Свободные экономические зоны. Классификация свободных экономических зон Особенности свободных экономических зон в России

  • 21.11.2023

Для улучшения инвестиционного климата в стране, для привлечения зарубежных инвесторов и развития экономики государства в целом в мировой практике применяется успешная модель развития регионов, которые заключаются в особые экономические зоны. Они создаются в разных регионах под определенные отрасли, они по-разному выглядят в охвате территорий и т.д.

Какую суть несут свободные экономические зоны?


Свободные экономические зоны создаются только с одной основной целью для привлечения инвестиций. В качестве инвесторов могут выступать, как отечественные, так и зарубежные компании. За счет привлеченных инвестиций строятся научно-технологические, промышленно-производственные объекты, которые необходимы для развития экономики страны.
То есть свободные экономические зоны необходимы для развития регионов.

Такие зоны могут быть искусственно созданные, так и иметь естественный природный ландшафт. Искусственно созданные, когда государством выделяется земля, на которой могут развернуть свою деятельность и построить заводы, и прочую отраслевую инфраструктуру компании инвесторы. В таких зонах государство берет на себя изначально обязательство по обустройству территорий для создания привлекательности свободной зоны.

Свободные экономические зоны в естественном ландшафте представлены в основном в туристическо-рекреационном направлении. И в качестве зоны выступают целые регионы или природные объекты. Например, к ним можно отнести полуостров Крым, «Долина Алтая», «Ворота Байкала».

Если дать определение, то свободной экономической зоной называют территорию, за которой закреплен особенный юридический статус, гарантирующий льготные налоговые условия для ведения предпринимательской деятельности, как российским, так и зарубежным компаниям.

В чем отличие свободной зоны от остальных регионов?

  1. Свободные зоны получают максимальные привилегии по налогообложению, например, как сокращение налоговых ставок, так и полное освобождение от уплаты налогов на какой-то период.
  2. Таможенные льготы могут быть выражены в освобождении от уплаты пошлин или сокращении таможенных тарифов для ввоза импортных материалов и комплектующих, необходимых в производстве, а также экспорте продукции.
  3. Льготные коммунальные услуги за электроснабжение, воду, за аренду офисных помещений.
  4. Упрощение процедуры регистрации и документального оформления.

Как можно стать резидентом особой экономической зоны?

Для того чтобы стать полноправным инвестором-резидентом свободной зоны. Надо соответствовать определенным критериям:

  1. Чтобы деятельность бизнеса соответствовала определенным направлениям. В частности в России, чтобы попасть в ее экономическую свободную зону, надо проводить деятельность в направлениях:

— туристическо- рекреационном;
— промышленно-производственном;
— транспортной логистике, в частности портовой логистике
— научно-технологическом.

  1. Также проверяется государством бизнес –план, а именно сколько по нему будет вложено инвестиций, сколько рабочих мест будет создано и т. д. Например, чтобы стать резидентом в свободной экономической зоне, как Крым, не обходимо вложить инвестиций в бизнес 150 млн. руб., для среднего и малого бизнеса сумма инвестиций меньше более чем в 2 раза, а также чтобы число сотрудников было больше 10 человек.

Какие льготы по налогам в особых зонах?

Привлекает свободная зона и льготными налоговыми условиями. Какие привилегии дает государство? Рассмотрим на примере свободной зоны, как Крым.


Для другой СЭЗ, как «Алабуга» действуют льготы в отношении имущественного, транспортного, земельного налога, ставка по ним 0% в течении 10 лет.
Налог на прибыль тарифицируется по ставкам в течении 5лет по ставке 2%, последующие 5 лет 7%, остальные года до 2055г по ставке 15,5%.
Действует ускоренный режим амортизации с повышающим коэф.2%.
Также в отношении таможенных сборов, отменены пошлины на импорт и экспорт готовой продукции, сырья, материалов.

В зависимости от расположения, количества инвестиций в экономическую зону будут действовать разные налоговые преференции.

Где в России находятся свободные зоны?

В России создано 29 свободных экономических зон. Некоторые из них привлекли достаточно много инвестиций, а какие-то совсем не оправдали ожиданий правительства.
СЭЗ условно поделены на 4 вида. Деление происходит по отраслевой принадлежности: промышленный кластер, технологический, логистический, туристический. Среди лидеров признаны регионы, развивающие промышленные и технологические отрасли. На третьем месте логистическая отрасль и меньше всего инвестиций в туристических СЭЗ.
Какие же регионы удостоены звания СЭЗ?

1. В промышленную зону вошли 6 СЭЗ:

— «Алабуга», расположенный в республике Татарстан в Елабужском районе.
— «Моглино» Псковской области
— «Тольятти» в Самарской области
— «Липецк» в Липецкой области
— «Титановая долина» Свердловская область
— «Людиново» Калужская область

2. В технологический кластер вошли:
— «Дубна» в Московской области
— «Санкт-Петербург»
— «Зеленоград» Московская область
— «Томск» в Томской области.

3. Логистический кластер:
— «Ульяновск» в Ульяновская область
— «Советская гавань» Хабаровский край

4. Туристический кластер:
— «Долина Алтая» — алтайский край
— «Байкальская гавань» республика Бурятия
— «Бирюзовая Катунь» Алтайский край
— «Ворота Байкала» Иркутская область
— «Архыз», «Ведучи», «Эльбрус Безенги», «Мамисон», «Цори и Армхи», «Матлас», «Лагонаки», «Каспийский прибрежный сектор», «Бальнеологические курорты» все расположены на Северном Кавказе.
— «Иннополис» в республике Татарстан.
— Республика Крым

Основным представительством этих СЭЗ, за исключением туристических зон Серверного Кавказа и Крыма, является РОСОЭЗ www.russez.ru

По истечении нескольких лет СЭЗ проявляют себя не всегда заявленным ожиданиям. Например, СЭЗ Северного Кавказа не оправдали себя, т.к. не привлекли к себе инвесторов.
Каждая зона, имеет свои условия получения статуса резидента, свои налоговые и льготные преференции.

