Основные направления налоговой политики рф. Основные направления налоговой политики рф Основные направления налоговой политики годы

  • 27.05.2021

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;
  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Власти намереваются усовершенствовать порядок налогообложения НДС, в частности, механизм вычетов по экспортным операциям.

НДС в новом свете

В настоящее время вычеты по таким операциям производятся на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов (п. 3 ст. 172, абз. 1 п. 9 ст. 167 НК РФ). Также налогоплательщик вправе принять к вычету НДС, исчисленный с неподтвержденной отгрузки на экспорт (п. 10 ст. 171 НК РФ). В этом случае налог подлежит вычету по мере представления в налоговую инспекцию документов, обосновывающих применение нулевой ставки (абз. 2 п. 3 ст. 172, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ).

Чтобы сократить срок возмещения налога предложено распространить на операции, облагаемые по нулевой ставке, общий порядок применения налоговых вычетов. Это означает, что компания сможет принять НДС к вычету по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур.

Кроме того, чиновники предлагают предоставить право на применение заявительного порядка возмещения НДС налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании. При этом к материнской компании предъявляется следующее требование: совокупная налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ), уплаченная за три календарных года до подачи заявления, должна составлять не менее 10 млрд руб. При расчете этого показателя не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента.

Также планируются поправки, которые устранят разночтения при применении норм Налогового кодекса РФ. В частности, будет четко определен порядок исчисления НДС с авансов по договорам, заключенным в иностранной валюте или условных единицах, оплата по которым производится в рублях.

важно

В ближайшие три года Правительство РФ не планирует повышать налоговую нагрузку и вносить какие-либо масштабные изменения в структуру налоговой системы».

Помимо этого налоговые агенты получат право принимать к вычету НДС, перечисленный в составе авансового платежа. Механизм вычета будет тот же, что и для налогоплательщиков. Напомним: в действующей редакции Налогового кодекса РФ нормы о вычете «авансового» НДС действуют только в отношении налога, предъявленного покупателю продавцом, и на налоговых агентов не распространяются (Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@).

Власти предусмотрели меры для противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы. Для этого реорганизуемое предприятие (налогоплательщика) обяжут восстановить НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, который не является налогоплательщиком НДС. Также придется восстановить НДС, принятый к вычету с аванса, если поставка не состоялась в течение определенного времени. Ну и, наконец, будет регламентирован порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения (кроме гаражей и машино-мест).

Поправки для налога на прибыль

Часть мер, предусмотренных Основными направлениями налоговой политики, уже реализована. Так, с 1 января 2016 года вступают в силу изменения, внесенным в НК РФ Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ. Начиная со следующего года, во-первых, до 100 тыс.руб. повышено пороговое значение стоимости амортизируемого имущества (в настоящее время этот показатель составляет 40 тыс. руб.). Во-вторых, увеличена с 10 до 15 млн руб. средняя величина доходов за квартал, позволяющая уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально (п. 3 ст. 286 НК РФ). Ну и, наконец, вновь созданные организации смогут платить авансы по прибыли поквартально, если выручка от реализации в месяц и в квартал не превысит 5 и 15 млн руб. соответственно (действующие пороговые значения существенно ниже: 1 и 3 млн руб., п. 5 ст. 287 НК РФ).

Из запланированных поправок заслуживают внимание льготы по налогу на прибыль для новых производств («гринфилды» и специальные инвестиционные контракты).

Для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения, может быть:

  • установлена нулевая ставка налога (в части, уплачиваемой в федеральный бюджет);
  • снижена до 10 процентов ставка налога (в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ).

Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного НК РФ в отношении региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ).

Однако новая льгота будет применяться на всей территории России (тогда как существующий механизм для региональных инвестиционных проектов действует в отдельных субъектах РФ).

