Узнать план налоговых проверок на год. Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку

  • 24.04.2020

При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.

Для первой стороны налоговая проверка — это основной вид деятельности, выполнять которую ей поручило государство, чтобы финансово обеспечить свое существование и функционирование.

Для второй это, как правило, дополнительные трудовые, временные, нервные и в итоге часто финансовые затраты. Минимизировать их вам поможет подборка материалов данной рубрики нашего сайта.

А начать знакомиться с порядком проведения налоговой проверки мы предлагаем со статьи «Налоговая проверка - что это такое и каков порядок?» .

Виды, методы и основания проведения налоговых проверок

Закон прямо предусматривает всего 2 вида налоговых проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ). Но есть еще 3-е контрольное мероприятие, которое непосредственно проверкой не названо, но фактически является ею.

О том, что это за проверка, а также о КНП и ВНП рассказывает данная .

Методы проведения проверок различны, а их набор напрямую зависит от вида проверки, ее субъекта, типа проверяемого налога и других обстоятельств.

Например, об особенностях проверки ИП читайте эту публикацию .

Основной метод, конечно, исследование документов, на основании которых вы исчисляли и платили налоги. Но налоговикам дозволяется также:

  • проводить осмотр;
  • вызывать свидетелей;
  • инвентаризировать ваше имущество, причем вы обязаны содействовать контролерам в этом;
  • использовать иные формы контроля, указанные в гл. 14 НК РФ, разъяснения по которым тоже есть или вскоре появятся в данной рубрике сайта.

Что касается оснований для проверки, они также зависят от ситуации. Например, для КНП основанием является сам факт подачи декларации в ИФНС.

Подробнее о камералке читайте в статье , посвященной ст. 88 НК РФ, текст которой вы найдете там же.

Поводы и основания для выездной проверки — в полном ведении налоговиков.

Сроки проведения налоговой проверки

Во избежание злоупотреблений со стороны контролеров временные рамки проверок ограничены НК РФ. Общий срок камералки составляет 3 месяца, ВНП — 2 месяца. Причем момент начала течения срока для каждой проверки свой. И момент окончания фиксируется по-разному. Кроме того, в некоторых случаях проверочные сроки могут продляться или прерываться. Как это происходит, стоит знать любому налогоплательщику.

Специально для вас — наши статьи по данным вопросам:

  • «Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?» ;
  • «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?» .

Избежать проверки или заранее узнать о ней — возможно ли это?

Налогоплательщики бывают крупными и не очень. В отношении последних государство старается предусмотреть различные послабления, в том числе в части контроля со своей стороны. Так, в последнее время ведется много разговоров о необходимости сокращения проверочных мероприятий для субъектов малого бизнеса. А недавно активно обсуждался 3-летний мораторий на плановые проверки, введенный в отношении «малышей». Действует ли он при налоговом контроле, вы узнаете из этой статьи.

Предупрежден — значит вооружен. Это справедливо и в ситуации с проверкой ИФНС. Если знать о проверке заранее, можно лучше к ней подготовиться. Любой налогоплательщик многое отдал бы, чтобы узнать, есть ли он в проверочном списке. Возможно ли это в принципе? Ответ ищите в данной

Однодневки и взимозависимые компании будут в приоритете налоговых проверок 2017. Изменения, новые правила по камеральным и выездным ревизиям и при взыскании долгов рассмотрим в статье.

Новые правила по налоговым проверкам 2017: с чем связаны изменения

ФНС России опубликовала на nalog.ru "Налоговый паспорт" каждого региона и статистику по недоимке компаний в целом по стране. Долги выросли как никогда в последние годы. Из-за этого налоговикам поставлена задача в быстрейшее время снизить сумму задолженности компаний. Наступать будут со всех сторон.

Давайте разберемся, какими станут налоговые проверки 2017, к каким изменениям, новым правилам вам стоит подготовиться.

Камеральные и выездные налоговые проверки в 2017 году

Налоговые проверки 2017 будут опаснее - инспекторы стараются все больше и больше доначислить не только на выездных ревизиях, но и на камеральных. Особое внимание на всех проверках будут обращать на сделки с однодневками. Об этом сообщают опрошенные нами налоговики. У компании запросят пояснения или документы по таким сделкам. А некоторые инспекции сразу требуют убрать расходы и вычеты, если контрагент числится в базе однодневок. Есть еще новые тенденции в ближайших проверках.

Частые камералки . Проводят углубленные камералки инспекторы теперь на 20 процентов чаще, чем год назад. Значит, растет и вероятность того, что от вас затребуют пояснения или документы для углубленной ревизии и более крупных доначислений, чем раньше. Так, за год резко возросла средняя цена одной результативной камералки - до 58 тыс. руб. Это на 39 процентов больше, чем в прошлом году (41 700 руб.). Налоговики сообщают, что начисления увеличились из-за камералок по НДС - программа ФНС теперь автоматически выявляет расхождения у поставщика и покупателя. В то же время доля результативных камералок пока стоит на месте - 5 процентов.

Дорогие выездные проверки . С каждым годом инспекторы все реже и реже приходят к компаниям - за девять месяцев 2016 года налоговики проверили 17 362 организации, а год назад - 19 749. Но избежать претензий практически никому не удается - 99,3 процента выездных проверок, как и раньше, заканчиваются доначислениями. Почти наполовину - на 45 процентов - возросла средняя цена выездной проверки. По данным за девять месяцев 2016 года, она составляет 14 605 000 руб., а год назад налоговики начисляли гораздо меньше - 10 044 000 руб. Но в вашем регионе цена может отличаться. К примеру, в Москве это 41,6 млн руб., в Санкт-Петербурге - 71,8 млн руб., а в Краснодарском крае - 4,9 млн руб.

Все это говорит о том, что налоговики еще более точно планируют ревизии. Не станут исключением и налоговые проверки 2017. Изменения, новые правила позволяют выбирать потенциальных нарушителей при помощи системы АСК НДС-2. В 2017 году налоговики будут планировать выездные проверки прежде всего на основе разрывов, которые программа выявила в декларациях по НДС.

В 2017 году налоговики также планируют комплексные проверки взаимозависимых компаний. То есть хотят проверять сразу всю группу таких организаций. Так инспекторы смогут проанализировать сделки между зависимыми контрагентами, выявить дробление бизнеса, в том числе проведенное с целью остаться на упрощенке.

Но самые опасные проверки по-прежнему те, которые налоговики проводят совместно с полицией. За девять месяцев 2016 года налоговики провели 4623 совместные проверки. Цена ревизии составила 25 428 000 руб. Это на 20 процентов больше, чем в 2015 году.

Среднюю цену выездной и камеральной проверки в вашем регионе вы можете посмотреть в таблице (ниже).

Новые проверки взносов . Налоговики будут проверять взносы . Но начинать инспекторы будут не с выездных проверок. Сначала будет работа теми же методами, что по НДФЛ (письмо ФНС России от 20 октября 2016 г. № ЗН-18-1/1103). То есть налоговики станут запрашивать пояснения о низкой зарплате , вызывать на зарплатные комиссии, включать в план проверок те компании, которые подозревают в занижении базы по НДФЛ и взносам.

Выездные проверки ИФНС на 2017 год: план и график проверок

В отличие от других ведомств (например, фондов) налоговые инспекторы не публикуют план и график проверок на предстоящий год.

О неналоговых проверках можно узнать на сайте Генпрокуратуры. В специальной форме нужно указать основые данные о (компании ОГРН, ИНН, наименование), и сервис покажет, кто, когда и как часто будет проверять. План-график на 2017 год должен появиться в ближайшее время.

Взыскание долгов по налогам в 2017 году

Как выросли долги по налогам . Согласно официальной статистике ФНС России по всем основным налогам - прибыль, НДС, НДФЛ - в бюджет поступило денег в среднем на 5 процентов больше, чем в прошлом году. Падение платежей зафиксировано лишь по НДПИ, и совсем незначительно (на 2%) снизились суммы имущественных налогов. Но вместе с тем налоговые долги компаний растут во всех регионах страны. Получается, что в этом году компании заплатили больше, чем год назад, но при этом остались должны бюджету больше, чем в прошлом году.

По данным на сайте nalog.ru, с 1 января по 1 сентября 2016 года задолженность увеличилась на 16 процентов. За последнее пятилетие такого резкого скачка не случалось ни разу. Поэтому во всех регионах налоговики начали усиленные меры по взысканию недоимки. Особенно это ощутят на себе компании в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Кабардино-Балкарской Республике и Краснодарском крае - здесь самые крупные долги.

Как ИФНС будет взыскивать долги. Во-первых, компанию вызовут на комиссию по долгам. Многие компании еще до комиссии или сразу после нее перечисляют в бюджет часть задолженности, чтобы убедить налоговиков в своей добросовестности. Можно также согласовать с налоговиками график постепенной уплаты долгов. Во-вторых, снимут со счетов в банках. В том числе если после комиссии налоговики не получат результатов. Если денег на счете недостаточно, взыщут долги за счет имущества. В-третьих, попробуют взыскать долги с новой компании, если бизнес перевели на нее. Либо лично с директора, если компания в результате больших долгов стала банкротом.

И в-четвертых, потребуют уточненки. Раньше инспекторы нередко просили компанию сдать уточненку и уменьшить сумму налога до той, которую она по факту уплатила, чтобы не числилось долгов. Теперь руководство службы запрещает так манипулировать с уточненками. Поэтому такие требования на местах возможны не часто. Но по 6-НДФЛ уточненки попросят. В этом году, как утверждают инспекторы, долги по НДФЛ увеличились из-за ошибок в 6-НДФЛ. Убрать недоимку и пени можно уточненкой.

Совет
Безопасную налоговую нагрузку по отраслям в вашем регионе смотрите на сайте ФНС nalog.ru в разделе «Статистика и аналитика» >«Налоговая аналитика» > «Налоговые паспорта»

Борьба с убытками и низкой налоговой нагрузкой в 2017 году

Усилить работу убыточных комиссий - тоже одна из главных задач у налоговиков в конце этого года и в начале 2017-го. Об этом нам стало известно из письма одного регионального УФНС. Причем на комиссиях инспекторы будут обрабатывать не только убыточные компании, но и те, у кого суммы налогов к уплате ниже среднеотраслевых по региону. Если вызовут, то потребуют сдать уточненку по прибыли за девять месяцев и убрать убыток. А в декларации за 2016 год - отразить сумму налога к уплате, приближенную к безопасному показателю налоговой нагрузки в вашем регионе.

Безопаснее сходить в инспекцию и объяснить, как планируете выходить из убыточной или низкоприбыльной ситуации . Низкую нагрузку можно обосновать тем, что снизились продажи, выросли расходы и т. д.
Если проигнорировать вызов на комиссию, есть риск выездной проверки и усиленных камералок. А на проверках разбираться с убытком будут тщательнее. Об этом свидетельствует и статистика ФНС. Так, по итогам 9 месяцев 2016 года на комиссиях налоговики сняли убытков на 50 млрд руб. меньше, чем на проверках. А на проверках уменьшили убытков на общую сумму 358,8 млрд руб. - это в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (179,4 млрд руб.).

Важно!
Как еще борются с убытками
С 1 января изменятся правила переноса убытков на будущее. Сейчас компании вправе списывать убыток прошлых лет без ограничения по сумме. С 2017 года учесть можно будет убыток на сумму не более 50 процентов налоговой базы текущего периода. Это ограничение вводят для всех убытков, которые возникли с 2007 года. Например, на 1 января 2017 года у компании есть несписанный убыток - 700 000 руб. Налоговая база (прибыль) за I квартал 2017 года равна 500 000 руб. Следовательно, в I квартале 2017 года можно учесть убыток в сумме 250 000 руб. (500 000 руб. × 50%). Остальные 450 000 руб. (700 000 – 250 000) компания будет переносить на следующие периоды.

Если компания по итогам отчетного периода получила убыток, то списать убытки прошлых лет нельзя. Учесть их получится, только когда появится прибыль. И не более 50 процентов от налоговой базы

Сколько ИФНС доначисляет на проверках (данные за 9 месяцев 2016 года)

