На межгосударственном уровне интеграционные процессы реализуются путем. Современные интеграционные процессы в мире и в европе

  • 26.11.2019

На современном этапе глобализации происходит активизация участия национальных систем в мировых процессах. Возрастает плотность экономических взаимосвязей на региональном уровне. В условиях изменения политической структуры мира и перехода от биполярного мира к деполяризации и многополярности возрастает роль региональных союзов, так или иначе тяготеющих к формирующимся «полюсам» или «центрам силы» и оказывающих влияние на тенденции мирового экономического развития. Современная экономическая ситуация характеризуется неопределенностью перспектив мирового экономического роста на фоне перемещения центра мировой экономической активности с Запада на Восток, из Америки и Европы в Азию, из развитых регионов в развивающиеся. Соответственно растет влияние крупных развивающихся экономик и региональных интеграционных союзов с их участием.

Модель глобализации, сформированная развитыми государствами на принципах неолиберализма, в условиях кризиса оказалась неустойчивой и недостаточно гибкой для сохранения динамики развития. Развитые страны фактически использовали все экономические выгоды односторонней глобальной интеграции, связанные с освоением региональных товарных рынков и преимуществ дешевых производственных ресурсов, что стало одной из причин глобального кризиса. Тем не менее были сформированы крупнейшие мировые рынки Северной Америки и Западной Европы, которые все еще играют главную роль в процессах регионализации и выборе стратегий региональной интеграции. Согласно докладу Всемирного банка «Новый взгляд на экономическую географию», на выбор эффективной стратегии региональной интеграции влияет плотность международных экономических связей и удаленность от основных мировых рынков.

Наиболее эффективно интеграция осуществляется в регионах, близких к глобальным рынкам, Центральной Америке и Карибском бассейне, Северной Африке, Восточной Европе. Перспективными с точки зрения активизации региональных интеграционных процессов являются регионы, удаленные от мировых рынков, но с собственными крупными рынками - Восточная Азия, Южная Азия, Южная Америка, Южная Африка, формирующимися вокруг Индии, Китая, ЮАР, Бразилии.

Сложнее всего процессы международной интеграции происходят в регионах с малыми странами, удаленными от мировых рынков. Это регионы «беднейшего миллиарда» - Восточная, Центральная, Западная Африка, острова Тихого океана и Центральная Азия. Данный экономико-географический подход может стать основой для классификации мировых интеграционных процессов, осуществляемых региональными союзами, созданными: развитыми государствами Северной Америки и Западной Европы - НАФТА и ЕС; крупнейшими развивающимися странами, «локомотивами мировой экономики» - МЕРКОСУР, АСЕАН +, БРИКС; странами с переходной экономикой - СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП.

Разница между интеграцией в развитых и развивающихся регионах заключается в возможности выбора стратегии интеграции и разной результативности интеграционного взаимодействия. Более развитые и крупные страны могут выбирать стратегию интеграции и формировать ее в своих интересах. Однако развивающиеся, малые, бедные, не имеющие выхода к морю государства нуждаются в интеграции со странами региона для создания совместных региональных институтов в целях увеличения производственного потенциала и региональных общественных благ, противостояния давлению со стороны глобальных организаций и развития инфраструктуры для доступа к мировым рынкам.

Результаты регионализации экономического пространства также неодинаковы для развитых и развивающихся стран. Положительными результатами региональной экономической интеграции для развитых государств являются: формирование глобальных институтов, влияющих на мировую торговлю и инвестиционные потоки, а также динамику мирового развития; формирование стимулов к экономической конкуренции; формирование моделей регионализации экономического пространства.

Развивающиеся страны получают в ходе интеграции возможности для: увеличения внутренних рынков; формирования общих институтов; создания региональной инфраструктуры; концентрации экономической активности; формирования механизмов обеспечения доступа к социальным услугам и базовой инфраструктуре для отстающих регионов; увеличения производственного потенциала стран региона.

Модели формальной интеграции в различных регионах мира
Процессы региональной интеграции относятся к числу ключевых, формирующих систему международных экономических отношений. Разнообразные интеграционные группировки создавались и создаются в целях обеспечения более глубоких экономических взаимоотношений между интегрирующимися экономиками. Однако результативность интеграционных процессов в регионах неодинакова в силу особенностей взаимодействия национальных экономик в рамках определенных моделей интеграции.

На наш взгляд, современные интеграционные процессы развиваются в рамках формальных моделей регионализации, различающихся по степени равенства или асимметрии экономических потенциалов участников интеграции, в частности:

Модели общего центра
На международном уровне единственной структурой, приближающейся к модели общего центра, можно считать ставшую классической модель европейской интеграции в формате ЕС. На сегодняшний день ЕС является классическим примером формальной интеграции, тесного сотрудничества экономик и высокого уровня развития «интеграции снизу». ЕС является ярким примером институционализированного лоббизма на наднациональном уровне. В отличие от других регионов мира значительная часть лоббистской активности европейских компаний направлена непосредственно на органы власти ЕС.

Модели доминирующего участника
Практика интеграции на основе доминирующего участника наиболее характерна для североамериканской модели односторонней интеграции НАФТА, которая чаще всего рассматривается как классический пример формирования интеграционной структуры под воздействием американских ТНК. Основная интеграционная группировка региона является не столько примером многостороннего сотрудничества, сколько соединением двусторонних американо-канадских и американо-мексиканских отношений в рамках Зоны свободной торговли - ЗСТ без перспектив перехода к более высоким ступеням интеграционного взаимодействия. Создание Североамериканской зоны свободной торговли и тесные контакты государства и частных структур привели к резкому росту инвестиций американских корпораций в регионе. Другой особенностью региональной интеграции является поток миграции из Мексики в США.

Модели межправительственных договоров, которая предполагает существование многочисленных центров власти, связанных с конкретными территориями. Данная модель лежит в основе проектов региональной интеграции в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии - МЕРКОСУР, АСЕАН. Развитие , в отличие от НАФТА, происходит практически в отсутствие тесных контактов государства и частного бизнеса. Субрегиональная интеграция в Латинской Америке остается на достаточно низком уровне, однако перспективы развития интеграционных процессов в регионе связаны с дальнейшим развитием форм интеграционного сотрудничества и расширением количества участников интеграционного блока.

Современной особенностью АСЕАН является взаимодействие малых и средних стран ЮВА преимущественно в сфере экономики, а также реализация принципов «диалогового партнерства» с региональными и нерегиональными игроками. В настоящее время страны АСЕАН заинтересованы в сохранении особого статуса региона как промежуточного звена между полюсами роста в АТР и активно используют блокирование на групповой основе в диалоге с внешними партнерами. АСЕАН играет ключевую роль в формировании модели юго-восточного и азиатского регионализма. В планах переход к более сложным формам взаимодействия и сотрудничества.

Общим для всех моделей является взаимодействие государств в рамках рыночных механизмов, корректируемое в той или иной степени государственными или межгосударственными структурами. Различия касаются следующих основных факторов сотрудничества: уровня экономического развития стран-участниц.

Уровень экономического развития напрямую связан с качеством управления и институтов. Более однородные экономики заинтересованы в развитии общих институтов и более приспособлены к решению проблемы устойчивости регионального союза - ЕС vs НАФТА; количества участников интеграционной группировки. Группировки с различным числом участников имеют разные шансы на успех. Если число стран велико, то вероятность различий между ними более значительна и выше «издержки переговоров»; равенства или асимметрии качественно однородных или разнородных игроков. Чем более однородны участники интеграционного процесса, тем меньше вероятность формирования торгового режима под давлением более сильного игрока и больше равных условий доступа на мировые рынки - ЕС vs НАФТА; наличия «мягких факторов» - этническая идентичность, ментальность и т. п.

