Мгсн 1.01 99 с изменениями от. Алпн архитектурная лаборатория полины ноздрачевой

  • 14.04.2021

В архиве.zip

9.2.1. Система городского массового пассажирского транспорта должна обеспечивать функциональную целостность и взаимосвязанность всех основных структурных элементов городской территории с учетом перспектив развития города и региона.При разработке проекта организации транспортного обслуживания населения следует обеспечивать быстроту, комфорт и безопасность транспортных передвижений постоянного и временного населения города, а также - ежедневных мигрантов из пригородной зоны.Городским массовым пассажирским транспортом должно осваиваться 80-85% от общего годового объема городских пассажироперевозок; при поездках в центральные районы - не менее 90%.9.2.2. Средние затраты времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда следует обеспечивать в размере 50-55 мин. для 70-75% от общего числа трудозанятого населения города, до исторического центра города не более 45 минут.9.2.3. Каркасом транспортной системы Москвы должен являться скоростной рельсовый пассажирский транспорт, система которого должна дополняться сетью наземного транспорта.Целостность транспортной системы города должна обеспечиваться созданием транспортно-пересадочных узлов, интеграцией видов рельсового транспорта.9.2.4. Разработку схем организации транспортного обслуживания населения следует выполнять на основе Генерального плана развития г.Москвы и Комплексной схемы развития транспорта г.Москвы с учетом существующей сети массового транспорта, исходя из величин расчетных пассажирских потоков в течение часа "пик" на максимально загруженном перегоне и основных параметров различных транспортных систем - на основе сравнения вариантов - по технико-экономическим показателям, социально-градостроительным и экологическим характеристикам, существующей и ожидаемой загрузки улиц и узлов транспортными потоками, существующей и ожидаемой экологической обстановки, требований к сохранению памятников истории и культуры.9.2.5. Расчетную вместимость подвижного состава следует принимать из следующих условий комфортности пассажироперевозок в среднем в течение часа "пик":- для скоростного рельсового транспорта - не более 3 стоящих пассажиров на 1 кв.м свободной площади пола пассажирского салона (при полностью занятых местах для сидения);- для наземных видов массового пассажирского транспорта - не более 5.При оценке и планировании работы пассажирского транспорта на ближайшие пять лет наполнение подвижного состава следует принимать соответственно не более 4,5 и 5,0.9.2.6. Ориентировочные провозные способности и скорости сообщения различных видов транспорта следует определять руководствуясь табл. 9.2.1 и уточнять расчетом.

Метрополитен

9.2.7. Схему развития метрополитена включая его виды (экспресс-метрополитен, мини-метрополитен, наземный легкий метрополитен) следует разрабатывать на основе генплана и КТС в увязке с планировочной структурой города, инженерно-транспортной инфраструктурой, предусматривая возможность интеграции и организации на перспективу маршрутное движение поездов по сети метрополитена.9.2.8. Линии метрополитена должны связывать районы высокой концентрации жилой застройки и основных функциональных элементов города между собой с учетом направления формирования и мощности (размеров) основных пассажиропотоков.9.2.9. Станции метрополитена следует размещать в центрах пассажироформирующих нагрузок жилых, производственных и общественных территорий, возле крупных многофункциональных комплексов и объектов системы общегородского центра, вблизи железнодорожных, речных и автобусных вокзалов и других объектов массового посещения, обеспечивая удобный подъезд и подход к ним. Пешеходную доступность станций метрополитена следует принимать не более700 м, транспортную - не более 2200 м. В центральной части города следует обеспечивать пешеходную доступность всех станций метрополитена не более 500 м.9.2.10. Для обеспечения возможности устройства удобных пересадочных узлов (в соответствии с пп.9.2.43-45) станции метрополитена следует размещать в максимальном приближении к существующим и проектируемым станциям других линий скоростного транспорта (метрополитена, железной дороги и других - в местах их пересечений). Расстояния между станциями метрополитена следует принимать, как правило, 1,2 - 2,0 км, но не менее 800 м, в центральной части города расстояние между станциями определяется конкретными градостроительными условиями.9.2.11. При проектировании линий, сооружений и устройств метрополитена рекомендуется руководствоваться Пособием по проектированию метрополитенов, утвержденным Государственной корпорацией "Трансстрой" 26.06.92 N МЩ-120.

Таблица 9.2.1

NN п/п Вид транспорта Максимальная частота движения, пар поездов в час "пик" (един. подвижного состава) Количество вагонов в составе Ориентировочная провозная способность, тыс. пасс. в час "пик" Скорость сообщения, км/час
1.

Метрополитен:

действующей системы,

40 6-8 40,0-54,0 35-45

экспресс-метрополитен

40 8-10 54,0-68,0 50-55
2.

Пригородно-городская железная дорога, 2-4 - путная

14-28 10-12 20,0-50,0 45-55
3.

Городской скоростной внеуличный рельсовый транспорт мини-метрополитен, наземный легкий метрополитен

14-30 4-6 15,0-30,0 25-35
4.

Скоростная транспортная система город-аэропорт

14 6 20,0 70-80
5. 30 1-2 3,4-6,8 15-20
6.

экспресс

1 - 25-35
1 - 18-20
7.

Троллейбус

40 1 3,5-4,7 18-20
8.

Малогабаритный наземный транспорт микроавтобус

Определяется условиями организации дорожного движения 1 - в потоке
9.2.12. Линии метрополитена следует предусматривать подземными - глубокого или мелкого заложения. В отдельных случаях - при пересечении рек, вдоль линий железных дорог и т.д. - при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается предусматривать наземные (надземные) участки метрополитена, устраиваемые в крытых галереях.9.2.13. Для сооружения линий и станций наземных и мелкого заложения, вестибюлей, входов и других объектов метрополитена следует резервировать технические зоны, границы которых определяются в ТЭО строительства линий.В технической зоне линий шириной не менее 40 м до окончания строительства не допускается возведение зданий и сооружений, посадка деревьев, прокладка продольных подземных инженерных коммуникаций.9.2.14. При размещении вдоль линий метрополитена мелкого заложения объектов городской застройки следует руководствоваться требованиями 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях", расчет уровней вибрации и шума следует проводить по методике, изложенной там же.9.2.15. При проектировании метрополитена мелкого заложения (открытого способа) необходимо предусматривать возможность комплексного освоения городского подземного пространства: размещение многофункциональных общественно-транспортных комплексов, подземных гаражей, объектов мелкорозничной попутной торговли и др. Хранение и техническое обслуживание подвижного состава 9.2.16. На каждой линии метрополитена следует размещать электродепо; при протяженности линии более 20 км предусматривать второе электродепо, а при длине линии свыше 40 км - третье электродепо.При обосновании допускается использование одного электродепо для двух линий с однотипным подвижным составом на первый период эксплуатации новой линии.Участки электродепо должны размещаться в непосредственной близости от линий метрополитена с закреплением границ участков в плане красных линий города.9.2.17. Санитарно-защитные зоны электродепо и других зданий должны предусматриваться в соответствии с санитарной классификацией объектов требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.567.При размещении депо в городской застройке следует проводить расчет уровней шума и предусматривать шумозащитные мероприятия в соответствии с нормами СНиП II-12-77, а также расчет уровня и зон загрязнения компонентов окружающей среды.9.2.18. При разработке предложений по трассированию линий новых видов скоростного внеуличного транспорта следует учитывать основные параметры, приведенные в таблице 9.2.2.

