Валютные операции, связанные с движением капитала. Операции, связанные с движением капитала К операциям движения капитала не относятся

  • 22.05.2020

Валютные операции (лат. operato - действие) представляют собой, действия по организации и управлению денежными отношениями, возникающими при движении валюты и ценных бумаг в валюте.

В соответствии с действующим Законом (ч. 1 ст. 1 п. 9) к валютным операциям относятся:

· операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

· ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;

· осуществление международных денежных переводов.

Валютные операции осуществляют банки, имеющие статус уполномоченного банка.

Уполномоченный банк - это банк, получивший от Центрального банка Российской Федерации лицензию на право проведения операций с иностранной валютой. Юридические и физические лица, осуществляющие операции с иностранной валютой, и являются субъектами валютных операций на валютном рынке России подразделяются на резидентов и нерезидентов.

К резидентам относятся (ч. 1 ст. 1 п. 6):

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в»;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

К нерезидентам относятся (ч. 1 ст. 1 п. 7):

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6; Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ ст.1 п.6 и п.7

Валютные операции могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферт и т.п.), так и с движением капитала (лизинг, кредит и др.). Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доход от этого оборота. Движение валютного капитала означает вложение инвестором валюты в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте можно разделить на две группы, согласно ст. 8 Соглашения МВФ:

1. Текущие валютные операции

2. Валютные операции, связанные с движением капитала

К «текущим валютным операциям» относятся:

А) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

Б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

В) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

Г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Текущие валютные операции осуществляются резидентами, как правило, без каких-либо ограничений.

Банк России регулирует текущие операции двумя способами:

1. Путем ограничения применения таких форм расчетов, как чеки, векселя, а также требованием предоставления гарантий в форме аванса или предоплаты.

2. Жестким контролем за соблюдением периода времени по сделкам в 180 дней. При просрочке по текущим операциям срока в 180 дней применяются штрафные санкции.

К «валютным операциям, связанным с движением капитала», относятся :

А) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участи в управлении предприятием;

Б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

В) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

Г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

Д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

Е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями

Другими словами, если валютная операция не может быть отнесена к текущей валютной операции, то для целей применения Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» она будет рассматриваться как валютная операция, связанная с движением капитала. Валютные операции, связанные с движением капитала, подлежат валютному контролю и валютному регулированию и осуществляются в соответствии с инструкциями, письмами и другими нормативными актами и оперативными документами Банка России. Этого требует валютная политика государства - система мер в области валютных отношений, осуществляемая государством в соответствии с выработанными политическими и экономическими ориентирами.

Различают:

Долговременную валютную политику, которая нацелена на модификацию валютной системы, валютного рынка

Текущую валютную политику, которая нацелена на определение валютного курса, валютных операций, регулирование деятельности валютного рынка и рынка золота.

Валютные ограничения способствуют временному выравниванию платежных балансов отдельных стран, но в конечном счете осложняют проблему их балансирования, так как возникает необходимость регулирования международных расчетов с каждой страной отдельно. Ограничение обратимости валют фактически аннулирует принцип наибольшего благоприятствования, усиливает дискриминацию торговых партнеров путем применения множественности валютных курсов.

Объективная необходимость снятия валютных барьеров в международных экономических отношениях порождает тенденцию к межгосударственному регулированию валютных ограничений. Однако этому фактору противостоит национальный протекционизм как средство конкуренции, направленной против торговых партнеров.

Валютные ограничения в РФ

В соответствии с предложениями Президента РФ ускорить процесс приобретения национальной валютой статуса свободно конвертируемой были внесены существенные изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон от 26.06.2006 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» решениями Государственной Думы. В соответствии с внесёнными изменениями были отменены статьи, содержащие те или иные валютные ограничения, касающиеся проведения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории России и за её пределами. Отмена валютных ограничений означает, что валюта РФ в настоящее время формально соответствует всем требованиям МВФ, предъявленным к свободно конвертируемым валютам.

