Марксизм экономическая школа основные идеи. Теория марксизма – это: кратко и понятно об основных положениях

  • 10.12.2021

Довел до уровня научной теории идею классиков политической экономии о двойственном характере труда (в их работах не было четкого разделения потребительной стоимости и стоимости, абстрактного и конкретного труда).

Он установил, что обмен является существенным условием превращения продукта труда в товар, определения стоимости товара, его реализации.

Классическая политическая экономия не создала целостного учения о рыночной системе ведения хозяйства. Этот пробел по-своему восполнила австрийская школа экономической теории . Ее основали профессора Венского университета Карл Менгер (1840 - 1921) , Ойген Бем-Баверк (1851 - 1914) и Фридрих фон Визер (1851 - 1926) .

Объект исследования неоклассической экономической теории - поведение Homo economicus - «человека экономического», который в качестве продавца рабочей силы, потребителя или предпринимателя пытается максимизировать свой доход, свести к минимуму затраты (или усилия).

Основной категорией анализа сторонники неоклассической экономической теории считают предельную полезность, противопоставляя ее теории трудовой стоимости. Стоимость товара они определяют полезностью последнего, наименее необходимого предмета потребления, то есть предельной полезностью.

Основоположник американской школы экономической теории Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) дополнил концепцию австрийских ученых своей теорией предельной производительности труда и капитала и прямо противопоставил эту теорию политэкономическому учению о прибавочной стоимости. Доходы рабочих и бизнесменов, по мнению Дж.Б. Кларка, соответствуют реальному вкладу труда и капитала в конечный продукт производства, что ведет к гармонии классовых интересов капиталистов и рабочих (теория предельной производительности факторов).

Введение в теорию предельных величин привело к возникновению математической школы в экономике (английский ученый У. Джевонс , швейцарский экономист М.Э.Л. Вальрас , итальянский исследователь Б. Парето). С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) математические зависимости в производстве, потреблении и рынке. Таким способом изыскиваются оптимальные варианты использования производственных возможностей при ограниченных ресурсах.

Введение

1. Экономическая теория К. Маркса

2. Критика марксовской теории

3. Интеллектуальное значение марксизма

4. Особенности применения теории К. Маркса в условиях финансового кризиса

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с возрастанием интереса к теоретическому наследию К. Маркса на современном этапе экономического развития.

Глобальный финансовый кризис во всем мире вызвал небывалый всплеск интереса к главному труду Карла Маркса. В Великобритании и Германии, к примеру, спрос на «Капитал» за последнее время вырос втрое. По всей Европе книгу публикуют издательства, не разделяющие принципы марксизма.

В Японии в список бестселлеров попал комикс по мотивам «Капитала», а в Китае фундаментальное творение положат на язык песни и танца. Тем временем, на страницах капиталистических газет все чаще появляются положительные рецензии на учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага.

The Guardian высказывается мнение, что коммунизм – это, возможно, жизнеспособная альтернатива капитализму в современных экономических условиях.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать основные положения учения К. Маркса и возможности ее применения в современных условиях финансового кризиса.

Объектом исследования является процесс развития финансового кризиса в современных условиях экономического развития.

Предметом исследования являются основные положения теории марксизма:

    Средства производства - уникальныйтовар, функциятруда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара также необходима обслуживающая сила -рабочая сила.

    капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредотачиваются в руках немногих собственников.

    Стоимость произведённого рабочей силой продукта выше стоимости ее труда (зарплаты), разница между ними, поМарксу, являетсяприбавочной стоимостью, часть которой идёт в карман капиталисту, часть вкладывается в новые средства производства, для получения в будущем ещё большей прибавочной стоимости.

    Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений .

1 . Экономическая теория К. Маркса

Карл Маркс родился в Германии, там же получил философское образование, однако большая часть его самостоятельной жизни прошла в эмиграции: сначала во Франции и Бельгии, затем – в Англии, где он жил и работал с 1849 года.

Идеи Маркса оказали мощное воздействие на многие области обществознания – историю, социологию, политологию, политическую экономию

На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю XX века. В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии, в Китае она выполняет эту роль и поныне.

Для Маркса экономическая теория никогда не была самоцелью. Он обратился к ней как социальный философ, искавший в экономике пружины общественного развития.

Это случилось в 40 е годы XIX века, когда классическая политическая экономия была синонимом экономической науки, хотя высшая точка в ее развитии уже миновала, и тон в ней задавали эпигоны. Маркс не был удовлетворен тем, что нашел в экономической литературе, это и подтолкнуло его к собственным политико-экономическим исследованиям.

Свою теорию он рассматривал как альтернативу классической школе, однако в исторической ретроспективе именно марксизм оказался наиболее последовательным хранителем ее интеллектуальной традиции в XX века.

Сочетание преемственности и самобытности в экономической мысли Маркса отразило главную особенность ее происхождения: она сформировалась как синтез политической экономии Д. Рикардо и философии Г. Гегеля.

В своем представлении об экономике как объекте познания Маркс следовал за Рикардо; в своем подходе к осмыслению этого объекта он руководствовался методом Гегеля.

Основу теории составляют схемы воспроизводства – абстрактные теоретические модели, построенные на целом ряде упрощающих предпосылок.

В самом способе определения стоимости заключается первая принципиальная особенность теории К. Маркса.

Стоимость товара распадается, по Марксу, на три части, из которых только одна имеет прямой эквивалент в формуле цены Смита:

где с – затраты постоянного капитала, соответствующие затратам средств производства, израсходованным при производстве данного товара;

v – затраты переменного капитала, соответствующие затратам на заработную плату рабочих;

т – прибавочная стоимость, составляющая конечный доход самих капиталистов.

В то время как стандартное деление капитала на основной и оборотный связано со способом возмещения капитальных затрат в цене продукта.

В рамках экономической теории К. Маркса деление капитала на постоянный и переменный вытекает из его теории прибавочной стоимости.

Постоянный капитал это часть капитала, стоимость которого воспроизводится в цене продукта в неизменной величине – речь идет о капитальных затратах на средства производства, будь то оборудование или сырье и материалы.

Переменный капитал – это часть капитала, авансируемая для найма рабочей силы; именно эта часть капитала вовлекает в производство живой труд рабочих – источник всей вновь создаваемой стоимости, и тем самым обеспечивает не только покрытие соответствующих капитальных затрат, но и приращение первоначальной капитальной стоимости.

Таким образом, для стандартного капитала в сфере производства будет справедливо следующее соотношение:

Рис. 1 Структура капитала

Во-вторых, экономика разделена на два сектора: производство средств производства и производство предметов потребления, в рамках которых создается весь общественный продукт. Таким образом, стоимость общественного продукта может быть представлена как сумма стоимости продуктов двух подразделений:

Q 1 =C 1 + V 1 + М 1

Q 2 = C 2 +V 2 + M 2

В-третьих, Маркс лишь в особо важных для него случаях проводит различие между авансированным капиталом и потребляемым капиталом.

