Возникновение обязанности по уплате транспортного налога. Транспортный налог

  • 04.04.2021

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 апреля 2016 г. N 03-05-06-04/21706 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о транспортном налоге и сообщает следующее. В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Обращаем внимание, что вопросы, связанные с регистрацией (снятием с регистрации) автотранспортных средств, относятся к компетенции МВД России.

Об основаниях возникновения (прекращения) обязанности по уплате транспортного налога

Признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Однако из данного правила есть ряд исключений. И не так давно этот перечень был расширен.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Соответственно, с момента госрегистрации автомобиля в органах ГИБДД организация признается плательщиком транспортного налога.

Контролирующие органы в своих разъяснениях не раз обращали внимание налогоплательщиков на то, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от , а не от его фактического наличия или использования. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета ТС в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона ТС либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено (см., напр., Письма Минфина России от 12 мая 2015 г. N 03-05-06-04/27048, от 24 января 2012 г. N 03-05-06-04/09, от 24 марта 2011 г. N 03-05-06-04/123, ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241 и т.д.).

Таким образом, в общем случае до тех пор, пока на организацию зарегистрирован автомобиль, в отношении данного ТС она признается плательщиком транспортного налога со всеми, что называется, вытекающими. В этом случае придется уплатить налог и представлять отчетность в ИФНС по общим правилам.

"База" в угоне

Однако из данного правила есть исключение, которое в принципе мы уже назвали. Речь идет о ситуации, когда автомобиль, зарегистрированный на фирму, угнали. Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 Кодекса прямо предусмотрено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако все не так просто. В соответствии с данной нормой для прекращения начисления транспортного налога необходимо, чтобы факт угона был документально подтвержден уполномоченным на то органом.

В силу п. 17.4 Методических рекомендаций по применению гл. 28 Кодекса в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщики представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт его кражи (возврата). Таковой выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Минфин России в Письме от 9 августа 2013 г. N 03-05-04-04/32382 разъяснил, что взимание налога в отношении транспортного средства, находящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон. Документом, подтверждающим факт угона, может являться справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

В то же время чиновники отметили, что помимо названной справки факт угона также может быть подтвержден и справкой о возбуждении уголовного дела. И если месяц, в котором автомобиль был угнан, по тем или иным причинам определить невозможно, то взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором было возбуждено уголовное дело.

Пример 1. В феврале 2015 г. у ООО "Ромашка" был угнан автомобиль. Данный факт подтвержден справкой органа МВД. В июне 2015 г. автомобиль был найден и возвращен обществу.
Поскольку при исчислении транспортного налога месяц угона и месяц возврата ТС включаются в период его нахождения у налогоплательщика, то транспортный налог за 2015 г. должен быть рассчитан с учетом коэффициента, равного 0,75 (9 мес. : 12 мес.).

Необходимо учитывать, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска. При этом если период поисков, что на практике, увы, встречается довольно часто, растягивается на несколько лет, то факт нахождения автомобиля в розыске нужно подтверждать ежегодно, вплоть до снятия угнанного транспортного средства с учета.

В этой связи представляется целесообразным снять "пропавший" автомобиль с регистрационного учета, чтобы у налоговиков не возникало "лишних" вопросов. Такая возможность предусмотрена п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001.

Пример 2. Справка, выданная органом МВД, подтверждает, что в феврале 2015 г. у ООО "Гвоздика" был угнан автомобиль. Предположим, что до конца года данное ТС так и не будет найдено. В этом случае транспортный налог уплачивается за 2015 г. с коэффициентом 0,1667 (2 мес. : 12 мес.).

Обратите внимание! Для целей прекращения взимания транспортного налога необходимо представить в налоговый орган справку, которая подтверждает факт угона. То есть, к примеру, копии заявления, поданного в МВД о том, что ТС украдено, в подобных ситуациях недостаточно. Ведь такое заявление носит односторонний характер и непосредственно факт угона не подтверждает (см., напр., Постановления ФАС Уральского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф09-6557/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 31 октября 2011 г. N А15-2503/2010 и т.д.).

Отметим также, что в налоговый орган может быть представлен как подлинник справки об угоне, так и ее копия. Отличие в том, что, получив копию, налоговики направят запрос в орган, который выдал эту справку, чтобы убедиться, что факт угона действительно имеет место быть (см. Письмо от 13 мая 2015 г. N БС-3-11/1919@).

Закрытый перечень

До недавнего времени перечень случаев, когда налогоплательщик мог "сэкономить" на транспортном налоге в отношении зарегистрированного на него ТС, ограничивался лишь тремя ситуациями (см., напр., Письмо ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241):

  • в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах;
  • на время розыска транспортных средств при подтверждении факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • при возникновении права на налоговую льготу.

Минфин России в Письме от 6 мая 2015 г. N 03-05-06-04/26019 также указал, что иных оснований для прекращения взимания транспортного налога Кодексом не предусмотрено. При этом чиновники отметили, что в случае невозможности своевременной уплаты налога и при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 Кодекса, налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Симметричные "корректировки"

В то же время судебная практика не ограничивается лишь буквальным толкованием норм гл. 28 Кодекса.

