Основные черты экономической политики Екатерины II. Преобразования Екатерины II в сфере бюджета Участие в мировой экономике екатерины 2

  • 24.06.2020

Экономика времен Екатерины II

На экономическую политику Екатерины II мощное воздействие оказывал рост товарного производства в сельском хозяйстве, увеличение значения денег в народном хозяйстве. Шли и интенсивные процессы складывания всероссийского рынка, специализации районов России. На развитие экономики воздействовала и внешняя политика империи. Как и всегда, войны (а их было в царствование Екатерины II много) дорого обходились казне и народному хозяйству, но успешные последствия их для империи – завоевание новых территорий – оказывало благотворное воздействие на экономическое развитие. Разделы Польши означали включение в империю, а значит, в экономику страны, экономически сильных областей. Последствия завоевания Причерноморья вышли далеко за рамки сиюминутных имперских интересов. Огромные неосвоенные черноземные степи Новороссии, Крыма и юга Украины оказались втянутыми в хозяйственное освоение. Все это привело к росту сельскохозяйственного производства, активному переселенческому движению, ускорило создание инфраструктуры, строительство городов (в том числе и портовых), резко увеличилось производство товарного хлеба, его экспорт за границу.

Непрерывно возрастали и объемы промышленного производства. Обогнав Англию по выплавке чугуна в 1740 году, Россия до 1780 года наращивала это превосходство и довела отрыв до 70 тыс. тонн (Россия – 110 тыс., а Англия – 40 тыс. тонн). И лишь в два последних десятилетия этот разрыв, благодаря началу в Англии промышленной революции, начал сокращаться: в 1790 году Россия выплавила 130,5 тыс., а Англия – 80 тыс. тонн, в 1800 году – соответственно 162,5 тыс. и 156 тыс. тонн. В целом, и в других отраслях промышленности крепостническое производство при Екатерине II еще не исчерпало своих возможностей.

Это естественным образом сказалось на устойчиво положительном внешнеторговом балансе страны. Все царствование Екатерины II Россия была страной преимущественно вывоза – как сырья, так и промышленных товаров. Если в первой половине 1760-х годов в среднем за год из России вывозилось товаров на 11,7 млн, а ввозилось на 8,7 млн руб., то в первое пятилетие 1790-х годов внешнеторговый баланс стал еще более активным: при ввозе на 34 млн руб. вывоз составил 43,5 млн руб.

В середине XVIII века происходит образование банковской системы. В 1754 году открывается Государственный заемный банк, состоявший из Дворянского заемного банка с уставным капиталом в 700 тыс. руб. и Купеческого банка. Оба давали ссуды из низкого расчета годовых с рассрочкой на несколько лет. Дворянский заемный банк обслуживал только дворян под залог драгоценностей и населенных имений. С целью поддержки разорившихся дворян в 1786 году создали еще один банк – Заемный, процент которого был увеличен до 8%, а срок возврата ссуды возрос до 20 лет. Дворянская опека осуществляла возврат долга разорившихся должников. Купеческий банк, вместе с созданным в 1764 году в Астрахани Банком для восточной торговли, а также Ссудным армянским банком (1779 год), довольно скоро стал важным фактором экономической жизни России.

Получило бурное развитие вексельное право, у Медного банка появились конторы векселей, которые облегчали междугородную торговлю. Банковская система становилась непременной частью экономики. Особенно это стало очевидно с организацией Ассигнационного банка с двумя отделениями в Москве и Петербурге и вводом в обращение ассигнаций. Первые бумажные деньги появились в 1769 году, и их введение преследовало цель, с одной стороны, вытеснить из обращения медную монету, а с другой – обеспечить пополнение финансовых резервов в связи с началом Русско-турецкой войны. Введенные ранее векселя лишь отчасти спасали положение, и учреждение бумажных денег стало радикальным выходом из положения.

Пятирублевая ассигнация екатерининского времени.

Инициатором этой важной реформы стал граф Яков Сиверс, подавший в 1768 году императрице специальную записку о введении бумажных денег. Опыт введения ассигнаций оказался чрезвычайно удачным. Общество вполне доверяло казне, и в первые 17 лет оборота ассигнаций была достигнута уникальная ситуация, когда стоимость ассигнаций даже превышала стоимость серебряных денег! Лишь с 1782 года, когда власти, желая восполнить дефицит бюджета, резко увеличили выпуск бумажных денег, доверие к ним стало падать. Нельзя сказать, что финансовое положение страны в царствование Екатерины II было неустойчивым. Дефицит бюджета – неизбежное следствие огромных военных расходов и трат на обустройство Новороссии – к середине 1780-х годов был значителен и составил 12 млн руб. при доходах в 50 млн и расходах в 62 млн руб. Однако в целом он успешно погашался умелой финансовой политикой. Для этого использовались как традиционные средства (порча монеты, увеличение налогов и пошлин), так и новые – эмиссия ассигнаций, которая сочеталась с обращением к иностранным займам. Без иностранных займов уже трудно представить экономику России, почти непрерывно воевавшей в конце 1780-х – начале 1790-х годов.