Как правило, он исходит из предположения, что годовые затраты постоянного и переменного капитала совпадают по величине с их запасом по состоянию на начало соответствующего периода.

Главной темой исследования Маркса было накопление капитала, так что абстракция простого воспроизводства была для него не более чем промежуточным логическим этапом на пути к более важной цели – анализу расширенного воспроизводства.

Однако выигрывая в реалистичности, схема расширенного воспроизводства заметно уступает в наглядности. Здесь нет четкой увязки между подразделениями и видами доходов: прибавочная стоимость обменивается на продукцию обоих подразделений, а чистый продукт охватывает не только фонд потребления, но и фонд накопления.

В теориях прибавочной стоимости, воспроизводства и в целом в первых двух томах «Капитала» Маркс исходил из предпосылки, что каждая единица усредненного рабочего времени создает равную величину прибавочной стоимости, независимо от сферы производства.

В то же время он разделял общее убеждение в том, что рыночная конкуренция ведет к усреднению норм прибыли между отраслями.

Оба эти условия могут выполняться одновременно только при допущении, что соотношение затрат на заработную плату и прочих капитальных затрат также едино во всех сферах экономики. Однако такое допущение заведомо нереалистично. В I томе «Капитала» Маркс ограничился констатацией важности проблемы и обещанием обстоятельно рассмотреть ее позднее, в третьей книге своего сочинения.

Решение проблемы, предложенное Марксом в III томе «Капитала», вытекало из общей логики его анализа капитализма: первоначальным объектом такого анализа была лишь базовая структура общества–отношения между основными его классами, и лишь на последующих этапах рассмотрение переходило на более конкретные уровни, в частности включало в свою орбиту внутреннюю структуру капитала и, соответственно, отношения внутри класса капиталистов.

Кризисы перепроизводства – одно из самых ярких свидетельств противоречивости капитализма – не могли не привлечь пристально го внимания Маркса. Постоянство, с которым они повторялись в се редине XIX века, и социальные потрясения, которыми они сопровождались, служили для Маркса свидетельством того, что капитализм как носитель общественного прогресса себя исчерпал, и эпоха его господства подходит к концу.

Анализ различных аспектов экономических кризисов можно найти во многих работах Маркса, в том числе во всех томах «Капитала».

Хотя эти разбросанные фрагменты так и остались, по выражению И. Шумпетера, «ненаписанной главой» в теоретическом наследии Маркса, впоследствии они стали отправной точкой для многих исследователей темы экономических кризисов и циклов.

2 . Критика марксовской теории

Критика основных положений теории К. Маркса сформировалась практически сразу же после выхода в свет его работ.

Одним из главных источников теоретических и практических ошибок марксизма является ошибочность трудовой теории стоимости вообще и теории прибавочной стоимости в частности.

В соответствии с этими теориями наемный работник производит необходимую стоимость, равную стоимости воспроизводства своей рабочей силы и прибавочную стоимость, отчуждаемую собственником средств производства.

Так как необходимая стоимость – по Марксу – целиком используется для воспроизводства наемной рабочей силы, то источником накопления любых видов богатства может служить только прибавочная стоимость. А прибавочная стоимость в марксизме изначально криминальна: она рождается исключительно посредством эксплуатации через увеличение продолжительности рабочего времени сверх необходимого, за пределами которого как раз-то и производится прибавочная стоимость.

К тому же, из произведенной наемной рабочей силой прибавочной стоимости, – по Марксу, – не без помощи обмена рождается главное средство эксплуатации – капитал.

Отсюда основные идеологические постулаты марксизма: уничтожение неразрывной пары – частной собственности и наемного труда, уничтожение рыночных отношений в целом, установление вместо всего этого криминала диктатуры пролетариата, которая и должна была обеспечить честное и справедливое – по труду – распределение благ в обществе.

В отличие от своих предшественников, которые определяли политическую экономию как науку о богатстве, либо науку о народном хозяйстве, К.Маркс показал, что политическая экономия является наукой, изучающей производственные отношения людей, законы развития общественного производства и распределения материальных благ на различных ступенях человеческого общества.

Используя в качестве теоретической основы наследие великих классиков В.Петти, Ф.Кенэ, А.Смита, Д.Рикардо, а также других экономистов, К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали экономическое учение, в центре которого оказалась теория эксплуатации труда капиталом. С учетом нарастающих социально-экономических противоречий того времени был сделан вывод об исторической ограниченности строя частного предпринимательства, т.е. капитализма как общественно-экономической формации.

Марксистский подход основан на характеристике экономической системы как способа производства — единства двух составляющих: производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Производительные силы — отражают отношение человека к природе и являются комплексом основных факторов производства: вещественного и личного. Производительные силы включают в себя средства труда, предметы труда и рабочую силу. Производственные отношения — объективные отношения, возникающие между людьми по поводу материальных благ и услуг в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Основу этих отношений образуют отношения присвоения — отчуждения, т.е. отношения собственности, определяющие способ соединения рабочей силы и средств производства, как основных факторов производства.

Согласно марксистской трактовке совокупность производственных отношений образует базис общества. Он обслуживается соответствующей надстройкой в виде политических, религиозных, юридических и т.п. отношений. Способ производства и соответствующая ему надстройка, находящиеся в тесном взаимодействии, образуют общественно-экономическую формацию.

С этих позиций выделяется 5 исторических общественно-экономических формаций:

  • первобытнообщинная
  • рабовладельческая
  • феодальная
  • капиталистическая
  • коммунистическая (социалистическая)

Позитивным моментом формационного подхода выступает признание решающей роли экономики или материального производства в обеспечении общественного развития, выделении господствующих форм собственности и ее реализации через присвоение части создаваемого продукта. Но к существенным недостаткам формационного подхода следует отнести доминирование идеологических моментов, недооценку нематериального производства, эволюционных форм развития общества и переоценку насильственных факторов в его динамике (военные перевороты, революции). Историческое развитие предстает как прерывистое, дискретное, игнорируются закономерности развития смешанных экономических систем. В итоге формационный подход значительно упрощал понимание эволюции общества.

