Государственная регистрация и техническая инвентаризация. Что такое техническая инвентаризация, её виды и порядок проведения

  • 22.04.2020

Начальная (первичная) инвентаризация недвижимости выполняется непосредственно после завершения строительства объектов. Она включает в себя описание строения по главным признакам, а также отображает размещение здания на земельном наделе.

Также этот процесс охватывает общие параметры строения, экономические показатели, учет несовпадений между документацией на объект и его реальными характеристиками.

Начальная инвентаризация проводится за фиксированную плату, региональными БТИ, по месту размещения строения.

Стандартная (текущая) инвентаризация выполняется после капитального изменения планировки, переустройства, реконструкции здания, демонтажа его части или возведении дополнительных сооружений. Также данный вид инвентаризации обязателен к проведению при заключении сделок, подлежащих учету в госструктурах.

Каждые 5 лет проводится техническая проверка планового характера, с целью выявления изменений и расхождений .

Все выявленные замечания, прочие данные заносятся в паспорт и другую документацию, предусмотренную в БТИ.

Что такое техническая инвентаризация объектов недвижимости?

Рассматриваемый процесс представляет собой подготовку, изготовление и составление паспорта объекта, который является конечным этапом проведения проверки.

Данные меры могут потребоваться в следующих случаях:

  • При сдаче новых объектов;
  • В случае капремонта строения;
  • В период оформления регистрации и доказательства прав на недостроенные объекты;
  • При проведении аналогичных действий с недвижимостью, которая появилась вследствие раздела, совмещения или долевого отторжения имущества.

Объекты, подлежащие обязательной технической инвентаризации:

  • Строения, имеющие общественную и производственную направленность;
  • Жилые многоэтажки;
  • Общежития;
  • Индивидуальные жилые дома;
  • Гаражные строения, беседки, дачи и прочие хозяйственные постройки.

В ходе проведения рассматриваемого процесса проверке подлежат основные конструктивные элементы (состояние стен, фундамента, элементов перекрытия, крыши, отопления и вентиляционной системы). Подлежат внесению в опись все объекты некапитальной постройки (теплицы, летний душ, времянки и прочее).

Стоит отметить, что осуществление строительных работ, на которые не оформлено официальное разрешение, не считаются помехой технической паспортизации и выдачи прочих соответствующих актов.

По окончании инвентаризации, проводятся расчеты площади объекта, состояния конструкций и степень их износа. Учитывая все материалы, полученные в ходе проверки, оформляется техпаспорт, а при необходимости, выписка о состоянии конструктивных элементов строения.

Превалирующими задачами, которые решает проведение технической проверки недвижимости, являются следующие моменты:

  1. Оповещение достоверными сведениями и объективной информацией органов власти, которые контролируют градостроительный процесс.
  2. Сбор общей информационной базы об строительных объектах, их размещении на территории (для корректировки планирования развития населенного пункта).
  3. Обеспечение достоверных сведений о налоговой базе.
  4. Информационная поддержка системы госрегистрации прав на недвижимость и проведение сделок в соответствующей сфере.
  5. Обобщение сведений о капитальном строительстве для статистики.

Проведение технической инвентаризации объектов

В соответствие с настоящим законодательством, проведение рассматриваемого процесса возлагается на территориальные органы (БТИ), по месту размещения здания.

Техническая проверка по инвентаризационному принципу объектов недвижимого имущества выполняется лицами хозяйствования, среди которых имеется не менее одного представителя, ответственного за исполнение определенного вида услуг, связанных с архитектурой и строительными проектами.

Кроме того, они должны пройти профессиональную аттестацию с выдачей подтверждающего сертификата.

Кроме, указанных выше обязательных случаев проведения процедуры, она может выполняться по желанию владельца.

Основываясь на материалах проведения проверки, составляются необходимые документы и паспорта, которые удостоверяются подписью руководителя, печатью хозяйственника, подписью исполнителя с указанием номера и серии сертификата.

Порядок проведения технической инвентаризации

Проведение рассматриваемого процесса включает в себя следующие этапы:

  • В территориальном БТИ оформляется заявка и осуществляется выезд специалиста непосредственно на объект.
  • Выполняются необходимые замеры и прочие работы, прописанные в соответствующих инструкциях и нормативных документах («Правила проведения технической инвентаризации», «Свод укрупненных показателей стоимости объектов, при помощи которых выполняется оценка малоэтажных зданий»).
  • Завершающим этапом проведения техинвентаризации объекта недвижимости является оформлением официального документа – техпаспорта.

