Законодательство рф об исключительной экономической зоне. Законодательная база российской федерации

  • 14.05.2024

1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также - исключительная экономическая зона) - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.


Судебная практика по статье 1 ФЗ от 17.12.1998 № 191-ФЗ

    Постановление от 11 декабря 2018 г. по делу № А33-9567/2018

    Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (ФАС ВСО)

    Рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта, вследствие чего постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения. Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа ПОСТАНОВИЛ: Постановление...

    Решение от 5 декабря 2018 г. по делу № А40-213528/2018

    Некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство или подготовку проектной документации или выполняющих инженерные изыскания и соответствующая требованиям, установленным частями 1 - 2 статьи 55.4 Кодекса, на основании заявлений своих членов не позднее 01.07.2017 была обязана сформировать компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с частью 10 ...

    Решение от 5 декабря 2018 г. по делу № А40-201307/2018

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    Заявителя из реестра СРО до истечения сроков устранения нарушений, установленных в предписании от 19.07.2018, является необоснованным ввиду следующего. Как следует из пункта 2. 1 . 1 . Заключения НОСТРОЙ, данное заключение оформлено согласно части 11 статьи 55.19 ГрК РФ на основании обращения Ростехнадзора от 20.07.2018 № 09-01-04/6671. Указанное...

    Решение от 28 ноября 2018 г. по делу № А40-232457/2018

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) ...

    Решение от 13 ноября 2018 г. по делу № А51-15564/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Штраф в размере 200 000 руб. носит неоправданно карательный характер, в связи с чем, просит применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4. 1 КоАП РФ и снизить административный штраф ниже низшего предела. Административный орган представил отзыв на заявление, в котором требование заявителя не признал, считает, что материалами проверки подтверждается как...

    Решение от 6 ноября 2018 г. по делу № А40-222177/2018

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    Обоснованным и не нарушает прав и законных интересов Заявителя. С учетом изложенного суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, ст.ст. 1 . 5, 2. 1 , 7. 1 , 2.9, 4.5, 16. 1 ч. 3, 24. 1 , 25. 1 , 25.4, 26. 1 - 26.3, 28.2, 28.7, ...

    Решение № 12-51/2018 от 29 октября 2018 г. по делу № 12-51/2018

    Лазовский районный суд (Приморский край) - Административные правонарушения

    Представитель административного органа, будучи надлежащим образом уведомлённым о дате, времени и месте судебного заседания, не явился. Принимая во внимание изложенное и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц. Исследовав доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам. Статьей...

    Постановление от 26 октября 2018 г. по делу № А40-51703/2018

    Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

    Вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим. В соответствии ч. 2. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов...

Федеральный закон от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»

(извлечение)

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также - исключительная экономическая зона) - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

  • 2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.
  • 3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Статья 4. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

природные ресурсы исключительной экономической зоны - водные биологические ресурсы и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах;

водные биологические ресурсы (живые ресурсы) исключительной экономической зоны (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов «сидячих видов» морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

неживые ресурсы исключительной экономической зоны (далее также - неживые ресурсы) - минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов;

морские научные исследования в исключительной экономической зоне (далее - морские научные исследования) - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;

морские ресурсные исследования в исключительной экономической зоне (далее - морские ресурсные исследования) - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов исключительной экономической зоны;

вредное вещество - вещество, которое при попадании в морскую среду способно создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб окружающей среде, в том числе морской среде и природным ресурсам исключительной экономической зоны, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещество, подлежащее контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

сброс вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс вредных веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение; сброс вредных веществ не включает выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации, а также сброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним;

загрязнение морской среды - привнесение человеком прямо или косвенно веществ или энергии в морскую среду, которое приводит или может привести к таким пагубным последствиям, как нанесение вреда водным биоресурсам и жизни в море, создание опасности для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха;

захоронение - любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений; захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, за исключением отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления указанных материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также за исключением тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для иных целей, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящего Федерального закона и международным договорам Российской Федерации;

