Жилищный кодекс земельный участок под многоквартирным домом. Раздел земельного участка под многоквартирным домом

  • 01.02.2024

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы рассмотрим вопрос, кому принадлежит земля под многоквартирным домом (МКД) – собственникам жилья или местной администрации. Если мы откроем Жилищный Кодекс (ЖК) РФ, то в статье 36 прочитаем, что земля, на которой стоит МКД, принадлежит всем владельцам квартир в данном доме на праве общей долевой собственности.

Где проходит граница

Сразу возникает вопрос – а что же с придомовой территорией? Если находящуюся под МКД землю никак не использовать, то границы двора возле него могут варьироваться достаточно широко. В этом вопросе нам поможет разобраться Земельный Кодекс (ЗК) РФ, где в статье 1 указано на соблюдение принципа одной судьбы отведенных земель и находящихся на них объектов недвижимости.

Землеотведение, включающее в себя землю под МКД и придомовую площадь, считается общим владением всех собственников квартир после окончания застройки с момента проведения государственного кадастрового учета.

Не мало ли земли?

Любому человеку, собирающемуся стать владельцем квартиры в России, интересно, не мало ли придомовой территории отмерило его домовладению государство. Но если мы бросимся изучать ЖК РФ или ЗК РФ, то про размеры придомовой территории нигде нет ни полслова. Лишь сказано, что размер участка зависит от размеров и расположения всех зданий и сооружений, находящихся в общем владении собственников конкретного МКД.

Также прилегающая к дому территория должна обеспечивать нормальное функционирование МКД, соблюдать градостроительные нормативы, правила пожарной безопасности, санитарные нормы, нормы по озеленению окружающих дом площадей.

Земля под домом и вокруг него должна быть поставлена на кадастровый учет еще в момент строительства здания и до сдачи его в эксплуатацию. Если это правило не соблюдено, незаконное строение на не отведенной для строительства участка будет снесено. Дом также снесут, если нарушен проект, превышена максимально разрешенная этажность.

Кроме того, вокруг строящегося дома находятся уже отведенные кадастром в собственность или в аренду участки, размеры которых узаконены и не полежат изменению.

Можно крепко встрять, купив квартиру в доме так называемой точечной застройки, а потом с грустью убедиться, что вокруг дома вся земля находится в собственности или аренде у посторонних организаций или граждан.

Приватизировать или нет?

Если у вашего дома не оформлен план участка и нет кадастрового номера – такое может быть, если дом построен до 2010 года, то в принципе ничего страшного, участок и дом на нем и так формально ваши. Приватизация может понадобиться, если местные власти собрались что-то возвести на вашем участке, либо вы на общем собрании собственников решили что-то построить во дворе (например, подземный гараж), или ваше ТСЖ или ЖСК решило взять кредит для проведения ремонтных работ или работ по благоустройству.

Для того, чтобы оформить придомовую землю в собственность, пишется заявление в местную администрацию о разработке плана земельного участка. С готовым планом нужно посетить орган государственного кадастрового учета и через некоторое время получить столь вожделенный кадастровый номер.

Плюсы и минусы придомовых владений


Первый минус – с момента приватизации собственникам общедомовой территории придется платить налог на землю. Вообще, чем больше земельных участков получит кадастровый номер, тем больше налогов будет собирать местная администрация. А так как проводимые работы по благоустройству придомовых территорий ложатся на плечи собственников жилья, муниципалитету не нужно будет тратить средства на эти цели.

Первый плюс – на общем собрании владельцев квартир МКД можно сдать часть земли в аренду и получать доход, построить на ней что-то нужное для всех жителей. А если вы живете на первом этаже, то можно сделать пристрой к своей квартире, правда, заручившись согласием всех собственников квартир в доме. Это тоже можно сделать на очередном собрании жильцов.

Поменять свой старый дом

У владельцев квартир в ветхом доме, находящемся в центре города, появляется возможность поменять его на новый, правда, в другом месте. Нужно продать свой МКД вместе с отведенной ему площадью, а на вырученные средства купить другой МКД, или отдельно каждому владельцу по квартире в разных местах.

И не нужно ждать, когда администрация решит снести ваш ветхий дом. В этом случае местная администрация может быть лишь совладельцем, если в МКД имеются квартиры, находящиеся у нее в собственности (не приватизированные).


