Налоги и сборы субъекта рф вводятся. Когда налоги и сборы субъектов РФ вводятся в действие и прекращают действовать? Налоговая и бюджетная система

  • 22.04.2020

Транспортный налог

Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ об этом на­логе и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В финансовую компетенцию субъекта РФ входит определе­ние ставки транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, порядка и сроков уплаты, установление формы отчет­ности по налогу. При установлении налога законами субъек­тов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и ос­нования для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистриро­ваны транспортные средства.

Объектом транспортного налога признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пнев­матическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплохо­ды, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, мотор­ные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства

Налоговым законодательством из объектов обложения транспортным налогом исключены: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; ав­томобили легковые, специально оборудованные для использо­вания инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью

600 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

двигателя до 100 л. с. (до 73, 55 кВт), полученные (приобретен­ные) через органы социальной защиты населения в установлен­ном законом порядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного веде­ния или оперативного управления) организаций, основным ви­дом деятельности которых является осуществление пассажир­ских и (или) грузовых перевозок; тракторы, самоходные ком­байны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для пере­возки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помо­щи, технического обслуживания), зарегистрированные на сель­скохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяй­ственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законода­тельно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.



Налоговая база данного обязательного платежа зависит от вида объекта налогообложения и определяется следующим об­разом:

в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

в отношении водных несамоходных (буксируемых) транс­портных средств, для которых определяется валовая вмести­мость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Налоговый период транспортного налога составляет один календарный год.

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности дви­гателя или валовой вместимости транспортных средств, катего­рии транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу

Глава 22. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 601

мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Критерии расчета ставок транспортного налога опре­делены НК РФ. Однако законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз. ^

В финансовую компетенцию субъектов РФ входит также право на установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования этих транспортных средств.

Порядок исчисления суммы транспортного налога зависит от категории налогоплательщиков. Налогоплательщики-орга­низации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма нало­га, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании све­дений, получаемых от органов государственной регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес

\ Налог на игорный бизнес взимается с предпринимательской

деятельности, связанной с извлечением доходов в виде выигры­ша, платы за проведение азартных игр или пари.

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются ор­ганизации или индивидуальные предприниматели, осуществ­ляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налога на игорный бизнес являются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы. Названные объекты подлежат постановке на налого­вый учет не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта. Регистрация производится налоговым орга­ном на основании заявления налогоплательщика с обязатель­ной выдачей в течение пяти дней свидетельства о регистрации объекта налогообложения. Также регистрации в налоговых ор­ганах подлежит любое изменение количества объектов налого­обложения.

602 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

Налоговая база налога на игорный бизнес определяется от­дельно по каждому объекту как общее количество игровых сто­лов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор, используемых налогоплательщиком.

Налог уплачивается ежемесячно по ставкам, устанавливае­мым субъектами РФ. Налоговый кодекс РФ предоставляет за­конодательным органам власти субъектов РФ право самостоя­тельно определять размер ставок налога в следующих пределах:

за один игровой стол - от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;

за один игровой автомат - от 1500 до 7500 руб.;

за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 тыс. до 125 тыс. руб.

В случае, если законом субъекта РФ не установлены ставки, налог на игорный бизнес считается установленным по мини­мальным ставкам.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоя­тельно и фиксируется в налоговой декларации, которая пред­ставляется в налоговый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Особенностью правового режима налога на игорный бизнес является наличие специальных составов налоговых правонару­шений и мер ответственности, которые обособлены от гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их со­вершение» НК РФ. Статья 366 НК РФ устанавливает ответст­венность за непостановку на налоговый учет объектов налога на игорный бизнес. Подобные противоправные деяния наказы­ваются взысканием штрафа в трехкратном размере ставки на­лога, установленной для соответствующего объекта налогооб­ложения. Повторное совершение аналогичного деяния влечет взыскание штрафа в шестикратном размере. Поскольку ставки налога на игорный бизнес детализируются региональным зако­нодательством, то сумма налоговой санкции поставлена в зави­симость от волеизъявления представительного органа соответ­ствующего субъекта РФ. Такой подход федерального налогово­го законодательства подчеркивает региональный статус налога на игорный бизнес, так как осуществление предприниматель­ской деятельности без постановки объектов на налоговый учет причиняет имущественный вред бюджетам субъектов РФ. Та­ким образом, специфика налога на игорный бизнес заключает-

Глава 22. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации 603

ся в наличии специального состава налогового правонаруше­ния и его закреплении в гл. 29 «Налог на игорный бизнес» Осо­бенной части НК РФ.