Присутствие этих факторов означает более высокую степень «неформального единства» региона и готовность отдельных стран к издержкам - ЕС, МЕРКОСУР vs НАФТА; заинтересованности в развитии новых форм сотрудничества и формировании наднациональных органов - ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР vs НАФТА. На наш взгляд, ценность опыта мировой интеграции заключается в выявлении зависимости результатов интеграции от влияния тех или иных перечисленных выше факторов и констатации ведущей роли региональных союзов на этапе формирования новой системы международных экономических отношений.

Базовыми условиями успешной интеграции, по нашему мнению, являются: наличие стратегии развития региональной интеграции; последовательный переход к более высоким формам интеграционного сотрудничества; достаточно высокий уровень и качество институтов управления; возможность асимметричного по уровню экономических потенциалов характера региональной интеграции при условии формирования однородного, по уровню социально-экономического развития участников интеграционного экономического пространства; возможность асинхронного развития процессов интеграции в рамках единого регионального экономического пространства при наличии общей стратегии и институтов интеграции; необходимость участия интеграционной группировки и ее членов в межрегиональных и глобальных союзах для продвижения коллективных экономических интересов; укрепление внутрирегиональных производственных отношений в целях создания устойчивой, самодостаточной региональной экономической системы; использование «геоэтического подхода» к развитию региональной экономической системы.

В.И. Лафитский, заместитель директора ИЗиСП, кандидат юридических наук

В последние годы в юридической литературе появилось много работ, посвященных развитию и моделям региональной интеграции.

Наиболее глубоко процессы региональной интеграции развиваются в рамках Европейского союза. В настоящее время он объединяет 28 государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы, сочетая в себе признаки как международного, так и государственного образования.

Иная модель региональной интеграции сформировалась в Северной Америке. Ее основной целью было создание общего рынка: на первом этапе - Соединенных Штатов и Канады (Соглашение 1989 г.), на втором этапе - США, Канады и Мексики (Соглашение 1994 г.). Идет сложный процесс обеспечения начала третьего этапа развития общего рынка, когда он распространит свое действие на все государства Америки. Был подготовлен проект Соглашения о зоне свободной торговли Америки от 21 ноября 2003 г., участниками которого должны стать 34 государства этой части света. Но процесс согласования к моменту издания книги еще не завершен.

По той же модели идет развитие ряда других интеграционных объединений, в том числе Экономического сообщества западноафриканских государств (16 государств), организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (21 государство), Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (10 стран).

Третья модель региональной интеграции сформировалась в Центральной Америке, в Африке, арабских государствах. Ее особенность заключается в том, что помимо общего рынка она предполагает создание отдельных наднациональных институтов, что сближает ее с моделью Европейского союза.

Так, еще в 1907 г. был учрежден Верховный Суд Центральной Америки. С декабря 1960 г. действует общий рынок государств этого региона. В 1991 г. был сформирован Центральноамериканский пар-

ламент. В его состав входят представители шести государств: Гватемалы, Гондураса, Доминиканской Республики, Никарагуа, Панамы и Сальвадора. Из центральноамериканских государств в нем не представлена только Коста-Рика.

Конституционный акт от 11 июля 2000 г. преобразовал Организацию африканского единства в Африканский Союз. В настоящее время он объединяет 53 государства Черного континента (в состав Союза не входит только Марокко, в настоящее время еще четыре государства приостановили свое участие в Союзе). Сформированы Общеафриканский парламент, Комиссия, Центральный банк развития, ряд других институтов, созданных по образу общеевропейских институтов и органов.

В марте 2005 г. начался новый этап в развитии Лиги арабских государств. Были поставлены задачи формирования общего рынка, парламента, иных учреждений, объединяющих усилия 22 арабских государств.

Стремительно интеграционные процессы развиваются и на постсоветском пространстве. Их особенность заключается в создании и параллельном существовании разных моделей, отличающихся глубиной интеграции. Эти вопросы являются предметом подробного анализа во многих частях книги, поэтому ограничимся анализом двух вопросов, связанных с ключевыми задачами права в обеспечении интеграционных процессов.

Постановка первого вопроса связана с качеством учредительных документов постсоветских интеграционных объединений с участием Российской Федерации.

Долгое время для многих из них был характерен такой дефект, как абстрактность формулировок. Как следствие из общей массы договоров и соглашений, заключенных, например, в СНГ, примерно 75% бездействуют, а остальные имеют крайне низкий эффект.

Остановимся на одном примере. Знаменитое Ялтинское соглашение «О формировании Единого экономического пространства» от 19 сентября 2003 г. составлено всего на трех страницах, которые ограничиваются в основном призывами и декларациями. Но с таким «правовым инструментом» никакой правовой акт действовать не может. В нем не было четкого плана действий. Соглашение не предусматривало эффективной системы органов. Его текст не содержал норм, которые могли бы обеспечить его исполнение, в том числе посредством принуждения.

В этом отношении оно разительно отличалось от учредительных документов, сформировавших единое экономическое пространство Европейского союза, Северной Америки, ряда других регионов мира. В них самым тщательным образом регламентированы основы организации единого рынка, основные направления политики по формированию единого экономического пространства, закреплены механизмы их исполнения, согласительные, третейские и судебные процедуры, что исключает либо затрудняет возможность неисполнения их норм.

Все учредительные договоры формируют прочный фундамент единого экономического пространства. Так, например, Договор об учреждении Европейского сообщества подробно регламентировал различные стороны общей экономической системы Европейского союза. Этим вопросам было посвящено около 100 страниц тщательно отработанных правовых норм. Какое-либо подробное их описание займет слишком много времени, поэтому ограничимся упоминанием основных разделов этого акта:

  • «Принципы»;
  • «Гражданство»;
  • «Политика Сообщества»;
  • «Свободное движение товаров» («Таможенный союз», «Запрет на введение количественных ограничений государствами - участниками Сообщества»);
  • «Сельское хозяйство»;
  • «Свободное движение лиц, услуг и капиталов» («Рабочие», «Право на предпринимательскую деятельность», «Услуги», «Капиталы и платежи»);
  • «Визы», «Политическое убежище и другие вопросы, имеющие отношение к обеспечению свободы передвижения лиц»;
  • «Транспорт»;
  • «Общие правила, касающиеся конкуренции, налогообложения, сближения законодательства»;
  • «Основы экономической и финансовой политики»;
  • «Занятость»;
  • «Общая торговая политика»;
  • «Таможенное сотрудничество»;
  • «Социальная политика, образование, профессиональная подготовка и молодежь»;
  • «Культура»;
  • «Здравоохранение»;
  • «Защита прав потребителей»;
  • «Трансъевропейские сети»;
  • «Промышленность»;
  • «Экономическое и социальное единение»;
  • «Научные исследования и технологический прогресс»;
  • «Охрана окружающей среды»;
  • «Сотрудничество в целях содействия развитию»;
  • «Экономическое, финансовое и технологическое сотрудничество

с третьими странами».

Вышеуказанные элементы сформировали единый фундамент региональной интеграции, который был еще более укреплен в последующих документах Европейского союза, в том числе в Лиссабонском договоре 2009 г. Самым тщательным образом был проработан правовой формат единого экономического пространства по Соглашению о свободе торговли в Северной Америке. В этом документе 22 главы. Объем текста - около 150 страниц. При этом отметим, что указанный документ даже не ставит задачи какого-либо дальнейшего сближения трех государств Северной Америки, развития (углубления) форм региональной интеграции по примеру Европейского союза.

