Допуск сро на функции технического заказчика. Допуски в СРО: нужны ли они заказчику-инвестору? Вступление в СРО по новому закону N312 - ФЗ без доплат

  • 08.10.2021

Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?

С 07.04.2017 по 12.05.2017

За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент 0% (0)

За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений 0% (0)

За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года 0% (0)

За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования 0% (0)

За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования 0% (0)

За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере 0% (0)

Вопрос-ответ:

Вопрос: Может ли иностранная компания вступить в СРО строительной сферы без регистрации в ФНС филиала иностранной фирмы?

Несмотря на то, что в Градостроительном кодексе РФ прямо указано о том, что в СРО строителей, проектировщиков и изыскателей могут вступать иностранные юридические лица (иностранные компании), и не указывается на необходимость регистрации филиала или представительства иностранного юрлица на территории России (в ст. 55.6 ГрадКодекса - указаны иностранные компании), саморегулируемые организации при приеме в члены руководствуются нормами Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ, где в п. 3, ст. 4 указывается на необходимость аккредитации филиала или представительства иностранной компании на территории России, для осуществления коммерческой деятельности.

Цитируем: «Иностранное юридическое лицо, цель создания и (или) деятельность которого имеют коммерческий характер и которое несет имущественную ответственность по принятым им в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (далее - иностранное юридическое лицо), имеет право осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня их аккредитации, если иное не установлено федеральными законами. Иностранное юридическое лицо прекращает деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство со дня прекращения действия аккредитации филиала, представительства.

Днем аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, являющемся информационной системой (далее также - реестр), либо прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица признается день внесения соответствующей записи в реестр. (пункт в редакции Федерального закона от 05.05.2014 г. № 106-ФЗ)»

Вопрос: Можно ли вернуть взнос в компенсационный фонд?

Ответ: В соответствии с ч. 4 ст. 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, взнос в компенсационный фонд не возвращается, если не предусмотрено иное.
Под «иным» подразумеваются определенные случаи, описанные в ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ (в ред. ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 г. № 240-ФЗ). В них сообщается, что строительная, инженерная, изыскательская СРО обязана вернуть организации или ИП, прекратившим членство в соответствующем партнерстве, уплаченные ими средства компфонда, в случае исполнения следующих условий:
1) получение допуска данного СРО к определенному виду или видам работ, исключенными 1 августа 2010 года из официального перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) отсутствие у лица допуска к другим видам работ (отсутствие иных видов работ в допуске СРО);
3) прекращение членства в данной СРО не ранее двух и не позже 6 месяцев со дня исключения отраженных в допуске видов работ из официального классификатора перечня (то есть с 1 сентября 2010 года по 1 января 2011 года).
Отметим, что только в случае исполнения всех трех вышеуказанных условий саморегулируемая организация обязана вернуть вышедшим из состава членам взносы в компенсационный фонд в полном объеме.
Для возврата денежных средств был отведен срок в размере не более 10 календарных дней после прекращения членства. День прекращения членства определяется днем регистрации заявления от ИП или юридического лица о выходе из состава СРО.
В связи с тем, что с отведенного для официального прекращения членства в СРО промежутка времени уже прошло несколько лет, данные основания представляются неактуальными.
Градостроительным кодексом определено лишь несколько допущений для осуществления выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемой организации. Деньги могут быть возвращены если были ошибочно перечислены на счет СРО; перечислены для размещения средств компенсационного фонда СРО в целях его сохранения и увеличения; использованы для осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.

Заказчик-застройщик — участник инвестиционного процесса, который обеспечивает и координирует реализацию строительных объектов, контролирует ход, качество и сроки выполняемых работ. Необходимость вступления заказчика в саморегулируемую организацию представлена в положениях законодательной инициативы от 27-го июля 2010 года.

Нужен ли допуск СРО техническому заказчику и в каких случаях

Реформы в строительном законодательстве напрямую не регламентируют обязательность вступления , но подведомственные ему организации, уполномоченные на выполнение определенных работ, должны состоять в саморегулируемой организации.

Например, если строительный заказчик без свидетельства СРО имеет договорные обязательства с компаний-подрядчиком, состоящей в профильном объединении и имеющей допуск на генеральный подряд, он вправе предоставить данной компании осуществлять реализацию строительства. Но поручить контролирующие и надзорные функции заказчик данной организации не вправе. Для реализации указанных видов деятельности техзаказчику дополнительно необходимо оформить контракт с компанией-членом профильного СРО.

За принятие на работу генподрядчика, не состоящего в СРО, для заказчика предусмотрен штраф в зависимости от степени нарушения согласно нормам Кодекса об административных правонарушениях.