Стимулирование малого бизнеса

Это направление уже реализовано в Федеральных законах № 246-ФЗ от 13.07.2015, от 13.07.2015 № 232-ФЗ. В специальные налоговые режимы законодателем внесены следующие изменения:

  • субъектам РФ предоставлено право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН (объект налогообложения «Доходы»), с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • расширен перечень видов деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения. В него, в частности, включены: услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей; оказание услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

Кроме того, установлен запрет на проведение в 2016–2018 годах плановых проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (норма о трехлетних надзорных каникулах).

Совершенствование механизма контроля за трансфертным ценообразованием

Чиновники предложили ряд мер для исключения излишнего контроля по сделкам между российскими налоговыми резидентами. В их числе можно выделить увеличение суммового порога, при достижении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми (планируется увеличить доход с 1 млрд руб. до 2–3 млрд руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции).

Также возможно будет введен критерий существенности в целях проведения (непроведения) контроля. Например, сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5 процентов от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн руб.

Запланированы изменения самих правил трансфертного ценообразования. В частности, финансисты предполагают:

  • пересмотреть требования к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках;
  • уточнить порядок применения методов определения цен для целей налогообложения;
  • уточнить полномочия ФНС РФ и территориальных налоговых инспекций при реализации положений раздела V.1 Налогового кодекса РФ;
  • разработать порядок заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки (если одна из сторон является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения).

Институт предварительного налогового контроля

Новеллой в отношениях с инспекциями станет институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который позволит налогоплательщику получать информацию о налоговых последствиях сделки. По мнению властей, такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом (освободит от риска применения санкций).

Также власти предлагают расширить перечень информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет о сведениях, которые в настоящее время и так публикуются как составная часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Тем самым будут расширены возможности по получению налогоплательщиками данных о контрагентах.

Страховые взносы пока без перемен

На период 2016–2018 годы чиновники предполагают сохранить тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015 года – в отношении большинства плательщиков – 30 процентов и неперсонифицированного тарифа – 10 процентов (сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФ РФ).

В соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

Амнистия капиталов физических лиц

Это направление уже реализовано в Федеральных законах от 08.06.2015 № 140-ФЗ, от 08.06.2015 № 150-ФЗ.

Законодатель создал механизм добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках, а также обеспечил правовые гарантии сохранности капитала и имущества физических лиц, защиту их имущественных интересов, в том числе за пределами РФ.

Легализовать капиталы можно, подав специальную декларацию в налоговую инспекцию или ФНС России с 1 июля по 31 декабря 2015 года. На этот документ распространяется режим налоговой тайны.

В декларации раскрываются сведения:

  • об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого является декларант. Под имуществом подразумеваются: земельные участки, иные объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, доли участия и паи в уставных (складочных) капиталах российских и иностранных организаций;
  • о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант является контролирующим лицом;
  • об открытых физическим лицом счетах и вкладах в банках, расположенных за пределами России;
  • о счетах и вкладах в банках, если в отношении владельца счета и вклада декларант признается бенефициарным владельцем.

Декларирование не потребует уплаты налогов и освобождает от уголовной, административной и налоговой ответственности. Эти гарантии предоставляются в отношении операций, совершенных декларантом или номинальным владельцем имущества до 1 января 2015 года.

Совершенствование института КГН

Не обошлось и без совершенствования института консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), регулируемого главой 3.1 Налогового кодекса РФ.

В Основных направлениях налоговой политики обозначены направления, по которым будет произведена доработка норм налогового законодательства. Планируется:

  • уточнить особенности формирования КГН в отношении состава участников;
  • конкретизировать перечень условий для создания КГН, которые должны выполняться в течение всего периода действия группы, а также условий, которые должны соблюдаться только при создании КГН;
  • определить порядок внесения изменений в договор о создании КГН в случае реорганизации ее участников;
  • раскрыть механизм смены ответственного участника КГН;
  • предусмотреть процедуру перерасчета налоговых обязательств, возникших до момента создания КГН;
  • определить порядок зачета ответственным участником КГН налога, уплаченного участниками группы за пределами России, а также порядок распределения налога на прибыль для уплаты в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения участников КГН и их подразделений.

