Бюджетный учет в казенных учреждениях. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях (Беспалов М.В.)

  • 12.12.2019

К казенным учреждениям относятся государственные (муниципальные) учреждения, которые осуществляют оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и занимаются исполнением государственных (муниципальных) функций с целью реализации полномочий государственных органов, предусмотренных законодательством РФ. Финансирование деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.

Были оформлены бухгалтерские проводки:

Счет Дт Счет Кт Сумма Содержание операции
1 105 34 340 1 302 34 730 30200 Приобретены материальные запасы
1 302 34 830 1 304 340 Оплата материальных запасов в сумме 30 000 руб.
1 208 34 560 1 201 34 610 200 Выданы денежные средства подотчет для осуществления доплаты
1 30 480 1 208 34 660 Произведена доплата подотчетным лицом за материальные запасы

Проводки казенного учреждения по заработной плате

В территориально удаленном подразделении казенного учреждения оплата труда сотрудникам осуществляется через раздатчика. Данные операции оформляются такими проводками:

Счет Дт Счет Кт Сумма Содержание операции
1 401 20 211 1 302 730 100000 Начисление заработной платы сотрудникам подразделения
1 208 560 1 201 34 610 100000 Выданы подотчет денежные средства для выплаты сотрудникам заработной платы
1 302 830 1 208 660 Произведена выплата заработной платы сотрудникам

Денежное обязательство должно отражаться в сумме кредитового оборота счета 0 302 00 000 вне зависимости от формы, произведенной в будущем оплаты, единственное условие: она должна быть произведена в текущем году (п. 141 Инструкции № 162н).

Принятые в сумме дебетового оборота счета 0 208 00 000 денежные обязательства, отражаются вне зависимости от того, какой проводкой они будут закрыты по кредиту, главное, чтоб не возвратом, так как возврат уменьшает денежное обязательство.

Расчеты по пособиям

В бухгалтерию казенного учреждения поступил лист нетрудоспособности сотрудника. Бухгалтером будут сделаны следующие проводки:

По второй проводке необходимо отразить денежное обязательство, не связывая с обязательством по первой проводке (п. 141 Инструкции № 162н), так как обороты по дебету счета 1 302 00 000 не учитываются, по кредиту счета 1 300 00 000 обороты учитываются независимо от корреспонденции.

  • 12:15

    Поставщик нарушил сроки поставки оборудования казенному учреждению, предусмотренные госконтрактом. В связи с этим ему было предъявлено требование об уплате неустойки (пени) в размере 1 200 руб. Сумма доход от неустойки была перечислена в добровольном порядке напрямую в доход бюджета. Как отражаются такие операции у казенного учреждения (администратора по начислению и учету платежей в бюджет)? 783
  • 12 марта 2019
  • 13:10

    Как отражаются в бюджетном учете операции по начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности в 2019 году? 4 633
  • 21 февраля 2019
  • 11:24

    Минтруд периодически в своих письмах напоминает работодателям о той или иной их обязанности в сфере трудовых отношений. Недавно, в Письме от 23.10.2018, № 14-1/ООГ-8459, чиновники ведомства отметили, что работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан информировать работника о составляющих его заработной платы, то есть оформлять расчетные листки, и отменить эту обязанность ни соглашением с работником, ни коллективным договором нельзя. О том, как нужно оформлять и выдавать работникам расчетные листки, расскажем в статье. 2 328
  • 16 января 2019
  • 12:07

    В собственность комитета по управлению имуществом в порядке наследования поступило выморочное имущество (квартира). По какой стоимости имущество принимается в состав муниципальной казны? Какие бухгалтерские записи при этом оформляются? 1 891
  • 17 декабря 2018
  • 12:48

    Как отразить в бюджетном учете расходы в рамках заключенного контракта на приобретение саженцев деревьев и выполнение работ по их посадке с целью благоустройства территории казенного учреждения? Надо ли включать подросшие деревья в состав основных средств? 1 242
  • 17 октября 2018
  • 13:59

    Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок покупка СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье. 4 161
  • 11 сентября 2018
  • 13:11

    Требования, содержащиеся в исполнительных документах, могут быть различными: о взыскании алиментных обязательств, штрафных санкций за административное правонарушение, налоговых платежей, о возмещении причиненного вреда. Как действовать учреждению при поступлении исполнительных листов? Каковы особенности расчета удержаний по ним? Как отразить в бюджетном учете начисление таких удержаний и перечисление удержанных сумм взыскателю? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. 5 552
  • 06 июля 2018
  • 13:48

    18 мая 2018 года в Минюсте прошли регистрацию федеральные стандарты бухучета для организаций госсектора: СГС «Учетная политика» и СГС «События после отчетной даты». Ввести их в действие планировалось еще с 2018 года, однако сроки передвинулись на 2019 год. Вкратце осветим основные положения этих документов. 2 603
  • 28 июня 2018
  • 13:12

    Освобождаются ли от обложения налогом на прибыль доходы, полученные казенным учреждением ФСИН от реализации в 2018 году продукции, произведенной им с использованием труда осужденных? Включается ли в доходы у казенного учреждения плата, полученная им от компании за сервитут земельного участка? В оперативном управлении казенного учреждения находится сервер, приобретенный им за счет бюджетных средств. По вине коммерческой компании данное имущество было уничтожено, и компания возместила казенному учреждению ущерб в размере рыночной стоимости этого объекта. Возникают ли у учреждения доходы и расходы в целях налогообложения прибыли? 2 702
  • 22 мая 2018
  • 13:06

    Казенное учреждение предоставляет в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Облагается ли данная операция НДС? 2 638
  • 02 апреля 2018
  • 13:09

    Как действовать бухгалтеру, если он в больничном листе ошибочно заполнил строку «Дата начала работы», указав день, когда сотрудник должен был выйти на работу после болезни? И как быть, если бухгалтер нарушил порядок исправления ошибки в больничном листе, зачеркнув неверные данные и написав правильные над зачеркнутыми ячейками? 1 682
  • 21 марта 2018
  • 10:23

    В 2018 году действуют новые правила установления размеров авансов, принятия бюджетных обязательств в целях заключения государственных контрактов (договоров) заказчиками – получателями средств федерального бюджета. Они определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496). Подробности – в статье. 16 062
  • 27 февраля 2018
  • 12:37

    Минфин своим Приказом № 194 внес поправки в Приказ № 52н, устанавливающий порядок применения организациями госсектора форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Новшества касаются документального оформления операций с нефинансовыми активами. Ознакомимся с ними в статье. 44 442
  • 19 декабря 2017
  • 13:16

    Финансовый результат деятельности казенного учреждения формируется в том числе за счет доходов и расходов будущих периодов. К ним относят доходы (расходы), полученные (произведенные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В статье рассмотрим особенности признания и учета указанных составляющих финансового результата. 13 853
  • 30 октября 2017
  • 2 462
  • 27 сентября 2017
  • 13:26

    Какие сроки хранения предусмотрены для документов, применяемых в целях бухгалтерского и налогового учета? Каков порядок уничтожения документов временного хранения? Какие мероприятия следует провести в случае пропажи или гибели документов? 4 562
  • 19 июля 2017
  • 14:07

    Каковы особенности проведения закупок на строительство объектов недвижимости и заключения контрактов по результатам таких закупок? В каком порядке осуществляется регистрация прав на построенные здания и сооружения? Уплачивают ли казенные учреждения госпошлину за регистрацию прав? Как отражаются в бюджетном учете капитальные вложения в строительство объектов недвижимости? В какой момент такие объекты принимаются к учету на баланс? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье. 8 198

В данной статье мы рассмотрим учет в казенных учреждениях и особенности учетной политики. А также проанализируем отчетность и узнаем, когда и куда сдавать документы.

Казенные учреждения являются некоммерческими предприятиями, созданные для реализации культурных, управленческих, научных, образовательных задач. Учредителем является уполномоченный государственный орган, определяющий уставные цели и осуществляющий финансирование в полном или частичном объеме.

Особенностью учреждений является отсутствие прав на имущество, переданного в распоряжение учредителем. Бухгалтерский учет осуществляется на основании принципов, установленных для бюджетных организаций с использованием плана счетов, разработанного для госучреждений.

Учетная политика, разработанная в учреждении

Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:

  • Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
  • Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
  • Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
  • Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
  • Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.

Первичные документы казенного учреждения

Совершение хозяйственных операций требуется подтверждать документально. Цель первичной документации – подтвердить обоснованность, законность, экономическую целесообразность операций. Казенные учреждения используют первичные документы, установленные Приказом № 173н и дополнительно подтвержденные в учетной политике. Дополнительно допускается использовать бланки, первичные документы, разработанные Росстатом. Право на использование форм также закрепляется в Политике.

При заполнении первичных форм необходимо следовать правилам:

  • Использовать утвержденные учреждением формы.
  • Вносить в документы обязательные реквизиты, при отсутствии которых регистр может быть признан недействительным.
  • Указывать необходимые данные с прочерком незаполненных строк.
  • При заполнении не допускать помарки и зачистки. Все исправления производятся по правилам бухучета.

На основании форм первичного учета осуществляется подтверждение доходов и расходов, утвержденных в смете.

Учет операций с имуществом и основными средствами учреждения

Имущество казенных учреждений в оперативное ведение поступает от учредителя. Собственник несет ответственность по содержанию имущества.

Операция Основание
Принятие имущества на забалансовый учет Решение комиссии организации и наличие передаточного акта
Право оперативного управления имуществом Возникает с момента передачи имущества, недвижимого – с даты государственной регистрации
Денежная оценка имущества Отражается по стоимости, указанной передающей стороной в акте
Счет учета для отражения информации Учет производится на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование»
Изменение стоимости Осуществляется после проведения модернизации

Учреждения приобретают имущество за счет бюджетных средств.

Пример покупки оборудования

Учреждение для ведения уставной деятельности приобрело технику стоимостью 245 000 рублей. Стоимость транспортировки составила 6 800 рублей. В учете производятся записи:

  • Отражено поступление техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703 на сумму 245 000 рублей;
  • Учтены затраты на доставку техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30222 730 на сумму 6 800 рублей;
  • Отражен ввод техники в эксплуатацию: Дт 1 10134 310 Кт 1 10631 410 на сумму 251 800 рублей.

Учет в казенных учреждениях: продажа и списание основных средств

Казенные учреждения имеют право проводить сделки с имуществом и отчуждать его с одобрения учредителя. Имущество используется для покрытия ущерба и обязательств только в исключительных случаях. Учреждение отвечает по долгам денежными средствами, находящимися в распоряжении. При недостаточности средств возможна субсидиарная ответственность с учредителем, покрываемая имуществом.

При продаже имущества сумма, вырученная от сделки, должна быть возвращена в бюджет в полной сумме. Активы, числящиеся на учете, могут прийти в негодность или утратить потребительские свойства. Учреждением производится списание.

Пример списания основного средства

Учреждение определило в составе ОС инвентарный объект, вышедший из строя и не подлежащий восстановлению. На основании акта инвентаризации, согласованного с учредителем, принято решение о списании оборудования. Остаточная стоимость 25 140 рублей, величина начисленной амортизации составляет 100 560 рублей. После ликвидации были оприходованы детали на сумму 570 рублей. В учете учреждения производятся записи:

  • Производится списание остаточной стоимости: Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410 на сумму 25 140 рублей;
  • Произведено списание амортизационных отчислений: Дт 1 10134 410 Кт 1 10134 410 на сумму 100 560 рублей;
  • Отражено оприходование запчасти: Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172 на сумму 570 рублей.

Имущество, полученное от учредителя, может быть передано по распоряжению органа. Передача осуществляется на внутри, между ведомствами или бюджетами. Передача осуществляется на безвозмездной основе по балансовой стоимости с одновременным списанием начисленной амортизации. При передаче учреждение выписывает извещение формы 0504805.

Учет операций по расчетам с персоналом по оплате труда

Оплата труда работников казенного учреждения осуществляется на основании утвержденных учредителем штатного расписания и статьи сметы в размере фонда оплаты труда. Трудоустройство и рабочие условия регулируются ТК РФ. При найме работника:

  • Знакомят с условиями труда и актами внутреннего распорядка.
  • Заключают трудовой контракт.
  • Назначают оклад, надбавки и стимулирующие выплаты.
  • Определяют график исполнения обязанностей.

Оклад устанавливается согласно тарифно-квалификационного справочника.

Пример расчета с работниками

Учреждение начислило заработную плату работникам в размере 186 000 рублей. При выплате суммы оплаты труда удержан НДФЛ в размере 24 180 рублей. В учете осуществляются записи:

  • Отражено начисление вознаграждения работникам: Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730 на сумму 186 000 рублей;
  • Произведено удержание НДФЛ: Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730 на сумму 24 180 рублей;
  • Отражено начисление на карту работника: Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730 на сумму 161 820 рублей;
  • Учтена выдача суммы путем перечисления на карту работника: Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211 на сумму 161 820 рублей.

Особенность расчета с персоналом казенных учреждений состоит в получении вознаграждений за труд из разных источников финансирования.

