Что такое конкурентоспособность экономики. Конкурентоспособность национальных экономик

  • 22.04.2020

В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Само слово конкурентоспособность, применительно к какому бы субъекту оно ни рассматривалось, означает способность данного субъекта (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию.

С.И.Ожегов в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует как способность выдерживать , противостоять конкурентам.

Р.А. Фатхутдинов дает следующее определение конкурентоспособности — это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке.

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе определяется:

  • либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности;
  • либо особенностями выбора предмета исследования, в качестве которого могут выступать предметы конкуренции (товар, услуга) и субъекты конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство), и объекты конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть), и масштабы деятельности (товарные рынки, отраслевые рынки, региональные рынки, межрегиональные рынки, мировые рынки).

Основные виды конкурентоспособности:

  • (предприятия, фирмы, компании);
  • (товаров, услуг).
Таблица 1. Иерархия понятий конкурентоспособности

Уровень иерархии

Понятие конкурентоспособности

Способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых рынков, и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и качество жизни населения на уровне мировых значений

Способность региона производить товары и услуги, отвечающие требованиям внутренних и мировых рынков, создавать условия наращивания региональных ресурсов (инновационные, интеллектуальные, инвестиционные) для обеспечения роста потенциала конкурентоспособности субъектов хозяйствования со скоростью, обеспечивающей устойчивые темпы роста ВРП и качество жизни населения региона на уровне мировых значений

Способность отрасли производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности предприятий отрасли

Способность:

  • к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов;
  • удовлетворять потребности потребителей путем производства и предложения рынку товаров, превосходящих конкурентов; использовать производственные и управленческие ресурсы для развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия

Способность быть привлекательным для покупателя по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря лучшему соответствию его качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам

Конкурентоспособность товаров (услуг)

— сложный, многоаспектный, экономический объект, характеризующийся совокупностью свойств, главными из которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. Товар — продукт труда, произведенный для продажи. Термин «товар» более универсальный, более общий термин — «продукт». Товары — физически осязаемые продукты. Продукт включает и неосязаемую составляющую часть (услуги, идеи и пр.).

Продукт — все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей (физические предметы, услуги, идеи). По Котлеру, товар воспринимается на трех уровнях:

  • товар по замыслу , который должен определить какую проблему потребителя решает создаваемый товар (основная выгода или услуга);
  • товар в реальном исполнении — конкретный товар, обладающий уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием, упаковкой;
  • товар с подкреплением — предоставление дополнительных услуг (поставки и кредитование, монтаж, гарантии, послепродажное обслуживание и др.).

Услуга — вид деятельности или благ, которые одна сторона может предложить другой.

Характеристики услуги:

  • неосязаемость (услугу невозможно увидеть и попробовать на вкус, услышать до ее покупки);
  • неотделяемость от производителя (ее осуществление возможно только в присутствии производителя);
  • непостоянство качества (качество услуги зависит от мастерства производителей);
  • несохраняемость (услугу невозможно хранить до следующей продажи или использования).

В иерархии понятий конкурентоспособности базовым является понятие « », которое может рассматриваться для различных видов товаров (производственно-технического назначения, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.).

В качестве производителей товаров выступают предприятия, отрасли, регионы, государства, которые вступают в конкурентную борьбу за:

  • потребителей;
  • рынки (товарные, отраслевые, территориальные);
  • факторы производства (природно-сырьевые, производственно-
  • технологические, трудовые, финансовые ресурсы);
  • инвестиции.

Потребительская ценность товара — это его способность удовлетворять конкретную потребность соответствующей группы потребителей (потребительского сегмента). Потребительская ценность товара определяется степенью его соответствия потребностям соответствующей группы потребителей. Мера потребительской ценности товара — максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за него без сожаления. Чем ниже цена реализации товара относительно ее потребительской ценности, тем выгоднее потребителю покупка товара, или, другими словами, выше конкурентоспособность товара. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для производителя она соответствует «запасу конкурентоспособности его продукции».

Многие покупатели, принимая решение о покупке того или иного товара, используют критерии: цена и качество (причем под этим у одних покупателей может подразумеваться надежность, для других — эстетические характеристики). Потребитель взвешивает «достаточно ли качества» ему предлагают за указанную цену. Описывая удачную покупку, люди зачастую говорят, что «всего-то за столько-то рублей удалось купить товар с такими-то достоинствами». Иначе говоря, покупатель считает, что за купленный товар не жалко было отдать и больше. Но поскольку он достался дешевле, то цена приобретения ниже потребительской ценности. Конкурентоспособность товара тем выше, чем больше доля неоплаченной, полученной потребителем даром полезности.