Также власти настаивают на введении ограничения на частоту внесения изменений в состав участников КГН. По их мнению, группа должна создаваться на срок не менее 5 лет, вновь включаемые в группу участники не могут быть исключены из нее ранее, чем через 5 лет после включения, а исключенные участники – не могут быть включены обратно в состав группы ранее, чем через 5 лет после исключения. Одновременно необходимо предусмотреть механизмы, предотвращающие обход предлагаемых ограничений через процедуры реорганизации организаций.

Яна Лазарева, редакция «ПБ»

На сегодняшний день в России действует документ в «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» . Материалы Основных направлений налоговой политики учитываются как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

В настоящее время разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока.

Предусматривается предоставление субъекту Российской Федерации права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет.

Механизм снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций будет осуществляться в рамках механизма отбора инвестиционных проектов, уже установленного Налоговым кодексом Российской Федерации в отношении региональных инвестиционных проектов.

В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств предполагается рассмотреть вопрос о повышении порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 - 100 тыс. рублей. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации.

В целях налогового стимулирования развития малого предпринимательства предлагается внести в специальные налоговые режимы следующие изменения:

1) расширить перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

2) распространить право на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

3) предоставить субъектам Российской Федерации право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

4) предоставить право представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 до 7,5 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.

В настоящее время в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаются полученные налогоплательщиком авансовые платежи. Такой подход не только соответствует общемировой практике, но и после вступления в силу изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, принятых в 2008 году, позволяет покупателю получить право на вычет суммы НДС, уплаченного в составе авансового платежа. Очевидно, что отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей предоставит продавцам товаров (работ, услуг) дополнительный финансовый ресурс, поскольку НДС, полученный от покупателей в составе аванса, они должны будут уплатить в бюджет лишь после фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Однако такое решение (отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей) сопровождается ухудшением положения налогоплательщиков-покупателей, поскольку их необходимо вновь лишить права на вычет налога, переданного продавцу в составе уплаченного аванса, как это было до 2009 года. В противном случае в цепочке уплаты НДС и принятия его к вычету возникнет разрыв, который приведет к нарушению нейтральности налога и бюджетным потерям.

Необходимо вместо отказа от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей, упростить начисление и принятие к вычету налога, уплаченного в составе аванса, а также решить ряд других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги.

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов. В то же время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Евразийского экономического союза о гармонизации ставок акцизов .

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Глобальные внешние вызовы, в числе которых развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов, стали причиной для активного использования налогоплательщиками различных способов законной и полузаконной минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения. Для России такие внешние вызовы усугубляются введенными санкциями, необходимостью мобилизовать ресурсы для существования в имеющемся экономическом окружении.

Как следствие этих вызовов Россия активно участвует в реализации Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (OECD Action Plan on Base Erosion and Profit Shifting - BEPS (ОЭСР/G20)) (План BEPS), который был одобрен главами государств и правительств «Группы двадцати» в сентябре 2013 года под председательством России в Большой двадцатке.

Мероприятия указанного плана предполагают выработку мер, направленных на решение проблем, возникающих при налогообложении в области цифровой экономики, устранение двойного «неналогообложения», ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, раскрытие информации, а также пересмотр требований к налогообложению при трансфертном ценообразовании финансовых операций и к документации компаний в рамках контроля за трансфертным ценообразованием.

На период 2016-2018 годов предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2015 года - в отношении большинства плательщиков - 30 процентов и неперсонифицированного тарифа - 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в трехлетней перспективе 2016-2018 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются прежними и нацелены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность, по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков .

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Налоговая политика - это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Основные направления налоговой политики на 2015–2017 годы

Раздел «Меры в области налоговой политики » начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 12.12.2013. Вводятся особые условия для деятельности предпринимателей на территориях опережающего развития, а именно каникулы сроком на 5 лет по ряду налогов, и определяются эти территории.