Тем не менее, оценивая экономическую ситуацию екатерининского царствования, можно сказать, что правительство Екатерины II вело свою политику в достаточно благоприятных экономических условиях и имело значительную свободу внутриполитического маневра, которую императрица сумела даже расширить своими действиями в области торгово-промышленной и финансовой политики. Все это позволило австрийскому императору Иосифу II в шутку как-то сказать о Екатерине II:

Из всех монархов Европы она одна только действительно богата. Она много повсюду издерживает, но не имеет долгов, ассигнации свои она оценивает во сколько хочет, если бы ей вздумалось, она могла бы ввести кожаные деньги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

Часть III Империя времен Екатерины Великой и Павла I 1762-1801 Екатерина II в юности Екатерина II (София Августа Фредерика) происходила из древнего, хотя и бедного германского княжеского рода Ангальт-Цербских властителей. Это по линии отца, князя Христиана Августа. По линии же

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Просвещение времен Екатерины II В России XVIII века Просвещение понималось людьми как поход против суеверия, невежества, как образование и совершенствование людей посредством наук и доброго отношения. Особую роль в борьбе за просвещение занимает один из близких Екатерине

Из книги Императорская Россия автора Анисимов Евгений Викторович

Архитектура времен Екатерины II Те, кто помнил елизаветинский Петербург, сразу же заметили бы произошедшие с городом перемены. На его просторах воцарился иной, чем при Елизавете Петровне, архитектурный стиль: на смену вычурному барокко пришел строгий и величественный

Из книги От Рюрика до Павла I. История России в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Глава 8. От Екатерины до Екатерины Вопрос 8.1В 1726 году Меншиков отменил жалование мелким чиновникам.На каком основании? Как объяснил?Вопрос 8.2Кто последним был похоронен в Архангельском соборе?Вопрос 8.3Рассказывают, что при Анне Иоанновне Елизавета Петровна, будущая

Из книги Повседневная жизнь Русской армии во времена суворовских войн автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Иррегулярные времен Екатерины Шли годы и века. И чем более сильной становилась государственная власть в России, тем меньше значило для нее вольное казачество. А потому и начинает падать независимость вольных казачьих общин. Постепенно они превращаются в отдельные

Из книги Третий Проект. Том II "Точка перехода" автора Калашников Максим

Экономика конца времен Теперь, читатель, мы подошли к третьей фазе мирового кризиса, к третьей стадии алгоритма объявленной смерти. В ней формируется устойчивый паттерн. В нем сразу несколько элементов развиваются темпами, существенно отличными от общесистемной

Из книги Франция. История вражды, соперничества и любви автора Широкорад Александр Борисович

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Русские Украйны. Завоевания Великой Империи автора Черников Иван Иванович

Глава 6. Империя времен Екатерины Екатерина II (1762–1796) не являлась гением внешней политики и не внесла в неё какой-либо творческой идеи. Она, как и все правители тех лет, руководствовалась национальным эгоизмом и действовала обычными средствами дипломатии, а также

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Зубоврачевание времен Екатерины II Во второй половине XVIII в. массив теоретических и практических знаний в области зубоврачевания продолжал накапливаться. Главный хирург Санкт-Петербургского адмиралтейского госпиталя М.И. Шейн (1712–1762) перевел с латинского языка на

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

26 ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ ЕКАТЕРИНЫ II. РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II Екатерина II правила практически всю вторую половину XVIII в. (1762–1796 гг.). Эту эпоху принято называть эпохой просвещенного абсолютизма, так как Екатерина, следуя новоевропейской просвещенческой традиции, была

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Военные события времен Екатерины II 25 сентября 1768 года началась война Османской империи с Россией. Много воинской славы принесла России эта первая Русско-турецкая война (1768–1774).Первые успехи россиян относятся к июню 1770 года, когда русская эскадра сожгла турецкий флот в

Из книги История Петербурга в преданиях и легендах автора Синдаловский Наум Александрович

Из книги Разговоры с зеркалом и Зазеркальем автора Савкина Ирина Леонардовна

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

Евгений Евгеньевич Рычаловский. Политические слухи в провинции времен Екатерины II: По материалам Тайной экспедиции Сената Предметом настоящего исследования являются политические слухи, распространявшиеся среди дворян русской провинции в правление императрицы

Из книги От варягов до Нобеля [Шведы на берегах Невы] автора Янгфельдт Бенгт

От Екатерины до Екатерины: Карл Карлович Андерсон Стокгольмский мальчишка Карл Андерсон был одним из тех многочисленных иноземцев, талант которых расцвел именно в Петербурге; в этом смысле его судьба типична. Но начало его жизненного пути было далеко не обычным;

В отличие от многих других российских государей, у Екатерины имелись идеи по поводу преобразований страны, который отражали идеи просвещенного абсолютизма Вольтера, Монтескье и других французских философов12. Эти мыслители придерживались идеи постепенного изменения общества эволюционным путем, без потрясений и революций.

В первую очередь политика просвещенного абсолютизма требовала разработки нового современного законодательства, учитывавшего интересы всех членов общества.

Осознавая несовершенство существующего законодательства, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам13.

Деятельный характер Екатерины II не позволил идти проторенной дорогой, она выбрала самостоятельный путь развития. Первые год два своего царствования Екатерина не предпринимала хоть сколько-нибудь решительных действий в сторону реформ. Пришедшая к власти в результате переворота она понимала, что не имеет пока нужного ей влияния, и была вынуждена лавировать между разными влиятельными политическими силами. Екатерине понадобилось время, для того что бы как сейчас говорят «набрать свою команду». Но и укрепление личной власти как пишет Омельченко О.А. « не могло совершаться иначе как через правительственно выгодное решение объективно назревших проблем правовой политики».