§ 3. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций установлен гл. 30 НК РФ и детализируется законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы власти субъек-|тов РФ имеют право определять налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, форму этчетности об исполнении налоговой обязанности.

Налог на имущество уплачивают: российские организации; в иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на тер­ритории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответст­вии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является движимое и недвижи­мое имущество, относящееся к объектам основных средств. Примечательно, что российское налоговое законодательство обязывает иностранные организации вести учет объектов нало­га на имущество по правилам бухгалтерского учета, установлен­ным нормативными правовыми актами РФ.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации че­рез постоянные представительства, признается недвижимое имущество, принадлежащее указанным организациям на праве собственности и находящееся на территории Российской Феде­рации.

Не признаются объектами налога на имущество организа­ций объекты природопользования (водные и другие природные

604 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации

ресурсы), земельные участки, а также имущество, принадлежа­щее на праве хозяйственного ведения или оперативного управ­ления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба при условии, что это имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасно­сти и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества организации. При определении налоговой базы рос­сийских организаций и иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность через постоянные представительства, имущество учитывается по его остаточной стоимости. Недви­жимое имущество иностранных организаций, не осуществляю­щих свою деятельность через постоянные представительства, учитывается по инвентаризационной стоимости этих объектов, которая определяется органами технической инвентаризации. В этой связи налоговое законодательство обязывает уполномо­ченные органы и специализированные организации, осуществ­ляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недви­жимого имущества, сообщать в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта в тече­ние 10 дней со дня его оценки или переоценки.

Налоговая база определяется налогоплательщиком само­стоятельно и рассчитывается отдельно относительно каждого объекта налогообложения. Имущество организации не всегда может фактически находиться на территории одного субъек­та РФ. Для таких случаев п. 2 ст. 376 НК РФ установлено пра­вило, согласно которому при нахождении объекта недвижимого имущества на территориях разных субъектов РФ либо на терри­тории субъекта РФ и в территориальном море, на континен­тальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъ­екте РФ в части, пропорциональной доле стоимости этого объ­екта недвижимости на территории каждого субъекта РФ.

Налог на имущество организаций уплачивается ежегодно авансовыми платежами за первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Однако субъект РФ вправе не уста­навливать взимание авансовых платежей.

Глава 23. Местные налоги и сборы

Налог на имущество организаций уплачивается по ставкам, устанавливаемым законами субъектов РФ. Налоговый ко­декс РФ определяет только верхнюю границу налоговой став­ки - 2,2%. Федеральное налоговое законодательство разрешает субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков млн имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Особенностью правового режима налога на имущество орга­низаций является наличие большого количества льгот, преду­смотренных ст. 381 НК РФ. Так, освобождаются от налогооб­ложения: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; религиозные организа­ции; общероссийские общественные организации инвалидов; организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. Не включаются в число объектов налога на имущество: памятники истории и культуры федерального значения, объекты социально-культур­ной сферы, используемые для нужд культуры и искусства, об­разования, физической культуры и спорта, здравоохранения и юциального обеспечения; имущество специализированных ротезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, .вокатских бюро и юридических консультаций, государствен­ных научных центров и др.

Глава 23 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом настоящим Кодексом . Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом .

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом , следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом . Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом .

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом , могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом , ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом .

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье

Финансы

Когда налоги и сборы субъектов РФ вводятся в действие и прекращают действовать?

20 мая 2016

Порядок установления, изменения и отмена налогов и сборов определяется высшим органом представительной власти страны. Правила расчета и отчисления платежей фиксируются в НК. В кодексе также разъясняются основные понятия и термины, с которыми связана система налогов и сборов в РФ. Рассмотрим основные из них в статье.