Тем не менее, владельцы квартир в МКД пока не торопятся приватизировать свои участки и получать кадастровые номера. Потому что это не выгодно. Затраты на обслуживание земли и зданий на ней неси, налоги плати, а чтобы построить какой-нибудь магазинчик, можно не получить разрешения от тех же местных властей.

В советское время у населения таких проблем не было – все было общее, народное. Это сейчас развели: видеокамеры, шлагбаумы, домофоны, заборы. Может, это и хорошо, но мы перестали быть вместе, разделяясь даже дворами.

На этом разрешите попрощаться. Думается, разговор еще не закончен, поэтому подписывайтесь на новые познавательные статьи нашего сайта и давайте ссылки на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Очень много споров между собственниками помещений в МКД и управляющими компаниями возникает вокруг придомовой территории. Если земельный участок под жилым домом сформирован и поставлен на кадастровый учёт, то он входит в состав общего имущества в МКД . Следовательно, собственники платят УК за его уборку. А управляющие компании обязаны за ежемесячную плату содержать придомовую территорию в надлежащем порядке.

Но зачастую земельный участок под МКД не сформирован и не состоит на кадастровом учёте. Поэтому невозможно определить границы придомовой территории , входящей в общее имущество собственников помещений в МКД. Ситуация вызывает много вопросов и проблем. Как оформить земельный участок в общее имущество МКД? Кто и как определяет его границы? Что такое придомовая территория? Когда у УК возникает право включать в квитанцию графу: уборка придомовой территории? Постараемся во всём разобраться.

Придомовая территория в составе общего имущества МКД

Под земельным участком под жилым домом признаётся придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства, относящаяся к объектам общего имущества собственников помещений в МКД (ч.1 ст.36 ЖК РФ). Это общедолевая собственность , которая не может стать чьим-то частным владением. Размер и границы участка остаются неизменными, если только собственники на общем собрании не решат сделать реконструкцию (п.4 ст.37 ЖК РФ).

Границы и размер придомовой территории, сформированной под МКД, определяются согласно требованиями земельного и градостроительного законодательства (п.4 ч.1 ст.36 ЖК РФ).

В п.3 Правил содержания общего имущества в МКД (ПП РФ №491 от 13.08.2006 года) сказано, что при определении состава общего имущества многоквартирного дома необходимо руководствоваться данными ЕГРП и государственного земельного кадастра о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом. При наличии расхождений, противоречий сведений о составе общего имущества, содержащихся в Росреестре, с документацией государственного технического или бухгалтерского учёта УК, технической документацией на МКД, приоритет будут иметь данные из ЕГРП.

Переход земельного участка под домом в собственность владельцев помещений в МКД

Важное значение отводится году постройки дома. В ст.16 ФЗ №189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» утверждены условия и порядок перехода земельного участка в общедолевую собственность владельцев помещений в МКД, который находится на нём.

Из этого следует:

  • если земельный участок под МКД сформирован до введения в действие Жилищного Кодекса РФ и состоит на государственном кадастровом учёте , то он переходит бесплатно в общедолевую собственность владельцев помещений в доме (ч.2 ст.16 ФЗ №189).
  • собственники помещений в МКД, земельный участок под которым не сформирован, могут самостоятельно обратиться в уполномоченные органы госвласти или местного самоуправления с письменным заявлением об их формировании. Заявление будет служить основанием для осуществления органом госвласти формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учёт (п.3 Постановления Конституционного суда РФ от 28.05.2010 №12-П).

Построенные после вступления в силу ЖК РФ жилые дома вводятся в эксплуатацию только, если данные о местоположении границ земельного участка под МКД внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок под домом переходит в общее имущество собственников жилья с момента постановки его на государственный кадастровый учёт.

Как правило, между УК и органом местного самоуправления заключается соглашение, по которому управляющая компания обязуется убирать и содержать в надлежащем порядке спорный земельный участок под домом. В свою очередь, орган местного самоуправления по этому же соглашению предоставляет УК субсидии.

Судебная практика

Как мы уже отмечали, существует богатая судебная практика по делам, касающимся права собственности на придомовую территорию МКД, а также оспаривания оплаты за её уборку. Собственники помещений в доме и управляющие компании, а также жильцы дома между собой постоянно судятся из-за земельного участка под МКД.

Как оформить в собственность земельный участок под МКД?

Во избежание различных недоразумений и судебных споров по поводу определения границ придомовой территории под МКД, необходимо сформировать земельный участок, на котором находится дом, и поставить его на кадастровый учёт. Как это сделать?

