Черный список стран фнс рф. Черный список офшорных зон минфина

  • 31.10.2019

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона , в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты , с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические , то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса .
  • социальные , которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные , идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов , «Туманность Андромеды ») и элитарные , отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка »).

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример - Кампанелла , всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки».

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором» . Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики - утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью православного философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать» . Это цитата из работы Бердяева "Демократия, социализм и теократия" в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления [...] Утопии осуществимы. [...] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее "совершенному" и более свободному обществу.»

Классические утопии

Пожалуйста, добавляйте другие утопии в списки:
  • Томас Мор , «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») ()
  • Томмазо Кампанелла , «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») ()
  • Иоганн Валентин Андреэ , «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») ()
  • Габриэль де Фуаньи «Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли» (1676)
  • Этен-Габриэль Морелли «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов» (1753)
  • Николай Чернышевский , «Четвертый сон Веры Павловны » ()
  • Сэмюэл Батлер , «Едгин» (), «Возвращение в Едгин» ()
  • Александр Богданов , «Красная звезда » ()
  • В. В. Маяковский , «Мистерия-буфф » ()
  • Иван Ефремов , «Туманность Андромеды » ()

См. также

Примечания

Литература

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.- Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141-167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. - С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова . - М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме : В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. - Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб.: Terra Fantastica, 1995. - 351 с.
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии : Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. - М.: Наследие - Editions UNESCO, 1999. - 206 с - ISBN 5-9208-0001-1
  • Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу Философский век. Альманах. Вып. 12
  • Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма Философский век. Альманах. Вып. 13 / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич Американская утопия (на английском языке). - М., 1985.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. - М., 1989.
  • «Утопия и утопическое» - материалы круглого стола // Славяноведение. - 1999. - № 1. - С. 22-47.
  • Утопия и утопическое в славянском мире. - М., 2002.
  • Геллер Л., Нике М. Утопия в России / Пер. с фр. - СПб.: Гиперион, 2003. - 312 с.
  • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989.- 288 с. ISBN 5-288-00135-9
  • Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. - СПб.: Алетейя, 2005. - 496 с.
  • Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 98-110.
  • Мартынов Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. 2009. № .5. С. 162-171
  • Маркузе Г. Конец утопии // «Логос». 2004, № 6. - С. 18-23.
  • Мортон А. Л. Английская утопия. Пер. О. В. Волкова. - М., 1956.
  • Мильдон В . Санскрит во льдах, или возвращение из Офира : Очерк рус. лит. утопии и утопического сознания. - М.: РОССПЭН, 2006. - 288 с - (Российские Пропилеи). - ISBN 5-8243-0743-1
  • Егоров Б. Ф. Российские утопии : Исторический путеводитель. - СПб.: Искусство-СПБ, 2007. - 416 с - ISBN 5-210-01467-3
  • Китайские социальные утопии. М., 1987.-312 с. ил.
  • Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.
  • Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 160 с - ISBN 978-5-382-00362-7
  • Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993.- 272 с. ISBN 5-02-009727-6
  • Штекли А. Э. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984. - С. 89-98.
  • «Мир Фантастики и Фэнтези», Борис Невский «Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия»
  • Дэвид Пирс , «Гедонистический императив » ()

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Присутствие офшора в черном списке является критерием, важным для владельца компании, которая зарегистрирована в данном офшоре: ему придется применять правила, которые предусмотрены Налоговым кодексом для контролируемых иностранных компаний (КИК). Владельцы зарубежных КИК согласно законодательству должны включать результаты от деятельности этих компаний (в том числе за рубежом) в финансовую отчетность, подаваемую в России, а значит, платить с этих доходов налоги в российский бюджет. «Для российских владельцев компаний, зарегистрированных в странах либо на территориях, включаемых в так называемый черный список ФНС, возникает вероятность подпасть под требования, предъявляемые к КИК», — сообщил РБК начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач.

Таким образом, исключение офшора из черного списка благоприятно для зарегистрированных в нем компаний. Их деятельность не будет рассматриваться как контролируемая, а это означает, что результаты этой деятельности в общем случае не облагаются в России налогами.