Учет доходов и расходов в казенных учреждениях

Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.

Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.

Учет материалов в казенных учреждениях

Материалы поступают в казенные учреждения централизовано, при самостоятельной закупке или создании, по договорам дарения. Первоначальная стоимость постановки на учет зависит от варианта поступления.

Вариант поступления Порядок определения стоимости ТМЦ
Поставка В стоимость ТМЦ включаются сумма поставки, страхования, пошлины, посреднические услуги
Изготовление По себестоимости, в состав включаются расходы по изготовлению
Поступление по договору дарения По рыночной стоимости материалов, увеличенной на сумму поставки, расходов на доведение до потребительских характеристик
Централизованно По суммам, указанным в сопроводительных документах

Определение рыночной стоимости материалов осуществляется путем сравнения с ценой на аналогичные товары, материалы. Списание материалов производится по стоимости единице или средней цене. Запасы регулярно подвергаются инвентаризации для устранения расхождений в документальном и фактическом учете.

Налогообложение в казенных предприятиях

Доходы, полученные в рамках бюджетного финансирования, не подлежат налогообложению. Средства, полученные учреждениями от ведения деятельности в виде оказания услуг или проведения работ, также не являются объектом для начисления налогов.

Налогом на прибыль в казенных учреждениях облагаются:

  • Доход от внебюджетной деятельности при отсутствии раздельного учета, утвержденной сметы доходов и расходов и видов деятельности, не указанных в пп. 33.1 ст. 251 НК РФ.
  • Суммы компенсаций и возмещений вреда, полученных от виновных лиц.
  • Стоимость поступившего безвозмездно имущества, не используемого для уставной деятельности.
  • Излишки, выявленных в ходе инвентаризации.
  • Суммы целевых поступлений (кроме бюджетного финансирования) средств, товаров, работ, услуг, полученных в рамках благотворительности и использованных по нецелевому назначению.

Особенности учета в бюджетном, автономном и казенном учреждении

В таблице ниже рассмотрены сравнения в различиях учета в бюджетном, казенном и автономном учреждении.

Особенности Бюджетное учреждение Казенное учреждение Автономное учреждение
Участие учредителя в распоряжении средствами Принимает участие Принимает участие Не принимает участие
Открытие счетов В Федеральном казначействе В Федеральном казначействе В любом учреждении банка
Поступление финансирования В рамках сметы доходов и расходов Субсидии и субвенции
Доходы от деятельности Поступают в доход бюджета Поступают в распоряжение учреждения
Право на распоряжение имуществом Имеется Не имеется Имеется
Проведение сделок с ценными бумагами Не осуществляются Не осуществляются Осуществляются
Право на применение УСН Отсутствует Отсутствует Имеется

Популярные вопросы

Вопрос № 1. Как осуществляется учет за балансом в казенных учреждениях?

Ответ: Информация об активах учитывается за балансом на основании первичных документов и без использования двойной записи. При поступлении актива счет дебетуется, при выбытии – кредитуется.

Вопрос № 2. Какие системы налогообложения используют казенные учреждения?

Ответ: Казенные учреждения не могут использовать для учета системы ЕСХН и УСН и должны применять ОСНО.

Вопрос № 3. Относится ли реализация товаров или изготовленной самостоятельно продукции к необлагаемым видам деятельности?

Ответ: Нет, освобождены от уплаты налога на прибыль только суммы, полученные от оказания услуг и проведения работ.

Вопрос № 4. В какой момент определяется доход учреждения при поступлении пожертвований?

Ответ: Безвозмездная передача средств принимается в качестве дохода в момент зачисления средств на счет или в кассу.

Вопрос № 5. Представляют ли казенные учреждения декларацию по налогу на прибыль при отсутствии базы?

Ответ: Отчетность представляется в сокращенном виде с минимальным количеством листов.