Таблица 9.2.2

Показатели Экспресс метрополитен Мини метрополитен Наземный (легкий) метрополитен Городская жел.дор. Скоростная трансп. система Монорельсовая трансп. система
Характер прокладки тоннельный тоннельный наземный, эстакадный тоннельный наземный наземный, эстакадный наземный эстакадный

Габарит тоннеля внутренний, м

5,1-5,2 4,5-5,0 5,1-5,2

Минимальный радиус в

1000 150 150 600 300 25

Максимальный продольный уклон +

30 60 60 9 40 100

Среднее расстояние между остановками, м

3000 500-800 800 1700 5000 800-1000

Наземный пассажирский транспорт

Общие требования

9.2.19. Развитие наземного общественного транспорта, а также размещение объектов его инфраструктуры следует проводить на основе Комплексной схемы развития наземного пассажирского транспорта. Проектируемая сеть наземного транспорта должна обеспечивать:- подвоз пассажиров к станциям скоростного внеуличного транспорта;- межрайонные пассажирские сообщения;- внутрирайонные пассажирские сообщения.9.2.20. Плотность сети наземного массового транспорта на застроенной территории города следует предусматривать не менее 2,6 км на кв.км территории городской застройки.На территории Центрального административного округа плотность сети наземного массового транспорта следует предусматривать 3,2 км на кв.км, в том числе на территории в пределах Садового кольца - 4,0 км на кв.км (без учета маршрутной сети малогабаритного пассажирского транспорта, обслуживающего центр города).9.2.21. Расстояния между остановочными пунктами наземного пассажирского транспорта, как правило, следует принимать:автобуса, троллейбуса - 400 м, в пределах центрального ядра города - 300 м,трамвая - 400÷600 м;экспресс-автобуса - как правило, не менее 800 м (в районах массовой застройки - 400 м). Линии наземного транспорта 9.2.22. Линии наземного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах (общегородского и районного значения), а в центральном административном округе и на местной сети.9.2.23. Проектирование трамвайных и троллейбусных линий следует проводить в соответствии со СНиП 2.05.09-90.В районах с ограниченной пропускной способностью уличной сети и при прохождении территорий природного комплекса допускается предусматривать внеуличные участки трамвайных линий в тоннелях мелкого заложения или на эстакадах.9.2.24. Самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует выделять при заторовых ситуациях в движении транспортных средств на перегонах улично-дорожной сети при числе полос движения не менее 3 в одном направлении.На регулируемых пересечениях - самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует предусматривать при транспортной загрузке магистрали не менее 0,7 от величины пропускной способности полосы движения. Остановочные пункты 9.2.25. Длина пешеходных подходов от остановочных пунктов наземного транспорта не должна превышать:- до мест проживания или мест приложения труда - 400 м;- до торговых центров, универмагов, гостиниц, поликлиник - 150 м;- до прочих объектов - 400 м;- до станций и остановочных пунктов других видов транспорта в соответствии с требованиями п.9.2.43.9.2.26. Остановочные пункты наземного пассажирского транспорта следует размещать с обеспечением следующих требований:на магистральных улицах общегородского значения I класса (с непрерывным движением транспорта) - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов - на боковых проездах (в случае их наличия) или в "карманах";на магистральных улицах общегородского значения II класса и районных - в габаритах проезжей части. В случае, если стоящие на остановочных пунктах троллейбусы и автобусы создают помехи движению транспортных потоков, следует предусматривать "карманы";в зонах транспортных развязок и пересечений - вне элементов развязок (съездов, въездов, переходно-скоростных полос и т.п.).9.2.27. При размещении остановочных пунктов в "карманах" необходимо устраивать переходно-скоростные полосы для замедления и ускорения движения общей длиной, включая остановочную площадку, - 70-90 м.Полосы замедления и ускорения необходимо отделять от основных полос движения разделительной полосой, ширину которой следует принимать не менее 0,75 м, или разметкой.9.2.28. "Карманы" (уширения проезжей части) следует предусматривать, как правило, за счет уменьшения ширины разделительных (озелененных) полос между проезжей частью и тротуаром. Глубину кармана следует принимать для остановки автобуса - 3 м, троллейбуса - 2 м.9.2.29. Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать, как правило, - за перекрестком, на расстоянии не менее 25 м от него.Допускается размещение остановочных пунктов троллейбуса и автобуса перед перекрестком - на расстоянии не менее 40 м в случае, если:до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт или вход в подземный пешеходный переход;пропускная способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком;сразу же за перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, тоннелю, путепроводу) или находится железнодорожный переезд.Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп-линии".9.2.30. Длину посадочной площадки на остановках автобусных и троллейбусных маршрутов следует принимать: при общей частоте движения не более 30 ед. в час - 30 м, при частоте движения от 30 до 50 ед. в час - на 10 м более длины двух единиц подвижного состава особо большой вместимости; при частоте движения более 50 ед. в час - на 15 м более длины трех единиц подвижного состава особо большой вместимости.Ширину посадочной площадки следует принимать не менее 1,5 м; для установки павильона ожидания следует предусматривать уширение до 5,0 м. Павильон ожидания устанавливается на расстоянии не менее 3 м от борта проезжей части.9.2.31. Остановочные пункты трамвая следует размещать, как правило, до перекрестка (по ходу движения) на расстоянии от него не менее 5 м. Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп-линии".Допускается размещение остановочных пунктов трамвая за перекрестком - в случаях, если:за перекрестком находится крупный пассажирообразующий пункт;пропускная способность улицы за перекрестком больше, чем до перекрестка.Длину посадочной площадки трамвая следует принимать: при частоте движения не более 30 поездов в час - при одновагонном составе - на 5 м более длины расчетного состава; при двухвагонном составе ее длину следует принимать 40 м; при частоте движения более 30 поездов в час - на 10 м более длины двух двухвагонных поездов.Ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от ожидаемого пассажирооборота, но не менее 3 м - при наличии лестничных сходов в пешеходные тоннели и 1,5 м - при отсутствии лестничных сходов.Остановочные пункты и разъезды следует располагать, как правило, на прямых участках пути с продольным уклоном не более 30 +. В стесненных условиях допускается размещать остановочные пункты на внутренних участках кривых радиусом не менее 100 м, а также на путях с продольным уклоном не более 40 +.9.2.32. Остановочные пункты наземного пассажирского транспорта запрещается размещать в охранных зонах высоковольтных линий электропередач, которые составляют: от крайнего провода ЛЭП до 20 кВ - 10 м, 35 кВ - 15 м, 110 кВ - 20 м, 220 кВ - 25 м, 500 кВ - 30 м, 750 кВ - 40 м, 1150 кВ - 50 м. Отстойно-разворотные площадки и конечные станции 9.2.33. На конечных пунктах маршрутной сети наземного пассажирского транспорта следует предусматривать отстойно-разворотные площадки с учетом необходимости снятия с линии в межпиковый период около 30% подвижного состава.9.2.34. Для автобуса и троллейбуса площадь отстойно-разворотной площадки должна определяться расчетом, в зависимости от количества маршрутов и частоты движения, исходя из норматива:автобус типа "ЛиАЗ-5256 " - 100 кв.м на одно машино-место;автобус типа "Икарус-280" - 170 кв.м на одно машино-место;троллейбус типа "ЗиУ-9 " - 100 кв.м на одно машино-место;троллейбус типа "ЗиУ- 10" - 170 кв.м на одно машино-место.Для трамвая площадь отстойно-разворотной площадки должна определяться расчетом, в зависимости от количества маршрутов и частоты движения, исходя из норматива: 0,55 - 0,8 га - на 1-3 маршрута.Ширину отстойно-разворотной площадки следует предусматривать: для автобусов и троллейбусов - не менее 30 м; для трамваев - не менее 50 м.Границы отстойно-разворотных площадок должны быть закреплены в плане красных линий.9.2.35. Отстойно-разворотные площадки городского пассажирского транспорта, в зависимости от их емкости, должны размещаться в удалении от жилой застройки не менее чем на 50 м.9.2.36. На конечных станциях пассажирского наземного транспорта на городских и пригородно-городских маршрутах должно предусматриваться устройство помещений для водителей и обслуживающего персонала.Площадь участков для устройства служебных помещений определяется в соответствии с таблицей 9.2.3.Конечные станции маршрутов малогабаритного индивидуализированного транспорта следует устраивать вблизи станций метрополитена, объектов массового посещения, перехватывающих стоянок, на расстоянии не более 40 м от входов в эти объекты.Конечные станции городского и пригородного наземного пассажирского транспорта в городе следует размещать с учетом экологических требований.