Но одновременно у владельцев подобных компаний уменьшаются возможности налоговой оптимизации. Например, в ситуации, если офшорная компания ведет бизнес в России без постановки на налоговый учет или бенефициары используют эту компанию как транзитную с последующим перечислением денежных средств в черный офшор. Узнав реальных владельцев компаний из белых офшоров, налоговые органы достаточно легко выявляют их аффилированность с российским контрагентом, что влечет доначисление налогов.

История вопроса

Поводом для исключения BVI из черного списка стало полное «обеление» этого офшора в текущем году. Для повышения прозрачности бизнеса власти BVI предприняли целый ряд мер. Ключевая из них — в июле 2017 года в BVI начал действовать централизованный реестр собственников бизнеса Система безопасного поиска бенефициарного владения (Beneficial Ownership Secure Search System, BOSS). В реестр заносятся данные всех зарегистрированных на островах бизнес-структур, включая имя, дату рождения и гражданство владельца.

Сама система не является публичной, но власти BVI располагают автоматическим доступом к ней. Из нее же они будут предоставлять и информацию по запросам российских налоговиков.

BVI стали первой офшорной юрисдикцией, создавшей государственную базу данных о бенефициарах. Создание подобных баз данных о бенефициарах предусмотрено 4-й директивой ЕС против отмывания денег (4th Anti-Money Laundering Directive, AMLD4), принятой еще в 2015 году. В базах данных должна содержаться информация о реальном владельце — бенефициаре компании, даже если тот контролирует ее через цепочку офшорных фирм. В этом отличие баз данных бенефициаров от таких реестров, как, например, СПАРК или ЕГРЮЛ, где раскрываются номинальные владельцы.

Согласно российскому законодательству бенефициарным владельцем считается физическое лицо, которое владеет или контролирует более 25% капитала компании (такое определение приведено в законе о противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма).

Обмен информацией

После вступления в силу приказа ФНС об исключении BVI из черного списка офшоров обмен информацией о реальных владельцах компаний, зарегистрированных на островах, между налоговыми ведомствами России и BVI будет регулярно происходить на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Власти BVI подписали эту конвенцию в 2016 году. В 2017-м обмен происходил в тестовом режиме, а с 2018-го, после исключения BVI из черного списка офшоров, станет регулярным, а главное — довольно оперативным, пояснили РБК в ФНС. «В следующем году мы рассчитываем уже на регулярный обмен информацией с налоговыми органами BVI. Мы ожидаем, что будем получать от властей BVI содержательные ответы на наши запросы и в разумные сроки (три-четыре месяца)», — пояснил РБК Дмитрий Вольвач.

Это существенно быстрее, чем по имевшимся ранее каналам. Если действовать через Интерпол, как это происходит в случае с офшорами из черного списка, получение нужных сведений займет гораздо больше времени, указывают опрошенные РБК эксперты. «У налоговых органов существует возможность запросить информацию в любом офшоре через Интерпол. Но, во-первых, Интерпол может и отказать в запросе, а если даже и не откажет, то ответа придется ждать примерно год. Во-вторых, в Интерпол налоговая служба обращается не напрямую, а через МВД, что не упрощает процедуру», — поясняет старший советник юридической компании «Хилл Консалтинг» Сергей Нестеренко.

ФНС России также планирует отвечать на запросы коллег с BVI, если таковые последуют.

Возможные последствия

Мнения юристов о том, снизится ли из-за нововведений популярность BVI в России, и если да, то насколько, разделились.

«BVI всегда были очень популярным офшором. Бизнес привлекали простота регистрационных процедур и понятное законодательство, основанное на английском праве», — делится опытом руководитель отдела международного корпоративного права GSL Law & Consulting Сергей Панушко.

«BVI являются одним из лидеров по прямым инвестициям в РФ среди офшорных юрисдикций: в частности, объем инвестиций в прошлом году составил $1 млрд», — сообщил РБК управляющий партнер компании «Гестион» Алексей Гайдов. На BVI зарегистрировано порядка 700 тыс. компаний, то есть около 40% всех мировых офшорных компаний, добавил он.

«Конечно, риск раскрытия структуры собственности для бенефициаров, зарегистрированных на BVI, теперь существенно возрастет», — прогнозирует Сергей Нестеренко. Следовательно, возрастает и риск предъявления им налоговых претензий, если компании на BVI использовались для неправомерной оптимизации налогообложения, отмечают эксперты.

Суды, рассматривая такие дела, применяют модельную конвенцию по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития — она вводит концепцию бенефициарного собственника. Эта концепция основана на принципе, согласно которому операции подлежат налоговому учету исходя из их реального экономического содержания, а не юридической формы.

Характерным в этом отношении является «дело ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» (ПАО «ВЭК»)». По мнению налоговой инспекции, акционерное общество реализовало схему с целью занижения налога на прибыль с вовлечением в цепочку расчетов компаний, зарегистрированных в Республике Кипр и на Британских Виргинских островах.

Суть схемы, по мнению судей, состояла в следующем: ПАО «ВЭК», будучи конечным бенефициаром офшорной компании на BVI, оформило покупку 100% акций аффилированной с ней организацией «Энергосервис» на эту компанию. Но в качестве технического покупателя (созданного только для перевода средств по сделке) использовало фирму, зарегистрированную на Кипре. Это дало возможность ПАО «ВЭК» применить льготу по налогу на прибыль, поскольку с Кипром у России подписано соглашение об избежании двойного налогообложения. В результате налог составил 5% от суммы полученного по сделке, в то время как при продаже акций напрямую «дочке» с BVI пришлось бы удержать и уплатить налог в размере 20% от суммы сделки. Выявить реального покупателя (компанию на BVI) стало возможно в результате информации, полученной от кипрских коллег.

ПАО «ВЭК» подало в суд, но суды первой и второй инстанций поддержали налоговую инспекцию. Кассационная инстанция — Арбитражный суд Волго-Вятского округа — постановлением от 7 августа 2017 года оставила решения нижестоящих судов без изменений (копии судебных решений размещены в СПС «Консультант Плюс»).

Если бы обмен информацией с BVI действовал на тот момент, схема была бы раскрыта быстрее.

Бегство от риска

По мнению юристов, ряд компаний, не желающих раскрытия, может поменять юрисдикцию.

Так, компании, которые стремятся максимально снизить риск раскрытия структуры собственника, сегодня выбирают, например, Багамы или американские особые территории, Пуэрто-Рико и американские Виргинские острова, рассказывает Сергей Нестеренко. Во-первых, поясняет он, эти территории не подписали Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, а следовательно, прямой обмен информацией с ними невозможен. Во-вторых, они не относятся к заморским территориям Великобритании и не входят в Британское Содружество наций — объединение независимых государств, куда входят Великобритания и многие ее бывшие доминионы, колонии и протектораты, участники которого практически всегда представляют информацию по запросу английских судов.

Многие богатые россияне владеют активами в странах и на территориях, входящих в Британское Содружество. Владение активами, как правило, оформляется через трасты и фонды, а управление осуществляется через доверителей (трасти), поясняет Сергей Нестеренко. Бенефициары трастов и фондов, зарегистрированных в странах либо на территориях Содружества, могут быть раскрыты по требованию английского суда, добавляет он.

Собственно, эти риски и реализовались в отношении новозеландских трастов (Новая Зеландия входит в Британское Содружество) Сергея Пугачева, бенефициара Межпромбанка (крупнейшего российского банка-банкрота). По приказу английского суда доверитель траста раскрыл информацию о его активах. Таким образом была установлена связь между банкиром и активами, записанными на траст. Это, как , и дало возможность Агентству по страхованию вкладов обратиться в Высокий суд Лондона с требованием признать Пугачева бенефициаром новозеландских трастов.

Гарантий нет

Впрочем, по мнению юриста компании BGP Litigation Анастасии Берман, переход в черный офшор сам по себе ничего не гарантирует. Суть активно применяемой судами концепции бенефициарного собственника подразумевает, что любые налоговые выгоды, предусмотренные международными соглашениями, могут применяться только к фактическим собственникам, реальным владельцам компаний. А практика по делам об оспаривании статуса бенефициарного собственника преимущественно негативная для налогоплательщика, добавляет юрист.

Впрочем, иногда и компаниям из таких юрисдикций удается выигрывать у налоговиков в суде. Например, в августе 2017 года Арбитражный суд Калининградской области поддержал налогоплательщика в споре с налоговой службой (решение суда имеется в распоряжении РБК).

Организация взяла заем у компаний, зарегистрированных в Гонконге и на Кипре. Налоговая инспекция выяснила, что контроль над всеми компаниями, участвующими в сделке, осуществляется через фирму, зарегистрированную на Джерси — штат, который входит как раз в черный список ФНС. Налоговики сочли, что в этом случае расходы на проценты по займу не могут учитываться для целей налогообложения прибыли согласно законодательству о КИК.

В этом деле компания смогла доказать, что средства группы компаний использовались на текущую деятельность, а не переводились в виде дивидендов либо займов конечному бенефициару на Джерси, рассказывает Анастасия Берман.

Впрочем, если смена юрисдикции и поможет, то лишь на время, считает ведущий юрисконсульт департамента правового консалтинга и налоговой практики «КСК групп» Станислав Ляпцев. «Практика все равно будет развиваться в сторону раскрытия иностранных транзитных компаний и нахождения фактического бенефициарного собственника, этому способствует и соответствующая директива ЕС», — говорит он.

Ряд экспертов все же считают, что оттока бизнеса с BVI во избежание возможных претензий от налоговиков не последует. Власти островов всегда учитывали рекомендации ФАТФ и ОЭСР, а банки охотно работают с юрисдикциями, следующими в разумном русле международных тенденций. «Мы не ожидаем снижения интереса к BVI в России», — отмечает Сергей Панушко. Кроме того, добавляет он, на BVI зарегистрировано несколько сот тысяч компаний и оперативно предоставить информацию по всем компаниям ​власти этой юрисдикции просто физически не смогут.​​

Сегодня всё чаще жители нашей страны слышат словосочетание «оффшорная зона». Но многие его попросту не понимают. И это неудивительно. Ведь люди, которые никаким образом не связаны с бизнесом, экономикой или юриспруденцией с понятием «оффшорная зона» не сталкивались. Попробуем разобраться, что «это такое».

Оффшорная зона представляет собой страну или её часть, правительство которой предоставляет компаниям – нерезидентам льготные условия для проведения предпринимательской деятельности. Под компаниями-нерезидентами понимаются организации, предприятия, компании, фирмы, владельцами которых по документам являются иностранные граждане . Например: владельцем компании является представитель России, но компании осуществляет свою деятельность на Кипре. Другими словами компания зарегистрирована на Кипре и платит налоги именно Кипру, а не России. Вот это и называется оффшорной зоной.

Регистрация компании в таких зонах имеет одно, но весьма весомое преимущество: уменьшение налоговых ставок. В некоторых странах можно регистрировать компанию и даже не платить налог за неё. Другими словами оффшорная зона предоставляет своим «участникам» пониженное налогообложение.

Исходя из этого, можно отметить, что оффшорная зона в экономике представлена в виде финансового центра, который с удивительной лёгкостью привлекает иностранный капитал за счёт предоставления налоговых льгот.

Оффшорная зона – это зона экономического пространства, направленная на регистрацию и ведение коммерческой деятельности. Сегодня оффшорными зонами называют страны или мировые государства, которые предоставляют такую привилегию иностранным предприятиям и компаниям.

Как уже ранее отмечалось, вести бизнес в оффшорных зонах не просто рентабельно, а очень выгодно. Низкие налоговые ставки позволяют взимать максимальную прибыль. Но стоит отметить, что международные компании, работающие в оффшорной зоне, вынуждены в обязательном порядке соблюдать все законы, так как находятся под юрисдикцией другой страны, входящей в оффшорную зону.

Не стоит путать понятия офшор и оффшорную зону. Это разные понятия в экономике. Под первым в экономике понимается компания, работающая в оффшорной зоне. А второе понятие в экономике обозначает страну, где осуществляет свою деятельность компания — офшор.

Регистрация в такой «экономической» зоне предоставляет следующие преимущества:

  1. Все денежные средства компании и активы не подпадают под мировой валютный контроль и валютное регулирование.
  2. Низкий уровень налогообложения.
  3. Все активы компании в этой стране находятся «в безопасности».
  4. Возможность хранения финансовых средств и активов в самых крупных и стабильных банках мира. Отметим, что это преимущество весьма весомое. Так как крупные мировые банки в большей степени защищены от банкротства.
  5. Вся информация относительно владельцев компании, активов и акционеров сохраняется в тайне.
  6. Компаниям предоставляется свобода в ведении бухгалтерского учёта.
  7. Компании имеют полное право проводить любые финансовые операции с другими участниками оффшорной зоны.
  8. Конфиденциальность проводимых сделок.

Особенности

Оффшорные зоны стали популярны и востребованы благодаря своим особенностям.

Перечень особенностей оффшорных зон:

  • Упрощённая и ускоренная процедура регистрирования организаций. При регистрации потребуется заплатить определённый взнос. В каждой стране сумма «взноса» несущественно отличается.
  • Оплата подоходного налога и налога с прибыли осуществляется по заниженным тарифам.

Преимущества оффшорных зон

Но если для предприятий и компаний участие в такой зоне лишь выгодно, то у многих людей возникает вопрос, а в чём же заинтересованность той страны, которая предоставляет международным компаниям такие привилегии. Ответ прост. За счёт пониженного налогообложения зарегистрировать компанию в этой зоне стремятся многие международные организации. Доход от регистрации достаточно велик, поэтому страна лишь выигрывает, улучшая притоком иностранных инвестиций свою внутреннюю экономику. Для регулирования и управления офшорами в стране создаются секретарские бюро. А это дополнительные рабочие места.

Поэтому оффшорная зона частично решает проблему с безработицей.

Список оффшорных зон

Если взглянуть на карту мира, то можно сильно удивиться, насколько территориально «разбросаны» страны с оффшорными зонами. Они присутствуют на каждом материке. В настоящее время этих стран более 50. Ежегодно оффшорные зоны расширяются, дополняются новыми юрисдикциями (в экономике страну оффшорного пространства принято называть юрисдикцией).

В 2016 году самыми «низконалоговыми» мировыми юрисдикциями (странами оффшорной зоны) были:

  1. Шотландия.
  2. Великобритания.
  3. Кипр.
  4. Остров Мэн.

Звание мировых классических юрисдикций в 2016 году заслужили такие страны, как:

  1. Сейшелы.
  2. Маврикий.
  3. Доминика.
  4. Сент Китс.
  5. Невис.
  6. Ангилья.
  7. Британские Виргинские острова.

Регистрация международных компаний в этих странах может помочь полностью избежать налогов. Причём, в этих странах мира это вполне законно. Классические мировые юрисдикции используются для различных направлений бизнеса. В этой зоне можно свободно заниматься как торговлей, так и консалтингом.

Список оффшорных зон в Европе состоит из:

  1. Латвии.
  2. Голландии.
  3. Швейцарии.
  4. Словакии.
  5. Польши.
  6. Великобритании.
  7. Чехии.
  8. Эстонии.

Но в Европе существуют свои правила регистрации. Например, в Эстонии больше приветствуют мировые компании, занимающиеся разработкой ИТ-технологий. Голландия и Швейцария больше направлена на регистрацию холдинговых структур. Для ведения бизнеса в области туризма, сельского хозяйства, торговли более выгодными считаются условия, предоставляемые Чехией, Словакией и Болгарией.

Одними из самых крупных юрисдикций считаются азиатские. В народе их называют «азиатскими тиграми». Перечень азиатских мировых юрисдикций:

  1. Китай.
  2. Сингапур.

Эти юрисдикции подходят для организаций, которые занимаются разработкой и различного рода исследованиями.

Об открытии компании в Гонконге в этом видео:

Перечень других юрисдикций:

  1. Соединённые Штаты Америки.
  2. Южно-Африканская Республика.
  3. Канада.
  4. Острова Новой Зеландии.

Классификация

Согласно мировой классификации оффшорные зоны разделяются на два типа:

  1. В первой разновидности иностранные компании освобождаются от уплаты всех налогов с прибыли организации или компании. Взамен на «освобождение» организации ежегодно обязуются платить фиксированную стоимость.
  2. Во втором типе, зона предоставляет льготные условия для организаций. Этот тип называется в экономике финансовым центром. Уменьшение налоговой ставки позволяет более успешно вести бизнес.

Исходя из этой классификации, можно отметить, что оффшорные страны разделяются на тех, кто полностью освобождает организацию от налогов и на тех, кто лишь уменьшает налоговые ставки.

Стоит отметить, что регистрируя страну в оффшорных зонах второго типа, компании придётся платить такие виды налогов, как:

  • Налог на наследование.
  • Налог на прирост капитала.
  • Корпоративный.
  • Подоходный.
  • Налог на продажу.

Выбирая офшорную страну, стоит тщательно изучить местное законодательство в области регистрации и ведения коммерческой деятельности.

Многие экономисты утверждают, что регистрировать бизнес лучше всего в Бейлизе, Панаме, Сент Китсе или на Сейшельских или Британских Виргинских островах. Это страны, где полностью отсутствуют налоги. Регистрируя организацию в этих государствах, не потребуется предоставлять бухгалтерскую отчётность. Эти государства признаны мировыми юрисдикциями. Это самые известные, востребованные республики. Регистрируя в этих государствах компанию, в дальнейшем не придётся переживать относительно конфиденциальности. Огромное преимущество этих юрисдикций – полное отсутствие контроля со стороны местного управления.

Самыми респектабельными мировыми юрисдикциями признаны: Шотландия, Мэн, Великобритания и Гонконг. В этих странах потребуется предъявлять финансовую отчётность. Но взамен они иностранным организациям предоставляют весьма значимые налоговые льготы. Стоит учитывать, что местный контроль за организациями ведётся, поэтому иностранные организации всегда будут «под присмотром» у местных властей.

По мнению экспертов, желательно регистрировать свой бизнес в Эстонии, Португалии, Черногории или . Эти юрисдикции предоставляют весьма приемлемые налоговые ставки.

Заочно в этой классификации выделяется и третий вид юрисдикций, не требующий уплаты налогов лишь от некоторых видов деятельности. Имеются в виду сделки, которые осуществляются между участниками оффшорной зоны в определённой юрисдикции. Такими странами мира являются Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Бразильская республика, Марокко.
Чёрные списки

Как уже ранее отмечалось к выбору юрисдикции стоит подходить очень осторожно и основательно. Желательно перед выбором государства проконсультироваться с налоговым экспертом.

В России существует понятие «чёрного списка юрисдикций». В этот список, входят страны мира, которые, по мнению правительства, не способны предоставить низкие налоговые ставки и не соответствуют званию «оффшорной зоны» по экономическим требованиям. Согласно этому списку, крайне нежелательно регистрировать компанию в:

  • Бахрейне.
  • Кайкосе.
  • Ангильи.
  • Барбуде.
  • Барбадосе.
  • Арубе.
  • Антигуа.
  • Гренаде.
  • Монтсеррате.
  • Пуэрто – Рико.
  • Невисе.
  • Либерии.
  • Науру.
  • Самоа.
  • Мальдивской Республике.

Согласно «чёрному» списку также стоит опасаться регистрации на таких островах, как:

  • Сейшельские.
  • Маршаловы.
  • Олдерни.
  • Джерси.
  • Виргинские.
  • Каймановы.
  • Нидерландские.
  • Виргинские в Соединённых Штатах Америки.

Первые оффшорные зоны появились в середине прошлого века. Буквально за одно-два десятилетия оффшорный бизнес превратился в развитую индустрию, на которую сделали ставку некоторые даже достаточно крупные государства, например, Панама. С ростом процессов глобализации мировой экономики, масштабы задействования оффшорных механизмов только увеличились. Это привело к тому, что начались и обратные процессы - многие ведущие страны мира начали проводить анти-оффшорную политику. Россия не стала исключением, введя в 2007 году собственный так называемый черный список оффшоров.

Оптимальные варианты налогообложения, открытие компаний и счетов в оффшорных зонах, помощь в выборе готовых оффшоров .

Причины анти-оффшорной политики и появления термина «черные оффшоры»

Под оффшором понимается территория или страна, где официальным руководством и принятым законодательством создаются условия для привлечения иностранных компаний к регистрации в этих зонах юрисдикции. Следует отметить, что оффшорный бизнес является абсолютно легальным и законным. Это подтверждается и тем, что подобные услуги предлагают и США, и Великобритания, и Швейцария - страны, которые сложно заподозрить в стимулировании преступной деятельности и нарушения законов.

Чем же вызвано появление анти-оффшорной политики, которая выражается в составлении различных перечней черных оффшоров и других мероприятиях, со стороны целого ряда государств, в том числе России и перечисленных выше? Ситуация объясняется довольно просто. Достаточно часто оффшорные схемы используются для одного из наиболее распространенных экономических и финансовых преступлений - ухода или уклонения от налогов. Происходит это потому, что иностранная компания или физическое лицо, регистрируясь в оффшоре, соблюдают законодательство страны-оффшора, но нарушают при этом законы государства, чьим резидентом являются.

Кроме того, через оффшорные компании зачастую осуществляется финансирование терроризма в различных его проявлениях. В этом вопросе позиции развитых стран и России также весьма схожи.

По сути, оффшорные страны, сохраняя декларируемую ими приватность и тайну вкладов и операций клиента, помогают совершать ему преступление. Именно поэтому в последние годы оказывается постоянное давление на практически все оффшорные страны (в том числе и развитые - например, Швейцарию) с целью раскрытия ими имеющейся информации об иностранцах-клиентах, не важно, физическое это лицо или юридическое. Именно поэтому так громко звучат скандалы, так или иначе связанные с оффшорами - и Кипрский, и Панамаский.

Российские анти-оффшорные законы и список оффшоров минфина

С момента введения рыночной экономики, популярность использования оффшоров российскими предпринимателями и компаниями неуклонно растет. Это в целом совпадает с общемировым трендом. Так, по некоторым оценкам, несмотря на активно проводящуюся в мире анти-оффшорную политику, общий объем средств в различных оффшорных зонах в 2016 году составит 32 трлн. долларов.

Первый список оффшоров в России был составлен специалистами министерства по налогам и сборам РФ в 2002 году. Он был неполным, так как в нем содержался перечень всего 25 (из более полусотни действующих на тот момент) оффшорных зон. Впоследствии в составлении и редактировании списка оффшоров принимали участие также сотрудники Центробанка России.

Черный список оффшоров минфина

В 2007 году к данной работе подключилось министерство финансов, которое выпустило в конце года свой перечень, получивший почти официальное название черный список оффшоров минфина. Он вступил в силу с 01.01.2008 года и практически каждый год редактируется, с учетом изменений в законодательстве упомянутых в нем государств и территорий. Изначально в список оффшоров минфина входило 42 страны или зоны.

Сотрудничество с компаниями, зарегистрированными там, могло обернуться дополнительным налогом. Но это касалось только выплат по дивидендам, кроме того, действующее на тот момент законодательство предоставляло серьезные льготы крупному бизнесу. Из-за этих двух причин каких-то особых последствий для российского бизнеса появление списка черных оффшоров не имело.

Деофшоризация и Закон о КИК

Неудивительно, что российские законодатели продолжили вносить изменения и выпускать новые законы, связанные с ограничением участия отечественных компаний и физических лиц в оффшорном бизнесе.

Появился специальный термин «деофшоризация», смысл которого предельно понятен. В рамках компании по деофшоризации в 2013 году были внесены изменения в ФЗ «О противодействию отмыванию доходов», а с 1.01.2015 года вступил в действие ФЗ «О налогообложении прибыли» так называемых КИК (КИК - это контролируемая иностранная компания, под которой понимается зарегистрированная в оффшоре).

Этот закон, по сути, является современной и сильно расширенной версией черного списка оффшоров минфина. Помимо собственно оффшорных государств и территорий, он также содержит и перечень стран, которые «не обеспечивают обмен информацией для целей налогообложения». Поэтому на данный момент к черным оффшорам относится:

  • 22 территории, среди которых наиболее известны:
    • Британские Виргинские острова и Виргинские острова под юрисдикцией США;
    • Кюрасао;
    • Остров Мэн;
    • Республика Ниуэ;
    • Пуэрто-Рико;
    • Каймановы острова и другие;
  • 109 государств, включая такие известные, как:
    • Ангола;
    • Бангладеш;
    • Белиз;
    • Бразилия;
    • Доминика;
    • Нигерия;
    • Ямайка и многие другие.

Следует отметить, что в первоначальном проекте закона присутствовали также Великобритания и Швейцария, но в итоговой редакции они были исключены. В то же время в черном списке оффшоров отсутствуют традиционные Кипр и Люксембург, давно и успешно развивающие оффшорный бизнес.

Закон вступил в силу не так давно, поэтому достаточно сложно сказать, к каким последствиям он приведет. Но до 1.04.2015 года все отечественные резиденты должны были передать информацию в налоговую инспекцию об имеющемся участии в деятельности иностранных компаний.

Заключение

Учитывая тенденции, активно проявляющиеся в мировой экономике, анти-оффшорная политика и составление разнообразных черных списков оффшоров со стороны наиболее развитых стран мира будет продолжена. Нет никаких предпосылок к тому, чтобы Российское государство не было активным участником этой политики, зачастую лидируя в некоторых аспектах борьбы с оффшорами.

Руководителям компаний и юристам будет интересно узнать, что налоговая служба утвердила обновленный перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией по налогам граждан и организаций с Российской Федерацией. Из прежнего списка налоговики исключили одну страну - Южную Корею и одну территорию.

Что случилось?

Федеральная налоговая служба издала приказ от 01.09.2017 № ММВ-7-17/ , которым внесла поправки в перечень стран (территорий), не обеспечивающих обмен информацией с РФ. Этот список налоговики обновляют ежегодно. До сих пор действовал приказ от 30.09.2016 N ММВ-7-17/ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией" изменяющий приказ, которым утвержден список офшорных зон или стран, власти которых не обмениваются информацией об имуществе и доходах, полученных на их территории. В этот перечень входят 109 стран и 19 территорий. Как уточняют налоговики, список необходим для «определения налоговой базы по налогу на прибыль и НДФЛ для российских налогоплательщиков в отношении контролируемых ими иностранных компаний».

Список "непрозрачных стран"

Согласно тексту документа, в обновленный список стран, которые будут признаны офшорами, попали 108 государств и 18 территории. Наиболее известные из них - Бразилия, Доминикана, Лихтеншейн, Эквадор. При этом Великобританию, Швейцарию, Австрию, Кипр, Люксембург и Нидерланды налоговики посчитали прозрачными в плане налогообложения государствами, а значит, предприниматели, которые ведут бизнес в этих странах, смогут уплачивать налог по прежним правилам. В новой версии перечня из офшоров удалили Южную Корею, страну с которой у российских бизнесменов на востоке России развиты деловые отношения. Кроме того, из перечня исключили Британские Виргинские острова. Других изменений в списке нет.

Еще в прошлом году из перечня собирались исключить Гонконг, который прошел все процедуры, необходимые для вступления в силу международного договора с Россией об избежании двойного налогообложения. Но хотя, целый ряд государств и территорий продемонстрировали готовность осуществлять с Россией полноценный обмен налоговой информацией на основании положений конвенции Совета Европы и ОЭСР, дальше намерений дело не пошло.

Бизнесу нужно следить за обновлением списков

Ежегодно до 1 октября список офшоров будет пересматриваться. Если за год переговоры о налаживании информационного обмена со какой-либо страной завершатся, ее исключат из перечня «подозрительных юрисдикций». Напомним, согласно правилам налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) (глава 3.4 ) налог на прибыль и в России, и в стране получения дохода платят юридические и физические лица, признанные контролирующими. При этом большинство экспертов полагало, что перечень стран, в которых ставка налога на прибыль составит 0%, совпадет со списком офшоров, ранее составленным Минфином для определения пользователей нулевой ставки по дивидендам. Приказ, а вместе с ним и новый список офшоров, начнет действовать с 1 января 2018 года, он уже зарегистрирован Минюстом.