Проводя сравнение товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственным потребностям. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств изделия и расходами по его приобретению и использованию, то есть получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению к конкретной потребности указанное соотношение может быть достигнуто целым рядом различных товаров благодаря наличию у них аналогичных свойств. Соответственно все они будут обладать способностью удовлетворять данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Например, потребность человека в передвижении может быть удовлетворена путем применения автомобиля, мотоцикла, велосипеда, поезда и т.д.

Александр Идрисов
Управляющий партнер
"Про-Инвест Консалтинг"

I. Конкурентоспособность экономики - основа для развития

Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт.
Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособная промышленность. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.
Конкурентоспособность экономики - это в первую очередь активизация экспорта. Развитие экспорта - сверхзадача Правительства.
Конкурентоспособность российской промышленности - это флаг, который Правительство должно нести в руках как главный символ преобразований в экономике. Это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Будет конкурентоспособная промышленность, будут:

    экспорт и валютные поступления (независимость от состояния международных сырьевых рынков);

    стабильные налоговые поступления в бюджет;

    занятость населения;

    социальная и политическая стабильность;

    заслуженное положение России на международной арене.

II. Конкурентоспособность предприятий

Основными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются:

    Качество продукции и услуг

    Стратегия маркетинга и сбыта

    Квалификация персонала

    Технологический уровень производства

    Налоговая среда, в которой действует предприятие

    Доступность источников финансирования

К сожалению, уровень конкурентоспособности российских предприятий очень низок. Практически единственной и наиболее важной причиной низкой конкурентоспособности является неквалифицированный менеджмент или полное отсутствие того, что называют регулярным менеджментом. Мы имеем все: высокообразованных людей, природные ресурсы, огромный рыночный потенциал, а также возможность приобретения самого новейшего оборудования. Более того, несмотря на широко распространенное мнение, руководители предприятий имеют все реальные возможности привлечения необходимого капитала. Однако они должны представить четкую маркетинговую стратегию, бизнес-план развития, а также убедить инвесторов в том, что они являются теми квалифицированными управляющими, которые в состоянии реализовать эти планы.

III. Инвестиции

Как говорилось выше, практически любое российское предприятие имеет реальную возможность привлечь капитал. Проблема инвестиций не техническая, а психологическая. Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реалистичны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование вряд ли может быть доступно многим. В то же время существуют все необходимые условия для привлечения частных инвестиций: наличие высокого интереса частных инвесторов и высокий потенциал российского рынка. Несмотря на события последних дней, интерес иностранных инвесторов, действующих в области прямых инвестиций, не ослабевает. Одним из препятствий на пути привлечения инвестиций является то, что российские предприятия не в состоянии предоставить бизнес-план, разработанный в соответствии с международными стандартами, с другой - руководители предприятий демонстрируют эффект "собаки на сене": "Умирать буду, а не поделюсь". Российский руководитель предприятия, как правило, владеет контрольным или значительным пакетом акций и не готов к привлечению инвестиций посредством продажи акций. В мировой практике даже в развитых странах невозможно найти промышленное предприятие, которое обеспечило бы финансирование только посредством займов. Все наиболее значимые промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом. Другой, не менее важной проблемой, препятствующей инвестиционному процессу, является налоговая система, вынуждающая руководство предприятия к сокрытию доходов, чтобы выжить в сегодняшних условиях. Сокрытие доходов противоречит главному требованию профессиональных инвесторов - "прозрачности", то есть полному и корректному раскрытию финансовой информации.

Задача Правительства взять инвестиционные процессы под контроль и предпринять действия, которые позволят нейтрализовать причины, препятствующие его развитию.

1. Требуется серьезная программа интенсивного обучения руководителей предприятий современным методам корпоративного стратегического планирования. Нет плана - нет четкой и реалистичной стратегии финансирования, а, следовательно, нет действий.

2. Налоговое законодательство должно, с одной стороны, быть привлекательным для инвесторов, с другой - стимулировать директоров предприятий к раскрытию финансовой информации.

3. Переход на международные стандарты бухгалтерского учета уже заявлен, он должен интенсифицироваться.

4. Необходимо срочно предпринять меры по восстановлению и развитию фондового рынка. Это не только инструмент для привлечения капитала в реальный сектор, но и возможность для населения сохранить и приумножить (при нормальной работе фондового рынка и стабильной политической ситуации в стране) сбережения.

5. Развивать усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата и, в первую очередь, принятие жестких мер по борьбе с преступностью. Порядок и надежность - наиболее важные стимулирующие факторы для любого инвестора.