Общая характеристика налоговой системы РФ

Она дается в гл. 2 НК. Система налогов и сборов в РФ представляет собой комплекс обязательных платежей, которые взимаются на территории страны по определенным правилам. Отчисления совершаются как юрлицами, так и гражданами. Налогом является безвозмездный, индивидуальный и обязательный платеж, удерживаемый с физлиц и организаций в виде отчуждения денежных средств, принадлежащих им по праву оперативного управления, собственности или хозяйственного ведения. Эти отчисления направляются на финансирование деятельности институтов власти. В качестве сбора выступает обязательный взнос, который взимается с граждан и предприятий для обеспечения совершения в отношении них юридически значимых действий уполномоченными на это органами. В перечень предоставляемых услуг, в числе прочего, входит предоставление каких-либо прав и выдача лицензий (разрешений).

Понятие и виды налогов и сборов в РФ

Рассматриваемые платежи предусматриваются исключительно в соответствии с положениями НК. Федеральные сборы и налоги устанавливаются по всей территории страны, если иное не закрепляется нормативными положениями. Они зачисляются в бюджеты разных уровней. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  1. Полностью поступающие в госбюджет. Например, НДС.
  2. Регулирующие доходную часть. Система налогов и сборов в Российской Федерации предусматривает перераспределение сумм, поступивших от плательщиков в госбюджет по бюджетам других уровней. К ним относят акцизы, НДФЛ, отчисления с прибыли и пр.
  3. Имеющие целевое назначение и поступающие в фонды. Данные платежи зачисляются в госбюджет.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации группируются в перечне:

  1. Налог на добычу ископаемых.
  2. Акцизы.
  3. Водный налог.
  4. Сборы за использование объектов животного мира и биологических водных ресурсов.
  5. НДФЛ.
  6. Налог с прибыли предприятий.
  7. Госпошлина.

В Кодексе могут предусматриваться особые режимы, в рамках которых вводятся налоги, не указанные в НК.

Важный момент

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени в большинстве случаев не ограничено. Однако некоторые документы имеют конкретный срок действия. Периодически положения Кодекса и прочих нормативных документов могут пересматриваться, корректироваться, дополняться. Необходимо отметить, что, в соответствии со ст. 3 ФЗ, регламентирующего правила проведения референдума, на всенародное обсуждение не могут выноситься вопросы, касающиеся установления, отмены, изменения сборов и налогов федерального назначения. Это означает, что в сфере обложения запрещено использовать механизм непосредственной демократии.

Принципы обложения

Непосредственному взиманию с плательщика налога или сбора предшествует две взаимосвязанные и последовательные законодательные процедуры: установление и введение. Они обуславливают юридическую возможность отчуждения денежных средств в соответствии с положениями НК. Установление налога представляет собой принятие нормативного документа, с помощью которого определяется конкретный обязательный платеж. Эта процедура является своего рода юридическим фактом создания отчисления. Она позволяет определять государственные и территориальные платежи (налоги и сборы субъектов РФ). Вводятся региональные отчисления на основании ФЗ, а также нормативных документов, принятых территориальной властью.

Ключевые элементы

Необходимо отметить, что установить налог еще не означает назвать его. В ходе процедуры должны быть определены обязательные элементы отчисления. К ним, в частности, относят:

  • объект;
  • ставку;
  • период;
  • правила и сроки уплаты и пр.

Второй этап

Введение налога представляет собой принятие нормативного документа, которым устанавливается непосредственная обязанность осуществлять его выплату. Чтобы конкретное отчисление могло фактически осуществляться, его нужно определить. Это означает, что представительный орган предусматривает возможность отчуждения денежных средств, именует элементы обложения. После этого формулируется обязанность плательщика осуществлять обязательное отчисление. Наличие рассмотренных этапов закрепляется в ст. 1 и 2 НК.

Прекращение обязанности

В НК предусматривается возможность отмены налога. Она представляет собой прекращение взимания платежа и исключение его из сферы обложения. Эти действия осуществляются в соответствии с нормативным документом, принятым представительным органом. Отмена налога может обуславливаться также окончанием срока действия документа, которым он был введен (если последний имел соответствующее ограничение).

Территориальные платежи

Налоги и сборы субъектов РФ вводятся при соблюдении ряда условий:

  1. Платежи предусмотрены в НК.
  2. Определены все обязательные элементы обложения.

Платежи, подлежащие отчислению на всей территории страны, определяются представительным органом. В соответствующей главе НК закрепляются элементы обложения, определяются конкретные плательщики. Налоги и сборы субъектов РФ вводятся в 2 этапа:

  1. На первой стадии высший представительный орган определяет плательщиков и ключевые элементы обложения. Эти сведения вносятся в НК. Для ставки и срока отчисления формулируются основные правила и конкретные пределы.
  2. На второй стадии территориальный представительный орган определяет в соответствии с главой НК конкретные тарифы и период осуществления обязательных отчислений.

Аналогично тому, как определяются налоги и сборы субъектов РФ, вводятся местные платежи.

Нюанс

Введение федеральных налогов производится одновременно с их установлением. Для территориальных отчислений определено другое правило. Налоги и сборы субъектов РФ вводятся с момента вступления в силу нормативного документа, принятого представительным органом соответствующей административной единицы. Именно он закрепляет обязанность плательщиков осуществлять отчисления в бюджет.

Типы территориальных платежей

Налоги и сборы субъектов РФ вводятся нормативными документами, не противоречащими НК. При их определении представительные органы административных единиц закрепляют:

  1. Сроки и правила отчисления.
  2. Ставки.

Другие элементы обложения определяются в НК. Дополнительно представительные органы вправе установить налоговые льготы, порядок и основания их применения. К территориальным обязательным платежам относят отчисления:

  1. С имущества предприятий.
  2. С транспорта.
  3. С игорного бизнеса.

Объект обложения

В качестве него для отечественных организаций выступает недвижимое и движимое имущество. К нему, в числе прочего, относят материальные ценности, которые переданы во временное пользование, владение, распоряжение либо доверительное управление, а также внесенные в совместную деятельность. Это имущество должно учитываться на балансе как ОС по правилам ведения бухучета. Для иностранных предприятий, которые работают на территории страны через свои постоянные представительства, объектом обложения выступает недвижимое и движимое имущество, признаваемое основными средствами.

Особенности правового регулирования

Механизмом, с помощью которого осуществляется управление системой налогообложения в РФ, выступает особый комплекс юридических средств. Они организуются последовательным образом и способствуют преодолению препятствий, возникающих на пути удовлетворения потребностей участников правоотношений. Целью налогового регулирования выступает обеспечение движения интересов, имеющихся у субъектов, к тем или иным ценностям. Его принципы выступают в качестве ориентиров для формирования соответствующей государственной политики в сфере обложения. Они имеют ключевое значение в правоприменительной практике. Это обуславливается тем, что все положения нормативных документов, на основании которых закрепляются налоги и сборы субъектов РФ, а также отчисления в госбюджет, должны реализовываться в соответствии с базовыми подходами, закрепленными в НК.

Принципы

Налоговая система функционирует на основании руководящих начал. Они выступают в качестве базы регулирования соответствующих правоотношений. К ключевым налоговым принципам относят:

  1. Всеобщность, справедливость и равенство обложения. Этот принцип предполагает право каждого участника налоговых правоотношений на защиту собственных интересов в рамках правил, определенных в нормах. Каждое лицо обязано осуществлять отчисления, закрепленные в НК. При этом, независимо от их объема, участники правоотношений должны иметь равные права и обязанности.
  2. Однократность. Этот принцип означает, что для одного и того же объекта должен предусматриваться только один вид налога, которым он облагается только единожды за конкретный период.
  3. Льготность. Этот принцип предполагает наличие в законодательстве норм, определяющих для отдельных плательщиков некоторые послабления в сфере обложения.
  4. Экономическая сбалансированность. При определении обязательных отчислений должна учитываться фактическая способность лица их осуществлять.
  5. Отрицание обратного действия закона. Нормы, посредством которых корректируются суммы платежей, не могут распространяться на отношения, которые возникли до их принятия.
  6. Недискриминационное обложение. Этот принцип запрещает применять сборы и налоги по разным правилам исходя из расовых, идеологических, политических, половых, национальных, этнических и прочих различий между лицами.

