В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ
§1. Понятие иностранных инвестиций и способы их осуществления в России. Гарантии и льготы иностранным инвесторам.
§2. Правовой статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.
§ 3. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешения инвестиционных споров.
§ 4. Правовой режим соглашений о разделе продукции.
§ .5 Правовой режим свободных (особых) экономических и оффшорных зон.
Понятие иностранных инвестиций
И способы их осуществления в России.
Общие положения
Государства, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, принимают специальное законодательство об иностранных инвестициях, цель которого - предоставление иностранным инвесторам гарантий и льгот.
Такое законодательство имеют Россия, Китай (на долю которого приходится четвертая часть всех иностранных инвестиций), страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки, некоторые страны Африки. В высокоразвитых странах, таких как США или Япония, отсутствует специальное законодательство об иностранных инвестициях - в таких странах для отечественных и иностранных инвесторов действует национальный режим.
Между государствами заключаются также международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, цель которых состоит в предоставлении международно-правовых гарантий инвесторам из соответствующей страны (гарантии выплаты компенсации при национализации, справедливого разрешения спора и др.). Россия заключила уже более 50 таких соглашений со всеми развитыми государствами, такими как Великобритания, США, страны ЕС, то есть со странами-инвесторами, от которых Россия ждет капиталовложений.
В области регулирования иностранных инвестиций определяющую роль играет не коллизионный, а материально-правовой метод регулирования.
В России создана и функционирует система государственных органов, занимающихся поддержкой иностранных инвестиций. Так, на общефедеральном уровне при Министерстве экономического развития и торговли России создан специализированный орган - Государственное инвестиционное агентство, целью которого является выполнение функции «одного окна» для иностранных инвесторов (формирование базы данных инвестиционных проектов и их сопровождение, юридическое обслуживание и регистрация, составление бизнес-планов, подбор потенциальных партнеров и т.д.).
Поддержкой частных инвестиций занимаются международные организации - Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, которые в соответствии со своими уставами либо сами предоставляют кредиты, например на техническое перевооружение, и в этом случае выступают в качестве инвесторов, либо дают гарантии иностранным инвесторам, которые вкладывают свои средства в российские предприятия. На поддержку инвесторов направлена также деятельность таких организаций, как Американская торговая палата в России, Союз немецкой экономики.
9 июля 1999 г. в России был принят новый ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (действует в ред. ФЗ от 8 декабря 2003 г.), с момента вступления в силу которого утратил действие прежний Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. Практика рассмотрения инвестиционных споров обобщена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 18 января 2001 г. № 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов».
Определение иностранного инвестора и иностранных инвестиций. В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранными инвесторами признаются: 1) иностранные юридические лица, а также иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами; 2) иностранные граждане, а также постоянно проживающие за пределами РФ лица без гражданства; 3) международные организации и иностранные государства.
Иностранная инвестиция - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, интеллектуальной собственности, а также услуг и информации. Однако по смыслу Закона не всякое вложение иностранного капитала (иностранная инвестиция) должно пользоваться одинаковой государственной поддержкой. Поэтому дополнительно к понятию «иностранная инвестиция» Закон выделяет категории «прямая иностранная инвестиция», «инвестиционный проект», «приоритетный инвестиционный проект».
Следует оговориться, что понятие «инвестиция» не является чисто цивилистическим, несет в себе также публично-правовой характер. Определяя в соответствии с международным соглашением или на основе своего внутреннего законодательства некоторую деятельность в качестве инвестиционной, государство распространяет на нее ряд льгот (налоговых, таможенных, регистрационных) в целях привлечения капитала в экономику страны. В науке, однако, имеется аргументированная позиция, согласно которой инвестиционные отношения реализуются в рамках как абсолютных, так и относительных отношений. С нашей точки зрения (если не вмешиваться в содержательную часть дискуссии о возможности признания инвестиционных отношений самостоятельным видом гражданско-правовых отношений), положения международных договоров о защите инвестиций предоставляют гарантии собственникам (иностранным инвесторам) от неправомерного изъятия этой собственности государством. Потому в этой части данные соглашения регулируют гражданские (гражданско-правовые) отношения .