Дело в том, что, как мы уже сказали, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы ТС, являющиеся объектом налогообложения. Выходит, для того чтобы не платить транспортный налог, просто не нужно ставить автомобиль на регистрационный учет. Вот тебе и реальная экономия.

Конечно же, налоговики с таким подходом не согласны (то есть в этой части инспекторы положения Кодекса читают с оговоркой). И по этому вопросу их суды поддерживают. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 29 октября 2014 г. N 301-КГ14-2926 указал, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по госрегистрации транспортных средств. И положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика.

Таким образом, отсутствие регистрации ТС - это вовсе не основание, чтобы не платить транспортный налог. Все зависит от того, по какой причине автомобиль не был зарегистрирован в установленные на то сроки. И если в этом случае имеет место вина налогоплательщика (умышленно не ставил на учет в ГИБДД транспортное средство), то платить придется по полной.

С другой стороны, предположим, что в силу тех или иных обстоятельств организация, напротив, не может снять с регистрационного учета автомобиль, например имеют место какие-либо юридические помехи. Нужно ли при таких обстоятельствах платить в отношении данного ТС транспортный налог?

Верховный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609 в этой части указал, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике, но...

В то же время судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика. В рассматриваемом деле компания не имела возможности снять с учета ТС просто потому, что необходимые для этого документы не выдавал другой госорган... и тоже по уважительной причине. То есть по факту налогоплательщик оказался в заложниках ситуации. Его вынуждают платить налог в отношении ТС, которого у него, собственно, и нет уже (произошла авария), только лишь на том основании, что данное транспортное средство не снято с учета. Причем и снять-то его с учета налогоплательщик не может, поскольку в данном конкретном деле это не от него зависело.

Примечательно, что указанное Определение Верховного Суда РФ N 306-КГ14-5609 содержится в Обзоре решений ВС, который Федеральная налоговая служба направила Письмом от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/12693@ для сведения налоговиков "на местах", чтобы они использовали его в работе. Это позволяет сделать вывод, что в ФНС, наконец, согласилась с тем, что первоочередное значение имеет не только факт регистрации ТС на налогоплательщика, но и объективные обстоятельства, позволяющие или, наоборот, мешающие ему заявить о снятии ТС с учета.

Таким образом, фактически в ФНС (не без помощи Верховного Суда) признали прописную истину: при отсутствии вины налогоплательщика в том, что автомобиль не снят с регистрационного учета, обязанность по уплате в отношении его транспортного налога у него не возникает. Однако не стоит забывать, что в любом случае придется документально подтвердить момент, когда ТС реально выбыл из базы по транспортному налогу.

Октябрь 2015 г.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики <…> по вопросу прекращения уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций сообщает следующее.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Объектом налогообложения признаются автомобили и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Кодекса).

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия транспортного средства у налогоплательщика.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Согласно статье 362 Кодекса исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

Учитывая вышеизложенное, уплата транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в регистрирующих органах.

Согласно статье 373 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в т. ч. имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

При организации бухгалтерского учета основных средств следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 № 26н, в соответствии с которым активы принимаются в состав основных средств при одновременном выполнении условий, установленных пунктом 4 ПБУ 6/01, и подлежат в соответствии с пунктом 29 ПБУ 6/01 списанию с бухгалтерского учета при их выбытии.

Следовательно, основные средства подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия в установленном выше порядке.


Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В.РАЗГУЛИН

Комментарий эксперта

О прекращении уплаты транспортного налога

Многие фирмы оказывались в ситуации, когда, не имея денег для погашения долгов, приходилось расставаться с имуществом. Данное имущество изымают судебные приставы-исполнители для последующей реализации на торгах и погашения задолженности. Зачастую имуществом, которое изымается, являются автомобили организации.

В связи с этим у бухгалтеров возникают вопросы, относительно уплаты транспортного налога. Ведь транспорт все еще числится в органах ГИБДД, но фактически пользоваться им компания не может.

По данному вопросу в финансовом ведомстве достаточно давно сложилась твердое мнение, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость исключительно от регистрации транспортного средства, а не от его фактического наличия или использования. Другими словами, пока автомобиль не снят с учета, его владелец обязан платить налог. При этом не имеет значения исправно ли данное транспортное средство, существует ли оно фактически или же только на бумаге. Подобная точка зрения находит свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2012 № 03-05-06-04/09, а также в комментируемом документе. Аналогичного мнения придерживаются и в ФНС России (письмо от 27.01.2012 № БС-3-11/241).

Что говорят судьи

В судебной практике большая часть споров по данному вопросу решалась не в пользу организаций. При этом довод, что обязанность по уплате транспортного налога отсутствует по причине изъятия органами следствия, не принят во внимание Конституционным Судом РФ. Об этом сказано в Определении от 29.09.2011 № 1267-О-О.

В практике также встречаются споры с налоговыми органами, в которых главным аргументом организации было утверждение, что фактически фирма автомобилем больше не владеет. Но данные доводы судьи проигнорировали и заняли сторону инспекторов.

Среди прочих судебных решений есть одно, в котором арбитры поддержали компанию. Они сделали следующий вывод: поскольку объектом обложения по налогу являются именно транспортные средства, то факт их регистрации при отсутствии самого объекта налогообложения не может повлечь за собой обязанности по уплате транспортного налога (постановление Волго-Вятского округа от 27.05.2010 по делу № А38-2593/2009).

Однако Президиум ВАС РФ поставил точку в этом вопросе. Высшие арбитры признали правоту контролирующих органов и постановили, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает ее от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога. Объяснили судьи свою позицию просто: в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Налогового кодекса РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Таким образом, не сняв автомобиль с регистрации, компаниям придется платить за него. Обращение в суд положительного результата, скорее всего, не принесет.

Эксперт "НА" Д.А. Начаркин

В числе основных обязанностей налогоплательщиков в соответствии с НК РФ - обязанность по уплате налогов (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Для плательщиков страховых взносов и сборов такой обязанностью является соответственно уплата взносов и сборов (пп. 1 п. 3.4 , п. 4 ст. 23 НК РФ). Когда обязанность по уплате налога возникает, а когда прекращается, расскажем в нашей консультации.

Возникновение обязанности по уплате налогов

Обязанность по уплате налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ и иными актами налогового законодательства. Если у налогоплательщика возникли обстоятельства, предусматривающие уплату конкретного налога, то, следовательно, возникает и связанная с этим обязанность (п. 2 ст. 44 НК РФ). К примеру, применительно к НДС, если по итогам квартала у организации сумма НДС, исчисленная в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы восстановленного налога, превышает сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ , у налогоплательщика возникает обязанность по уплате НДС (п. 1 ст. 173 НК РФ).

Когда обязанность по уплате налога (сбора) прекращается?

Налоговый кодекс предусматривает случаи, когда обязанность по уплате налога прекращается.

Так, обязанность по уплате налога прекращается в случаях (п. 3 ст. 44 НК РФ):

  • его уплаты;
  • смерти налогоплательщика-физического лица или объявления его умершим. При этом транспортный налог, а также задолженность по местным налогам погашаются наследниками;
  • ликвидации налогоплательщика-организации;
  • иных обстоятельств, когда налоговое законодательство признает обязанность прекращенной (к примеру, при истечении срока исковой давности по взысканию налоговых платежей).

Таким образом, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов - самый распространенный способ прекращения налоговой обязанности. При этом с 30.11.2016 обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от того, уплатил налог сам налогоплательщик или за него это сделало третье лицо (

24 Апреля 2017, 21:15 , вопрос №1619716 Il , г. Москва

получен
гонорар 50%

Здравствуйте!

1. Можно ли применив срок исковой давности оплатить не все года. Если да, то какие и в какой последовательности?

Можно. Но нужно высчитывать срок. Он зависит от того, присылала ли налоговая вам требование об уплате (именно требование, а не налоговое уведомление).

Если присылала требование, то после 2-х лет с момента, установленного для уплаты в требовании, налог с вас взыскать уже не смогут. Точнее смогут, но для этого им нужно восстанавлвиать срок в суде.

Статья 47. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога . Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
2. Если платить не все года, то как оплачивать неустойку, если она начисляется накопленным итогом с 2011 года.
а) платить всю неустойку
б) платить неустойку только за последние 3 года, как ее рассчитать.
3. После оплаты 3х последних лет, по неоплаченным старым годам продолжится начисляться неустойка, что с ней делать, смогут ли ее взыскать по суду?

После истечения 2х лет с даты требования, налоговая не может подать в суд на взыскание. Но скорее всего на вашем лицевом счете в кабинете налогоплательщика эта задолженность все равно будет «висеть». Это связано с тем, что налоговая не списывает даже такие «безнадежные» долги.

4) Т.е. какова правильная последовательность действий с моей стороны для урегулирования вопросов с государством с минимальными потерями.

Как я уже сказал - оплатите только последние требования. Если не оплатите их, то налоговая в любой момент можете передать их для взыскания приставам или в суд.

Ну и, конечно же, нужно снять авто с учета, если вы еще этого не сделали.

Общаться в чате

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 20%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Магадиев Рамиль

Юрист, г. Казань

Бесплатная оценка вашей ситуации

    1020 ответов

    347 отзывов

По причине того, что второй собственник после продажи мной авто долго не ставил его на себя на учет, у меня накопилась налоговая задолженность по транспортному налогу, которую нужно погашать.
Il

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ), налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

1. Можно ли применив срок исковой давности оплатить не все года. Если да, то какие и в какой последовательности?
Il

Могут взыскать только за последние 3 года, и то срок для взыскания в судебном порядке налоговый орган уже пропустил.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается
на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган
направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление
считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного
письма (пункты 2, 4 статьи 52
НК РФ)

Согласно ч. 3 ст. 52
НК РФ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении
объектов недвижимого имущества и (или)транспортных средств, исчисляется налоговыми органами
не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному
году направления налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является
основанием для направления налоговым органом налогоплательщику
требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70
НК РФ.

На основании п.1 ст. 70
НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено
налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно ч. 2 ст. 48
НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом
в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога,
сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Магадиев Рамиль

юрист, г. Казань

Общаться в чате