монетаризма)
Золото и сокровища в любом виде явл-ся выражением сути богатства
Регулирование внешней торговли с целью прибавления в страну богатства
Поощрение превышения экспорта над импортом товаров(протекционистская политика)
Контроль качества и ограничение заработной платы рабочим
Особенности:
Совокупность представлений в частных мнений множества лиц(часто непроф мыслителей,а практиков)14-18 вв
Большое кол-во сочинений(например только в Англии более2000)
Основное объединяющее начало-пути и способы обогащения страны
Антуан де Монкреньен
Этапы классической политэкономии:
1этап к 17- н 18 вв
Развитие рыночных отношений
Школа Физиократов: Ф.Кенэ, А Тюрго
«физиократия»-власть природы
У.Питти(1623-1687)
«Трактат о налогах и сборах»
Трудовая теория стоимости, т.е.стоимость сводилась к затратам труда(почти себестоимость)
Основные факторы труда: земля и труд, неосновные факты: квалификация работника и средства труда.
Школа Физиократов
Источник богатства в производстве(только в земледелии)
1-ая попытка теории воспроизводства(простого):
«Экономическая таблица»(1758)
Ф.Кэнэ-1-ая микроэкономическая модель (легля в основу модели«затраты-выпуск»В.В.Монтьева)
18 в-появление слова «экономист»,как учёного-исследователя: так называла себя группа мыслителей,объединившихся вокруг доктора Кенэ.
2 этап последняя треть 18 в
Адам Смит(1723-1790)
«Исследвание о природе и причинах богатства народов»(1776)
«Экономический человек»(рациональный,стремящийся к собственной выгоде»
«Невидимая рука»(своб. конкур., эгоизм, как эффект. рычаг при распределении ресурсов)
А.Смита убедили,что чел. не может повлиять на стихийное действие объективных экономических законов.
«…Для того,чтобы поднять гос-во с самой низшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, лёгкие налоги и терпимость в управлении, всё остальное сделает естественный ход вещей.»(т.е.своб.конкуренция)
Придавал большое значение разделению труда как средству повышения производительности
Гл.функция денег- средство обращения
В каждом товаре выделял 2 св-ва: Полезнсть=потребит.стоимость и св-во обращения на др.товары
Рын.цены под влиянием спроса и предложения в обществе
3 этап 1-ая пол. 19 века
Ж.Б.Сэй(Фр) Д.Рикардо(Англ) Т.Мальтус(Англ)
Д.Рикардо(1772-1823)
«Начала политэкономии и налогового обложения»
Большое внимание теории распределения
Стоимость товара должна определяться трудом, затраченным на него
Т.Мальтус(1766-1834)
«Опыт о законе народонаселения»(1798)
Проблема народонаселения: народон-ие возрастёт в геоме-ой прогрессии, а средства существования в ариф-ой
Одна из причин войн исходя из этого «недостаток места и продовольствия»
4 этап 2-ая пол.19 века(Марксизм)
К.Маркс(1818-1893): политэкономия начинает рассматриваться как наука, изуч-ая производственные отношения ОЭФ, последовательно сменяющихся.
«К критике политэкономии»(1859)
«Капитал»(1861-1863гг)
Экономический детерминизм(от экономика определяет все ост.сферы:культура,образование)
Главные факторы произ-ва: люди и средства произ-ва;
Трудовая теория стоимости (доводит до логического конца)
Стоимость(W)=постоянный капитал(С)+переменный капитал(V)+прибавочная стоимость(M0(сверх стоимости раб сила)
Ограниченное строение капитала: С/V –одно из объяснений объективности безработицы, т.к.доля рабочих в капитале уменьшается с развитием НТР
Характерные принципы классической политэкономии:
Приоритет сферы производства, а не сферы обращения
Неприятие протекционизма
Прогрессивные методы анализа, многочисленные расчёты средних и суммарных показателей
Деньги-товар(трудовая теория стоимости)
Классическая политэкономия рассматривает предмет экон.теории как науку о богатстве
Историческая шкала: экономическая теория-наука о повседневной деятельности людей
Марксисты- политэкономия изучает законы, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением в различных формациях.
Основные направления экономикса:
Маржинализм(К.Менгер,У.Ждебокс,Э.Бэм-Баверк,Л.Валерас)
Неоклассическое направл.(А.Маршалл)
Кейсианство(Д.Кейнс)
Монетаризм(М.Фридмен)
Институционализм(Т.Веблен, Д.Кларк, Дж.Гэлбрейт)
Теория общественного выбора(Д.Шюллер, Г.Таллок)
Экономикс
Рассматривает предмет экон.теории как науку о рациональном распределении огранич.ресурсов.
Качественный анализ вытесняется количественным
Маржинализм
Математические методы и дифференциальные исчисления-для анализа экон-их показателей и наилучшие варианты экономических решений;
Функциональный подход- попытки превращения эконом.теории в точную науку
Теория предельной полезности(стоимость товара зависит от пользыа
ов- стоимость и сфера производства)
Экономически-рациональное поведение-производители стремятся к макси выгоде, потребители к макси пользе
1-ый этап маржинальной революции, 70-80 гг 19 в
К.Менгер(1840-1921)-австр:
О взаимовыгодном обмене благ с разной степенью ценности в зависимости от объема потребления (полезностью)
У.Джевонс (1835-1882гг) -англ.
«Теория п/э (1871)». С его именем связывают отказ от термина п/э. Последняя работа называлась «Economics».
Ekonomi-экономика; economies-экон.теория
Е.Бем-Баверк (1881-1914). «Основы теории ценности хоз-ых благ» (1886г.)
Шкала потребностей (на примере 5-ти мешков с зерном):
1- для жизни
2- чтобы не заболеть(запас)
3-краткие страдания (на корм птицы)
4-малые преприятности (на изготовление спиртного)
5-безразличного, в кот. нет больш. необход.(на корм попугаю,…)
Процент на капитал (настоящее благо дороже будущего)
Ф.Визер(1851-1926)
Ввёл термин«предельная полезность» и «альтернативные издержки»
Ординалистский подход: ранжирование(упорядочивание) потребностей
Л.Вальрас(1834-1910)-франц.
«Элемент частной политэкономии»(1874)
Общая теория микроэкономического равновесия
Деление на 2 группы экономических субъектов: владельцев факторов производства и предпринимателей
Общие черты 1-ого этапа:
В основе ценности- предельная полезность
Оценка полезности:
Психологическая хар-ка с позиции конкретного человека «субъективные направления»
2-ой этап маржинальной революции и возникновение неоклассической экон.теории (90-е годы 19 в.)
А.Маршалл(1842-1924) –англ. « Принципы экономики» («Принципы п/э»- 2 перевода названия)(1890)
Термин «Политическая экономия» заменён на «экономикс» (эконом.жизнь свободна от политического и гос-ого вмешательства)
Изучение спроса и предложения, «Крест Маршалла»-равновесие
Концепция эластичности спроса, понятие «излишек потребителя- разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности)»
Снижение средних издержек от роста размера предприятия, деление на постоянные и переменные издержки
Д.Кларк(1847-1938)-амер.
«Распределение богатства»(1988)
Незыблемость частной собственности:
«каждому фактору-опред.доля продукта,каждому- соответствующее вознаграждение- вот естественный закон распределения».
Рынок труда. Размер з/платы зависит:а) от производительности труда;б) от уровня занятости (чем больше занято, тем ниже производительность)(от каждого по возможности)
Общие черты 2 этапа. Отказ от субъективизма и психологизма
Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты
Институционализм .У.Гамильтон: «Институт- пучок соц. потребностей»
1.Общ.институты: гос-во, семья, профсоюзы, юридическо- правовые формы, монополии и др.