Прямой иностранной инвестицией признается: 1) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном (складочном) капитале российского хозяйственного товарищества или общества; 2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; 3) ввоз на территорию РФ оборудования (указанного в разд. XVI и XVII ТН ВЭД СНГ) таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. (рубли берутся по курсу на дату принятия Закона) по договору лизинга, в котором иностранный инвестор выступает в качестве арендодателя. Заметим, что речь идет именно о приобретении 10% доли, а не просто акций российского предприятия: иностранный инвестор должен войти в состав участников коммерческой организации, что связано с необходимостью внесения изменений в учредительные документы организации и их регистрацию.
ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» предоставляет гарантию в основном прямым инвестициям. В то же время такие проекты, как строительство крупных объектов, покупка предприятия (как имущественного комплекса), займы российским компаниям, не относятся к прямым инвестициям, и на них не распространяются все гарантии и льготы по этому Закону, что не способствует привлечению капиталовложений в экономику страны.
Инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию. Закон выделяет также категорию «приоритетный инвестиционный проект », к которой относятся: 1) проекты, суммарный объем иностранных инвестиций в которые составляет не менее 1 млрд. руб. (примерно 41 млн. долл.); 2) проекты, в которых минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале предприятия составляет не менее 100 млн. руб. (примерно 410 тыс. долл.). Такие проекты подлежат регистрации в «федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику РФ».
Способы осуществления иностранных инвестиций в России. Можно выделить четыре главных направления в привлечении иностранных инвестиций в Россию.
1. Вложение иностранного капитала в уже существующие российские организации путемприобретения иностранными инвесторами доли (долей) в уставном капитале уже созданного российского юридического лица. В частности, большинство положений ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» фактически призывают иностранных инвесторов вкладывать средства в уставные (складочные) капиталы российских хозяйственных обществ и товариществ. Техническое перевооружение российских организаций можно производить также с помощью развития международного лизинга , когда иностранная лизинговая компания (инвестор) покупает необходимое оборудование по заказу российской организации и передает это оборудование российской организации в аренду. Лизинговые сделки на сумму более 1 млн. руб. прямо отнесены законодательством России к прямым иностранным инвестициям, и на них распространены гарантии и льготы.
2. Создание новых хозяйственных обществ или товариществ с участием иностранного капитала. Как показывает практика, инвесторы создают организации либо в форме ЗАО, либо в форме ООО. Например, при создании ЗАО инвестор ввозит в Россию оборудование в качестве оплаты за акции при их первичном размещении.
3. Создание иностранными фирмами в России своих филиалов и представительств и внесение имущества в основные фонды таких структур.
Организации с участием иностранного капитала, или, по терминологии нового Закона, «коммерческие организации с иностранными инвестициями», создаются в форме российских юридических лиц -хозяйственных обществ или товариществ. Ранее использовалась такая категория, как «совместное предприятие» (СП), причем прежнее законодательство рассматривало СП как специфическое юридическое лицо. Институт СП прекратил свое существование с момента принятия части первой Гражданского кодекса.
4. Финансирование иностранными инвесторами конкретных проектов, например строительство зданий и сооружений в России, покупка предприятий, пакетов акций российских компаний (если речь не идет о первичном размещении), предоставление российским организациям займов, в том числе целевых. Однако согласно Закону такое финансирование не подпадает под определение прямой инвестиции.
Гарантии и льготы иностранным инвесторам
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим деятельности российских инвесторов. Более того, иностранные инвесторы пользуются специальными гарантиями по Закону «Об иностранных инвестициях». Все иностранные инвесторы, независимо от того, осуществляют ли они прямые или иные инвестиции, имеют следующие гарантии (фактически под гарантиями имеются в виду права):
Право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов;
Право уступить свои требования другому лицу и перевести долг на другое лицо (прежде всего имеется в виду переход прав инвестора к его государству в связи с заключенным между ними договором страхования инвестиций);
Право на компенсацию при национализации и реквизиции имущества;
Право на надлежащее разрешение спора в суде или арбитраже;
Право на свободный перевод за границу доходов от инвестиционной деятельности и на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенного в качестве инвестиции имущества и информации;
Право на приобретение ценных бумаг, прав на земельные участки, природные ресурсы, недвижимое имущество в соответствии с российским законодательством;
Право на участие в приватизации.
Как видим, многие из вышеперечисленных гарантий (прав) носят общий характер для российских и иностранных инвесторов и были закреплены общегражданским законодательством РФ еще до принятия Закона.
Лишь те иностранные инвесторы, которые реализуют приоритетные инвестиционные проекты, пользуются: 1) таможенными льготами в соответствии с таможенным и налоговым законодательством РФ; 2) гарантиями от неблагоприятного изменения законодательства.