В чем минус СЭЗ?

В основном изложенный до этого материал показывал, что СЭЗ это прекрасно. Особые зоны привлекают инвестиции, помогают развивать регионы и в целом экономику России. Только не все так безоблачно.
Порог входа в такую зону достаточно высок, и в основном себе могут это позволить очень крупные компании. Например, чтобы стать резидентом в «Алабуге» необходимо инвестировать в первый год 1млн евро, а в последующие годы до 10 млн евро. Такие инвестиции сможет вложить не каждый предприниматель.

Благоприятнее развитие предпринимательства складывается в регионах, когда действует единый закон для всего бизнеса. Когда понижаются налоги не для избранных предприятий, а для всей бизнес индустрии. Хотя государство в этом случае не дополучает налоги, зато дает возможность развиться региону, а потом уже получать с него нормальные налоговые сборы.

Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

1. Торгово-складские зоны.

В зонах данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это - беспошлинная торгово - складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности:

  • 1. они создаются для обслуживания мирового рынка;
  • 2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные

ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»);

3. на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей.

Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.

2. Свободные таможенные зоны.

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ.

Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков. Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.).

3. Зоны свободной торговли.

Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная специфика зон свободной торговли подразделяется на: транзитные свободные порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны.

4. Экспортно-производственные зоны.

Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и др.).

5. Комплексные зоны.

Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство.

6. Свободные научно-технические зоны.

Свободные научно-технические зоны называют технополисами или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс-промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка. Технопарк - это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими факторами становления и развития малого бизнеса. По роду деятельности и конечному результату технопарки могут быть научными (продукт деятельности - результаты фундаментальных исследований), научно-исследовательскими (продукт - НИОКР, опытные образцы, малые серии изделий), научно-техническими и технологическими (исследование и разработка, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высших технологий). Специфика преференций технопарков является то, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности. Технопарки ныне имеют множество организационных форм, Такое разнообразие диктуется целями, деятельностью и потребностями регионов:

  • 1. Научный парк - он, как правило, учреждается вблизи университетов, научно-исследовательских центров. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объектов исследования. Производством непосредственно он не занимается;
  • 2. Инновационный центр - главной задачей такого центра является поддержка (консультации по вопросам исследований, технологий, финансам и коммерческой деятельности) предпринимателей, территориально работающих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск;
  • 3. Коммерческий парк - коммерческий парк занимается производством, различного рода коммерческой деятельностью, а также административными работами, организацией выставок, упаковкой и реализацией готовой продукции. Такой структуре не требуется близкое расположение научно-исследовательских институтов.
  • 4. Технологический полюс - представляет собой территорию, где налицо стратегически важные факторы инновационных процессов: высококвалифицированная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и прикладным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации
  • 5. Технологический округ - эта структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк научного характера.
  • 6. Промышленный парк - промышленным парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не

характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются.

  • 7. Бизнес-инкубатор - в отличие от промышленного парка, призван улучшить условия для роста и выживания вновь созданных предприятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий модульного типа за выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс, компьютер, коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие новых членов в бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием определенных условий (например, открытие нового предприятия, вероятность выживания). По истечении определенного времени предприятия должны покинуть бизнес-инкубатор, чтобы уступить место новым претендентам.
  • 8. Научно-технический парк - представляет собой территориальное (как правило, подрегиональное) сосредоточение ориентированных на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в силу государственного и ландшафтного оформления. Технологический парк должен быть не только местом производства и научных исследований, но и местом для жизни работающих. Время нахождения в технологическом парке в большинстве случаев не ограничено.

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообразие этих

экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире

насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:

  • · зоны свободной экономики
  • · зоны содействия инвестициям
  • · зоны совместного предпринимательства
  • · зоны беспошлинного производства
  • · научно-технические зоны
  • · беспошлинные экспортно-промышленные зоны
  • · зоны экономического благоприятствования
  • · зоны беспошлинной торговли
  • · внешнеторговые зоны
  • · зоны беспошлинного промышленного производства
  • · экспортные беспошлинные зоны
  • · экспортные промышленные зоны
  • · банковские и страховые зоны
  • · вольные гавани
  • · открытые города
  • · трансграничные зоны роста
  • · зоны развития импорта
  • · зоны внешней торговли

Итак, можно сделать вывод, что свободные экономические зоны, во всем своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения - торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом, классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

Современные СЭЗ весьма неоднородны и разнообразны, что в значительной степени затрудняет их классификацию и систематизацию, с этой целью в экономической литературе и используются различные подходы.

Одной из задач исследования при классификации свободных зон является выделение общих черт СЭЗ, которые позволяют обосновать принципы и подходы системы управления и выявить особенности управления для каждого типа зон.

Например, А. Капустин, Н. Смородинская предлагают классифицировать СЭЗ по признаку хозяйственной специализации. В соответствии с данным признаком выделяются:

  • · промышленно-производственные зоны;
  • · зоны свободной торговли;
  • · технико-внедренческие зоны;
  • · комплексные и сервисные зоны, которые, в свою очередь, также подразделяются по более частным признакам. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. 2004, №12.