Выберите свой субъект РФ Средняя цена камералки (руб.) Средняя цена выездной проверки (руб.)
Центральный федеральный округ
г. Москва 126 200 41 611 200
Белгородская область 13 500 5 034 600
Брянская область 22 800 4 595 900
Владимирская область 40 400 25 264 700
Воронежская область 10 800 3 919 200
Ивановская область 12 000 5 363 500
Калужская область 46 100 12 161 200
Костромская область 24 100 4 339 600
Курская область 19 800 36 942 800
Липецкая область 18 800 9 204 700
Московская область 49 700 9 018 200
Орловская область 15 500 5 450 100
Рязанская область 16 400 9 041 200
Смоленская область 17 500 4 409 900
Тамбовская область 30 600 3 768 100
Тверская область 15 300 6 316 700
Тульская область 26 700 10 012 100
Ярославская область 18 000 14 806 300
Северо-Западный федеральный округ
г. Санкт-Петербург 12 800 71 828 700
Республика Карелия 12 300 3 644 700
Республика Коми 19 400 21 656 200
Архангельская область и Ненецкий автономный округ 19 400 20 665 100
Вологодская область 29 000 9 561 400
Калининградская область 64 700 27 580 100
Ленинградская область 45 400 17 811 200
Мурманская область 21 200 22 383 400
Новгородская область 18 700 5 006 300
Псковская область 18 300 10 354 300
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 19 600 5 386 300
Республика Ингушетия 31 800 5 345 200
Кабардино-Балкарская Республика 4 940 300 40 115 900
Карачаево-Черкесская Республика 13 600 1 879 300
Республика Северная Осетия-Алания 83 900 3 570 200
Чеченская Республика 7 700 3 068 800
Ставропольский край 66 800 11 583 400
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 46 900 4 450 200
Республика Калмыкия 10 700 2 691 300
Республика Крым 32 900 6 247 300
Краснодарский край 25 200 4 985 600
Астраханская область 10 400 5 559 200
Волгоградская область 25 900 11 235 300
Ростовская область 46 100 8 940 300
г. Севастополь 13 100 9 356 800
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 31 600 5 224 000
Республика Марий-Эл 8 600 7 135 800
Республика Мордовия 14 000 5 044 000
Республика Татарстан 32 900 6 304 100
Удмуртская Республика 39 600 6 724 500
Чувашская Республика 22 900 6 433 100
Кировская область 15 700 9 985 000
Нижегородская область 32 300 13 310 800
Оренбургская область 11 200 8 167 700
Пензенская область 23 200 5 230 900
Пермский край 23 100 9 594 900
Самарская область 33 900 5 787 800
Саратовская область 11 800 4 490 200
Ульяновская область 11 000 8 698 000
Уральский федеральный округ
Курганская область 13 800 3 426 300
Свердловская область 23 700 7 234 200
Тюменская область 23 600 10 253 000
Челябинская область 12 000 11 825 300
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 18 700 14 251 500
Ямало-Ненецкий автономный округ 44 000 12 258 000
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 7500 12 371 300
Республика Бурятия 21 000 8 475 400
Республика Тыва 11 600 3 139 000
Республика Хакасия 7100 4 582 100
Алтайский край 17 600 4 866 900
Красноярский край 7000 6 736 900
Иркутская область 14 100 10 191 100
Кемеровская область 42 400 13 941 900
Новосибирская область 14 700 10 620 400
Омская область 14 400 6 600 500
Томская область 11 600 11 628 500
Забайкальский край 18 900 6 042 700
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 14 900 6 355 900
Приморский край 11 000 7 062 600
Хабаровский край 75 400 21 776 100
Амурская область 35 400 9 512 500
Камчатский край 13 100 10 332 800
Магаданская область 12 400 6 690 200
Сахалинская область 7100 84 627 500
Еврейская автономная область 13 800 6 144 400
Чукотский автономный округ 15 400 10 621 100

У предпринимателя налоговая проверка зачастую вызывает опасения. Впрочем, любая другая тоже, но к налоговой у всех бизнесменов пристальное внимание, что понятно. Как обычно, они делятся на плановые и внеплановые

По какой причине может быть проведена плановая налоговая проверка?

Порядок проведения плановых проверок регламентирует приказ ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., которым утверждена единая концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Как в ней сказано, «для повышения грамотности налогоплательщиков, укрепления дисциплины, улучшения работы налоговых органов». Основные принципы Концепции таковы:

1. Система планирования проверок едина для налоговых органов.

2. Она должна быть ясна и доступна налогоплательщикам. Для самостоятельной оценки рисков попадания в план налоговых проверок, налогоплательщик может ознакомиться с общедоступными критериями, которые используются налоговыми органами для отбора компаний при проведении выездных налоговых проверок. Всего их 12 .

3. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков.

4. В случае обнаружения признаков вероятного совершения нарушения законодательства о налогах и сборах реагирование является своевременным.

5. Наказание недобросовестных налогоплательщиков, если найдены нарушения законодательства о налогах и сборах, является неотвратимым.

6. Выбор объектов, которые попали в план проверок налоговой инспекции (на 2017 год и не только) является обоснованным.

Как узнать о плановой налоговой проверке?

В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.

Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:

  • На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
  • Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
  • Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
  • Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
  • Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
  • Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.