Стоимость процесса и сроки зависят от объекта недвижимости.

Инструкция о порядке выполнения технической инвентаризации недвижимого имущества


Общие положения документа:

  • Представленная инструкция разработана с учетом норм настоящего законодательства. Ее положения обеспечивают деятельность субъектов хозяйствования в нормативно-правовом поле.
  • Документ аргументирует и упорядочивает методику ведения технической инвентаризации возведенных или реконструированных строений, хозяйственных сооружений. Основной целью является следующее:
  1. определение реальной площади и объема зданий;
  2. исследования и оценивание текущего состояния объектов;
  3. учет стоимости строений.

Техинвенторизация проводится в следующих случаях:

  1. после возведения новостроек или капитального ремонта зданий перед принятием их в эксплуатацию;
  2. до проведения госрегистрации права собственника на здание, находящееся в процессе возведения;
  3. в аналогичной ситуации, возникшей при разделе, объединении недвижимости или долевого участия;
  4. по желанию заказчика.
  • Инструкция актуальна для всей территории страны и является основным документом для инвентаризации объектов недвижимости, независимо от формы собственности.
  • Рассматриваемый процесс проводится субъектами хозяйствования, с присутствием представителя, ответственного по части архитектурных построек, имеющего соответствующий сертификат и прошедшего государственную аттестацию. На основе материалов техинвентаризации оформляются техпаспорта и инвентаризационные акты. Они должны быть заверены печатью и подписями руководителя, исполнителя работ с указанием номера и серии свидетельства о соответствующей квалификации. Сроки выполнения работ указываются в договоре, как и оплата услуг.
  • Инвентарное дело составляется на конкретный объект на все время до демонтажа, и находится по его местонахождению в БТИ.
  • Указанные государственные строительные правила не распространяются на жилые здания, которые возведены по нормам СНиП 2.08.01.89.
  • Для надлежащего проведения инвентаризации объекта недвижимости, между участниками услуги заключаются соответствующие договора.
  • Обработка и передача персональной информации должна осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Паспортизация объектов недвижимости

Паспортизация является финальным этапом в проведении инвентаризации, выдается по заказу владельца на каждый объект, находящийся во владении собственников в населенных пунктах.

Документ содержит следующую информацию:

  • Данные о площади и объеме строения, учитывая нежилую часть, размещение на участке и дополнительные пристройки.
  • Конструктивные характеристики (вид объекта, его предназначение, состояние фундамента, крыши, стен и прочих значимых элементов).
  • Иногда может указываться инвентаризационная стоимость объекта недвижимости. Здесь вы можете прочитать, .

Получение техпаспорта на недвижимость при проведении инвентаризации имеет большое значение для владельцев объекта. Его составление требует грамотного подхода и участия специалистов.

Из этого можно сделать вывод, что техническую инвентаризацию объекта недвижимости следует доверять профессионалам, которые подтвердили свою репутацию в этой области.

С изменениями и дополнениями от:

10 сентября 2004 г., 19 марта 2005 г., 28 декабря 2006 г., 30 апреля 2009 г., 21 августа 2010 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

6. Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.

Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.

Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.

По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

8. Первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:

по результатам первичной технической инвентаризации;

без проведения первичной технической инвентаризации.

В целях осуществления первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.

При осуществлении первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., одновременно осуществляется первичный государственный технический учет расположенных в нем помещений.

В целях осуществления первичного государственного технического учета индивидуального жилого дома, построенного после 1 марта 2008 г., на который имеется проектная документация, без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений, ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка и описание конструктивных решений объекта капитального строительства, включающее материал наружных стен, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке текстовой и графической частей соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства (без расположенных в нем помещений), не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемый в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В целях осуществления первичного государственного технического учета объекта капитального строительства, не относящегося к жилищному фонду, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажный план объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

В результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства и помещений.

На территориях субъектов Российской Федерации, в которых введены в действие правила ведения Единого государственного реестра, организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях осуществления без проведения первичной технической инвентаризации первичного государственного технического учета объектов капитального строительства, указанных в настоящем пункте, а также помещений, расположенных в них, оформляются технические паспорта на основании сведений, содержащихся в документах, представленных заинтересованным лицом в соответствии с настоящим пунктом.

9. Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

10. Проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

11. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.

13. Технические паспорта, оценочная и иная учетно-техническая документация по объектам капитального строительства, включая регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, образуют архивные фонды, которые относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

14. Дела и документы архивных фондов не могут быть объектом сделок, в том числе сделок купли-продажи, за исключением случаев, указанных в федеральных законах.

15. Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах капитального строительства, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Должностные лица указанных организаций несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за обеспечение сохранности конфиденциальной информации.

16. Сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):

а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);

б) наследников по закону или по завещанию;

в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);

г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах капитального строительства, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);

д) налоговых органов (об объектах капитального строительства, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);

е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);

ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

з) иных лиц и органов, определенных законодательством Российской Федерации.

17. Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников.

18. Подлинники учетно-технической и иной документации, хранящиеся в архивных фондах, не выдаются, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Техническая инвентаризация – это унифицированная процедура проведения обмеров объектов недвижимости при составлении технического паспорта. Обычно измеряются и анализируются основные характеристики объекта: общая площадь, площадь застройки, строительный объём, протяжённость, глубина залегания.

В каких случаях проводится

Причинами осуществления технической инвентаризации могут являться:

  1. Желание собственника получить актуальные технические сведения об объекте недвижимости либо проверить его на соответствие уже имеющимся документам.
  2. Газификация объектов.
  3. Требование госорганов для выдачи лицензии для осуществления определённых видов деятельности.
  4. Подготовка пакета документов для согласования перепланировки объекта недвижимости также требует проведения технической инвентаризации.
  5. Проверка контролирующих структур.
  6. Определение фактических технических параметров (площадь, объём, протяжённость и др.) для дальнейшего введения объекта недвижимости в эксплуатацию после ремонта, реконструкции или строительства.

Указанные случаи являются основанием для привлечения специалистов-инвентаризаторов.

Предметом технической инвентаризации могут быть:

  • сооружения;
  • коммуникации;
  • площадки;
  • здания;
  • помещения;
  • строения;
  • недостроенные объекты недвижимости и др.

От вида объекта зависит список документов по результатам обмеров. В него могут входить:

а) технический паспорт;
б) справка с технико-экономическими показателями;
в) поэтажный план, экспликация и др.

Стоит отметить, что техническую инвентаризацию могут проводить инженеры с надлежащей квалификацией и с опытом выполнения измерений в этой сфере, так как такая работа подразумевает использование специальных высокоточных приборов (тахеометров и лазерных дальномеров).

Цены на техническую инвентаризацию недвижимости в Москве:

Тип объекта недвижимого имущества Наименование услуги Площадь, кв.м.; протяжённость, м. Стоимость, руб. Срок выполнения
Здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства Выполнение обмерных работ с целью определения фактических размеров зданий, сооружений, внутренних помещений и строительных конструкций с последующим формированием технического отчёта, технического описания (подготовка поэтажных планов, экспликации) До 2000 15 000 7 дней
От 2000 От 10 р/м2 В зависимости от категории сложности и уникальных характеристик объекта
Изготовление поэтажных планов и экспликации без проведения обмерных работ (по материалам заказчика) До 200 8 000 От 2-х дней
От 200 до 1000 10 000
От 1000 до 2000 15 000
От 2000 до 3000 20 000
От 3000 до 4000 30 000
От 4000 до 5000 40 000
Более 5000 Расчётная

*Стоимость указана для объектов, расположенных в г. Москве. К стоимости объектов, расположенных более 50 км от МКАД, дополнительно добавляется 5 000 руб. за каждые 50 км. Окончательная стоимость работ рассчитывается после изучения предоставленной документации и составления сметы.

**Окончательный срок исполнения рассчитывается в зависимости от наличия необходимой документации и условий производства работ.

Как мы работаем:

    Вопрос: Что из себя представляет техническая инвентаризация?

    Ответ: Данные работы представляют из себя обследование и натурный обмер объектов недвижимости с целью определения их габаритов и технических характеристик, таких как общая площадь, площадь застройки, строительный объём, а также в процессе проведения технической инвентаризации производится оценка технического состояния конструктивных элементов зданий, помещений, сооружений, объектов незавершённого строительства.

    Вопрос: Что мы получаем в результате проведения технической инвентаризации?