2.Общ.психология: мотивы поведения, привычки, традиции, обычаи, способы мышления и.т.д.
Основные черты:
Стремление к интеграции экономической теории с другими общ-ми науками
Неудовлетворённость высоким уровнем абстракции, присущих неоклассике
Создали предпосылки д\микроэкономической модели кейсинаства
Этапы институционализма:
1)20-30гг 20 вв(Г.Веблен,Дж.коммонс,У.Митчел)
2)40-70гг 20вв(Дж.Кларк,Дж.Гэлбрейк)
3)с 70гг (Г.Модраль,Дж.Бюкенен,Р.Коуз)
1этап соц-псих. Институционализм Веблена
1899г»Теория праздного класса»
-(опровергает попытки свести человека к системе уравнений)
Считает, что при принятии решений человек руководствуется врожд. инстинктами
«родительское чувство»-инстинкт самосохранения и сохранения рода
«склонность к эффективным действиям»-инстинкт мастерства
Склонность к подражанию, праздному любопытству
Раскрывает противоречия между индустрией (= инженеры и рабочие, их цель-рост богатства общества) и бизнесом(=финансисты, предприниматели, цель: прибыль)
Считает, что власть должна быть у среднего класса, который он сравнивает с технической интеллегенцией
Джон Комман(1862-1945)
«правовые основы капитализма»(1924)
«Институциальная экономическая наука»(1934)
Основные идеи:
Улаживание соц.конфликтов с помощбю юрид.процессов
Сторонник вмешательства гос-ва в экономику
Стадии эволюции капиталистического общества:
Торговый капитализм
Предпринимательский
Банковский(финансовый)
Административный(гармония интересов)
У.Митчелл(1874-1948)
«Гарвардский барометр»(1917)
Эмпирическое направление:
Составил более 1000 динамических рядов различных народохозяйственных показателей
1923г-выступил с идеей создать систему гос-ого страхования от безработицы
Этап
Идеи трансформации капитализма за счёт изменения природы крупных корпораций
Индустриально-технократический подход в связи с НТР
Дж.Гэлбрейт(1909-1993гг)
«Американский капитализм»(1952г)
«Общество изобилия»(1958г)
«Новое индустриальное общество»(1958)
«Экономические теории и цели общества»(1973)
Делит амер.экономику на 2 разнородные системы:
«планирующую»(крупные корпорации, у которых эконом-ая власть над ценами,потребителями,издержками)
«рыночную»(мелкие фирмы и предприниматели)
О трансформации капитализмов в индустриальное общество, где реальная власть принадлежит не собственникам, а техноструктуре=совок.учёных,инженеров,техников,специалистов по маркетингу,управляющим.
Мотивы:создание условий чтобы собственник нуждался в её услугах
Этап
Неоинституционализм
Гос-во вмешивается в экономику в чрезвычайных ситуациях
Гос-во должно проводить монетарисскую политику-бороться с инфляциями и не вмешиваться в экономику
Осн. соц-ые институты возможно анализировать с помощью инструментов экономической теории
Теория общественного выбора, Дж.Бьюкенен
Экономическая теория права собственности, Р.Кроуз
Основные черты теории общественного мнения:
Изучает использование людьми правительственных утверждений:считаю,что между политикой и бизнесом знак =
Концепция» экономического человека» с рациональным поведением
Политика=процессу обмена на рынке(2торговля голосами и предвыборными обращениями»)
Приёмы разрешения:
Лоббизм- способы влияния на принятие полит-их решений в интересах узкого круга
Логроллинг- практика взаимной поддержки депутатовпутём «торговли голосами2
Корни представлений о предмете экономической теории лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущных проблемах и трудностях.