Налоговые проверки в 2017 году, список организаций

Некоторые налогоплательщики уверены, что информация о выездных налоговых проверках находится в свободном доступе и опубликована в интернете. В какой-то степени, право так думать им дает привычный уже реестр проверок Генпрокуратуры по контрольным мероприятиям иных ведомств. График проверок налоговой инспекции на 2017 год нельзя найти в едином реестре проверок , опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Налоговиков этот реестр не касается. Да и вбить в строку поисковика запрос «налоговые проверки в 2017 году, список организаций» и достоверно проверить, стоит ли вашей компании готовиться к проверке налоговой инспекции, невозможно. Списка проверок налоговой инспекции на 2017 год нет.

И внеплановые и плановые налоговые проверки на 2017 год проводятся без предварительного ознакомления с ними широкой общественности.

Узнать о графике налоговых проверок могут только определенные предприятия. До 31 декабря на официальном сайте ФНС был опубликован перечень налоговых плановых проверок на 2017 год. Но касается он не всех компаний, а только юридических лиц, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности.

Слова «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода», «должная осмотрительность», «добросовестность» настолько плотно вошли в жизнь обычного российского предпринимателя, что, пожалуй, он не хуже любого налогового инспектора объяснит их смысл. А по итогам посещения очередного налогового семинара, вместо планирования новой производственной линии, начнет рисовать у себя в воображении увесистое обоснование (с цифрами, графиками, убедительными показаниями) необходимости привлечения нового контрагента.

Почти ни один акт налоговой проверки, ни одно решение суда не обходится без упоминания о той самой необоснованной налоговой выгоде, которая повлекла ущерб для бюджета. А введено это понятие было уже более 10 лет назад - Постановлением Высшего Арбитражного Суда №53 от 12.10.2006 года. Высший Арбитражный Суд с тех пор канул в лету, слившись с Верховным Судом, а выработанная им концепция - жива.

Но, то ли несолидно ссылаться на судебное постановление (ведь у нас не Англия с ее прецедентным правом), то ли устарели размытые понятия о добросовестности, было решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года выверенные поправки в кодекс были подписаны Президентом. Родилась новая статья 54.1. Новые правила начнут применяться к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года.

Это значит, что все операции за период 2014 - 2016 и последующих годов могут быть оценены с учетом новых критериев.

Сразу скажем, революции не произошло. В закон в лаконичной, лишенной эмоциональной окраски форме внесены положения, отражающие смысл привычного уже поиска «деловой цели», доказывания обоснованности налоговой выгоды, чтобы исключить оценочный подход к суждениям о поведении налогоплательщика. Предположим, что суды постепенно перейдут от цитирования Постановления № 53, к ссылкам на закон. Как это отразится на статистике рассмотрения налоговых споров - покажет время.

Итак, во-первых, вместо презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпции достоверности сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности, закон констатирует:

«Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/или бухгалтерском учете.

В кодексе не используется столь привычное понятие «налоговая выгода». Однако, говоря о недопустимости искажения сведений для уменьшения налоговой базы и/или суммы налога, законодатель и имеет в виду то, что раньше считалось необоснованной налоговой выгодой.

Во-вторых, если все сведения в отчетности учтены верно, следующим тестом для налогоплательщика будет проверка соблюдения одновременно двух условий (п.2 ст.54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки;
  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.).
И снова что-то до боли знакомое, не так ли?

Первое условие - не что иное как «деловая цель» сделки, которая не должна быть связана исключительно с уменьшением налоговых обязательств.

Иногда приходится слышать такой ответ на вопрос о целесообразности создания двух сбытовых компаний, применяющих УСН: «Если все обороты будут в одной компании, она не сможет из-за оборотов применять УСН, и бизнес станет невыгодным». Запомните: это пример чистосердечного признания для налогового органа - иной цели, нежели соблюдение условий применения специального налогового режима, у предпринимателя нет.

Если же речь идет о территориально обособленных отделах продаж, различных целевых категориях клиентов, разных управленческих командах да еще и соревнующихся между собой в результативности, то эффект от применения пониженной ставки налога становится уже не первостепенным.

Второе условие говорит, что сделка должна быть исполнена именно тем лицом, которое указано в документах. Или иным, к которому обязательство исполнить сделку перешло по закону или договору. То есть не неким, неустановленным третьим лицом.

Условие крайне важное, так как может переломить сложившуюся в интересах налогоплательщика тенденцию «установления действительного размера налоговой выгоды», когда речь идет о налоге на прибыль. Напомним, еще в 2012 году Высший Арбитражный Суд постановил:

Реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль...