  • 11:33

    Корректировка показателей государственного (муниципального) задания в IV квартале – важный этап работы как для главных распорядителей бюджетных средств, выдавших это задание, так и для выполняющих его учреждений (в том числе казенных). С помощью данной процедуры органы-учредители могут привести в соответствие объемы задания и его финансового обеспечения, а учреждения – избежать возврата в бюджет средств после завершения текущего финансового года и привлечения к административной ответственности. 2 596
  • 03 октября 2016
  • 12:40

    В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н1 сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях. 11 341
  • 11 декабря 2015
  • 11:12

    В ходе проведения годовой инвентаризации учреждение может выявить имущество, не используемое в процессе деятельности по причине полной или частичной утраты им потребительских свойств, в том числе физического или морального износа. Если восстановить такое имущество нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесо­образно, то его списывают с учета. О том, как правильно провести и отразить в бюджетном учете мероприятия по списанию пришедших в негодность активов, расскажем в статье. 12 807
  • 13 ноября 2015
  • 14:17

    Сезон массовых отпусков подошёл к концу, однако тема эта не теряет актуальности для бухгалтера. Поскольку по новым правилам бюджетного учёта в государственных (муниципальных) учреждениях необходимо формировать резервы предстоящих расходов, в т. ч. на отпуска сотрудникам. Напомним основные правила этого процесса. 5 870
  • 21 октября 2015
  • 13:50

    В текущем году в связи с поправками в Инструкцию № 157н, а также вступлением в силу ряда «отложенных» норм Закона № 44-ФЗ, уточнены правила учёта обязательств казённых учреждений. С целью разъяснения этих правил Минфином России было сформировано несколько писем. Проанализируем основные новации, а также напомним утверждённые в Бюджетном кодексе РФ положения об обязательствах учреждения. 2 894
  • 20 августа 2015
  • 15:24

    Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Порядок расчёта утверждён Положением № 922. Однако он не распространяется на премии и вознаграждения, для которых предусмотрены специальные правила. 4 253
  • 29 июля 2015
  • 13:39

    Минфин России обновил весь пакет первичных документов и регистров бухгалтерского учета (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). Оказалось, что кардинальных новшеств не так уж много и большинство из них полезные – они оптимизирует документооборот. Например, инвентарные карточки «отвязали» от основных средств... 14 930
  • 16 июля 2015
  • 13:37

    В мае 2015 года были опубликованы поправки в Трудовой кодекс РФ, согласно которым применение профессиональных стандартов для работодателей в ряде случаев станет обязательным. Новая норма вступает в силу лишь в июле 2016 года. Организациям даётся год, чтобы привести локальные акты, в т. ч. положения об оплате труда в соответствие с новыми нормами. 19 829
  • 15 мая 2015
  • 13:57

    Несколько лет в Минфине России находился на переработке Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н. В марте 2015 года процесс обновления порядка документального оформления бухгалтерских операций учреждениями госсектора наконец-то подошёл к завершению - Минфин России опубликовал совершенно новый Приказ об утверждении форм первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н). 12 856
  • 06 мая 2015
  • 13:03

    С 2015 года существенно упростилась процедура направления сотрудников в командировку. Учреждение не обязано оформлять для них командировочное удостоверение и служебное задание. А работники не должны представлять отчёт о том, что задание выполнено. Однако вести документооборот в целях внутреннего контроля учреждение обязано. Рассмотрим, на что стоит обратить особое внимание. 5 065
  • 09 сентября 2013
  • 13:29

    Чтобы развеять сомнения бухгалтеров о том, как правильно учитывать операции по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели Минфин России сформировал разъяснительное письмо, основные установки которого рассмотрим вместе с экспертом. 5 420
  • 13:27

    Уже несколько месяцев на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находится одиозный законопроект № 208784-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан инициативной группой депутатов и направлен на противодействие коррупции. Его суть сводится к введению жестких мер ответственности за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств. Почему Минфин России выступает против данного проекта, объясняет наш эксперт. 1 12 135
  • 13:20

    Специфика деятельности медицинских учреждений предполагает ряд особенностей при составлении ими учетной политики. О том, какие разделы должны быть в нее внесены обязательно, что при этом необходимо учесть бухгалтеру, читайте далее. 6 983
  • 12:57

    Согласно ряду нормативных правовых актов, принятых за последние годы, учреждениям бюджетной сферы необходимо актуализировать локальную документацию. Какие документы должны быть приняты в обязательном порядке, что учесть при их формировании, рассказывает наш эксперт. 15 791
  • 11:37

    На официальном сайте Минфина России опубликован проект приказа, в соответствии с которым планируется внести изменения в Приказ № 173н. Проект содержит новые формы первичных учетных документов и учетных регистров. Рассмотрим формы первичных учетных документов нефинансовых активов. 9 837
  • 13 июня 2013
  • 11:09

    В прошлом году вступил в полную силу Порядок № 98н, которым регулируется учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета. Для исполнения отдельных его положений Федеральным казначейством был запланирован ряд организационных мероприятий. Насколько успешно удалось реализовать их на практике, рассказывает Ю.В. Камардина, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства. 2 849
  • 11:06