Важно отметить, что заказчик должен состоять в саморегуляторе, если он предполагает реализовывать функции контроля и надзора за строительством самостоятельно, без привлечения сторонних организаций. Также членство в СРО необходимо заказчику-застройщику в случае самостоятельного привлечения подрядчиков для реализации деятельности по организации строительного процесса.

Следовательно, для осуществления полномочий по надзору, контролю, координированию строительства заказчику нужен .

Что делать, если нет допуска

Если у застройщика нет допуска, ему необходимо вступить в соответствующее партнерство для санкционированного осуществления полномочий по контролю и надзору в строительстве.

Без допуска компания-заказчик может заключить договор с генеральным подрядчиком и сторонней организацией, состоящими в СРО.

Необходимо отметить, за причинении вреда третьему лицу по причине некачественной реализации строительных объектов, ответственность несет исполнитель. Если компания-исполнитель является членом соответствующей саморегулируемой организации, предусмотрена субсидиарная ответственность в границах компфонда данного объединения.

Итог

Наличие допуска для заказчика законодательно не закреплено, но для управления строительством членство в СРО является необходимым и важным условием эффективной деятельности структуры.

Допуск СРО должен иметь любой генеральный подрядчик, занятый в сфере выполнения строительных работ, так как именно он является ответственным лицом перед застройщиком за качество исполненных субподрядчиком работ. Эти сведения прописаны в ст. 706 п. 3 ГрК РФ и относятся к договорам, заключенным в сфере ремонта, строительства и реконструкционных работ. В приказе №624 также прописан полный перечень работ, которые требуют обязательного наличия допуска СРО.

Необходимость

После тщательного изучения Градостроительного кодекса РФ, специалисты сделали вывод: для осуществления контроля качества на строительном объекте, технический заказчик в обязательном порядке должен иметь допуск СРО. При отсутствии допуска с функцией заказчика, данную функцию будет выполнить невозможно, а значит, невозможна и деятельность компании. Разновидности работ, на которые необходим допуск, подробно изложены в приказе № 624.

Различные участники процесса могут проводить строительный контроль. На каждого из них возлагаются свои задачи и набор мероприятий по соответствию строительного объекта нормативной и проектной документации.

Строительный контроль может проводить:

  • подрядчик. В его задачи входит:
  1. проверка поступающих на объект материалов, оснащения;
  2. контроль условий обработки и хранения ресурсов;
  3. проверка правильности выполнения технологических процессов.

Задачи, связанные с приемо-сдаточными мероприятиями решаются вместе с заказчиком. К ним относятся:

  1. освидетельствование отдельных работ;
  2. проверка соответствия законченного объекта;
  3. приемка отдельных этапов строительства.
  • Застройщик. В его задачи входит осуществление периодического контроля подрядчика. Также подрядчик осуществляет:
  1. проверку сроков и объема работ;
  2. ведет документацию по контролю, оценке, срокам проверки тех. процессов,
  3. выполняет приемку отдельных видов работ;
  4. проверку соответствия нормативной и проектной документации.
  • Заказчик. Строительный контроль заказчика включает в себя те же задачи, что и для застройщика, однако, на данном этапе осуществляется более детальная проверка;
  • Проектировщик. В его задачи входит проведение авторского надзора за процессом строительства. Наличие контроля зависит от желания застройщика или заказчика. Проектировщик выполняет следующие действия:
  1. оценивает соответствие объекта проектным решениям;
  2. контролирует соблюдение технологий производства работ;
  3. применения материалов и конструкций;
  4. выполняет контроль от имени заказчика и застройщика.
  • Надзорная организация, специализирующаяся на проведении строительного контроля. Действует от имени заказчика и застройщика, привлекается в случае невозможности заказчика решать задачи строительного контроля на профессиональном уровне.

Если проектная компания выполняет работы, включенные в Перечень, утвержденный Приказом Министерства регионального развития, свидетельство о допуске на проведение работ необходимо получить в обязательном порядке. Игнорирование данного правила может привести к нарушению безопасности, что повлечет за собой административные взыскания, а в особо тяжелых случаях – уголовную ответственность.

Данный перечень содержит наименования проектных работ, работ, связанных с реконструкцией и капитальным ремонтом. Для того, чтобы начать их осуществлять, нужно вступить в саморегулируемое партнерство и получить соответствующее свидетельство – допуск на проведение работ. Допуск является бессрочным.

Получение допуска

Допуски СРО выдаются только ее участникам и прежде, чем получить разрешение, компания, занимающаяся строительством, должна вступить в выбранное СРО. Сделать это можно как своими силами, так и с помощью посредников, которые помогут подготовить в кратчайшие сроки всю необходимую документацию и оформить допуск.