Экономические реформы Екатерины II обеспечили дальнейшее развитие промышленности в России, позволили стране выйти на внешний рынок. В таблице 2 представим экономические реформы Екатерины II, направленные в том числе и на совершенствование организации бюджетной системы страны.

Таблица 2. Экономические реформы Екатерины II

Мероприятие

Секуляризация церковных земель и имущества

Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель.

Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства

Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества»

Продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии

Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства

Денежная реформа

Проблема дефицита бюджета и неудобство транспортировки медных денег

Создание ассигнационных банков в Москве и Петербурге для выпуска и обмена ассигнаций.

Манифест о свободе предпринимательства

Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан)

Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога.

Таможенная реформа

Развитие внешней экономики

Изменение таможенных тарифов, учреждение «Таможенной пограничной Цепи»

В 1764 г. Екатерина II, со свойственной ей как государственному деятелю осторожностью и вдумчивостью, положила начало реорганизационным мероприятиям. Императрица начала с возрождения былого статуса одного из центральных финансовых органов -- Камер-коллегии, президентом которой был назначен князь Б. А. Куракин, а после его смерти в 1765 г. -- А. П. Мельгунов. Исходя из задач, обозначенных в именном императорском указе, А. П. Мельгунов в короткое время разработал проект возрождения и развития Камер-коллегии. Однако в первое десятилетие новой власти принципиальных изменений в системе финансового управления не произошло. Проект Мельгунова остался нереализованным.

В насыщенные многими важными событиями 1760--1770 гг. произошло усиление централизации в вопросах управления страны и финансами, в частности. С 1768 г. при императорском дворе начал заседать Совет по обсуждению всех важнейших вопросов политики и экономики, но представители финансовых коллегий в него не входили. Все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената А. А. Вяземского. В его непосредственном подчинении находились центральные и местные финансовые учреждения, он организовывал контроль за исполнением государственного бюджета, отвечал за работу банков, заключение договоров о внешних займах. А. А. Вяземский играл ключевую роль в управлении финансовыми ресурсами и выработке экономической стратегии государства. В течение нескольких лет при генерал-прокуроре Сената были созданы новые учреждения -- Экспедиция о государственных доходах при первом департаменте Сената (1773) и казначейство (1780) для платежа штатных и остаточных сумм. Экспедиция о государственных доходах состояла из четырех самостоятельных экспедиций. Первая занималась доходами государства; вторая -- расходами; третья -- ревизией счетов; четвертая -- взиманием недоимок. В Указе от 19 марта 1773 года «Об учреждении при 1-м Сената Департаменте Экспедиции о Государственных доходах и о доставлении в оную из всех Присутственных мест полугодовых ведомостей о казенных доходах, доимках и взысканиях» говорится «Во все здешние и Московские Присутственные места, также в Губернские, Провинциальные и Городовые Воеводские канцелярии послать указы, предписать, чтоб они, начав с нынешнего 1773 г., присылали за каждые полгода, не продолжая далее двух месяцев в первый Сената Департамент ведомости, одни о доходах во всем противу того, как уже доныне Генерал- Прокурором и Кавалером от них оныя требованы были, а другие о доимках и казенных взысканиях, какие где состоят, с показанием, какое старание и успех в возвращении оных в казну происходит».

Заметные преобразования пришлись на период проведения губернской реформы 1775 г. Опубликование подписанного императрицей акта «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи», наиболее крупного законодательного акта во второй половине XVIII столетия, внесло кардинальные изменения в бюджетную систему страны19. Во введении данного документа указывается на отрицательные последствия отказа от продолжения петровских реформ в предшествующий период: «С одной стороны, медленность, упущения и волокита - суть естественные последствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает и где опять невозможность исправить на единую воеводскую канцелярию множество различного существа возложенных дел служить может иногда и долгою отговоркою, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны, от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда общие со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с такою поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзностным»20. Данный документ был представлен Совету при Высочайшем дворе 2 ноября и без дальнейшего обсуждения был принят 5 ноября 1775 г. (28 глав были утверждены в этот день, а трое последних - 4 января 1780 г.). В разработке этого законодательного акта непосредственно участвовала сама императрица. В состав комиссии входили Я. Сивере, П. В. Заводовский, А. А. Вяземский, Г. Ульрих и др.21 Наиболее значительными фигурами были Заводовский и Вяземский. Последний фактически руководил с 1780 г. ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов, занимал важное положение в Сенате, являясь его докладчиком у императрицы, в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII в. он являлся и генерал-прокурором Сената. Заводовский готовил ряд правительственных докладов, в том числе Манифест об издании учреждения о губерниях в 1775 году.

Таким образом, принятие «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» стало отправной точкой реорганизации провинциальных органов управления. Страна получила губернское и уездное административное деление. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Будучи единственными финансовыми органами на местах, Казенные палаты рассматривались как департаменты Камер-коллегии. Учреждались должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Казенные палаты занимались сбором доходов, управляли питейными сборами, отдачей в откупа, следили за состоянием дорог и мостов22. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму -- почти 30 млн руб. Сенаторы самыми черными красками рисовали положение дел в финансовых коллегиях и были близки к истине. Данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными. Указом императрицы финансовые коллегии были упразднены: штатс-контора в 1783 г., камер-коллегия в 1785 г., ревизион- коллегия в 1788 г.