В научном наследии К.Маркса главным является его экономическое учение. Раскрытию основного экономического закона движения капиталистического общества К.Маркс посвятил свое основное произведение «Капитал». В нем анализ системы экономических отношений начинается с товара как «элементарной клеточки» капитализма. В товаре, по мнению К.Маркса, в зародыше заложены все противоречия исследуемой системы. Товар имеет двойственную природу:

  • во-первых, товар способен удовлетворять потребности людей, т.е. он обладает потребительной стоимостью
  • во-вторых, производится для обмена и способен обмениваться на другие товары, т.е. обладает стоимостью

Теория стоимости является фундаментом грандиозного здания марксистской политической экономии. Суть ее в том, что обмен товарами в обществе происходит в соответствии с тем количеством абстрактного труда, который затрачен на их производство. Продолжая рикардистскую традицию понимания стоимости, К.Маркс внес в ее анализ принципиально новый момент — учение о двойственном характере труда.

Двойственный характер труда означает, что труд в товарном производстве является одновременно конкретным и абстрактным. Конкретный труд — труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением, направленный на создание какого-то конкретного продукта. Результатом конкретного труда является потребительская стоимость. Абстрактный труд это общественный труд (затраты мускулов, энергии, мозга), отвлеченный от его конкретной формы. Абстрактный труд является мерилом разных конкретных частных видов труда. Его результатом является стоимость товара, проявляющаяся в меновой стоимости, т.е. пропорции обмена одного товара на другой.

Величина стоимости товара определяется количеством общественно необходимого рабочего времени, затраченного для его изготовления. Общественно необходимое рабочее время — время, которое требуется для изготовления какой-либо стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. С помощью этих понятий формулируется закон стоимости: в процессе обмена товары обмениваются по их стоимости как эквивалент на эквивалент. Это — закон равновесия на рынке, закон товарного обмена.

К.Маркс ввел в экономическую науку понятие прибавочной стоимости. Учение о двойственном характере труда позволило К.Марксу раскрыть «тайну» прибавочной стоимости. Классическая школа не смогла объяснить происхождение прибыли на основе трудовой теории стоимости: ведь если богатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то прибыль должна отсутствовать. Принципы трудовой стоимости и эквивалентности обмена оказывались во взаимном противоречии. К.Маркс решает проблему, вводя новое понятие – «товар рабочая сила». Рабочая сила, по Марксу, имеет потребительскую стоимость и стоимость. Стоимость этого товара соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, а потребительская стоимость определяется способностью рабочей силы к труду. Капиталист покупает на рынке не труд, а рабочую силу, т.е. способность трудиться. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс называет прибавочной стоимостью. Прибавочная стоимость является источником прибыли капиталиста. Рабочая сила, таким образом, является особенным товаром, способным создавать стоимость большую, чем стоимость рабочей силы.

Прибавочная стоимость создается абстрактным общественным трудом и выступает как неоплаченный труд рабочего. В течение рабочего дня рабочий должен сначала произвести стоимость, эквивалентную стоимости его рабочей силы. Затрачиваемый на это труд Маркс назвал необходимым трудом. Всю остальную часть рабочего дня рабочий занят прибавочным трудом, создавая прибавочную стоимость. Соотношение прибавочного и необходимого труда и соответственного затраченного работником рабочего времени характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами. Следовательно, рабочая сила, покупаемая на рынке труда за заработную плату, не только окупает себя, но и служит источником прибавочной стоимости, которую капиталист присваивает безвозмездно, обладая собственностью на средства производства.

К.Маркс, создав учение о прибавочной стоимости, показал капиталистическую эксплуатацию, как процесс присвоения капиталистами прибавочной стоимости, созданной рабочими. К.Маркс видит два пути повышения степени эксплуатации:

  1. прямое увеличение прибавочного труда за счет удлинения рабочего дня
  2. изменение соотношения прибавочного и необходимого труда в пределах фиксированного рабочего дня

Первый путь он называет получением абсолютной прибавочной стоимости, второй — получением относительной прибавочной стоимости.

Первый характерен для раннего капитализма, второй – для зрелых его форм. Сокращение необходимого времени может быть достигнуто при удешевлении средств существования рабочих, за счет роста производительности труда.

Маркс выделяет еще один путь увеличения прибавочной стоимости: получение избыточной прибавочной стоимости путем снижение индивидуальных издержек производства по сравнению с общественно необходимым. Но этот вид прибавочной стоимости не может присваиваться всеми капиталистами, и даже у отдельных капиталистов он носит временный характер, связанный с применением инноваций до тех пор, пока они не станут общественным достоянием. Следовательно, прибавочная стоимость всегда выступает как результат эксплуатации рабочего, который бесплатно работает на капиталиста.

На основе теории прибавочной стоимости К.Маркс раскрыл категорию «капитал» как самовозрастающую стоимость, выражающую отношения эксплуатации и ввел деление капитала по принципу участия в создании стоимости: на постоянный капитал, представленный в виде средств производства, и переменный капитал, вложенный в рабочую силу. Постоянный капитал (с) – капитал, который в процессе производства не меняет своей величины. Конкретным трудом рабочего он сохраняется и переносится на готовый продукт. Переменный капитал (v) в процессе производства увеличивается благодаря абстрактному труду рабочего, который не только воспроизводит стоимость рабочей силы, но и создает прибавочную стоимость (m). Деление капитала на постоянный и переменный раскрывает двойственную природу стоимости товара. Последняя состоит из перенесенной стоимости (с) и новой стоимости (v + m). В результате стоимость созданного товара выражается:

Капитал в своем движении постоянно увеличивается за счет прибавочной стоимости. Возрастание капитала за счет прибавочной стоимости К.Маркс называет накоплением капитала. Накопление капитала сопровождается изменением его структуры, которая представлена органическим строением капитала, выраженным отношением постоянного капитала к переменному.

Поскольку органическое строение капитала вследствие технического прогресса повышается, спрос на рабочие руки растет медленнее, чем величина капитала. Отсюда, по К.Марксу, неизбежность роста армии безработных, а следовательно, ухудшение положения рабочего класса по мере развития капиталистического производства. К.Маркс сформулировал «всеобщий закон капиталистического накопления»: накопление богатства на одном полюсе, у класса капиталистов, сопровождается накоплением нищеты, ухудшением положения рабочего класса на другом полюсе.

Рост органического строения капитала обусловлен тем, что в погоне за прибылью, в борьбе с конкурентами капиталист вынужден применять новые технологи и машины, заменяя ими живой человеческий труд. Такая стратегия экономического поведения имеет далеко идущие последствия:

  • во-первых, она ведет ко все большей концентрации производства и капитала в руках немногочисленной верхушки общества, которая быстро обогащается на фоне обнищания огромного большинства населения
  • во-вторых, снижается потребность в живом труде, а значит, растет число безработных, не имеющих средств к существованию
  • в-третьих, постепенно снижается норма прибыли на применяемый капитал, так как, по Марксу, новая стоимость создается только живым трудом, а его требуется все меньше и меньше

Главный вывод, к которому приходит Маркс, состоит в том, что положение и интересы капиталистов и наемных рабочих диаметрально противоположны, непримиримы в рамках капиталистической системы, которая непрестанно делит общество на два полюса: собственников средств производства, покупающих и эксплуатирующих чужую рабочую силу, и пролетариев, у которых нет ничего, кроме рабочей силы, которую они вынуждены постоянно продавать, чтобы не умереть с голода. Таким образом, учение о внутренних законах развития капитализма превратилось в учение об исторической неизбежности его гибели и обосновании революционного перехода к социализму. В недрах капитализма создаются объективные и субъективные условия его уничтожения, предпосылки замены капитализма новым, лишенным эксплуатации обществом. Решение этой проблемы происходит революционным путем. Исследованием исторической тенденции капиталистического накопления завершается первый том «Капитала».