Таблица 9.2.3

Показатели Ед. изм. Количество маршрутов
2 3-4 5-6 свыше 6

Площадь участка

кв.м 225 256 375 1296

Конфигурация участка под размещение типового объекта с помещениями для обслуживающего персонала

м 15Х15 16Х16 15Х25 36Х36

Этажность здания

эт. 1 1 2 2

Хранение и техническое обслуживание подвижного состава

9.2.37. Хранение и техническое обслуживание подвижного состава следует проводить на основе комплексной схемы развития наземного пассажирского транспорта.Для обеспечения эксплуатации пассажирского наземного транспорта следует предусматривать территории для размещения объектов материально-технической базы с установлением границ участков в плане красных линий (депо, парки, ремонтные заводы и др. объекты).При размещении эксплуатационно-технических устройств городского транспорта необходимо учитывать возможности их перспективного развития, санитарно-гигиенические и противопожарные требования.9.2.38. При размещении парков и гаражей продольные уклоны площадки не должны превышать: для трамвая - 0,025; троллейбуса и автобуса - 0,05. Поперечные уклоны площадки не должны превышать 0,025.9.2.39. Хранение подвижного состава автобусного транспорта следует предусматривать, как правило, закрытым. Площадь земельного участка для автобусных гаражей закрытого хранения следует принимать в соответствии с табл.9.2.4.

Таблица 9.2.4

Вместимость автобусного парка (количество машин)

Ед. изм. Норма площади на единицу подвижного состава
Вместимость 80-135 мест Вместимость 140-250 мест
100 га 0,035 0,055
200 -"- 0,03 0,043
300 -"- 0,025 0,04
400 -"- 0,022 0,037
500 -"- 0,02 0,036
При размещении автобусных парков их вместимость целесообразно принимать 400 машино-мест.Вместимость сооружений для хранения автобусного транспорта должна учитывать возможность расстановки всего подвижного состава, за вычетом числа всех смотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях.В условиях дефицита городских земель при проектировании автобусных парков допускается их устройство в двух и более уровнях.9.2.40. Для хранения подвижного состава электротранспорта следует предусматривать закрытые помещения не менее чем на 25-30% от общего количества приписанного к депо подвижного состава. Остальной парк допускается хранить открытым. При размещении троллейбусных парков их вместимость целесообразно принимать 250 машино-мест. Вместимость должна учитывать возможность расстановки всего подвижного состава, за вычетом числа всех смотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях.Депо, ремонтные мастерские, парки и стоянки для хранения подвижного состава, как правило, следует размещать на одном земельном участке.Ориентировочно площадь земельного участка для эксплуатационно-технических устройств трамвая и троллейбуса следует принимать согласно табл.9.2.5 и табл. 9.2.6.В случае дефицита городских территорий для хранения подвижного состава наземного транспорта допускается предусматривать дополнительные участки, удаленные от основного транспортного предприятия.9.2.41. На территории депо следует предусматривать раздельные въезды и выезды (основной и резервный) трамвайных вагонов и троллейбусов.Ворота для въезда на территорию депо или выезда с нее должны быть расположены с отступом от красной линии не менее длины кузова трамвайного вагона или троллейбуса.9.2.42. Количество и мощность тяговых подстанций определяется расчетом электрической сети. Площадь земельного участка для размещения тяговой подстанции принимается ориентировочно 0,15-0,25 га.

Таблица 9.2.5

Таблица 9.2.6

Вместимость троллейбусного парка (количество машин)

Ед. изм. Норма площ. на един. подвижного состава
Вместимость 80-135 мест Вместимость 140-250 мест
100 га 0,04 0,045
150 -"- 0,039 0,044
250 -"- 0,035 0,037

Транспортно-пересадочные узлы

9.2.43. В транспортно-пересадочных узлах общегородского значения, сформированных на базе станций скоростного внеуличного транспорта, протяженность пешеходных путей от остановочных пунктов наземного транспорта следует предусматривать:до станций метрополитена, экспресс метрополитена, скоростного трамвая и городской железной дороги - не более 100 м;до станций и остановочных пунктов пригородно-городских железных дорог - не более 150 м.В пределах пересадочных узлов "метрополитен - пригородно-городская и городская железная дорога" протяженность пешеходных путей не должна превышать 150 м.В транспортно-пересадочных узлах типа "наземный транспорт - наземный транспорт" следует обеспечивать дальность пешеходных подходов не более 120 м.Примечание. Протяженность пешеходного пути исчислять от остановки наземного транспорта до входа в вестибюль станции скоростного внеуличного транспорта. 9.2.44. При пересадках со стоянок "П+П" на скоростной внеуличный транспорт дальность пешеходных подходов следует принимать в соответствии с табл.9.3.3 п.9.3.10.9.2.45. Для сокращения затрат времени на пересадку рекомендуется применять локальные транспортные системы, ускоряющие пешеходное движение.