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учёта об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов». Федеральный закон от 30.10.2007 № 242-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”» ч.2.ст.12

Внесённые изменения означают для резидентов РФ переход к уведомительному порядку открытия (закрытия) банковских счетов за пределами России, что соответствует практике, принятой в развитых странах. Действующее законодательство не содержит ограничений на осуществление нерезидентами валютных операций.

По мнению инициаторов либерализации валютного законодательства, снятие ограничений по финансовым операциям может привести к повышению инвестиционной привлекательности государства. Так Банк России снял последние ограничения на движение капитала через границу Российской Федерации, отменив требования о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций. Кроме того, отменена обязательная продажа экспортерами части валютной выручки. Снятие ограничений на движение капитала через границу, отмена требований о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, а также об обязательном использовании специальных счетов при осуществлении валютных операций - все эти меры, по мнению экспертов, приведут к повышению инвестиционной привлекательности России.

Конечно, на сегодняшний день данные меры не смогут обеспечить полную конвертируемость рубля, так как для полной конвертируемости необходим ряд условий, например, таких, как осуществление нефтяных расчетов в рублях. Однако специалисты надеются, что при дальнейшем введении подобных мер российская валюта может занять такой статус.

Для инвестиционной привлекательности большое значение имеет возможность для инвестора не только вложить средства в экономику страны, но и возможность быстро отозвать эти средства. Поэтому снятие ограничений по движению капитала, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность России. Есть также мнение, что в сложившихся макроэкономических условиях валютная либерализация не окажет серьезного влияния на курс национальной валюты. На самом деле ее проведение лишь создает предпосылки для того, чтобы в течение ближайших 3-5 лет национальная валюта начала завоевывать позиции на международных финансовых рынках.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 50, 2001

Согласно Закону Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 31.05.2001 N 72-ФЗ) все валютные операции делятся на две группы: текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала (капитальные операции). К текущим валютным операциям отнесены такие, которые содержатся в закрытом перечне (п.9 ст.1 Закона); перечень же операций, связанных с движением капитала, является открытым - к этому разряду валютных операций относятся иные операции, не входящие в перечень текущих.

Четкое разграничение текущих и капитальных валютных операций имеет практическое значение для бухгалтеров и финансовых работников, так как режим осуществления этих операций разный. В соответствии с указанным Законом текущие валютные операции могут осуществляться предприятиями и организациями в свободном режиме (т.е. без ограничений), но в рамках действующего валютного законодательства Российской Федерации, а порядок совершения капитальных операций устанавливается Банком России.

Рассмотрим порядок проведения операций, связанных с движением капитала, определяемый Банком России.

До принятия Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" на территории Российской Федерации действовало Письмо Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР". В отношении операций, связанных с движением капитала, этим документом устанавливался разрешительный порядок: для их проведения необходимо было предварительно получить лицензию Госбанка СССР или центральных банков республик на каждую конкретную операцию.

После принятия Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" Банк России подтвердил действие упомянутого Письма Госбанка СССР на территории Российской Федерации в части, не противоречащей этому Закону, а также иным законодательным актам и изданным во исполнение их указаниям Банка России. Поскольку данный Закон не устанавливает конкретный порядок совершения капитальных операций, а иных законодательных актов по этому вопросу и указаний Банка России на тот момент не имелось, то подтверждение Банком России действия на территории Российской Федерации Письма Госбанка СССР N 352 означало и подтверждение установленного этим Письмом порядка осуществления в Российской Федерации операций, связанных с движением капитала.

При решении вопроса о выдаче разрешения на проведение конкретной валютной операции учитывается комплекс факторов: характер сделки, целесообразность ее проведения, финансовое положение организации, соблюдение ею валютного законодательства при осуществлении валютных операций, выполнение обязательств по расчетам с бюджетом и др.

В случае принятия положительного решения о выдаче разрешения Банк России устанавливает определенные условия, которые в обязательном порядке должны быть соблюдены организацией - резидентом при осуществлении операции. Например , может быть указан конкретный банк, через который должны быть произведены расчеты по данной операции, порядок платежей. В качестве условий могут быть указаны требования о получении гарантии от возможных потерь, об обязательной продаже полученных сумм иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и др.