Второй том «Капитала» вышел в свет в 1885 году. Он посвящен исследованию процесса производства как единства производства и обращения сначала применительно к индивидуальному, а затем — к общественному капиталу. К.Маркс анализирует кругооборот трех функциональных форм капитала, денежного, производительного и товарного. В этом томе вводятся категории основного и оборотного капитала, издержек обращения. Рассматриваются проблемы воспроизводства.

К.Маркс построил схемы простого (неизменного по масштабу) и расширенного воспроизводства. Все общественное воспроизводство он разбивает на два подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Их взаимосвязь представлена уравнением, в котором фигурируют постоянный и переменный капитал и прибавочная стоимость. Вывод из модели сводится к следующему: при простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первого подразделения должна равняться постоянному капиталу второго подразделения, а при расширенном воспроизводстве — больше этого постоянного капитала. Схемы простого и расширенного воспроизводства показывали, каким образом осуществляется обмен между двумя подразделениями, воспроизводятся экономические отношения. Рассматривая проблемы воспроизводства, К.Маркс разрабатывает теорию цикла. Отвергая сэевскую концепцию невозможности всеобщих кризисов производства, он доказывал их неизбежность в силу анархии производства. Капиталистическое производство движется через фазы кризиса, депрессии, оживления, подъема — к новому кризису. Внутренняя логика развертывания экономического кризиса раскрывается через следующие положения:

  • зависимость инвестиционной активности от нормы прибыли
  • обратную зависимость уровня заработной платы и нормы прибыли
  • наличие «резервной армии труда», т.е. постоянное превышение предложение над спросом на рынке рабочей силы

Период экономического подъема характеризуется наличием стимулов к накоплению капиталов, растущим спросом на рабочую силу, сокращением безработицы, повышением заработной платы и, следовательно, снижением нормы прибыли. Падение нормы прибыли достигает такой точки, что стимулы к накоплению капитала перестают действовать и инвестиции прекращаются, растет безработица, снижается заработная плата, падают цены, обесцениваются накопленные запасы. Эти процессы в свою очередь вызывают повышение нормы прибыли, что восстанавливает стимулы к накоплению капитала, начинается оживление, а затем и подъем в экономике.

Маркс обратил внимание на то, что цикл приобретает повторяющийся, регулярный характер, поскольку получает материальную основу в виде цикла обновления основного капитала. Кризис синхронизирует выбытие оборудования, начало фазы подъема создает условия для новых массовых закупок и, соответственно, синхронизации процессов его морального старения, последующего выбытия и массовых закупок. Выделение материальной основы 10- летних циклов развития производства при капитализме — важное теоретическое достижение Маркса. В течение каждого цикла происходит реструктуризация экономики, сопровождающаяся ростом инвестиций и созданием рабочих мест ради максимизации прибыли до тех пор, пока в процессе накопления не возобладают тенденции нормы прибыли к понижению, влекущие за собой сокращение производства, занятости, доходов, вследствие чего наступает новая кризисная ситуация. Конечной причиной кризисов, по мнению К.Маркса, является бедность населения и ограниченность спроса, что свидетельствует о необходимости изменения экономической системы.

К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что коммунистическое общество пройдет в своем развитии две стадии («социализм» и «коммунизм»). На первый стадии исчезает частная собственность, планирование сломает анархию производства, распределение будет осуществляться по труду, товарно-денежные отношения постепенно будут отмирать. На второй стадии реализуется принцип «от каждого по способности – каждому по потребности».

Заслуги марксизма в развитии экономической теории огромны. Во-первых, был выявлен ряд важнейших черт рыночной экономической системы, связанных с растущей концентрацией производства и капитала, усилением кризисных явлений, эксплуатацией наемных рабочих. Во-вторых, создан новый язык экономической науки, связанный с учением о прибавочной стоимости.

Научное наследие, оставленное К.Марксом, прочитывается по-разному и остается предметом непрекращающихся дискуссий, обсуждений, споров.

Одни пытаются опровергнуть теорию К.Маркса, другие отстаивают ее справедливость, а порой и незыблемость его основных положений и выводов.

Не все идеи марксизма нашли подтверждение в жизни. Не оправдались такие предположения, как положения о непрерывном снижении реальной заработной платы и уровня жизни рабочих, об обнищании пролетариата и классовой поляризации, неизбежности социалистической революции.

К. Марксом и Ф. Энгельсом были недооценены потенциальные силы рыночной системы, ее способности к саморазвитию и видоизменению.

Более взвешенной, объективной оценкой марксистского наследия является стремление уточнить и переосмыслить идеи, содержащиеся в его трудах, с позиций происходящих перемен, выводов экономической науки, достижений общечеловеческой культуры.

Бесспорный вклад марксизма в развитие теории признается всеми без исключения учеными. Марксизм представлял собой стройную научную теорию, в которой были отражены реалии своего времени и многочисленные фактические данные. Научная разработка многих злободневных проблем позволяет его использовать наряду с другими экономическими теориями для выработки современной научной концепции общественного развития.

После этого краткого изложения основных теоретических положений Карла Маркса попытаемся выяснить общий характер социалистической школы, носящей его имя28 и отличающейся от уже изученных нами социалистических школ.

а) Она с гордостью высказывает притязания на титул научного социализма, но еще следует хорошенько понять этот эпитет. Марксизм с большей резкостью, чем делали это даже экономисты, высмеивает все фаланстеры, все икарийские республики и все системы более или менее интегральной ассоциации. Он не претендует составить новый план, а только, по словам Лабриолы, предается как бы "научному и разумному откровению относительно пути, который пробегает ваше гражданское общество (да простит меня тень Фурье29)". Он ограничивается выяснением смысла эволюции, которая - худо ли, хорошо ли - увлекает человеческие общества, и указанием на тот пункт, к которому ведет их ход вещей.