    Ответ: В результате проведения технической инвентаризации мы получаем технический паспорт, технический отчёт или техническое описание на объект недвижимого имущества, в котором приведены основные сведения и технические характеристики объекта: год ввода в эксплуатацию, площадь, объём и др.

    Вопрос: Как часто необходимо проводить техническую инвентаризацию?

    Ответ: В настоящее время целесообразно проводить техническую инвентаризацию не менее, чем раз в 5 лет.

    Вопрос: Кто уполномочен на проведение обмерных работ (техническую инвентаризацию)?

    Ответ: Проводить обмерные работы или техническую инвентаризацию для целей получения документов: технического паспорта или технического описания, предоставляемого в банк, газовую службу, администрацию, службу по лицензированию алкогольного рынка и т.д., в настоящее время, уполномочен квалифицированный кадастровый инженер.

    Вопрос: Что требуется для проведения технической инвентаризации?

    Ответ: Для проведения технической инвентаризации требуются: исходные технические и правоустанавливающие документы, а также доступ на объект.

Процедура проведения

Техническая инвентаризация выполняется в несколько этапов:

  1. Сбор исходной документации. Список необходимых документов зависит от типа технической инвентаризации. При первичной инвентаризации требуется проектная документация, кадастровые паспорта.
  2. Обмер объекта инженером-инвентаризатором. Используя (при наличии) исполнительные чертежи, а для исключения ошибок и неточностей самостоятельно подготовленные схематичные планы - абрисы, инженер осуществляет обмеры объекта по правилам технической инвентаризации.
  3. Изготовление документов. Составляется технический паспорт объекта, а также другие сопутствующие документы. Конкретный состав пакета документов зависит от типа объекта недвижимости.

Виды технической инвентаризации

Техническая инвентаризация может быть следующих видов:

  1. Первичная. Проводится при реконструкции или строительстве объекта недвижимости. Характеристики объекта вносятся в технический паспорт, являющийся результатом выполненных работ. В ходе первичной технической инвентаризации дополнительно подготавливается справка ТЭП, необходимая при получении разрешения на введение объекта в эксплуатацию.
  2. Плановая. Такие работы проводятся с определённой периодичностью. Обычно плановая техническая инвентаризация выполняется 1 раз в 5 лет. Не позднее этого срока контролирующие органы, которые отвечают за выдачу и продление лицензий, высылают требование предоставить технический паспорт объекта.
  3. Внеплановая. Всегда проводится при произведённых изменениях объекта недвижимости, чаще всего это перепланировка объекта.

Кто выполняет

Ранее данный вид работ подлежал аккредитации, которая в настоящий момент отменена.

Наименование организаций, имеющих право проводить техническую инвентаризацию:

  1. Бюро технической инвентаризации (БТИ). До 2013 года имело монополию на проведение работ по инвентаризации. Отличием данного бюро является низкая ориентированность на клиента, длительный срок выполнения работ и их невысокое качество.
  2. С 2013 года появилась альтернатива в виде возможности обращения в компании, которые дорожат репутацией и ценят клиентов. Принцип работы таких организаций схож с БТИ, однако для клиентов создаются максимально комфортные условия.

Так, наши инженеры готовы подробно объяснить принципы проведения технической инвентаризации, обсудить условия договора и скорректировать их согласно пожеланиям конкретного заказчика. Помимо этого, мы оказываем услуги по сопровождению получения документов в БТИ / АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Слово "инвентаризация" имеет латинские корни. В переводе оно означает "опись имеющегося имущества". Порядок технической инвентаризации объектов недвижимости предполагает их выявление в натуре и оформление по установленным правилам. Данная процедура может выполняться в отношении имущества, находящегося в частной, муниципальной либо государственной собственности. Рассмотрим далее основы технической инвентаризации объектов недвижимости.

Общие сведения

Все объекты нежилого и жилого фонда подлежат обязательной инвентаризации и учету. Они должны быть включены в соответствующие госреестры. Государственная техническая инвентаризация и учет объектов недвижимости направлены на установление их принадлежности. Они предполагают совершение систематизированных действий по сбору, обобщению, хранению сведений о состоянии, составе, стоимости имущества и его правообладателе. Проведение технической инвентаризации объектов недвижимости относится к компетенции специализированных учреждений или унитарных предприятий. В описи в качестве единицы используется отдельно расположенное основное здание, домовладение. Основу текущей техинвентаризации составляют данные обследования сооружений и сплошного обхода.