Для более глубокого понимания сущности СЭЗ можно применить еще 2 критерия классификации:

  • 1. по целям создания
  • 2. по степени влияния СЭЗ на национальную экономику Овчинникова С. Зоны свободного предпринимательства. Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Е. Карлика. 4-е издание, переработанное и дополненное. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 138 с..

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Порой достаточно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку они обладают чертами многих зон. Российскими специалистами разработана примерная классификация по признаку хозяйственной специализации - профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (рисунок 1).

Рис.1. Классификация СЭЗ по хозяйственной специализации

При организации СЭЗ используют 2 концептуальных подхода:

  • · территориальный
  • · функциональный (точечный).

В первом случае СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.

Второй подход предполагает, что СЭЗ - это льготный режим, который применяется к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей компании в стране. Разновидности СЭЗ в соответствии со способом организации и размерами приведены на рисунке 2.

Рис.2. Классификация СЭЗ по способу организации

Рассмотрим различные виды и типы СЭЗ и представим их основные характеристики.

Зоны формирования открытого сектора экономики характерны для постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы, целью создания которых было ускоренное формирование рыночной экономики. Механизм управления данного типа свободных зон ориентирован на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов и активное привлечение инвестиций (Венгрия, Болгария, Китай, Россия, Польша и страны СНГ).

Зоны развития депрессивных отраслей и районов распространены в таких промышленно развитых странах, как Великобритания, США, Франция, Германия. Особенностью механизма управления таких свободных зон является ориентация на создание благоприятных административных, правовых и экономических условий для национальных компаний и активизации их деятельности.

СЭЗ анклавного типа - территория страны, которая отделена от остальной ее территории внутренней границей, на которой установлен жесткий таможенный режим. Такие зоны слабо связаны с внутренним рынком страны, ориентированы в первую очередь на развитие экспорта и внешнеторговых связей, в силу чего оказывают опосредованное влияние на национальную экономику. Размещены, как правило, в приграничных районах страны.

СЭЗ типа экономических центров подчиняют свою деятельность не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач страны. Они функционируют в национальной экономике как ее неотъемлемая часть и размещаются как в приграничных, так и в глубинных районах страны.

Свободные таможенные зоны (СТЗ) сочетают в себе функции оказания таможенных услуг и услуг по торговым операциям. Поэтому в специальной литературе СТЗ, свободные порты, зоны свободной торговли, транзитные зоны рассматриваются как тождественные. СТЗ - это небольшие территориальные образования, которые выведены за пределы таможенной территории. Цель создания: получение дополнительных валютных поступлений за счет активизации внешнеторговых операций, а также рационализация импорта. Их экономический механизм основывается на льготном таможенном режиме, системе экспортно-импортного контроля над товарами, которые поступают в зону и реэкспортируются из нее. В частности, предусматривается:

временное освобождение от импортных пошлин любых товаров, которые предназначены для ввоза на национальную таможенную территорию;

освобождение от импортных квот и пошлин любых товаров (как производственного назначения, так и потребительских), которые реэкспортируются с территории зоны;

поощрение развития сектора финансовых услуг (страхование внешнеторговой деятельности, кредитование и пр;

возможное создание валютных и товарных бирж, торгово-выставочных центров и т.п.

Преимущества СТЗ:

  • · незначительные стартовые капиталовложения (с целью строительства складских комплексов);
  • · быстрая окупаемость инвестиций;
  • · однозначность цели образования.

Перечислим типичные «уязвимые места»:

  • 1. Делается ставка на исключительное географическое положение (которое может измениться).
  • 2. Достаточно высокая вероятность превращения зоны в центр контрабандного ввоза товаров на внутренний рынок страны.

СТЗ широко представлены в таких странах, как Сингапур, Гонконг, Гибралтар, Колон, Аден. Только в США к началу девяностых годов почти во всех штатах функционировали порядка 130 таких зон Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 2007, №3. .

Зоны свободной торговли (ЗСТ) создаются с целью поощрения инвестиций из-за рубежа и расширения экспорта, а также стимулирования экономического развития стран и регионов.

ЗСТ - это ограниченные территории, рассматривающиеся вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты налога на импорт, таможенных пошлин, других видов финансового контроля. Товарная продукция, которая ввозится в ЗСТ, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза запрещенных товаров и контрабанды.

Национальные изделия и иностранные товары, оплаченные пошлиной, ввозимые в ЗСТ, считают экспортом с таможенной территории принимающей страны. После ввоза в зону на те же зарубежные и национальные товары распространяются все имеющиеся в зоне экспортные стимуляторы, в том числе налоговые премии, налоговые скидки, возврат сделанных ранее платежей и пр. Товарная продукция иностранного производства, которая ввезена в ЗСТ для использования и потребления в пределах ее границ, считается импортом и облагается налогами и таможенными пошлинами на импорт. Товары, вывозимые из зоны для использования в принимающей стране, также облагаются налогами и таможенными пошлинами на импорт на тех же условиях, что и подобные товары, которые произведены непосредственно в ЗСТ.

Наибольшее распространение ЗСТ получили в США: они функционируют более шестидесяти лет.

К числу ЗСТ относятся и магазины «Duty Free» - магазины беспошлинной торговли. С точки зрения финансового режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Здесь действует таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем, без взимания налогов и таможенной пошлины, без применения мер экономической политики. Магазины «Duty Free» должны располагаться за линией таможенного контроля в международных аэропортах, речных и морских гаванях, международных вокзалах и автомобильных пунктах пропуска. Продавать товар в этих магазинах разрешается в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.

Промышленно-производственные зоны (ППЗ) - компактные территориальные образования со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными налоговыми льготами.

Цель создания:

получение дополнительных валютных поступлений;

создание новых рабочих мест;

налаживание импортозамещающих производств;

привлечение технологий, передовых методов управления и зарубежных капиталов.

По рынку сбыта произведенной продукции такие зоны подразделяются на три типа:

  • 1. Экспортно-производственные
  • 2. Смешанные (экспортно-импортозамещающие)
  • 3. Импортозамещающие

Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) являются наиболее распространенным видом ППЗ. Специфической чертой таких зон является выраженное доминирование производств, налаживание которых не требует крупных капиталовложений: легкая промышленность, бытовая электроника, электротехника (сборка на импортных комплектующих) и пр. Производственная деятельность осуществляется преимущественно филиалами ТНК и совместными предприятиями, которые заинтересованны в интенсивном использовании дешевой рабочей силы и сырья принимающей стороны.

Преимущества ЭПЗ:

достижимость и ограниченность целей: занятость, валюта;

минимизация риска государства в случае неудачи проекта;

Недостатки ЭПЗ:

слабая связь с экономикой принимающей страны;

отсутствие реальной передачи технологий;

использование преимущественно неквалифицированной рабочей силы Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. 2007, №3. .

Модели импортозамещающих зон, которые ориентированы на внутренний рынок страны-учредителя, в чистом виде встречаются довольно редко. В большинстве случаев они используются в сочетании с другими типами зон, хотя правовая база в отношении импортозамещающей специализации (как приоритетной в рамках комплексных зон) предусмотрена.

Экспортно-импортозамещающие зоны сочетают преимущества импортозамещающих и экспортных зон.

Недостатки экспортно-импортозамещающих зон:

довольно трудно определить оптимально допустимый уровень сбыта продукции предприятий зоны на внутреннем рынке страны;

появляется соблазн максимизировать административным путем приток в зону ресурсов с внутреннего рынка;

множественность целей может привести к неэффективному функционированию зоны в целом.

Технико-внедренческие зоны - территориальные комплексы интеграции образования, производства и науки. Образуются с целью стимулирования разработки производства наукоемкой продукции и новых технологий, которые направляются на экспорт и на внутренний рынок принимающей страны.

Ключевыми элементами особого режима в таких зонах выступают:

финансовые льготы (например, льготное кредитование и пониженные ставки арендной платы);

льготное налогообложение резидентов;

льготный таможенный режим.

Существует несколько разновидностей технико-внедренческих зон (технопарков), которые отличаются друг от друга соотношениями между производственными и исследовательскими функциями, сферой и объемом кооперации и т.п.

Исследовательские парки - это агломерации исследовательских подразделений промышленных компаний, которые группируются вокруг крупных научных центров. Круг их деятельности в большинстве случаев ограничивается оказанием научных услуг (например, разработкой технических новшеств). Последующие стадии инновационного процесса осуществляются чаще всего за пределами исследовательских парков.

Промышленные парки - неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, не характеризующихся общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (арендная плата, транспортная привязка, налоговые льготы, пр.), государство оказывает поддержку производителям, которые размещаются в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются. Главное назначение этой формы - помочь предприятиям решить проблему размещения производства, резко обострившуюся в связи с ограниченностью пригодной для промышленной застройки территории.

Промежуточное положение между этими 2 типами парков - грюндерские парки, в большей степени являющиеся разновидностью промышленных парков. Грюндерские центры предназначены для помощи предприятий обрабатывающей промышленности.

Инновационные центры - разновидность грюндерских центров, но отличаются от них концентрацией фирм, которые специализируются на внедренческой деятельности в области высоких технологий. В дополнение к службам коллективного пользования, которые действуют в грюндерских центрах, здесь функционируют специализированные компании рискового капитала.

Механизм управления технико-внедренческих СЭЗ включает помимо традиционных элементы инновационного менеджмента, что предопределяет создание более адаптивной и гибкой системы управления СЭЗ.

Технопарки обеспечивают условия для реализации всех стадий инновационного процесса от разработки и экспертизы новшества до выпуска образца товарного продукта и его реализации. Они могут быть центрами обучения предпринимателей, технологического трансферта, а также местом сервисной службы по оказанию широкого спектра услуг.

Сервисные зоны - территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для институтов и фирм, которые оказывают различные виды нефинансовых и финансовых услуг. К сервисным зонам относятся оффшорные центры, где юридические лица (банки, фирмы), не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.

Оффшорные финансовые центры создаются преимущественно в малых странах или на анклавных участках национальной территории, которые имеют благоприятные климатические условия и выгодное географическое положение.

Свободные страховые и банковские зоны - важное звеном международных расчетов. Это обособленные секторы финансово-кредитной системы, где кредитные средства заимствуются у одних и предоставляются другим нерезидентам страны регистрации при посредничестве банков и других финансовых институтов, действующих на льготных условиях.

К числу льгот относятся: налоговые, частичное или полное регулирование или упразднение процентных ставок, более либеральное требование относительно ликвидности и собственного капитала, более строгое соблюдение банковской тайны. Для создания страховой и банковской зон не всегда обязательно выделение обособленной территории. Они могут формироваться по режимному принципу в рамках действующей банковской структуры.

Комплексные зоны формируются путем введения особого льготного режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. Они призваны решать широкий круг задач общенационального и регионального масштаба.

Особые экономические зоны (ОЭЗ). Она предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий (например, Калининградская область), которые нуждаются в федеральной государственной поддержке и имеют хорошие предпосылки для образования центров роста.