Исключительно разрешительный порядок проведения капитальных операций действовал до принятия Банком России Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций от 24.04.1996 N 39, которое отменило разрешительный порядок на совершение ряда капитальных операций. Все перечисленные в этом документе операции, связанные с движением капитала, могли совершаться без специального разрешения Банка России.

В редакции Письма Банка России от 03.02.1997 N 403 (признано утратившим силу Приказом Банка России от 24.10.1997 N 02-469) данное Положение определяло порядок проведения указанных в нем капитальных операций, пока в него не были внесены изменения и дополнения Положением Банка России от 17.09.2001 N 152-П. Название документа имеет теперь следующую редакцию: "О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций". С учетом внесенных в документ изменений и дополнений в настоящее время операции, связанные с движением капитала, имеют следующие особенности.

  1. Расширен круг осуществляемых в свободном режиме валютных операций, связанных с приобретением и арендой движимого и недвижимого имущества. Так, резиденты могут переводить из Российской Федерации иностранную валюту в порядке авансовых платежей и предоплаты - по импорту воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов при условии, что в течение срока, не превышающего один год со дня перевода валютных средств, указанные объекты будут переданы резиденту.

При аренде резидентами у нерезидентов и нерезидентами у резидентов воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и объектов космической инфраструктуры, а также любого движимого непотребляемого имущества (за исключением ценных бумаг) иностранная валюта может свободно переводиться из Российской Федерации и в Российскую Федерацию при условии, что не позднее 180 дней соответственно со дня перевода иностранной валюты из России или ее поступления перечисленные объекты будут переданы арендатору (соответственно резиденту или нерезиденту). При этом срок аренды не имеет значения.

Аналогичным образом в свободном режиме могут осуществляться переводы иностранной валюты в пользу юридических лиц - резидентов в оплату находящегося на территории Российской Федерации недвижимого имущества, признаваемого таковым по законодательству Российской Федерации, которое передается в собственность нерезидентам по договору купли - продажи или иным сделкам об отчуждении этого имущества.

Если недвижимое имущество (кроме воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и объектов космической инфраструктуры), признаваемое таковым по законодательству Российской Федерации и находящееся на территории Российской Федерации, передается нерезидентам в аренду, то переводы иностранной валюты нерезидентами в пользу юридических лиц - резидентов в качестве арендной платы за арендованное имущество также осуществляются в свободном порядке.

Без разрешения Банка России производится возврат резидентам и нерезидентам перечисленных ими авансов и предоплаты, задатков по неисполненным договорам, ошибочно перечисленных сумм.

  1. К числу операций, осуществление которых не требует разрешения Банка России, отнесены и операции, связанные с получением резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте от уполномоченных банков на срок, превышающий 180 дней, на основании заключенных с уполномоченными банками кредитных договоров, а также операции по возврату уполномоченным банкам полученных от них резидентами и нерезидентами кредитов в иностранной валюте, включая проценты по ним и неустойку за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по кредитным договорам.

Если в обеспечение исполнения своих обязательств по кредитному договору должник заключил договор поручительства с резидентом, то резидент - поручитель без разрешения Банка России может перевести иностранную валюту во исполнение своих обязательств по договору поручительства. Переводы резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в порядке исполнения своих обязательств по договору поручительства в том случае, если должник - резидент не исполнил или ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по кредитному договору с нерезидентом, также осуществляются в свободном режиме.

Если в качестве обеспечения по кредитному договору должник - резидент передает уполномоченному банку в залог ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, и на них обращается взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации, то на продажу и покупку этих ценных бумаг не требуется разрешения Банка России.

  1. Резиденты могут покупать за иностранную валюту у уполномоченных банков векселя, выписанные этими банками в иностранной валюте, предъявлять их к оплате и получать платеж в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации.

Отчуждение резидентами векселей уполномоченным банкам, как выписавшим эти векселя, так и другим уполномоченным банкам, за иностранную валюту и за валюту Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном вексельным законодательством.