Первым экономистом можно считать Аристотеля . Его заслуга состоит в том, что он впервые выделил ряд экономических категорий и показал взаимосвязь между ними. Так, Аристотель выделяет две стороны в товаре: потребительную и ценовую. Трактуя понятие стоимости, он рассматривал два ее направления:
- 1) объективное (с позиции трудовой теории стоимости);
- 2) субъективное (теория полезности),
чем породил двойственность в экономической теории, которая существует и по сей день.
В целом мыслители Средневековья связывали предмет экономической теории с обсуждением конкретных проблем и их решением. Главное внимание при этом уделялось сфере обращения.
Рождение экономической науки связывается с меркантилизмом как первой школой экономической теории. Меркантилисты превозносили и абсолютизировали созидательную роль торговли. Одним из представителей этой школы был Антуан де Монкретьен 1 . Он считал, что богатство общества создается из обращения , и из всех видов труда главным считал труд в торговле (особенно внешней). Именно Монкретьен ввел термин «экономическая теория» в произведении «Трактат политической экономии».
Следующий этап в развитии экономической науки - возникновение классической школы буржуазно-политической экономии. Наиболее видные ее представители - У. Петти , Адам Смит , Д. Рик- кардо . Их научные исследования посвящены категории товара, денег, прибыли, ренты. Петти выделил деньги как специфический товар, показав их особую роль, заложил основы статистики, которая в то время называлась политической арифметикой. Адам Смит знаменит своим научным трудом «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776). В своей работе он дает определение целого ряда экономических категорий: «рента», «капитал», «прибыль», «стоимость товара». Последователем рассуждений А. Смита является Д. Рикардо. В его экономических рассуждениях одно из главных - теория ренты, теория международной торговли. Он обратил внимание на взаимосвязь прибыли и заработной платы. Риккардо подошел к вопросу о делении рабочего дня на прибавочное и необходимое время.
Школа физиократов определяла экономику как науку о национальном богатстве и перенесла ее предмет из сферы обращения в сферу производства. Физиократы утверждали, что национальное богатство увеличивает только сельское хозяйство. Они рассчитывали с помошью реформ сохранить старый порядок с господством земельной собственности. Одним из видных представителей данной школы является Ф. Кенэ 1 . Он создал так называемую экономическую таблицу, в которой рассматривал движение общественного продукта и денег между тремя классами общества:
- 1) производители (фермеры, крестьяне);
- 2) собственники (землевладельцы);
- 3) бесплодный класс (те, кто занимается торговлей, финансовой деятельностью).
Предмет изучения экономической теории связывался с изучением государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами. Это была первая попытка экономической науки дать макроэкономический анализ.
Дальнейшее развитие экономической теории шло по двум основным направлениям.
- 1. Трудовая теория стоимости (марксистская политическая экономика) - направление классической экономической науки, развитое Карлом Марксом . Предмет изучения экономической теории связывается марксизмом с познанием объективных экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
- 2. Маржинализм - субъективно-психологическое направление. Основоположниками теории являются:
- 1) Менгер , Бём-Баверк , Визер (австрийская школа) - полагали, что ценность благ определяется их ограниченностью и редкостью;
- 2) Маршалл 1 - попытался объединить теорию издержек производства, спроса и предложения с одной стороны и теорию предельной полезности и производительности с другой;
- 3) Кларк (американская школа) - сформулировал законы убывающей производительности факторов производства и предельной производительности.
Основной целью экономической теории представители данных школ видели исследование социальных законов, действие которых определяют индивидуально-психологические мотивы поведения экономического субъекта. Общественные законы проявляются как арифметическая сумма действий всего множества изолированных членов общества.
Кроме того, получает развитие и математическая школа , которая основной упор делает на использование математических методов в экономическом анализе. Основными представителями этой школы являются Парето , Джевонс .
Черты, близкие к современным, экономическая наука стала обретать благодаря обстоятельным исследованиям английского экономиста Дж.М. Кейнса . Экономическая теория определяется им уже не как наука о конкретных предприятиях и рынках, а как наука о национальной экономике в целом. Главной задачей экономической теории он считал поиск эффективного и рационального использования ограниченных ресурсов.