IV. Государственная поддержка

Государственная финансовая поддержка (прямое государственное финансирование, гарантии по займам и т.п.) должна быть адресована только тем предприятиям, которые действительно не в состоянии обеспечить финансирование из коммерческих (негосударственных) источников (банковские займы, частные инвесторы, фондовый рынок). Коммерческие предприятия, представляющие потенциально прибыльные коммерческие проекты, ни при каких обстоятельствах не должны рассматриваться как объекты государственной поддержки. Это главный принцип, которому должно следовать Правительство, без каких-либо исключений.

К предприятиям, которые не имеют возможности привлечения денежных средств из внебюджетных источников, относятся:

1. Оборонные предприятия, которые имеют ограничения по раскрытию информации, а, следовательно, не имеют возможность предоставить полноценную финансовую информацию для инвестора. При условии, если эти предприятия до сих пор выполняют важную роль в процессе обеспечения обороноспособности страны. В противном случае, данное предприятие должно предпринять действия к выделению необоронной части производства в отдельное юридическое лицо, которое будет в состоянии обеспечить раскрытие финансово-экономической информации, а, следовательно, привлекать частные инвестиции.

2. Научно-исследовательские организации, результаты исследований которых представляют собой выдающийся научный результат и не могут быть предложены промышленным предприятиям. В противном случае, такие проекты должны финансироваться либо заинтересованными в результатах исследований предприятиями, либо венчурными фондами, в том числе и государственными.

3. Социально значимые государственные проекты, которые не могут быть коммерчески эффективны в существующих условиях.

IV.Приватизация

Итоги приватизации плачевны. Главная цель - создание эффективного собственника - не была достигнута. Неэффективное управление собственностью приводит к ухудшению состояния предприятий, а иногда к их полной ликвидации, что является прямым ущербом интересам государства. Государство не только лишается поступлений в бюджет, но и вынуждено покрывать социальные издержки. Требуется разработка и реализация специальной программы создания эффективных собственников. Для этого необходимо потребовать от владельцев планы развития предприятий, демонстрирующие способность предприятия к преодолению кризиса и повышения конкурентоспособности. Должно быть поставлено условие, что в случае невыполнения согласованных планов, акции владельцев будут проданы по рыночной стоимости новым владельцам, представившим наиболее эффективные по заключениям независимых экспертов планы развития. Данная мера должна обеспечить динамичность процессов реформирования предприятий.

V. Реструктуризация предприятий

Ряд российских предприятий исторически получили в наследство избыточную инфраструктуру, которая лишает их возможности быть прибыльными. Такие предприятия ни при каких обстоятельствах не могут обеспечить финансирование из коммерческих источников. Они должны либо увеличить в несколько раз прибыль, либо сократить активы и издержки. Такие предприятия - гиганты, как правило, представляют огромную социальную значимость для региона и не могут быть просто ликвидированы. Однако все попытки государственного финансирования этих предприятий приведут к потере бюджетных средств. Единственным выходом из положения является разработка и реализация проектов реструктурирования. Вследствие отсутствия квалификации и опыта, руководство предприятия не в состоянии самостоятельно разработать и реализовать проект реструктуризации. Государство должно оказать содействие в финансировании услуг, отобранных на конкурсных условиях профессиональных консультантов по управлению. Кстати, сегодня на рынке имеется достаточное количество российских консультационных фирм, способных провести такие работы.

VI. Государственное регулирование

Налоговое законодательство, пошлины, тарифы и т.п. должны разрабатываться с учетом главной цели - будет ли данная мера содействовать укреплению конкурентоспособности российских предприятий. Например, введение пошлин на покупку электронных компонентов привело к полной ликвидации всех планируемых проектов по созданию бытовой электроники в России и потере целой отрасли. С другой стороны, по опыту Китая, если вы планируете продать в Китай молоковоз, вы должны заплатить до 100% пошлины. Если первая мера снизила конкурентоспособность российских предприятий, то введение мер, аналогичных китайским, может содействовать укреплению их конкурентоспособности.

Введение налогов на рекламу не позволяет российским предприятиям полноценно конкурировать с западными фирмами. Невозможность реализовывать активы и продукцию предприятия ниже себестоимости (налог на убытки) ставит предприятия в крайне невыгодное положение по отношению к своим конкурентам, снижает возможность ликвидации неликвидов и пополнения оборотного капитала. С другой стороны, высокие пошлины на импортируемое промышленное оборудование, которое необходимо для обеспечения конкурентоспособного качества российской продукции, приводят к росту себестоимости товаров и, соответственно, потере конкурентоспособности.

