Платежи по обязательному социальному страхованию. Пособия по государственному социальному страхованию

  • 29.03.2024

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения. Социальное страхование осуществляется на случай:

1. необходимости получения медицинской помощи;

2. временной нетрудоспособности;

3. трудового увечья;

4. материнства;

5. инвалидности;

6. наступления старости;

7. потери кормильца;

8. признания безработным;

9. смерти застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию – исполнение страховщиком, а в отдельных случаях и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Субъектами социального страхования являются:

1. страхователи , т.е. организации любой организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, использующие труд наемных работников;

2. страховщики , т.е. юр. лица любой организационно-правовой формы, создаваемые в соответствии с законами, предусмотренными законодательством РФ в целях осуществления конкретных прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

3. застрахованные лица , т.е. граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, трудящиеся по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие группы граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию появляются в соответствии с федеральными законами об определенных типах обязательного социального страхования.

Система социального страхования состоит в уплате страхователями определенных законом сумм в Фонд социального страхования.

33. Договор имущественного страхования, страхуемые имущественные интересы. Дополнительное имущественное страхование.

Имущественное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступают различные материальные ценности, а также имущественные права.

Имущественное страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам страхователю (выгодоприобретателю) в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного страховым случаем его имущественным интересам, связанным с владением, распоряжением и пользованием объектами имущества (в том числе в процессе предпринимательской деятельности), а также с обязательствами, возникшими в результате причинения вреда (в том числе нарушением договора) страхователем (застрахованным лицом) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе, либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Договоры страхования имущества могут быть заключены на один год и на неопределенный срок с ежегодным перерасчетом стоимости имущества и суммы годовых платежей.

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы :

1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;

2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности;

3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск.

В случае, когда имущество или предпринимательский риск застрахованы лишь в части страховой стоимости, страхователь (выгодоприобретатель) вправе осуществить дополнительное страхование , в том числе у другого страховщика, но с тем, чтобы общая страховая сумма по всем договорам страхования не превышала страховую стоимость.


Под временной нетрудоспособностью понимается временная утрата трудоспособности работника, а также невозможность выполнять работу в связи с уходом за больным членом семьи, карантином и др. При временной нетрудоспособности работник освобождается от работы и ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
Обеспечение работников пособиями по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:
  • утраты трудоспособности вследствие заболеваний или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности;
  • необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
  • при карантине;
  • осуществления в установленном порядке протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
  • долечивания в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечении;
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный работнику листок нетрудоспособности. Другие документы не могу служить основанием для выплаты пособия.
Пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачиваются за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств ФСС РФ.
Такой порядок выплаты пособия применяется только на случай заболевания или травмы самого работника. В таком же порядке выплачивается пособие по временной нетрудоспособности вследствие бытовой травмы, то есть первые два дня нетрудоспособности за счет средств работодателя, с третьего дня - за счет средств Фонда.
В случае временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи или ребенком, при карантине, при протезировании, при искусственном прерывания беременности, отпуске по беременности и родам, пособие выплачивается с первого дня нетрудоспособности за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
За весь период временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности должно быть исчислено работнику с учетом общего трудового стажа работника и продолжительности периода выплаты пособия.
В настоящее время размер пособия зависит от продолжительности общего трудового стажа работника:
  • до 5 лет - 60 процентов заработка;
  • от 5 до 8 лет - 80 процентов заработка;
  • от 8 лет и свыше - 100 процентов фактического заработка.
В соответствие с законодательными нормативными актами в 2007 г. размер пособия не может превышать 16 125 рублей за полный календарный месяц (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Если работник имеет общий трудовой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный месяц минимальный размер оплаты труда, установленного федеральным законом.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности определяются с учетом этих коэффициентов.
В случаях, установленных законами Российской Федерации,
федеральными законами, финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых для этих целей ФСС РФ (пособие по временной нетрудоспособности работникам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и др.)