искусственные острова - стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения в исключительной экономической зоне Российской Федерации объекты (искусственно сооруженные конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе;

установки, сооружения - гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения в исключительной экономической зоне Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Статья 5. Права Российской Федерации в исключительной экономической зоне

  • 1. Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:
  • 1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны;
  • 2) суверенные права в целях разведки морского дна и его недр и разработки минеральных и других неживых ресурсов, а также разработки водных биоресурсов, относящихся к «сидячим видам» морского дна и его недр. Геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, а также разработка водных биоресурсов, относящихся к «сидячим видам», производятся в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»), Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней;
  • 3) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах для любых целей. Буровые работы для любых целей осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  • 4) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. Создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  • 5) юрисдикцию в отношении:

морских научных исследований;

защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников;

прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

  • 6) другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.
  • 2. Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и международными договорами Российской Федерации.
  • 3. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне, не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 6. Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне

  • 1. В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, а также другими правомерными сточки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, связанными с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.
  • 2. Указанные свободы осуществляются при условии соблюдения настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации, а также при условии обеспечения защиты и сохранения окружающей среды, в том числе морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны.

Статья 124. Права и обязанности лиц, осуществляющих рыболовство в исключительной экономической зоне

  • 1. Лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, имеют право осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
  • 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны:
  • 1) соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования, а также выполнять условия осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, содержащиеся в решениях органов государственной власти и договорах, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениях на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов;
  • 2) не допускать нарушение среды обитания водных биоресурсов;
  • 3) не допускать неправомерную акклиматизацию водных биоресурсов;
  • 4) соблюдать требования карантинного режима;
  • 5) обеспечивать беспрепятственный доступ на судно должностных лиц органов охраны;
  • 6) обеспечивать за счет заявителя оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны;
  • 7) представлять беспрепятственно и бесплатно отчетные материалы о сроках, видах и районах добычи (вылова) водных биоресурсов, об уловах водных биоресурсов, в том числе сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, о количестве, качестве и видах выгруженных или погруженных в иностранных портах уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов, в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации;
  • 8) регулярно поддерживать связь с береговыми службами Российской Федерации и при наличии соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр Российской Федерации оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а также экстренную информацию о визуально отмеченном нефтяном загрязнении морской среды;
  • 9) вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;
  • 10) иметь специальные опознавательные знаки;
  • 11) маркировать ставные орудия добычи (вылова) водных биоресурсов с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна - страны судовладельца), номера разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов и порядкового номера орудия добычи (вылова) водных биоресурсов.
  • 3. Иностранные суда, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, также обязаны:
  • 1) представлять в федеральные органы исполнительной власти, определенные соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную информацию о каждом заходе в район для осуществления разрешенного рыболовства и выходе из указанного района с обязательным прохождением точек контроля при заходе и выходе;
  • 2) ежедневно информировать органы охраны о местонахождении судов при осуществлении рыболовства или при приемке уловов водных биоресурсов с других судов;
  • 3) осуществлять рыболовство только в присутствии должностного лица органов охраны и под его контролем;
  • 4) обеспечивать бесплатно доставку должностных лиц органов охраны к месту осуществления рыболовства и обратно и использование средств радиосвязи, а также нести все расходы на содержание, размещение и полное обеспечение должностных лиц органов охраны с момента их прибытия на судно и до момента схода с судна наравне с командным (руководящим) составом судна;
  • 5) представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, по факсу или телеграфу ежесуточную, ежедекадную и ежемесячную информацию о результатах рыболовства.
  • 4. Российским судам и иностранным судам в исключительной экономической зоне и за ее пределами запрещается осуществлять не предусмотренные решениями органов государственной власти и договорами, на основании которых возникает право на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешениями на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешениями на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов погрузку, выгрузку или перегрузку уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов.
  • 5. Погрузка, выгрузка, перегрузка уловов водных биоресурсов, рыбной продукции и иной продукции из водных биоресурсов должны осуществляться в присутствии должностного лица органа охраны.