Правоотношения

Связи, устанавливаемые в системе налогов и сборов РФ, являются урегулированными нормами общественными взаимодействиями. Они возникают в рамках различных процедур. К последним, собственно, относят установление, введение, отмену сборов и налогов, а также контроль исполнения положений НК и привлечение к ответственности их нарушителей. Участники правоотношений наделяются определенными правами и несут конкретные обязанности, связанные с процессом обложения. Эти взаимодействия:

  1. Появляются в рамках государственной политики по установлению и взиманию обязательных бюджетных отчислений.
  2. Обладают целевой направленностью. Налоговая система подчиняется конкретным задачам - установлению и взиманию платежей.
  3. Являются формально определенными. Налоговые правоотношения обеспечивают регулирование конкретных связей, устанавливающихся между определенными участниками.
  4. Обеспечиваются методами государственного принуждения. При нарушении нормативных положений, регламентирующих сферу обложения, проявляется ответная реакция со стороны охранительного механизма.

Налоговые отношения отличаются сложной структурой. Она раскрывается через такие категории, как:

  1. Основания возникновения отношений.
  2. Объект и субъект.
  3. Обязанности и права участников.

Классификация

Налоговые правоотношения могут быть материальными и процессуальными. В рамках первых предусмотренные обязанности и права ориентированы на получение определенных имущественных благ. Процессуальные отношения обуславливаются нормативными предписаниями. Они предусматривают определенные процедуры, закрепляют перечень действий, которые допускается совершать участникам, формулируют правила, сроки и пр. процессуальные отношения, в свою очередь, разделены на регулятивные и охранительные.

Первые направлены на упорядочение, закрепление и развитие общественных отношений, обладающих имущественным характером. Регулятивные отношения классифицируются на относительные и абсолютные, пассивные и активные. Последние выражают динамику налогового права. Пассивные отношения формируются в соответствии с запрещающими и управомачивающими нормами. Абсолютные взаимодействия индивидуализируются только в отношении одного участника, имеющего право требовать (государства, например). Относительные отношения индивидуализируются двусторонне. В таких взаимодействиях управомоченному субъекту противостоит конкретный участник, обладающий определенным комплексом юридических обязанностей.

Специфика отношений

Налоговые взаимодействия обеспечиваются государственной защитой. Они формируются в сфере обложения. Налоговые отношения являются общественными. Они формируются между различными лицами (физическими и юридическими). Налоговые отношения являются правовыми и возникают исключительно в области обложения. Юридическая связь участников обеспечивается за счет комплекса их прав и обязанностей.

Субъективные возможности принадлежат управомоченным лицам. Они вступают в отношения в качестве, например, контрольного органа и, соответственно, обладают определенными полномочиями. Плательщик в правоотношении выступает в качестве обязанного лица. Он должен совершить в пользу государства конкретные юридически значимые акты (заплатить налог, например). Обязанность плательщика может состоять и в воздержании от совершения каких-то действий (не нарушать нормы, например).

Налог на имущество предприятий. Это прямой налог, обра­щенный непосредственно к основным, оборотным средствам и финансовым активам хозяйствующих субъектов.

Правовые основы налогообложения имущества предприятий установлены Законом РФ от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О на­логе на имущество предприятий» 1 .

Налогообложение имущества свойственно налоговым систе­мам большинства стран. Оно представляет собой эффективный финансовый механизм, является действенным регулятором ры­ночных отношений, поскольку позволяет сокращать накопле­ние запасов или фондов, не использующихся в производствен­ном процессе; ускоряет амортизацию фондов и таким образом способствует техническому переоснащению; способствует акти­визации вторичного рынка имущества за счет замороженных основных фондов и т. д.

