Законодательства об инвестиционной деятельности. Защита прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности Нарушения законодательства об инвестиционной деятельности прокуратура

  • 12.05.2020

Защита прокурором прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности (Хромушин П.Н.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

Генеральной прокуратурой Российской Федерации с учетом поставленных Президентом Российской Федерации задач по улучшению делового климата и созданию благоприятной деловой среды в первом полугодии 2016 года проведена проверка исполнения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в области инвестиционной деятельности. В ходе ее выявлены нарушения закона при нормативно-правовом регулировании, предоставлении мер поддержки инвестиционным проектам, прохождении разрешительных процедур, заключении концессионных соглашений.

Установлены случаи неправомерных действий должностных лиц органов власти и иных лиц в отношении бюджетных средств, выделенных на развитие инвестиционной деятельности.

При планировке территории технопарка "Обнинск" в Калужской области на основании недостоверных документов государственным заказчиком оплачены фактически не выполненные работы по укладке водопроводных труб на сумму около 4 млн руб. По материалам прокурорской проверки следственными органами возбуждены уголовные дела в связи с действиями как недобросовестного подрядчика по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере) Уголовного кодекса Российской Федерации, так и заказчика по ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) и ч. 2 ст. 292 (служебный подлог) Уголовного кодекса Российской Федерации.

В Ростовской области более 442 млн руб., выделенных на строительство муниципальных объектов инженерной инфраструктуры в рамках регионального инвестиционного проекта "Чистый Дон", израсходовано на финансирование коммерческой газораспределительной сети. По инициативе прокуратуры возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса Российской Федерации.

В связи с образованием задолженности регионального бюджета по государственной поддержке предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в том числе в сфере сельского хозяйства, на сумму свыше 96,5 млн руб. приняты меры прокурорского реагирования в Республике Марий Эл.

Надлежащему исполнению требований закона препятствовали недостатки нормативно-правового регулирования инвестиционной сферы.

Более чем в половине субъектов Российской Федерации отсутствуют правовые акты, определяющие условия и порядок ведения инвестиционной деятельности и участие в данном процессе органов власти.

Необоснованное сокращение круга лиц, имеющих право претендовать на статус инвестора, потребовало принятия мер прокурорского реагирования в Краснодарском крае, Курганской и Сахалинской областях.

В Алтайском крае по заявлению прокурора в судебном порядке признаны недействующими положения регионального закона, возлагавшие на инвесторов обязанность привлекать для реализации своих проектов лиц на конкурсной основе и ограничивавшие права пользователей инвестиционных объектов.

Многочисленные случаи ущемления прав хозяйствующих субъектов вызваны ненадлежащей организацией работы органов власти в сфере инвестиционной деятельности.

В Рязанской области уполномоченные органы уклонялись от заключения инвестиционного соглашения с победителем конкурса на получение ежегодной общественной премии "Регионы - устойчивое развитие", отсутствие которого влекло невозможность получения банковского кредита на реализацию проекта по строительству птицекомплекса для выращивания индейки более чем на 50 тыс. голов.

Заявки хозяйствующих субъектов на получение поддержки особо значимых инвестиционных проектов по строительству элеватора и созданию технологии переплавки пластмассы в Воронежской области необоснованно отклонялись по мотиву несоответствия предусмотренных работ присвоенным органами статистики кодам видов экономической деятельности.

Производителю хлебобулочных изделий в Красноярском крае неоднократно отказывалось в государственных гарантиях со ссылкой на представление им не всех документов, в то время как их исчерпывающий перечень не определен, а административный регламент предоставления данной услуги отсутствовал. Наряду с истребованием документов, находящихся в распоряжении других органов власти, хозяйствующему субъекту вменялось в обязанность прохождение процедур, связанных с экспертизой и оценкой, что запрещено законом.

Выявлены факты длительного (до 1 года) уклонения от заключения с хозяйствующими субъектами дополнительных соглашений к инвестиционным контрактам, в том числе вопреки судебным решениям, и незаконных отказов от исполнения таких контрактов (г. Москва).

Органами власти допускалось нарушение принципа равенства прав инвесторов, когда при одинаковых условиях безосновательно отказывалось в оказании поддержки одним хозяйствующим субъектам с предоставлением ее другим в республиках Мордовия, Хакасия и Ростовской области.