Таможенные льготы заключаются в освобождении имущества, ввозимого в Россию в качестве инвестиции, от таможенных платежей и НДС при условии, что товары: 1) не являются подакцизными; 2) относятся к основным производственным фондам; 3) ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. Такие товары ввозятся в режиме условного выпуска, то есть льготы будут аннулированы, если товары не будут использоваться в качестве вклада в уставный капитал (например, будут проданы).
Согласно ст. 149, 150 НК РФ технологическое оборудование и денежные вклады, ввозимые иностранным инвестором в РФ в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций, освобождаются от уплаты НДС. Заметим, однако, что ни в постановлении Правительства РФ № 883, ни в НК РФ предоставление льгот не связывается с «приоритетными инвестиционными проектами».
Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (так называемая стабилизационная, или «дедушкина оговорка » - grandfather"s clause ) состоит в том, что в случае, если принимаются нормативные акты РФ, которые приводят к увеличению налогов и таможенных платежей, устанавливают запреты деятельности иностранного инвестора, чем ухудшают его положение по сравнению с тем, которое существовало на дату начала финансирования инвестиционного проекта, такие нормативные акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет с начала финансирования проекта. «Дедушкина оговорка» не применяется, если изменения в законодательство вносятся в целях защиты конституционного строя, здоровья, нравственности, прав других лиц, обороны и безопасности государства.
В случае неисполнения иностранным инвестором своих обязательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов он лишается льгот, предоставленных ему «дедушкиной оговоркой», а сумма денежных средств, не уплаченных в результате действия оговорки, подлежит возврату в бюджет. Однако возможны проблемы с реализацией положения Закона о «дедушкиной оговорке», так как согласно НК РФ любой вопрос налогообложения регулируется исключительно законодательством о налогах и сборах.
Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.
По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.
Для развития экономики любого государства, приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.
Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования
Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.
Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.
Наибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.
Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.
Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.
В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.
Не будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.
В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.
Законодательная база РФ по иностранным инвестициям
Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности", а также ФЗ "Об иностранных инвестициях", которые были приняты в 1999 году.
Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.
Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.
Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ
Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:
Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.
Правовой режим иностранных инвестиций в нашей стране определен Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Субъекты РФ также вправе принимать законы и другие нормативные акты по вопросам регулирования иностранных инвестиций в соответствующей части.
Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Иностранный инвестор имеет право: осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством; передавать свои права и обязанности другому лицу; свободно использовать доходы и прибыль на территории РФ для реинвестирования и беспрепятственно переводить за пределы России доходы, прибыль и другие правомерно полученные денежные суммы в иностранной валюте; беспрепятственно вывозить имущество и информацию, ввезенные ранее в качестве иностранных инвестиций; приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги; участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество.
Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ, не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.
Имущество иностранного инвестора не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции (за исключениями, предусмотренными законом). Принятые во время реализации инвестиционного проекта нормативные акты, которые ухудшают правовой режим для иностранных инвестиций в России, не применяются в отношении иностранного инвестора в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала проекта.
Споры иностранного инвестора, возникшие в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности в России, разрешаются в соответствии с международными договорами и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
При осуществлении приоритетных инвестиционных проектов иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями могут быть предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Субъекты РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору дополнительные льготы и гарантии.
Применительно к инвестициям в форме капитальных вложений действует Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Субъектами этих правоотношений являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Отношения между ними регулируются на основе договора и (или) государственного контракта. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусмотрено в следующих формах: разработка и финансирование инвестиционных проектов; формирование перечня объектов для государственных нужд; проведение экспертизы инвестиционных проектов; разработка правил; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; предоставление концессий инвесторам по итогам торгов.
Сфера обращения ценных бумаг регулируется в России Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Организаторами торговли на этом рынке выступают фондовые биржи в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников определяются правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Фондовая биржа осуществляет постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками. Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления такого контроля. Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по заявлению эмитента.
Российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами России только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
6. Правовой режим иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции - это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.
Одно из оснований, по которому можно провести классификацию инвестиций, - имущественный или неимущественный их характер. Под неимущественными инвестициями следует понимать права на изобретения, промышленные образцу, топологии интегральных схем; а также специфические технологические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиденциальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, т. е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные категории инвестиций относятся к имущественным инвестициям. Их характерным признаком является материальное выражение: финансы, материальные ценности.