По своему методу марксизм стоит значительно ближе к классической политической экономии и ее концепции естественных законов, чем к социализму. И это вне всякого сомнения. Теоретические положения Маркса имеют свои корни в теориях великих экономистов начала XIX столетия, и главным образом Рикардо. Маркс - наследник последнего по прямой линии. Он является его наследником не только в своей теории, основанной на трудовой ценности, в теории антагонизма между прибылью и заработной платой, даже в теории ренты, т.е. во всех тех доктринах Рикардо, которые слегка видоизмененными перешли в марксистскую доктрину и составляют в ней могущественный остов, но и, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, даже в своем абстрактном догматическом методе и в своих туманных формулах, которые постоянно позволяют его ученикам говорить, что их не поняли и что придали им эзотерический смысл, - все точно так же, как у Рикардо”. Правда, Маркс опирается на богатые наблюдения над фактами (мы показали, впрочем, что и Рикардо был обязан наблюдениям больше, чем думают это), но он упрощает и обобщает их, чтобы извлечь из них чисто схематические построения, точно так, как делал именно сам Рикардо, а затем и его ученики. Это до такой степени верно, что ныне остается у правоверных марксистов единственным ресурсом для защиты теоретических построений учителя, которые кажутся недоказуемыми, как, например, трудовая теория и ценности, - они говорят, что Маркс предполагал (вот рикардианское "предположим, что") общество, где труд был бы повсюду однородным и тд.31 Марксизм есть поэтому привитый к классическому дереву побег, и хотя оно изумляется и негодует на страшные обременяющие его плоды, однако это оно питает его своими соками. Потому-то можно было написать, что "Капитал" - "не первая книга критического коммунизма, а последняя великая книга буржуазной экономии"32.

Марксизм не только продолжает и уважает политическую экономию (и коща он делает бурные атаки на экономистов, то это для того, чтобы доказать им, что они не понимают ее), но и- что покажется особенно неожиданным, - продолжает и уважает капитализм13. Он удивляется великому, совершенному им делу, он бесконечно благодарен ему за ту истинно революционную роль, которую он играл, и за то, что он так хорошо подготовляет гнездо, ще поместится коллективизм почти без нужды прибегать к каким-нибудь переменам в нем34.

Все-таки марксисты сильно недовольны экономистами классической школы. Марксисты.упрекают их за то, что они не решились признать (потому что это было не в интересах консерваторов и буржуа) относительный и преходящий характер изучаемой ими социальной организации. Классики думали и учили, что, например, собственность и наемный труд - вечные институты. Они воображали, что мир навсегда застыл в своем современном буржуазном состоянии, и не хотят знать, что последнее есть также лишь "историческая категория", которая исчезнет подобно другим35.

б) Марксизм расходится со всеми прежними социалистическими школами в том, что слагает с себя всякие хлопоты о справедливости и братстве, которые занимали такое большое место во французском социалистическом движении. У него речь идет не о том, чтобы знать, что будет самым справедливым, а просто-напросто о том, что будет. Теоретические положения коммунистов вовсе не покоятся на идеях. Они суть лишь общее выражение данных фактических условий36.

И они приписывают фактам такое значение не только в экономической области, они прибегают к ним и для объяснения всех общественных отношений, даже отношений, так сказать, высшего порядка: политики, литературы, искусства, морали и религии. Все объясняется фактами экономического порядка, и прежде всего относящимися к производству фактами, в особенности теми, которые касаются технических орудий производства и их приложения. Например, фактами, касающимися производства хлеба, а в области производства хлеба последовательными переходами от ручной мельницы в древности к водяной в средние века и к паровой в настоящее время определяется смена кустарной промышленности капиталистической и этой последней - крупной индустрией. Состояния рабства, крепостничества, наемничества, а также последовательные этапы цивилизации вообще также объясняются вышеуказанными фактами гораздо лучше, чем прогрессом освободи тельных идей или другой "буржуазной болтовней" такого же калибра. Таковы истинные основания, на которых возвышается все остальное. Эта концепция, выходящая за пределы политической экономии в собственном смысле и составляющая целую философию истории, стала знаменитой под именем исторического материализма”.

Эта материалистическая концепция, взятая в вульгарном смысле слова, по-видимому, слагает с марксизма всякое попечение о морали, всякую сентиментальность и, по часто повторяемому выражению Шефле, сводит социальный вопрос к "вопросу желудка". Потому-то она с трудом была принята французскими социалистами, и последние усиленно стараются окружить ее некоторым ореолом.

Но истинные марксисты говорят, что такие поправки бесполезны и свидетельствуют только о полном непонимании того, что такое материализм, ибо принятый в надлежащем смысле, т.е. в эзотерическом смысле, как надлежит поступать со всяким марксистским положением, исторический материализм вовсе не исключает идеализма, он исключает только идеологию, что не одно и то же. Но он не ведет человека к фатальному подчинению материальной среде, наоборот, он видит эволюцию в "сознательном, хотя и невольном, усилии людей, упорно ищущих выхода из социальных условий, в которых они находятся". В таком случае исторический материализм был бы в последнем счете как бы философией усилия. Понятно, что трудно критиковать такую неуловимую доктрину.

в) Марксистский социализм отличается от прежнего социализма тем, что он хочет быть исключительно рабочим, - черта, придающая ему особую физиономию и силу. Этим объясняется, почему в то время, как все другие социалистические системы потеряли кредит и исчезли, марксистский социализм (несмотря на то, что, как мы сейчас увидим, немногое осталось от теории его основателя) сохранил всю свою мощь и оживает в новых формах.

Социализм первой половины XIX века в своем широком гума- нитаризме обнимал всех без различия людей - и рабочих, и буржуа, и даже, как мы видели, на богатых, на правящие классы рассчитывали Оуэн, Сен-Симон, Фурье для основания будущего общества. Не то у марксизма. Последний решительно отвергает всякое соглашение, даже всякую мировую сделку с буржуазией, и не только с капиталистами, но и с интеллигентами и со "всем наслоением, образующим официальное общество". Истинный социализм не что иное, как совокупность интересов рабочего класса, и его полное осуществление возможно лишь при достижении последним политической власти.

Правда, можно сказать, что во все времена социализм был не чем иным, как тяжбой бедных с богатыми, но тяжба завязывалась на почве распределительной справедливости, и потому она была безысходной. С марксизмом антагонизм возведен в научный закон под именем борьбы классов, борьбы бедных против богатых, ибо речь идет не о качественном различии, а о конститутивном. Борьба классов - это лозунг, который немало содействовал успеху марксизма, ибо даже те, кто ни слова не понимает в его теории (т.е. почти целиком весь рабочий класс), не забудут этой формулы, ее будет достаточно, чтобы всеща держать пар под давлением.

Борьба классов не новое явление, ибо "история всякого общества вплоть до наших дней была лишь историей борьбы классов". Но если так было всеща в прошлом, не так будет в будущем. Та борьба, при которой мы ныне присутствуем, - и это придает ей трагический интерес - будет последней, ибо коллективистский строй "уничтожит те самые условия, которые приводят к антагонизму классов, уничтожит существование самих классов". Отметим мимоходом, что это пророчество не лишено сильной дозы того утопического оптимизма, в котором марксисты так жестоко упрекают наших старых французских социалистов.