Кроме того, Екатериной II были учреждены Государственные банки в Санкт-Петербурге и Москве. 29 декабря 1768 года был опубликован манифест «О учреждении в Санкт-Петербурге и Москве Государственных Банков для вымена ассигнаций». В данном Манифесте указано «В толь обширной империи, какова есть Россия, не можно кажется довольно подать способов к обращению денег, от котораго много зависят благоденствие народа и цветущее состояние торговли. Правда, что одно пространство земель Империи Нашей есть уже некое препятствие совершенству того обращения: однако каждое благоразумное правление в таковом случае обязано преодолевать, елико возможно, естественные затруднения, и пещись о сем для блага общего предмете. Мы, утверждаясь на таком основании, и вменяя себе в долг устроивать все к пользе врученной от Бога Нам Державы, старались входить во все подробности сего дела, и помышляли о поправлении онаго, применяясь при том и к состоянию Государства.

Во-перьвых, удостоверились МЫ, что тягость медной монеты, одобряющая ея собственную цену, отягощает ея ж и обращение. Во-вторых, что дальный перевоз всякой монеты многим неудобностям подвержен. И наконец, третие, увидели МЫ, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России по примеру разных европейских областей таких учрежденных мест, которыя бы чинили надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы без малейшаго замедления и согласно с пользою каждаго.

МЫ с удовольствием приступаем к учреждению в империи НАШЕЙ променных банков и надеемся, что оказываем чрез то новый знак материнскаго ко всем НАШИМ верноподданным попечения.

Итак, с 1-го генваря будущего 1769 года установляются здесь, в Санктпетербурге и в Москве, под покровительством НАШИМ два банка для вымена государственных ассигнаций, которых выдаваемо будет из разных правительств и казенных мест, от НАС к тому означенных, столько, а не более как в вышесказанных банках капитала наличнаго будет состоять. Сим государственным ассигнациям иметь обращение во всей империи НАШЕЙ наравне с ходячею монетою, чего для все правительства и казенныя места должны принимать те ассигнации во все государственные сборы за наличныя деньги без малейшаго затруднения».

Таким образом, преобразования Екатерины II в сфере бюджетной политики нашли отражение в денежной реформе, реформе финансового управления, структуре государственных доходов и обновленной политике в области торговли. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты, были учреждены должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но тем не менее, данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными.

На экономическую политику Екатерины II мощное воздействие оказывал рост товарного производства в сельском хозяйстве, увеличение значения денег в народном хозяйстве. Шли и интенсивные процессы складывания всероссийского рынка, специализации районов России. На развитие экономики воздействовала и внешняя политика империи. Как и всегда, войны (а их было в царствование Екатерины II много) дорого обходились казне и народному хозяйству, но успешные последствия их для империи – завоевание новых территорий – оказывало благотворное воздействие на экономическое развитие. Разделы Польши означали включение в империю, а значит, в экономику страны, экономически сильных областей. Последствия завоевания Причерноморья вышли далеко за рамки сиюминутных имперских интересов. Огромные неосвоенные черноземные степи Новороссии, Крыма и юга Украины оказались втянутыми в хозяйственное освоение. Все это привело к росту сельскохозяйственного производства, активному переселенческому движению, ускорило создание инфраструктуры, строительство городов (в том числе и портовых), резко увеличилось производство товарного хлеба, его экспорт за границу.

Непрерывно возрастали и объемы промышленного производства. Обогнав Англию по выплавке чугуна в 1740 году, Россия до 1780 года наращивала это превосходство и довела отрыв до 70 тыс. тонн (Россия – 110 тыс., а Англия – 40 тыс. тонн). И лишь в два последних десятилетия этот разрыв, благодаря началу в Англии промышленной революции, начал сокращаться: в 1790 году Россия выплавила 130,5 тыс., а Англия – 80 тыс. тонн, в 1800 году – соответственно 162,5 тыс. и 156 тыс. тонн. В целом, и в других отраслях промышленности крепостническое производство при Екатерине II еще не исчерпало своих возможностей.

Это естественным образом сказалось на устойчиво положительном внешнеторговом балансе страны. Все царствование Екатерины II Россия была страной преимущественно вывоза – как сырья, так и промышленных товаров. Если в первой половине 1760-х годов в среднем за год из России вывозилось товаров на 11,7 млн, а ввозилось на 8,7 млн руб., то в первое пятилетие 1790-х годов внешнеторговый баланс стал еще более активным: при ввозе на 34 млн руб. вывоз составил 43,5 млн руб.

В середине XVIII века происходит образование банковской системы. В 1754 году открывается Государственный заемный банк, состоявший из Дворянского заемного банка с уставным капиталом в 700 тыс. руб. и Купеческого банка. Оба давали ссуды из низкого расчета годовых с рассрочкой на несколько лет. Дворянский заемный банк обслуживал только дворян под залог драгоценностей и населенных имений. С целью поддержки разорившихся дворян в 1786 году создали еще один банк – Заемный, процент которого был увеличен до 8%, а срок возврата ссуды возрос до 20 лет. Дворянская опека осуществляла возврат долга разорившихся должников. Купеческий банк, вместе с созданным в 1764 году в Астрахани Банком для восточной торговли, а также Ссудным армянским банком (1779 год), довольно скоро стал важным фактором экономической жизни России.