Рассматривая СЭЗ как объект управления необходимо подчеркнуть, что большинство СЭЗ представляют собой регион, которые характеризуются определенными целями развития, инфраструктуры, хозяйственной специализацией и степенью влияния на национальную экономику. Исключение составляют режимные СЭЗ.

С точки зрения управления СЭЗ всю совокупность зон можно разделить на две группы:

  • · точечные или локальные СЭЗ, которые занимают небольшие территории (промышленно-производственные, внешнеторговые, технико-внедренческие зоны и пр.);
  • · «суперзоны», которые формируются в пределах областей или городов (например, СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ Китая).

Что такое особая экономическая зона, для чего они создаются и какую выгоду несут в себе государству и инвесторам? Какие виды деятельности допускаются на территории свободной зоны и возможно ли ведение малого бизнеса в ОЭЗ – ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Наибольший мировой опыт создания ОЭЗ принадлежит европейским странам. Россия также имеет серьезный потенциал функционирования СЭЗ, которых сейчас по все стране насчитывается 25:

  • шесть промышленных особых экономических зон (ОЭЗ ППТ Алабуга, Тольятти, Липецк, Могилино, Титановая долина, Людиново);
  • пять технологических зон (ОЭЗ ТВТ Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис);
  • семь ОЭЗ туристического типа (ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Байкальская гавань», «Ворота Байкала», «Куршская Коса», «Гранд Спа Юца», «Остров Русский»);
  • три логистических зоны (ОЭЗ ПТ Ульяновск, «Советская Гавань», Мурманск).

Также в список особых экономических зон России входят Калининградская область, зоны в Карачаево-Черкесской Республике, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Алании, Дагестане, и планируется к внесению полуостров Крым - руководство страны поручило разработать соответствующий законопроект Минэкономразвития. В проекте федерального закона «Об особой экономической зоне на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь» подразумевается ряд льгот и преференций для предпринимателей, ведущих свою деятельность на полуострове, упрощенный режим налогообложения, смягчение таможенных правил и страховых взносов. Также на территории Крыма планируется создание игорной зоны, таким образом, полуостров может пополнить список туристических ОЭЗ России.

Какой бизнес наиболее актуален в Крыму? Узнайте из нашей статьи .

Рассмотрим основные понятия

Наверняка вам приходилось слышать несколько разных терминов - «свободная экономическая зона», «зона свободной торговли», «особая экономическая зона». По сути, это разные звучания одного и того же явления.

При этом абсолютными аналогами являются «свободная экономическая зона» (СЭЗ) и «особая экономическая зона» (ОЭЗ), может использоваться еще и третье звучание: «специальная экономическая зона» (СЭЗ, special economic zone).

Зона свободной торговли - это признак ОЭЗ, в частности ее предпринимательских типов.

«Свободная зона, или зона свободной торговли, - это огороженная или любым другим образом изолированная физическая местность в порту или аэропорту или около них, где не взимаются таможенные сборы. Такая зона рассматривается как находящаяся вне тарифного регулирования данной страны» (World Bank, 1992)

Распространенным примером подобной зоны является торговля в магазинах Duty Free.

Что такое

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это территория, обладающая особым юридическим статусом, на которой действуют льготные экономические условия на осуществление деятельности для российских или иностранных предпринимателей.

Юридические лица, которые ведут свое хозяйствование на территории ОЭЗ, называются ее резидентами.

Для чего нужно

Создание ОЭЗ в первую очередь призвано решить стратегические задачи развития страны в целом или отдельных ее регионов в частности. Также с помощью инструмента особых зон решаются вопросы развития отдельных отраслей (промышленность, внешняя торговля, социальная сфера, научно-технический прогресс и т.д.).

Государство, организуя ОЭЗ:

  • привлекает частные отечественные и иностранные капиталы (инвестирование в передовые производства или инфраструктуру),
  • способствует созданию рабочих мест для квалифицированных кадров (таким образом, способствуя удержанию интеллектуального потенциала в стране),
  • осуществляет политику импортозамещения и развития отечественного производителя.

Резиденты, участвуя в функционировании ОЭЗ, получают возможность:

  • снизить производственные и административные расходы за счет льготного налогообложения, пошлин, арендных ставок и проч, а значит, создавать конкурентоспособный продукт;
  • привлекать квалифицированных специалистов из числа отечественных кадров;
  • минимизировать собственные затраты за счет льготных условий на экспорт и импорт и увеличить доходную часть.

Кроме того, достаточно часто строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ государство производит полностью или частично за свой счет.

В чем суть

Основная суть создания ОЭЗ - освоение или развитие новых территорий (или отраслей). Как наглядный пример можно привести Крым: на территории полуострова весь бизнес адаптирован под украинское законодательство и систему налогообложения. Для того чтобы предприниматели смогли перестроить систему хозяйствования и выйти на ценовой уровень России, нужно время и льготные условия. Именно на это и пошло правительство РФ, снизив налоги на добавленную стоимость, упростив систему таможенных пошлин, пересмотрев систему страхования и регистрации предприятий.

Особый предпринимательский режим создается всегда таким, чтобы он был выгоден резидентам, которые в свою очередь выполняют стратегическую задачу развития определенной отрасли или территории, выпускают необходимый государству продукт.