Как правило, документы, учреждающие основы общего экономического пространства, содержат четкую программу его построения с разбивкой по этапам и с указанием тех целей, которые должны быть осуществлены межгосударственными объединениями; учреждают разветвленную систему институтов и органов; обеспечивают разрешение возникающих споров; предусматривают необходимость «инвентаризации» правового пространства интеграционных объединений для устранения нормативных правовых актов, препятствующих углублению интеграции.

Такие же краеугольные камни правовой организации должны быть заложены и в фундамент формирующегося единого постсоветского экономического пространства.

Вторая ключевая задача права в обеспечении интеграционных процессов - содействие в унификации национального законодательства. Наиболее успешно она решается в рамках Европейского союза.

Не менее интересен опыт и других интеграционных объединений, в том числе скандинавских и латиноамериканских государств, более приближенных к реалиям развития интеграции на постсоветском пространстве.

Скандинавские государства - Швеция, Дания и Норвегия - были первыми в решении задач унификации законодательства. В 1870 г. они созвали первую Конференцию по нордическому праву, которая впоследствии созывалась каждые три года. Ее основной целью стало объединение усилий скандинавских юристов по сближению правовых систем региона. В 1880 г. был принят первый единообразный правовой акт - Закон об оборотных документах, призванный облегчить формирование общескандинавского рынка.

С той же целью в 1875 г. Швеция, Дания и Норвегия создали Скандинавский валютный союз, который действовал до 1924 г. и впоследствии послужил моделью для создания общеевропейского валютного союза.

В 1919 г. указанные страны образовали Союз Нордических стран, к которому в 1922 г. присоединилась Исландия, а в 1924 г. - Финляндия. В 1945 г. социал-демократические партии и профсоюзные движения скандинавских стран создали Объединенный комитет Нордического социал-демократического рабочего движения, который выдвинул программу углубления интеграционных процессов в регионе. С этой целью была выработана программа согласования действий правительств в различных сферах политической, социально-экономической и правовой жизни.

Новый этап в интеграции Скандинавских стран наступил в 1952 г., когда по инициативе министров юстиции Дании, Норвегии и Швеции был образован Нордический совет, в который, помимо указанных стран, вошла Исландия. В 1955 г. к нему присоединилась Финляндия. Одной из основных целей Совета стало формирование единого рынка труда.

Контуры нового регионального объединения были оформлены Хельсинкским договором 1962 г. Его целью, как было отмечено в преамбуле Договора, стало содействие в углублении сотрудничества Нордических стран в культурной, правовой и социальной жизни, а также их сближение посредством ряда согласованных мер, в том числе единообразных норм законодательства . В Договоре особо отмечалась необходимость обеспечения равных прав и свобод (ст. 2), единообразного регулирования в сферах частного права (ст. 4) и уголовных наказаний (ст. 5), а также в иных областях, которые будут определены участниками Договора (ст. 6).

Реализация этих целей была возложена на Нордический совет, в состав которого в настоящее время входят 87 членов, избираемых национальными парламентами государств - участников Договора. В работе Совета участвуют также представители автономных образований - Гренландии, Фарерских и Аландских островов. В качестве наблюдателей приглашаются делегации саамов и трех балтийских государств - Эстонии, Латвии, Литвы. Совет не наделен правом принятия обязывающих решений, но согласно Договору его рекомендации должны приниматься парламентами.

В 1971 г. был сформирован еще один постоянно действующий орган - Нордический совет министров, что существенно расширило возможности обеспечения интеграции в таких сферах, как культура и средства массовой информации, экономика и бизнес, образование и научные исследования, окружающая среда, законодательство и правосудие, благосостояние, Нордический регион и окружающий мир. Совет принимает программы сотрудничества, которые конкретизируются в ежегодных планах действий соответствующих министров государств - участников Договора (в общей сложности в настоящее время такие планы формируются по одиннадцати направлениям), а также комитетов старших должностных лиц министерств.

Многие из них находят воплощение в унифицированных законодательных актах. Практически полностью гармонизировано законодательство по вопросам заключения и исполнения коммерческих договоров, транспортным перевозкам, авторскому и патентному праву, брачно-семейным отношениям, оборотным документам, торговым знакам, торговым реестрам и т.д.

В последние годы заметно усиливается роль других правовых средств, в том числе рекомендаций, принимаемых в целях консолидации усилий скандинавских стран в решении общих задач. В качестве примера можно указать резолюцию Нордического совета от 11 апреля 2013 г. о взаимодействии в целях усиления безопасности и защиты от киберугроз и компьютерных атак.

Той же цели служит и Нордический инвестиционный банк, учрежденный в середине 1970-х гг. и в настоящее время включающий не только Данию, Швецию, Финляндию, Норвегию и Исландию, но и прибалтийские страны Эстонию, Латвию и Литву (с 2005 г.).

Значительных успехов в обеспечении унификации законодательства добились и государства Латинской Америки. Впервые эта задача была сформулирована еще С. Боливаром. Но конкретное воплощение она получила только к концу XIX в.

В 1875 г. по инициативе Правительства Перу было созвано совещание ведущих юристов Латинской Америки с целью выявления потребности в разработке единообразных кодексов в сфере частного права . Приоритетным направлением было признано создание единообразных законов в сфере международного частного права. Было разработано несколько проектов. Но поддержки они не получили. Более успешной была работа конференции в Монтевидео, созванной рядом государств Южной Америки в 1888 г. Ее итогом стали восемь проектов соглашений по вопросам гражданского, торгового, уголовного, авторского права, ратифицированных Аргентиной, Боливией, Колумбией и Перу. Однако наиболее крупной работой стал Кодекс Бустаманте - Кодекс международного частного права, принятый в 1928 г. на Панамериканской конференции в Гаване и ратифицированный пятнадцатью государствами . Этот акт включал общую часть и четыре книги, посвященные вопросам международного гражданского, торгового, уголовного и процессуального права.

В последние годы одним из основных инициаторов унификации латиноамериканского права выступает Организация американских государств. Действующий в ее рамках Межамериканский юридический комитет за более чем вековую историю подготовил большое число проектов конвенций, соглашений, единообразных актов по вопросам не только международного частного права, но и доступа к правосудию, права на информацию, предотвращения дискриминации и т.д.

Следует также отметить ряд других инициатив. Так, Ибероамериканским институтом процессуального права в 1988 г. был разработан Ибероамериканский модельный гражданский процессуальный кодекс, который впоследствии был воспринят многими государствами региона: Уругваем (1989 г.), Коста-Рикой (1990 г.), Колумбией (1990 г.), Перу (1992 г.), Мексикой (1993 г.), Аргентиной (1995 г.), Бразилией (1996 г.), Боливией (1997 г.), Венесуэлой (2003 г.).

Но самый большой импульс процессу унификации законодательства придало создание общего рынка. В 1960 г. была учреждена Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, в которую вошли Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Чили, Парагвай и Перу. В 1961 г. к Договору присоединились Колумбия и Эквадор, в 1966 г. - Венесуэла, в 1967 г. - Боливия. Помимо этого формировались более узкие региональные объединения - Центральноамериканский общий рынок (1960 г.), Андская группа (1969 г.), Карибская ассоциация свободной торговли (1968 г.).

С целью углубления интеграционных процессов страны Латинской Америки стали проводить начиная с 1986 г. ежегодные межправительственные совещания (Группа Рио).

Новый этап наступил в 1991 г. с созданием Южноамериканского общего рынка - МЕРКОСУР (Mercado Comun del Sur). Его участниками на первом этапе стали Аргентина, Бразилия, Парагвай и

Уругвай 1 . В дальнейшем к МЕРКОСУР на правах ассоциированных членов присоединились Боливия, Колумбия, Чили, Перу и Эквадор.