г) И наконец, марксизм отличается от большинства предыдущих социалистических школ чисто революционным и даже, как говорят иноща, катастрофическим характером. Уже сам девиз его "борьба классов" довольно ясно говорит об этом. Однако если вспомнить, что эпитет "революционный" применяется марксистами к действиям самой буржуазии, то станет понятным, что совершенно не придется принимать его здесь в вульгарном смысле.

Революция будет состоять в устранении владеющего класса рабочим классом, но это устранение вовсе не предполагает ни гильотины, ни даже уличной революции. Оно сможет произойти мирным путем: или политическим и легальным путем, если рабочий класс приобретает большинство в парламенте, - вероятность, по- видимому, довольно основательная, ибо он уже располагает большинством голосов избирательного корпуса, во всяком случае в странах со всеобщим избирательным правом; или путем экономическим, если, например, рабочим ассоциациям удастся непосредственно организовать все экономические предприятия и оставить капитализм в состоянии пустой скорлупы.

Конец или катастрофа может наступить также другим путем, и даже наиболее ожидаемым марксистами, - в форме экономического кризиса, который снесет капитализм и будет необходимым последствием самого капиталистического строя, так что последний покончит, так сказать, самоубийством, саморазрушением. Кризисы, как мы видели, играют очень большую роль в учении Маркса.

Тем не менее если марксизм не предполагает непременно насилия, то он и не исключает его. Он даже предполагает его довольно вероятным, ибо эволюционного движения будет, конечно, недостаточно для выявления новых социальных форм из старых, для превращения куколки в бабочку. "Сила - повивальная бабка при родах всякого нового общества".

Здесь не место для ложной чувстительности. Зло и страдание - необходимые пружины эволюции. Если можно было бы уничтожить рабство, крепостничество или экспроприацию ремесленников капиталистами и тд., то пришлось бы испортить пружины эволюции, и из этого получилось бы больше зла, чем добра. Каждый этап несет с собой некоторые неприятные, но необходимые для наступления высших форм условия. По этому основанию реформизм буржуазных филантропов и проповедь социального мира были бы пагубными, если бы они были действительными. Без антагонизма нет прогресса. Заметно, что этот высокомерный индифферентизм к страданиям, присущим переходным периодам, тоже наследие классической экономической школы и еще одна черта сходства с нею. Последняя так же выражала, говоря о конкуренции, маши- низме, разрушении мелкой промышленности крупной. Марксизм допускает только такие реформы, целью которых является не "реформирование" общества, а содействие скорейшему наступлению революции, такие реформы, которые "могут сократить период беременности и облегчить муки родов".

Тема 5. Экономическое учение К. Маркса

План

5.1. Исторические условия возникновения марксизма.

5.2. Методология К. Маркса.

5.3. Марксизм как продолжение классической школы политэкономии.

5.4. Марксизм и современность.

5.1. Исторические условия возникновения марксизма

Марксизм как система философских, экономических и социально-политических взглядов возник в середине 19 века, его основоположниками являются немецкие ученые Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

– это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места, "открытие экономического закона движения современного общества”. Возникновение марксизма как целостной теоретической системы, отражающей интересы пролетариата, было подготовлено всем ходом развития общества, предшествующим развитием капитализма.

Материальной предпосылкой формирования марксизма, является развитие производительных сил и дальнейшие изменения системы производственных отношений капитализма.

Промышленный переворот, произошедший в начале 19 века, сначала в Англии, а затем в других странах Западной Европы, привел к тому, что основой экономики становится машинное производство, быстрый рост фабрик, заводов, изменение старых форм производственных отношений, классовой структуры общества. Развитие машинного производства на ранних стадиях вызвало ухудшение положения рабочего класса и обострение противоречиймежду пролетариатом и буржуазией, которое проявилось в восстании лионских ткачей в Германии (1844 г.)

Обострение социальных и экономических противоречий предопределило необходимость переосмысления ряда положений экономической теории, которые связывали с промышленным переворотомобщественный прогресс и рост благосостояния народа. Углубление противоречий капитализма и неспособность старых буржуазных экономических теорий найти пути их разрешения являются также предпосылками формирования марксизма. Кроме того, на арену исторической борьбы вышел пролетариат, и его классовая борьба с буржуазией в наиболее развитых странах Европы выступила на первый план. Возникла потребность в теоретическом обосновании экономических и политических требований рабочего класса. Эти задачи и реализовал марксизм. Творческое наследие основоположников этого учения насчитывает несколько десятков томов, среди которых приоритет принадлежит четырехтомнику "Капитал” К. Маркса. Первый том "Капитала” вышел в свет в 1867 г. После смерти К. Маркса, Ф. Энгельс осуществил редакцию II и III томов, IV том был опубликован лидером германской социал-демократии К. Каутским в 1905-1910 годах и называется "Теория прибавочной стоимости”.

Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по "классической” школе экономической мысли, особенноА.Смита и Д.Рикардо. К классикам относится и К.Маркс, который довел науку о производстве богатства до совершенства.

Предметом политической экономии К. Маркс, как и все классики, считал историческое исследование проблем сферы производства. Только производственным отношениям людей по поводу производства он придает классовый характер и рассматривает их с позиции интересов пролетариата, обосновав его историческую миссию.

5.2. Методология К. Маркса

По признанию самого К. Маркса, как ученый методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и Фейербаха и французского утопического социализма.

От других направлений и школ экономической теории, марксистская школа отличается, прежде всего, особенностью методологии. Одним из них является исторический подход к анализу изучаемых явлений и процессов.

Историзм Маркса заключается в выводе о неизбежной смене капитализма более прогрессивным общественным строем. Однако в произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса критика не превратилась в полное отрицание достижений буржуазной науки. Напротив, сохранились и развивались научные элементы существующих теорий.

У представителей классической школы политической экономии были заимствованы и творчески развиты трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др.

Критический анализ осуществлялся на основе метода материалистической диалектики.

Материализм, как направление философии был известен еще в древности и как метод познания исходит из первичности материального и вторичности духовного.

Диалектический подход, кроме принципа историзма предполагает, по мнению К. Маркса, выяснение причин возникновения, эволюции и исчезновения явлений, развитие от простого к сложному, от низшего к высшему, при исследовании переход от конкретного к абстрактному, наличие в них противоречивых начал, какими представлялись классовые интересы пролетариата и буржуазии.

С именем К. Маркса связано широкое распространение метода абстракции, посредством которого выделяются наиболее типичные, устойчивые существенные черты явления, формируются категории и законы науки.

Метод абстракции предполагает при исследовании отвлечение от второстепенных явлений, выделение главного, существенного и анализ его. Так, при анализе структура классового общества при капитализме, К. Маркс выделял два основных класса этого общества – пролетариата и буржуазии, абстрагируясь на данном этапе исследования от остальных классов и социальных групп общества.

В теории К. Маркса проявляется такой элемент как системность анализа. Эмпирические, статистические, математические методы играют роль вспомогательных инструментов познания. Данный набор методологических принципов анализа был использован К. Марксом при разработке егоэкономического учения.

К. Марксом был определен предмет экономической экономии как науки, изучающей производственные отношения людей и законы их развития. Творческое наследие К. Маркса имеет много общего с достижениями его предшественников по "классической школе” экономической мысли, особенно А. Смита и Д. Рикардо. Предметом политической экономии, К. , как и все классики, считал приоритетное исследование производства. В частности по его словам политическая экономия, начиная с У. Петти, исследует внутренние зависимости буржуазных отношений производства.

Таким образом, политическая экономия по определению К. Маркса, в самом широком смысле есть наука о законах, управляющих производством и обменом материальных, жизненных благ в человеческом обществе. Предметом политической экономии являются производственные отношения, то есть определенные экономические связи между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

5.3. Марксизм как продолжение классической школы политической экономии

"Капитал” – основное произведение К. Маркса, над которым он работал с 1851 года до конца жизни (1883 г.)

Маркс поставил задачу создания произведения, исследующего процесс общественного воспроизводства в современныхему условиях.

В соответствии с методологией Маркса структура "Капитала” реализует принцип анализа и синтеза. Первый том посвящен анализу процесса воспроизводства; второй том – анализу процесса обращения; третий том соединяет воедино результаты предыдущих исследований и рассматривает процесс производства, взятый как единое целое, как единство производства и обращения. Четвертый том- это теория прибавочной стоимости, составляющие рукописи К. Маркса 1861-1863гг. Изложение всех четырех томов "Капитала” подчинено одной цели – раскрыть законы движения и историческое место капиталистического способа производства.

По замечанию К. Маркса в экономической теории им были сделаны следующие два открытия: двойственная природа труда и закон прибавочной стоимости. Убежденность К. Маркса в эксплуататорском характере современного ему общества капитализма, определила неотложную задачу избавления трудовой теории стоимости от противоречий, отмеченных представителями классической школы. Решение этой главной задачи составляет в основном предмет содержания первого тома "Капитала”. В I томе впервые в экономической науке вводится новая категория "товар – рабочая сила” и аргументируются отличительные признаки от понятия "труд”, как функции рабочей силы. Второй том "Капитала”, посвященный процессу обращения капитала, включает анализ кругооборота и оборота капитала, воспроизводство капитала и промышленных кризисов перепроизводства. Возможность кризисов рассматривается как следствие нарушения условий реализации совокупного общественного продукта, в силу присущей капитализму стихийностии анархизма экономической жизни.

Третий том "Капитала” содержит анализ конкретных форм прибавочной стоимости, выделяемых Марксом. Он посвящен процессу капиталистического производства, взятого в целом, то есть единства производства и обращения. Использование трудовой теории стоимости в качестве основы исследования, что приводит Маркса к выводу об исторической ограниченности капитализма.

Так называемый, закон тенденции нормы прибыли к понижению, изложенный в III томе "Капитала”, выводится Марксом из относительногоуменьшениядоли переменного капитала по сравнению с постоянным,по мере внедрения в производство достижений технического прогресса. Маркс называет этот процесс ростом органического строения капитала. А поскольку прибыль у Маркса создается только трудом, то, увеличиваясь абсолютно, прибыль уменьшается относительно. Это делает неизбежной тенденцию нормы средней прибыли к понижению. Это, по мнению Маркса, должно подчеркнуть бесперспективность дальнейшего развития капитализма. Но эта концепция Маркса базируется на неадекватных теоретических посылках и в ходе последующего экономического развития этот прогноз не подтвердился.

В IV томе "Капитала” содержится критический анализ экономических взглядов предшественников Маркса и его оценка эволюции экономической мысли. В нем дан подробный разбор теорий представителей классической школы политической экономии.

Марксизм воспринял, переработал и дал свою интерпретацию теоретического наследия классической политической экономии. Это, прежде всего, относится к главному рациональному зерну классической школы трудовой теории стоимости. Открыв двойственный характер труда, создающего товары, показав, что товаром, покупаемым капиталистами у рабочих, является не труд, а рабочая сила. Маркс, проник в "тайну тайн” капитализма, нашел ключ к пониманию и объяснению всех фактов капиталистической действительности. Он показал, как на основе "равенства”, "эквивалентного” обмена между капиталистами и рабочими возникает прибавочная стоимость, являющаяся источником всех нетрудовых доходов – прибыли капиталистов и ренты земельных собственников, процентов, получаемых ростовщиками и банкирами и т.д. Как возникает прибавочная стоимость, если все продается и покупается по своей ценности по принципу "обмена эквивалентов”, то есть если товары обмениваются пропорционально общественному в процессе производства труду? Ответ на этот вопрос К. Маркс дает в главе 4 тома I "Капитала”.

В изложенной К. Марксом теории доказывается, что хотя рабочая сила как товар продается по стоимости, но именно этот товар является тем единственным и специфическим товаром, ценность которого (в товарах, необходимых для рабочего и его семьи) не может устанавливаться при капитализме в точном соответствии с принципом трудовой теории ценности (стоимости). Ответ на это явление у К. Маркса достаточно прост: труд количественному измерению поддается с точностью, а оценка ценности рабочей силы - это в большей степени проблематика, как выразился А. Арон, определяемая "состоянием нравов” и коллективнойпсихологии, что признавал сам Маркс. Поэтому вывод автора "Капитала” однозначен – источником прибавочной стоимости, является только "неоплаченный труд” производительных рабочих, продающих свою рабочую силу. Механизм извлечения прибавочной стоимости состоит в следующем: в течение "необходимого времени”, которое всегда меньше отрабатываемого времени, рабочий отрабатывает своим "необходимым трудом” ценность своей рабочей силы, чтобы получить ее в форме заработной платы, а в течение "прибавочного времени” используется уже "прибавочный труд”, который и создает для капиталистов "прибавочную стоимость”. Аргументируя движущую силу капиталистического производства, – прибавочную стоимость, К. Маркс и Ф.Энгельс сделали заключение об эксплуатации рабочего класса и ее усилении по мере развития капитализма и объективностиклассовой борьбы.

Основываясь на выводе о законе – тенденции нормы прибыли к понижению, они констатировали обреченность капитализма, что он сам наталкивается на узкие рамки, ограничивающие возможность реализации движущейся цели капиталистического производства, и создает своего могильщика – пролетариат.