Для оформления в собственность земельного участка под МКД следует выполнить следующий алгоритм действий.

Шаг 1 Проведение общего собрания собственников помещений в МКД о формировании земельного участка

Шаг 3 Постановка земельного участка на кадастровый учёт

С письменным заявлением о постановке на кадастровый учёт земельного участка под МКД должно обратиться лицо, уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в доме (п.1 ст.20 ФЗ №221 от 24.07.2007 года).

Шаг 4 Сбор пакета документов для регистрации права общедолевой собственности на земельный участок

С 2015 года участки, входящие в состав общего имущества МКД, не облагаются земельным налогом (пп.6 п.2 ст.389 НК РФ).

Провести общее собрание собственников и решить вопрос о включении земельного участка в состав общего имущества дома гораздо проще с помощью .

Просмотров: 3

Юрий

Здравствуйте! Наш многоквартирный дом построен в 1968 году. Земельный участок на котором расположен наш дом поставлен на кадастровый учет в 2002 году на основании предоставленных администрацией города списков ранее учтенных земельных участков составленных по результатам инвентаризации земель города. В соответствии с выпиской из ГКН наш земельный участок имеет статус ранее учтенного, но границы его не установлены в соответствии с действующим законодательством,декларативная площадь земельного участка составляет 1882 кв.м. , назначение участка – для эксплуатации жилого дома. Несколько квартир в нашем доме переведены их собственниками в нежилые помещения и в настоящее время являются магазинами. Мы хотим зарегистрировать право общей долевой собственности на наш земельный участок. Для этого необходимо провести межевание, а для межевания нужно вычислить размер площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома. По методике изложенной в «СП 30-101-98 "Методические указания по расчету земельных участков в кондоминиумах"» размер земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного дома вычисляется путем умножения коэффициента зависящего от этажности и года постройки данного дома на общую площадь всех жилых помещений в данном доме. Но ведь часть помещений в нашем доме принадлежащая отдельным собственникам на сегодняшний день не являются жилыми помещениями (магазины). Каким образом законодательство РФ предусматривает определение площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома? Спасибо.

Уточнение от 2 апреля 2015 - 16:53
Мы тоже считаем, что правильно было бы при расчете размера площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома учитывать площадь нежилых помещений также как и жилых, так как при приобретении этих помещений приобреталась и приходящаяся на их долю часть общего имущества (часть земельного участка на котором расположен наш дом) Но администрация города отказывается согласовывать межевой план нашего земельного участка, в котором размер площади нашего земельного участка расчитан с учетом того, что ранее (во время застройки данной территории) все помещения в нашем доме принадлежащие отдельным собственникам были жилыми. Администрация города настаивает на том, что для нежилых помещений не должны предусматриваться детские площадки, площадки для отдыха и занятий спортом и т.п. и на этом основании утвержджает, что в расчетах площади земельного участка необходимого для эксплуатации нашего дома должны учитываться только те помещения, которые на сегодняшний день являются жилыми. При таком расчете площадь нашего земельного участка уменьшается почти в два раза, так как в доме было всего 12 квартир и из них 5 переведены в нежилые. По расчетам Администрации города нам положена полоса земли вдоль дома шириной 12 метров, но на таком участке даже парковку для наших автомобилей невозможно разместить из за близости к окнам квартир.А на детскую или спорт площадку уже ничего не остается, а ведь еще нужны места для выгрузки товаров в магазины расположенные на всем первом этаже дома.Мы намерены обратиться в суд, но не знаем на основании каких правовых норм мы можем доказать необходимость учитывать наряду с жилыми помещениями и помещения магазинов. Может по этому поводу были какие-либо разъяснения каких-либо официальных органов?!

Ответы:

Елена Тарасова

Добрый день, спасибо за Ваш вопрос. Вам следует знать, что

К сожалению, ЖК РФ не содержит особых положений о порядке определения размера земельного участка под многоквартирным домом. Но некоторые ориентиры в законодательстве есть.

Так, в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка рассчитываются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Более конкретно данное положение раскрывается в пункте 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ, где указано, что площадь части земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования, определяется в порядке части 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Однако, указанная статья говорит об определении лишь предельных размеров земельных участков, которые устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. Значит, в любом случае необходимо будет в рамках известных пределов устанавливать границы с учетом индивидуальных обстоятельств.

Если земельное законодательство говорит о процедуре расчета границ земельного участка под многоквартирным домом лишь в общих чертах, то в части 4 статьи 43 Градостроительного кодекса указано, что размеры должны определяться с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий.