9.3. Индивидуальный транспорт

9.3.1. В городе должны быть предусмотрены территории для хранения, паркирования и технического обслуживания парка легковых автомобилей всех категорий, исходя из ожидаемого уровня насыщения легковыми автомобилями, в соответствии с п.9.1.2.Сооружения для хранения, паркирования и технического обслуживания легковых автомобилей следует размещать с соблюдением нормативных радиусов доступности от обслуживаемых объектов, с учетом требований эффективного использования городских территорий, с обеспечением экологической безопасности.9.3.2. Следует разрабатывать схемы размещения сооружений для хранения и паркирования легковых автомобилей (в том числе в составе планов градостроительного развития территорий) - для города в целом, а также для отдельных административно-территориальных образований.На основе разработанных схем в проектах планировки, застройки и реконструкции жилых территорий сооружения для хранения и паркирования легковых автомобилей следует размещать с учетом функционально-планировочного решения территории и особенностей застройки (существующей и проектируемой) жилого района, микрорайона, жилой группы, участка (раздел 5 "Жилые территории"). Хранение легковых автомобилей 9.3.3. Требуемое количество машино-мест в местах организованного хранения автотранспортных средств следует определять из расчета:для хранения легковых автомобилей в частной собственности, исходя из средней по городу 70%-ной обеспеченности местами в организованных гаражно-стояночных объектах - 210 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 1,5 квартиры); при этом:- в жилой застройке I категории комфортности - 270-330 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 0,75 - 1 квартиру);- в жилой застройке II категории комфортности для квартир со средними и высокими показателями нормативной площади - 180-210 легковых автомобилей на 1000 жителей (1 машино-место на 1,5-2 квартиры), для квартир с низкими показателями нормативной площади - 50-70 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 5-6 квартир);- в коттеджной застройке - 650-700 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 0,3-1 коттедж, квартиру);для легковых автомобилей государственной, муниципальной, иностранной и прочей принадлежности - 20 машино-мест на 1000 жителей;для таксомоторного транспорта - 1,5-2,0 машино-места на 1000 жителей.Примечание: определение категорий комфортности жилой застройки производится в соответствии с МГСН 3.01-96, Дополнение № 4 к МГСН 3.01-96.9.3.4. Сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует размещать, как правило, в радиусе доступности 250-300 м от мест жительства автовладельцев, но не более чем в 600 м; на территориях коттеджной застройки не более чем в 200 м. Допускается увеличивать дальность подходов к сооружениям хранения легковых автомобилей для жителей кварталов с сохраняемой застройкой до 1500 м.9.3.5. Удельный показатель территории, требуемой под сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует принимать в соответствии с нормативными показателями по размещению гаражно-стояночных объектов - по жилой группе, микрорайону, жилому району (раздел 5 "Жилые территории").9.3.6. Сооружения для хранения легковых автомобилей всех категорий следует, как правило, размещать:на территориях коммунально-складских и производственных зон, на территориях защитных зон между полосами отвода железных дорог и линиями застройки, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и железных дорог (в случае, если СЗЗ соответствует норме и благоустроена в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1/2.1.1.567-96). Суммарные выбросы от гаражей-стоянок не должны загрязнять промплощадки в концентрациях выше установленных нормативов;в жилых районах - на территориях коммунального и общественного назначения, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, территориях транспортных сооружений, в подземном пространстве - под участками газонов, спортивных сооружений, под проездами, автостоянками.Сооружения для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянным жителям города (вместимостью, как правило, не более 300 машино-мест), допускается размещать в жилых кварталах - на территориях, приближенных к их границам.

Таблица 9.3.1

Объекты, до которых исчисляется расстояние Расстояние, м Автостоянки (открытые площадки) и наземные гаражи-стоянки рампового типа вместимостью, машино-мест
10 и менее 11-50 51-100 101-300 свыше 300

Стены жилых домов с окнами

10 15 25 35 50

Торцы жилых домов без окон

10 10 15 25 35

Детские дошкольные учреждения и школы

15 25 25 50 *
25 50 * * *
________________* Устанавливаются по согласованию с органами государственного санитарного надзора.Примечания:1. Расстояния следует определять от границ автостоянок (открытых площадок), стен гаража-стоянки - до границ участков детских дошкольных учреждений, школ, лечебных учреждений стационарного типа.2. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок (открытых площадок), расположенных с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих автостоянок до жилых домов и других зданий следует принимать с учетом общего количества машино-мест на всех автостоянках, но во всех случаях не допуская размещения во внутриквартальной жилой застройке автостоянок вместимостью более 300 машино-мест.3. В отдельных случаях в жилой застройке размещение многоярусных гаражей-стоянок вместимостью свыше 300 машино-мест допускается при обосновании соответствующими расчетами рассеивания выбросов вредных веществ и расчетами по защите от шума, при условии согласования с государственными органами санитарного надзора и Москомприродой. Не допускается размещение отдельностоящих гаражей-стоянок на придомовых территориях.4. Если въезды в гараж не ориентированы в сторону жилых и общественных зданий, указанные в таблице расстояния допускается сокращать на 25% в следующих случаях:- при отсутствии в гаражах открывающихся окон - для гаражей-стоянок закрытого типа I-II степеней огнестойкости;- при устройстве сплошного стенового ограждения (глухой стены) - для гаражей-стоянок закрытого типа всех степеней огнестойкости.Для гаражей-стоянок закрытого типа III, IV, IVa и V степеней огнестойкости расстояния следует принимать не менее указанных в примечании 2 таблицы 12.1.5. На жилых территориях не допускается размещение гаражей-стоянок без наружного стенового ограждения или с неполным наружным стеновым ограждением (типа "этажерки").6. Расстояния от автостоянок и гаражей-стоянок рампового типа с количеством машино-мест внутри указанных в таблице градаций, но не менее 10 машино-мест - допускается принимать по интерполяции.Подземные гаражи-стоянки в жилых кварталах и на придомовой территории допускается размещать под общественными и жилыми зданиями, участками зеленых насаждений, спортивных сооружений, под хозяйственными, спортивными и игровыми площадками (кроме детских), под проездами, гостевыми автостоянками; школьными участками (при условии организации въездов в гаражи и выездов из них, а также размещения устройств для выброса вредных веществ - за пределами школьных участков, в соответствии с п.9.3.8).Автостоянки (открытые площадки) для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянному населению города, целесообразно временно размещать на участках, резервируемых для перспективного строительства объектов и сооружений различного функционального назначения, включая многоярусные гаражи-стоянки.9.3.7. Места для хранения легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91*, следует предоставлять в гаражах-стоянках и на автостоянках, расположенных не далее 50 м от места проживания автовладельца. В случае, если доступность имеющихся сооружений превышает 50 м, устраивают временные гаражи из несгораемых сборно-разборных конструкций, удаленных от жилых зданий в соответствии с табл.9.3.1. Размещение гаражей для инвалидов должно проводиться без нарушений условий безопасности движения пешеходов и транспортных средств на территориях жилой застройки.9.3.8. Расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в табл. 9.3.1. Расстояния от подземных гаражей-стоянок до объектов городской застройки, а также расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до общественных зданий не лимитируются.При размещении наземных и комбинированных гаражей-стоянок, а также вентиляционных шахт подземных гаражей-стоянок ожидаемые расчетные концентрации загрязняющих веществ не должны превышать установленные санитарные нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1. 567-96), уровни шума не должны превышать предельно допустимые значения.Расстояния от въездов в подземные гаражи-стоянки и выездов из них до окон жилых домов и участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений должны устраиваться в соответствии с требованиями п.9.3.23. Паркирование легковых автомобилей 9.3.9. Требуемое расчетное количество машино-мест для паркирования легковых автомобилей следует определять в соответствии с таблицей 9.3.2.На автостоянках и гаражах-стоянках, обслуживающих объекты посещения различного функционального назначения, следует выделять места для паркирования личных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91*.9.3.10. Для Москвы следует организовывать комбинированную схему размещения сооружений для паркирования легковых автомобилей, включающую приобъектные, кооперированные, перехватывающие стоянки типа "П+П", радиусы обслуживания которых следует принимать в соответствии с табл. 9.3.3.9.3.11. При организации кооперированных стоянок, обслуживающих группы объектов трудового и культурно-зрелищного назначения, допускается снижать суммарное требуемое количество машино-мест: на территории центрального административного округа г.Москвы - на 20-25%, в периферийных зонах - на 10-15%.9.3.12. При расчете требуемого количества машино-мест на приобъектных и кооперированных стоянках на территории центрального административного округа г.Москвы следует принимать продолжительность паркирования легковых автомобилей: не более 2,5 часов - в пределах Садового кольца; не более 5 часов - за его пределами.

