Объект будет сдан в эксплуатацию. Что делать, если застройщик нарушил сроки сдачи дома? Жилой дом не принимает УК

  • 20.11.2019

После того, как жилой дом сдан в эксплуатацию, владелец недвижимости подписывает акт приема-передачи квартиры и готовится въехать на свои квадратные метры или приступить к ремонту, отелочным работам. Казалось бы, какие затруднения могут быть на этом этапе, ведь представители контролирующих органов, подписывая разрешение о вводе дома в эксплуатацию, уже все проверили?



Но - нет, на самом деле наличие этого разрешения вовсе не гарантирует, что дольщик не столкнется с теми или иными проблемами, решение которых может потребовать времени, усилий и нервного напряжения.

Сегодня мы поговорим о том, какие «подводные камни» могут подстерегать дольщика на этапе перехода к пользованию своим жильем и при последующей его эксплуатации.

Сложности в оформлении прав собственности. Чем это грозит?

Одним из факторов, которые не позволяют дольщику распоряжаться своим имуществом в полной мере сразу после приемки своей квартиры и передачи ключей, может стать отсутствие права собственности на недвижимость. В ряде случаев оформить право собственности и попутно поставить квартиру на кадастровый учет берется застройщик (в качестве дополнительной услуги по ДДУ) .


Но не всегда застройщик торопится выполнять свои обязательства, как ни странно, но иногда компании выгодно затягивать этот процесс. До того момента, пока на права собственности на жилье не оформлены, застройщик имеет право распоряжаться придомовой территорией. Например, застройщик может организовать стоянку и брать оплату, навязывать жильцам (через УК, предложенную им же) различные услуги, которые жильцам приходится оплачивать (в том числе и невыполненные услуги) . Кроме того, застройщик может просто подождать, пока жильцы самостоятельно не оформят право собственности, при этом деньги, уплаченные ими за оказание именно этой услуги, возвращены не будут.

В чем проблема?

Не имея права собственности на квартиру, дольщик фактически не имеет права проживать в жилье, которое он уже давно оплатил, юридически квартира до сих пор является собственностью застройщика. То есть, поскольку дом принят госкомиссией, проживать в этом доме можно, и застройщик, которому квартиры принадлежат сейчас (юридически) вполне может разрешить проживать там будущим владельцам жилья (технически он может разрешить проживать в квартире кому угодно) . Дольщик, с точки зрения закона, не может даже делать ремонт в квартире, но самое плохое в этой ситуации – то, что дольщик не может сменить управляющую компанию, а именно это частенько дольщикам приходится делать в первую очередь.

Случается, что застройщик подписывает с управляющей компанией , которая принимает жилой дом к себе на баланс, договор на условиях, крайне невыгодных для дольщиков. Последним, в случае отсутствия прав собственности, приходится безоговорочно соглашаться на все условия УК, в том числе – оплачивать коммунальные услуги по грабительским тарифам, платить за навязанные услуги, а то и вовсе оплачивать услуги, которые не оказываются.


Таким образом, застройщик выдает дольщику, подписавшему акт приема-передачи, ключи от квартиры и предоставляет возможность там проживать на невыгодных условиях. Нужно признать, что в подобной ситуации далеко не всегда виноват застройщик, например, иногда местная администрация препятствует действиям компании, дабы мотивировать его выполнить обязательства перед городом. Например, требует построить обещанный участок дороги, стоянку, благоустроить часть районной территории, ну или выстроить гараж кому-либо из чиновников, продать задешево квартиру - такое тоже случается.

Что делать?

При возникновении описанной ситуации дольщику необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о признании прав собственности на недвижимость. В том случае, если суд вынесет решение о том, что дольщик имеет полное право на эту квартиру (а шансы весьма высоки, так как ситуация является очевидной) , то Росреестр будет обязан провести соответствующие процедуры, и дольщик превратится в полноправного собственника жилья.

При обращении в суд вместе с заявлением нужно представить копию документа, удостоверяющего личность, копию договора с застройщиком (ДДУ) , а также копии платежных документов, которые подтверждают факт расчетов по договору.

Жилой дом не принимает УК. Причины и возможные последствия

А сейчас рассмотрим ситуацию несколько иного рода. Казалось бы – все замечательно, дом официально введен в эксплуатацию, зданию присвоен почтовый адрес, квартиры поставлены на кадастровый учет и право собственности у владельцев квартир тоже имеется. Но приступать к ремонту и проживать не получается, так как в квартирах отсутствует, отопление, вода или электричество (а то и все сразу) . Управляющая компания отказывается принимать дом на баланс, поскольку застройщик выполнил не все работы до конца и здание находится в состоянии, которое не позволяет его эксплуатировать.


Тот факт, что дом сдан застройщиком и введен в эксплуатацию, вовсе не означает, что к этому моменту застройщик все работы уже завершил.

С точки зрения простой логики так оно должно и быть – сложно представить, что государственная комиссия может принять недостроенное здание, тем самым, фактически, разрешая людям там проживать. Именно так считают и дольщики, однако на самом деле процедура сдачи дома включает определенные нюансы.

В чем проблема?

Сдача дома застройщиком является достаточно непростой процедурой, и на данном этапе часто возникают задержки. Застройщику приходится раз за разом устранять недочеты, указанные в предписаниях представителей различных государственных контролирующих органов (пожарная инспекция, газовая служба, энергонадзор, санэпидстанция, строительно-архитектурный контроль) . При всем этом представители перечисленных структур проверяют далеко не все, главным образом, их интересует, будет ли проживание людей в этом доме безопасным.


Однако понятия «безопасность» и «комфорт» - совершенно разные понятия, в силу этого даже после получения застройщиком разрешения на ввод дома в эксплуатацию, могут проводиться:

    Отделочные работы – в принципе, большинство квартир сдаются без отделки по договору. Однако это не относится, например, к придомовой территории, закон допускает завершение застройщиком соответствующих работ после передачи квартиры дольщику;

    Пусконаладочные работы . Это общедомовые системы контроля и учета (водоснабжение, электропотребление, пр.) , проверяется работа вентиляции, подобные работы также могут проводиться после сдачи дома.

Сложно представить, что дольщик станет принимать квартиру , где нельзя проверить работу инженерных коммуникаций, (по причине отсутствия подачи ресурсов) , до сих пор не закончены те или иные работы, где во дворе грязь вместо благоустроенной территории. Но в некоторых случаях застройщики умудряются сдавать такое жилье.

  1. Так, дольщик заинтересован в том, чтобы скорее закончить отделочные работы, поэтому может принять предложение застройщика и принять квартиру, особенно, если это предложение поступило задолго до даты, указанной в договоре. Сам факт того, что дом уже сдан в эксплуатацию, возможность получить квартиру раньше срока (это говорит о том, что застройщик не только уложился в сроки, но даже выполнил работы с опережением срока) – все это заставляет дольщика думать, что, конечно же, застройщик очень скоро доведет строительство до конца.
  2. В иной ситуации, например, дольщики, напуганные затянувшимися сроками (на год, два или более) используют первую возможность, чтобы получить жилье. Так бывает, когда вместо обанкротившейся компании строительные работы заканчивает другая организация, особенно, если смена компаний (поиск средств, реструктуризация банковских кредитов, получение средств из резервного фонда, процедура банкротства, реализация активов строительной-компании банкрота, пр.) продолжается несколько лет. В этой ситуации судебное решение вопроса, в силу понятных причин, никак не может повлиять на скорость описанных процессов, поэтому дольщики обреченно принимают все «как есть», а дальше уже решают проблемы своими силами.

Что делать?

Вне зависимости от причин, квартиры в доме для эксплуатации непригодны, и в такой ситуации самостоятельное исправление недостатков может обойтись достаточно дорого, в результате стоимость жилья существенно возрастет. Поэтому все же не стоит действовать поспешно, тем более что после подписания акта приемки как-то повлиять на то, чтобы застройщик исправил ситуацию, будет непросто.


Даже если у вас есть серьезные основания думать, что застройщик выполнит все свои обещания, или если вам не терпится оформить квартиру в собственность, при подписании акта не забудьте указать все работы, которые не были проведены или которые не удалось проверить (по причине отсутствия воды, электричества, пр.).

Теперь остается только наблюдать за тем, как будут разворачиваться события. Если застройщик доведет все работы до конца – прекрасно, если же нет – помните, что закон обязывает его устранить все недочеты в срок, который обозначен в смотровом листе. Если при подписании срок не указывался, тогда застройщик должен все исправить в течение трех месяцев. В том случае, если работы не были выполнены в срок – сразу же обращайтесь в суд, будет лучше, если вам удастся договориться с такими же собственниками и подать коллективный иск.

Введенные в эксплуатацию ЖК

Мы отобрали несколько жилых комплексов в Москве и области, которые уже сданы в эксплуатацию . Среди них вы обязательно найдете интересный для себя вариант: нажимайте на понравившееся фото в карусели и узнавайте подробности о приглянувшемся ЖК!