    Зачастую при выборе кода КОСГУ на оплату услуг, связанных с транспортировкой, бухгалтер ориентируется на название (предмет) заключенного договора. Между тем операции должны группироваться в зависимости от их экономического содержания, суть которого в названии либо предмете договора отображается не всегда корректно. И только внимательное изучение условий документа может пролить свет на истину. 8 743
  • 10 апреля 2013
  • 11:29

    В качестве антикоррупционных мер российскими законодателями был принят Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». О возможных последствиях принятия документа читайте далее. 2 518
  • 11:25

    С 1 января 2013 г. существенно изменились многие нормы, регулирующие обязательное страхование и социальное обеспечение в России. Это касается различных пособий, взносов в Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ. Рассмотрим, что следует учитывать в работе в текущем году. 3 351
  • 09 апреля 2013
  • 12:05

    Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» призвано решить многие наболевшие проблемы в системе госзаказа. Насколько оправдан новый закон, рассмотрим на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области. 1 590

Акашева Валентина Вячеславовна, Сабуркина Наталья Евгеньевна
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск
Akasheva Valentina Vyacheslavovna, Saburkina Natalya Evgenyevna
N. P. Ogarev’s Mordovian State University

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных особенностей бюджетного учёта в казённых учреждениях. Рассмотрен порядок финансового обеспечения казённого учреждения. Рассмотрен порядок учёта санкционирования расходов.

Abstract: Article is devoted to consideration of the main features of the budgetary accounting in public institutions. In the article are considered order of financial support and authority for expenditure in public institutions.

Ключевые слова: бюджетный учёт, казённое учреждение, финансирование, санкционирование.

Keywords: budgetary accounting, public institution, financial support, authority for expenditure.


В соответствии с Федеральным Законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 29.12.2015 г.) от 08.05.2010 г. с 1 января 2011 года на территории Российской Федерации действуют три типа учреждений, под которыми понимаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Реформа бюджетной сферы, инициированная данным законом, привела к появлению таких новых типов бюджетных учреждений, как казённые, автономные, «новые» бюджетные, что вызвало необходимость учёта их нового статуса при формировании отчетности .

Правовые особенности казённых учреждений установлены Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). В соответствии со ст. 6 БК РФ казённое учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Говоря иначе, казённое учреждение — это самостоятельное юридическое лицо, деятельность которого направлена на решение задач в сфере полномочий соответствующих органов власти. Особенности правовых положений казённых учреждений определены ст. 161 БК РФ.

Казённое учреждение осуществляет свою деятельность на основании бюджетной сметы за счет средств соответствующего бюджета. Казённые учреждения ведут операции с бюджетными средствами через лицевые счета, которые открываются в соответствии с БК РФ. Таким образом, казённое учреждение является участником бюджетного процесса и подлежит внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса .

Следует также отметить, что казённое учреждение имеет право заниматься деятельностью, приносящей доходы, однако при условии, что это предусмотрено его учредительными документами. Кроме этого казённое учреждение не может распоряжаться полученными доходами самостоятельно, так как все доходы, поступившие от указанной выше деятельности, в полном объеме поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Налоговая политика необходима казённому учреждению для того, чтобы правильного исчислить налоги. Поэтому ему нужно разрабатывать такую налоговую политику, которая, как и бухгалтерский регламент, должна включать разделы, определяющие организационные и методологические моменты, в которых непосредственно необходимо указать применяемые правила исчисления налогов.

В соответствии со статьей 69.1 БК РФ казённые учреждения выполняют свои функции, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам, на основе выделенных им бюджетных ассигнований. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ бюджетные ассигнования, предоставленные в установленном порядке казенным учреждениям, относятся к средствам целевого финансирования, не учитываемым учреждением при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Также предусмотрено, что учёт средств целевого финансирования, а также произведенных за счет этого источника расходов ведется раздельно от полученных (произведенных) сумм доходов и расходов от деятельности, приносящей казённому учреждению доход.