Однако теоретический фундамент выводов Маркса оказывается достаточно спорным. Маркс доказывает, что по мере роста производительности труда сокращается время воспроизводства, эквивалентное стоимости рабочей силы. Но повышение производительности труда, становится возможным только в результате более современных средств производства, новой техники и технологии. Это требует дополнительных капиталовложений, осуществляемых предпринимателем, степень риска которого возрастает по мере внедрения различных инноваций. Таким образом, увеличение производимого продукта, или, по терминологии Маркса, создание относительной и избыточной прибавочной стоимости – это следствие использования дополнительного капитала, изменение соотношения между трудом и капиталом. Иными словами, труд становится более производительнымв результате изменения совершенных элементов капитала, а поэтому прирост производства не может принадлежать только труду. На определенную его часть справедливо претендует собственник капитала. Какую часть созданного продукта получает собственник капитала, а какую – собственник труда – это другой вопрос, который требует своегоразрешения. Объяснение, даваемое Марксом механизму образования относительной прибавочной стоимости, входит в противоречие с его теорией двойственногохарактера труда. Ведь рост производительности труда, результатом чего является образование относительной прибавочной стоимости, есть характеристика конкретного, а не абстрактного труда. "Производительная сила, принадлежит конкретной, полезной форме труда” – подчеркивал Маркс. (К. Маркс, Ф. Энгельс т.23 с.55). А стоимость товара создается по Марксу, лишь затратами абстрактного труда. Тогда становиться проблематичным возможность использования концепции трудовой стоимости в качестве теоретическойбазы исследования.

Говоря о коммунистическом будущем, основанном на общественной собственности на средства производства, К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что общество "не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние, декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов” . Поэтому они считали, что переход к новому общественному строю может происходить не только насильственным путем, но и мирными эволюционными методами.

5.4. Марксизм и современность

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса распространились на всех континентах. Их либо поддерживали, либо критиковали, отрицали, но равнодушным к марксизму не оставался никто.

В России и Украине первым пропагандистом марксизма был профессор Киевского Университета Н.И. Зибер (1844-1888). Его книга "Давид Рикардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях” (1885 г.) сыграла большую роль в идейном воспитании первых марксистов – пропагандистов идей марксизма.

В распространении марксизма в России и Украине неоценимое значение имел перевод "Капитала” на русский язык, сделанный Н.Р. Даниельсоном (1884-1918), представителем либерального народничества.

Первым деятелем русского марксизма стал Г.В. Плеханов (1956-1918). Он и группа "Освобождение труда”издавала на русском языке и распространяла труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Активным пропагандистом марксизма и одновременно критиком отдельных положений марксистскойтеории был известный украинский ученыйМ.И. Туган-Барановский. Однако, при всей критике Маркса, Туган-Барановский отмечал, что марксизм, если сойдет со сцены, то лишь для того, чтобы войти в состав новых учений, которые помогут разрешить великие социальные проблемы нашего времени. Творческое применение экономической теории и диалектики – материалистического метода К. Маркса к анализу условий новой исторической эпохи, явилось отличительной чертой трудов В.И. Ленина (1870-1924). С именем В.И. Ленинасвязана не только защита марксизма, но и творческое развитие общих вопросов теории Маркса, а также разработка учения об империализме. Он сформулировал особенности развития капитализма на империалистической стадии, закон неравномерности экономического и политического развития капитализма и др. проблемы. После Октябрьской революции 1917 г. марксизм в СССР становится официальной теорией, на основе которой осуществлялась государственная социально-экономическая политика.

После смерти В.И. Ленина официальный марксизм приобретает черты догматического, внеисторического учения, игнорирующего особенности социально-экономического развития мировой экономики в целом и экономики бывшего СССР, в частности. Кроме того, "государственный” марксизм часто ограничивался простым декларированием отдельных марксистских положений. К этому следует добавить такую особенность, как изолированность официального государственного марксизма от основных тенденций развития немарксистской науки. Поэтому в такой догматической трактовке и применении, он не мог дать новых подходов к анализу социально-экономических проблем и становился тормозом в дальнейшем экономическом и политическом развитии страны.

После того, как марксизм перестал быть официальной теорией в СССР, обнажились отдельные недостатки и ошибки марксистской теории, которые не получали раньше официальной критики. Идеи К.Маркса о чисто эксплуататорском характере капиталистического строя, об углублении и развитии этого характера, роста и усилении абсолютного и относительногообнищания рабочего класса оказались ошибочными и не подтвердились исторически. К.Маркс не увидел способности капитализма к совершенствованию и трансформации, предвещая его гибель. Однако действительность опровергла предсказания К.Марса. Капитализм нашел внутренние силы и выжил, провел модификацию экономики, усилил вмешательство государства в регулирование социально-экономических процессов, превратился в постиндустриальное общество.

После развала бывшей социалистической системы и СССР в эволюции марксизма намечалось несколько тенденций. Одна из них – полное отрицание марксизма, объявление утопичности его идей, несостоятельности как теоретической основы социального преобразования общества.

Другая – связана с признанием безальтернативности марксизма, защитой учения Маркса – Энгельса – Ленина.

Третья тенденция эволюции современного марксизма – неомарксизм. Представители этого направления не только обвиняют в непонимании учения Маркса или в его слабом знании, но и призывают вернутьсяна позиции теоретической системы политической экономииК. Маркса и с этих позиций оценивать последующее развитие теории. Для этого они призывают истинную теорию К. Маркса очистить от искажений и всяческих наслоений, которые допускались в системе представлений"политической экономии социализма”.

В заключение следует отметить, что марксизм представляет собой стройную экономическую теорию, которая отражает реальность своего времени иопиралась на многочисленные фактические экономические данные.

Естественно, в конце 20в. и тем более в 21в. невозможно применять ее в неизменном виде, так как произошли кардинальныеизменения в экономике, ее структуре, отношениях собственности и др. Об этом говорят и известные экономисты Самуэльсон, Гелбрейт, оценивая вклад К. Маркса в экономическую теорию, но, считают они, он должен оцениваться с позиции своего времени, с позиции капитализма ранней промышленной революции.

Как уже отмечалось ранее, некоторые теоретические положения К.Маркса не подтвердились практикой мирового развития экономики. Однако марксизм сохраняет ценность тем, считает английский профессор Мезлиш, что он учит способу анализа социально-экономических и политических реальностей и К.Маркс может быть назван последним из великих экономистов классической школы А.Смита и Д.Рикардо. Известный американский экономист Е. Хант утверждает: "Я верю в то, что если когда и будет созданообщество, основанное на принципах истинного равенства и свободы, его создатели будут многим обязаны идеям К. Маркса”.