Таблица 9.3.2

Объекты посещения Расчетные единицы 1 машино-место на следующее количество расчетных единиц
1 2 3
ОБЪЕКТЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА

Административно-управленческие учреждения

служащие

4-7 1)

Объекты коммерческо-деловой и финансовой сфер

служащие

3-5

Научные и проектные организации, высшие учебные заведения

преподаватели и сотрудники

5-9

Промышленные и коммунально-складские объекты

рабочие и служащие

6-10
ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Торговые центры, универмаги, магазины с площадью торговых залов более 1000 кв.м

кв.м торговой площади

15-25 1)

торговые места

3-6

Рестораны, кафе общегородского значения

посадочные места

6-12
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА

Театры, цирки, концертные залы, кинотеатры общегородского значения

зрительские места

5-7

Музеи, выставки, библиотеки

единовременные посетители

8-10
ГОСТИНИЦЫ
5-8
9-12
УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Лечебные учреждения стационарного типа

15-25
ОБЪЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Объекты физкультуры и спорта с местами для зрителей

зрительские места

10-30
ВОКЗАЛЫ

Железнодорожные

8-10

При аэропортах

пассажиров, прибывающих в час "пик"

6-8
Примечания:1.Нормативные показатели учитывают московские и иногородние легковые автомобили всех категорий.2. Нормативные показатели включают требуемое количество машино-мест для работающих и посетителей.3.При размерах торговой площади от 500 до 1000 кв.м полученное расчетом количество машино-мест снизить в 2,5 раза; при размерах торговой площади менее 500 кв.м - автостоянки допускается не предусматривать.

Таблица 9.3.3

Виды автостоянок и паркингов Назначение и размещение Расстояния до объектов обслуживания

Приобъектные

Стоянки для обслуживания отдельных объектов; размещаются непосредственно у объектов обслуживания

До торговых центров, универмагов, гостиниц, поликлиник, пассажирских помещений вокзалов - не более 150 м; до прочих объектов - не более 400 м

Кооперированные

Укрупненные стоянки для обслуживания групп объектов; размещаются с увеличением радиусов доступности

До наиболее удаленного объекта из обслуживаемой группы - не более 1200 м

Задерживающие

Стоянки для перехвата потоков легкового транспорта, направленных в центр города; размещаются на подходах к центру города возле станций скоростного массового транспорта: по радиальным направлениям; на периферии города; на подходах к городу

До станций пересадки на скоростной массовый транспорт - не более 150 м

9.3.13. При организации перехватывающих стоянок на внешних подходах к Садовому кольцу и к границам центрального административного округа (с целью разгрузки центральных районов города от автотранспорта) их вместимость следует рассчитывать не более чем на 80% требуемого количества машино-мест для паркирования автомобилей, направляющихся к объектам приложения труда, и не более чем на 60% машино-мест обслуживающих объекты культурно-бытового назначения, расположенных в центре города, с соответствующим снижением вместимости стоянок в пределах центра города.9.3.14. При организации на внешних подходах к Московской кольцевой автомобильной дороге стоянок типа "П+П", перехватывающих потоки легкового транспорта, направляющегося в Москву из других городов и населенных пунктов, - их вместимость следует рассчитывать не более чем на 50% требуемого количества машино-мест для паркирования автомобилей при поездках с трудовыми целями и не более чем на 25% машино-мест - при поездках с культурно-бытовыми целями в периферийные районы города.Стоянки "П+П" на внешних подходах к Московской кольцевой автомобильной дороге следует размещать возле железнодорожных станций, остановок экспресс-автобусов, маршрутного такси в соответствии с табл.9.3.3.9.3.15. При строительстве многофункциональных зданий-комплексов в нижних наземных или подземных ярусах этих объектов следует предусматривать размещение гаражей-стоянок, которые должны обеспечивать потребность в машино-местах для паркирования легковых автомобилей, принадлежащих работающим и посетителям комплекса, не входя в противоречие со схемой организации паркирования легковых автомобилей, разработанной для рассматриваемой территории.9.3.16. В пределах жилых территорий следует предусматривать открытые площадки (гостевые автостоянки) для паркирования легковых автомобилей посетителей, из расчета 40 машино-мест на 1000 жителей, удаленные от подъездов обслуживаемых жилых домов не более чем на 200 м. Типы сооружений для хранения и паркирования легковых автомобилей и приемы их размещения 9.3.17. Тип сооружения для хранения или паркирования легковых автомобилей следует выбирать в соответствии с общим архитектурно-градостроительным решением окружающей застройки, с учетом территориальных возможностей, гидрогеологических особенностей.Гаражи-стоянки для хранения и паркирования легковых автомобилей допускается предусматривать отдельностоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными, с устройством для въезда автомобилей прямолинейных или криволинейных рамп, полурамп, наклонных полов, лифтовых подъемников, механизированных и автоматизированных подъемников и манипуляторов.Отдельностоящие гаражи-стоянки различных типов целесообразно предусматривать: наземными - 4 - 6 ярусов, комбинированными (с этажами выше и ниже уровня земли) - 6 - 9 ярусов, подземными, как правило, в 2 - 4 яруса.Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи-стоянки для хранения легковых автомобилей населения допускается размещать в подземных и цокольных этажах жилых домов и общественных зданий (в последнем случае целесообразно совмещать в одном объеме хранение и паркирование автомобилей). На территории застройки высокой интенсивности следует предусматривать встроенные подземные гаражи-стоянки не менее чем в два яруса.Необходимо жилые квартиры отделять от гаража нежилым этажом.9.3.18. Многоярусные механизированные и автоматизированные гаражи-стоянки закрытого типа с пассивным передвижением автомобилей внутри сооружения (с выключенным двигателем) допускается:- устраивать отдельностоящими;- пристраивать к глухим торцевым стенам (без окон) производственных, административно-общественных (за исключением лечебных и детских дошкольных учреждений, школ), жилых зданий - вместимостью, как правило, не более 150 машино-мест;- пристраивать к существующим брандмауэрам, устраивать встроенными (встроенно-пристроенными) в отдельные здания, а также встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих зданий производственного, административно-общественного назначения - без ограничения вместимости;- встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих жилых домов - при условии компоновки гаража-стоянки без выхода за габариты жилых зданий по ширине - вместимостью, как правило, не более 150 машино-мест.Обязательным условием применения встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных механизированных и автоматизированных гаражей-стоянок является устройство независимых от основного здания несущих конструкций, с обеспечением шумо-виброзащиты, обеспечением рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе до ПДК на территории жилой застройки.9.3.19. Площади застройки и размеры земельных участков отдельно стоящих гаражей-стоянок для легковых автомобилей следует ориентировочно принимать в соответствии с табл. 9.3.4.Площадь участка для стоянки одного автомобиля на автостоянках следует принимать 22,5 кв.м; при примыкании участков для стоянки к проезжей части улиц и проездов - 18,0 кв.м на автомобиль. Въезды, выезды и проезды к гаражам 9.3.20. Въезды в отдельностоящие, встроенные и встроенно-пристроенные сооружения для хранения легковых автомобилей (гаражи-стоянки и автостоянки) вместимостью до 300 машино-мест, и выезды из них следует обеспечивать на местную улично-дорожную сеть жилого района, второстепенные улицы и проезды.Подъезды к гаражам и автостоянкам не должны пересекать основные пешеходные пути, должны быть изолированы от площадок для отдыха, игровых и спортивных площадок.9.3.21. Наименьшее расстояние от проездов или улиц, с которых осуществляется основной выезд из гаража-стоянки вместимостью свыше 300 машино-мест, следует принимать:до перекрестков магистральных улиц ("стоп-линии") - не менее 100 м;до перекрестков районных улиц - не менее 50 м;до перекрестков улиц местного значения - не менее 20 м;до остановочных пунктов массового общественного транспорта - не менее 30 м.9.3.22. Внешние въезды и выезды многоярусных гаражей-стоянок следует предусматривать раздельными. Следует предусматривать не менее чем по 2 полосы движения на въезде и на выезде (при ширине каждой полосы - не менее 3 м). Допускается располагать въезд и выезд рядом, с обязательным разделением проезжей части по направлениям движения (разделительной полосой или разметкой).Автостоянки (открытые площадки) и гаражи-стоянки вместимостью до 50 машино-мест могут иметь совмещенный внешний въезд-выезд шириной не менее 6 м.Перед гаражами-стоянками вместимостью свыше 50 машино-мест следует предусматривать накопительную площадку из расчета 1 машино-место на каждые 100 автомобилей, но не менее чем площадка для паркирования 2 пожарных автомашин.9.3.23. Въезды в отдельностоящие подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов, участков школ, детских и лечебных учреждений не менее чем на 15 м. Расстояния от въездов и выездов до стен жилых домов и общественных зданий без оконных и дверных проемов не лимитируются. В исторической застройке при размещении гаражей-стоянок под жилыми зданиями допускается ненормированный разрыв от въездов в них до окон помещений при выполнении необходимых условий пожарной безопасности (устройство козырька, применение огнеупорных конструкций, регламентация режима функционирования). Автосервис 9.3.24. Станции технического обслуживания автомобилей следует проектировать из расчета один пост на каждые 250 легковых автомобилей от общего парка легкового автотранспорта города, принимая размеры их земельных участков по таблице 9.3.5.9.3.25. Расстояния от станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на застроенных территориях, следует принимать не менее приведенных в табл.9.3.6.9.3.26. Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливно-раздаточная колонка на каждые 1200 легковых автомобилей общего парка легкового автотранспорта города, принимая размеры их земельных участков по таблице 9.3.7.9.3.27. Расстояния от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива, автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (на сжатом газе), автомобильных газонаполнительных станций (на сжиженном газе) - до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых и общественных зданий и сооружений, следует принимать: при 1-2 топливо-раздаточных колонках - не менее 25 м; при 3 и более - не менее 50 м.Примечание. 1.Указанное расстояние следует исчислять от топливно-раздаточных колонок и подземных резервуаров для хранения жидкого топлива для лечебных и учебных заведений - до границ участков.2. Размещение АЗС с наземными резервуарами на территории Москвы, как правило, не допускается.

Таблица 9.3.4

Этажность гаражей Типы рамповых 1) гаражей
наземные комбинированные подземные
Площадь, кв.м на 1 автомобиль
подошвы застройки участка подошвы застройки участка подошвы застройки участка 2)
1 2 3 4 5 6 7
1 27 30,0 - - 25 5
2 15 19,2 15 18,0 15 4,1
3 10 13,0 10 11,6 10 3,3
4 8 10,0 8 8,8 8 2,4
5 6 8,0 6 6,5 6 1,8
6-8 4 5,5 4 4,8 - -
9 и более - - 3 3,5 - -
Примечания:1 - для многоэтажных полумеханизированных гаражей-стоянок (оборудованных лифтовыми подъемниками) показатели граф 2-7 уменьшаются в 1,2 раза, механизированных и автоматизированных гаражей - в 1,3-1,5 раза;2 - в площадь участка подземных гаражей-стоянок входят размеры накопительной площадки, защитного озеленения, внешние пандусы для въезда и выезда автомобилей.

Таблица 9.3.5

Таблица 9.3.6

Здания, до которых определяется расстояние Расстояние от станций технического обслуживания при числе постов, м
10 и менее 11-30

Жилые дома (в том числе торцы жилых домов без окон)

25 50

Общественные здания

25 50

Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения

50 *

Лечебные учреждения со стационаром

50 *
_____________* Определяется по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.Примечания:1. Расстояния исчисляются от окон жилых и общественных зданий и от границ земельных участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром до границ участка станции технического обслуживания.2. Станции технического обслуживания при числе постов более 30 следует размещать вне жилых районов на производственных территориях. Расстояния определяются по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не менее 100 м от жилых домов.

Таблица 9.3.7

9.3.28. Запрещается размещать автозаправочные и газонаполнительные станции и другие источники повышенной опасности на расстоянии менее 25 м от посадочных, разворотных и отстойно-разворотных площадок наземного пассажирского транспорта, пешеходных переходов.9.3.29. Отдельностоящие моечные пункты на 1-2 поста следует размещать на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, общественных зданий и сооружений, границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром.9.3.30. При размещении и проектировании АЗС на магистральных улицах следует предусматривать дополнительные полосы движения для обеспечения въезда и выезда машин.9.3.31. Для обслуживания иногороднего транспорта следует предусматривать станции технического обслуживания и мотели, размещая их на подходах к городу на автомобильных дорогах федерального и областного значения.

Правительство Москвы
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
НОРМЫ И ПРАВИЛА
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛАНИРОВКИ
И ЗАСТРОЙКИ г. МОСКВЫ
МГСН 1.01-99
(с изменениями от 26 декабря 2000 г., 25 июня 2002 г., 19 августа 2003 г., 6 сентября, 4, 11 октября 2005 г., 25 июля, 22 августа, 26 сентября 2006 г.)
2000
Правительство Москвы Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы.
МГСН 1.01-99
Взамен МГСН 1.01-98
Сводная редакция
Внесены Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы.
Утверждены постановлением Правительства г. Москвы. № 49 от 25.01.2000 г.
Срок введения в действие с даты утверждения.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Назначение и область применения

Объекты градостроительного нормирования

Раздел 2. ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Охрана памятников истории и культуры, сохранение и развитие исторических зон.

Охрана территорий природного комплекса

Раздел 3. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Раздел 4. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Функционально-планировочная организация территории системы общегородского центра

Функционально-планировочная организация территории локальных общественных центров и зон

Функционально-планировочная организация участка общественной застройки

Раздел 5. ЖИЛЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Функционально-планировочная организация территории участка жилой, смешанной жилой застройки

Функционально-планировочная организация территории группы жилой, смешанной жилой застройки

Функционально-планировочная организация территории микрорайона

Функционально-планировочная организация территории жилого района

Раздел 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Градостроительная классификация производственных территорий.

Градостроительные требования к производственным территориям.

Раздел 7. РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕРРИТОРИИ.

Раздел 8. ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Раздел 9. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

9.1.Улично-дорожная сеть.

9.2. Городской массовый пассажирский транспорт

Наземный пассажирский транспорт

9.3. Индивидуальный транспорт

9.4. Внешний транспорт

Раздел 10. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

10.1. Водоснабжение.

10.2. Канализация.

10.3. Теплоснабжение

10.4. Электроснабжение.

10.5. Газоснабжение.

10.6. Объекты связи.

10.7. Дождевая канализация.

10.8. Размещение инженерных сетей.

Раздел 11. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ

Общие положения.

Жилые территории.

Общественные и производственные территории.

Рекреационные территории.

Раздел 12. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Перечень законодательных и нормативных документов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Термины и определения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Жилые территории

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Учреждения и предприятия обслуживания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Нормативные расчетные показатели по проектированию размещения объектов

Графическое приложение 1

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ Г. МОСКВЫ

МГСН 1.01-97

Часть 1

Дата введения 1997-08-12

Редакционная комиссия: А.В. Кузьмин (председатель), Р.В. Горбанев, Г.С. Юсин, А.Ю. Беккер, Ю.В. Коротков, А.Л. Воронин, Н.В. Оболенский, В.А. Булочников, А. Г. Ишков, Л.А. Коротчик, Н.Н. Филатов.

