Как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер. Как отразить в учете взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (спецрежим)

  • 16.12.2019

Вопрос:

Казенное учреждение – участник пилотного проекта обратилось в ФСС с заявлением о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний работников (обучение сотрудников службы охраны труда). Возмещение произведено в сумме 12 000 руб. Какими проводками следует отразить указанные операции в бюджетном учете?

Ответ:

Согласно пп. «в» п. 3 Правил № 580н финансовому обеспечению за счет средств ФСС подлежат расходы страхователя на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в частности расходы на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ следующих категорий работников:

    руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

    руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

    членов комитетов (комиссий) по охране труда;

    уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

    отдельных категорий работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и обучению действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

При этом стоит отметить, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – по травматизму), начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Пример 1.

Сумма страховых взносов по травматизму, начисленных казенным учреждением за 2017 год, составила 70 000 руб. За счет этих взносов в 2017 году были произведены расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 20 000 руб.

В 2018 году в качестве финансового обеспечения расходов на предупредительные меры, в том числе на обучение работников, из ФСС могут быть возмещены учреждению только 10 000 руб. ((70 000 - 20 000) руб. x 20%).

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

    20% сумм страховых взносов по травматизму, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;

    сумму страховых взносов по травматизму, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.

Указанные правила действуют также и в регионах, участвующих в реализации пилотного проекта ФСС (п. 2 Положения № 294). Страхователи, зарегистрированные в таких регионах, при обращении в ФСС за финансовым обеспечением представляют те же документы, что и остальные страхователи. При этом для них установлены более поздние сроки подачи документов – до 15 декабря (обычно страхователи сдают документы до 1 августа).

Особенности возмещения средств.

Главная отличительная особенность финансового обеспечения предупредительных мер участников пилотного проекта по сравнению с остальными страхователями заключается в том, что «пилотникам» средства ФСС предоставляются в порядке возмещения уже произведенных расходов.

В соответствии с п. 3 Положения № 294 оплата предупредительных мер осуществляется страхователями – участниками пилотного проекта за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС произведенных страхователем расходов.

Территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС расходов и производит перечисление средств на страхователя, указанный в этом заявлении.

Таким образом, по нашему мнению, у участников пилотного проекта оплата расходов в рамках предупредительных мер осуществляется не в счет уплаты страховых взносов, а как обычные расходы учреждений по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Следовательно, средства ФСС, поступившие на учреждения в качестве возмещения произведенных расходов, будут являться доходами от компенсации затрат (подстатья 134 КОСГУ). Согласно ст. 41 БК РФ такие доходы казенных учреждений подлежат зачислению в бюджет.

Бухгалтерский учет.

С учетом изложенного рассмотрим на примере порядок отражения операций по возмещению участникам пилотного проекта средств из ФСС.

Пример 2.

В 2018 году казенному учреждению (участнику пилотного проекта) возмещены средства из ФСС в сумме 12 000 руб. в счет произведенных в 2017 году расходов на оплату предупредительных мер. Данные средства зачислены в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.

В этом же году в рамках предупредительных мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, учреждение оплатило расходы на обучение специалистов службы охраны труда. Стоимость обучения составила 11 000 руб.

По нашему мнению, в бюджетном учете казенного учреждения такие операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены требования к ФСС по компенсации затрат, произведенных учреждением в рамках предупредительных мер

134 1 209 34 560

134 1 401 10 134

Отражено возмещение средств из ФСС (поступили средства в доход бюджета)

134 1 304 04 134*

134 1 303 05 730*

134 1 303 05 830

134 1 209 34 660

Отражены расходы на обучение сотрудников

244 1 401 20 226

244 1 302 26 730

Оплачено обучение сотрудников

244 1 302 26 830

244 1 304 05 226

* В адрес администратора кассовых поступлений казенное учреждение направляет извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета.

Учреждения как страхователи по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний вправе с разрешения Фонда социального страхования (далее - ФСС РФ, Фонд) направить часть взносов, подлежащих уплате, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2017 году Правила финансирования таких мер, утвержденные Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), применяются в новой редакции. Кроме того, Минфином России рекомендованы новые бухгалтерские записи по отражению расходов на предупредительные меры в учете.