В Смоленской области заявки потенциальных инвесторов о сопровождении их проектов без рассмотрения по существу направлялись уполномоченными органами в корпорацию инвестиционного развития, а в Тюменской области - на доработку без официального отказа. В Республиках Башкортостан и Коми не соблюдался порядок проведения экспертизы инвестиционных проектов.

По всем фактам нарушения закона прокурорами приняты меры по восстановлению законных интересов инвесторов.

После прокурорского вмешательства в Республике Крым в два раза сокращен срок заключения инвестиционных контрактов в связи с исключением согласований одними и теми же органами заявок и проектов соглашений.

Факты волокиты при рассмотрении инвестиционных заявок выявлены в Республиках Адыгея, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Астраханской, Владимирской, Воронежской, Кемеровской, Костромской, Курской, Московской, Новосибирской, Омской, Смоленской, Тамбовской, Томской, Ульяновской и Ярославской областях.

Принятыми мерами прокурорского реагирования пресечены факты незаконных отказов в предоставлении мер государственной поддержки инвестиционных проектов.

В Костромской области прокурор отреагировал на необоснованный отказ профильного управления областной администрации в направлении заявки по созданию ландшафтно-рекреационного комплекса на рассмотрение совета по привлечению инвестиций в связи с отсутствием в представленном бизнес-плане отдельных разделов, наличие которых и обязательные требования к которым нормативно не установлены.

Необоснованные отказы в возмещении из бюджета части затрат на осуществление инвестиционных и инновационных проектов по мотиву задолженности по уплате налогов, которой в действительности не имелось, выявлены и пресечены прокурорами Орловской и Оренбургской областей.

Реализации инвестиционных проектов препятствовали административные барьеры в сфере земельных отношений и градостроительства.

Невзирая на обязательства органов власти по сопровождению инвестиционных проектов в Тюменской области, хозяйствующим субъектам рекомендовалось самостоятельно осуществить выбор подходящих для их реализации земельных участков согласно градостроительным требованиям и заключить договор аренды. Так, несмотря на принятие инвестиционного проекта по строительству центра полиграфических услуг на сопровождение с оказанием организационного содействия по земельным вопросам, хозяйствующий субъект с 2014 года безрезультатно добивался изменения допустимого законом вида разрешенного использования земельного участка, что препятствовало получению разрешения на строительство и мер государственной поддержки. Такое решение принято лишь после прокурорского вмешательства.

В Орловской области прокуратурой защищены права предприятия, планировавшего разместить в г. Новосиле тепличный комплекс по выращиванию овощей. Объем инвестиций составляет более 1 млрд руб. Несмотря на то что этот проект включен в соответствующий реестр, предусмотренный для него земельный участок оказался расположен в границах двух муниципальных образований, в связи с чем в условиях неправомерного бездействия органов власти инвестор длительное время не мог оформить права на него и приступить к строительству.

Многочисленные нарушения прав хозяйствующих субъектов допускались при заключении концессионных соглашений.

В Белгородской области в результате неправомерного осуществления полномочий по водоснабжению администрациями 13 поселений без проведения торгов системы инфраструктуры сданы в аренду коммерческой организации. По результатам принятых прокуратурой мер указанные объекты включены в собственность муниципального района, организован конкурс на заключение концессионного соглашения, 13 должностных лиц понесли дисциплинарную ответственность.

По фактам несоблюдения обязательных требований к порядку передачи муниципального имущества в концессию приняты меры прокурорского реагирования в Республиках Дагестан и Марий Эл, Красноярском крае, Кировской, Магаданской, Рязанской, Тульской и Челябинской областях.

Основной причиной таких нарушений стало нежелание потенциальных инвесторов обеспечивать модернизацию изношенных муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры.

В Смоленской области вопреки требованиям закона семь местных администраций не исполняли обязанность по разработке и утверждению перечня объектов муниципального имущества, подлежащих передаче в концессию, чему зачастую способствовало отсутствие государственной регистрации права собственности на них. Подобные факты выявлены также в Республике Северная Осетия - Алания, Алтайском, Красноярском, Пермском краях, Брянской, Костромской, Новосибирской, Оренбургской и Орловской областях.