Авторы разделов: Л.Ф. Страшнова, А. В. Воинова, С.Г. Пушкарев, С.В. Ильинский, И.Н. Ильина, Н.Г. Рытвинская, Е. А. Яблокова, В.В. Карелина, А. Н. Красников, Е. Н. Боровик, С.С. Кракович, Н.Н. Пастушихин, Г.С. Меркурьева, М. В. Жильцова, П.А. Осмоловский, М.И. Комаровская, Г.Н. Мароховская, Р.Н. Амосова, Б.М. Дегтерев - НИиПИ генплана г. Москвы; М.Г. Шапиро, Н.Ю. Григорьева, В.В. Алексашина, М.А. Семина, Б.В. Белозерский, М.А. Андрющенко, Ю.М. Пирогов - Мосгосэкспертиза; С.А. Васильев, В.А. Гутников - Москомприрода; С.Г. Фокин, Т.Е. Бобкова - МГЦ СЭН; В.С. Жиряков - УГПС ГУВД г. Москвы.

ВНЕСЕНЫ Комитетом по архитектуре и градостроительству г. Москвы.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства г. Москвы от 12.08.97 № 592.

Взамен ВСН 2-85.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы и правила направлены на реализацию одобренных правительством Основных направлений градостроительного развития Москвы до 2010 года.

1.2. Применение «Норм и правил...» в градостроительной деятельности должно обеспечить достижение следующих важнейших целей:

Устойчивое развитие города и его структурных элементов;

Социально-гарантированное качество городской среды;

Сохранение и возрождение градостроительного, архитектурного, историко-культурного наследия;

Сохранение Природного комплекса и улучшение экологического состояния среды;

Повышение эффективности использования градостроительного потенциала городских территорий.

1.3. Документ охватывает все структурные и функционально-планировочные элементы города:

Центральное ядро, городские узлы, примагистральные территории, межмагистральные территории;

Крупные градостроительные образования в виде зон и комплексов (жилые, производственные, общественные, природно-рекреационные);

Участки разного функционального назначения.

Участок как объект градостроительного регулирования нормируется впервые, в целях правовой защиты качества городской среды в новых экономических условиях.

1.4. Настоящие нормы и правила планировки и застройки г. Москвы устанавливают:

Интенсивность градостроительного использования территорий в зависимости от их местоположения в структурных частях города;

Регламентации функционально-планировочной организации территории и застройки, обеспечивающие сохранение исторического облика городского ландшафта, охрану окружающей среды и территорий природного комплекса, требования санитарно-гигиенической и пожарной безопасности;

Нормативные и расчетные показатели обеспеченности фондом застройки, функциональными территориями, инженерными и иными ресурсами, учреждениями обслуживания и местами приложения труда.

1.5. Настоящие нормы и правила обязательны при разработке и экспертизе предпроектной и проектной градостроительной документации, контроле за градостроительной деятельностью.

1.6. Настоящие нормы и правила основаны на положениях Законодательных актов Российской Федерации, правовых и нормативных актах Правительства Москвы, ГОСТах, СНиПах, СанПиНах и других документах, перечень которых приведен в Приложении 1.

Раздел 2. ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

2.1. Территория г. Москвы имеет членения на планировочные элементы и структурные части.

2.2. Планировочные элементы территории города: участок, улица, площадь, квартал.

Участок - обособленная часть территории конкретного целевого назначения.

Улица, площадь - территория, отграниченная красными линиями улично-дорожной сети города.

Квартал - межуличная территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети.

2.3. Территории подразделяются на застроенные и незастроенные. К застроенным территориям относятся территории кварталов, более 5 % поверхности которых занято застройкой с плотностью более 0,5 тыс. м 2 /га.

2.4. Структурные части территории города: центральное ядро, городской узел, примагистральная территория, межмагистральная территория.

Центральное ядро - территория в пределах Садового кольца и примыкающих к нему кварталов и участков.

Городской узел - территория, включающая площадь, образованную пересечением городских магистралей, с примыкающими к ней участками, и имеющая выходы станций скоростного внеуличного транспорта.

Примагистральная территория - территория, примыкающая к магистральным улицам общегородского значения, на отрезках, соединяющих ядро городского центра с городскими узлами или узлы между собой.

Межмагистральные территории - территории, ограниченные красными линиями магистральных улиц общегородского значения, границами территорий городских узлов и примагистральных территорий; различаются по величине территории: до 500 га, от 500 до 1000 га и более 1000 га.

2.5. Объектами градостроительного нормирования являются функционально-планировочные образования:

Участок жилой застройки, участок смешанной жилой застройки;

группа жилой, смешанной жилой застройки;

жилой микрорайон;

жилой район;

участок производственной застройки;

производственная зона;

участок общественной застройки;

многофункциональный центр;

специализированный центр;

общественная зона;

лесопарк, парк, сад, сквер, бульвар;

озелененные участки жилой, общественной, производственной застройки;

озелененные территории специального назначения.

Устойчивые виды функционально-планировочных образований в структурных частях города приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Функционально-планировочная организация территории структурных частей города

Раздела 9.3 изложить в следующей редакции:

"9.3.1. Потребность в территориях для размещения объектов, обеспечивающих хранение, паркирование и техническое обслуживание легкового автотранспорта, следует определять с учетом ожидаемого уровня насыщения города легковым автотранспортом всех категорий, требований эффективного использования городской территории и обеспечения экологической безопасности.

Для территории города, округа, района, микрорайона общую потребность в машиноместах для хранения легковых автомобилей физических лиц следует принимать в количестве не менее 320 машино-мест на 1000 жителей*.

________________

* Жители - физические лица, постоянно зарегистрированные на жилой площади в г.Москве.

Для хранения легковых автомобилей юридических лиц - следует предусматривать не менее 20 машиномест на 1000 жителей, все из которых следует размещать в гаражах-стоянках.

При размещении гаражно-стояночных объектов на территориях районов массового жилищного строительства, а также в районах сложившейся городской застройки следует обеспечивать их доступность в соответствии с требованиями пп.9.3.4 и 9.3.10 настоящих норм.

Для отдельных объектов нового строительства и реконструкции (жилого, общественного, производственного назначения) - требуемое количество машиномест для хранения и паркирования легкового автотранспорта следует определять в соответствии с пп.9.3.3 и 9.3.9 настоящих норм.

Требуемое для объекта количество машиномест, установленное расчетом, следует размещать в пределах участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения и другие элементы), а также участки, выделяемые застройщику под компенсационное благоустройство".

Пункт 9.3.3

"9.3.3. Для жилого квартала, жилой группы, жилого здания - требуемое количество машиномест для организованного хранения легкового автотранспорта следует определять с учетом категории комфортности жилой застройки*, предусматривая:

________________

* Определение категорий комфортности жилой застройки проводится в соответствии с МГСН 3.01-01 "Жилые здания" и п.5.2 настоящих норм.

В пределах территорий жилой застройки также следует предусматривать гостевые автостоянки в соответствии с требованиями п.9.3.16 настоящих норм".

Пункт 9.3.9 . раздела 9.3 изложить в следующей редакции:

"9.3.9. Для объектов нового строительства и реконструкции общественного и производственного назначения, а также при изменении функционального назначения объектов - требуемое количество машиномест для паркирования легкового автотранспорта (для работающих и посетителей) следует определять расчетом, в соответствии с нормативами, приведенными в табл.9.3.2.