Правила финансового обеспечения

Финансирование предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Оно осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ), подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых учреждением на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм взносов от НС и ПЗ, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов по данному виду страхования за тот же год.
Если учреждение с численностью работающих до 100 человек не осуществляло в течение двух предшествующих лет финансирование предупредительных мер, объем средств в текущем году для него не может превышать:
- 20% сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующие текущему финансовому году, за вычетом расходов по НС и ПЗ за тот же период;
- сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.
В п. 3 Правил N 580н предусмотрено, какие мероприятия могут финансироваться за счет сумм страховых взносов от НС и ПЗ. Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н (далее - Приказ N 353н) были внесены изменения в Правила N 580н, в том числе в части перечня финансируемых мероприятий. Учитывая, что заявления страхователей о направлении взносов на финансирование предупредительных мер, согласно п. 4 Правил N 580н, подаются до 1 августа текущего года, то впервые перечень мероприятий в новой редакции применяется в 2017 году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
1. Проведение специальной оценки условий труда.
2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
3. Обучение по охране труда следующих категорий работников, в том числе:
- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- с 2017 года - работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (в случае, если обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).
4. Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
5. Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
6. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.
7. Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров).
8. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
9. Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пп. "г" п. 3 Правил N 580н, согласно которой за счет взносов может финансироваться приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами их бесплатной выдачи и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. А с 1 августа 2017 года вступят в силу дополнительные положения того же подпункта, согласно которому расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если она изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является РФ.
Также в 2017 году за счет взносов может финансироваться приобретение приборов, устройств, оборудования и т.д., непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации (пп. "м" п. 3 Правил N 580н).
Для направления взносов на финансирование предупредительных мер необходимо получить разрешение ФСС РФ. Для этого учреждение-страхователь направляет в территориальный орган Фонда соответствующее заявление в срок до 1 августа текущего года (п. 4 Правил N 580н). Вместе с заявлением представляются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена Приложением к Правилам N 580н, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, с указанием суммы финансирования;
- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, перечень которых приведен в п. 4 Правил N 580н, для каждого направления расходов. Учреждение предоставляет в Фонд эти документы, за исключением ряда документов, которые территориальный орган ФСС РФ запрашивает:
- в Минтруде России - сведения:
о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр проводящих ее организаций - в случае включения в план мероприятий по проведению спецоценки;
о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план мероприятий по обучению охране труда;
- в Росздравнадзоре - сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг):
организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ, - в случае включения в план приобретения путевок работникам;
медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, - в случае включения в план соответствующих медосмотров;
организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников - в случае включения в план соответствующих медосмотров.
Учреждение вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда данные документы.
С 2017 года изменились некоторые критерии принятия решения территориальным органом Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер. Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 201н (далее - Приказ N 201н) были внесены изменения в п. 8 Правил N 580н. Приказ N 201н вступил в силу 12 августа 2016 года, поэтому впервые будет применяться к заявлениям, поданным в 2017 году.
Согласно п. 8 Правил N 580н решение принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год:
а) составляет до 10 млн руб. включительно, - территориальным органом ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н (ранее до 8 млн руб.);
б) составляет более 10 млн руб. - территориальным органом ФСС РФ после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня получения комплекта документов направляет их в Фонд, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В п. 10 Правил N 580н изложены основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер. В частности, территориальный орган ФСС РФ вправе отказать, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. С 2017 года отказ может быть получен, если на день подачи заявления у страхователя имеются:
- непогашенная недоимка;
- задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году;
- недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки;
- начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.
Учреждение ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий учреждение должно представить в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Если расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, они не принимаются к зачету в счет уплаты страховых взносов.
С 2017 года правила ужесточены - не будут приниматься к зачету не только расходы, не подтвержденные документами, но и расходы, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 14 Правил N 580н в ред. Приказа N 201н).

Закупки товаров и услуг

При направлении средств страховых взносов от НС и ПЗ на приобретение товаров и услуг в качестве предупредительных мер учреждения должны учитывать законодательство о закупках.
Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые из ряда источников в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, если примет и опубликует до начала финансового года собственное положение о закупках. В частности, к таким источникам относятся средства грантов, средства от приносящей доход деятельности. За счет данных источников могут начисляться заработная плата и взносы работникам, включая взносы от НС и ПЗ.
Соответственно, при финансировании предупредительных мер за счет взносов от НС и ПЗ, начисленных за счет источников, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения вправе применять нормы Закона N 223-ФЗ.