Еще по теме §3. Пособия и выплаты по обязательному социальному страхованию Пособия по временной нетрудоспособности:

  1. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАНАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 375 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию»

"Отдел кадров коммерческой организации", 2010, N 5

Пособия по обязательному социальному страхованию: новое в порядке назначения и выплаты

С 1 января 2010 г. целый ряд законодательных актов и нормативных документов применяется в новых редакциях. Внесение изменений в действующие документы было вызвано реформированием системы обязательного социального страхования, в первую очередь, вступлением в силу Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и N 213-ФЗ.

Значительные поправки были внесены в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", новое название которого - "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).

В представленном материале мы рассмотрели новшества, которые следует учесть при расчете выплат по больничным листам и ежемесячных пособий по уходу за детьми.

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. Это предусмотрено в п. 7 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ. Во исполнение данной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" (далее - Положение о порядке исчисления пособий). В связи с тем что были внесены поправки в Федеральный Закон N 255-ФЗ, потребовалось изменить и дополнить Постановление N 375, что и было сделано Правительством РФ в Постановлении от 19.10.2009 N 839 (далее - Постановление N 839).

Некоторые дополнения в Положение о порядке исчисления пособий обусловлены тем, что Федеральный Закон N 255-ФЗ с 1 января 2010 г. регулирует порядок расчета не только пособий по нетрудоспособности, беременности и родам, но и ежемесячных пособий по уходу за детьми. Следовательно, и в названии, и в содержании документа необходимо было отразить расширение сферы применения данного нормативного акта: теперь он называется Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Кроме этого, изменения, внесенные Постановлением N 839, затронули:

Порядок исчисления среднего заработка;

Порядок определения расчетного периода;

Назначение и порядок расчета пособий;

Участие в системе добровольного страхования.

Разберемся более детально во всех этих нововведениях.

Изменения, связанные с исчислением среднего заработка

Для расчета пособий

Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

Обратим внимание, что новая редакция Положения о порядке исчисления пособий не содержит перечня выплат, которые следует учитывать при расчете среднего заработка. При этом в п. 2 данного Положения указано: в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Чтобы определить выплаты, участвующие в формировании среднего заработка для исчисления пособия, надо знать, какие из выплат, произведенных застрахованному лицу, являются объектом обложения страховыми взносами. Для организаций и предпринимателей согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (с учетом положений п. 1 ст. 9, в котором перечислены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами).

Важный момент, который следует учесть: из новой редакции Положения о порядке исчисления пособий исключен п. 4. В соответствии с данным пунктом до 1 января 2010 г. в заработок, исходя из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Если ранее материальная помощь не учитывалась при расчете среднего заработка, то теперь в расчет должна быть включена сумма, превышающая 4000 руб., поскольку материальная помощь, выплачиваемая из средств предприятия и не уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль, является объектом обложения страховыми взносами. При этом согласно пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период, не подлежат обложению страховыми взносами.

Итак, с учетом нововведений при исчислении среднего заработка в расчетах участвуют все выплаты и вознаграждения:

Предусмотренные трудовым договором, вне зависимости от основания (зарплата, социальные выплаты) и источника финансирования (выплаты признаются при исчислении налога на прибыль или производятся за счет собственных средств организации);

Являющиеся объектом обложения страховыми взносами.

Изменения в определении расчетного периода

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что средний заработок застрахованного лица рассчитывается за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Аналогичную норму содержит и п. 6 Положения о порядке исчисления пособий.

Напомним, что в п. 8 Положения о порядке исчисления пособий перечислены периоды, которые исключаются из расчетного:

А) период сохранения за работником среднего заработка в соответствии с законодательством РФ (за исключением среднего заработка, выплачиваемого беременным женщинам в период выполнения более легкой работы, согласно п. 13 данного Положения);

Б) период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

В) период простоя по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

Г) период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

Д) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами;

Е) другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ;

Ж) период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ.

В расчетном периоде нет заработка? Если застрахованное лицо не имело заработка в течение последних 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком, или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (п. 10 Положения о порядке исчисления пособий).

Застрахованное лицо не имело периода работы? Пунктом 11 Положения о порядке исчисления пособий предусмотрено следующее: если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Постановлением N 839 Положение о порядке исчисления пособий было дополнено п. 11.1. Указанным пунктом предусмотрено: если застрахованное лицо в течение расчетных периодов, указанных в п. п. 6, 10 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного лицу разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки утвержденного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

Изменения в порядке исчисления пособий

Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. При исчислении названных пособий в 2010 г. надо обратить внимание на следующие моменты.

Средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Федеральным законом N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365 (п. 19.1 Положения о порядке исчисления пособий). Это означает, что с 1 января 2010 г. средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

Если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями, средний дневной заработок, исходя из которого исчисляются данные пособия, не может превышать средний дневной заработок, определяемый исходя из указанной предельной величины, при исчислении названных пособий каждым из этих страхователей.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (п. 20 Положения о порядке исчисления пособий).

Следует отметить, что ФСС представил ряд разъяснений по вопросам исчисления пособия по беременности и родам. Так, в частности, в Письме ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-02-01/08-1176л уточнен порядок исчисления пособия по беременности и родам в случае, когда начало отпуска по беременности и родам приходится на 2009 г., а окончание - на 2010 г. Специалисты ведомства указали, что на переходный период предусмотрены особые нормы порядка исчисления пособия по беременности и родам. По страховым случаям, наступившим в 2009 г. и продолжающимся в 2010 г., пособия за период после 1 января 2010 г. подлежат перерасчету в том случае, если размер пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ (в новой редакции), превышает размер пособия, рассчитанный по нормам названного Закона в редакции, действующей до 01.01.2010.

Ранее аналогичное мнение было высказано в Письме ФСС РФ от 22.09.2009 N 02-18/07-8866.

В Письме от 22.03.2010 N 02-02-01/08-1183л ФСС рассмотрел вопрос исчисления пособия по беременности и родам в связи со второй беременностью, при этом отпуск по беременности и родам начался в 2009 г., а заканчивается в 2010 г. Чиновники ведомства также указали, что пособия за период после 1 января 2010 г. исчисляются по нормам Федерального закона N 255-ФЗ в новой редакции.

Пособие по уходу за ребенком. Ранее порядок выплаты данного пособия регулировался Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный Закон N 81-ФЗ). После дополнения Федерального закона N 255-ФЗ гл. 3.1 выплата такого пособия будет производиться застрахованным лицам.

Согласно ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом N 81-ФЗ (1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми и с учетом индексации).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4 (п. 23 Положения о порядке исчисления пособий).

Отметим, что с 1 января 2010 г. изменится максимальный размер пособия: он будет рассчитываться исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов (415 000 руб.) и не должен превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес.) (п. 2 ст. 11.2, п. 5.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ и п. 24 Положения о порядке исчисления пособий).

Пример. Средний дневной заработок работницы организации составил 690 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней. Получим 20 976 руб. (690 руб. x 30,4).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 20 976 руб. и составит 8390,4 руб. (20 976 руб. x 40%).

Обращаем ваше внимание, что, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (п. 19 Положения о порядке исчисления пособий в редакции Постановления N 839).

Выплата пособий при добровольной уплате страховых взносов. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ. Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 названного Закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

Подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

Уплату страховых взносов в ФСС исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена в п. 3 ст. 4.5 Федерального закона N 255-ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС, увеличенное в 12 раз. В 2010 г. стоимость страхового года составит 1507 руб. (4330 руб. x 2,9% x 12), где 4330 руб. - МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ.

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого месяца, на которые приходится страховой случай (п. 15 Положения о порядке исчисления пособий).

Пособие по уходу за ребенком для этих лиц определяется также исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (п. 23 Положения о порядке исчисления пособий).

Изменения в порядке исчисления страхового стажа

В ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - Правила) были утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91. В связи с тем что Федеральным законом N 213-ФЗ были внесены изменения в Федеральный Закон N 255-ФЗ, потребовалось корректировать и названные Правила. Поправки были внесены Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 740н, они действуют с 1 января 2010 г. и затрагивают порядок включения в страховой стаж периодов работы отдельных категорий работников.

В частности, для работников бюджетных учреждений пп. "в" п. 2 Правил определено, что в страховой стаж включаются периоды замещения государственных должностей РФ и субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

Кроме того, с нового года Правила дополнит п. 2.1, устанавливающий следующее: в страховой стаж наравне с другими периодами работы и (или) иной деятельности будут засчитываться периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1.

Также следует обратить внимание на норму пп. "в" п. 2 Правил, согласно которой в страховой стаж включаются периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за которые уплачены платежи на социальное страхование.

Что понимать под платежами на социальное страхование в связи с отменой ЕСН? Чтобы на практике не было разногласий, в соответствии с пп. 4 п. 2 Приказа N 740н п. 3 Правил был дополнен пп. "д" и "е".

В пп. "д" предусмотрено, что к платежам на социальное страхование за период с 1 января 2010 г. до 31 декабря 2010 г. относятся страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ, либо налоги, зачисляемые в ФСС (единый налог, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО, режим в виде ЕНВД, ЕСХН).

Подпунктом "е" установлено, что за период после 1 января 2011 г. платежи на социальное страхование - это страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Подтверждение сведений о страховом стаже. Основным документом, удостоверяющим стаж, является трудовая книжка установленного образца. Она подтверждает период:

Работы по трудовому договору;

Государственной гражданской или муниципальной службы;

Исполнения полномочий членом (депутатом) СФ ФС РФ, депутатом ГД ФС РФ;

Замещения других государственных должностей РФ и субъектов РФ, а также муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе.

При отсутствии трудовой книжки (или когда в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы) в подтверждение периодов работы принимаются:

Письменные трудовые договоры, оформленные согласно трудовому законодательству, действующему на день возникновения соответствующих правоотношений;

Справки, которые выдаются работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

Выписки из приказов;

Лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты.

В некоторых случаях периоды деятельности могут быть подтверждены и другими документами, поименованными в п. п. 8 - 19 Правил.

Отметим, что периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, подтверждаются:

Военными билетами;

Справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений;

Записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов;

Другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Пунктом 20 Правил предусмотрено, что все необходимые документы, подтверждающие периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, представляются застрахованным лицом по месту назначения и выплаты пособия (работодателю либо территориальному органу ФСС).

Следует отметить, что непосредственно порядок расчета страхового стажа изменений не претерпел.

Н. И.Будакова

Эксперт журнала

"Отдел кадров

Коммерческой организации"

Подписано в печать

Пособия на социальное страхование выплачиваются за счет Фонда социального страхования РФ и частично за счет средств работодателя .

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а с четвертого дня временной нетрудоспособности - за счет средств ФСС РФ.

Если работник ухаживает за больным ребенком, пособие выплачивается за счет средств бюджета Фонда социального страхования начиная с первого дня временной нетрудоспособности . Если ребенок заболел в период, когда у работника (ухаживающего за ребенком) не было необходимости в освобождении от работы, то больничный лист по уходу выдается ему с того дня, в который он должен был приступить к работе .

За счет средств обязательного социального страхования работникам выплачиваются:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам;

Ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Расчет среднего заработка для начисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится за два календарных года, предшествующие году наступления нетрудоспособности, при этом в знаменателе расчета указывается не отработанное время, а фиксированная сумма - 730 дней .

Условно порядок расчета пособия можно разделить на следующие этапы:

Определение заработка работницы за расчетный период;

Исчисление среднего дневного заработка работницы;

Исчисление среднемесячного заработка работницы;

Расчет суммы пособия.

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работника и установлен в процентах к его среднему заработку . Так, при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санатории пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу выплачивается в следующем размере:

Имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100% среднего заработка;

Имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80% среднего заработка;

Имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60% среднего заработка.

В случае если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам в размере 60% среднего заработка.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщине в размере 100 процентов среднего заработка при наличии страхового стажа не менее 6 месяцев .

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), установленный федеральным законом, за полный календарный месяц .

При уходе за больным ребенком или иным больным членом семьи пособие выплачивается в следующих размерах :

При амбулаторном лечении ребенка до 15 лет - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, за последующие дни - в размере 50% среднего заработка;

При стационарном лечении ребенка (продолжительность лечения не имеет значения) - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. Больничный при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении (имеются в виду лица старше 15 лет) оплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа .

Для расчета больничных необходимо учитывать продолжительность выплат пособий по уходу за больными, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

Продолжительность выплаты пособия по уходу за больным членом семьи

Вид лечения

Период, за который выплачивается пособие

За весь период лечения, но не более 60 календарных дней в году. По заболеваниям, включенным в Перечень, - не более 90 календарных дней в году

Карантин

За весь период карантина без ограничений по числу календарных дней в году

От 7 до 15 лет

Амбулаторное или совместное пребывание в стационаре

Не более 15 календарных дней по каждому случаю, но не более 45 календарных дней в году

До 15 лет (ребенок-инвалид)

Амбулаторное или совместное пребывание в стационаре

За весь период лечения, но не более 120 календарных дней в году

Старше 15 лет

Амбулаторное

До 7 календарных дней по каждому случаю и не более 30 календарных дней в году

Бухгалтеру необходимо также учесть способ лечения, который потребовался ребенку, - стационарный или амбулаторный. В последнем случае (если, конечно, больному еще нет пятнадцати лет) в общем порядке рассчитывается сумма пособия лишь за первые 10 календарных дней болезни. За оставшиеся дни, подлежащие оплате, выплачивается не более 50 процентов среднего заработка сотрудника .

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается лицу, которое находится в отпуске по уходу за ним .

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия .

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка, не может превышать 100% размера указанного заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия .

В 2012 году ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, которое выплачивается за счет средств ФСС РФ, не может превышать 14625,32 руб.

Если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка либо средний заработок, рассчитанный за расчетный период, за полный календарный месяц, оказался меньше МРОТ, то ежемесячное пособие по уходу за ребенком определяют исходя из минимального размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет, установленного на день наступления страхового случая. При этом средний дневной заработок не рассчитывают и коэффициент 30,4 не применяют. Итак, основной целью государственного социального страхования является обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования работников и их материальной поддержки в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Соответствующие государственные гарантии определены в виде выплат пособий по социальному страхованию.

социальный пособие страховой взнос

Подробности Категория: Социальные пособия, выплаты и льготы

Социальные выплаты Фонда социального страхования РФ

Виды социальных выплат (пособий) по обязательному социальному страхованию

1. Социальная выплата по временной нетрудоспособности

При заболевании или травме застрахованного работника, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения - социальная выплата пособия за счет средств Фонда социального страхования производится с четвертого дня ,

в остальных случаях – социальная выплата производится с первого дня нетрудоспособности.

Размер социальной выплаты по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа. При страховом стаже:

  • до 5 лет – социальная выплата составляет 60% среднего заработка
  • от 5 до 8 лет – социальная выплата составляет 80% среднего заработка
  • 8 и более лет – социальная выплата составляет 100 % среднего заработка.

Средний заработок для начисления социальных выплат берется в размере из которого начисляются страховые взносы в . Он не должен превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования, установленную на 2010 год (415 000 руб. за календарный год).

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - средний заработок для начисления социальных выплат принимается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда .

Нормативно-правовые акты по социальным выплатам при временной нетрудоспособности:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 183)
  • Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст.ст. 3, 7, 14) ()

2. Социальные выплаты по беременности и родам

Для женщин, работающих по трудовым договорам – социальная выплата начисляется в размере 100 % среднего заработка, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования , установленную на 2010 год (415 000 руб. за календарный год)

Для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций – социальная выплата начисляется в размере 438,87 рублей в месяц .

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев - социальная выплата начисляется в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Нормативно-правовые акты по начислению социальных выплат по беременности и родам:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 255)
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 8)
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст. 11) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ )

3. Социальные выплаты при усыновлении ребенка

Социальные выплаты начисляются в размере среднего заработка,

на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ , не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования, установленную на 2010 год

(определяется по правилам, установленным для выплаты пособия по беременности и родам)

Нормативно-правовые акты по начислению социальных выплат при усыновлении ребенка:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 257) Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ )
  • Порядок предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 719

4. Единовременные социальные выплаты женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Социальная выплата начисляется в размере 438,87 рублей в месяц

(при постановке на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности)

Нормативно-правовые акты по начислению социальных выплат женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности:

  • Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ч. 2 ст. 10);
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 10)

5. Единовременные социальные выплаты при рождении ребенка

Социальная выплата начисляется в размере 11 703,13 рублей

Нормативно-правовые акты по начислению социальных выплат при рождении ребенка:

  • Федеральный закон 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ч. 2 ст.10)
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 12)

6. Ежемесячные социальные выплаты по уходу за ребенком

Для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию –

социальные выплаты по уходу за ребенком назначаются в размере 40 % среднего заработка , на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, не превышающего предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования , установленную на 2010 год (415 000 руб. за каждый календарный год), но не менее:

  • 2194,34 руб. по уходу за первым ребенком и
  • 4388.67 руб.

Для матерей, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката – социальные выплаты по уходу за ребенком назначаются в размере:

  • 40 % среднего заработка, но не менее 2 194,34 руб. по уходу за первым ребенком
  • 4 388,67 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми, и
  • не более 8 777, 35 руб. за полный календарный месяц.

Для лиц, не подлежащих обязательному социальному страхованию - социальные выплаты по уходу за ребенком назначаются в размере:

  • 2194,34 руб. по уходу за первым ребенком и
  • 4388,67 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Нормативно-правовые акты по начислению социальных выплат по уходу за ребенком:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 256)
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст. 11.2) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-ФЗ )
  • Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст.15)

7. Социальные выплаты на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению

Социальные выплаты на погребение назначаются в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, но не превышающем 4260 рублей .

(Внимание! С 1 января 2011 года данное пособие проиндексировано на коэффициент 1,065.)

Нормативно-правовые акты по начислению социальных выплат на погребение:

  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ст. 10)
  • Федеральный закон 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ч. 2 ст. 10)
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2010 № 813 «О сроках индексации предельного размера стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, подлежащей возмещению специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также предельного размера социального пособия на погребение»

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1. Социальные выплаты по временной нетрудоспособности

Социальные выплаты назначаются за весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности - в размере 100 % среднего заработка , исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальных выплатах по временной нетрудоспособности.

(Социальные выплаты назначаются из заработка, на который начисляются страховые взносы, без ограничения предельной величиной базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ )

Нормативно-правовые акты по социальным выплатам по временной нетрудоспособности:

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст.ст. 3, 9, 15.) ()

2. Единовременная социальная (страховая) выплата

социальная (страховая) выплата определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из суммы в 68586,0 руб.

Нормативно-правовые акты по единовременной социальной (страховой) выплате:

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 11) (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ )
  • Федеральный закон 0812.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (ст. 6)

3. Ежемесячная социальная (страховая) выплата

Ежемесячная социальная (страховая) выплата определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности, но не свыше 52740 руб.

Нормативно-правовые акты по ежемесячной социальной (страховой) выплате:

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ст. 12) (в редакции Федерального закона от 08.12.20010 № 348-ФЗ )
  • Федеральный закон 08.12.2010 № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (ст. 6)

4. Дополнительные социальные расходы (выплаты) на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших:

1) Дополнительные социальные выплаты на лечение застрахованного лица, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности:

  • по счетам на оплату лечения застрахованного лица с приложением копий лицевых счетов соответствующих расходов на основании договора с медицинской организацией

2) Дополнительные социальные расходы путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств , изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений:

  • дополнительные социальные расходы путем выплаты соответствующих денежных сумм застрахованному лицу по мере приобретения им лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода на основании рецептов или копий рецептов, если они подлежат изъятию, товарных и кассовых чеков аптечных учреждений

3) дополнительные социальные выплаты на посторонний специальный медицинский уход:

  • 900 рублей в месяц

4) дополнительные социальные выплаты на посторонний специальный бытовой уход:

  • 225 рублей в месяц

5) дополнительные социальные выплаты на медицинскую реабилитацию застрахованного лица в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги:

  • дополнительные социальные выплаты осуществляются путем оплаты расходов на лечение, проживание и питание застрахованного, а в случае необходимости – расходов на проживание на тех же условиях, что и для застрахованного лица, и питание сопровождающего его лица, на основании договоров, заключаемых страховщиком с указанными организациями на конкурсной основе в установленном порядке

6) дополнительные социальные выплаты на оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) застрахованного лица на весь период лечения и оплату проезда к месту лечения и обратно:

  • в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для оплаты отпусков.

7) дополнительные социальные выплаты на оплату расходов на изготовление и ремонт протезов , протезно-ортопедических изделий, ортезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт:

  • дополнительные социальные выплаты на основании государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с расположенными на территории Российской Федерации организациями (индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности.

8) дополнительные социальные выплаты на обеспечение транспортным средством (автомобилем необходимой модификации):

  • осуществляется с учетом затрат на транспортировку, хранение и предпродажную подготовку в порядке и на условиях, установленных в Российской Федерации для бесплатного или льготного обеспечения инвалидов , на основании договора между страховщиком, производителем (поставщиком) транспортного средства и застрахованным лицом о приобретении застрахованным лицом транспортного средства и оплате его стоимости страховщиком. Отбор производителей (поставщиков) транспортных средств осуществляется страховщиком на конкурсной основе в установленном порядке.

9) дополнительные социальные выплаты на текущий ремонт транспортного средства и горюче-смазочные материалы:

  • осуществляется путем выплаты застрахованному лицу, имеющему транспортное средство и не имеющему противопоказаний к его вождению, ежегодно равными частями ежеквартально денежной компенсации в размере 835 рублей в год.

10) дополнительные социальные выплаты на капитальный ремонт транспортного средства :

  • по фактической его стоимости, но не более 30 процентов стоимости автомобиля или 50 процентов стоимости мотоколяски, определяемой исходя из фактически сложившихся цен в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату проведения ремонта.

11) дополнительные социальные выплаты на профессиональное обучение (переобучение):

  • в соответствии с договорами, заключаемыми страховщиком в пользу застрахованного лица с расположенными на территории Российской Федерации образовательными учреждениями (организациями) профессионального и дополнительного образования, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности и прошедшими аккредитацию в установленном порядке.

12) Дополнительные социальные выплаты на оплату расходов на проезд застрахованного лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации, а в случае необходимости и на проезд сопровождающего его лица:

  • производятся путем возмещения застрахованному лицу фактически произведенных расходов , подтвержденных проездными документами, а в случаях, установленных настоящим Положением, также иными документами, либо путем предоставления застрахованному лицу проездных документов , приобретаемых страховщиком на основании договора с организацией, осуществляющей реализацию проездных документов.

Нормативно-правовые акты по дополнительным социальным расходам (выплатам) на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших:

  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (п.п. 3 п. 1 и п. 2 ст. 8) (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 № 348-ФЗ )
  • Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 № 286.

Внимание. В опубликованной мной ранее статье Доступно о Государственном социальном страховании было показано, что политика правительства нашей страны (поддерживаемая президентом) в области социального страхования направлена на то, чтобы "сбалансировать" бюджет Фонда социального страхования и перевести его полностью на страховые принципы.

Если говорить человеческим языком это означает полностью исключить социальные страховые выплаты населению за счет федерального бюджета. Сколько сами себе отложили страховых взносов, столько и получите. А нефтедолларов им и самим не хватает!

При этом налоговая нагрузка на мелкий и средний бизнес выросла с этого года примерно в 2.5 раза. Естественно все это бремя опять же ляжет на кого - на рядовых работников, т.е. на Вас.

Так что думайте!

PS. Вы хотите навсегда забыть о проблеме вечной нехватки денег, стать финансово независимым и в итоге стать счастливым пенсионером? Тогда рекомендую Вам познакомиться с курсом Александра Евстигнеева "Киберсант-Финансист" .

PS1. Если материал "Социальные выплаты Фонда социального страхования РФ " оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Колесов Г.Б.,
независимый пенсионный консультант,
эксперт по пенсионному и финансовому планированию