Таким образом, бюджетные средства, которые были выделены казённому учреждению, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли организаций при условии раздельного учёта доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учёта у казённого учреждения указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Согласно подп. 33.1 п. 1ст. 251 НК РФ средства, которые были получены от казённого учреждения в результате оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются для целей налогообложения. На основании п. 48.11ст. 270 НК РФ затраты казённых учреждений, относящиеся на затраты, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

Казённые учреждения ведут бухгалтерский учёт на основании следующих документов:

Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), устанавливающими общие правила ведения бухгалтерского учёта в бюджетной сфере;

Планом счетов бюджетного учёта и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

В целях составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ в соответствии с Указаниями о порядке ее применения, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания). В соответствии с бюджетным законодательством казённые учреждения осуществляют операции по исполнению соответствующего бюджета на основе утвержденной бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казённого учреждения регламентированы приказом от 20.11.2007 № 112н (в редакции приказов Минфина РФ), к которым относятся:

  • определение годового объема и направления расходования средств бюджета на основе лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных в установленном порядке на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
  • формирование показателей расходов (ЛБО) происходит в разрезе кодов классификации расходов бюджета с последующей детализацией целевых статей и видов расходов;
  • казённое учреждение составляет смету по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (далее – ГРСБ);
  • смета составляется на основании установленных ГРСБ расчетных показателей на соответствующий финансовый год, которые в свою очередь характеризуют деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
  • при ведении сметы допускается внесение изменений в пределах доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.

Сегодня порядок разрешения ряда вопросов и проблем исполнения бюджета казенным учреждением зависит, в том числе, и от правильно принятой учётной политики.

Если казённое учреждение не осуществляет кассовое администрирование поступления дохода бюджета (код 130) по деятельности в рамках оказания платных услуг, то администратором по кассовому администрированию дохода бюджета (код 130) через распределение бюджетных полномочий является другое юридическое лицо, которым, как правило, выступает ГРСБ или финансовый орган или администрация. Тогда в бюджетном учёте учреждения операция по оказанию платных услуг отражается в следующем порядке:

  • отражается начисление задолженности заказчика и дохода бюджета (код 130) за оказанные услуги по установленным ценам (казённое учреждение – администратор дохода бюджета по начислению):

Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130

  • отражается зачисление денежных средств от заказчика услуги на единый счет бюджета (на основании Извещения ф. 0504805 от ГРСБ, Уведомления финансового органа или администрации):

Дебет 1 304 04 130 Кредит 1 303 05 730

и одновременно

Дебет 1 303 05 830 Кредит 1 205 30 660

Также должное внимание следует обратить на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н при принятии к учёту объектов основных средств. В нем указывается, что отдельные помещения зданий, которые имеют разное функциональное назначение, а также являются самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

В новой редакции п. 27 Инструкции № 157н (ред. от 16.11.2016) говорится о том, что итоги ремонта объекта основных средств, которые не изменяют его стоимости, отражаются в регистре бухгалтерского учёта, а именно в Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства в результате внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учёта.

В настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учёта операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

Однако не стоит забывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования действующей учётной политики казённого учреждения с учётом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительной группировки расчетов с прочими дебиторами, т.е. дополнительных аналитических кодов номеров счетов бухгалтерского учёта.

Отличительной чертой учёта в бюджетных, в том числе и казённых, учреждениях является необходимость вести учёт санкционирования расходов. Следует отметить, что учёт лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований представляет собой наибольшую сложность для восприятия, так как отражает процесс финансового взаимодействия учреждения с учредителем.

Для учёта санкционирования бюджета предусмотрен раздел 5 Единого плана счетов (Инструкция № 157н от 1 декабря 2010 г.). Раздел 5 предусматривает счета учёта лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по главным распорядителям, распорядителям, финансовым органам. Это счета от 150101 до 150109. По 18-му разряду предусмотрена цифра 1, указывающая на то, что это бюджетное финансирование.

Для казённого учреждения также используется счет 1501 («лимиты бюджетных обязательств»). Это аналитические счета 150103000 («лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»), 150105000 («полученные лимиты бюджетных обязательств»). Для учёта финансирования казённых учреждений предусмотрен также счет 1502 («принятые бюджетные обязательства»). Его субсчета: 150201000 («принятые обязательства») и 150202000 («принятые денежные обязательства»). То есть, до бюджетного учреждения доводятся лимиты бюджетных обязательств, в пределах этих лимитов бюджетное учреждение принимает на себя обязательства, в том числе денежные. Денежные обязательства означают, что казённое учреждение обязуется заплатить за поставки.

В счетах раздела 5 предусматривается долгосрочное (до трех лет) финансирование из бюджета. Для этого по 22-му знаку счетов предусмотрена кодификация:

1 – текущий финансовый год;

2 – первый год, следующий за текущим финансовым годом;

3 – второй год, следующий за текущим финансовым годом;

4 – третий год, следующий за текущим финансовым годом.