В отдельных регионах выявлены нарушения при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В связи с отсутствием порядка отбора заявок на реализацию таких проектов, критериев их оценки прокуратурой Тамбовской области внесено представление в областную думу. Аналогичные меры приняты прокурорами в Республиках Карелия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Пермском крае, Кемеровской, Новосибирской, Самарской и Саратовской областях.

Прокурорское реагирование потребовалось в Свердловской области, где региональное министерство промышленности и науки длительное время не принимало решения по заявкам лесопромышленных предприятий на реализацию инвестиционных проектов в области освоения лесов, а допущенные им нарушения стали причиной неоднократного возвращения таких заявок Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на доработку.

В Рязанской области прокуратурой внесено представление руководителю регионального министерства лесного хозяйства, которое в 2015 году неоднократно отказывало хозяйствующему субъекту в передаче в аренду земельных участков для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов - высокотехнологического комплекса лесопиления, производства древесных брикетов и топливных гранул по мотиву их отсутствия. При этом фактически такие участки имелись на территории шести лесничеств.

Прокуратурой Кировской области защищены права хозяйствующих субъектов при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Поводом для прокурорского реагирования стало неправомерное бездействие регионального министерства лесного хозяйства, своевременно не изменившего размер арендной платы, несмотря на произошедшее снижение объема заготовки.

Во Владимирской области прокуратура отреагировала на факты отсутствия в договорах аренды земельных участков, предоставленных в рамках реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, обязательных условий.

Всего в ходе проверки пресечено свыше 23,5 тыс. нарушений закона, для их устранения внесено более 7,3 тыс. представлений, опротестовано 3 тыс. незаконных правовых актов, в суды предъявлено более 400 заявлений, 1,5 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и около 200 лиц - к административной. По направленным в органы предварительного расследования материалам возбуждено три уголовных дела.

Проведенная проверка выявила необходимость совершенствования федерального законодательства в части регулирования отношений инвесторов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственности должностных лиц органов власти за нарушения прав инвесторов и повышения инвестиционной привлекательности объектов концессионных соглашений, о чем Генеральной прокуратурой Российской Федерации проинформирован Председатель Правительства Российской Федерации.

Ваш вопрос:

Получила Благодарность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за значительный вклад в организацию и проведение мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период пребывания граждан Украины на территории Ростовской области в 2014 г. Имею 26 лет непрерывнрго стажа. Могу ли я оформить "Ветерана труда"?

Ответ юриста:
Здравствуйте, Людмила!
Согласно Областному закону Ростовской области от 18 сентября 2006 г. № 541-ЗС «О порядке и критериях присвоения звания „Ветеран труда“ в Ростовской области:
Статья 2. Условия присвоения звания „Ветеран труда“
Звание „Ветеран труда“ присваивается:
1) лицам, награжденным орденами либо медалями, или удостоенным знатных званий СССР либо Русской Федерации, или награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, нужный для предназначения пенсии по старости либо за выслугу лет;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Величавой Российскей войны и имеющим трудовой стаж более 40 лет для парней и 35 лет для дам.
Таким ведомственным знаком отличия в труде является нагрудной символ „Знатный работник Роспотребнадзора“ (награждаются работники согласно приказу Роспотребнадзора от 14 марта 2013 г. № 133 „Об учреждении нагрудного знака “Знатный работник Роспотребнадзора»).
К огорчению, благодарность не является основанием присвоения звания «Ветеран труда».

Имеют ли право жильцы дома общим собранием запретить работать предпринимателю в нежилом помещении, приобретенном на праве собственности?

Ваш вопрос: защита прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности

Добрый день! Застройщик построил многоквартирный дом с нежилыми помещениями в полуцокольном этаже. Имеют ли право жильцы дома общим собранием запретить работать предпринимателю в нежилом помещении, приобретенном на праве собственности? Дом принадлежит Управляющей Компании. Сфера деятельности предпринимателя — прачечная самообслуживания.