Новое региональное объединение ставит цели не только экономической, но и политической и правовой интеграции. В декабре 2004 г. было принято решение о формировании в 2010 г. Парламента МЕРКОСУР, в состав которого вошли по 18 представителей от каждого государства-участника, а также девять членов от Венесуэлы, подавшей заявление о вхождении в Южноамериканский общий рынок.

Изучение опыта интеграции скандинавских и латиноамериканских государств представляет особый интерес в свете задач не только по созданию Единого экономического пространства, объединяющего Россию, Беларусь и Казахстан, но и по укреплению других интеграционных объединений с участием России. Правовые задачи не исчерпываются рассмотренными проблемами. На постсоветском пространстве, как и в Скандинавии и Латинской Америке, существуют разноуровневые интеграционные объединения. Обеспечение их гармоничного сосуществования, повышение эффективности их деятельности и взаимодействия - такие задачи в основном могут быть решены только средствами права. Поиск таких средств и стал предметом этого монографического исследования.

Существование любого государства всегда предполагает взаимодействие с другими. Это взаимодействие - основополагающий принцип международных отношений. Как бы многообразны ни были сферы и направления международного сотрудничества и как бы велико ни было их значение, центральным и наиболее важным моментом международного сотрудничества остается политическое. От его эффективности во многом зависит решение задач взаимодействия в других сферах.

Среди наиболее очевидных проявлений основных закономерностей международных отношений наиболее важное значение на современном этапе приобрел фактор интеграции и дезинтеграции, наблюдаемые сегодня повсеместно. Тенденция интеграции представляет собой более высокий уровень взаимодействия между государствами, когда участники данного процесса отчуждают часть своего суверенитета в пользу наднациональных органов. И та и другая, противоположная первой тенденции отражают объективное состояние мировой системы на данном этапе, неопределенный характер ее развития.

Так, факторы интеграции, имеющие в своей основе экономическую, технологическую, географическую и т.д. зависимость испытывают на себе разрушительное давление со стороны тенденции к возрастанию национальной и культурной самобытности, возврата к истокам. Формирование нового, глобализованного мира сопровождается не только интеграционными процессами, но и создает условия для исключения, отбрасывания на периферию всех, не способных включиться в сети международной взаимосвязи.

В политическом отношении интеграция, как уже отмечалось, представляет боле5е высокую форму сотрудничества между государствами. Это создание единого политического сообщества на основе союза двух или более политических единиц .

«Интеграция, пишут П.-Ф. Гонидек и Р. Шарвэн, - это одновременно процесс и состояние, включающее в себя тенденцию к замене раздробленных международных отношений, состоящих из независимых единиц, новыми более или менее широкими объединениями, наделенными минимальными полномочиями принимать решения в одной или нескольких областях, либо во всех областях, которые входят в компетенцию базовых единиц. На уровне индивидуального сознания интеграция призвана породить лояльность и приверженность новому объединению, а на структурном уровне - у4частие каждого в его поддержке и развитии» .

С точки зрения географических масштабов объединительных процессов различают глобальный, региональный и субрегиональный уровни интеграции. Существуют также различные тапы интеграции: от связей взаимозависимости в рамках плюралистической международной системы, или стремления встроиться в систему цивилизованных государств до формирования единой политической и экономической общности. Однако, единая политическая общность является скорее идеальным типом интеграции и пока не существует как феномен реальной практики в системе современных международных отношений. Суть интеграционного процесса, его главная тенденция направлена на выход за рамки простой координации политики включенных в процесс государств (как в экономической, так и в политической сфере) и на постепенную передачу суверенитета новым коммунитарным структурам.

Интеграционные группировки стали во второй половине XX в. возникать в различных частях планеты. Интересно, что интеграционные объединения создавались не только в регионах с высоко- и среднеразвитым индустриальным хозяйством, каковыми являлись Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Ассоциация стран Юго-восточной Азии (АСЕАН), Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), но и в самых отсталых регионах мира: Экономическое сообщество Западно-африканских государств (ЭКОВАС), Южноафриканская конференция развития и координации (ЮАКРК), Восточно-африканское экономическое сообщество (ВАЭС), Карибский общий рынок (КОР) и множество других. Последние объединения, по нашему мнению, преимущественно, детерминируются политическими факторами, опирающимися в интеграционных устремлениях не на наличие сильного экономического притяжения (наоборот, в экономическом плане многие из них являются конкурентами из-за однородной специализации), а на поиск геополитических, геокультурных основ. Как выразился К. Якобайт, «... в начале 60-х гг., в порядке подражания основанию ЕЭС, в развивающихся странах имела место первая волна создания региональных союзов» . Действительно, в период с 1948 по 1990 гг. в общей сложности в ГАТТ поступило более 70-и соглашений о региональной интеграции.

На основе опыта интеграционных структур в Западной Европе и странах третьего мира в период, так называемой, первой волны региональной интеграции можно сформулировать три предпосылки для успешной интеграции:

  • * во-первых, при существующих социально-экономических диспропорциях необходимо создание отлаженных механизмов компенсации издержек стран, которые могут появиться вследствие снятия национальных протекционистских мер.
  • * во-вторых, необходима определенная унификация внутренней экономической и социальной политики. На политическом уровне необходимо доверие и готовность идти на компромиссы. Кроме того, существенное значение имеет политическая стабильность внутри страны, так как наряду с тенденцией к интеграции существует оппозиционная контртенденция к национальной изолированности.
  • * в-третьих, необходим отказ от заведомо невыполнимых, по сути декларативных, целей, а отношение к интеграционным тенденциям должно быть не как к краткосрочному процессу.

Таким образом, первая волна интеграционных процессов в мире к концу 1970-х гг. спала. Тем не менее, позитивный опыт функционирования ЕС продолжал оставаться своеобразным маяком для существующих интеграционных групп в странах Юга.

В 1980-е гг. наблюдалась вторая волна интеграционных устремлений в государствах третьего мира. Как отмечают исследователи, это было обусловлено реакцией развивающихся стран на укрепление торговых блоков в Северной Америке и Западной Европе. Особенно крупные региональные интеграционные группировки наблюдались в Юго-Восточной Азии и в Латинской Америке. Успехи их ряд европейских ученых попытались применить к остальным странам Юга. Но, как и в первую волну региональной интеграции, в трансформационных странах и государствах субсахарского региона осуществление интеграционных инициатив сталкивалось с достаточно сложными препятствиями и оставалось трудновыполнимым. По сути, главные причины, ограничивающие интеграцию, оказались прежними - неустойчивость экономических систем, политическая нестабильность и тенденция обострения межгосударственных отношений на почве территориальных и этнических конфликтов.

Таким образом, в современных интеграционных тенденциях в мире можно выделить два основных направления формирования региональных групп.

  • * во-первых, эти процессы активизируются в результате интенсивных торгово-экономических отношений между определенными странами, при этом динамика этих процессов значительно опережает взаимодействия с другими странами. Эта тенденция, по нашему мнению, объективно способствует расширению каналов политических коммуникаций между субъектами объединения и подталкивает к интеграционным инициативам в политической сфере.
  • * во-вторых, региональные объединения возникают в результате политических усилий, которые могут не всегда опираться и учитывать географические или исторические особенности.

По сути, эти две тенденции являются тесно взаимосвязанными. Можно различать лишь доминирование первого или второго признаков в интеграционных группах, но несомненно что, как интенсификация экономических связей, так и политические шаги по интеграции объективно способствуют успеху в целом интеграционных устремлений. Опора лишь на один фактор, по сути станет объективным потолком для конечных целей интеграции.

Наиболее ярким примеров сложившейся системы как экономической, так и политической интеграционной группировки на современном этапе является Европейски Союз.

Интеграционный процесс в Европе развивается на 2-х уровнях.