Например, субсчет 150115000 означает, что получены ЛБО на текущий финансовый год, а субсчет 150145000 показывает, что получены ЛБО на третий год после текущего.

Для финансирования казённых учреждений по смете открывается бюджетные счета в территориальных учреждениях ЦБ РФ (главных управлениях по субъекту Федерации). Средства для казённых учреждений поступают на данный счет. В зависимости от статуса казённого учреждения (федеральное, субъекта Федерации, муниципальное) финансирование будет осуществляться за счет бюджетов разного уровня. По мере поступления доходов бюджета (налоговых, неналоговых), создаются возможности финансирования учреждений. Финансирование по смете регулируется главным распорядителем бюджетных средств.

Использование бюджетных средств контролируется территориальным управлением казначейства (федерального, или субъекта Федерации, в зависимости от типа казённого учреждения). Для этого в казначействе открывается лицевой счет казённого учреждения. На этом счете отражаются расходы по смете согласно целевым статьям (КОСГУ). Казённое учреждение, финансируемое по смете, не имеет, таким образом, самостоятельного банковского счета, аналогичного расчетному счету коммерческих организаций. Цель лицевого счета – отражение расходов в пределах ЛБО по целевым статьям согласно КОСГУ. Казначейство, таким образом, выполняет контролирующую функцию по целевому использованию бюджетных средств в пределах ЛБО.

Для расчетов с поставщиками используются заявки на кассовый расход (форма 0531801), которые направляются в территориальное управление казначейства. В заявке отражены следующие данные: КОСГУ, сумма оплаты, основание для платежа, получатель денежных средств, его расчетный счет и информация о коммерческом банке, в котором находится этот счет. Указывается также казённое учреждение, номер его лицевого счета. Отражается вид бюджета, наименование главного распорядителя средств бюджета. Казначейство после проверки заявки разрешает либо запрещает указанный платеж. Отказ в исполнении обязательств казённого учреждения по платежу со стороны казначейства возможен только в том случае, если исчерпан лимит по данной статье расходов. В случае положительного решения по данной заявке казначейство формирует платежное поручение, оно передается в отделение ЦБ РФ, расчетно-кассовый центр (РКЦ) для последующих перечислений с бюджетного счета на корреспондентский счет коммерческого банка, в котором находится расчетный счет поставщика. Платежные поручения передаются для зачисления этих средств на расчетные счета поставщиков и исполнителей работ, услуг.

На лицевом счете казённого учреждения отражаются осуществленные платежи. Казначейство периодически передает казенному учреждению выписки с лицевого счета, в которых указываются как суммы оплаты, так и суммы по КОСГУ, остающиеся не использованными. До конца календарного года суммы по смете должны быть освоены по всем запланированным статьям расходов.

Бюджетный учёт в казённых учреждениях играет ключевую роль в осуществлении управленческой функции, одной из главных задач руководства, а также главного бухгалтера учреждения можно назвать достижение запланированных результатов путём использования наименьшего объема средств или путём достижения наилучшего результата с использованием объема средств, определенного бюджетом.

Библиографический список

1 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 13.07. 2015 г.) [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. – М., 2016. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604
2 Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 29.12.2015 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_100193/
3 Акашева В. В. Особенности формирования отчетности казённых учреждений // В. В. Акашева, Н. В. Манина, М. О. Николаева. - Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2016. - № 1 (43). - с. 175-181
4 Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий // В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук". – 2014. - №1. – с. 158-163
5 Акашева В. В. Реформирование бюджетного учёта // В. В. Акашева, Н. Н. Горсткина, М. Ю. Кудряшова. - Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2015. - № 2 (40). - с. 16-19
6 Беспалов М. В. Порядок бухгалтерского учёта санкционирования расходов в казённых учреждениях // М. В. Беспалов. - Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. - №2. – 2014. – с. 14-17
7 Максимова Н. В. Нормативное регулирование деятельности и бухгалтерского учёта казённых учреждений // Н. В. Максимова, Л.Е. Марширова. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - № 6. - 2012. – с. 135-140
8 Мизиковский Е. А. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях: учеб, пособие/ Е. А. Мизиковский, Т. С. Маслова. - М.:2007. - 334 с.
9 Позднякова В. С. Особенности ведения бюджетного учёта казенными учреждениями // В. С. Позднякова. - Консультант Свердловская область. - 2014