Стимулируется развитие малого предпринимательства. Для этого субъектам РФ будет дано право устанавливать индивидуальным предпринимателям, подходящим под определенные критерии, налоговую ставку 0%.

Отдельно обозначена проблема уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшоров. В связи с существующей проблемой разработаны мероприятия по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефециарных собственников.

В соответствии с налоговой политикой в законодательство, связанное с налогами и сборами, будут внесены следующие изменения. Будет:

  1. Определено понятие налогового резидентства.
  2. Разработан механизм налогообложения прибыли иностранных компаний, в которых участвует налоговый резидент РФ. Такой механизм необходим из-за высокого риска вывода дохода в офшоры.
  3. Определены и согласованы порядки обмена информацией с низконалоговыми юрисдикциями, участия налоговых органов РФ в проверках за рубежом.
  4. Совершенствоваться налогообложение иностранных компаний.
  5. Разрешено требовать документы по контролируемым сделкам с налоговыми резидентами других государств вне рамок налоговых проверок.

Налоговая политика может быть одним из инструментов улучшения инвестиционного климата. Для этого разрабатываются дорожные карты - комплексы мер по совершенствованию процедур ведения бизнеса. Результатом реализации дорожных карт должны стать:

  • упрощение правил регистрации юридических лиц и ИП;
  • сокращение издержек при применении ККТ;
  • поддержка экспорта несырьевых товаров;
  • сближение налогового и бухгалтерского учета.

В налоговой политике на 2015–2017 годы отдельно выделено налогообложение физических лиц. Именно в «Основных направлениях налоговой политики на 2015–2017 годы» появились планы о том, что налоговой базой по налогу на имущество для физических лиц станет кадастровая стоимость недвижимого имущества. Также налоговая политика предусматривает в отношении физических лиц изменения к подходу по освобождению доходов от продажи имущества.

В рамках налоговой политики для стимулирования инвестиций планируется предоставить льготы по налогу на прибыль при реализации крупных региональных инвестпроектов. Также предполагается поддержать туристическую отрасль, виноградарство и виноделие.

Отдельно в налоговой политике обозначены ставки акцизов с учетом их индексации. А в части табачной продукции учитывается Концепция противодействия потреблению табака (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р) и ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Налоговая политика государства на 2016–2018 годы

Отличительной особенностью налоговой политики на рассматриваемый период является ее антикризисная направленность. В связи с этим:

  1. Планируется развивать новые производства не только на территориях опережающего развития, как в 2015 году, но и во всех субъектах РФ. Для этого субъектам РФ будет предоставлено право принимать решения о налоговых льготах для таких производств.
    Кроме того, с 2016 года налоговой политикой предполагается законодательно закрепить ограничения для региональных и местных властей по увеличению ставок региональных и местных налогов и региональной части ставки налога на прибыль в отношении вновь создаваемых предприятий промышленности. А также предусмотреть возможность применять для таких производств повышающий коэффициент 2 по оборудованию 1–7-й амортизационных групп, которое было изготовлено в рамках специального инвестиционного контракта.
  2. В плане налоговой политики предполагается поддержать развитие бизнеса путем повышения стоимости оборудования, которое можно списать единовременно, до 80 000–100 000 руб.
  3. Рассматривается стимулирование малого предпринимательства через спецрежимы.
  4. Предполагается упрощение процедуры регистрации и уплаты страховых взносов самозанятыми лицами.
  5. Планируется повышение порога по выручке в 1,2–1,5 раза, что позволит платить авансовые платежи по налогу на прибыль только поквартально.
  6. Продлевается использование величины процентной ставки 0% по займам между зависимыми обществами. В законодательство вводится понятие займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, где кредитор - российская организация, которое рассматривается в налоговых целях как инвестиции. Полученные при этом проценты с точки зрения налогообложения будут рассматриваться как дивиденды.
  7. Для исключения отказов со стороны продавцов от включения в налоговую базу по НДС полученных авансов в налоговой политике планируется упростить начисление и принятие к вычету НДС, уплаченного в составе аванса. А также решить другие вопросы, связанные с исключением потерь бюджета, которые возникают, когда покупатели ставят на вычет НДС по авансу, а продавцы не включают его в налогооблагаемую базу.
  8. Рассматривается возможность упрощения процедуры предоставления освобождения от уплаты акциза при продаже подакцизных товаров на экспорт, а также подтверждения обоснованности такого освобождения.
  9. Планируется оставить контроль за трансфертным ценообразованием, но при этом ввести критерии проверки, которые позволят снизить издержки налогоплательщиков.
  10. Для поддержания экспортеров налоговой политикой предусматривается упрощение процедуры получения вычета по НДС. Порядок получения вычета планируется сделать таким же, как по внутренним операциям (http://nalog-nalog.ru)