Постановление Президиума ВАС РФ № А71-13079/2010-А17 от 03.07.2012

Это привело к тому, что налоговый орган перестал оспаривать учет налогоплательщиком затрат, когда не мог доказать завышение себестоимости. Например, дом построен - значит кирпичи были; пищевая продукция выпущена и проверить ее состав возможно только после проведения дорогостоящей экспертизы - затраты на мясо, муку, прочие ингредиенты принимаются и т.п. Подчеркнем, что речь шла только о налоге на прибыль, однако хотя бы в этой части налогоплательщик мог быть спокоен.

После вступления в силу изменений, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль. Только практика применения новых положений покажет, сможет ли налогоплательщик по-прежнему ссылаться, что сырье (материалы, комплектующие) действительно было и действительно использовано при производстве, строительстве или оказании услуг, несмотря на недоказанность взаимоотношений с конкретным поставщиком. Соблюдение перечисленных выше принципов позволит налогоплательщику выйти победителем из налогового спора.

Чтобы это было сделать проще, чем кажется, в законе предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п.4 ст.54.1 НК РФ):

  1. подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом.
    Аналогичный подход был отражен и в письме ФНС России от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9-547, в котором упоминалось о назревшей проблеме осуществления налоговыми органами формального сбора доказательств для целей подтверждения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Очень часто налоговые органы не оспаривают реальность осуществления операций с контрагентами, а просто ограничиваются доводами о недостоверности первичных документов, основываясь на допросах руководителей контрагентов, заявлявших о непричастности к деятельности компаний, и почерковедческих экспертиз. В связи с этим ФНС России заявила, что факт отрицания допрашиваемыми лицами подписания документов от имени контрагентов или наличия у них полномочий руководителя не является безусловным и достаточным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
  2. нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства. Если документы составлены поставщиком идеально, товар поставлен (услуги оказаны), причем сомнений в их необходимости для реальной экономической деятельности не было, но внезапно оказалось, что контрагент перестал уплачивать налоги, проверяемый налогоплательщик не может нести за это ответственность. Несомненно, закрепление этого правила в законе будет на пользу налогоплательщикам;
  3. возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). Также давно устоявшееся правило о том, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а задним числом указывать, что сделка оказалась невыгодной, бесполезной да и другие поставщики были на рынке, налоговый инспектор не вправе.
Выяснение вопроса о том, насколько правильно рядовой налогоплательщик определил налоговую базу в соответствии с изложенными правилами, будет осуществляться в ходе обычных выездных и камеральных налоговых проверок. Иными словами, налоговый орган, как и прежде, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается он, а налогоплательщику будет предоставлен шанс опровергнуть доводы. Ни о каком одностороннем вменении нарушения или о создании отдельной проверочной процедуры речь не идет.

Таким образом, законотворцы проделали многоступенчатую работу, в которой искали разные варианты закрепления в кодексе того, что сложилось на практике. Начинали с попыток найти универсальное определение «злоупотреблению правом», а пришли к предельно лаконичным формулировкам, лишенным простора для оценки и субъективизма.

Однако и завоевания добросовестных налогоплательщиков не были оставлены без внимания. При наличии деловой цели, подтвержденной целесообразности заключенных сделок и их реальном исполнении, доначисления налогов будут несостоятельными.

Дата публикации: 27.01.2017 04:54 (архив)

Законодатель отмечает, что при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не будут считаться представленными.

Как и раньше, на подготовку и отправку документа дается 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений. К пояснению могут быть приложены и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, но все они также должны быть в электронном формате.

Во-вторых, появился новый вид ответственности за совершение налоговых правонарушений.

За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, указанных в пункте 3 статьи в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации с 1 января 2017 будет применяться ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса (пункт 13 статьи 1 Федерального закона N 130-ФЗ).

Напомним, пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено три основания для направления требования о представлении пояснений: если выявлены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученными им в ходе налогового контроля; в случае, когда в декларации заявлен убыток или же когда подана "уточненка", в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет.

Таким образом, ответственность возникает за непредставление (несвоевременное представление) пояснений, а также в случае представления пояснений по НДС на бумажном носителе, в виде штрафа в размере 5000 руб., а те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, штраф уже составит 20 000 руб.

Кроме того, в пункт 6 статьи 88 Кодекса были внесены изменения, позволяющие налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.