Статья 14. Особенности рационального использования и сохранения трансзональных и трансграничных видов рыб

  • 1. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансзональных видов рыб встречается (встречаются) в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в исключительных экономических зонах других прибрежных государств, Российская Федерация сотрудничает с указанными государствами прямо или через компетентные международные организации в целях сохранения и увеличения такого (таких) запаса (запасов).
  • 2. В случае, если один и тот же (одни и те же) запас (запасы) трансграничных видов рыб встречается (встречаются) как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в районе, находящемся за ее пределами и прилегающем к ней, Российская Федерация прямо или через компетентные международные организации сотрудничает с государствами, ведущими добычу (вылов) таких трансграничных видов рыб в районе, прилегающем к исключительной экономической зоне Российской Федерации, в целях сохранения такого (таких) запаса (запасов) в указанном районе, в том числе заключает с соответствующими государствами международные договоры по этим вопросам.

Статья 15. Принципы рационального использования и сохранения анадромных, катадромных, далеко мигрирующих видов рыб и морских млекопитающих

  • 1. Российская Федерация, в первую очередь заинтересованная в запасах анадромных видов рыб, которые образуются в ее реках, озерах и других водных объектах, несет первоочередную ответственность за запасы указанных видов рыб во всем ареале их обитания и обеспечивает их сохранение путем регулирования рыболовства, осуществляемого только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны Российской Федерации.
  • 2. Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях сохранения запасов анадромных видов рыб за пределами своей исключительной экономической зоны и обеспечивает выполнение правил, установленных такими международными договорами.
  • 3. Российская Федерация несет ответственность за управление запасами катадромных видов рыб и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в исключительную экономическую зону и выход из нее. Добыча (вылов) катадромных видов рыб ведется только в водах в сторону берега от внешних границ исключительной экономической зоны в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • 4. Российская Федерация сотрудничаете государствами, через исключительную экономическую зону которых мигрируют катадромные виды рыб, для заключения международного договора в целях рационального управления запасами катадромных видов рыб, включая рыболовство, и обеспечивает выполнение правил, установленных таким международным договором.
  • 5. Российская Федерация сотрудничает с заинтересованными государствами для заключения международных договоров в целях обеспечения рационального использования и сохранения далеко мигрирующих видов рыб во всем ареале их обитания, в том числе и за пределами ее исключительной экономической зоны.
  • 6. Российская Федерация в целях сохранения, изучения запасов морских млекопитающих в исключительной экономической зоне и управления ими сотрудничает с заинтересованными государствами прямо или через соответствующие международные организации. Правительство Российской Федерации в целях сохранения и восстановления популяций морских млекопитающих и в иных необходимых случаях может устанавливать более строгие режимы ограничения или регулирования рыболовства морских млекопитающих в исключительной экономической зоне, вплоть до запрещения рыболовства отдельных видов морских млекопитающих, с учетом международных договоров Российской Федерации.
  • 7. В случае, если указанные в пункте 2 настоящей статьи международные договоры Российской Федерации не соблюдаются российскими и иностранными заявителями и если запасы анадромных видов рыб во всем ареале их обитания подвергаются серьезной опасности, Российская Федерация по соглашению с другими заинтересованными государствами имеет право объявить мораторий на добычу анадромных видов рыб во всем ареале их обитания. Соответствующая информация о введении моратория направляется заинтересованным государствам и компетентным международным организациям.

Статья 16. Особенности разведки и разработки неживых ресурсов, морских ресурсных исследований неживых ресурсов

  • 1. Разведка и разработка неживых ресурсов, морские ресурсные исследования неживых ресурсов осуществляются на основании соответствующих лицензий, разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
  • 2. Условия и порядок выдачи указанной лицензии, ее содержание, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О недрах», Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и международными договорами Российской Федерации.
  • 3. Условия, предоставляемые иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, не могут быть более благоприятными, чем условия, предоставляемые гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам.

