О членах семьи военнослужащего и праве получить жилое помещение более нормы предоставления. Жилищная субсидия сын военнослужащего Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях

  • 21.03.2024
Посидел над законодательством в попытке разобраться:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:
военнослужащим и членам их семей;

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами , относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

Теперь попытаемся найти эти «другие федеральные законы» которые иначе трактовали бы членство в семье.

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Так, дети в качестве членов семьи признаны, 23-х летнее ограничение не упоминается. Ищем дальше:

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Здесь та же картина. Попробуем зайти с другой стороны.
На момент принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении им жилой площади наряду с военнослужащим были признаны и члены его семьи. Читаем закон:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 6
2. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Ищем «случаи утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений»:

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РСФСР
Статья 32. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:
1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;
2) выезда на другое постоянное место жительства;
3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Пока достижение ребенком 23 лет не является преступлением, влекущим лишения его права на жилье.

Копаем судебную практику:

ОБЗОР
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗА ТРЕТИЙ КВАРТАЛ 2004 ГОДА
Вопросы применения жилищного законодательства

Вопрос 7: Вправе ли орган, по решению которого женщина, являющаяся одинокой матерью, была принята на учет по улучшению жилищных условий, снять ее с учета в связи с тем, что ее ребенок достиг возраста 18 лет?
Ответ: В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 36 ЖК РСФСР одинокие матери, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное предоставление им жилых помещений.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР. Перечень оснований для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является исчерпывающим. Такое основание, как достижение ребенком возраста 18 лет, в этом перечне отсутствует.
Учитывая изложенное, орган, по решению которого женщина, являющаяся одинокой матерью, была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не вправе снять ее с учета в связи с достижением ее ребенком возраста 18 лет до обеспечения ее жилым помещением в установленном законом порядке.

Определение ВК Верховного Суда РФ от 9 октября 2001 г. N 5н-62/01
"Жилье военнослужащему выделяется с учетом всех членов его семьи, в том числе и военнослужащих, если последние жильем не обеспечены"

Абрамов и Живодеров обратились к командованию ВВМУПП им. Ленинского комсомола с рапортами об оказании им безвозмездной финансовой помощи на строительство жилья.

Из исследованных в судебном заседании доказательств видно, что на момент обращения Живодерова за безвозмездной финансовой помощью в состав семьи данного военнослужащего входили: его жена - Живодерова Ольга Ивановна, мать - Живодерова Мария Михайловна и сын - Живодеров Алексей Валерьевич.
В суде достоверно установлено, что сын заявителя - Живодеров Алексей Валерьевич в 1997 году окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола.
Согласно справке, выданной войсковой частью 99333, лейтенант Живодеров А.В. проходит военную службу по контракту в указанной части, дислоцирующейся в г. Владивостоке, и является необеспеченным жильем вследствие прохождения военной службы по первому контракту.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года N 4338-1, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.
При таких данных следует признать несостоятельным вывод суда первой инстанции о том, что сын заявителя - Живодеров А.В., являясь самостоятельным субъектом воинских правоотношений, подлежал обеспечению жильем как военнослужащий, а не как член семьи военнослужащего.
Из изложенного следует, что гарнизонный военный суд неправильно истолковал закон, что в соответствии со ст. 330 ГПК РСФСР является основанием для отмены судебного решения.
Рассмотрев материалы дела и соглашаясь с протестом по изложенным в нем основаниям, Военная коллегия, руководствуясь ст. 329 ГПК РСФСР, определила:

Обязать начальника указанного училища оказать Живодерову В.А. безвозмездную финансовую помощь на строительство квартиры в жилищном кооперативе "Адмиралтейство" в размере 100% стоимости той ее площади, которая, исходя из социальной нормы площади жилья в г. Санкт-Петербурге причитается самому заявителю, а также его жене, матери и сыну, с учетом права Живодерова на дополнительную площадь как преподавателя военного образовательного учреждения профессионального образования.

Данное решение замечательно еще и тем, что родители живут и строятся в С.Петербурге, а сын служит лейтенантом во Владивостоке. Неисповедимы пути судейские!

На обсуждение этой темы подтолкнули свежие ответы на вопросы Верховного Суда РФ.
В частности:
"Вопрос 21: Является ли достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма?
Ответ: В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.
Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является."

Нет ли здесь прямой аналогии?

Короче, как показывает первичный правовой анализ ситуации, достижение ребенком возраста 23 лет может препятствовать только при постановке на учет военнослужащего в качестве нуждающегося в предоставлении жилой площади, но не как лишение его права на жилье, гарантированного в свое время государством, но не реализованного по его (Государства) вине.

Жаль не нашел судебной практики по этому вопросу применительно к военнослужащим. Но как мне кажется, имеется достаточно правовых оснований в отстаивании права по данному вопросу.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В связи с этим, возникают вопросы о том, кого же считать членами семьи военнослужащих, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, и являются ли родители и совершеннолетние дети военнослужащего членами его семьи?

Согласно статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:


супруга (супруг);

несовершеннолетние дети;

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;


лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

При решении же вопроса о том, кого же следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющие право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса и Семейного кодекса Российской Федерации. Данная позиция указана в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О Практике рассмотрения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся: супруг (супруга), родители и дети (включая усыновленных).

Таким образом, как усматривается из буквального толкования смысла приведенных статей, в жилищных правоотношениях родители и дети относятся к членам семьи военнослужащего, включая усыновленных (при условии совместного проживания) независимо от возраста, обучения их в образовательных учреждениях, наличия инвалидности и иждивенчества.

Главным критерием признания за детьми (родителями) права на обеспечение жильем от Министерства обороны Российской Федерации будет являться место их проживания. То есть, если ребенок проживает совместно со своим родителем-военнослужащим, то на него распространяется социальная гарантия, связанная с предоставлением на него 18 квадратных метров жилья, если ребенок проживает отдельно – не распространяется. Аналогично решается вопрос и в отношении родителей военнослужащего.

Здравствуйте. У меня 2 дочери.Старшей 23 года. Вышла замуж, но прописана в служебной квартире вместе с нами. В этом году у меня 20 лет военной службы. Получаю право на улучшение жил. условий по избранному месту жительства. Хочу написать на жилищную субсидию, подписала контракт до предельного возраста пребывания на ВС. Включат ли старшую дочь в состав семьи для получения ЖС?

Ирина Степанова , навскидку:

"Итак, ещё раз вспомним, кто относится к членам семьи военнослужащего в соответствии с частью 5 статьи 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»:
«К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ УСТАНОВЛЕНО настоящим Федеральным законом, ДРУГИМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ, относятся:

Супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;


лица, находящиеся на иждивении военнослужащих».

Однако во всём, что касается жилищных правоотношений ИНОЕ установлено ДРУГИМ Федеральным законом, а именно – статьёй 69 Жилищного кодекса РФ:

1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

А полную ясность в этот вопрос вносит:
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
СУДАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ,
ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ И СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

22. При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6)
….
По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как видим, в жилищных правоотношениях дети являются членами семьи военнослужащего (при условии совместного проживания) независимо от возраста, обучения, работы и др.

Часто задают и такие вопросы: «моя дочь вышла замуж, сменила фамилию, правомерно ли исключили её из членов моей семьи, а меня – из очереди на улучшение жилищных условий?». Ответ содержится в статье 69 Жилищного кодекса РФ, которая НЕ содержит каких-либо ограничений по этому поводу.
Более того: военнослужащий (при желании) вправе в установленном порядке вселить и супруга своей дочери, признать его членом семьи и требовать предоставления жилого помещения с учётом этого супруга, то есть на 18 кв. метров больше. Правда, это не всегда целесообразно, но это уже вопрос «житейский», а не юридический…

Остаётся лишь добавить, что незаконное исключение из Списков очередников необходимо обжаловать в суде."
http://don-advokat.ru/army/?p=113

"В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

Военнослужащим и членам их семей;

Гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

Гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим законом, другими федеральными законами, относятся:

Супруга (супруг);

Несовершеннолетние дети;

Дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

Дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

Лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации", к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъясняется, что разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, Судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. "

Здравствуйте. Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153
(ред. от 18.02.2013)
«О некоторых вопросах реализации подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2011 - 2015 годы»
(вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ федеральной целевой программы „Жилище“ на 2011 - 2015 годы»)

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях:(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции)граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в жилых помещениях в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции)члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы, и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 N 561) б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.04.2008 N 257)(см. текст в предыдущей редакции) в) - г) утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 12.07.2011 N 561;(см. текст в предыдущей редакции) д) граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса «Байконур» организации, которые финансируются за счет средств федерального бюджета, увольняемые (уволенные) с работы на комплексе «Байконур», основаниями для увольнения которых являются (явились) выход на пенсию по возрасту, или ликвидация организации, или сокращение численности либо штата работников, или состояние здоровья, зарегистрированные администрацией г. Байконура в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не имеющие жилья на территории Российской Федерации;(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска;(в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.04.2008 N 257, от 12.07.2011 N 561)(см. текст в предыдущей редакции) ж) граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений; з) граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“;(пп. „з“ в ред. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 909)(см. текст в предыдущей редакции) и) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“.

Фактически сертификат получит отец ребёнка, и квартира будет в его собственности.

Если у Вас хорошие отношения и он не против получения части квартиры ребёнком, то пусть просто сделает дарственную на дочь, после оформления права собственности на квартиру. При этом право проживания и пользования квартирой у неё будет в любом случае.

Здравствуйте, Сергей.

Нет установленного законом ограничения возраста сына, главное чтобы он был членом Вашей семьи, проживал с Вами совместно и был включен в состав семьи военнослужащего в личном деле.

Должен Вас предупредить, что если Вы получите субсидию на сына, а он претендует на военную ипотеку, то ему могут в ней отказать, так как его государство жилье обеспечило в составе Вашей семьи.

ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»

Статья 9. Участники накопительно-ипотечной системы

3. Основанием для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников является:

3) исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.

С уважением! Г.А. Кураев

Каждый военнослужащий нашей страны, у которого нет своего жилья, мечтает о нем, купив его либо в ипотеку, либо получив от государства.

Законодательством РФ предусматривается такая возможность, но мало кто об этом знает.

Какими нормами закона регламентируются? Есть ли возможность приватизировать федеральное жилье?

Рассмотрим все это подробней.

Законодательное регулирование

На сегодняшний день вопрос об обеспечении жильем военнослужащих регламентируется такими законодательными актами :

Последние новости и изменения

Если говорить о последних новостях, то согласно последнему Указу Президента РФ военнослужащие не могут быть уволены в запас, если они не имеют собственного жилья. Однако это правило касается тех, кто прослужил 10 и больше лет.

Согласно этому указу, увольнение в запас может произойти только с добровольного согласия самого военнослужащего.

Помимо этого, контролирующие органы должны в обязательном порядке перед увольнением в запас военнослужащего осуществить проверку предоставления ему жилья либо же субсидии на постройку жилой недвижимости.

Варианты предоставления жилья

Субсидия

В Приказе Министерства обороны РФ №510 , а также статьи 15 закона РФ “О статусе военнослужащих” четко прописаны условия, по которым может быть предоставлена субсидия.

В частности речь идет о таких условиях :

  • если контракт был заключен до января 1998 года (исключением являются курсанты и выпускники ВУЗов), и при этом военнослужащие признаны такими, как остро нуждающимися в жилой площади;
  • военнослужащий был уволен в запас по состоянию здоровья либо же по сокращению штатов, но при этом он успел отслужить 10 и больше лет, и признан остро нуждающимся в жилой недвижимости. Стоит отметить, что сюда относят также и тех военнослужащих, которые уволены в запас по возрасту;
  • военнослужащие, которые отслужили 20 и больше лет, при этом они пользовались служебным жильем.

Стоит отметить, что предоставляемая субсидия носит единовременный денежный характер. Она была сформирована в качестве альтернативы обычной очереди на получение жилья.

Для получения данной субсидии необходимо быть признанным, как остро нуждающимся в жилье. Этот порядок признания четко прописан Федеральным законом №76, а также статьей 51 Жилищного Кодекса РФ.

Для признания необходимо обратиться в орган исполнительной власти (департамент) и предоставить соответствующий перечень документов.

Решение выносится в течение одного календарного месяца.

При расчете субсидии на покупку либо же строительство жилья для военнослужащего базируется на 3-х факторах, а именно:

  • самой площади жилья, которая полагается военнослужащему;
  • норматив себестоимости метра жилья (в учет берется средняя цена по всей территории страны в виде коэффициента, который видоизменяется с периодичностью раз в полгода);
  • коэффициента, который напрямую зависит от количества лет стажа военнослужащего.

Если говорить о положенной площади жилья для военнослужащего, то согласно утвержденным Правительством РФ нормативов, им полагается на одного 33 квадратных метра. В том случае, если семья состоит из 2-х человек,- тогда 42 кв. метра, 3 и больше,- по 18 кв. метров на каждого члена семьи.

Предоставление жилых помещений (находящихся в федеральной собственности) в собственность либо по договору социального найма

Предоставить жилье федеральной собственности могут военнослужащим, которые находятся на службе по контракту с 1998 года, за исключением курсантов военных учреждений, в том числе и членам их семей непосредственно по месту прохождения службы. При этом необходимо быть остро нуждающимися в жилье.

  • офицеры, которые подписали свой первый контракт после 1998 года и при этом они проживают со своими семьями;
  • старшины, сержантский состав, мичманы и прапорщики, солдаты и матросы, которые подписали контракт после 1998 года и проживают совместно со своими семьями;
  • военнослужащие, которые получили военное образование после 1998 года и при этом после выпуска получили офицерское звание. Необходимо отметить, что по месту прохождения службы они живут со своими семьями.

Необходимо помнить о том, что недвижимость по договору социального найма предоставляется на весь период прохождения воинской службы. Сама недвижимость предоставляется непосредственно в военных городках закрытого типа.

Более того, после получения такой недвижимости, военнослужащий не снимается с учета как тот, который больше не нуждается в жилье.

Как и для получения субсидии, в этом случае необходимо признание потребности в жилье. Таким образом, в обязательном порядке необходимо обратиться в Департамент исполнительной власти и составит совместно с ними соответствующее заявление.

После этого, сотрудники департамента занесут военнослужащего в единый реестр, как остро нуждающегося в жилье.

После этого, департамент принимает решение о предоставлении жилья и в случае его наличия, отправляют военнослужащему уведомление с предложением. В свою очередь военнослужащий дает свое согласие на предоставляемое жилье и после этого, ему сообщают, какие именно документы необходимо предоставить в течение 30 календарных дней.

Если говорить о самих документах , которые нужны, то речь идет о таких, как:

  • копия паспорта самого военнослужащего, так и каждого члена его семьи, с кем он проживает. Если у них имеется несовершеннолетний ребенок, необходимо также приложить копию его свидетельства о рождении;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия своей жилплощади;
  • выписку из банка за последние 5 лет;
  • при наличии каких-либо льгот, которые не относятся к статусу военнослужащего, необходимо приложить копию удостоверения, который подтверждает наличие льгот.

Выделение служебного жилья

Служебное жилье может предоставляться всем военнослужащим по контракту вне зависимости от воинского звания.

В свою очередь к служебному жилью относят :

  • помещения в общежитии;
  • жилое помещение в домах с социальным обслуживанием граждан;
  • жилое помещение, выделяемое социальной защитой населения по запросу соответствующих органов воинской части, где проходит службу военнослужащий;
  • жилые помещения для детей-сирот либо же детей, которые по каким-либо причинам остались без попечительства.

Стоит отметить, что все жилые помещения выделяются из государственного либо же муниципального фонда.

Кто имеет право

Получить субсидию могут те военнослужащие, которые отвечают определенным условиям, а именно:

Необходимо также учитывать, что право использования этой программы имеют и сами члены семьи военнослужащего.

Если говорить конкретней, то вдовы погибших военнослужащих имеют право подать соответствующее заявление, если у них нет собственной жилплощади и им остро необходима в этом помощь. При подсчете положенной им площади жилья во внимание будет браться и доля умершего ее супруга.

Перечень необходимой документации

Согласно Федеральному закону о предоставлении субсидий для военнослужащих и статье 51 ЖК РФ, необходимо помимо самого заявления предоставить перечень такой документации , как:

  • копии паспортов всех без исключения членов семьи, а также свидетельства о рождении, если имеются несовершеннолетние дети;
  • справку из воинской части военнослужащего (это касается и вдов), которая может подтвердить количество лет необходимого воинского стажа;
  • копию свидетельства о регистрации брака;
  • копию удостоверения, которое может подтвердить наличие других социальных льгот (под этим подразумевается, к примеру: удостоверение многодетной семьи и так далее).

Если говорить о периоде рассмотрения заявки, то решение принимается не позднее 30 календарных дней с момента принятия Департаментом исполнительной власти документов от претендента на субсидию.

В среднем, период рассмотрения заявки составляет до 20 календарных дней.

Возможность приватизации предоставляемого жилья

Согласно Федеральному закону “О военнослужащих” существует возможность приватизировать жилье тем военнослужащим, которые прослужили больше 20 лет.

Это право действует и на тех военнослужащих, которые были уволены в запас по таким причинам , как:

  • в связи с пенсионным возрастом;
  • по причине плохого состояния здоровья;
  • по причине наличия сокращений.

Все вышеуказанные военнослужащие имеет полное право на приватизацию недвижимости, которая была предоставлена из муниципального фонда. Отличительной особенностью является тот факт, что приватизировать можно на любого члена семьи.

Для того чтобы приватизировать такую недвижимость, необходимо подготовит перечень такой документации , как:

  • оригиналы и копии паспортов всех членов семьи, в том числе и свидетельства о рождения несовершеннолетних детей;
  • согласие всех членов семьи на приватизацию;
  • оригинал справки о количестве прописанных в квартире членов семьи;
  • оригинал договора о найме;
  • копию лицевого счета;
  • выписку из ЕГРП;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины.

Стоит отметить, что при приватизации необходимо оплачивать государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Сама приватизация осуществляется аналогичным образом, как и обычная. Каких-либо отличительных особенностей в этом нет.

Про обеспечение жильем военнослужащих смотрите в следующем видеоматериале:

admin 27.01.2017

В данной статье рассматриваются права на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, и других категорий граждан в соответствии с законом РФ «О статусе военнослужащих».

Нажмите на схему для просмотра в полном размере (в новом окне)

🔵 Главное условие получения жилищной субсидии

Из представленной выше таблицы видно, что главным условием получения жилищной субсидии является признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения . Признание нуждающимися в получении жилого помещения в Министерстве обороны РФ происходит региональными управлениями (ссылка) жилищного обеспечения (и их территориальными отделами), а в других министерствах, где законом предусмотрена военная служба – жилищными (жилищно-бытовыми) комиссиями.

Подробно смотри здесь: Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания.

🔵 Как право на получение жилищной субсидии зависит от выслуги лет

Следующим условием для получения жилищной субсидии является наличие определённой выслуги лет – в зависимости от даты заключения первого контракта.

Тем, кто заключил первый контракт до 1 января 1998 года, выслуга лет значения не имела – с самого начала действия жилищной субсидии в 2014 году, так как первые пять лет, на которые предоставляется служебное жилое помещение, давно прошли. А на день подготовки данного материала все, кто заключил первый контракт до 1 января 1998 года, уже имеют выслугу 20 лет в календарном исчислении.

Для тех, кто заключил первый контракт после 1 января 1998 года, необходимым условием получение жилищной субсидии является наличие календарной выслуги 20 лет. Для увольняемых по так называемым льготным основаниям (состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия и достижение предельного возраста пребывания на военной службе) – не менее 10 календарных лет.

🔵 Право уволенных военнослужащих на получение жилищной субсидии

Граждане, уволенные с военной службы, также имеют право на получение жилищной субсидии при определённых условиях:

  • ⭐ если гражданин в период прохождения военной службы был признан нуждающимся в получение жилого помещения;
  • ⭐ если гражданин был уволен с оставлением в списках очередников.

Подтверждением признания нуждающимся в получения жилого помещения для бывших военнослужащих Минобороны является включение в единый реестр, размещенный на официальном сайте Минобороны. Для остальных министерств, где законом предусмотрена военная служба подтверждением является Решение (Протокол) заседания жилищной комиссии. Увольнение с оставлением в списках очередников подтверждается выпиской из приказа об увольнении.

Нередки случаи, когда военнослужащий, в период прохождения военной службы, был признан нуждающимся в получении жилого помещения, но всё-таки уволен без оставления в списках очередников. Причинами могут быть:

  • ❗нет достаточной выслуги лет;
  • ❗нет «льготного» основания увольнения;
  • ❗не знание закона и своих жилищных прав;
  • ❗пассивное поведение самого военнослужащего (не обращался с соответствующим рапортом).

Такие граждане, уволенные с военной службы, не могут рассчитывать на получение жилищной субсидии.

Остались вопросы? Запишись на онлайн-консультацию к опытному военному адвокату - специалисту в области военного жилищного права

🔵 Право на получение жилищной субсидии членами семьи умершего (погибшего) военнослужащего

Члены семьи военнослужащего (за исключением военнослужащего – участника НИС) имеют право на получение жилищной субсидии:

  1. если военнослужащий погиб (умер) в период прохождения военной службы,
  2. если после прохождения военной службы по контракту гражданин погиб (умер) после увольнения с военной службы

В первом пункте жилищная субсидии положена в любом случае и не зависит от каких-либо условий (выслуга лет, дата заключения первого контракта и др.).

Во втором случае жилищная субсидия положена при условии увольнения по достижении предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при календарной выслуге 10 лет и более, или, независимо от основания увольнения, при календарной выслуге 20 лет и более.

Ещё одним обязательным условием предоставления жилищной субсидии по второму пункту является то, что военнослужащий в период прохождения военной службы был признан или мог быть признан нуждающимся в получении жилого помещения.

🔵 Особенности расчета субсидии членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего

  1. ⭐ При определении количества членов семьи учитывается умерший военнослужащий.

Военнослужащий имеет супругу и двоих детей. В случае гибели (смерти) военнослужащего, его вдова должна будет подать заявление и в соответствующей графе «состав семьи» указать и умершего военнослужащего, то есть состав семьи будет не три, а четыре человека.

  1. ⭐ Применяется максимальный коэффициент 2,75 – независимо от выслуги лет.

Погибший (умерший) военнослужащий имел 20 лет выслуги. В «обычном» случае применяется коэффициент, предусмотренный для выслуги от 20 до 21 года, то есть 2,45. В данном случае применяется максимальный, то есть тот, который предусмотрен для выслуги 25 лет и более – 2,75

Подробнее о расчетах жилищной субсидии смотри Калькулятор жилищной субсидии для военнослужащих

🔵 Кто имеет право на получение жилищной субсидии по избранному месту жительства

Жилищная субсидия предоставляется путем перечисления на счет военнослужащего, который может быть открыт где угодно. Поэтому даже такие понятия, как «получение жилищной субсидии по избранному месту жительства» и «получение жилищной субсидии по месту службы» у обычного человека вызывает недоумение . Подробнее можно почитать в моей статье «Получение жилищной субсидии «по месту службы» и «по избранному месту жительства», опубликованной в номере 7-8 журнала «Право в Вооружённых Силах» за 2016 год. В статье приведён подробный анализ законодательства, а также грамматический анализ норм права и выяснение того, каким образом ошибки в юридической технике привели к неправильному толкованию закона.