Также очень важно, чтобы меры государственного регулирования стимулировали развитие производств, направленных на более глубокую переработку сырья. То есть меры государственного регулирования должны оказывать безусловное содействие развитию производств, целью которых является конечный потребитель. Не потребитель транзистора, а потребитель телевизора. Не потребитель кожи, а потребитель обуви. Такой подход, с одной стороны обеспечит развитие потребительского рынка и укрепление позиций российских производителей на нем, с другой - будет стимулировать развитие производств, занятых в промежуточных технологических переделах. Меры стимулирования глубокой переработки, будут содействовать созданию жизнеспособных промышленных групп, имеющих общие стратегические цели, каждое звено которых будет заинтересовано в эффективной работе другого. Это список можно продолжать, но главное, что принцип принятия тех или иных регулирующих мер, должен быть один: они должны быть направлены на усиление конкурентных позиций российских предприятий.

  • Лидерство и Менеджмент

Ключевые слова:

1 -1

С 1998 г. в рамках Всемирного экономического форума (World Economic Forum) публикуются рейтинги, в которых большинство стран планеты ранжируются по уровню конкурентоспособности. В связи с этим возникает несколько вопросов.

Во-первых, что такое «конкурентоспособность национальной экономики », т.е. не конкурентоспособность продукта, фирмы, отрасли, а конкурентоспособность экономической системы страны?

Во-вторых, от чего зависит конкурентоспособность страны, какие факторы лежат в ее основе? Почему одни страны добиваются значительных успехов в своем развитии, а другие - нет?

В-третьих, если конкурентоспособность отдельно взятой компании определить довольно просто (например, по величине и норме прибыли, уровню технологий, размеру доли на рынке и т.п.), то как быть с оценкой конкурентоспособности страны? Какие макроэкономические показатели следует рассматривать: ВНП, ВВП, ВВП на душу населения (в 2005 г. самый высокий показатель среднедушевого ВВП был в Люксембурге, на втором месте по этому показателю - Катар 1 , на четвертом и пятом - Бруней и Кувейт), обеспеченность природными ресурсами, долю страны в ВВП мира?

Ответ на многие вопросы дает теория известного американского экономиста из Гарвардского университета М. Портера. Работая в 1980-е гг. в созданной Р. Рейганом Комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, Портер попытался опре-

В 2008 г. Катар по среднедушевому ВВП вышел на первое место.

делить термин «конкурентоспособность» применительно к государству. На основе изучения практики компаний ведущих индустриальных стран мира, на долю которых приходится почти половина мирового экспорта, М. Портер предложил концепцию международной конкурентоспособности нации (основные положения концепции представлены в его книге «Конкурентные преимущества нации»).

Подход Портера заключается в том, чтобы рассматривать конкурентоспособность страны под углом зрения конкурентоспособности компаний, представляющих страну на мировом рынке, поскольку в конечном счете национальный доход страны создается ее компаниями-производителями, а международная торговля, по сути, перераспределяет продукт, созданный конкурентоспособными фирмами в конкурентоспособных отраслях различных стран. Следовательно, рассматривать степень конкурентоспособности страны следует с микроуровня - уровня отдельно взятой фирмы. То есть, по Портеру, изначально конкурентоспособны не страны, а компании этих стран.

Успех развития национальной экономики зависит от деятельности определенного ядра компаний, ведущих международную активность. Для успеха в конкурентной борьбе фирмы должны обладать одним из двух преимуществ: либо иметь низкие издержки производства и, следовательно, низкие цены, либо дифференцировать качество продукта в расчете на высокий уровень цен. Портер отмечает, что ни одна страна мира не может быть конкурентоспособной абсолютно по всем позициям, что даже в самых благополучных странах не все отрасли промышленности и не все компании могут одновременно процветать. Следовательно, страна должна специализироваться на наиболее конкурентоспособных сегментах экономики, а менее эффективные отрасли могут быть либо перемещены за рубеж, либо от них стоит вообще отказаться.

Конкурентоспособность национальной промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг означает также то, что они развиваются по законам свободного рынка. Политика протекционизма, государственные субсидии местным компаниям, ограничение доступа на внутренний рынок зарубежных конкурентов наносят ущерб конкурентоспособности отечественных производителей.

Портер предложил модель «конкурентного ромба», отражающего схему факторов (детерминант) национального конкурентного преимущества (рис. 6.1). Ответом на вопрос, почему страна добивается успехов в той или иной области, служат четыре компонента (свойства), формирующие среду, в которой действуют (конкурируют) компании. Эта среда может способствовать, а может и препятствовать созданию конкурентных преимуществ. Этими четырьмя свойствами являются: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса; 3) состояние обслуживающих и смежных отраслей; 4) структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Рис. 6.1.