Ответ юриста:
Здравствуйте, Светлана. Только собственнику принадлежит право владения, использования и распоряжения имуществом, а не коллективу жильцов. Жильцы дома владеют не большенными возможностями что-либо воспрещать, чем сам этот бизнесмен. Ни вы ему, ни он вам запретить воспользоваться своим имуществом не сможете.Если его деятельность нарушает ваши права либо законодательство, вы сможете обратиться в сответствующие органы (прокуратуру, Жилинспекцию, Роспотребнадзор и т.п.) либо в суд для защиты собственных прав.
________________________________________

В сфере образовательных услуг ИП имеет брать на работу работников не имея лицензии

Ваш вопрос: защита прав предпринимателей

имеет ли право ИП (в сфере образовательных услуг) принимать на работу педагогов, или тогда нужна будет лицензия. Я хочу назвать дополнительное образование "Центром творчества и развития "_____________" где будут оказываться образовательные услуги по изобразительной деятельности, подготовке детей к школе, изучение иностранных языков и ещё возможно подготовка к ЕГЭ и ГИА, занятия с логопедом и детским психологом. Сама я имею диплом учителя изобразительного искусства и черчения.

Ответ юриста:
Здравствуйте!
имеет ли право ИП (в сфере образовательных услуг) принимать на работу преподавателей, либо тогда нужна будет лицензия
Нина
Сама я имею диплом учителя изобразительного искусства и черчения.
Нина
Вы имеете право ведения образовательной деятельности будучи личным бизнесменом, без лицензия, если только работаете без помощи других без принятия на работу других преподавателей. Если примете хотя бы 1-го уже нужна будет лицензия.
________________________________________

Может ли прокуратура вступиться в защиту прав граждан?

Ваш вопрос: защита прав предпринимателей

Может ли прокуратура по собственное инициативе вступиться в защиту прав граждан, в том числе путём вмешательства в деятельность органов власти города?

Ответ юриста:
Согласно ст.54 Гражданского - процессуального кодекса РФ и ФЗ о прокуратуре, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и легитимных интересов людей. Заявление в защиту прав, свобод и легитимных интересов гражданина может быть подано прокурором исключительно в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим почтительным причинам не может сам обратиться в суд. Также в этой статье указывается основания роли прокурора независимо от состояния здоровья, возраста и недееспособности гражданина.
Что Вы подразумеваете по вмешательством в деятельность органов власти? Прокуратура надзирает за законностью, так что она может проводить проверки.
________________________________________

АДМИНИСТРАЦИЯ

КРЫЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

23.05.2016г. с. Крыловка № 30

Об устранении нарушений законодательства обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности

Прокуратурой Кировского района проведена проверка во исполнение задания Генеральной прокуратуру Приморского края по вопросу соблюдения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности, по результатам которой установлено следующее.

Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 01.01.2001 г. «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений » (далее Федеральный закон) объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов, защиты интересов инвесторов, предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности , расширения использования средств населения и иных внебюджетных жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов . Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 федерального закона регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

В ходе проведенной прокуратурой Кировского района проверкой установлено, что требования предусмотренные ст. 19 федерального закона администрацией не осуществляются.

Не осуществление указанных функций влечет ограничение прав предпринимателей в сфере инвестиционной деятельности.

На основании изложенного, в целях устранения нарушений действующего законодательства

Администрации Крыловского сельского поселения разработать:

Постановление администрации Крыловского сельского поселения «О Порядке муниципального регулирования инвестиционной деятельности на территории Крыловского сельского поселения, осуществляемой в форме капитальных вложений».

1. За допущенные нарушения требований федерального законодательства

главе Крыловского сельского поселения объявить замечание.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Глава Крыловского сельского поселения

глава администрации

Крыловского сельского поселения

Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.

Направления регулирования инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:

  • инвестиционную деятельность , осуществляемую нерезидентами;
  • , осуществляемые резидентами.

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

  • инвестирования в капитальное строительство;
  • создание совместного предприятия и др.

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:

  • порядок использования имеющихся на территории производственных факторов , которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
  • движение финансовых средств , направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
  • порядок налогообложения , льготы и государственные гарантии;
  • нормативно правовую базу инвестиционной деятельности .

Методы государственного регулирования инвестиций

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

  • в форме движения финансовых средств;
  • регулирование объектов инвестирования;
  • экспертизу инвестиционных проектов;
  • государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
  • контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
  • оценку законности амортизационной политики;
  • систему льготного кредитования;
  • налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
  • контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
  • предоставление необходимой финансовой помощи.