Налог на имущество предприятий уплачивают: предприятия, учреждения, организации (включая банки и кредитные органи­зации), относящиеся по российскому законодательству к юри­дическим лицам; филиалы и иные аналогичные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (теку­щий) счет; компании, фирмы, любые иные организации (вклю­чая полные товарищества), образованные в соответствии с зако­нодательством иностранных государств, международные органи­зации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории России, континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Исключительным субъектом, не уплачивающим налог с иму­щества, является Центральный банк РФ, поскольку он обладает производным от права государственной собственности правом полного хозяйственного ведения относительно закрепленного за ним имущества.

1 Ведомости РФ. 1992. № 12. Ст. 599.

"о Крохина.фин право России»

Объектом данного налога являются основные средства, не­материальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балан­се предприятия. При этом основные средства, нематериальные активы (патенты, лицензии, ноу-хау и т. д.), малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Следовательно, налогом облагается совокупность имущества предприятия в виде основных, оборотных средств и финансовых активов, отраженная на балансе налогоплательщи­ка в стоимостном выражении.

Определяя объект налога на имущество иностранных пред­приятий, следует учитывать следующие особенности. К облага­емому налогом имуществу иностранных предприятий относит­ся как его собственное имущество, так и полученное от россий­ского или иного иностранного лица по договору аренды с последующим переходом права собственности к арендатору. В налогооблагаемую базу имущества иностранных юридических лиц также включаются затраты по производству продукции (ра­бот, услуг) и расходы будущих периодов. При этом отнесение имущества к основным средствам, нематериальным активам, за­пасам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам и затратам производится в соответствии с российскими норма­тивными правовыми актами.

Для удобства расчета и уплаты данный налог взимается со среднегодовой стоимости имущества.

Налоговым законодательством установлен широкий пере­чень имущества, не подлежащего налогообложению. Освобож­дение от уплаты налога на имущество возможно на основании двух критериев: в зависимости от вида субъекта и вида имуще­ства.

В первом случае от налогообложения имущества освобожда­ются отдельные виды предприятий, перечисленные в Законе РФ «О налоге на имущество предприятий». Так, данным налогом не облагается имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязатель­ного медицинского страхования; коллегий адвокатов и их струк­турных подразделений; предприятий по производству, перера-

ботке и хранению сельскохозяйственной продукции; предприя­тий системы исполнения наказаний в виде лишения свободы; общественных организаций инвалидов; дипломатических пред­ставительств и т. д.

Во втором случае от налогообложения освобождается иму­щество определенного вида независимо от принадлежности ка­кому-либо субъекту. Например, налогом не облагается имуще* ство, используемое исключительно в образовательном процессе и для развития культуры.

Ставка налога на имущество предприятий представляет оп­ределенный процент балансовой стоимости совокупности ос­новных, оборотных средств и материальных активов. Включе­ние данного платежа в региональную налоговую систему озна­чает, что вопросы конкретизации ставок налога на имущество предприятий отнесены к финансовой компетенции законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Федеральным законодательством установлены лишь особенности ставок данного налога: во-первых, закреплен ее верхний предел - 2 процента от налогооблагаемой базы; во-вторых, установлен запрет для региональных законодателей на индивидуализацию налоговых ставок для отдельных предприя­тий. В случае отсутствия решения законодательного (представи­тельного) органа государственной власти субъекта РФ об уста­новлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка, установленная федеральным законодательством.

Размер налогообложения имущества юридических лиц, их филиалов и представительств зависит от видов осуществляемой деятельности.

Сумма платежей по налогу на имущество предприятий за­числяется равными долями в бюджет субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниципальных образований.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаро­производителей (единый сельскохозяйственный налог). Это новое явление в российском налоговом праве, направленное на фи­нансовую поддержку сельскохозяйственных товаропроизводи­телей, а также упрощение налогового администрирования.

Единый сельскохозяйственный налог регулируется гл. 26 НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Финансовое право России. Особенная часть

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного нало­га являются организации и индивидуальные предприниматели, избравшие для себя специальный налоговый режим в виде сис­темы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроиз­водителей.

НК РФ запрещает переходить на уплату единого сельскохо­зяйственного налога организациям и индивидуальным предпри­нимателям, занимающимся производством подакцизных това­ров; организациям и индивидуальным предпринимателям, пе­реведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соот­ветствии с гл. 26 3 НК РФ; организациям, имеющим филиалы и (или) представительства (ст. 346 2).