Первый уровень - так называемая мягкая интеграция. Этот процесс является продолжением политики стран (в данном случае европейских), направленной на нейтрализацию, решение каких-то конкретных проблем. В рамках данной модели могут создаваться межстрановые центры управления, анализа и т.д. Однако данная модель интеграции носит исключительно межстрановой характер. В рамках создаваемого центра управления интересы государств, включенных в данный процесс, согласовываются, подгоняются друг под друга. В конечном итоге посредством консенсуса принимается решение, однако государство в данной модели остается независимо, полностью сохраняет свой суверенитет и остается одой отдельной частью интеграционного процесса, не размываясь в общем поле.

Здесь можно вспомнить начало европейской интеграции, которая носила как раз характер «мягкой интеграции» .

Как известно, в 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман предложил поставить все производство угля и стали во Франции и Германии под централизованное руководство, что, по мысли Шумана, должно было не просто увеличить уровень доверия основных соперников в системе международных отношений в Европе, а вообще сделать конфронтацию в перспективе невозможной. Естественно эта инициатива, исходящая от страны пострадавшей от Германии и одной из победительниц в войне с ней, прозвучала очень полновесно и убедительно. Парижский договор 1951 г. об учреждении Европейского объединения угля подписали шесть стран Европы - Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция и Германия. Значение этого договора трудно переоценить. Фактически этим шагом открывалась новая страница в разделенной тогда Европе. Помимо экономических выгод, этот договор стал базой для фундаментальных политических преобразований произошедших в дальнейшем. Г. Коль писал далее, что «ключем европейского единения явились отношения между ФРГ и Францией, которые несут особую европейскую ответственность» и «если франко-западногерманское сотрудничество хорошо согласованно, Европа продвигается вперед» . Очевидно, что с этим нельзя не согласиться.

В дальнейшем эта инициатива стала базой для подписанного в 1957 г. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Было учреждено объединение в области атомной энергетики - Евратом.

Второй уровень интеграции - «жесткая интеграция». Она предполагает такое объединение государств, когда обобществляются некоторые структуры государств и они становятся не национальными, а интернациональными. Здесь основным признаком является принцип подчинения национальных органов руководства наднациональным, отчуждение части государственного суверенитета в пользу надгосударственной структуру, которая отныне берет на себя решение тех или иных задач, стоящих перед всем сообществом в целом. В сферу компетенции таких наднациональных органов входят не только экономика, но и общая внешняя политика, оборонная политика, значительная часть внутреннего законодательства, которое должно быть подогнано под общие стандарты всех интегрирующихся стран, не говоря уже о таких сферах, как экология, борьба с незаконной миграцией и наркотрафиком и т.д. В рамках жесткой интеграции наднациональные структуры все более приобретают самостоятельный характер. Со временем они перестают быть центрами согласования политики отдельных государств, это структуры, которые самостоятельно вырабатывают нормы и правила поведения для всех участников. Как же говорилось, эти органы управления становятся не межнациональными, а наднациональными.

Интеграция всегда предполагает какие-то определенные цели, которые должны стать определяющими в процессе объединения стран. В самом деле, поставив задачу снятия барьеров для движения капиталов, товаров и услуг и свободному перемещению людей - ЕЭС - начавшееся как объединение 6 государств - сейчас переросло в ЕС- с 15 странами участниками и в дальнейшем увеличится еще.

С одной стороны, региональная интеграция рассматривалась как инструмент достижения более быстрых темпов экономического роста. Эффекты региональной экономии на масштабе и сокращение транспортных издержек могут генерировать динамические эффекты, которые усиливают темпы экономического роста С другой стороны, регионализм расценивался как средство сохранения политического контроля над процессами глобализации в экономической сфере, которые ослабили степень влияния национальных инструментов экономической политики.

В чем же состоят основные выгоды региональной интеграции, складывающейся как реакция на процесс глобализации? Прежде всего, географическое соседство стран-участниц стимулирует рост торговли и инвестиций. Далее, предпочтение регионального торгового режима в пользу глобального, предлагаемого в рамках ГАТТ/ВТО оказывались сильнее, по причине неэффективности последнего. Считалось, что экономическая эффективность и конкурентоспособность могут быть усилены за счет институционализации сотрудничества, что требовало шагов политического характера на уровне региона, ослабив значимость глобального подхода к либерализации .

Процессу интеграции противостоит противоположный процесс - дезинтеграция. В пределе, развитие процессов дезинтеграции может быть объяснено с помощью парадигмы «черных дыр». Утверждается, что после окончания Холодной войны, периферийные тенденции, присутствовавшие в некоторые странах с большей степенью социально-экономической и культурной неоднородности, были усилены. Одним из наиболее выраженных примеров служит Югославия, а также республики бывшего СССР. Кризис политической власти на национальном уровне открыл дорогу ранее скрытой борьбе за власть на локальном уровне, а этот процесс может длиться сколь угодно долго в многоэтническом государстве.

Действительно, дезинтеграция характерна не только для бывшего СССЗ, Чехословакии или Югославии. Еще ране тенденции к «суверенизации» проявились и продолжают наблюдаться в таких странах, как Турция и Ирак (курдская проблема), Франция (проблема Корсики), Великобритания (нерешенная проблема Северной Ирландии), Испания (проблема баскского сепаратизма).

Таким образом, наряду с формированием макро-регионов, в мировой экономике заметна и тенденция к возникновению локальных единиц, или микро-регионов, которые являются продуктами дезинтеграции ранее существовавших образований. В чем же заключается опасность развития такой тенденции?

«Черные дыры», или даже угроза их появления, приводят к развитию кризиса безопасности на региональном уровне. Примеры тому Югославия в Европе, Шри-Ланка в Южной Азии, Афганистан, Сомали и Эфиопия в Восточной Африке, Ливан на Ближнем Востоке, Камбоджа в Юго-Восточной Азии, а также Нагорный Карабах и Приднестровье в СНГ. Эти кризисы в области безопасности делают необходимыми создание региональных институциональных рамок для урегулирования конфликтов, что является первым шагом на пути формирования региона. Ведь если не существует никакой, пусть даже зачаточной региональной структуры, процесс дезинтеграции может идти до тех пор, пока «международное сообщество» или международные организации не примут соответствующие меры, а они в этом отношении могут быть менее эффективным, чем региональные структуры. Таким образом, появление «черных дыр» в определенных условиях способствует процессу регионализации.

Необходимо также отметить, что процесс региональной интеграции идет наряду с процессом глобализации. Следует сказать, что глобализацию и регионализацию нельзя назвать противоположными друг другу. С одной стороны, глобализация не является необратимым процессом. С другой стороны, мир не разделился на несколько соперничающих друг с другом блоков. В действительности, глобализация и региональная интеграция - это комплиментарные, дополняющие друг друга процессы. Они протекают одновременно, питая друг друга, однако и создают некоторые противоречия между регионализмом и мультилатерализмом (многосторонностью) в экономических отношениях. Попробуем более тщательно разобраться в сущности процесса региональной интеграции - и, прежде всего его экономической составляющей.

Парадигма «черных дыр» может привести нас к мысли, что экономическая интеграция неразрывно связана с реализацией военной и политической безопасности. В определенном контексте это действительно так: например, после второй мировой войны Европейские страны объединились в сообщество, связывающее две соперничающие страны - Германию и Францию, чтобы предотвратить потенциальные военные конфликты между ними .

Что же представляет собой региональная экономическая интеграция?