Статья 28. Государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации

  • 1. Государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации представляет собой систему мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
  • 2. Государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Государственный мониторинг исключительной экономической зоны

  • 1. Государственный мониторинг исключительной экономической зоны (далее - государственный мониторинг), являющийся составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), представляет собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов.
  • 2. Государственный мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 30. Сброс вредных веществ

  • 1 .Требования по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, действующие в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, настоящим Федеральным законом распространяются на исключительную экономическую зону с учетом международных норм и стандартов и международных договоров Российской Федерации.
  • 2. Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в «Извещениях мореплавателям».

Статья 31. Морские аварии

Если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке и разработке природных ресурсов исключительной экономической зоны либо иная морская авария, произошедшие в исключительной экономической зоне, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям, Правительство Российской Федерации в соответствии с нормами международного права вправе принять необходимые меры, соразмерные фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации либо связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения.

Статья 32. Защита и сохранение покрытых льдом районов

В отношении районов, которые находятся в пределах исключительной экономической зоны и где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может причинить тяжкий вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его, Российская Федерация в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды может принимать федеральные законы и иные нормативные правовые акты и обеспечивать их соблюдение. В федеральных законах и иных нормативных правовых актах принимаются во внимание судоходство, защита и сохранение морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных. Границы таких районов публикуются в «Извещениях мореплавателям».

Статья 33. Защита и сохранение особых районов

Для отдельных районов исключительной экономической зоны, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором, при соблюдении необходимых международных процедур и международных договоров Российской Федерации могут быть приняты федеральные законы и иные нормативные правовые акты для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Границы таких районов публикуются в «Извещениях мореплавателям».

Статья 40. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона

  • 1. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 2. Привлечение к ответственности за нарушение настоящего Федерального закона не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения нанесенного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В пределах открытого моря прибрежные государства могут устанавливать исключительную экономическую зону. Это район с особым правовым режимом, находящийся за границами территориального моря, но непосредственно прилегающий к нему.

История

Впервые об установлении данной зоны заговорили развивающиеся государства. Их не устраивало то положение, что свободное рыболовство и добыча ресурсов в открытом море было выгодно экономически мощным странам, которые обладали крупнотоннажным рыболовным флотом и иными техническими возможностями. Данные страны хотели осуществлять в таких зонах научные исследования и устанавливать свой контроль над природными ресурсами.

Вплоть до XVIII в. граница морских владений, принадлежащих конкретному государству, лимитировалась линией горизонта, которая была видна с берега. Позднее некоторые страны стали считать своими владениями всю акваторию, до которой доставало их самое дальнобойное орудие. В дальнейшем некоторые государства устанавливали свою юрисдикцию над акваториями на расстоянии 3 морские мили, другие придерживались расстояния в 12, а иные — в 50 морских миль.

В 1982 году была принята Конвенция ООН, касающаяся вопросов морского права. Она и предоставила право государствам устанавливать в своих пределах исключительную экономическую зону. Это привело к тому, что на сегодняшний день около 100 прибрежных стран имеют таковую. Внешняя граница стран удалена на расстояние 200 миль. Кроме того, в данной Конвенции была определена 12-мильная зона территориального моря и 24-мильная зона «прилежащих вод».

Суверенитет

На рассматриваемую зону ни одно государство не имеет полный суверенитет, поэтому правовой режим исключительной экономической зоны смешанный. Согласно принятой Конвенции, прибрежная страна обладает некоторыми суверенными правами для осуществления разведки, разработки естественных ресурсов и их сохранения в недрах, водах морского дна и непосредственно расположенных на нем.

Данное государство может для достижения своих экономических целей сооружать самостоятельно или давать разрешение, осуществляя регулирование создания и эксплуатации искусственных островов, а также различных сооружений и установок. При этом они не являются основанием для выделения нового территориального моря и не изменяют границы последнего, также как и границы континентального шельфа или исключительной экономической зоны.