Республики

Основные направления налоговой политики РФ
на 2016-2018 годы

Уважаемые коллеги!

Согласно проекту Основных направлений налоговой политики на 2016-2018 годы, главными приоритетами на ближайшую трехлетку являются мораторий на рост налоговой нагрузки и отсутствие крупных налоговых новаций в ближайшие годы.

Следует отметить, что в течение последних нескольких лет в налоговой сфере уже были проведены значительные структурные изменения (создание консолидированной группы налогоплательщиков (КГН), «налоговый маневр» в нефтегазовом секторе, изменение порядка расчета налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости и т. д.).

Главными целями налоговой политики на предстоящий период остаются сохранение стабильности и поддержка предпринимательской и инвестиционной активности.

Для реализации поставленных целей предусматривается:

создание налоговых стимулов для экономического роста

и повышение справедливости (создание препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечение преимуществ для добросовестных налогоплательщиков).

В числе стимулирующих мер, направленных на решение данных задач, можно выделить антикризисный Правительства России. А именно:

Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств, так называемых «гринфилдов».

В настоящее время разработан проект федерального закона, которым предусматривается возможность снижения ставки налога на прибыль организации для новых предприятий промышленности, осуществляющих .

Субъекту предоставляется право снижения ставки налога на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, до 10% (в настоящее время снижение налоговой ставки предусмотрено до 13,5 %).

Также предусматривается применение для таких налогоплательщиков нулевой ставки по налогу на прибыль, поступающей в .

Предполагается, что в зависимости от решения субъекта Российской Федерации объем средств, сэкономленных налогоплательщиком от получения такой налоговой льготы (в совокупности по федеральной и региональной частями налога на прибыль) сможет полностью покрывать осуществленные им капитальные затраты.

Кроме того, в рамках реализации антикризисных мер предлагается ряд налоговых послаблений для малого бизнеса.

Во-первых, предусматривается расширение с 47 до 62 перечень видов при применении патентной системы налогообложения.

Перечень дополняется такими , как:

Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

Оказание услуг по перегонке, выпасу скота;

Производство кожи и изделий из кожи;

Сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

Переработка и консервирование фруктов и овощей;

Производство молочной продукции;

Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

Рыболовство и рыбоводство;

Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

Деятельность по письменному и устному переводу;

Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами;

Резка, обработка и отделка камня для памятников;

Данные меры направлены на то, чтобы высвобожденные оборотные и инвестиционные средства предприниматели направляли на .

Изменения устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и соответственно для упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход.

В то же время, обращаю Ваше внимание, что снижение размера ставок приведет к снижению доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики. В связи с этим, необходимо принимать взвешенное решение по данным вопросам.

Федеральный закон -ФЗ.

Также планируется введение специального патента для самозанятых лиц (т. е. не имеющих работодателей и наемных работников)– особого механизма исчисления и уплаты НДФЛ и страховых .

Реализация такой системы позволит уплачивать налог в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательные платежи по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса ).

Физические лица осуществляют регистрацию по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж, без права заниматься иными видами деятельности.

Реализация данного механизма позволит самозанятым лицам избежать уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Следующей мерой антикризисного плана является распространение права на применение «налоговых каникул».

На территории Удмуртской Республики уже принят закон о введении 2-летних «налоговых каникул», действующих до 2018 года.