Особенность единого сельскохозяйственного налога заклю­чается в добровольном порядке его применения организациями и индивидуальными предпринимателями. Предоставленное на­логоплательщику право выбора между специальным налоговым режимом в виде системы налогообложения для сельскохозяй­ственных товаропроизводителей и общим режимом налогообло­жения свидетельствует о стремлении законодателя к установле­нию в налоговом праве баланса частных и публичных интересов и отражает условно диспозитивный метод финансово-правово­го регулирования.

Принцип добровольности проявляется в переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, а также в возможности возврата к общему режиму налогообложения. Однако НК РФ запрещает налогоплательщикам, перешедшим на уплату едино­го сельскохозяйственного налога, вернуться к общему режиму налогообложения до окончания налогового периода (ст. 346 2).

Для организаций сущность правового режима единого сель­скохозяйственного налога заключается в замене уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального на­лога.

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц налога на добавлен­ную стоимость, налога на имущество физических лиц и единого социального налога. При этом налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц не уплачиваются только

Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации

в отношении доходов, полученных от осуществления предпри­нимательской деятельности.

Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога не заменяет уплату налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Фе­дерации, а также страховых взносов на обязательное пенсион­ное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуаль­ными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режи­мом налогообложения.

Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога не освобожда­ет их от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объектом единого сельскохозяйственного налога признают­ся доходы организации или индивидуального предпринимате­ля, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база единого сельскохозяйственного налога пред­ставляет собой денежное выражение доходов, уменьшенное на величину расходов.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется на осно­вании налоговой декларации, составляемой по итогам деятель­ности за календарный год и уплачивается авансовыми платежа­ми один раз в полугодие. Уплата налога и авансового платежа-по нему производится по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Единый сельскохозяйственный налог отнесен НК РФ к чис­лу федеральных налогов, однако он выполняет функции регу­лирующего доходного источника и бюджетов иных уровней, поскольку суммы; взимаемые с сельских товаропроизводите­лей, зачисляются на счета органов федерального казначейства, затем распределяются в соответствии с бюджетным законода­тельством РФ.

Транспортный налог. Устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ об этом на­логе и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

В финансовую компетенцию субъекта РФ входит определе­ние ставки транспортного налога в пределах, установленных НК

Финансовое право России. Особенная часть

РФ, порядка и сроков уплаты, установление формы отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистриро­ваны транспортные средства.

Объектом транспортного налога признаются следующие транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пнев­матическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплохо­ды, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, мотор­ные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства

Налоговым законодательством из объектов обложения транс­портным налогом исключены: весельные лодки, а также мотор­ные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инва­лидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через орга­ны социальной защиты населения в установленном законом по­рядке; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в соб­ственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности кото­рых является осуществление пассажирских и (или) грузовых пе­ревозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специаль­ные автомашины (молоковозы, специальные машины для пере­возки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводи­телей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) при­равненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

Глава 18. Система налогов и сборов Российской Федерации 475

Налоговая база данного обязательного платежа зависит от вида объекта налогообложения и определяется следующим об­разом:

в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

в отношении водных несамоходных (буксируемых) транс* портных средств, для которых определяется валовая вмести­мость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

в отношении иных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Налоговый период транспортного налога составляет один календарный год.

Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности дви­гателя или валовой вместимости транспортных средств, катего­рии транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного сред­ства. Критерии расчета ставок транспортного налога определе­ны НК РФ. Однако законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в пять раз.

В финансовую компетенцию субъектов РФ входит также право на установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования этих транспортных средств.

Порядок исчисления суммы транспортного налога зависит от категории налогоплательщиков. Налогоплательщики-органи­зации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими ли­цами, исчисляется налоговыми органами на основании сведе­ний, получаемых от органов государственной регистрации транспортных средств на территории Российской Федерации.

До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 - 15 части первой НК РФ, ссылки в статье 12 на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Статья 16. Информация о налогах

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.