Над данными строениями и искусственными островами устанавливается исключительная юрисдикция того государства, к берегу которого примыкает данная зона.

Права прибрежной страны

Вокруг данных сооружений рассматриваемое государство может устанавливать зоны безопасности, которые могут быть применены как к возводимым сооружениям, так и к безопасности судоходства. Они должны иметь ширину, не превышающую 500 м от любой точки их внешнего края. Здесь, как и в каждом правиле, есть исключения. Они устанавливаются соответствующими уполномоченными международными организациями или международными стандартами. В случае создания помех при возведении искусственных островов, различных сооружений и установок для международного судоходства по общепризнанным морским путям, устройство зон безопасности запрещено.

Делимитация данных зон между странами, имеющими противоположные или смежные побережья, решается на основании выше рассмотренной Конвенции.

Таким образом, режим исключительной экономической зоны предусматривает некоторые ограниченные права для различных стран. Без согласия первой страны никакие иные не могут осуществлять добычу рыбных и минеральных ресурсов, энергии от ветра, воды или течений.

Юридические действия в данной зоне

Для защиты своих прав прибрежная страна может осуществлять некоторые юридические действия в исключительной экономической зоне. Это предусматривает осуществление таких мер, как досмотр, осуществление инспекций, проведение ареста, осуществление судебных разбирательств.

Помимо этого данное государство может осуществлять преследование судна, не принадлежащего его флагу, в открытом море вне границы исключительной экономической зоны.

В случае предоставления обеспечения арестованный экипаж и судно освобождаются. Личное наказание или тюремное заключение при отсутствии договоренностей между сторонами исключены. Если осуществляется задержка иностранного судна, то государство, которому оно принадлежит, должно быть незамедлительно проинформировано об этом.

Ресурсы рассматриваемых зон

Ресурсы подразделяются на живые и неживые. К первым относятся различные рыбы, виды морских ракообразных, моллюсков, млекопитающих, обитающих в данных водных средах. Ко вторым относятся минеральные ресурсы: нефть, газ и т. д., которые залегают на дне моря. В их состав также включаются химические взвеси, соединения химических элементов, энергия ветра, приливов и течений, а также иные потенциальные виды неживых ресурсов.

Сохранение некоторых видов рыб в исключительных зонах

Для сохранения в этих зонах некоторых видов рыб, к которым относятся далеко мигрирующие, анадромные (мигрирующие для осуществления нереста из морей в реки, например, многие рыбы семейства Лососевые) и катадромные (осуществляющие противоположную миграцию, к примеру, угорь речной), государства могут заключать соответствующие соглашения или осуществлять защиту посредством вовлечения международных организаций, принимать меры по сохранению биоразнообразия посредством регулирования промысла в водах, расположенных за пределами рассматриваемых зон.

В 1992 году была заключена Конвенция о сохранении анадромных видов, находящихся на севере Тихого океана вне исключительных экономических зон таких государств, как США, РФ, Япония и Канада. Данный район называется конвенционным. В нем специализированный промысел анадромных видов запрещен. Если при осуществлении промысла иных видов произошел непреднамеренный вылов анадромных видов, они должны быть сразу возвращены в море.

Права государств в рассматриваемых зонах

В случае осуществления исследований в рассматриваемой зоне прибрежной страны другие государства или международные организации должны гарантировать право первой державы принимать участие в научно-исследовательской деятельности на море и предоставить в случае возникновения такой просьбы результаты выполненных исследований.

Любые государства, включая те, которые не имеют выхода к морю, в данных зонах могут осуществлять свободное судоходство, неограниченные полеты, прокладывать трубопроводы и кабели. Данные вопросы регулируются международным правом.

Исключительная экономическая зона РФ

Конституцией нашей страны предусмотрено, что у нее имеются суверенные права; юрисдикцию в рассматриваемой зоне она осуществляет, руководствуясь нормами международного права и действующими национальными нормативно-правовыми актами.