Классификация

Существуют следующие виды технической инвентаризации объектов недвижимости:

  1. Внеплановая.
  2. Плановая.
  3. Первичная.

Последняя осуществляется в отношении всех сооружений, опись по которым ранее не была проведена. По результатам процедуры на каждый объект оформляется техпаспорт. Его форма и состав сведений, присутствующих в нем, определяются Минэкономразвития и торговли.

Важный момент

Техпаспорт выступает в качестве документальной основы для ведения Единого госреестра. При этом он не является правоустанавливающей бумагой. Для получения свидетельства, подтверждающего возникновение, прекращение, переход либо ограничение права на имущество, необходимо обратиться в уполномоченный орган – Регистрационную службу.

Специфика

По результатам первичных мероприятий каждому сооружению/домовладению присваивается номер. Такая техническая инвентаризация объектов недвижимости выполняется при:

  1. Изменении качественных характеристик. Это может быть перепланировка, реконструкция, снос, переоборудование, возведение и проч.
  2. Заключении сделок, подлежащих госрегистрации.

Плановая техническая инвентаризация объектов недвижимости выполняется при наличии изменений, появившихся после первичной процедуры, для отражения их в документации. Она осуществляется не реже 1 раза в 5 лет. Техническая инвентаризация объектов недвижимости, а также выдача соответствующих документов производится юрлицам и гражданам за плату. Она не является госпошлиной. Таковыми являются, например, таможенные сборы за таможенное оформление. Это оплата непосредственных услуг кадастровых инженеров. Однако ее размер и правила взимания определяются в законодательстве.

Организация технической инвентаризации объектов недвижимости

Процедура предполагает выезд специалистов (кадастровых инженеров) по адресу расположения имущества. На месте выполняется обследование и производятся обмеры. Инструкция по технической инвентаризации объектов недвижимости предусматривает осмотр всех конструктивных элементов сооружения/помещения. В здании, например, обследуются подвалы, шахты лифтов, чердаки, помещения. Осмотру подлежат и технические этажи. В процессе мероприятий устанавливается точная площадь всех помещений. В качестве объектов инвентаризации могут также выступать дороги. На них также составляются паспорта, а сведения о них включаются в Единый госреестр.

Нормативная база

В целях формирования единых принципов учета объектов были приняты соответствующие законы и методические рекомендации. К ключевым нормативным актам следует отнести:

  1. ФЗ №122, регламентирующий правила регистрации имущества и сделок с ним.
  2. Положение о госучете жилфонда РФ. Оно утверждено правительственным постановлением №1301 от 13.10.1997 г.
  3. Правила ведения ЕГР.

Непосредственные мероприятия, касающиеся обследования сооружений/помещений, определяет инструкция по технической инвентаризации объектов недвижимости.

Правила формирования ЕГР

В соответствии со сведениями, полученными после проведения технической инвентаризации, составляется Единый госреестр. Он ведется на электронных и бумажных носителях. В случае наличия расхождений между данными используются сведения, присутствующие в бумагах. Для каждого объекта составляется учетная техническая документация. Она группируется в дело. Подлинники документов, хранящиеся в архивах, не предоставляются, если иное не предусмотрено в законодательстве. В Единый госреестр заносятся сведения о наличии, местоположении, назначении, фактическом использовании, состоянии, составе и стоимости объекта на конкретную дату (последней проверки).

Государственный технический учет

Он обязателен для жилых и специализированных домов (общежитий, гостиниц, приютов, интернатов и проч.), квартир, служебных и прочих (нежилых в том числе) помещений, находящихся в иных строениях, вне зависимости от формы их собственности. Он предполагает оперативные, статистические и бухгалтерские процедуры. Основу учета формируют технические мероприятия. Они выполняются вне зависимости от принадлежности сооружений/помещений, по единой для всей территории РФ системе. Техучет включает в себя техническую инвентаризацию и регистрацию документации об обязанностях владельцев (арендаторов, пользователей) по содержанию объектов.

БТИ

Учет недвижимых объектов возлагается на специализированные структуры (муниципальные/государственные). В качестве одного из таких органов выступает БТИ. Это обособленное подразделение управления по учету, инвентаризации и оценке недвижимости. БТИ реализует соответствующие функции в пределах конкретных административно-территориальных единиц. В своей деятельности Бюро техинвентаризации руководствуется конституционными положениями, отраслевыми нормативными актами и методическими указаниями. БТИ выполняет свою работу во взаимодействии с госорганами и структурами местной власти:

  1. Учреждениями, уполномоченными осуществлять регистрацию имущества и сделок с ним.
  2. Комитетами по землеустройству и земельным ресурсам.
  3. Органами ЖКХ.
  4. Судами, нотариальными конторами, банками.
  5. Органами градостроительства и архитектуры.
  6. Страховыми и пожарными службами.

БТИ в соответствии с техническим учетом недвижимых объектов составляет и предоставляет формы статистического наблюдения в территориальные органы госстатистики в сроки и по правилам, установленным Госкомстатом при согласовании с Госстроем РФ.

Ключевые задачи

Технический учет и инвентаризация направлены на:

  1. Обеспечение объективной и полной информацией госорганов, осуществляющих надзор в сфере градостроительной деятельности.
  2. Создание обобщенной базы данных о соответствующих объектах и их распределении по территории. Реализация данной задачи направлена на совершенствование планирования местности.
  3. Обеспечение достоверности и полноты информации о налоговой базе.
  4. Сбор и предоставление данных об объектах для ведения статистического учета.
  5. Информационное обеспечение работы системы госрегистрации.

Функции БТИ

Бюро осуществляет:

  1. Техническую инвентаризацию с последующей паспортизацией жилфонда и прочих недвижимых объектов.
  2. Контроль состояния помещений и сооружений.
  3. Оценку, переоценку объектов (для целей налогообложения в том числе).
  4. Консультационное и информационное обслуживание.
  5. Прочую деятельность, касающуюся технического учета недвижимых объектов.

Дополнительно

В качестве результата техинвентаризации выступает технический паспорт. Он составляется на каждое строение/помещение, подвергающееся обследованию. В нем фиксируется наличие осмотренного объекта, его фактическое расположение, владелец, стоимость, технические характеристики, состав, границы, состояние, кадастровый, реестровый и инвентарный номера. Кроме этого, в паспорт проставляется отметка о включении сведений в ЕГР. На каждый объект должно быть открыто дело под соответствующим номером. Оно представляет собой техпаспорт с приложенными к нему документами, которые составляются по результатам обследования. По мере выполнения проверок дело пополняется соответствующими актами. Вся документация по объекту передается на хранение в архив БТИ. Субъекту права на руки выдается копия паспорта, заверенная печатью Бюро и подписью его руководителя.

Историческая справка

БТИ начало свое существование после принятия постановления, регламентирующего инвентаризацию имущества Советов. В 1930 г. был утвержден другой документ, по которому описи подлежал жилфонд госбюджетных структур, кооперативных объединений и частных лиц. По данным документам техническая инвентаризация объектов недвижимости была направлена на:

  1. Получение информации для составления балансов народно-хозяйственного комплекса.
  2. Обеспечение оценочных показателей для правильного воспроизводства имеющихся основных фондов посредством амортизационных накоплений.
  3. Использование оценок и данных инвентаризации строений и земель.

Издание специальных нормативных актов позволило распространить деятельность БТИ на все города, курортные, дачные и рабочие поселки, сформировать финансовую базу, обеспечить применение единых методов. В качестве основного недостатка оценочных данных, полученных в то время, следует назвать отсутствие системы цен и норм. Налоговые и страховые органы в отдельных областях проводили операции на разной рыночной основе. Оценочная стоимость сооружений зачастую сильно занижалась. Это, в свою очередь, уменьшало страховые выплаты и компенсации за ущерб, причиненный стихийными бедствиями.

Соответственно, в госбюджет поступали меньшие суммы налогов. В балансах домоуправлений занижались амортизационные начисления и объем средств, выделяемых на выполнение капремонта. В результате в 1939 г. было издано новое постановление, предусматривавшее генеральную переоценку сооружений на всей территории страны. Это позволило привести данные разных населенных пунктов к единым нормам и ценам. Впоследствии изменения в систему инвентаризации вносились в послевоенное время. В рамках этой работы была восстановлена и расширена деятельность БТИ. В 1960-1972 гг. была проведена новая переоценка с определением износа существовавших основных фондов государства. Завершающим этапом становления системы инвентаризации считается 1982 г. Тогда была выполнена полная переоценка жилфонда, земных зон, коммуникаций для целей госстрахования.