Какие льготы дает

  • инвестиционные и налоговые льготы (например, налоговые каникулы различной продолжительности, налоговые освобождения и/или низкие ставки взимаемых налогов, отсутствие валютного контроля и свободное возвращение прибыли);
  • торговые привилегии (минимальные торговые ограничения) - сниженные ставки или отсутствие пошлин на импорт сырья, полуфабрикатов и основных фондов, необходимых для производства и экспорта полуфабрикатов или конечной продукции;
  • мягкие ограничения (или отсутствие ограничений) на владение иностранцами производственными фондами;
  • относительно дешевые и доступные инфраструктура и услуги - обеспечение электроэнергией, водой, дорогами, транспортными и коммуникационными услугами (например, субсидирование платы за коммунальные услуги);
  • относительно дешевые и доступные земельные участки и здания - обеспечение производственных и складских площадей по низким ставкам арендной платы (зачастую субсидируемых);
  • минимальные стандарты требований к рабочему месту и заработной плате или их отсутствие (т.е. вопросы охраны здоровья и безопасности на производстве);
  • минимальные стандарты требований к охране окружающей среды и уровню загрязнений или их отсутствие;
  • большое количество дешевой, и не объединенной в профсоюзы рабочей силы (или ограничения на организации трудящихся);
  • доступ к рынкам (к внутреннему рынку страны, где располагается зона, и/или к рынкам соседних стран);
  • долгосрочные налоговые каникулы и льготы в части налога на прибыль;
  • упрощенные таможенные процедуры (например, таможенная регистрация прямо в пределах предприятия или ускоренное получение разрешения).

Виды ОЭЗ

Существует несколько видов особых экономических зон:

  • зоны свободной торговли - не попадающие под юрисдикцию национальной таможени территории, где проводится хранение продукции, ее предпродажная подготовка, упаковка, тестирование и т.д.;
  • промышленно-производственные зоны - промышленные комплексы, специализирующиеся на производстве определенного товара;
  • технико-внедренческие зоны - районы научно-технической, проектной и инженерной деятельности и изысканий (технопарки);
  • туристические зоны - рекреационные зоны для туризма и отдыха, где действуют льготы для предпринимателей;
  • сервисные зоны - территория, на которой осуществляется финансовая (оффшоры) или экспортно-импортная деятельность (риэлтерские и транспортные услуги); комплексные зоны - территория льготного хозяйствования, определенная административными границами района (еще называются зонами предпринимательства и как пример снова же можно привести Крым.)

Особая экономическая зона в г. Елабуге

Для примера и понимания вопроса, приведем описание особой экономической зоны «Алабуга» (Елабужский район, Татарстан).

Особая экономическая зона промышленно- производственного типа «Алабуга» размещена около г. Елабуги Елабужского района Республики Татарстан (РТ), в 25 км от города Набережные Челны и в 40 км от города. Нижнекамска.

Специализация деятельности: выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологичное химическое производство, фармацевтическое производство, авиационное производство, производство мебели.

Площадь ОЭЗ - 20 квадратных километров.

Преференции для резидентов особой экономической зоны «Алабуга»

  1. режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах особой экономической зоны «Алабуга» без уплаты таможенных пошлин и НДС;
  2. отмена экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции
  3. резиденты ОЭЗ «Алабуга» освобождены от налога на имущество с момента постановки имущества на учет и от земельного налога с момента возникновения права собственности на земельный участок.
  4. помимо земельных участков, предоставляемых инвесторам по достаточно низкой цене, резидент ОЭЗ «Алабуга» получает доступ к полностью подготовленной инженерной инфраструктуре. К границам участков подводятся электричество, газ, тепло и другие инженерные коммуникации;
  5. ставка налога на прибыль организации снижена до 2% в течение первых пяти лет деятельности (вторые пять лет ставка составлет 7% и далее до 2055 года сохраняется в размере 15,5%);
  6. полное освобождение от уплаты транспортного налога, земельного и имущественного налога подлежащих зачислению в бюджет республики.

Количество компаний-резидентов - 42, в число которых входят международные бренды: Ford, Rockwool, 3M, Armstrong, Air Liquide, Preiss-Daimler, RRDonnelley, Saint-Gobain и др.

Общая численность занятого персонала: более 4200 человек.

Орган управления - ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».

Регистрация резидентов ОЭЗ

Для того чтобы стать резидентом ОЭЗ Алабуга, необходимо:

  • зарегистрировать предприятие на территории Елабужского муниципального района;
  • подписать с органом управления ОЭЗ договор о ведении промышленно-производственной деятельности и внести в свои производственные фонды, расположенные в ОЭЗ, инвестиции в сумме не менее 10 000 000 евро, в том числе в первый год развития - не менее 1 000 000 евро;

Малый бизнес на территории ОЭЗ Алабуга

Очевидно, что люди, проживающие и работающие на территории ОЭЗ, нуждаются в бытовых, медицинских, образовательных и развлекательных услугах. Поэтому социальная инфраструктура включает в себя все заведения, обеспечивающие жителей ОЭЗ вышеперечисленными благами.

Малый бизнес в особых экономических зонах вроде Алабуги может быть выражен в индивидуальном предпринимательстве, основанном на обслуживании населения и рабочих кадров:

Если говорить о территориальных ОЭЗ, таких как Калининградская область и Крым, то тут действует одно правило для всех предпринимателей и сниженный налог на прибыль распространяется на все предприятия, независимо от группы товаров и типа хозяйствования. Поэтому наиболее интересным с точки зрения заработка является открытие бизнеса на территориях предпринимательских особых экономических зон.

К наиболее распространенным типам СЭЗ относятся зоны; свободной торговли, свободные таможенные, производственноторговые, технико-внедренческие, сервисные, офшорные, комплексные.

1. Зоны свободной торговли (ЗСТ) . Товары могут складироваться, храниться, подвергаться незначительной доработке (укрупнение или дробление партий, упаковка, маркировка, сортировка и т.п.). Разрешена торговля. Ввоз и вывоз товаров осуществляется беспошлинно, но если товар вывозится в глубь страны, он облагается пошлиной как обычный импортный товар. ЗСТ – это один из самых распространенных типов зон, известных еще с глубокой древности.