К последним, например, относится ФЗ «Об исключительной экономической зоне». Данный закон гармонизирован с международными нормативно-правовыми актами. Согласно ему физические и юридические лица могут быть привлечены к ответственности, если осуществляется незаконная деятельность в области промысла и разведки природных ресурсов, их передачи иным государствам при нарушении лицензии, а также в случае, если причинен ущерб их действиями, в результате которого ухудшились условия по воспроизводственному процессу живых организмов.

Данный закон ориентирован на системное урегулирование проблем в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В нем определено, что естественные ресурсы и порядок распоряжения ими находятся в исключительной компетенции Правительства РФ и федеральных органов испвласти, которым делегированы соответствующие полномочия. Использование подобных ресурсов в данных зонах предусматривается на платной основе для учета интересов малочисленных народов районов Дальнего Востока и Севера, а также населения, которое проживает на территориях, непосредственно прилегающих к морскому побережью нашей страны.

К российской исключительной зоне относятся также любые острова, принадлежащие государству, кроме скал, непригодных для осуществления жизнедеятельности человека, в том числе для осуществления хозяйственной деятельности.

Топ-10 стран с наибольшей площадью исключительной экономической зоны с территориальным морем

На первом месте находятся США, у которых суммарная площадь этих двух зон составляет более 11300 тыс. км2. С небольшим отрывом от них (11035 тыс.) второе место занимает Франция. Далее расположились Австралия (около 8150 тыс.), Россия (около 7500 тыс.), Канада (около 5600 тыс., причем в данной стране почти половина площади приходится на территориальное море), Япония (около 4500 тыс.), Новая Зеландия (около 4100 тыс.), Великобритания (около 4000 тыс.), Бразилия (около 3650 тыс.) и Чили (около 2000 тыс.).

В заключение

Итак, исключительная экономическая зона — это некоторая область в море, расположенная за пределами территориальных вод, но непосредственно прилегающая к ним и имеющая ширину не более 200 морских миль. В России действует соответствующий ФЗ, принятие которого позволило определить за нашей страной использование естественных ресурсов, расположенных в данных зонах и регламентировать деятельность различных лиц, осуществляемой в границах рассматриваемых зон.

Исключительная экономическая зона РФ

Исключительная экономическая зона РФ - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным федеральными законами, международными договорами РФ и нормами международного права.
Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Исключительная экономическая зона РФ" в других словарях:

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА - 200мильная полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. тж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Прилегающая к территории полоса открытого моря шириной в 200 морских миль, в которой только прибрежное государство имеет право устанавливать особый правовой режим, предусмотренный конвенцией ООН. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

    Исключительная экономическая зона рф - (англ. exclusieve/exceptional economic zone of RF) по законодательству РФ морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным ФЗ «Об исключительной экономической зоне… … Энциклопедия права

    Исключительная экономическая зона РФ - 1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также исключительная экономическая зона) морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее территориальное море) и прилегающий к нему, с… … Официальная терминология

    Морские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Исключительная экономическая зона … Википедия

    200 мильная (365 км) полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. См. т.ж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА … Энциклопедический словарь экономики и права

    ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ - это зона, установленная в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, и прилегающих к ним районах, включая районы вокруг принадлежащих России островов. Внешняя граница И. э. з. находится на расстоянии … Словарь-справочник уголовного права

    Морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что… … Энциклопедия юриста

    исключительная экономическая зона - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права … Большой юридический словарь

03.07.2016 г. №349-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2019 г.), 27.06.2018 г. №)

Настоящий Федеральный закон определяет статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Вопросы, относящиеся к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне Российской Федерации и деятельности в ней.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации

1. Исключительная экономическая зона Российской Федерации (далее также - исключительная экономическая зона) - морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации (далее - территориальное море) и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

2. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря.

3. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Статья 2. Делимитация исключительной экономической зоны

Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 3. Карты и перечни географических координат

1. Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами Российской Федерации или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в "Извещениях мореплавателям".

2. Формирование банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны осуществляется федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Основные понятия

Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ
"Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"

О документе

Опубликование документа