Утверждение кейнсианских взглядов в экономической теории связано с формированием концепций современного либерализма в форме монетаризма, теории рационального ожидания, теории общественного выбора и институционализма. В центре внимания монетаристов - механизм воздействия на инфляционные процессы посредством изменения денежной массы и обращения денег. Предмет экономической теории связывается с изучением законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития. Теория рациональных ожиданий апеллирует к способностям субъектов адаптироваться к реалиям рыночного хозяйства. Теория общественного выбора пытается преодолеть слабости регулирования экономики государством и обращается к принципу индивидуализма как к основе принятия общественных решений. Институциональная экономическая теория рассматривает преимущественно организационно-экономические отношения.
- Аристотель Стагирит (Aristoteles) (384/383, Стагир - 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) - величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого Македонского, основатель перипатетическойфилосовской школы.
- Монкретьен (Montchretien, Montchrestien) Антуан де (около 1575, Фалез, Кальвадос, -1621, Турай, Орн) - французский экономист; первым ввел термин «политическая экономия».
- Петти (Petty) Уильям (26.05.1623, Рамси, Хэмпшир, - 16.12.1687, Лондон) - английский экономист, родоначальник буржуазной классической политической экономии.
- Смит (Smith) Адам (1723, Керколди, Шотландия, - 1790, Эдинбург) - шотландскийэкономист и философ, видный представитель классической буржуазной политическойэкономии.
- Рикардо (англ. Ricardo) Давид (1772, Лондон - 1823, Гатком-Парк) - английскийэкономист, классик политической экономии, последователь и одновременно оппонентАдама Смита.
- Кенэ (Quesnay) Франсуа (1694, Мер, вблизи Парижа, - 1774, Версаль) - французскийврач и экономист, придворный врач Людовика XV и основоположник школы физиократов.
- Маркс (нем. Marx) Карл (1818, Трир, Пруссия - 1883, Лондон, Великобритания) - немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель, основоположник научного коммунизма.
- Менгер (нем. Menger) Карл (1840, Ней-Сандец, Галиция, Австрийская империя (нынеНовы-Сонч, Польша) - 1921, Вена, Австрия), австрийский экономист, основатель австрийской школы.
- Бём-Баверк (Bohm-Bawerk) Эйген (1851, Брно, - 1914, Вена) - австрийский государственный деятель и экономист, представитель австрийской школы, профессор в Инсбруке и Вене.
- Визер Фридрих (нем. Friedrich von Wieser); (1851, Вена - 1926, Бруннвинкель) - экономист, представитель австрийской школы в политической экономии. С 1903 года профессор политэкономии в Венском университете.
- Маршалл (англ. Marshall) Альфред (1842, Лондон - 1924, Кембридж) - английскийэкономист, основоположник неоклассического направления в экономической науке,представляет кембриджскую школу экономики; преподавал математику в Кембридже,политическую экономию в университетском колледже Бристоля, с 1885 по 1908 г. возглавлял кафедру политэкономии в своем родном университете. Кейнс (Keynes) Джон Мейнард (1883, Кембридж - 1946, поместье Тилтон, графствоСассекс) - английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Редактор «Economic Journal» (с 1912). Преподавал в Кембриджскомуниверститете с 1908 г.
Стоит ли переходить в негосударственный пенсионный фонд Пенсия переход в негосударственный пенсионный фонд
Счет 98 в 1с 8.3. Доходы будущих периодов: порядок учета и отражения в отчетности. Пример. Учет доходов будущих периодов в связи с договором аренды
Рынки ценных бумаг гипотезы об эффективности рынка Современная трактовка эффективности рынка
Презентация на тему роль государства в экономике
Экономические издержки безработицы Экономические издержки безработицы