Таблица 9.3.2

Объекты посещения

Расчетные единицы

Предусматривается 1 машино-место на следующее количество расчетных единиц

для территорий в пределах Садового кольца

для остальных территорий города

1. Объекты административно-делового назначения

Учреждения органов государственной власти

м общей
площади

Административно-управленческие учреждения, здания и помещения общественных организаций

м общей
площади

Коммерческо-деловые центры, офисные здания и помещения

м общей
площади

1.4. Банки и банковские учреждения

С операционными залами

м общей
площади

Без операционных залов

2. Объекты науки и учебно-образовательного назначения

Научно-исследовательские и проектные институты

м общей
площади

Высшие учебные заведения

преподаватели, сотрудники, студенты, занятые
в одну смену

3-5 препод.
и сотруд. +1 машиноместо на 20 студентов

2-4 препод.
и сотруд. +1 машиноместо на 10 студентов

Средние специальные учреждения, колледжи, специальные и частные школы, школы искусств и музыкальные школы городского значения

преподаватели, занятые в одну смену

Центры обучения, самодеятельного творчества, клубы по интересам

м общей
площади

3. Объекты промышленно-производственного назначения

Производственные здания и коммунально-складские объекты

работающие
в двух смежных сменах, чел.

4. Объекты торгово-бытового и коммунального назначения

Магазины-склады (мелкооптовой и розничной торговли, гипермаркеты)

м общей
площади

Объекты торгового назначения с широким ассортиментом товаров периодического спроса продовольственной и (или) непродовольственной групп (торговые центры, торговые комплексы, супермаркеты, универсамы, универмаги и т.п.)

м общей
площади

Специализированные магазины по продаже товаров эпизодического спроса непродовольственной группы (спортивные, автосалоны, мебельные, бытовой техники, музыкальных инструментов, ювелирные, книжные и т.п.)

м общей
площади

Рынки постоянные

Универсальные и непродовольственные

м общей
площади

Продовольственные и сельскохозяйственные

м общей площади

Рестораны, кафе городского значения

посадочных мест

Объекты коммунально-бытового обслуживания

единоврем. посетители

Ателье, фотосалоны городского значения, салоны-парикмахерские, салоны красоты, солярии, салоны моды, свадебные салоны

мобщей площади

Салоны ритуальных услуг

мобщей площади

Химчистки, прачечные, ремонтные мастерские, специализированные центры по обслуживанию сложной бытовой техники и др.

рабочее место приемщика

Гостиницы

Кладбища, в т.ч.

В пределах МКАД

единоврем. посетители

на территории города за пределами МКАД (см. прим.9)

3-5,
но не менее
50 м/мест

Крематории

единоврем. посетители

5-6,
но менее*

10 м/мест на 1 ритуальный зал

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5. Объекты культуры и досуга

Выставочно-музейные комплексы, музеи-заповедники, музеи, галереи, выставочные залы

единоврем. посетители

Театры, концертные залы

Федерального и городского значения

зрительские места

Киноцентры и кинотеатры

общегородского значения

зрительские места

окружного значения

Городские библиотеки, интернет-кафе

пос. места

Объекты религиозных конфессий (церкви, костелы, мечети, синагоги и др.) (см. прим.8)

единоврем. посетители

10-12,
но не менее 10 м/мест
на объект

8-10,
но не менее 10 м/мест
на объект

Развлекательные центры, дискотеки, залы игровых автоматов, ночные клубы, казино

единоврем. посетители

Бильярдные, кегельбаны

единоврем. посетители

6. Лечебные учреждения

Специализированные поликлиники

посещений в смену

Многопрофильные консультационно-диагностические центры

посещений в смену

Больницы, профилактории

койко-места

Специализированные клиники, реабилитационные центры

койко-места

Интернаты и пансионаты для престарелых и инвалидов

койко-места

7. Спортивно-оздоровительные объекты

Спортивные комплексы и стадионы с трибунами

мест на трибунах

Оздоровительные комплексы (фитнес-клубы, ФОК, спортивные и тренажерные залы)

мобщей площади

Специализированные спортивные клубы и комплексы (теннис, конный спорт, горнолыжные центры и др.)

единоврем. посетители

Аквапарки, бассейны

единоврем. посетители

8. Объекты транспортного обслуживания

Железнодорожные вокзалы

пассажиров дальнего следования в час "пик"

Автовокзалы

пассажиров в час "пик"

Аэровокзалы

пассажиров в час "пик"

Примечания:

1. Различия между расчетными показателями для территорий в пределах Садового кольца и других территорий города (колонки 4 и 5) обусловлены необходимостью разгрузки центра города от автотранспорта и ориентацией на преимущественное использование массового пассажирского транспорта при поездках в центральную зону города.

2. Нормативные показатели включают требуемое количество машиномест для работающих и посетителей (жителей Москвы и других населенных пунктов); без учета машиномест для автомобилей, обслуживающих технологические нужды объекта (стоянка автомобиля, связанная с погрузкой, выгрузкой грузов, обеспечивающих функционирование объекта и др.), а также для туристических автобусов.

3. В сохраняемой застройке при размерах общей площади объектов торговли от 400 до 800 м полученное расчетом количество машиномест допускается снизить в 2 раза, при размерах общей площади менее 400 м стоянки допускается не предусматривать. При новом строительстве места для паркирования легковых автомобилей следует организовывать при любых размерах торговой площади и размещать их в пределах отведенного участка.

4. Общая площадь объекта включает суммарную поэтажную площадь здания, определенная в пределах внутренних поверхностей наружных стен, в том числе площадь антресолей, переходов в другие здания, остекленных веранд, галерей и балконов зрительных залов. Площадь многосветных помещений включается в общую площадь здания в пределах одного этажа.

5. При расчете требуемого количества машиномест для объектов, показатели для которых даны в диапазоне значений, меньшее значение показателя (слева от дефиса) применяется в случае, если рассматриваемый объект расположен от станции скоростного внеуличного транспорта на расстоянии более чем 600 м (по воздушной прямой) - большее значение показателя (справа от дефиса) - в случае, если объект расположен на расстоянии менее 250 м; в случае, если объект расположен на расстоянии от 250 до 600 м от станции скоростного внеуличного транспорта, значение расчетного показателя находится в интервале между меньшим и большим значениями и определяется интерполяцией, пропорционально искомому расстоянию.

6. Символ "н.р." в колонке 4 означает, что объект данного вида на территории центра города, как правило, не размещается. В случае обоснования необходимости его размещения - расчет требуемого количества машиномест проводить по нормативному показателю для остальных территорий города (колонка 5).

7. Для зданий с помещениями различного функционального назначения требуемое количество машиномест следует определять раздельно для каждого вида помещений, а затем суммировать.

8. Расчет машиномест для объектов религиозных конфессий следует производить для максимального по числу посетителей дня недели, но без учета дней основных /главных/ религиозных праздников.

9. Расчет машиномест для посетителей кладбищ проводится для выходных дней весенне-летнего периода, без учета пиковой потребности в дни религиозных праздников, связанных с массовым посещением мест захоронений близких родственников (день поминовения родителей и т.п.).

10. Размещение мест для паркирования автомобилей посетителей городских и природных парков следует производить в соответствии с требованиями Раздела 7. Рекреационные территории, п.7.3.5. настоящих норм.

На автостоянках и в гаражах-стоянках, обслуживающих объекты различного функционального назначения, следует выделять места для паркирования личных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".