"С учетом" может означать две возможности установления размеров земельных участков: они могут быть равны показателям, определенным в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, действовавшими в период застройки, либо быть меньше их, если сложившееся землепользование не позволяет придерживаться данных показателей.

На современном этапе подзаконный правовой акт о правилах определения границ участка не разрабатывался. В этой связи представляется целесообразным руководствоваться ранее предусмотренным порядком определения границ, который наиболее полно учитывал как интересы жильцов, так и необходимые технические требования.

На основе статьи 10 действовавшего до вступления в силу ЖК Федерального закона "О товариществах собственников жилья" были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 N 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах", Свод правил по проектированию и строительству СП 30101-98, Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Основные принципы, заложенные в этих актах, состоят в следующем: если земельный участок еще не был отведен, то границы определяются в зависимости от этажности дома и от СНиПов, действовавших в период строительства; если же земельный участок уже был отведен, то его границы не подлежат пересмотру. Положение детализирует, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.

Рекомендация эксперта
Таким образом, я считаю, что при расчете площади земельного участка необходимого для эксплуатации Вашего дома необходимо учитывать нежилые площади так, как они были изначально при строительстве дома (т.е. как жилые).

Если будут вопросы, могу ответить более подробно.

С наилучшими пожеланиями.

Здравствуйте.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, - исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор

Департамента недвижимости А.И. Ивак

Вы также вправе обратиться за разъяснениями в Минэконом развитие.

Здравствуйте!

Неурегулированность порядка определения размера земельного участка многоквартирного дома приводит к тому, что практика в большинстве своем идет по пути определения размера земельного участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания. Вместе с тем, законодательство (ст. 36 ЖК РФ) предусматривает включение в состав участка многоквартирного дома территории, необходимой для обслуживания и эксплуатации здания, занятой объектами озеленения, благоустройства. Эксплуатация дома предполагает подачу на многоквартирный дом различных услуг, обеспечивающих безопасность и комфортность проживания, посредством систем и сетей инженерного обеспечения (газо-, тепло-, водо-, электро- и т.п). Градостроительное законодательство (ст. 6 ФЗ «О введении в действие ГрадК РФ») позволяет определить размер земельного участка многоквартирного дома в проектах планировки и проектах межевания до принятия технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений.

В случае определения размера земельного участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания, земельные участки за пределами обреза фундамента многоквартирного дома рассматриваются как земельные участки общего пользования (используются для проезда/прохода неопределенного круга лиц). Полагаю, что органы гос.власти и органы местного самоуправления, устанавливая в проектах планировки и проектах межевания размер участка многоквартирного дома по обрезу фундамента здания, нарушают права собственников помещений в таком доме, так как создают условия, препятствующие реализации права собственника.

Так как законодательство (ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») обуславливает возникновение земельного участка многоквартирного дома и права собственности на такой участок с проведением его государственного кадастрового учета, то сведения об учете здания многоквартирного дома имеют значение для определения размера уборочной площади многоквартирного дома.

Мнение эксперта относительно критериев определения размера земельного участка многоквартирного дома:

Участок многоквартирного дома не может быть по обрезу фундамента здания, так как обслуживание здания (покраска, побелка стен, ремонт крыш, окон и т.п.) требуют площади за пределами обреза фундамента здания. В технических регламентах по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений, а также в проектах планировки и проектах межевания земельный участок многоквартирного дома как часть общего имущества должен включать территорию, необходимую для обслуживания и эксплуатации дома в зависимости от его технических характеристик (этажности, конструктивных особенностей и т.п.). Иной подход (определение участка по обрезу фундамента дома) будет создавать препятствия в реализации собственниками помещений многоквартирного дома своих прав.

Земельный надел – это дорогостоящее недвижимое имущество, и многие жильцы задаются вопросом, кому принадлежит земля под многоквартирным домом. Может ли придомовая территория использоваться под нужды самих владельцев квартир так, как им хочется, например, для расширения места для парковки личных авто, или постройку коммерческих палаток и ларьков для сдачи в аренду?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Эти вопросы не праздные, они продиктованы самой жизнью: сдача в аренду или организация платной парковки могли бы снизить бремя постоянного увеличения квартплаты в квитанциях собственников квартир.

Участок под МКД

От этой позиции будет зависеть право полного распоряжения/не распоряжения придомовой территорией всеми жильцами многоквартирного дома.