Рассмотрим эти свойства подробнее. Что касается факторных условий, то факторы делятся на основные (первичные), которые достаются стране от природы (климатические и природные ресурсы, географическое положение, неквалифицированная рабочая сила и т.п.) и развитые (вторичные), которые появляются в результате развития производства (инфраструктура, технологии, знания, высококвалифицированный персонал). При этом в наукоемких отраслях экономики основные факторы не дают никаких преимуществ. Такие факторы можно получить практически в любой другой стране мира. Только развитые факторы дают стране те конкурентные преимущества, которые трудно скопировать странам-конкурентам.

Факторные условия делятся также на общие (универсальные) и специализированные (специфические). Специализированные факторы требуют значительных инвестиций и их трудно продублировать странам-конкурентам (страховые компании, медицинские библиотеки, ипотечные банки, высококвалифицированная рабочая сила). Наличие у страны большого количества общих и основных ресурсов делает конкурентоспособность такой страны мнимой, иллюзорной.

Говоря о втором свойстве - условия внутреннего спроса - следует отметить, что значение имеет не объем внутреннего спроса, а его качество. Национальный рынок может быть относительно небольшим, а спрос - огромным, благодаря высокому уровню доходов населения, рекламной политике. Важное значение имеет качество самих потребителей. Требовательные и информированные потребители заставляют производителей постоянно совершенствоваться, вводить новые технологии, повышать качество продукта.

В отношении третьего свойства Портер обращает внимание на то, что развитие отдельных отраслей способствует процветанию смежных отраслей. Например, компания IBM обусловила появление таких гигантов мировой компьютерной индустрии, как Microsoft, Intel, Netscape. Взаимное сотрудничество компаний-смежников позволяет реализовывать совместные проекты, способствует возникновению альянсов, а следовательно, снижаются трансакционные издержки, усиливается обмен информацией между специалистами разных отраслей. Согласно Портеру, конкурентоспособными становятся не только отдельные отрасли, но «пучки» отраслей, кластеры, в которых компании интегрированы по вертикали или по горизонтали. Например, в Швеции развиты все сферы деятельности, связанные с металлообработкой: производство стали, различных инструментов, производственного и электробытового оборудования, автомобилей.

Четвертое свойство охватывает цели, стратегии, способы организации компаний, которые сильно отличаются друг от друга в разных странах. Способ управления фирмой, стиль руководства зависят от национальных особенностей той или иной страны. Ни одна система не является универсальной, но она должна соответствовать источникам конкурентного преимущества. Например, в Германии наиболее конкурентоспособны крупные компании в отраслях с высоким уровнем технологий, а в Италии лидируют мелкий и средний бизнес, семейные предприятия. Важно и то, какие сферы деятельности являются престижными в стране, какие отрасли являются отраслями национальной гордости. В США особо престижным делом считаются занятия в медицине, юриспруденции, финансовых услугах, микробиологии, компьютерной индустрии. Неудивительно, что успехами именно в этих отраслях США могут гордиться.

Главным катализатором экономической системы служит достаточная внутриотраслевая конкуренция. Именно жесткая внутренняя конкуренция способствует поиску внешних рынков и стимулирует выход фирм за границу. В Японии насчитывается около десятка производителей автомобилей, более 20 компаний выпускают аудио- и видеотехнику. Тесное окружение конкурентов стимулирует к поиску новых и лучших решений в бизнесе. Действует принцип Голливуда: в среде процветающих, но одновременно конкурирующих друг с другом звезд устанавливается особая атмосфера, способствующая подъему всего окружения. Подобным образом развивается Силиконовая долина в Калифорнии.

Все четыре свойства взаимодействуют, образуя некий «национальный ромб», который является комплексной системой. Чтобы получить и удержать конкурентные преимущества в тех или иных отраслях экономики, необходимы преимущества во всех составляющих ромба (в этом случае его невозможно продублировать другим странам). Преимущества на основе одной-двух детерминант невозможно удерживать долго, они являются «ускользающими». Например, российские запасы сырья уже не делают нашу страну конкурентоспособной даже в сырьевом сегменте мирового рынка, поскольку, во-первых, открываются новые месторождения в Африке, Латинской Америке, Австралии, а во-вторых, современные технологии позволяют обходиться синтетическими заменителями многих природных материалов и полезных ископаемых. Только комплекс свойств определяет глобальное лидерство страны как конкурентоспособной державы мирового уровня. Национальные конкурентные преимущества возникают только тогда, когда уникальным является весь «ромб».

Кроме четырех детерминант в «конкурентном ромбе» есть две переменные, которые могут либо усиливать, либо ослаблять эти четыре свойства - случайные события и действия правительства (см. рис. 6.1).

К случайным событиям относятся события, которые не связаны прямо с условиями развития страны. Ни компании, ни национальное правительство не могут влиять на такие события, но эти события меняют расстановку сил в национальном хозяйстве. К случайным событиям можно отнести политические решения зарубежных правительств; войны, эпидемии, стихийные бедствия; изобретения и крупные технологические сдвиги; резкие изменения цен на ресурсы; потрясения на мировых финансовых рынках и т.п.

Другая переменная - политика правительства в самых разных отраслях экономики и сферах жизни общества (налоговая, внешнеторговая, денежно-кредитная, валютная, структурная и др.) - также способна повлиять на расстановку сил и приоритеты развития национальной экономики. М. Портер обращает внимание на серьезную проблему во взаимоотношениях частного бизнеса и государства: временное несовпадении задач государственной политики и задач бизнеса. Государственная политика в большей степени ориентирована на интересы избирателей (которые не любят долго ждать) и на интересы политиков (которых избрали на относительно короткий срок). Следовательно, решения правительства в большей степени носят краткосрочный характер, и говорить о долгосрочной стратегии государства довольно трудно. Компании же ориентированы на долгосрочную перспективу, так как для создания и поддержания конкурентных преимуществ в отрасли компании нужны долгие годы упорной работы. Краткосрочные решения правительства, а также краткосрочные пожелания акционеров только «раздражают» бизнес.

Таким образом, по М. Портеру, основой конкурентоспособности национальной экономики является продуктовая и отраслевая конкурентоспособность, которая измеряется производительностью труда в отрасли, т.е. конкурентоспособность на микроуровне определяет конкурентоспособность на макроуровне. В 1990-е гг. теория М. Портера послужила основой для выработки рекомендаций в области государственной политики повышения уровня конкурентоспособности национальных товаров в Австралии, Новой Зеландии, США.

От чего зависит международная конкурентоспособность страны? Какие факторы лежат в ее основе? Что такое конкурентоспособность национальной экономики? Почему одни страны добились значительных успехов в своем развитии, а другие нет? Почему определенные компании, представляющие достаточно небольшую группу стран, стабильно лидируют на мировом рынке?

Многих экономистов прошлого и настоящего волновали и продолжают волновать данные вопросы. Довольно просто определить конкурентоспособность одной отдельно взятой компании, принимая во внимание получаемую ей прибыль, уровень технологий, лидерство на рынке и т.п. Но как определить конкурентоспособность целой страны? Какие макроэкономические показатели при этом следует рассматривать? Стабильный курс национальной валюты, положительное сальдо платежного баланса, обеспеченность природными ресурсами?

Современное развитие целого ряда ведущих стран задает немало загадок. Япония и страны ЕС получают преимущества из-за снижения курса национальных валют по отношению к американскому доллару. Экономика США, несмотря на огромный дефицит платежного баланса, не имеет равных в мире по своему потенциалу. История послевоенного развития таких стран, как Германия, Италия, Япония и Южная Корея, - это история успеха государств, большинство из которых потерпели поражение во Второй мировой войне и изначально были обделены природными ресурсами. Так что же такое конкурентные преимущества и откуда они возникают?

Ответ на приведенные выше и аналогичные им вопросы дает теория известного американского экономиста Майкла Портера из Гарвардской школы бизнеса. Работая в созданной президентом США Рональдом Рейганом Комиссии по конкурентоспособности американской промышленности, М. Портер задался целью определить термин «конкурентоспособность» применительно к государству. В результате его исследований в свет вышла знаменитая книга «Конкурентные преимущества наций» , в которой детально рассмотрены проблемы современной международной конкуренции.

Новизна подхода М. Портера заключалась в том, что он предложил рассматривать конкурентоспособность стран через призму конкурентоспособности компаний, представляющих данные страны на мировом рынке. По М. Портеру, конкурентоспособность отдельно взятого государства связана с производительностью нации, т.е. с эффективным использованием всех имеющихся ресурсов - сырья, рабочей силы, капитала. Рассматривать степень благосостояния государства следует с микроэкономического уровня - уровня одной отдельно взятой фирмы, поскольку в конечном счете ВВП и национальный доход страны создаются компаниями-производителями.

М. Портер отмечал, что даже в самых благополучных странах не все отрасли промышленности и не все компании могут одновременно процветать. Успехи развития национальной экономики зависят от деятельности определенного ядра компаний, характеризующихся высокой международной активностью. Причем данные фирмы, как правило, в каждой стране представляют довольно небольшой круг отраслей народного хозяйства.

Поскольку, по М. Портеру, изначально конкурентоспособны не страны, а национальные компании данных стран, то для успеха в конкурентной борьбе фирмы должны обладать одним из двух преимуществ: иметь низкие издержки производства либо дифференцировать качество продукта в расчете на высокий уровень цен. Конкуренция на мировом рынке заставляет компании постоянно сравнивать свою деятельность с успехами конкурентов. Международная специализация страны при этом связана с теми сферами экономики, в которых ее национальные производители наиболее конкурентоспособны.

Международная торговля, таким образом, перераспределяет продукцию наиболее конкурентоспособных отраслей различных стран. При этом даже в государствах с самым высоким уровнем развития обязательно найдутся такие отрасли экономики, национальные производители в которых неконкурентоспособны. Поэтому важной задачей становится специализация страны на наиболее эффективных и перспективных направлениях. Менее жизнеспособные отрасли национального хозяйства могут быть либо перемещены за рубеж, либо заменены на импорт. Все это будет способствовать здоровому процессу национального экономического процветания.

М. Портер предложил модель «конкурентного ромба», отражающего связь детерминант национального конкурентного преимущества и его переменных (рис. 1.1). Ответом на вопрос, почему страны добиваются успехов в той или иной области, служат четыре свойства страны, носящих общий характер и формирующих среду, в которой конкурируют местные компании. Среда может способствовать созданию конкурентных преимуществ, а может и препятствовать их появлению. Четыре свойства - детерминанты модели - это:

  • факторные условия;
  • условия внутреннего спроса;
  • наличие смежных и обслуживающих отраслей;
  • структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.

Рис. 1.1.

Четыре свойства все вместе, а также каждое из них в отдельности создают среду, в которой функционируют фирмы данной страны. Рассмотрим каждую из детерминант подробнее.

На внешнем рынке представляет собой комплексный механизм реализации конкурентных преимуществ на основе эффективного использования имеющихся ресурсов с целью увеличения объемов производства и реализации товаров и услуг на мировом рынке.

Факторы конкурентоспособности страны

Понятие «конкурентоспособность страны» предполагает производство таких товаров, которые соответствуют запросам международного рынка и конкретных потребителей. Эти товары должны иметь высокое качество и соответствовать уровню мировых стандартов.

Необходимо иметь в виду, что любой товар после выхода на мировой рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Для того чтобы замедлить этот процесс, необходимо постоянно совершенствовать качественные и эксплуатационные характеристики товара, а производство нового товара должно осуществляться планомерно, чтобы создать условия для его выхода на мировой рынок.

Для обеспечения конкурентоспособности страны на международном рынке необходимо постоянно изучать конъюнктуру мирового рынка и уровень развития конкуренции в соответствии с фазами жизненного цикла товара. При этом необходимо учитывать целесообразность выпуска нового товара прежде, чем старый исчерпал свои возможности.

Таким образом, конкурентоспособность страны на мировом рынке характеризуется совокупностью параметров товара, предлагаемого для реализации на внешнем рынке, которые отличают данный товар от товаров-аналогов по степени удовлетворения запросов потребителя и уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию.

  • способность страны производить больше материальных ценностей, чем их конкуренты, на мировых рынках;
  • степень возможности страны при условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги (комиссия по промышленной конкурентоспособности при президенте США);
  • экономическая возможность расплачиваться за полученные средства (Всемирный банк развития);
  • способность страны производить товары и услуги, отвечающие требованиям , и создавать условия наращивания государственных ресурсов со скоростью, позволяющей обеспечивать устойчивые темпы роста ВВП и на уровне мировых значений.
Факторы, определяющие конкурентоспособность страны:
  • динамизм экономики, оцениваемый по таким показателям, как темпы экономического развития, положение национальной валюты, объем производства важнейших товаров в расчете надушу населения и др.;
  • эффективность промышленного производства:
  • динамизм рынка, оцениваемый по показателям уровня , объема потребительских расходов надушу населения и др.;
  • состояние и развитие страны, оцениваемое исходя из деятельности коммерческих банков, ;
  • , определяемые на основе численности и темпов роста населения и , уровня квалификации трудовых ресурсов и т.п.;
  • роль государства, оцениваемая степенью воздействия на основе исследования уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе страны и др.;
  • ресурсы и инфраструктура — исследуется обеспеченность страны различными видами ресурсов со степенью развития инфраструктуры;
  • социально-политическая обстановка в стране — показателями, ее характеризующими, выступают величина дохода и его распределение, трудовые отношения в промышленности и т.д.

Структура конкурентоспособности каждой страны сильно различается, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве . В конечном итоге страны достигают успеха в определенных отраслях, потому что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее динамичными и перспективными.

В отличие от категорий конкурентоспособности продукции, товара, предприятия, относящихся к сфере микроэкономики, конкурентоспособность национальной экономики имеет ярко выраженный макроэкономический характер.