Получило бурное развитие вексельное право, у Медного банка появились конторы векселей, которые облегчали междугородную торговлю. Банковская система становилась непременной частью экономики. Особенно это стало очевидно с организацией Ассигнационного банка с двумя отделениями в Москве и Петербурге и вводом в обращение ассигнаций. Первые бумажные деньги появились в 1769 году, и их введение преследовало цель, с одной стороны, вытеснить из обращения медную монету, а с другой – обеспечить пополнение финансовых резервов в связи с началом Русско-турецкой войны. Введенные ранее векселя лишь отчасти спасали положение, и учреждение бумажных денег стало радикальным выходом из положения.

Пятирублевая ассигнация екатерининского времени

Инициатором этой важной реформы стал граф Яков Сиверс, подавший в 1768 году императрице специальную записку о введении бумажных денег. Опыт введения ассигнаций оказался чрезвычайно удачным. Общество вполне доверяло казне, и в первые 17 лет оборота ассигнаций была достигнута уникальная ситуация, когда стоимость ассигнаций даже превышала стоимость серебряных денег! Лишь с 1782 года, когда власти, желая восполнить дефицит бюджета, резко увеличили выпуск бумажных денег, доверие к ним стало падать. Нельзя сказать, что финансовое положение страны в царствование Екатерины II было неустойчивым. Дефицит бюджета – неизбежное следствие огромных военных расходов и трат на обустройство Новороссии – к середине 1780-х годов был значителен и составил 12 млн руб. при доходах в 50 млн и расходах в 62 млн руб. Однако в целом он успешно погашался умелой финансовой политикой. Для этого использовались как традиционные средства (порча монеты, увеличение налогов и пошлин), так и новые – эмиссия ассигнаций, которая сочеталась с обращением к иностранным займам. Без иностранных займов уже трудно представить экономику России, почти непрерывно воевавшей в конце 1780-х – начале 1790-х годов.

Тем не менее, оценивая экономическую ситуацию екатерининского царствования, можно сказать, что правительство Екатерины II вело свою политику в достаточно благоприятных экономических условиях и имело значительную свободу внутриполитического маневра, которую императрица сумела даже расширить своими действиями в области торгово-промышленной и финансовой политики. Все это позволило австрийскому императору Иосифу II в шутку как-то сказать о Екатерине II:

Из всех монархов Европы она одна только действительно богата. Она много повсюду издерживает, но не имеет долгов, ассигнации свои она оценивает во сколько хочет, если бы ей вздумалось, она могла бы ввести кожаные деньги.

Деятельность Екатерины II по уничтожению феодальных институтов и развитию капиталистического уклада.

В первые годы царствования ЕКАТЕРИНА II напряженно искала пути утверждения на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу фаворитов и фавориток предшествующего царствования ЕКАТЕРИНА II проявила великодушие и снисходительность. Она остерегалась рубить сплеча. В итоге многие действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих прежних должностях. Екатерина любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

В начале царствования Екатерина еще не освоилась с новой для себя ролью и либо продолжала претворять в жизнь политику, намеченную в предшествующее время, либо завершала ее. Отдельные новшества императрицы носили частный характер и не давали оснований относить царствование Екатерина к разряду выдающихся явлений в отечественной истории.

Екатерина не без основания указывала на довольно затруднительные обстоятельства, при которых она начала царствовать. Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному. Императрица разумеется сгустила краски, но не настолько, чтобы считать ее характеристику положения страны совершенно недостоверной.

Сразу после воцарения Екатерина была заметна кипучая деятельность в государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в решении всевозможных вопросов.

С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина участвовала в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.

Смерть Иоанна Антоновича (05/07/1764) избавила Екатерина от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества. Екатерина принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять.

Интересна история с секуляризацией, начатой Петром II I. Сначала Екатерина II отменила секуляризацию, а затем была создана Комиссия, высказавшая единодушное мнение о необходимости секуляризации. Указом от 26/02/1764 монастырские, архиерейские и церковные вотчины с населявшими их крестьянами передавались в Коллегию экономии. Все повинности крестьян заменялись денежным оброком из общей суммы которого 1/3 передавались на содержание церковных институтов (монастырей и пр.).

Секуляризация имела важные следствия. Она лишила духовенство экономической мощи. Теперь монастыри, епархии, рядовые монахи полностью зависели от государства. Кроме того, были облегчены условия жизни крестьян, ранее принадлежавших духовным помещикам. Это связано с заменой барщины оброком, что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их хозяйственную инициативу. Крестьяне восприняли секуляризацию за благо и прекратили неповиновение.

Екатерина II был подтвержден указ Петра II I об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии, которая, собственно, умирала сама собой. Однако орган такой остался, Тайную канцелярию заменили Тайные экспедиции при Сенате в столице и при сенатской конторе в Москве Екатерина вывела Тайную экспедицию из ведения Сената и подчинила ее генерал-прокурору.

Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила.

Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежествЕкатерина Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из дома они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.

Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Здравохранение тоже привлекало внимание Е.II . Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной.

Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами.

Забота Екатерина II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах -главные, в уездных -малые. Это было новое дело.

Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную и художественную литературу).

Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших покупателей.

Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVII I веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVII I века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерина II по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером и французкими энциклопедистами и щедрые денежные подношения им.

Задачи просвещенного монарха Екатерина II представляла себе так:

Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

В реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.

Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей Екатерина для этой Комиссии составила Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения. Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты. Наказ был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над Наказом Екатерина II трудилась более двух лет. В Наказе Екатерина говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. Наказ показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. Наказ был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина требовала смягчения наказаний: любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело. Екатерина выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей. Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного. Еще одно мудрое изречение: гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания. Хотите предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.

Также Екатерина казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В Наказе говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными отраслями законодательства. Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина перевела Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован. Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерина прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина писала, что она получила свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Правовая система законной монархии заключалась в создании системы сословных судов и совестного суда, в совершенствовании следственных порядков, перемены в полицейском управлении. Екатерина II пыталась достичь общественного спокойствия через полицейское регулирование на основе принуждения к добродетели путем исполнения справедливых законов.

Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.

В 1765 году интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием Трудов ВЭО (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен? . Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем:

земельной собственности и крепостных отношений,

сравнительной выгодности барщины и оброка,

рименение наемного труда в сельском хозяйстве.

Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.

В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства? стало расти число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными. Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических, то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на заработках. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерина в России было 655 промышленных предприятий, к концу? 2294.

В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами. Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVII I века находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли. Генеральному межеванию предшествовали создание 05/03/1765 Комиссии о генеральном межевании и затем издание Манифеста 19/09/1765 с приложенными к нему генеральными правилами. По манифесту правительство подарило помещикам огромный фонд земель, насчитывающий около 70 млн. десятин (около 70 млн. га). Фактические владения помещиков на 1765 год манифест объявлял узаконенными при отсутствии спора по ним. (Число споров о генеральном межевании ничтожно? около 10% всех дач). В 1766 году на основе генеральных правил были изданы инструкции для землемеров и межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе генерального межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и селам. Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных дач в масштабе 100 саженей в дюйме (1:8400), которые затем сводились в генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1:42000). Специфика генерального межевания состояла в том, что в основу конфигурации того или иного владения были положены границы старинных писцовых дач. Из-за этого в рамках дачи нередко находились владения нескольких лиц либо совместные владения помещика и государственных крестьян. Генеральному межеванию сопутствовала распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель. Особенно большой размах это приняло в южных черноземных и степных районах в ущерб кочевому и полукочевому населению. Типичный феодальный характер генерального межевания проявился в отношении к городским земельным владениям и захватам. За каждую застроенную сажень выгонной земли, закрепленной последними писцовыми описаниями, город платил штрафы. Генеральное межевание сопровождалось грандиозным хищением земель однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы содержали экономические примечания (о числе душ, об оброке и барщине, о качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт генерального межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга. Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг. Подавление восстания определило переход Екатерина II к политике открытой реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры дворянства. На смену периоду политической романтики пришел период политического реализма. Русско-турецкая война (1768-76 гг.) стала удобным поводом приостановки внутренних преобразований, а Пугачевщина подействовала отрезвляюще, что дало возможность выработать новую тактику. Начинается золотой век русского дворянства. Удовлетворение именно дворянских интересов выходит для Екатерина на первый план.

В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию? не более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество. Губернаторы и наместники избирались самой Екатерина II из русских вельмож. Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.). Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избираемому дворянским собранием капитан- исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе? высший суд. Обвиненный мог принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство.

Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей.

Центр тяжести в управлении перемещался на места. Отпала необходимость в ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии.

Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное деление? до Октябрьской революции.

Дворянство было признано особым главным сословием. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворяне должны были нести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане? заниматься торговлей и промышленностью. Некоторые области раньше управлялись иначе, Екатерина II позаботилась о том, чтобы новое законодательство было введено повсеместно.

В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла Жалованная грамота дворянству. Грамота на права вольности и преимущества благородного российского дворянства представляла собой свод дворянских привилегий, оформленный законодательным актом Екатерина II от 21/04/1785 года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр II I издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение дворянства имело смысл по нескольким причинам:

имелось достаточное количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и гражданского управления;

сами дворяне сознавали необходимость службы государству и считали за честь проливать кровь за отечество;

когда дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что пагубно сказывалось на экономике страны.

Теперь многие из них могли сами управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство получило право на самоуправление, составило дворянское общество, органом которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства, судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому участию в местном управлении. При Екатерина II дворяне занимали должности местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии. Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона. Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически господствующее сословие в государстве.

Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21/04/1785 увидела свет Жалованная грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей. Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным признакам: настоящие городские обыватели? владельцы недвижимости из дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники, записанные в цехи; иностранцы и иногородние; именитые граждане; посадские, т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты дворянству. Раз в три года созывалось собрание градского общества, в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским учреждением была общая градская дума, состоящая из городского головы и шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко контролировались царской администрацией? попытка заложить основы буржуазного сословия не удалась.

Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только к государственным крестьянам). Сельское положение было вполне законченным проектом. Он не противоречил Наказу. Однако этот проект не был воплощен в жизнь.

Во все время царствования Екатерина идет обсуждение того, как облегчить участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права. Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что взгляды самой Екатерина изменились после Пугачевского бунта.

Нарастание революционного движения в Европе и рост передовой общественной мысли в России обусловили обострение реакционного курса, направляемого лично Екатерина II (сыскная канцелярия С.И. Шешковского), и особенно усиление идеологической борьбы: как покушение на принцип самодержавия и монархии Екатерина II расценила книгу А.Н. Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790). Антикрепостнические взгляды автора не шокировали императрицу, но его антимонархизм и республиканизм показались очень опасными, особенно на фоне начавшейся во Франции революции. Радищев был охарактеризован как бунтовщик хуже Пугачева, приговорен сначала к смертной казни, а затем прощен - на 10 лет сослан в Илимский острог в Сибирь. Книга была конфискована и уничтожена.

Сложно однозначно оценить итоги царствования Е.II . Многие ее начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат. Можно также сказать, что Екатерина просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй, после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути реформирования ее в либерально-просветительском духе.

Ко второй половине XVIII в. в феодальной экономике России произошли серьезные изменения. Создание всероссийского рынка, активное участие страны в международной торговле привели к усилению товарно-денежных отношений. В 1754 г. были созданы Банк для дворянства и купеческий банк, дававшие краткосрочные ссуды под залог.

Хозяйственное освоение новых территорий стимулировало рост предпринимательства. Хотя основным поставщиком товаров по-прежнему выступали помещичьи хозяйства, расширился рынок промышленных изделий. Этому процессу способствовала окончательная ликвидация в 1754 г. всех внутренних таможен. Особое значение для страны имело расширение границ. В к. XVIII в. территория Российской империи составляла 16, 8 млн. кв. км, а численность населения – 36 млн. Экономические ресурсы страны увеличились, ускорился процесс первоначального капитала за счет колониального грабежа отсталых народностей. Были расширены и укреплены права и привилегии дворян. В 1731 г. правительство Анны Иоанновны возвратило дворянам право распоряжаться вотчинами, юридически упразднялись поместья как особая категория условных земельных владений, а слово "помещики" стало обозначать полноправных земельных собственников. 18 февраля 1762 г. император Петр III издал знаменитый Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству, что означало освобождение дворян от обязательной службы. Таким образом, это сословие превращалось из служилого в привилегированное.

Россия, оказавшись в новых социально-экономических и политических условиях, вплотную столкнулась с необходимостью продолжения модернизации. Ее развитие было тесно связано с деятельностью Екатерины II (1762-1796), период правления которой практически совпадал с хронологическими рамками экономического цикла 1760-1800 гг. Подобно своим предшественникам Екатерина II провела комплексную реформу, затрагивавшую военную, административную и финансовую сферы. Однако осуществление экономической политики в это время имело свои особенности.

Укрепление государственной власти началось с секуляризации церковных земель в 1764 г. Доходы от этого процесса поступали в государственный бюджет, крестьяне же были переведены в разряд экономических, а позднее присоединены к государственным крестьянам. Идя навстречу пожеланиям дворянства, Екатерина II утвердила монопольное право дворян на владение землей (Генеральное межевание, 1765), крепостными крестьянами (1762), винокурение (1765). В 1785 г. была подписана "Жалованная грамота дворянству". В ней были закреплены все сословные права и привилегии этого класса. Вместе с тем изменение экономических условий заставило правительство перейти от политики меркантилизма к концепции физиократов, основанной на идеях ценности частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Это привело к ограничению дворянской и купеческой монополий в ряде отраслей, но одновременно способствовало значительным изменениям в структуре российской экономики. Так, если при Петре I приоритетным было развитие тяжелой промышленности, то при Екатерине II началась аграризация страны, а вместе с ней становление обрабатывающих отраслей промышленности. Об этом ярко свидетельствуют следующие цифры (табл. 5).

Таблица 5 Рост мануфактурного производства в XVIII в.

Во второй половине XVIII в. наряду с традиционными отраслями российской экономики особое значение получили такие отрасли легкой промышленности, как кожевенная, суконная, мыловаренная, сахарная, хлопчатобумажная. По-прежнему наиболее распространенной формой мануфактуры являлась рассеянная на базе крестьянских промыслов. При этом наблюдался перенос мануфактурного производства из центра в провинцию, что позволило создать новые промышленные центры. Усиливалась специализация черноземных и нечерноземных сельскохозяйственных районов. Усиление аграрных приоритетов в экономической политике подкреплялось сложившимся к тому времени международным разделением труда, в котором России отводилась роль экспортера сельскохозяйственных товаров, сырья и полуфабрикатов.

В целом сущность аграрной политики Екатерины II характеризуется следующими чертами:

  1. рост дворянского землевладения;
  2. превращение земли в товар;
  3. развитие крестьянской и купеческой собственности на землю;
  4. изменение феодальных повинностей.