Проблемы с качеством жилья. Возможные сложности с гарантийным ремонтом

Во время приемки дольщик может и не заметить некоторые недочеты, и уж точно не сможет определить качество скрытых работ, не имея специального оборудования. Если, допустим, визуально или с помощью мерительных инструментов можно определить, что стены кривые или имеются значительные перепады на стыках плит перекрытия, то, определить, какие нагрузки способна выдерживать электросистема, уже сложнее.

В чем проблема?

Уже после оформления жилья в собственность (даже через год, два) могут проявиться дефекты, такие, как плохая изоляция жилых помещений от климатических факторов (промерзание стен) , неудовлетворительная работа инженерных коммуникаций, пр. Даже если уже все давно подписано, собственник жилья может потребовать от застройщика устранить недочеты, согласно закону, договор (только ДДУ) должен содержать пункт о гарантийных обязательствах.

Застройщик обязан в течение пяти лет сделать все, что необходимо для ликвидации недочетов, сделать это он может добровольно или же, согласно судебному решению.

Однако стоит понимать, что застройщику не выгодно проводить какие-либо работы бесплатно, поэтому, чаще всего, компания просто дождется вашего искового заявления, а потом будет настаивать и доказывать, что проблемы появились в результате неправильной эксплуатации помещений, нарушения технологий во время ремонта, пр.


Отдельно стоит сказать о трещинах на стенах. Трещины могут свидетельствовать о том, что закладка фундамента происходила с нарушением технологических норм, и последствия в этом случае со временем могут оказаться весьма серьезными, вплоть до обрушения плит перекрытия (со всеми вытекающими) .

Что делать?

Для того чтобы суд принял сторону дольщика, потребуются весомые аргументы, таковыми могут стать результаты строительной экспертизы (некоторые компании предлагают такие услуги) . Оплатить работу экспертов, соответственно, обязан истец, а удовольствие это отнюдь не дешевое.

Кроме того, воспользоваться своим правом собственник может только в том случае, если на момент возникновения проблем строительная компания продолжает свое существование. Если же компания обанкротилась или закрылась по иным причинам, предъявлять требования будет просто некому. Поэтому, выбирая застройщика, лучше отдать предпочтение компании, которая имеет историю - хорошую историю, без долгостроев и многочисленных судебных исков (о том, как проверить историю и благонадежность застройщика, мы уже писали в отдельной статье) .

Нарушение экологических норм. Опасное жилье

Кроме проблем, связанных с качеством выполненных строительных работ, дольщик может столкнуться с такими неприятностями, как повышенный радиационный фон, наличие сильных электромагнитных излучений, превышение содержания в воздухе таких, опасных для человека соединений, как аммиак, формальдегид (их могут выделять некачественные строительные материалы) .


Что делать?

В перечисленных случаях застройщик уже просто не в состоянии что-либо сделать, даже если бы очень захотел. Единственно возможным выходом из ситуации является обращение в суд (с соответствующими результатами строительной экспертизы) . Если, например, экологические параметры превышены, но все же не создают прямой угрозы для жизни и здоровья (это определяют эксперты на основании действующих на данный момент нормативов) , можно потребовать у застройщика компенсацию. Но если экспертиза говорит о том, что превышения очень серьезные, просто необходимо требовать у застройщика полный возврат суммы, уплаченной за жилье, а также компенсацию морального и материального ущерба.

Заключение

К сожалению, о существовании многих из перечисленных проблем большинство тех, кто находится в процессе выбора новостройки, даже не подозревают. Поэтому в заключение мы хотели бы напомнить, что, наряду с такими критериями выбора жилья от застройщика, как цена, местоположение, удобство планировки, и прочими факторами, стоит анализировать и деятельность застройщика.

Так, крупная компания с хорошей историей вряд ли будет экономить на качестве строительных материалов или относиться к контролю качества «спустя рукава». Появление негатива среди клиентов и его распространение в Сети может быстро привести к падению спроса на услуги застройщика, репутационные риски слишком высоки. Если новостройка уже выбрана, обратите внимание на результаты работы компании-застройщика в прошлом, ищите отзывы, используйте все доступные источники, где можно обнаружить полезную информацию. Более подробно о том, как изучить деятельность застройщика, написано в статье «Верю-не верю. Как понять, благонадежен ли застройщик» .