Бухгалтерский учет

Расходы на финансирование предупредительных мер относятся к соответствующим кодам видов расходов (КВР):
- 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений";
- 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов";
- 149 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов".
В Инструкциях по учету предусмотрены записи по начислению страховых взносов и по осуществлению денежных выплат за счет взносов, однако записей по финансированию предупредительных мер за счет взносов в них в настоящее время нет.
В недавнем Письме Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 специалисты ведомства разъяснили, как следует отражать в бюджетном (бухгалтерском) учете операции по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках предупредительных мер.
В указанном Письме предлагаются такие учетные записи:
Дебет счета 0 40120 213 "Расходы на начисления на выплаты по оплате труда"
или Дебет счета 0 109xx 213 "Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции; работ, услуг"
Кредит счета 0 30306 730 "Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
- начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет счета 0 105xx 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"
Кредит счета 0 30234 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
- поступило имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"
или Дебет счета 0 109xx 226 "Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"
Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
- оказаны услуги (за обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30234 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 30405 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов" (для казенных учреждений)
- перечислены денежные средства за имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30226 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
Кредит счета 1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам" (для казенных учреждений).
Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства",
или Кредит счета 0 20121 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации).
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств учреждения" (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены денежные средства за услуги (обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 20930 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
Кредит счета 0 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- отражено начисление требований по КВР 130 компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма в текущем финансовом году.
Отметим, что последняя бухгалтерская запись была внесена в Инструкции по учету Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н. Данной записью отражается начисление суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Минфин России фактически предложил использовать эту же запись и для отражения положительного решения ФСС о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер. Кроме того, Минфин России в Письме от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 предусматривает и такие записи:

Кредит счета 0 20930 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
- осуществлен зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС РФ.
Вышеуказанная запись, рекомендованная Минфином России, не предусмотрена действующими Инструкциями по учету. Поэтому, чтобы воспользоваться рекомендацией, ее необходимо закрепить в учетной политике учреждения;
Дебет счета 0 30306 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Кредит счета 1 30405 213 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда" (для казенных учреждений)
или Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств с лицевого счета учреждения" с одновременным увеличением забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств" КВР 1x9, КОСГУ 213 (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены взносы в ФСС РФ за минусом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов.

Санкционирование расходов

При направлении части взносов на финансирование предупредительных мер возникает ряд вопросов при отражении санкционирования расходов.
В начале года получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) отражают доведенные до них главным распорядителем ЛБО. Бюджетные и автономные учреждения, в соответствии с утвержденным планом ФХД, учитывают объем доходов на счете 0 50700 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и соответствующий им объем расходов на счете 0 50400 000 "Сметные (плановые) назначения".
В учете государственных (муниципальных) учреждений в начале года отражаются следующие записи по санкционированию расходов:
Дебет счета 1 50115 213 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены доведенные до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств;
Дебет счета 0 50410 213 "Сметные (плановые) назначения по расходам на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены согласно плану ФХД сметные (плановые) назначения по расходам бюджетным или автономным учреждением.
Обязательства по страховым взносам учреждения принимают на основании расчетных ведомостей, что отражается в учете так:
Дебет счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда" (для получателей бюджетных средств),
Дебет счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда" (для бюджетных и автономных учреждений)
Кредит счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- приняты обязательства по страховым взносам.
Одновременно отражается начисление страховых взносов.
В том случае, если учреждение подало заявление в территориальный орган ФСС РФ о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер и получило положительное решение, у него возникает обязанность направить данные средства не в ФСС РФ, а поставщику (подрядчику) соответствующего имущества или услуг.
Отметим также, что при этом меняется экономический смысл операции по осуществлению расходов - вместо КОСГУ 213 расходы должны быть осуществлены по КОСГУ 340 или 226.
Инструкциями по учету данная ситуация не предусмотрена, поэтому учреждения должны предусмотреть ее в рамках формирования учетной политики.

Примечание. Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в текущем году (ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Например, можно предусмотреть сторнирование записей по санкционированию расходов по КОСГУ 213 в части средств, по которым получено положительное решение ФСС РФ, и отражение их по КОСГУ 340, 226, по соответствующим поставщикам и подрядчикам.
В части остатка средств, подлежащих уплате в ФСС РФ (не направленных на финансирование предупредительных мер), в учете отражается запись по принятию денежных обязательств по уплате взносов:
Дебет счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50212 213 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда".

Перечень мероприятий, финансовое обеспечение которых может производиться за счет сумм страховых взносов, содержится в п. 3 правил, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н . К таким мероприятиям, в частности, относится приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также проведение обязательных периодических медицинских осмотров таких работников (далее - предупредительные меры). В данной статье мы рассмотрим операции по возмещению предупредительных мер от ФСС в учете учреждения-участника пилотного проекта.

В чем особенности возмещения расходов от ФСС в учете участника пилотного проекта?

Особенности возмещения расходов учреждений на предупредительные меры в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, отражены в постановлении Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 (далее - Положение № 294). Оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС РФ, произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на эти цели (п. 3 Положения № 294).

Следовательно, приобретение спецодежды и оплату услуг по обязательному периодическому медицинскому осмотру работников (иных предупредительных мер) учреждению следует отразить по коду видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" как обычную закупку.

Возмещение произведенных расходов в учреждении, которое является участником пилотного проекта, является самостоятельным фактом хозяйственной жизни, осуществляемым в рамках новой хозяйственной операции и от иного лица (не от контрагента, которому была осуществлена оплата, а от ФСС РФ). Поэтому поступление на лицевой счет учреждения компенсации произведенных расходов подлежит отражению в учете в качестве "доходной" операции. По своему экономическому смыслу такая операция может быть отражена в учете по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" (п. 3 раздела V Указаний, утв. приказом Минфина России от 01.7.2013 № 65н).

Бухгалтерские записи в учете участника пилотного проекта

Возмещение от ФСС предупредительных мер в учете участника пилотного проекта отражается:

  • Дебет КРБ Х 105 Х5 340 Кредит КРБ Х 302 34 730 – отражена задолженность перед поставщиком за приобретение спецодежды;
  • Дебет КРБ Х 401 20 226 (Х 109 ХХ 226) Кредит КРБ Х 302 26 730 – приняты к учету расходы, связанные с прохождением медицинского осмотра работников;
  • Дебет КРБ Х 302 34 830 (КРБ Х 302 26 830) Кредит КИФ Х 201 11 610 (увеличение 18, КОСГУ 340 (226)), КРБ 1 304 05 340 (1 304 05 226) – перечислены денежные средства за поставку спецодежды (за прохождение медицинского осмотра);
  • Дебет КДБ Х 209 34 560 Кредит КДБ Х 401 10 134 – отражено начисление требований Фонду по компенсации затрат, произведенных учреждением в рамках предупредительных мер.

Поступление средств в возмещение предупредительных мер в учете организаций государственного сектора отражается по-разному в зависимости от типа и полномочий учреждения.

Так, поступление средств от ФСС в качестве компенсации произведенных расходов по предупредительным мерам на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения отражается:

  • Дебет КИФ 2 201 11 510 (увеличение 17, КОСГУ 134) Кредит КДБ 2 209 34 660.

У казенных учреждений в соответствии со ст. 41 БК РФ есть обязанность перечислять такие доходы в бюджет.
В учете администратора кассовых поступлений операции по поступлению средств в качестве возмещения расходов по предупредительным мерам отражается.

ООО получило от ФСС РФ разрешение направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2017 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 645 тыс. руб. Все денежные средства были израсходованы на финансирование предупредительных мер.
В пределах исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация произвела расходы на финансирование предупредительных мер в IV квартале 2017 года.
Как ООО должно учитывать в налоговом и бухгалтерском учете доходы и расходы при возмещении затрат предприятия за счет финансирования ФСС РФ? Отражаются ли такие суммы в доходах и расходах в целях налогообложения прибыли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, производимое в счет уплаты страховых взносов, не учитывается в целях налогообложения, как в составе доходов, так и расходов.
В бухгалтерском учете лимит средств, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, отражается с использованием счета 86 "Целевое финансирование".
По мере фактического осуществления расходов сумма использованных средств, направленных на финансирование, отражается в составе прочих доходов.

Обоснование позиции:
Законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НСП и ПЗ), помимо прочего, предусмотрено проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников ( Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ Фонд социального страхования (ФСС РФ) имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).
Подпунктом "г" п. 3 Правил предусмотрено финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов, в том числе расходов страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее - типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Обратите внимание, что с 1 августа 2017 года расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ (п. 4 приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н).
Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил, письма ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685, от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779).
Рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлена письмом ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685 (приложение 1).

Налог на прибыль организаций

Пунктом 1 НК РФ установлено, что в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации признают доходы от реализации и внереализационные доходы (определяемые в порядке, установленном, соответственно, и НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, приведены в НК РФ. Доходы в виде сумм возмещения ФСС РФ налогоплательщику (страхователю) затрат на предупредительные меры в данной статье не поименованы.
В этой связи можно сделать вывод, что рассматриваемые суммы финансирования должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень является открытым. При этом произведенные организацией затраты, связанные с финансируемыми ФСС РФ предупредительными мерами, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном НК РФ.
Аналогичный подход (правда, в отношении иных субсидируемых программ и мероприятий) применен специалистами Минфина России в от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31, от 19.03.2010 N , от 09.03.2010 N , от 27.10.2009 N , от 30.05.2007 N .
По нашему мнению, такой подход справедлив, когда ФСС РФ возмещает расходы, произведенные организацией в целях обеспечения предупредительных мер, до согласования и (или) получения средств из ФСС РФ.
В данной ситуации организация (страхователь) получила разрешение использовать исчисленные страховые взносы на НСП и ПЗ в пределах установленного ФСС РФ лимита.
По мнению представителей финансового ведомства, финансовое обеспечение предупредительных мер, осуществляемое в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году, не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 14.08.2007 N ).
Суды придерживаются аналогичной позиции.
Например, в ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2013 N Ф04-8071/13 был отклонен довод инспекции о том, что к внереализационным доходам относится безвозмездное получение имущества, так как никакого имущества ФСС РФ обществу не предоставлялось, как и не причислялось денежных средств. Кроме того, поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых обществом на приобретение спецодежды, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода, учитываемого при налогообложении прибыли, суды обоснованно отклонили ссылку налогового органа на НК РФ.
Смотрите также ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13.
Таким образом, считаем, что указанные в вопросе суммы не учитываются в составе доходов организации в целях налогообложения прибыли.
При этом расходы, понесенные организацией за счет средств финансового обеспечения (в счет уплаты взносов на НСП и ПЗ), также не учитываются для целей налогообложения (смотрите Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, постановление Седьмого ААС от 27.03.2013 N 07АП-10817/12 (оставлено без изменений ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2013 N Ф04-3020/13, ВАС РФ от 05.11.2013 N ВАС-14985/13 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано).

Бухгалтерский учет

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы второй, третий , БК РФ, ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2010 по делу N А38-5798/2009).
Поэтому средства финансового обеспечения, в том числе в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на соответствующий вид страхования, в бухгалтерском учете следует отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 "Учет государственной помощи" (далее - )).
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
С учетом п.п. 5 и 7 на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование".
Учитывая, что в данной ситуации получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению организацией расходов, операции отражаются следующими записями:
Дебет 76 Кредит 86
- 645000 руб. - получено разрешение на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов;
Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний" Кредит 76
- уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму фактически произведенных расходов.
Согласно п. 8 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Эти суммы отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ).
В соответствии с п. 9 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов должны списываться со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (счет 98 "Доходы будущих периодов") в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также положения Инструкции о применении счетов 86 и 98).
На наш взгляд, в данной ситуации, когда организация осуществила расходы на предупредительные меры в текущем отчетном периоде применять счет 98 не нужно.
В таких случаях использование целевого финансирования отражается одновременно с признанием прочего дохода:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- использованные средства целевого финансирования списаны в прочие доходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бухучет

В бухучете расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний отражайте на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Инструкция к плану счетов). Для этого к счету 69 откройте субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний».

Взносы начисляйте в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось облагаемое ими вознаграждение сотруднику:

Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2…) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»

- начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Соответствующие проводки делайте в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Начисление сотрудникам обеспечения по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний отразите проводкой:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 70

- начислено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием.

Ситуация: как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России? Организация применяет специальный налоговый режим .

Целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете нужно отразить как государственную помощь (п. 1, 4, 15 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223).

Порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС России зависит от того, когда были произведены эти расходы - до получения разрешения фонда или после.

Целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, которые произведены после получения разрешения фонда, нужно отразить в учете следующим образом.

Получение разрешения ФСС России отразите проводкой:

Дебет 76 Кредит 86

- получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

По мере уменьшения задолженности по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма составьте проводку:

- уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов .

Это следует из положений пунктов 5 и 7 ПБУ 13/2000.

В момент принятия к учету материально-производственных запасов (например, приобретения средств индивидуальной защиты и т. п.), начисления зарплаты, осуществления других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2

- отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.

По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения обязательных медосмотров и т. п. суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1

Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России. Их также можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.

В этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов:

Дебет 76 Кредит 91-1

- признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС России по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, сделайте проводку:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76

- уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.

Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией, отразите проводкой:

Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»

- получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией.

Перечисление в ФСС России взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний учитывайте так:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 51

- перечислены в ФСС России взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Пример отражения в бухучете начисления взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний и выплаты сотрудникам обеспечений по страхованию

ООО «Торговая фирма "Гермес"» установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).

В марте организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В этом же месяце в связи с несчастным случаем на производстве сотрудник организации получил от ФСС России путевку в санаторий. «Гермес» оплатил сотруднику отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на прохождение лечения в санатории на сумму 25 000 руб.

В итоге выплаты по страхованию были больше начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март (25 000 руб. > 12 500 руб.).

«Гермес» обратился в отделение ФСС России по месту своего учета за компенсацией произведенных расходов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

За март организация ничего не перечислила в ФСС России.

В апреле отделение ФСС России перечислило на расчетный счет «Гермеса» деньги в возмещение расходов на страхование в размере 12 500 руб.

Бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки.

В марте:

Дебет 44 Кредит 70
- 1 250 000 руб. - начислена зарплата за март;

Дебет 44 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 70
- 25 000 руб. - начислены сотруднику отпускные (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на прохождение лечения в санатории.

В апреле:

Дебет 51 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов, произведенных организацией, на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

УСН

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, страховые взносы включайте в состав расходов (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти платежи уменьшат налоговую базу в день перечисления их в бюджет ФСС России (п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 10 марта 2005 г. № 18-11/3/16028). Неуплаченные взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний при расчете единого налога не учитывайте.

Ситуация: можно ли при расчете единого налога учесть надбавку к тарифу взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний? Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами.

Ответ: да, можно.

При расчете единого налога учитывайте всю сумму взносов, начисленную исходя из установленного организации на текущий год тарифа с надбавкой.

При расчете налога на прибыль взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний учитываются в составе расходов вместе с суммой надбавки к страховому тарифу. Поэтому и при расчете единого налога сумма надбавки также учитывается (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога учесть взносы, начисленные с выплат, не уменьшающих налогооблагаемую базу? Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами.

Ответ: да, можно.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленные с выплат, не уменьшающих базу по единому налогу, учитывайте при расчете этого налога.

При расчете налога на прибыль такие взносы включаются в состав расходов. А значит, и при расчете единого налога они также учитываются (абз. 2 п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Пример включения взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в состав расходов при расчете единого налога. Организация применяет упрощенку. Единый налог платит с разницы между доходами и расходами

ООО «Торговая фирма "Гермес"» применяет упрощенку, единый налог платит по ставке 15 процентов.

Сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, начисленных за I квартал, составила:

  • в январе - 35 000 руб.;
  • в феврале - 35 000 руб.;
  • в марте - 36 000 руб.

Взносы за январь организация заплатила в феврале, за февраль - в марте, за март - в апреле. Также в январе «Гермес» перечислил в бюджет взносы за декабрь прошлого года на сумму 34 000 руб.

При расчете единого налога за I квартал бухгалтер учел в составе расходов взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму 104 000 руб. (34 000 руб. + 35 000 руб. + 35 000 руб.).

Взносы за март бухгалтер «Гермеса» учел при расчете единого налога за полугодие.

Ситуация: нужно ли при упрощенке включать в доходы финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний?

Ответ: нет, не нужно.

При расчете единого налога организации, применяющие упрощенку, включают в состав доходов:

  • выручку от реализации (ст. 249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ). Суммы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний организация должна использовать строго по целевому назначению (п. 12−14 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Перечень мероприятий, подлежащих такому финансированию, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.

При этом расходы, оплаченные за счет средств ФСС России, при расчете единого налога не учитываются (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таким образом, при финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России организация не получает экономической выгоды, а значит, такие суммы не нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов.

Аналогичный подход изложен в письме Минфина России от 4 июля 2005 г. № 03-11-04/2/11 в отношении средств, поступающих на оплату больничных пособий из ФСС России. Однако он может быть применим и в отношении сумм финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Подобные разъяснения приведены и в письме Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-03-06/1/568. Несмотря на то что это письмо касается организаций, которые применяют общую систему налогообложения, вывод, сделанный в нем, справедлив и для организаций на упрощенке (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Направлять страховые взносы (их часть) на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний можно только с разрешения региональных отделений ФСС России (п. 8 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Тем не менее некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер до получения такого разрешения. Их можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.

При этом уменьшать налоговую базу по единому налогу на сумму расходов, которые финансирует ФСС России, нельзя (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому, если ранее организация учла их при расчете единого налога, налоговую базу нужно скорректировать. Разъяснений контролирующих ведомств по вопросу, в каком периоде это нужно сделать, нет. Наиболее правильным представляется следующий вариант. Скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС России разрешение на финансирование. Вносить изменения в прошлые отчетные периоды и подавать уточненную декларацию не нужно. Это требование распространяется лишь на случаи ошибочного занижения налога (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ). Организация, которая понесла расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России и учла их при расчете единого налога при упрощенке (с объектом налогообложения доходы за минусом расходов), поступила правомерно (не допустила ошибки).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний

Расходы произведены до получения разрешения ФСС России. Организация применяет упрощенку с объектом налогообложения доходы за минусом расходов и ведет бухучет в полном объеме.

ОАО «Производственная фирма "Мастер"» финансирует предупредительные меры по сокращению травматизма.

Организации установлен тариф взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в размере 1 процента (соответствует 9-му классу профессионального риска).

В июне организация начислила в пользу своих сотрудников зарплату на сумму 1 250 000 руб.

Бухгалтер начислил взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь в размере 12 500 руб. (1 250 000 руб. × 1%).

В июне организация приобрела для сотрудников, занятых на работах с вредными производственными факторами, средства индивидуальной защиты на сумму 7000 руб. (без учета НДС). В июле все средства защиты в пределах отраслевых норм были переданы сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами. Их стоимость бухгалтер зачел в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

В июле организация получила разрешение приобретать за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний индивидуальные средства защиты для сотрудников. Размер финансирования составил 7000 руб.

Средства индивидуальной защиты, учтенные в составе материалов, бухгалтер отражает на счете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» и счете 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» (п. 11 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 26 декабря 2002 г. № 135н).

В учете бухгалтер «Мастера» сделал следующие проводки.

В июне:

Дебет 20 Кредит 70
- 1 250 000 руб. - начислена зарплата за июнь;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
- 12 500 руб. - начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за июнь;

Дебет 10 Кредит 60
- 7000 руб. - приобретены средства индивидуальной защиты для сотрудников, занятых на работах с вредными производственными факторами.

В июле:

Дебет 10-11 Кредит 10-10
- 7000 руб. - выданы сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами, средства индивидуальной защиты, стоимость которых финансирует ФСС России;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 91-1
- 7000 руб. - получено разрешение приобретать за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний индивидуальные средства защиты для сотрудников;

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
- 7000 руб. - уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму расходов, связанных с приобретением средств индивидуальной защиты для сотрудников.

Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний (7000 руб.) в состав доходов при расчете единого налога бухгалтер «Мастера» не включил.

На сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (12 500 руб.) бухгалтер организации уменьшил налоговую базу по единому налогу. Расходы на приобретение спецодежды налоговую базу по единому налогу не уменьшают.

Если организация выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то на сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уменьшите единый налог. Общая сумма налогового вычета (в совокупности со взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности, а также выплатами по больничным листам) не должна превышать 50 процентов от начисленной суммы единого налога (авансового платежа). Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

ЕНВД

При расчете ЕНВД сумму единого налога уменьшите на взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Общая сумма налогового вычета (в совокупности со взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование, добровольное страхование сотрудников на случай временной нетрудоспособности, а также выплатами по больничным листам) не должна превышать 50 процентов от начисленной суммы единого налога (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).