Другим основанием классификации инвестиций можно считать участие или неучастие инвестора в управлении объектом инвестирования. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции. Прямые инвестиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий, при такой форме инвестирования иностранные инвесторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении предприятием (компанией). Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (компанией), а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.
В зависимости от источника финансирования иностранные инвестиции можно разделить на государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями (МБРР, МВФ, ЕБРР и др.), и частные , осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами. Объектом правового регулирования международного частного права являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием.
В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня : 1) международно-правовой формирующийся путем заключения международных договоров и 2) внутригосударственный , основу которого составляет национальное законодательство принимающего государства.
Международные договоры об иностранных инвестициях можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры , основной целью которых является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне (например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями- МБРР, ЕБРР, ЕС).
На сегодняшний день наиболее действенным механизмом защиты иностранных инвестиций является страхование. В сентябре 1985 г. в Сеуле была подписана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее - Агентство) (вступила в силу 12 апреля 1988 г.). Основная идея Конвенции - предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерских рисков путем страхования инвестиций.
В зависимости от того, какие некоммерческие риски покрываются Агентством, можно выделить следующие виды страхования, упомянутые в Конвенции.
1. Перевод валюты. Этот вид страхования защищает инвестора от убытков, связанных с невозможностью инвестора конвертировать денежные средства в местной валюте (доходы, выплаченная сумма долга, проценты по долгу капитал и другие платежи) для вывоза их из страны. При этом, однако, следует учитывать, что данный вид страхования не покрывает девальвацию местной валюты.
2. Экспроприация или аналогичные меры. Этот вид страхования защищает инвестора от «любых законодательных или административных действий или бездействий, исходящих от принимающего правительства, в результате которых владелец гарантии лишается права собственности на свои капиталовложения, контроля над ними или существенного дохода от такого капиталовложения». Под эти действия не подпадают решения судебных органов, а также общеприменительные органы недискриминационногого характера (меры, связанные с налогообложением, соблюдением природоохранного и трудового законодательства, меры по поддержанию общественного порядка и т.д.).
3. Война и гражданские беспорядки. Данный вид страхования защищает инвестора от повреждения, разрушения или исчезновения основных фондов в результате войны или гражданских беспорядков. Приведенное положение по общему правилу не должно касаться террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий.
4. Нарушение условий договора (контракта). Данный вид страхования гарантирует инвестору защиту от потерь, связанных с нарушением условий или разрывом контракта со стороны правительства принимающего государства. Компенсация предоставляется только в случаях, когда: 1) не существует органа, к которому инвестор мог бы обратиться с иском по договору (контракту) против правительства принимающего государства; 2) обращении к такому органу препятствует неразумная задержка, как она определена в договоре о гарантии; 3) после вынесения окончательного решения в свою пользу иностранный инвестор не может добиться его осуществления. При наличии любого из трех условий Агентство выплачивает компенсацию.
Примером региональных соглашении в области иностранного инвестирования является Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1993 г. В соответствии с данным договором стороны берут на себя обязательства сотрудничать в области разработки и осуществления инвестиционной политики ; принимать меры с целью сближения своего законодательства по вопросам инвестиционной деятельности и др. меры. Соглашение распространяется не только на частное иностранное инвестирование, но и на государственное.
Иностранным инвесторам Соглашение гарантирует выплату адекватной, быстрой и эффективной компенсации в случае национализации (ст. 7); беспрепятственный перевод в государства-участники прибыли , полученной от инвестиционной деятельности (ст. 8); освобождение от взимания таможенных пошлин налогов на имущество , ввозимое из других государств в качестве вклада в уставный капитал предприятия и предназначенное для собственного материального производства (ст. 15); право пользования землей, включая ее аренду, и иными природными ресурсами (ст. 20).
В развитие Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 28 марта 1997 г. в рамках СНГ принимается Конвенция о защите прав инвестора , которая определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы.
В настоящее время на территории РФ действуют соглашения с иностранными государствами как заключенные СССР, так и Россией.
Соглашения обращают внимание на следующие моменты: усыновление режима для иностранных инвестиций; предоставление гарантий по защите интересов иностранных инвесторов; разрешение инвестиционных споров.
В соответствии с соглашениями капиталовложениям или доходам инвесторов каждой из сторон всегда предоставляется справедливый и равноправный режим в соответствии с принципами международного права - режим наибольшего благоприятствования. Система гарантий в целом сходна с теми, что предусмотрена в многосторонних конвенциях.