Под влиянием повышающегося спроса на сельскохозяйственную продукцию усиливалась эксплуатация крестьянства. В Черноземье постоянно увеличивался объем отработочной ренты (барщины), начался перевод крестьян на "месячину ", то есть помещики отбирали землю у крепостных, заставляя их полностью работать в помещичьем хозяйстве, выплачивая им за это месячное содержание в форме натурального пайка. В нечерноземных областях крестьян стали переводить на денежный оброк. При этом помещики получали абсолютную власть над крестьянами, а последним было запрещено даже жаловаться на своих хозяев. Вместе с тем изменение экономических условий требовало кардинальных перемен в крестьянском вопросе, поэтому вопрос возможности наделения крестьян землей и освобождения их от крепостного права стал одним из основных в деятельности созданного в 1765 г. Вольного экономического общества. Важно отметить, что и в реальной жизни процессы расширения капиталистической, по своей сути крестьянской и купеческой собственности на землю протекали достаточно интенсивно. При этом новые собственники скупали преимущественно черносошные земли и действовали через подставных лиц.

Под влиянием идей французских просветителей Екатерина 2 начала переходить к правлению в форме "просвещенного абсолютизма", в которой на первый план выступало стремление к созданию новой системы регулирования общественных отношений на основе упорядочения действующих законов и создания новых, более совершенных. 30 июля 1767 г. была создана Комиссия о сочинении проекта нового Уложения (Уложенная комиссия), в которую вошли представители разных сословий. Она просуществовала до декабря 1768 г., то есть до начала войны с Турцией, но многие подготовленные материалы были использованы в последующей законодательной и административной работе.

На ходе реформ сказалась крестьянская война под предводительством Е. Пугачева (1773-1775). После ее подавления Екатерина второй постаралась ослабить очаги напряженности в регионах, заселенных казаками. В 1775 г. была реорганизована система местного самоуправления. Вместо трехзвенного административного деления – губерния, провинция, уезд, было введено двухзвенное – губерния, уезд. Во главе каждой губернии ставился губернатор. Уезд возглавлял капитан-исправник. Всеми финансово-экономическими делами губернии занималась так называемая Казенная палата. Для организации и контроля за деятельностью школ, больниц, сиротских домов и т. д. учреждался Приказ общественного призрения. Одновременно Екатерина 2 подписала "Жалованную грамоту городам", которая определяла сословную структуру городского населения (табл. 6).

Таблица 6 Сословная структура городского населения в конце XVIII в.

Горожане могли избирать городского голову и членов городской думы. При этом устанавливался имущественный ценз: горожанин должен был иметь капитал, с которого платился налог не менее 50 руб. Некоторые изменения произошли и в положении купечества. Оно получило возможность освобождения от рекрутской повинности (при уплате сначала 360, а затем 500 рублей за одного рекрута), а также было освобождено от уплаты подушной подати, замененной на 1-процентный налог с оборота. В структуре купечества были выделены следующие три гильдии: при наличии капитала от 10 до 50 тыс. руб.- первая; от 5 до 10 тыс. руб – вторая; от 1 до 5 тыс. руб. – третья.

Правительственные указы, направленные на стимулирование конкурентной борьбы между купцами в торговой и промышленной деятельности, при одновременном введении для них новых льгот благоприятствовали развитию деловой инициативы. Но обозначившаяся после пугачевщины тенденция к возвращению металлургических заводов в казну ослабляла позиции частных предпринимателей. Они не могли соперничать с казенными предприятиями. К тому же правительство взяло курс на поддержку цехового производства, не имевшего социальной базы в стране. В результате производство столкнулось с нехваткой средств для поддержания достигнутого уровня и дальнейшей модернизации, стали проявляться рецидивы возврата к старым формам организации, например, посессионные мануфактуры начали перерождаться в вотчинные. Так, на рубеже XVIII-XIX вв. появился признак опасного отставания отечественной тяжелой промышленности от западной.

Особенности новой структуры экономики сказывались и на структуре внешнеторгового баланса. Однако в этот период Екатерине II удавалось поддерживать активное сальдо, в том числе за счет проведения протекционистской таможенной политики, сдерживающей импорт товаров, которые производились или могли быть произведены в стране. К числу активных торговых партнеров России в конце XIX-начале XX вв. принадлежали Англия, Голландия, Австрия, Франция, Португалия, а также Турция, Персия и другие восточные страны.

Проведение реформ нуждалось в значительной финансовой базе. Налоги, как правило, собирались с недоимками, а дальнейшее усиление налогового бремени не представлялось возможным. В этих условиях для покрытия бюджетного дефицита государство решилось на выпуск бумажных денег. С 1766 г. два банка в Москве и Санкт-Петербурге получили право выпускать ассигнации только в обмен на сдаваемые металлические деньги. В 1769 г. эти банки были объединены в один, названный Ассигнационным, который уже выпускал деньги без всяких депозитных операций. Но к 1786 г. свободный обмен ассигнаций был прекращен, вследствие чего их ценность стала неуклонно падать, и к концу века рубль обесценился на треть. Другим и достаточно новым источником пополнения казны стали государственные займы. Впервые внешний заем был получен в 1769 г. в Амстердаме на сумму 7,5 тыс. Кредитором России стали также генуэзские банкиры, выдав заем на 1 млн. пиастров. К концу века внешний долг России составлял 41,1 тыс. руб. Общий государственный долг, включая откупа, выпуск бумажных денег и пр., составлял 216 млн. руб. Уплата же процентов по долгам поглощала ежегодно свыше 5 % государственного бюджета.