С приходом рыночных отношений и приватизацией муниципальных квартир, власти на безвозмездной основе передавали собственникам жилых помещений во владение и участок, на котором был построен дом.

Получалось, что вместе с жильем граждане получали и землю, на которой был построен их дом. Но здесь прослеживается одна особенность – земля не выделялась по долям, она переходила по праву общей собственности в пользу всех, кто приватизировал квартиры.

Но чтобы он в действительности стал собственностью жильцов, необходимо его грамотно оформить:

  • Определить точные границы, то есть пройти .
  • Вызвать кадастровых специалистов для внесения участка под домом в общий план городского поселения.
  • Передать документы на регистрацию участка как общего частного владения.

И только по завершению всех процедур, постановки земли на кадастровый учет, можно будет считать, что надел стал собственностью всех жильцов дома.

Законодательное регулирование

Чтобы ответить на вопрос, кому принадлежит земля под многоквартирным домом в 2019 году, следует обратиться к правовым актам.

Земельные права собственников дома регулируются ФЗ от 29.12. 2004 в ред. от 01.07. 2017 за «О введении в законную силу ЖК РФ».

Ч. 2, 3, 5 ст. 16: земельный надел, на котором возведено жилое строение и другие постройки, входящие в общий состав многоквартирного дома, и иное недвижимое имущество, сформированное до вступления в законную силу ЖК РФ и поставленное на учет в Кадастре земель, бесплатно передается по праву общей долевой собственности всех собственников жилого и нежилого фонда.

А также ФЗ от 29.12. 2004 г в ред. от 03.04.2018 за № 188. Ч. 2 и 4 ст. 16: границы земельного надела, на котором возведено жилое строение совместно с деталями озеленения и объектами благоустройства и другими строениями, предназначенными для эксплуатации и обслуживании многоквартирного дома, определяются Земельным и Градостроительным Кодексом РФ.

Если жилое строение было построено после введения ФЗ в законную силу, то право общей собственности на участок возникает у собственников квартир после завершения процедуры постановки на учет в Кадастре земель (ст. 16 ч.2 ст. 16).

Кому принадлежит земля под многоквартирным домом?

Любое строение возводится на земле, и перед тем, как начать строительство жилого дома, застройщики оформляют права на землю, например, берут ее по праву аренды у городских властей.

В дальнейшем у покупателей жилой недвижимости появиться право оформления ее в общую долевую собственность, если все владельцы квартир согласны с этим положением.

Однако это право, но никак не обязанность жильцов, поэтому муниципальные власти не торопят жителей к оформлению своих законных прав на землю.

Ведь только собственник вправе полностью распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, не противоречащим закону: возводить те строения и объекты, порой не нужные, которые сочтут необходимыми, невзирая на протесты и интересы местных жителей.

Но если право на землю появятся у жителей, то только они совместными решениями смогут ввести ограничения на парковку чужого автотранспорта, установить ограждения для проезда чужих машин, запретить властям точечные застройки, идущие в разрез с общими интересами жильцов и их семей.

Старые здания и новостройки

Как констатирует Жилищное Законодательство, все здания и сооружения, переданные жителям по праву приватизации до введения Кодекса в законную силу и земли, на которых они возведены, также принадлежат всем собственникам квартир.

Но чтобы стать полноправными хозяевами придомового участка, его необходимо поставить на кадастровый учет в едином реестре прав собственности, без этого нюанса распоряжаться наделом по своему усмотрению жильцы не смогут.

Москвичам хорошо известно, что старые пятиэтажки сносят, им выделяются новые квартиры по программе реновации. Но если земли не оформлены по праву общей собственности так, как этого требует Законодательство, то они не смогут получить дополнительную компенсацию за земли, изъятые у них во время сноса на государственные нужды.

Но если все оформлено верно, то кроме нового жилья новоселам причитается компенсация за изъятую землю, а эта сумма позволит расширить выдаваемую по программе жилплощадь за счет выкупа дополнительных квадратных метров.

Что касается новых домов, недавно принятых в эксплуатацию, то еще до начала строительства, земли должны быть занесены в единый Кадастровый реестр земель, то есть, учтены Государством. Только в этом случае многоквартирный дом будет считаться построенным законно. Если же проигнорировать эти требования, то постройка будет незаконной и подлежать сносу.

Кроме проекта застройки регистрируется придомовая территория, которая затем будет принадлежать всем жильцам при оформлении прав на земельный участок.