Перед тем, как выбрать саморегулируемую организацию в вашем регионе, необходимо:

Большинство документов, которые нужны для оформления допуска СРО – это несложные анкеты и заявления, в которые вносится информация о предприятии, видах проводимых работ, квалификации персонала, страховании.

После того, как нужный пакет уже собран, его следует отправить в СРО на проверку. В случае успешного прохождения данной процедуры осуществляется оплата необходимых взносов, а компания может оформить допуск.

Друзья и коллеги!
Как выясняется вопрос не так прост, как показалось на первый взгляд.
Одной из презюмируемых целей реформы СРО в области строительства и проектирования было отделения Застройщика (хозяина денег и земли или просто предпринимателя) от компаний, осуществляющих работы, необходимые для получения результата (генподрядчик, проектировщик, изыскатель)
Однако все оказалось не так однозначно.
Вчера, 21.06.17 года, то есть за 10 дней до наступления часа Х (вступления в силу изменений) сайт ЕРЗ (единый реестр застройщиков) опубликовал 2 статьи лейтмотив которых: застройщик, который выполняет функции технического заказчика (заключает договоры: генподряд, проектирование и изыскания) должен САМ быть членом всех 3 профильных СРО.
Анализ норм Градостроительного кодекса РФ говорит о том, что "ошибка" закралась в понятийный аппарат.
Статья 1 Градкодекса обязала техзаказчика быть членом профильных СРО, а иные статьи того же документа говорят о такой обязанности только для тех компаний, которые сами выполняют эти работы. (ст.ст. 47ч3.3, 48ч5, 52ч3.1)
Коллизия...
Учитывая возможные "административные" последствия отсутствия членства в СРО (хотя в первую очередь это каснется участников торгов по 44 ФЗ) вопрос становится вовсе не праздным.
Что думаете, коллеги?

Ниже текст публикации на сайте ЕРЗ"Новые требования к застройщикам и другим организациям, которые будут осуществлять функции технического заказчика с 1 июля 2017 года

Согласно п. 22 ст. 1 Кодекса функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 Кодекса.

Таким образом, с 1 июля 2017 года застройщики или привлеченные ими организации, осуществляющие функции технического заказчика, должны являться членами одновременно трех СРО: изыскательской, проектной и строительной. Исключение сделано только для организаций бюджетной сферы, а также государственных компаний и корпораций, которые могут не вступать в СРО при выполнении как подрядных работ, так и при осуществлении функций технического заказчика в интересах государства.

Поскольку остальным организациям придется платить немалые взносы одновременно в три СРО, то логично предположить, что застройщику с 1 июля 2017 года будет не так просто найти технического заказчика, соответствующего новым требованиям законодательства. Стоимость услуг технического заказчика также может возрасти с учетом заложенных в нее расходов на дополнительные взносы в СРО.

Застройщик, который решит осуществлять функции технического заказчика самостоятельно, также будет вынужден вступать в три СРО. При этом размер взносов в СРО для застройщика (технического заказчика) согласно общим требованиям закона будет определяться исходя из стоимости заключенных им договоров подряда, в том числе строительного, а не согласно стоимости выполнения функций технического заказчика.

Частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса установлены минимальные размеры взносов в компенсационные фонды соответствующих СРО.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда строительной СРО составляет:

1) 100 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 60 млн. руб. (0,16%);

2) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 500 млн. руб. (0,1%);

3) 1,5 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 3 млрд. руб. (0,05%);

4) 2 млн. руб., если стоимость по одному договору не более 10 млрд. руб. (0,02%);

5) 5 млн. рублей, если стоимость по одному договору от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств строительной СРО составляет:

1) 200 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 60 млн. руб. (0,33%);

2) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 500 млн. руб. (0,5%);

3) 4,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 3 млрд. руб. (0,15%);

4) 7 млн. руб., если стоимость по договорам не более 10 млрд. руб. (0,07%);

5) 25 млн. рублей, если стоимость по договорам от 10 млрд. рублей.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд возмещения вреда проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 50 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 25 млн. руб. (0,2%);

2) 150 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 50 млн. руб. (0,3%);

3) 500 тыс. руб., если стоимость по одному договору не более 300 млн. руб. (0,16%);

4) 1 млн. руб., если стоимость по одному договору от 300 млн. руб.

Минимальный размер взносов в компенсационный фонд договорных обязательств проектной или изыскательской СРО составляет:

1) 150 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 25 млн. руб. (0,6%);

2) 350 тыс. руб., если стоимость по договорам не более 50 млн. руб. (0,7%);

3) 2,5 млн. руб., если стоимость по договорам не более 300 млн. руб. (0,8%);

4) 3,5 млн. руб., если стоимость по договорам от 300 млн. руб.

Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что несмотря на все разговоры про снижение нагрузки на бизнес с 1 июля 2017 года организации члены СРО должны будут платить взносы в СРО в большем размере , а застройщик (технический заказчик) - сразу в три саморегулируемые организации одновременно.

В отличие от взносов в компенсационные фонды размер членских взносов в СРО законом не устанавливается, а значит, его размер будет устанавливать саморегулируемая организация по своему усмотрению, да еще будучи монополистом в своем регионе . Такой подход представляется в корне неверным с учетом установленного законом обязательного членства в СРО. Это все равно, что разрешить страховым компаниям самостоятельно определять тарифы в области ОСАГО.

Кроме того, не совсем понятно, какие функции, влияющие на безопасность, осуществляет застройщик (технический заказчик) в области изысканий и проектирования, что он должен вступать в СРО наравне с проектировщиками и изыскателями. Согласно статье 49 Кодекса результаты инженерных изысканий и проектная документации, подготовленные на основании задания застройщика, подлежат обязательной экспертизе, без положительного заключения которой застройщик не вправе утвердить проект.

Функция застройщика (технического заказчика) по осуществлению строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта согласно статье 53 Кодекса может быть возложена в полном объеме на привлеченные сторонние организации (включая индивидуальных предпринимателей). До 1 июля 2017 года такие организации должны были являться членами только строительных СРО в отношении соответствующего вида работ. Однако с 1 июля 2017 года указанные организации попадают под норму п. 22 ст. 1 Кодекса, которая не устанавливает исключения из общего правила о членстве одновременно в трех СРО для организаций, выполняющих только часть функций технического заказчика.

В отличие от подрядных строительных организаций на застройщика (технического заказчика) не распространяется положение ч. 2.1 ст. 52 Кодекса, которое позволяет подрядчику не являться членом строительной СРО при стоимости заключенного договора строительного подряда не более 3 млн. рублей.

Исключение из общего для всех организаций требования об обязательном членстве в СРО сделано только для случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта следующих объектов (ч. 2.1 ст. 52 Кодекса):

индивидуальный жилой дом;объект на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;строения и сооружения вспомогательного использования, а также киоски, навесы и другие объекты, которые не относятся к объектам капитального строительства.

Не трудно заметить, что в этой части закон о реформе СРО создает дополнительные обременения для участников строительства. Еще в 2008 году при подготовке первой редакции Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, нам удалось прописать принципиальное положение в ведомственном приказе Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274. В нем было установлено, что без членства в СРО могут выполняться любые работы (изыскательные, проектные, строительные) на объектах, которые не подлежат государственному строительному надзору (включая жилые дома не более 3 этажей, производственные объекты не более 2 этажей), а также аналогичные работы в отношении объектов, для которых не требуется получение разрешения на строительство (включая капитальный ремонт с 2011 года).

Также нам удалось не допустить на том этапе затягивания в систему саморегулирования застройщиков (технических заказчиков), хотя и в 2008 году были желающие получить в СРО дополнительных плательщиков взносов. Но даже тогда никому не приходило в голову заставить застройщиков (технических заказчиков) вступать в три СРО одновременно, как это сделали разработчики Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ.

Николай Малышев,
Генеральный директор Общероссийского общественного фонда
"Центр Качества Строительства"

Перепост текста с сайта ЕРЗ

https://erzrf.ru/publikacii/voprosy-i-otvety-dlya

Современное законодательство не только усложняет жизнь многим застройщикам, но и заставляет нести расходы на сотрудников, которые будут отслеживать постоянные изменения в нормативных документах. Так, допуск СРО застройщику стало одним из самых популярных поисковых запросов после принятия соответствующих изменений. Прошло немного времени, подзаконные акты приняты, и мы можем рассказать подробнее, как работать застройщикам с нововведениями.

Определимся с пониманием зоны ответственности. Нам нужен п.3 ст. 706 ГК РФ – там четко разграничены термины в этой сфере. Суть – генеральный подрядчик является юридическим лицом, которое носит прямую, а не субсидиарную ответственность в строительной сфере. Договор, который регулирует организацию девелоперских работ, является основным определением ответственности заказчика.

Перед объяснением сути допуска СРО застройщику также необходимо ознакомиться с перечнем работ, для которых необходим специальный лицензированный сертификат – его застройщик или генеральный подрядчик должен проверить у привлекаемых к работе субподрядчиков. Подробнее в приказе №624 от 2009 года.

Что такое допуск СРО?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с обжалованием незаконных действий должностных лиц, жилищными спорами, взысканием неустойки с застройщиков. Большой опыт работы по 214 ФЗ.