В 1930-е гг. в США было создано несколько десятков зон внешней торговли с целью активизации предпринимательской активности в ряде регионов страны. Современной и распространенной их разновидностью выступают магазины беспошлинной торговли (duty free) в международных аэропортах, морских и речных портах. Первый такой магазин был открыт еще в 1950-е гг. в международном аэропорту Шэннон (Ирландия), в СССР – в 1980 г. в аэропорту Шереметьево. Создание ЗСТ не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на экономику организующей ее страны и имеет, скорее, региональное значение.

  • 2. Свободные таможенные зоны (склады, терминалы, порты, причалы и т.д.) . Осуществляется погрузка-разгрузка судов, железнодорожного подвижного состава, ремонт и обслуживание судов. Здесь также товары могут складироваться, храниться, допускаются незначительные операции по улучшению товаров, операции по страхованию без уплаты пошлин и НДС, однако торговля не разрешена.
  • 3. Производственно-торговые зоны . Встречается несколько их разновидностей, в том числе свободные промышленные зоны, экспортно-производственные, импортзамещающие производственные зоны, зоны совместного предпринимательства и т.д. Наиболее эффективно такие зоны используются в развивающихся странах, поскольку в них привлекается на льготных условиях иностранный капитал для организации производства разнообразных товаров. В таких зонах могут осуществляться первичная переработка сырья, сборочное производство, а также полный цикл выпуска товаров. Большинство из них являются экспортно ориентированными, т.е. организуется производство товаров, предназначенных для продажи на мировом рынке, но некоторое число таких зон – импортзамещающие, т.е. в них организуется выпуск товаров с целью ликвидации их дефицита на внутреннем рынке, для замещения импорта. Такие зоны, как правило, являются специализированными, т.е. выпускают однородные товары (бытовую электротехнику, электронику, швейные и обувные изделия и т.д.). Но часть из них – универсальные.

При создании такого типа зон используется территориальный принцип: выделяется особая компактная территория вблизи морских или речных портов, крупных железнодорожных узлов для организации бесперебойного снабжения запчастями, деталями, полуфабрикатами и вывоза товаров за границу, создается администрация для управления зоной. Доступ в такую зону возможен только для работающего в ней персонала. Для открытия зоны на выбранной территории осуществляется строительство производственных и офисных помещений, коммуникаций, жилых помещений. При создании таких зон в Китае там даже вводился свободно конвертируемый юань.

При создании промышленно-производственных зон принимающее государство ставит масштабные задачи: привлечение иностранного капитала и иностранных технологий, увеличение рабочих мест, повышение качества рабочей силы, увеличение экспортных доходов, облагораживание экспорта и рационализация импорта, повышение доходов населения, отработка механизмов взаимодействия национального и иностранного капитала, использование каналов сбыта ТНК для продвижения своих товаров на мировой рынок, а также заимствование иностранного производственного, коммерческого, технологического опыта и т.д.

Для привлечения иностранного капитала в таких зонах используется множество льгот, прежде всего, финансового характера:

  • беспошлинный ввоз и вывоз товаров;
  • безвизовый въезд иностранцев;
  • беспрепятственный вывоз за рубеж законно полученной прибыли;
  • пониженное налогообложение, "налоговые каникулы";
  • в отдельных случаях субсидирование предпринимателей, льготное кредитование;
  • сниженные тарифы на пользование водой, электроэнергией, газом, телефонной связью;
  • изъятия из трудового законодательства страны (сокращенный оплачиваемый отпуск, удлиненный рабочий день, сниженный возрастной ценз);
  • запрет на создание профсоюзов, политических партий, проведение забастовок и демонстраций и т.д.

Наиболее удачный опыт создания и функционирования таких зон, оказывающих существенное стимулирующее воздействие на всю экономику, демонстрируют Китай, Бразилия, Южная Корея, Малайзия. Например, в 1980-е гг. через СЭЗ проходило до 2/3 внешнеторгового оборота Китая.

4. Технико-внедренческие зоны . Как правило, они создаются вблизи авторитетных научно-исследовательских центров (университетов). Их основная задача – помочь скорейшему внедрению инноваций в практику. В зонах подобного типа такой признак, как беспошлинная торговля, либо отсутствует, либо имеет второстепенное значение, зато первостепенное значение приобретают различные налоговые и иные льготы, а также сниженные коммунальные тарифы для компаний, осуществляющих инновации. В технико-внедренческих зонах формируется благоприятный климат для развития венчурного (рискового) предпринимательства, суть которого в соединении интеллектуального и производительного капитала. При этом особый импульс для своего развития получают малые инновационные фирмы, которые объединяют свои усилия с промышленными компаниями, учеными и венчурными фондами в создании и скорейшем продвижении на рынок передовых инноваций в высокотехнологичных отраслях – биотехнологии, микроэлектронике и т.п. Исторически первой такой зоной стала Силиконовая долина в США (1950-е гг.). Она остается крупнейшим в мире центром, где создается более половины мировых электронных новинок.

Разновидностями технико-внедренческих зон выступают технопарки, технополисы, инновационные центры и т.п. образования, получившие развитие в ФРГ, Голландии, Японии и других странах.