Иначе власти ее смогут передать в аренду, и прямо напротив ваших окон будет располагаться еще одно жилое строение, нарушая все установленные нормы проживания.

Как узнать?

Можно пойти разными путями:

  • Обратиться в местную администрацию в жилищный отдел, и подать ходатайство о предоставлении информации по конкретному участку: назвать его фактический почтовый адрес. После запроса в течение 10 дней администрация сможет предоставить вам выписку о принадлежности надела: владельцем является муниципалитет, или она передана по праву аренды юридическому или физическому лицу.
  • Посмотреть , указав точный адрес и расположение земель. Если она оформлена и поставлен на учет, то это означает, что у нее есть собственник, но конкретных данных из нее вы не узнаете.
  • Сделать запрос в Росреестр о принадлежности участка. Правда, услуга платная, за нее нужно будет уплатить порядка 200 руб., если запрос исходит от частного лица. Через 10 дней будет получена : кто, на каких основаниях владеет землей, ли прямо противоположное, что у нее отсутствует владелец, значит, она принадлежит местным органам власти.

Как оформить в общую долевую собственность?

Формально участок под домом так и так принадлежит всем жильцам. Но если есть намерение рядом обустроить подземные гаражи, а сверху возвести площадку для активного спорта, то следует оформить ее в общую долевую собственность.

Для этого следует действовать так:

  • Обратиться к кадастровому инженеру об установке границ участка и разработки плана его расположения в составе других земель.
  • Подать ходатайство в местные органы самоуправления о передаче земель по праву общей собственности и дождаться положительного решения.
  • С этим документами обратиться в Росреестр о постановке участка на кадастровый учет.

По окончанию всех действий земля будет принадлежать всем жильцам совместно, и все решения о дальнейшей ее эксплуатации должны приниматься на .

На видео об оформлении земли под многоквартирным домом

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Отменен земельный налог на участки под многоквартирными домами
http://www.gkh.ru/about/news/97938/

А теперь - о новациях, которые произошли в нынешнем году с уплатой земельного налога.

После многолетних обсуждений в правительстве, министерствах, в экспертном сообществе вместо введения единого налога на недвижимость, о котором так много говорилось в последнее время, осенью 2014 года был принят закон, изменяющий порядок начисления и уплаты земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.

"Единый налог на недвижимость решено не вводить, - поясняет ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. - Поправками Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ установлено, что и земельный налог (глава 31 НК РФ), и налог на имущество физических лиц (глава 32 НК РФ) уплачиваются отдельно. При этом оба рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка и принадлежащего на праве собственности гражданину жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иного здания, строения, сооружения, помещения".

Государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом

Эти поправки в Налоговый кодекс, вступили в силу с 1 января 2015 г. Таким образом, с начала нынешнего года прекращено действие Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" и начали действовать положения главы 32 НК РФ о налоге на имущество физических лиц.

"Одна из новелл нового закона - теперь земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения земельным налогом, - поясняет Дмитрий Гордеев. - Раньше такого изъятия не было".

Именно потому многие наши читатели, живущие в собственных квартирах в многоквартирных домах, с удивлением обнаружили осенью в своих почтовых ящиках квитки из налоговой службы с предложением заплатить налог за участок под общим домом.

"В прошлом году такой налог платить было нужно, - говорит Гордеев. - А в 2015 году он отменен, и оплачивать его не надо. Но не запутайтесь: в текущем году мы оплачиваем налоги за предыдущий год. То есть в 2015 году нам пришлют расчетные квитанции за 2014 год, когда требование об уплате такого налога действовало. Напомню, что собственник квартиры в многоквартирном доме является также собственником доли в земельном участке, на котором расположен дом, и эта доля пропорциональна площади его квартиры. Исходя из этого и рассчитывается сумма земельного налога. Уплатить его будет нужно в срок до 1 октября 2015 года. А вот в 2016 году этот налог уже никто платить не будет".

Правда, по мнению эксперта, не стоит рассматривать это решение законодателей, освободивших граждан-собственников от необходимости платить земельный налог за свою долю в "общем" участке, как щедрость государства.

"Согласно Жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, при условии, если его границы указаны в документах государственного кадастрового учета, входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, - уточнил Дмитрий Гордеев. - То есть стоимость такого земельного участка учитывается в стоимости квартиры. А собственник квартиры обязан платить налог на имущество физических лиц.

Единственное, что можно констатировать, это то, что государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом".