Презентация госбюджет и проблемы его формирования. Презентация на тему государственный бюджет и проблема его

  • 30.03.2022

Слайд 2

Бюджет – термин английского происхождения (budget) – мешок. Канцлер казначейства (в XVI – XVIIв.) открывал портфель (мешок) с законопроектом – открытие бюджета. Бюджет – сын Парламента!

Слайд 3

1.Бюджет – объем денежных средств 2.Бюджет – закон о бюджете 3.Бюджет – процесс аккумулирования и расходования одновременно. Самое главное: цель! Финансирование публичных функций!

Слайд 4

Виды бюджетов

Государственные и местные бюджеты Государственные – федеральный бюджет; бюджеты республик; бюджеты краев; бюджеты областей; бюджет автономной области; бюджеты автономных округов Местные бюджеты – бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты городских поселений; бюджеты сельских поселений; бюджеты муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга (внутригородские территории)

Слайд 5

Консолидированный бюджет

консолидированный бюджет– свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами Отличительный признак – отсутствие правовой формы

Слайд 6

Федеральный бюджет

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ. Статья 13 БК РФ.

Слайд 7

Региональные бюджеты

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается. В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов Р Ф и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ Статья 14 БК РФ

Слайд 8

Консолидированный бюджет

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Слайд 9

Статья 26.13. Бюджет субъекта Российской Федерации

1. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. 2. Органы государственной власти субъекта РФ обеспечивают сбалансированность бюджета соответствующего субъекта РФ и соблюдение установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу государственного долга субъекта РФ, исполнению бюджетных и долговых обязательств субъекта РФ. 3. Формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта РФ и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно с соблюдением требований, установленных Федеральным законом № 184-ФЗ и БК РФ, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. 4. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства РФ, представляют федеральным органам государственной власти годовые отчеты об исполнении бюджета субъекта РФ и консолидированного бюджета субъекта РФ. 5. В бюджете субъекта РФ раздельно предусматриваются доходы, направляемые на финансовое обеспечение осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, и субвенции на обеспечение осуществления полномочий, указанных в пункте 7 статьи 26.3 и статье 26.5 Федерального закона № 184-ФЗ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы. 6. Проект бюджета субъекта РФ, закон о бюджете субъекта РФ, годовой отчет об исполнении бюджета субъекта РФ, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета субъекта РФ, а также о численности государственных гражданских служащих субъекта РФ и работников государственных учреждений субъекта РФ с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту бюджета субъекта РФ и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ проводятся публичные слушания. Федеральный закон № 184 - ФЗ

Слайд 10

Местный бюджет

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий. Статья 15 БК РФ

Слайд 11

Консолидированный бюджет

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Слайд 12

Местные бюджеты

Статья 52 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. 2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. 3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ и настоящим ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района. 4. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов. 5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. 6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Cлайд 1

Cлайд 2

План Сущность и значение государственного бюджета Основные задачи бюджетной политики Принципы построения бюджетной системы Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета Дефицит бюджета и способы его покрытия Организация бюджетной системы РК

Cлайд 3

Цель лекции: определение роли государственного бюджета, его задач и принципов построения в организации бюджетной системы страны

Cлайд 4

1. Сущность и значение государственного бюджета Государственный бюджет – финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением. Государственный бюджет представляет собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей.

Cлайд 5

Государственный бюджет представляет систему денежных отношений, выражающих в основном движение чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства.

Cлайд 6

Cлайд 7

Государственный бюджет основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. Принцип единства заключается в едином порядке составления бюджета и едином бюджетном документе. Для этого принимается единая бюджетная классификация, то есть группировки доходов и расходов государства по однородным признакам.

Cлайд 8

Принцип полноты – здесь понимается включение в бюджет всех доходов и расходов правительственных органов. Различают брутто-бюджет и бюджет-нетто. В брутто-бюджет включаются все валовые доходы и расходы государства. В бюджет-нетто включаются только чистые доходы и расходы.

Cлайд 9

Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальшивых бюджетных росписей. Этот принцип предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правдивы. В настоящее время этот принцип не соблюдается ни в одной стране, так как затушевываются направления расходов, скрывается реальный вклад каждого класса в доходную часть.

Cлайд 10

Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия. В реальной жизни этот принцип не соблюдается.

Cлайд 11

Государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Cлайд 12

2. Основные задачи бюджетной политики Бюджетный механизм – это совокупность форм и методов образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Cлайд 13

3.Принципы построения бюджетной системы Разнообразие форм собственности предполагает прогнозно - плановое ведение хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – основном финансовом плане страны.

Cлайд 14

4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета Функционирование бюджета происходит с помощью особых экономических форм – доходов и расходов бюджета.

Cлайд 15

С 1996 г. Структура государственного бюджета строится на основе новой классификации и состоит из 5 частей. Первая часть «Доходы и полученные официальные трансферты» включает 4 категории доходов: Налоговые поступления (около 75%) Неналоговые поступления (около 11 %) Доходы от операций с капиталом (приблизительно 13%) Полученные официальные трансферты (гранты) из внешних и внутренних источников (около 1%)

Cлайд 16

Вторая часть «Расходы» включает следующие функциональные группы: Государственные услуги общего характера: законодательные, исполнительные органы, фундаментальные научные исследования (около 11%) Оборона (5%) Общественный порядок и безопасность (около 8 %) Образование (около 18%) Здравоохранение (около 14%) Социальное страхование и обеспечение (около 12%)

Cлайд 17

Организация отдыха и деятельность в сфере культуры (около 3%) Топливно-энергетический комплекс (около 1 %) Сельское, водное, лесное хозяйство (около 3%) Горнодобывающая промышленность (более 1 %) Транспорт и связь (0,1%) Услуги, связанные с экономической деятельностью (около 10%) Резервный фонд правительства (около 15 %)

Cлайд 18

Третья часть «Кредитование минус погашение» включает платежи из бюджета по кредитованию и поступления от погашения ранее выданных кредитов, тем самым отражая чистое кредитование. Четвертая часть отражает дефицит бюджета как разницу между суммами расходов и доходов, плюс кредитование, минус погашение.

Cлайд 19

Пятая часть «Финансирование дефицита бюджета» характеризует источники покрытия дефицита: внутреннее финансирование – за счет кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг внешнее финансирование – от международных финансовых организаций и иностранных государств

Cлайд 20

В некоторых государствах расходная часть государственного бюджета делится на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Такое деление определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Cлайд 21

Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по 4 разделам: Категория класс подкласс специфика

Cлайд 22

Категория включает: текущие расходы капитальные расходы предоставление кредитов финансирование

Cлайд 23

Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов. Например, заработная плата рабочих – основная заработная плата рабочих. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на покрытие текущих потребностей.

Cлайд 24

Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей, закупки товаров гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений) 2. текущие субсидии нежестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям 3. транспортные платежи 4. выплата процентов по государственному долгу

Cлайд 25

Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. В бюджетах органов местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком, а их совокупность образует бюджет развития.

Cлайд 26

По экономическому содержанию и значению государственные расходы неоднородны. По экономическому содержанию они подразделяются на три основные группы: расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере расходы в непроизводственной сфере расходы на создание государственных резервов

Cлайд 27

Первая группа расходов обусловлена хозяйственной деятельностью государства и связана с созданием национального дохода. Вторая группа расходов связана с потреблением национального дохода для удовлетворения потребностей общества.

Cлайд 28

Государственные расходы третьей группы предназначены для создания и пополнения государственных резервов. Они необходимы для удовлетворения потребностей материальной и нематериальной сфер при чрезвычайных обстоятельствах(стихийные бедствия, возмещение потерь, бесперебойное снабжение).

Cлайд 29

По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику расходы на социально-культурные мероприятия расходы на науку расходы на оборону расходы на управление

Cлайд 30

Существуют два метода финансирования государственных расходов: Финансирование хозрасчетных предприятий производится за счет собственных ресурсов, кредитов банка, за счет бюджетных ассигнований Бюджетное финансирование. Финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, содержание органов государственной власти, оборону, определяемые на основе особых документов – смет. Такие учреждения называются бюджетными.

План l Бюджетное устройство. l Бюджетная система. l Формирование бюджета в России на 2010 -2012 г. Основные задачи и методы их решения.

Бюджетное устройство l Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления: смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования. Бюджет осуществляет многовидовое (межотраслевое, межтерриториальное и т. д.) и многоуровневое (федеральный, республиканский, городской, краевой и тд) перераспределения средств.

Бюджетная система Государственный бюджет Федеральный бюджет Консолидированный Бюджет РФ Бюджеты гос. внебюджетных фондов Бюджет субъектов РФ Консолидированные бюджеты субъектов РФ Бюджеты территор. гос. внебюджетных фондов Бюджет городского округа Консолидированные бюджеты мун. обр. Консолидированный бюджет мун. района Бюджеты сельских поселений Бюджеты городских поселений

Основные цели бюджетной политики в 2010 -2012 годах l l l Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств. Повышение эффективности налоговой системы. Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам. Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.

Сбалансированный бюджет l В основных направлениях бюджетной и налоговой политики на период 20102011 годы главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы. Необходимо усилить ее роль для того чтобы обеспечить дальнейшее стимулирование долгосрочного роста экономики и повышения уровня жизни населения, а также для ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.

Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса l l Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем. Поддержка реального сектора экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. (В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов)

Повышение эффективности расходов бюджета. (В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств) а) Комплексная инвентаризация бюджетных обязательств l б) Совершенствование программно-целевого принципа в бюджетном процессе l в) Сокращение государственного сектора и одновременное повышение его эффективности l г) Развитие государственночастного партнерства в рамках целевых программ и отдельных проектов l

Государственный долг l Правительство вправе осуществить государственные внешние заимствования РФ в объемах, не превышающих $17, 8 млрд, путем выпуска и размещения в 2010 года облигаций внешних облигационных займов РФ, а также перераспределение государственных внешних заимствований РФ между их видами, если данное перераспределение не приводит к увеличению расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ и осуществляется в пределах общего объема внешних заимствований в рамках установленного верхнего предела государственного внешнего долга РФ.

«Доходы и расходы семьи» - Доходная и расходная часть семейного бюджета. Бюджет семьи. Когда расходы превышают доходы. Структура семейного бюджета. Затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Пример: доход – расход; ресурсы-потребности. Структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц, год).

«Бюджет моей семьи» - Расходы. Потребности превосходят возможности. Семейные расходы. Баланс доходов и расходов. Доходы семейного бюджета. Семейные доходы. Узнать мой собственный бюджет. Бюджет. Бюджет моей семьи. Алгоритм работы. Расходы нашей семьи. Исследование. Мои расходы. Бюджетный баланс. Доходы превышают мои расходы.

«Экономика семьи» - Расскажите об основных функциях семьи? Что такое потребность? Экономика домашнего хозяйства. Потребность – осознанное желание иметь что либо. Расскажите подробнее об экономической функции семьи? Нужды и потребления людей. Из каких источников могут складываться доходы школьников? Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

«Семейная экономика» - Первый закон семейной экономики. Расходы должны соответствовать доходам, а не превышать доход! ВТОРОЙ- поднять уровень своих доходов. Что такое прибыль? Что вы знаете о бюджете своей семьи? Подумать о заочной учебе (учеба требует расходов). В семейной экономике нет контролеров. Наука, изучающая повседневную жизнь, называется семейной экономикой.

«Бюджет доходов и расходов семьи» - Р а с х о д ы. Виды бюджета. Доходы. Дефицит можно избежать. Богатые семьи. Расходы. Доход = прожиточный минимум. Бедные семьи. Закон Энгеля. Бюджет семьи. Черта бедности. Постоянные Переменные Непредвиденные Особого вида. Труд Собственность Социальные выплаты Другие источники. Сокращение расходов Поиск новых источников дохода.

«Планирование семейного бюджета» - Какие статьи расходов можно сократить. Расходы домашних хозяйств. Деньги к деньгам. Структура доходов и расходов семьи. Желания и мечты. Социальные гарантии и стандарты. Начинаем планирование семейного бюджета. Расходы на накопление и денежные сбережения. Семейный бюджет. Как правильно планировать семейный бюджет.

Всего в теме 12 презентаций

Презентация на тему "Государственный бюджет" по экономике в формате powerpoint. В данной презентации для школьников 11 класса рассказывается о том, что такое государственный бюджет, бюджетный процесс и бюджетная система РФ, какую структуру имеет государственный бюджет и как преодолеть бюджетный дефицит. Автор презентации: Дусадбикова Р. Н.

Фрагменты из презентации

Государственный бюджет - это основной финансовый документ страны, представляющий собой роспись ее денежных доходов и расходов и имеющий силу закона.

Основные принципы организации бюджетной системы

  • Принцип разграничения доходов и расходов
  • Самостоятельность бюджетов, входящих в бюджетную систему

Бюджетная система РФ

  • Федеральный бюджет (первый уровень) Разрабатывается и утверждается в форме федерального закона
  • Региональные бюджеты субъектов РФ (второй уровень) Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъектов РФ
  • Бюджеты муниципальных образований, местные бюджеты (третий уровень) Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций муниципальных формирований и органов самоуправления

Структура государственного бюджета

  • Доходы бюджета
    • налоговые
    • неналоговые
  • Расходы бюджета
    • государственное управление
    • международная деятельность
    • национальная оборона
    • правоохранительная деятельность
    • жилищно-культурные мероприятия
    • обслуживание государственного долга
    • народное хозяйство
    • расходы целевых государственных фондов

Способы преодоления бюджетного дефицита

  • сокращение гос. расходов
  • новые источники доходов
  • организация эмисии денег
  • займы у населения или у других стран и международных организаций