Игорь Василенко

Сегодня многие, кто планирует приобрести жилье, задумывается об оформлении договора так называемого участия долевого вклада с застройщиком. Данный вариант несет в себе много плюсов и гарантий, однако не все задумываются о подробностях, которые возникают на всем протяжении строительства вплоть до того, как будет реализован ввод дома в эксплуатацию. Поэтому необходимо разобраться во всем от начала до конца. Из этой статьи вы узнаете, что собственно подразумевается под формулировкой «ввод многоквартирного дома в эксплуатацию», чем этот процесс сопровождается и есть ли способ на него как-то повлиять.

Ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Различаем понятия

При строительстве дома существует два понятия – «срок окончания строительства» и «ввод дома в эксплуатацию» и эти два понятия означают разные вещи. Первая формулировка говорит нам о сроках, когда компания-подрядчик обязуется закончить строительные работы по возведению несущих и ограждающих конструкций, а также проведение черновой отделки. Мероприятие по вводу в эксплуатацию - это выдача соответствующими органами документа, в котором говорится, что строительство здание прошло удачно и без нарушений рабочей документации(генеральному и градостроительному плану застройки участка, возведение всех коммуникаций и так далее). Также требуется технический паспорт проектно-инвентаризационного бюро и прием завершенной постройки органами, выдавшими технические условия

Ввод дома в эксплуатацию. Как проходит процедура? Сколько она длится?

Ввод многоквартирного дома в эксплуатацию формально начинается с того момента, когда закончены строительные работы и проложены все коммуникации. После этого техниками из БТИ производится общий замер помещений для составления схематического плана помещений и территории. Все это ляжет в основу технического паспорта здания. После завершения работы техников БТИ к своей части приступает приемная комиссия, которая состоит из органов, предоставивших технические условия и надзор за объектом. При согласовании всеми членами комиссии своего решения выдается разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Этот процесс продолжается по разному: в среднем от 3 до 6 месяцев, однако сроки и могут разниться от указанных – все зависит от сложности объекта.

Ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Могут ли собственники влиять на срок ввода?

К сожалению, на период, за который происходит ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, могут существенно повлиять только фирма-застройщик и ее подрядные фирмы. Однако, если собственники жилья будут откладывать оформление нужных бумаг на потом, это может еще сильнее затянуть сроки.

Ввод дома в эксплуатацию. Кто занимается техническим обслуживанием?

Так как после введения здания в эксплуатацию жилье еще не оформлено в собственность, застройщик обязан заключить договор с управляющей компанией, которая впоследствии будет заниматься техническим обслуживанием дома, а также заключением договоров с компаниями поставщиками энергетических ресурсов. Именно она будет отвечать за комфортное проживание в новостройке.

После оформления документов на собственность, жильцы смогут выбрать способ взаимодействия с управляющей компанией. Это значит, жильцы могут решить, продолжать ли им пользоваться услугами данной компании или же перейти на любую другую форму управления, которые прописаны в законодательстве.

Ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Какие существуют формы правления?

Сегодня в Жилищном Кодексе РФ прописаны следующие формы управления:

  1. Управляющей компанией;
  2. Непосредственно жильцами.

Для только что введенного в эксплуатацию дома самой удобным считается использование услуг управляющей фирмы, т.к. еще не все жильцы оформили документы на собственность. В уже сформировавшемся коллективе жильцов есть смысл организовать ТСЖ – товариществе собственников жилья. Плюсы такой структуры в том, что за комфорт и удобство проживания в доме отвечает не сторонняя компания, а непосредственно люди, которые там живут, что повышает уровень ответственности.

Куда обратиться за помощью?

Если у вас еще остались какие-то вопросы, то вам следует обратиться к людям, обладающим большим опытом в строительной сфере. Компания «Актуальные решения» , специализирующаяся на строительной документации, готова помочь вам в любой ситуации. Звоните!

Консультации с выездом на объект бесплатно

Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Возможность передачи и приема в автоматизированном режиме информации и документов, предусмотренных ч. 2 ст. 55, должна быть обеспечена не позднее одного года с 27.06.2019 (ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ).

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Документы, предусмотренные п. 13 ч. 3 ст. 55 (в ранее действующей ред.), поданные до 04.08.2018 вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются приложением к разрешению, а само разрешение является решением об установлении охранной зоны.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

(см. текст в предыдущей редакции)

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

(см. текст в предыдущей редакции)

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 , , и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Документы, указанные в пунктах 1 , , , , и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в частях 3 и настоящей статьи документов и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в частях 3 и настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведения, документы, материалы, указанные в пунктах 3 , - 9.2 , и 12 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие такое разрешение, направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в отношении которого выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

КонсультантПлюс: примечание.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется также в случаях, указанных в ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ.

15. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

16. В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - , и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

17. В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

18. Форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

19. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

20. Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию. пунктом 1 настоящей статьи.

Следует документально зафиксировать осуществленные изменения. Процедура продиктована тем, что акт ввода в эксплуатацию частного дома должен прилагаться при осуществлении любых операций с недвижимостью.

В частности, произвести налоговый вычет, переоформить, купить, продать либо передать по наследству домовладение, не имеющее законной регистрации, будет невозможно. Застройщик обязан подтвердить, что дом построен без нарушения строительных норм, повреждения или создания угрозы коммуникациям, грамотно "вписан" в границы принадлежащего ему участка.

Изготовление техпаспорта на жилье

Разрешение на ввод в эксплуатацию частного дома можно получить только при наличии технического паспорта на оформляемое жильё.

Если было много отклонений от проекта, все потребуется согласовать в управлении архитектуры. Недостатки и недоделки также потребуют устранения. После чего можно вызвать представителя БТИ на дом и заказать изготовление техпаспорта.

Требования к дому, вводимому в эксплуатацию:

  • Дом должен иметь окна и двери, быть пригодным для жилья.
  • Стены с черновой штукатуркой сдать проблематично, следует их хотя бы оштукатурить под чистовую отделку (сама отделка необязательна). Данное требование продиктовано изменением размеров комнат после завершения основных строительных работ.
  • Стены неотапливаемого подвального помещения можно не штукатурить, пол не бетонировать. Однако если высота подвала составит 2,1 м и выше, будут предъявлены требования как к полноценному жилью, также потребуется пересмотреть этажность дома. Вследствие чего не стоит спешить очищать подвал от лишнего песка либо грунта.
  • Полы в санузлах должны быть сделаны под ключ, в остальных помещениях стяжки вполне будет достаточно. Дощатое покрытие предъявляется в полной готовности. "Тёплый пол", увеличивающий стоимость дома, ставку налога и страховку, нужно показать в готовом виде.
  • Потолок - допустима черновая отделка.
  • Балконы и террасы должны быть с обязательным ограждением.
  • Лестница в многоэтажном доме предъявляется в готовом виде, замена её стремянкой недопустима.
  • Разводка отопления, электроснабжения и водосток должны быть выполнены согласно проекту. Функционирование системы обмерщиков не интересует, главное - её наличие.
  • Если предусмотрен гараж, то без установки ворот техпаспорт оформлен не будет.
  • Наличие хозяйственных построек, дорожек на территории, проездов, забора, озеленения для ввода в эксплуатацию частного жилого дома в сельской местности необязательно.

Что делать, если дом не совсем готов?

Порою сил, времени либо средств недостаточно для выполнения работ в полном объёме: мансарда или верхние этажи долго остаются незавершёнными. Оформить техпаспорт на подобное жильё невозможно, и следовательно, не получится присвоить почтовый адрес, прописаться, подключить газ и т. д. Выход - в поэтапном вводе в эксплуатацию, поэтажно.

Как оформляется самострой?

При большом количестве недоделок или переделок выписывается ведомость технических характеристик, отражающая факт планировки, но не подтверждающая её выполнение согласно проекту. Допустим, из-за отсутствия отопления дом классифицируется как нежилой. Оформить документы ввода в эксплуатацию частного дома, основываясь на ведомости, невозможно.

Последняя проверка - кто и что проверят?

Представители архитектурного управления, санстанции и пожарной охраны должны зафиксировать выполнение требований по их профилю в акте ввода в эксплуатацию частного дома.

  • Архитектор проверит совпадение геометрических размеров строения с проектными.
  • Представитель санстанции, в первую очередь, проверит действующую канализацию. Затем его заинтересует отопление, водопровод, электроснабжение, наличие договора на вывоз мусора. Также к его приходу нужно обязательно убрать строительный мусор с придомовой территории.
  • Пожарный проверит вентиляционные каналы, дымоходы, наличие предусмотренных проектом устройств для извещения о пожаре и гибких "рукавов" для транспортирования огнетушащих веществ.

Как сдать дом без затруднений?

Сложностей со сдачей коттеджа можно избежать, предусмотрительно заказав проект и авторский надзор за ним у "ТопДом". Профессиональный мониторинг качества строительных работ позволит получить документы для ввода в эксплуатацию частного дома без проблем.