(Закон УР от 01.01.01 года «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики»).

Также, принят Федеральный закон -ФЗ, устанавливающий запрет на осуществление с 1 января 2016 года по 2018 года плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам .

Кроме того, в Основных направлениях налоговой политики отражены вопросы налогового администрирования. Правительство утвердило несколько дорожных карт, которые по мере реализации будут формировать максимально удобные условия для предпринимательства.

Планируется введение института предварительного налогового контроля – возможности налогоплательщика, открыв все существенные детали предстоящих сделок, получить квалифицированную оценку налоговых последствий. Это существенно снизит возможные риски.

Среди прочих изменений в законодательстве следует также отметить, что предусмотрена обязанность налогоплательщиков – физических лиц сообщать о наличии у них имущества и транспортных средств.

В случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов физические лица должны представить информацию об имеющихся объектах налогообложения в налоговый орган по месту жительства или по месту нахождения объектов недвижимого имущества и транспортных средств

С 1 января 2017 года предусмотрена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) данной информации.

Следующий важный момент. Предлагается переоценка эффективности существующих налоговых льгот.

Принятие налоговой льготы должно сопровождаться определением «источника» такого решения, в качестве которого может рассматриваться также отмена неэффективных льгот.

Льготы будут распределены в соответствии с назначением енными программами, а по особо крупным налоговым льготам будут требоваться обоснования эффективности этих льгот от ответственных исполнителей. В случае отсутствия обоснований, льготы будут отменены.

Налоговые льготы следует вводить на определенный срок, по истечении которого должен проводится анализ их эффективности и приниматься решения об их пролонгации или отмене.

Таким образом, планируется выявить и отменить налоговые льготы, которые являются неэффективными налоговыми расходами.

Теперь что касается вопросов формирования бюджетов в части доходов на 2016 год и плановый период.

В мае текущего года в Ваш адрес был направлен проект Сценарных условий и основных параметров прогноза Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Удмуртской Республики изображены на слайде.

Достаточно оптимистическая оценка представлена по налогу на прибыль организаций на 2015 год. Темп роста по Российской Федерации прогнозируется 124%, в то время как по результатам исполнения 1 полугодия текущего года темп роста налога на прибыль по Удмуртской Республике составил 97%.

С 1 января 2016 года плата за негативное воздействие на окружающую среду будет зачисляться в доходы бюджетов и по нормативу 55% за счет одновременного уменьшения до 5% указанного норматива зачисления в доход федерального бюджета.

В федеральный бюджет по нормативу 5%;

В бюджеты субъектов Российской Федерации – 40%;

В бюджеты муниципальных районов и городских округов – 55%.

Это следует учесть при формировании ваших доходов на 2016 и плановый период 2017 и 2018 годы.

(Федеральный закон от 01.01.2001 года)

Во втором чтении Государственной Думой РФ принят законопроект, предусматривающий сохранение действующих размеров ставок акцизов в 2016-2017 гг. и индексацию ставок в 2018 году с учетом индекса потребительских цен, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов.

По аналогии с реестром расходных обязательств, Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с 1 января 2016 года обязаны вести реестры источников доходов бюджетов Российской Федерации.

Реестры источников доходов региональных бюджетов и будут формироваться и вестись в порядках, установленных соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией.

Следует также отметить, что Указом от 01.01.01 года № 91под руководством Главы Удмуртской Соловьева создан Совет по координации деятельности, направленной на укрепление доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.

Текущего года состоялось первое заседание Совета, на которое был приглашен руководитель одного из крупнейших предприятий нефтедобывающей отрасли республики - .

Заседания будут носить регулярный характер. В рамках работы Совета будут также приглашаться представители муниципальных образований для обсуждения вопросов по наращиванию доходной базы местных бюджетов.

В конце еще раз хочу отметить, что при планировании бюджетов необходимо учитывать все вышеуказанные изменения в законодательстве.

Доклад окончен. Благодарю Вас за внимание!