На современном этапе экономического развития обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшей проблемой, характеризующей не только положение страны на мировом рынке, но и определяющей в значительной степени ее .

Рейтинг конкурентоспособности стран мира

Оценка конкурентоспособности страны

Среди наиболее распространенных методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности страны выступают методики Всемирного банка, Всемирного экономического форума.

1. Всемирный экономический форум, 1986 г. оценивает по 8 группам агрегированных факторов (381 показатель):

  • внутренний экономический потенциал;
  • внешнеэкономические связи;
  • государственное регулирование;
  • кредитно-финансовая система;
  • инфраструктура;
  • система управления;
  • научно-технический потенциал;

Показатели для оценки стадии развития конкурентоспособности страны:

  • характеризующие уровень развития экономики и темпы ее роста;
  • характеризующие трудовые ресурсы (доля активного населения, уровень производительности труда, заработной платы, личного дохода);
  • расходов на НИОКР, % от (темпы роста расходов, расходы на образование, количество патентов);
  • характеризующие экспорт (доля страны в мировом экспорте, темпы роста экспорта; доля трудоемких и сырьевых отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий; доля услуг в ВВП);
  • инвестиций (доля внутренних инвестиций, % к ВВП: инвестиций за границу, % к ВВП: иностранных инвестиций, % к общему объему инвестиций; доля налогов в ВВП).

2. Всемирный банк оценивает конкурентоспособность страны по 9 критериям (сумма может составить максимально 100 баллов):

  • политический риск (возврат денег);
  • экономические перспективы;
  • внешняя задолженность;
  • долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга;
  • доступ к банковским ресурсам;
  • доступ к рынкам капитала;
  • предоставление форфейтинговых услуг.

Конкурентоспособность страны рассчитывается по формуле:

100 баллов = 25 + 25 + 10 +10 + 10 + 5 + 5 + 5 (табл. 1).

Таблица 1. Оценка конкурентоспособности страны

Показатели

Составляющие элементы

Критерий оценки

Примечание

1. Политический риск, /п

Возможность неплатежей по поставкам продукции (оказанию услуг)

Невыплаты по займам, финансовым обязательствам, дивидендам

Невозможность репатриации вложенных капиталов

max = 25 баллов

2. Экономические перспективы, /э

Прогноз развития на данный год Прогноз на последующий год

max = 25 баллов

3. Внешняя задолженность, /з

/з = А + (В х 10) -(С х 10)

Отношение суммарного долга страны к ВВП, А

Отношение долга к сумме экспорта, В

Сальдо платежного баланса по текущим операциям к ВВП, С

max = 10 баллов

Чем ниже численное значение по формуле, тем выше рейтинг

4. Долг в связи с дефолтом или в связи с рестуктури зацией долга, /д

Выполнение (невыполнение) финансовых обязательств или перенос срока уплаты по всей задолженности

max = 10 баллов

Максимальный балл получают страны, у которых не было платежей;

0 баллов — у кого невыполнение финансовых обязательств или перенесен срок

max = 10 баллов

Максимум баллов наиболее платежеспособным фирмам

6. Доступ к банковским ресурсам, /б

Отношение частных, долгосрочных, негарантированных займов к ВВП

max = 10 баллов

Источник оценок«Global Development Finance»

7. Доступ к краткосрочным финансовым ресурсам, /ф

Возможность получения ресурсов на рынке капитала без проблем

Возможность получения ресурсов на рынке капитала без проблем в 95% случаев

Доступ не составляет особых проблем

Доступ возможен в зависимости от ситуации на рынке капитала

Доступ не исключается при определенных условиях

Доступ вообще не возможен

5 баллов

0 баллов

8. Доступ к форфейтинговым услугам, /фф

Доступ не сопряжен с рисками

max = 5 баллов

Источники: Morgan Crenfell, Trade Finance, Standard Bank, отделение Mc Kinsy (г. Москва)

Фатхутдинов Р.А. конкурентоспособность страны оценивает по формуле:

  • b i — значимость фактора i конкурентоспособности (i = 1,0);
  • к i — конкурентоспособность фактора (K j = П i / П нi);
  • П i — абсолютное значение;
  • П нi — нормативное значение фактора).

Показатели для оценки конкурентоспособности страны (1,0):

  • расходы из госбюджета на НИОКР (в % от ВВП);
  • расходы из госбюджета на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера), в % от ВВП;
  • стабильность в стране, баллы;
  • ВВП на душу населения, тыс. долл.;
  • средняя продолжительность жизни;
  • эффективность использования ресурсов; экспорт в % от ВВП;
  • место страны в мире по запасам природных ресурсов на душу населения.
  • место страны по удельному весу в составе 250 самых крупных конкурентоспособных фирм мира.