В самом простом виде, это устранение экономических границ между двумя или более экономиками. В свою очередь, экономической границей называется любое препятствие на пути свободного (действительного или гипотетического) перемещения товаров, услуг и факторов производства, а также информационных потоков. Рабочее определение экономической интеграции может быть задано через набор параметров, а именно:

  • 1. Создание относительно гомогенного экономического пространства;
  • 2. Свободная циркуляция факторов производства в условия реально функционирующего общего рынка;
  • 3. Совместное использование ресурсов с максимальной экономической и социальной эффективностью;
  • 4. Проведение общей экономической, финансовой и социальной политики;
  • 5. Унификация национального законодательства .

В последних двух пунктах мы имеем дело с «позитивной интеграцией» (де-юре), а в первых двух - с «негативной» (де-факто) интеграцией. Это различие было впервые сделано Яном Тинбергеном. Негативная интеграция означает реальную экономическую интеграцию посредством торговли и инвестиций, предполагающую устранение дискриминации в сфере экономических правил и проводимой политики в рамках двухсторонних соглашений. Позитивная интеграция связана с переходом к наднациональным институтам, или совместным принятием решений. Иными словами, региональная интеграция может быть интеграцией рынков (market-led), как в случае с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), или же развиваться под влиянием институциональных соглашений (institutionally-driven), как в случае с Европейским Союзом (ЕС), либо быть смесью этих двух моделей.

Ключевой аналитической категорией при анализе региональной интеграции выступает регион (region). Что включает в себя это понятие? Карл Дойч определяет регион как включающий ряд стран, взаимозависимых по целому ряду направлений. Это зачастую, но не всегда, отражают значительный объем экономических потоков и высокая степень коммуникативной активности. Иными словами, регион представляет собой формирующийся, социально сконструированный феномен, берущий начало в национальных государствах, и развивающийся в области отношений между ними. Различные типы регионов характеризуются изменяющимися во времени степенями гегемонии, а также иерархических отношений, перекрывающимися сферами влияний, взаимозависимостями и областями конфронтации.

Основываясь на работе 22 исследователей, Томпсон дает композитное определение, содержащее 21 наиболее часто приводимые характеристики (черты) при определении региональной подсистемы. Они могут быть сведены к трем основным - общая географическая близость, регулярность и интенсивность взаимодействий, а также общие представления о региональной подсистеме как отдельном, особом месте взаимодействия.

В концепции Бьерна Хеттне, отдельный регион может рассматриваться в плане способности действовать в качестве участника. По сему мы можем говорить о степени регионности (по аналогии с национальностью). Более высокая степень регионности предполагает более высокую степень экономической взаимозависимости, коммуникации, культурной гомогенности, когерентности, способности к действию, и, в особенности, в способности разрешать конфликты. Хеттне предлагает новую концепцию - «регионности» - служащую измерительным инструментом при анализе степени интеграционного взаимодействия. В ее центре - пять векторов, своего рода измерительная шкала региональных образований как политико-экономических субъектов. Иными словами, разделяют пять степеней региональной комплексности, или регионности. Они отражают определенную эволюционную логику.

  • 1. Регион как географическая и экологическая единица, ограниченная естественными границами (например, Европа от Атлантики до Урала);
  • 2. Регион как социальная система, предполагающая транслокальные отношения социального, политического, культурного и экономического порядка. Взятые в комплексе, эти отношения конституируют «региональный комплекс». Например, региональный комплекс безопасности может базироваться на силовом балансе как единственной гарантии безопасности или же на более сложной организации.
  • 3. Регион как организованное сотрудничество в культурной, экономической, политической, или военной областях. Создание региональной организации - или позитивная интеграция - является шагом вперед формирования мультилатерализма в региональном контексте. Без существования формальных организаций нельзя говорить о регионализме как сколько-нибудь значимом явлении, независимо от его формы.
  • 4. Регион как региональное гражданское общество, появляющееся тогда, когда организационная структура содействует развитию процессов социальной коммуникации и конвергенции ценностей в рамках всего региона в целом. Культурная идентичность составляет потенциальный базис регионального гражданского общества, которое таким образом, обусловлено историческим контекстом.
  • 5. Регион как историческое образование с особой идентичностью и потенциалом его участников, равно как и определенным уровнем легитимности (более комплексное организационное выражение) - это регион-государство, или высшая степень регионности.

Более высокая степень регионности определяет форму так называемого «нового регионализма», связанного с действием сил глобализации в противовес регионализму «старому», являющегося продуктом биполярного мира времен Холодной войны.

Рассмотрим «Старый» и «новый» регионализм.

Прежде чем разграничить эти две понятия, введем некоторые базовые определения. Проблема определения региона и регионализма возникла в академической литературе в конце 1960-х - начале 1970-х годов, но результат еще не обладает высокой степенью ясности. Однако попытаемся сделать некоторые обобщения. Прежде всего, регионализм - это политика государства, направленная на сближение политических и экономических отношений в том или ином регионе. Иными словами, регионализм - это государственная «интеграционная политика». В противоположность этому, «регионализация» - это процесс, включающий серьезную «неформальную компоненту», а именно структур, возникающих в рамках гражданского общества, социальных институтов, и формирующихся в условиях географической, социальной или даже культурной близости. Иными словами, если регионализм - это процесс «интеграции сверху», близкий к понятию интернационализации, в то время как регионализация - это процесс «интеграции снизу», или транснационализация межстрановых отношений.

Схожая дихотомия наблюдается и в случае «старого» и «нового» регионализма. «Новый регионализм» представляет собой вторую волну регионализма, взявшую старт примерно в 1980-е годы. «Новый регионализм» - это выражение многополюсного мирового порядка, интеграционный феномен, распространяющийся по всему миру, содержание которого - экономическая взаимозависимость, больший вес позитивной интеграции (т.е. политического участия), культурная и коммуникативная гомогенность (более высокая степень регионализации), что в конечном итоге может привести к формированию региональной идентичности. Формирование последней - наивысшая степень региональной интеграции, финальный пункт в оригинальной шкале региональной интеграции, разработанной Хеттне. В этом отношении Европейский Союз представляет собой парадигматический пример.

«Старый» регионализм сформировался в условиях биполярного контекста Холодной войны, и формировался «сверху» (одним из двух блоков) в 1960-е годы. Упадок гегемонии США, окончание холодной войны, а также усиление веса Азиатско-Тихоокеанского региона как результат его успешного экономического развития, а также переориентация стратегий экономического развития в странах третьего мира привели к появлению более децентрализованной международной экономической системы. Это, в свою очередь, стимулировало развитие автономии регионов и сделало их доминантными субъектами мировой политики. Регионализм был также усилен процессами демократизации и новой позицией многих стран в отношении сотрудничества на международном уровне. Именно это сформировало «новый регионализм», берущий начало в 1980-е годы.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Существует множество терминов, которые мы вставляем к месту и не к месту в свою речь, точно не зная, что они обозначают.

К таковым относится и понятие «интеграция». Разберемся, что определяет этот термин, и в каких сферах применяется.

Понятие «интеграция»

В переводе с латыни «интеграция» это «вставка, соединение ». Рассуждая логически, делаем вывод, что «интегрировать», значит, вставлять какую-то часть в единое целое.

А «интегрировать» — это значит объединить, слить (например, компании), переплести, вставить, добавить, соединить и т.п.

Простой пример: собирая пазл, мы интегрируем его фрагменты в единую картинку. Развитие человеческого общества – это тоже череда интеграций и (разделения целого на составные части).

Интегрировать что-то можно двумя путями :

  1. Внедряя элемент в уже существующую систему. Пример: СССР образовался в 1922 году в составе 4 республик, а к 1929 году их стало 7. То есть новые были интегрированы в состав СССР.
  2. Создавая единую систему из разрозненных фрагментов. Пример – уже упомянутое складывание пазла.

По каким принципам можно интегрировать

Интеграция может происходить, основываясь на нескольких принципах . Рассмотрим основные из них подробней.