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

  • формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
  • разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
  • обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
  • стимулирование лизинговых операций;
  • создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

  • вкладывать финансовые средства в новое строительство;
  • осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
  • проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.

Пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.

Для развития национальной экономики исключительно важной сферой является предпринимательство. Государство всячески поддерживает предпринимательскую деятельность общества. Но заниматься ею органам государственной власти и местного самоуправления запрещается.

Предпринимательству свойственна высокая экономичность и социально-политическая значимость, но и слабая жизнеспособность и уязвимость, поэтому необходимо его государственное регулирование, поддержка и развитие.

К основным элементам системы государственного регулирования предпринимательства относятся:

– политику разгосударствления и приватизации;

– антимонопольную политику;

– институт банкротства субъектов предпринимательства;

– нормативно-правовое обеспечение развития предпринимательства;

– административно-экономическое и финансово-кредитное регулирование и дерегулирование предпринимательства;

– информационная и программно-целевая поддержка предпринимательства.

Условиями нормального функционирования и развития предпринимательства являются:

– стабильная денежно-кредитная система;

– правовая защищенность предпринимателей;

– стабильная, стимулирующая система налогообложения, которая бы способствовала инвестированию и реинвестированию средств в сфере предпринимательства;

развитая система рыночной инфраструктуры поддержки предпринимательства (коммерческие банки, товарные биржи, страховые компании, информационно-маркетинговые фирмы, консалтинговые, учебные организации и т.п.);

государственная поддержка учреждения, регистрации, финансирования и кредитования предпринимательства;

– прозрачная и простая процедура регулирования государством предпринимательской деятельности;

– эффективная защита интеллектуальной и материальной собственности.

Основными средствами регулирующего влияния государства на деятельность субъектов предпринимательства:

– государственный заказ, государственная задача;

– лицензирование, патентование и квотирование;

– сертификация и стандартизация;

– применение нормативов и лимитов;

– регулирование цен и тарифов;

– предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

– предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

Государственное регулирование частного сектора национальной экономики осуществляется через бюджетное финансирование учреждений и госзакупки товаров и услуг для общественных нужд, государственный заказ и государственная задача. Государственный заказ осуществляется через формирование на контрактной основе состава и объемов продукции, необходимой для обеспечения государственных (общественных) потребностей и размещение среди предприятий, независимо от формы собственности. Формой госзаказа является госконтракт - договор между государством и субъектами хозяйствования на изготовление определенного товара или предоставление услуг, в т.ч. на экспорт.



С целью экономического стимулирования выполнения госзаказов Кабинетом Министров Украины предоставляются льготы по налогу на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, валютные средства, таможенные и другие льготы.

Для предприятий-поставщиков важнейших ресурсов могут устанавливаться специальные квоты на обязательную продажу этих ресурсов исполнителям госзаказов. Кабинет Министров, другие органы исполнительной власти могут также устанавливать государственные задачи, которые являются обязательными для субъектов хозяйствования. Всю эту работу осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам регулирования закупки товаров для государственных нужд при Кабинете Министров Украины, Управление государственных закупок при Минэкономики, другие подразделения.

Великая роль государства в осуществлении и регулировании инвестиционной деятельности . Центральные и местные органы власти и управления за счет бюджетных, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственные предприятия за счет своих доходов осуществляют государственное инвестирование.

Деятельность государства по регулированию и организации инвестиционной деятельности в стране составляет содержание инвестиционной политики государства, которая реализуется на основе комплекса правовых, организационных, административных и экономических мер государства.

Инвестиционную политику государства определяют следующие факторы:

– уровень развития национальной экономики;

– структура экономики и задачи по ее оптимизации;

– состояние основного капитала и эффективности его использования;

– уровень научно-технического развития страны;

– финансовые возможности государства;

– уровень развития рыночной инфраструктуры.

Целью государственной инвестиционной политики является создание конкурентной среды и обеспечения структурных сдвигов и роста ВВП через улучшение инвестиционного климата в стране, развитие и активизацию инвестиционных процессов, направления инвестиций в приоритетные отрасли и программы.