  • 5. Сервисные зоны . Это такой тип зон, где льготы получают все компании, которые действуют в той или иной отрасли сферы услуг, например в сфере туризма, страхования, банковском деле, – той, которая является отраслью специализации для страны. При этом льготами пользуются все компании независимо от места их расположения в стране.
  • 6. Офшорные зоны . Служат своего рода налоговыми оазисами, обслуживающими мировой финансовый рынок. По легенде, режим хозяйствования в таких зонах исторически восходит к так называемому "режиму капитуляций", согласно которому иностранцы в колониальных и полуколониальных странах были изъяты из-под действия местной юрисдикции и подчинялись юрисдикции своих консулов.

"Режим капитуляций" получил свое наименование от жалованных грамот, или капитуляций, которыми турецкие султаны предоставляли соответствующие льготы тому или иному иностранному христианскому государству, начиная со второй половины XV в. (сначала Генуе и Венеции, затем Франции, далее Англии и Голландии). Этот режим действовал позднее также в Британской империи. Например, английские компании, расположенные в Индии, платили налоги прямо английской короне и обладали экстерриториальностью. Затем он возродился во второй половине XX в. в виде офшорного режима, в соответствии с которым фирма только регистрируется на обозначенной территории. Но всю хозяйственную деятельность ведет за ее пределами и за это получает освобождение от налогов на прибыль либо существенное их уменьшение. Поскольку в международном праве действует правило уплаты налогов "у источника", то страны-организаторы, таким образом, предоставляют иностранным компаниям безналоговый режим.

Офшорные зоны первоначально стали организовывать страны, которые по тем или иным причинам непривлекательны для иностранного капитала (небольшая территория, к тому же затерянная на просторах мирового океана, незначительная и неквалифицированная рабочая сила и т.п.), а затем и многие другие, в том числе развитые (Великобритания, Швейцария, Ирландия, Кипр и др.).

Стимулом служила также возможность получать регистрационные взносы – чем больше компаний регистрируется, тем больше доходы принимающей страны. Классический вариант офшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в зоне только нерезидентов.

Офшорные зоны дают использующим их хозяйствующим субъектам ряд преимуществ: налоговые льготы, значительную свободу в бизнесе, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, анонимность, секретность финансовых операций (действует в основном лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). В офшорных зонах Ирландии и Либерии налоги не взимаются, в Швейцарии взимаются, но по сильно сниженной ставке. В офшорах Лихтенштейна, Панамы, Антильских островов в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается паушальный (единовременный) налог. В ряде стран от офшорных компаний требуется лишь минимальный бухгалтерский учет, в других (Либерии, Панаме, Лихтенштейне) не выдвигается даже такое требование.

Поскольку отсутствует контроль за происхождением капитала, то такие зоны превратились в "прачечные для отмывания грязных денег" , так как в офшоры главным образом устремились капиталы откровенно криминального происхождения (доходы от торговли оружием, наркобизнеса, торговли людьми) или полукриминального, когда от налогообложения уходят капиталы, происхождение которых жестко контролируется государством (например, от игорного бизнеса), или те, которые облагаются высокими налогами (например, наследства).

7. Комплексные зоны . Они имеют многофункциональный характер, сочетающий различные направления деятельности, масштабный характер, характеризуются большими объемами привлекаемого капитала. В качестве примера можно привести бразильскую зону "Манаус", аргентинскую "Огненная земля", "Шэньчжэнь" и другие экономические зоны в Китае.

Помимо отмеченных типов зон формируются и новые их виды. Например, с 1990-х гг. активизировался процесс формирования международных СЭЗ. Это могут быть СЭЗ в приграничных областях нескольких государств. Например, известность приобрела комплексная зона "Туманган" на Дальнем Востоке, где сходятся границы Китая, Северной Кореи и России (в районе реки Туманная). Предполагается, что помимо перечисленных стран в ее деятельности будут участвовать Япония, Южная Корея, Монголия. В качестве цели создания зоны было заявлено развитие района Туманган через скоординированную стратегию развития в нем транспорта, инфраструктуры, торговли, промышленности, туризма, развития организационных и законодательных форм, человеческих и природных ресурсов и защиты окружающей среды.

Перспективной формой взаимодействия между странами во внешнеэкономической сфере можно считать образование так называемых еврорегионов. Европа – одна из наиболее подходящих для этого территорий, поскольку здесь компактно расположено много государств. Еврорегион представляет собой добровольное объединение приграничных областей различных государств в хозяйственной сфере. На данный момент в Европе насчитывается уже около сотни еврорегионов, а первым стал еврорегион "Гронау", созданный еще в 1958 г. на границе ФРГ и Нидерландов. В состав другого еврорегиона "Рейн – Вааль", созданного в 1993 г., вошли немецкие и голландские города, общины и другие территориальные единицы. Еврорегион "Айфель – Арденны", который включает федеральную общину Прюм (ФРГ), город Санкт-Вит (Бельгия) и общину Клерво (Люксембург), является рабочим сообществом муниципальных образований. Они сотрудничают не только в экономической сфере, но также в области культуры, образования, транспорта, здравоохранения, охраны окружающей среды. Органами управления ЕС еврорегионам передаются функции для самостоятельного решения ряда вопросов на локальном уровне. Широкомасштабное приграничное сотрудничество формирует своеобразные свободные экономические зоны с участием не только стран – членов ЕС, но и других государств, куда в больших масштабах устремляются иностранные инвестиции, способствующие экономическому подъему этих территорий.

  • Название буквально переводится как "вне берега" в силу того, что первыми этот тип СЭЗ стали создавать мелкие островные государства Карибского бассейна.
  • Термин берет начато из США, где в 1930-е гг. в период "сухого закона" итальянские мафиози занимались нелегальным производством алкоголя, а для легализации доходов от бутлегерства скупили сеть прачечных и смешивали прибыль от легальной деятельности с прибылью от подпольной.