Интеграция в различных сферах

Интеграция – это процесс, который актуален для всех сфер жизни человека.

И примеров тому множество:

Интеграция в экономике

Экономическая интеграция (ЭИ) – сближение (или объединение) предприятий, отраслей и регионов. Если ЭИ выходит за рамки одной страны, то тогда речь идет о международной экономической интеграции (МЭИ).

Это создание взаимовыгодных экономических отношений между государствами. Регулируется соглашениями на международном уровне. Подобное сотрудничество дает участникам ЭИ расширенный доступ к материальным, трудовым и финансовым ресурсам, к новейшим технологиям и рынкам сбыта.

Формы МЭИ представлены на схеме:

Что и как можно интегрировать в политике

Политическая интеграция (ПИ) – сближение деятельности политических единиц (государств, политических партий), целью которого является взаимное сотрудничество для достижения определенных результатов, близких всем членам интеграционного сообщества. ПИ бывает 2 видов:

  1. внутригосударственная : это интеграция на уровне партий, а также политических и общественных движений внутри отдельно взятой страны;
  2. межгосударственная : сотрудничество разных стран в достижении определенных целей, например, для обороны (НАТО).

Интеграция в науке и педагогике

Сути вещей и явлений – бесконечный процесс. Чем глубже и точнее научные изыскания, тем очевидней, что полноценное изучение какого-либо объекта не может быть проведено в рамках только одной научной дисциплины.

Биохимия – один из примеров двух наук – биологии и химии. Невозможно понять принципы жизнедеятельности биологических организмов без знания химических процессов, происходящих в их клетках и тканях.

Приведем еще примеры: геофизика, биофизика, кибернетика и т. д. Следовательно, интеграция наук – это объединение знаний, накопленных в рамках нескольких научных дисциплин, в единое целое для возможности всестороннего изучения объектов, явлений, процессов.

Стремление понять мир, в котором мы живем, диктует необходимость научной интеграции. И это касается не только точных наук. Например, обществознание – это комплекс дисциплин, изучающих все стороны деятельности человеческого общества:

  1. правоведение,
  2. экономика ( ?),
  3. политология,
  4. социология,
  5. психология и т. д.

Интеграция в обществознании – это рассмотрение изучаемого объекта не в рамках какой-либо из перечисленных наук, а в их совокупности.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое СНГ - расшифровка, состав (какие страны входят) и суть Что такое конгломерат Что такое коалиция - цель создания и типы Что такое конфедерация Что такое организация Что такое консолидация и что можно консалидировать Что такое рекреация и рекреационные ресурсы (зоны) Что такое гражданское общество - это подарок от государства или выбор его граждан Макроэкономика: что это такое, чем отличается от микроэкономики и что она изучает (предмет исследования) Кластер - что это (определение) и их виды Что такое концерн Что такое юриспруденция - три значения слова


1. Интеграционные процессы на современном этапе развития общества

Особенности построения и функционирования штабных структур

Список использованных источников


1. Интеграционные процессы на современном этапе развития общества


Со второй половины ХХ века в разных регионах мира стали бурно развиваться интеграционные процессы.

Интеграция (от лат. integer - целый) - означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление) - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Для более четкого понимания сути интеграции выделим ее наиболее характерные черты. Они суть следующие.

Во-первых, экономическую интеграцию отличает очень высокий уровень международного разделения труда и хозяйственной кооперации. Между связанными интеграцией странами развивается интенсивный, благодаря льготным условиям обмен товарами, услугами, капиталами и трудовыми ресурсами

Во-вторых, эти страны проводят общую согласованную внутреннюю и внешнюю политику в торговле, сельском хозяйстве транспорте, в валютной и других сферах.

В-третьих, в условиях экономической интеграции сферы сотрудничества стран постоянно расширяются, между ними осуществляются общие проекты, организуются совместные предприятия, банки, валютные союзы, коллективные валютные единицы и т.д.

Переход к интеграционному этапу мирохозяйственных связей осуществляется через ряд стадий международной экономической интеграции (МЭИ), обусловленных количественными и качественными показателями их развития.

Основными формами интеграции являются:

Зона свободной торговли (ЗСТ).

Таможенный союз (ТС).

Единый или общий рынок (ЕР).

Экономический союз (ЭС).

Экономический и валютный союз (ЭВС).

ЗСТ - это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами.

ТС - договор двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма. Согласно ст. XIV ГАТТ, ТС предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Создание ЕР и ЭС предусматривает разработку общей политики отдельных секторов и отраслей экономики, создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющее беспрепятственное перемещение товаров. Формируются специальные, в том числе наднациональные, механизмы управления и контроля.

Завершение строительства ЕР завершается созданием единого экономического, правового и информационного пространства, приводит к качественно новой ступени - экономическому союзу.

Наиболее полное развитие экономическая интеграция получила в Западной Европе, где в настоящее время осуществляется плавный переход от единого рынка через экономический союз к экономическому и валютному союзу, основанному на единой валютно-финансовой политике стран с выходом на единую европейскую валюту евро.

История образования ЕС начинается с подписания в 1951г. Договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В 1957г. подписан договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). К середине 70-х гг. созданием ТС и появлением в нем новых стран (Великобритании, Дании, Ирландии) завершается первый этап развития западноевропейской экономической интеграции. В последующий период увеличивалось количество стран - участниц Сообщества. В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993г. введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества, тем самым возникло единое экономическое пространство. В соответствии с Маастрихтским договором (февраль 1992г.) ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз (ЕС) с 15 странами-участницами: Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Территория ЕС - 3232,0 тыс. кв. км. Население - 372,55 млн. чел. ВВП - 7250,0 млрд. долл. Доля в мировом ВВП - 20,5%. Доля в мировой торговле - 22,8% (данные к середине; 90-х гг.).

Целью ЕС в экономической области является содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу путем создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и введения единой валюты - евро - с 1999г. Введение евро позволяет в максимальной степени реализовать преимущества единого внутреннего рынка ЕС за счет снижения издержек производства и обращения.

ЕАСТ-Европейская ассоциация свободной торговли. Эта интеграционная группа была создана в 1960 г. Первоначально в ее состав входили десять стран - Великобритания, Дания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. В связи с присоединением к ЕС в 1973г. из ЕАСТ вышли Великобритания и Дания, в 1986г. - Португалия, а в 1995г. - Австрия, Финляндия и Швеция. В настоящее время членами ЕАСТ являются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария. ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов.

Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговля между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами - членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.

ЕЭП-Европейское экономическое пространство. Эта организация представляет собой совокупность ряда государств, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах. Такого рода пространство может возникнуть в любом регионе мира. В настоящее время оно уже функционирует на территории стран Западной Европы под названием Единое экономическое пространство. Соглашение о его образовании было подписано в 1992г., которое предусматривало создание единой межгосударственной территориальной структуры, действующей на основе общих правил и равных условий конкуренции. Соглашение вступило в силу в 1994г. и его положения применяются на практике пятнадцатью членами ЕС и тремя членами ЕАСТ, кроме Швейцарии. Данное соглашение предусматривает свободное движение капиталов, товаров, услуг и людей согласование политики в области экономики, научных исследований, потребления, окружающей среды, образования.

ОЭС - Организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.

НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Территория трех государств-членов занимает обширное пространство с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом.

Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок. Согласно Соглашению трех государств на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между ними должны быть сняты, а таможенные пошлины и торговые барьеры отменены.

МЕРКОСУР-общий рынок стран Южного конуса. Интеграционный союз государств создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений. В результате действий Договора взаимный товарооборот стран МЕРКОСУР увеличился с 3,5 млрд.долл. в 1991 г. до 11,5 млрд. долл. в 1995 г.

АТЭС-Азиатско-Тихоокенское экономическое сотрудничество. Образовано в 1989 г. по предложению Австралии в целях поддержания экономического развития стран-участниц, усиления положительного воздействия растущей экономической взаимозависимости стран АТР, в том числе в области услуг, капитала и технологий. Статус этой организации предусматривает укрепление открытой многосторонней торговой системы, увеличение степени либерализации торговли инвестиций в АТР, усиление и стимулирование частного сектора.

Деятельность АТЭС заключается в обмене информацией и проведении консультаций о политике и развитии экономики, осуществлении корректировок и сокращении разрыва в экономическом развитии, о разработке стратегий, предусматривающих уменьшение препятствий на пути движения товаров, услуг, инвестиций. В настоящее время членами АТЭС является 21 государство.

АСЕАН - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.

Основные цели деятельности АСЕАН:

содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях;

развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения;

взаимодействовать в сфере науки и образования;

создать зону свободной торговли к 2003 г.;

развивать сотрудничество с международными и региональными организациями.

СТЭС-Совет тихоокеанского экономического сотрудничества. Сформирован в 1980 г. по инициативе Австралии и Японии как партнерское объединение представителей бизнеса, государственных органов и исследовательских центров. Членами СТЭС являются 22 государства АТР. СТЭС занимается практическим решением вопросов на уровне правительства и деловых кругов в целях активизации торговли, инвестиций и экономического развития в регионе.

САЭЕ-Совет арабского экономического единства. Создан в соответствии с Соглашением, подписанным в 1964 г. двенадцатью государствами (Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия, Сомали, Судан).

Основные цели САЭЕ:

достижение арабского экономического единства;

обеспечение свободы движения капитала и людей, свободы обмена национальными товарами;

гарантия свободы выбора места жительства, места работы, а также свободы заниматься экономической деятельностью;

обеспечение свободы транспорта, транзита и использования транспортной инфраструктуры, включая наземные пути сообщения, морские порты и гражданские аэропорты.

Важным направлением, достижения Совета арабского экономического единства стало создание совместных арабских компаний. Подобные компании работают в области добывающей и медицинской промышленности, развития животноводства, промышленных инвестиций.

ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти. Образована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав организации был принят в 1965 г. в Каракасе. В настоящее время членами ОПЕК являются 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.

Страны ОПЕК сотрудничают в различных подразделениях нефтяной промышленности, осуществляют защиту своих интересов в этой отрасли как индивидуально, так и коллективно. Кроме того, они объединяют усилия по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях, а также создают благоприятный климат для вложения капитала и передачи технического опыта в целях развития нефтяной промышленности государств-членов. Очень важной целью их деятельности являются поиски способов обеспечения устойчивости цен на мировом нефтяном рынке и недопущения их колебаний, способных вызвать тяжелые последствия.

ОАЕ-Организация африканского единства. Создана в 1964 г. в результате подписания Устава на Конференции глав государств и правительств стран в стран в Аддис-Абебе после многочисленных ранее предпринимавшихся попыток. Членами данной организации являются 53 страны.

Основные цели ОАЕ:

содействие единству и солидарности африканских стран;

координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов;

ликвидация всех форм колониализма в Африке;

согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.

САДК - Южноафриканское сообщество развития. Образовано в результате подписания Декларации глав государств и правительств и Договора об образовании САДК в 1992 г. В состав САДК входят 12 государств: Ангола, Замбия, Легато, Намибия и др. Договоры, политика и соглашения, принимаемые под эгидой САДК, являются юридически обязательными для всех ее членов.

Основные цели САДК:

достижение развития и экономического роста;

повышение уровня и качества жизни народов Южной Африки;

укрепление общих политических ценностей и институтов;

достижение взаимодополняемости национальных и региональных стратегий и программ.

Следует отметить, что это не все интеграционные группировки, а только самые основные. Многие международные экономические объединения создают лишь предпосылки для формирования подлинных интеграционных блоков.


2. Особенности построения и функционирования штабных структур


Штабной тип организационной структуры. Данный вариант структуры в первую очередь предназначен для организации работы менеджеров высшего звена управления. При таком руководителе создается группа подразделений, целью которых является получение и анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым набором вариантов решения конкретной проблемы. Линейно-штабная структура управления. Линейно-штабная структура управления имеет такие же характеристики, как и линейно-функциональная структура. Она предусматривает функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровней (Рис 1.).


Рисунок 1 - Штабная организационная структура

интеграция предприятие структура

Главной задачей линейных руководителей в этом случае является координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Именно по такому принципу построено управление Москвой.

Штабная организационная структура управления - специальные подразделения при линейных руководителях, не обладающие правом принятия решений и руководства, а лишь помогающие линейному менеджеру в выполнении отдельных функций силами штата специалистов по отдельным функциям.

К чисто штабным подразделениям относятся отделы координации и анализа, органы инспекции, группы сетевого планирования, сектор социологических исследований, юридическая служба и др. Штабные структуры адекватны "потребностям перехода к стратегическому планированию и управлению.

Они обеспечивают детальную разработку и подготовку масштабных, долгосрочных и эффективных решений. Фактически штабная организационная структура родственна функциональной структуре управления. Это подтверждается тем, что на практике руководители штабных подразделений получают права такого функционального руководства, как планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, отдел контроля. Но штаб выполняет еще особую функцию - функцию разработки стратегии.

Штабная структура обладает целым рядом преимуществ. С ее помощью осуществляется более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией отдельных категорий персонала.

Линейные менеджеры освобождаются от необходимости глубокого анализа проблем, выходящих за пределы их компетенции. Становится возможным периодически привлекать для этой работы внешних специалистов более высокого класса - консультантов и экспертов.

Но она не лишена и существенных недостатков, поскольку не обеспечивает необходимой четкости в отношении ответственности, так как подготавливающий решение не участвует в его осуществлении. К тому же штабная структура может приводить к излишней децентрализации на верхних этажах управления.


3. Тест


В основе модели жизненного цикла организации находятся:

а) время, в течение которого организация существует;

б) размеры организации и время существования организации;

в) показатели жизнедеятельности и изменение их состояний в течение времени;

г) развитие организации.

Ответ: в).

Последним (пятым) этапом в модели жизненного цикла организации является:

а) этап коллективности;

б) этап предпринимательства;

в) этап формализации и управления;

г) этап упадка.

Ответ: г).

Модель организационного развития Л. Грейнера строится на основе:

а) размеров организации и времени ее существования;

б) размеров организации и возраста организации;

в) специфики деятельности организации и ее размеров;

г) масштабов деятельности организации и ее организационно-правовой формы.

Ответ: а).

Общее количество универсальных законов теории организации:

б) восемь;

Ответ: г).

. «Для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше» - это:

а) закон развития;

б) закон единства анализа и синтеза;

в) закон самосохранения;

г) закон синергии.

Ответ: г).


Список использованных источников


1. Горшкова, Л.А. Основы управления организацией. Практикум: учебное пособие/Л.А. Горшкова, М.В. Горбунова. - М.: КНОРУС, - 2005. - 240 с.

Доблаев В.Л. Теория организаций / В.Л. Доблаев. - М.: Институт молодежи, 2005. - 174 с.

Игнатьева А.В. Исследование систем управления/А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 126 с.

Мильнер Б.З. Теория организаций / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2005.-336с.

Пригожин А.И. Методы развития организаций/А.И. Пригожин. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

Рогожин С.В. Теория организации: учебное пособие /С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. - 2-е изд. стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 320 с.

Смирнов Э.А. Теория организации: учебное пособие/Э.А. Смирнов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 248 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.