Государственное регулирование инвестиционного процесса в Украине осуществляется путем прямого управления инвестициями, регулирования условий инвестиционной деятельности (Законы Украины «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях», «О ценных бумагах и фондовой бирже», др.), контроля за законностью осуществления инвестиционной деятельности всеми участниками инвестиционного процесса и инвесторами (Хозяйственный кодекс Украины и т.д.).

Прямое управление инвестициями предполагает:

– прогнозирование, планирование и программирование развития национальной экономики, ее структурных элементов;

– формирование бюджета и объема госфинансирования инвестиций;

– планирование централизованных государственных средств;

– размещение госконтрактов и контроль за их выполнением;

– определение условий реализации инвестиционных проектов, их экспертиза и др.

Регулирование условий инвестиционной деятельности осуществляется государством с помощью таких инструментов:

– налогов и налоговых льгот;

– денежно-кредитной и амортизационной политики;

– предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

– определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;

– ценового регулирования;

– проведение экспертизы инвестиционных проектов;

– регулирование участия инвесторов в приватизации государственного имущества;

– обеспечение защиты инвестиций;

– формирование государственных норм и стандартов и т.д.

Государство формирует благоприятные условия для эффективной научно-технической деятельности. Государственная научно-техническая политика состоит из:

– определение целей, приоритетов и направлений научно-технического развития страны;

– разработка и реализация программ формирования инновационных центров технологического роста;

– формирование условий для развития НТП и внедрение его результатов в производство;

– разработки финансово-экономического и правового механизмов регулирования и стимулирования научно-технических и инновационных процессов;

– создание перспективных научно-исследовательских институтов и лабораторий для проведения фундаментальных и прикладных исследований;

– создание организационной структуры управления научно-технической сферой и т.д.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется путем:

– формирования и реализации государственных, отраслевых, региональных и местных инновационных программ;

финансовой поддержки выполнения инвестиционных проектов;

– стимулирование коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, кредитующих выполнение инвестиционных проектов;

– установление льготного налогообложения субъектов инновационной деятельности и др.

Источниками финансовой поддержки инновационной деятельности является :

– средства Государственного бюджета Украины;

– средства местных бюджетов;

собственные средства специализированных государственных и коммунальных инновационных финансово-кредитных учреждений;

– собственные или заимствованные средства субъектов инновационной деятельности;

– Средства (инвестиции) любых юридических и физических лиц и т.п.

Для соблюдения всеми субъектами экономики требований законодательства об инновационной деятельности осуществляется государственный контроль в этой сфере, проводится экспертиза инновационных проектов. Одновременно государство обеспечивает гарантирование инновационной деятельности (поддержка программ и проектов, охрану и защиту прав интеллектуальной собственности, защиту от недобросовестной конкуренции, свободный доступ к информации, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров и т.д.).

Подытоживая сказанное в этой теме, сделаем следующие выводы.

Для рыночной формы организации экономики характерным является принцип ее саморегулирования на основе взаимодействия спроса и предложения в условиях конкуренции: рынок подчиняет производство общественным потребностям в форме платежеспособного спроса. Рынок направляет ресурсы на производство тех продуктов, которые наиболее нужны обществу, способствует внедрению новых технологий, повышению эффективности производства и т.д. Но в реальной рыночной экономике возникают ситуации, когда рыночный механизм не обеспечивает полное и эффективное использование ресурсов и их рациональное распределение. Такие ситуации создают регуляторные недостатки рынка:

– невозможность конкуренции по причине образования монополий на основе концентрации капитала;

– несостоятельность рынка обеспечивать людей общественными товарами и услугами;

– недостаточность и несовершенство информации касательно рыночных сигналов;

Экономическая нестабильность из-за длительного спада производства, чрезмерной безработицы, высокого уровня длительной инфляции

Необходимость решения этих проблем, которые накапливаются в обществе и не могут быть решены автоматически на базе частной собственности и конкуренции, требует значительных инвестиций в мало-или нерентабельные объекты, крайне необходимые для продолжения макроэкономических воспроизведений и обеспечение социального спокойствия. Эту задачу решает государство, которое выполняет именно те экономические функции, что рынком не выполняются.