Действующие международные договоры создают единый механизм, направленный на защиту иностранных инвестиций, и исходят из некоторых единых принципов правового регулирования инвестиционных отношений.
Особенностью национального инвестиционного законодательства является, то что оно не применяет коллизионный способ регулирования и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством.
В принимающих государствах иностранным инвестициям может быть предоставлен национальный режим , режим наибольшего благоприятствования или привилегированный режим. При национальном режиме иностранные инвесторы осуществляют свою деятельность на тех же условиях, что и национальные инвесторы, за некоторым исключением. При режиме наибольшего благоприятствования иностранным инвесторам предоставляются равные условия осуществления инвестиционной деятельности без предоставления каких-либо преимуществ некоторым из них. Привилегированный режим (режим преференций) заключается в предоставлении некоторых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от таможенных пошлин и налогов и т. д.
Принимающие государства могут проводить мероприятия по ограничению иностранных капиталовложений, которые сводятся к следующему: 1) запрещение деятельности иностранного инвестора в определенных отраслях экономики; 2) установление особого государственного контроля за допуском иностранного инвестора к разработке недр и естественных богатств; 3) обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранным инвестором предприятиях; 4) установление специального фискального режима; 5) определение концессионной политики.
Правовая база для иностранного инвестирования в Российской Федерации прежде всего представлена специальными законами: «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г. Кроме того, имеются отдельные отраслевые законы, а также указы Президента и постановления Правительства,
Закон об иностранных инвестициях от 14 июля 1999 г. понимает под иностранными инвестициями вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации (ст. 2).
Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельность иностранных инвесторов по их осуществлению, согласно ст. 4 Закона, не может быть менее благоприятен , чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан РФ, лишь за некоторым исключением. Изъятия ограничивающего характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития РФ. При этом виды льгот и порядок их предоставления устанавливаются законодательством РФ.
Закон предусматривает целый комплекс мер, представляющих собой гарантии капиталовложениям иностранных инвесторов. Перечень этих мер значительно расширился по сравнению с 1991 г. когда был принят первый российский закон об иностранных инвестициях. Среди них гарантии: правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ; использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ; перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу ; компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; защиты от неблагоприятного изменения законодательства РФ; обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с инвестиционной деятельностью; использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; права на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции; права на приобретение ценных бумаг; участия в приватизации; предоставления права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество (ст. 5-15).
" |
Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2019 году подробнее.
Что такое иностранные инвестиции
Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.
Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.
На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.
Кто такой иностранный инвестор
Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:
- иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
- право- и дееспособным гражданином другого государства;
- право- и дееспособным апатридом;
- международной организацией;
- другим государством.
Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.
Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности
Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.
Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
- Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
- Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.
Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.
Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности
Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:
- компании с иностранными инвестициями;
- создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
- инвестиции в форме договоров.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Компании с зарубежными вкладчиками
Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.
При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.
Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.
Представительства и филиалы
Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.
Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.
В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.
Инвестиции в форме договоров
Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.
Они, в частности, должны отвечать таким признакам:
- Иметь долгосрочный характер.
- Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
- Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
- Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.
По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:
- договор о привлечении инвестиций;
- договор коммерческой концессии;
- договор простого товарищества;
- договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
- договор финансовой аренды;
- соглашение о разделе продукции.
Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.
Принципы регулирования инвестиций в РФ
Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:
- безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
- безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
- необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.
Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.
Применение национального законодательства
Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.
Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.
При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.
Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.
Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.
Равноправие иностранных и российских инвесторов
Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.
Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.
Международная нормативная база об инвестициях
Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.
Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров
В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.
Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.
Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.
Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.
Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций
Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.
Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.
Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.
Международные договоры в рамках СНГ
Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:
- Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
- Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
- Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).
Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.
Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций
В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.
Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.
В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.
Государственные гарантии иностранным инвесторам
Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:
- осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
- обладание правосубъектностью на территории РФ;
- защита от неблагоприятных изменений законодательства;
- объективное правосудие;
- использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
- беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
- покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
- получение льгот.
Правительственные органы, контролирующие инвестиции
В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.
В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.
При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.
Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики
Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.
Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.
Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.
Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы
Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.
- Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
- Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
- Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
- Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.
Зачем России иностранные инвестиции: Видео
Места и способы добычи угля
Как заполнить платежное поручение на штрафы (нюансы)?
Какие квр и косгу использовать для госзакупок
Центральный банк России: главный банк страны
Правила парковки во дворах жилых домов