Резиденты могут приобретать и отчуждать через уполномоченные банки на организованном рынке ценных бумаг за иностранную валюту выпущенные резидентами эмиссионные ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. Хранить указанные ценные бумаги и вести учет прав на них могут только резиденты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности.

  1. Свободный режим осуществления валютных операций распространен и на расчеты по договорам морского агентирования.

Юридические лица - резиденты, являющиеся морскими агентами на основании договоров морского агентирования, заключенных с судовладельцами - нерезидентами, оказывают им услуги в морских портах Российской Федерации, в оплату за которые судовладельцы - нерезиденты переводят морским агентам иностранную валюту. В то же время морские агенты на основании посреднических договоров, заключенных ими с морскими администрациями портов, переводят им иностранную валюту в качестве портовых сборов за пребывание в российских портах иностранных судов.

  1. Расчеты, связанные с выплатами в иностранной валюте по страхованию и перестрахованию как в пользу резидентов в Российскую Федерацию, так и в пользу нерезидентов из Российской Федерации, осуществляются в свободном режиме только при условии, что срок действия договора не превышает пяти лет с даты его подписания.
  2. Физические лица - резиденты могут переводить за рубеж, в том числе на свои счета, открытые за пределами Российской Федерации в порядке, установленном Банком России, иностранную валюту на сумму, не превышающую 75 тыс. долл. в течение календарного года, для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте.

В случае реализации физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги полученная иностранная валюта может переводиться в Российскую Федерацию. Физическое лицо - резидент может передать ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, по договору дарения. Кроме того, физические лица - резиденты могут переводить иностранную валюту из Российской Федерации на их счета, открытые в иностранных банках в порядке, установленном Банком России, а также с их счетов в иностранных банках в Российскую Федерацию.

Не требуют разрешения переводы физических лиц в иностранной валюте из Российской Федерации в пользу нерезидентов, деятельность которых связана с реализацией за рубежом физическим лицам товаров в розничной торговле, выполнением работ, оказанием услуг, в оплату за приобретаемые у этих нерезидентов товары, работы, услуги.

Физические лица - резиденты и нерезиденты могут покупать через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации иностранную валюту за счет средств на своих рублевых счетах в кредитных учреждениях, а также продавать иностранную валюту с банковских счетов в иностранной валюте, открытых на свое имя в уполномоченных банках.

  1. Как резиденты, так и нерезиденты могут покупать и продавать через уполномоченные банки иностранную валюту одного вида за иностранную валюту другого вида, курс которых к рублю котируется Банком России.
  2. Без разрешения Банка России могут осуществляться переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату вступительных и членских взносов в международные неправительственные организации, а федеральными органами исполнительной власти - в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в международные организации, членом которых она является; переводы нерезидентами иностранной валюты в качестве дара, пожертвований в пользу резидентов, причем в случае пожертвований, дара в пользу юридических лиц - резидентов им может быть передан чек, номинированный в иностранной валюте.

Из Российской Федерации резиденты могут переводить иностранную валюту в пользу нерезидентов в качестве оплаты за подписку на иностранные и иные периодические издания.

  1. Переводы неторгового характера, расширенный перечень которых дается в Положении Банка России N 152-П, также осуществляются в свободном режиме.

Следует иметь в виду, что все валютные операции осуществляются в безналичном порядке, должны иметь документальное подтверждение (перечень подтверждающих документов дается в Положении), подлежат учету в уполномоченных банках.

При осуществлении физическими лицами некоторых из перечисленных операций (в п.8.6 Положения), а также операций, сумма каждой из которых превышает в эквиваленте 10 000 долл. США, физические лица должны представлять свидетельство о постановке на налоговый учет.

К текущим валютным операциям относятся:

переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных операций.

Важным моментом в изучении валютных операций, связанных с движением капитала, является рассмотрение инвестиций. Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых иностранными инвесторами в целях извлечения прибыли (дохода).

В зависимости от степени контроля за зарубежными компаниями инвестиции подразделяются на прямые и «портфельные».

Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Сообщества - 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%.

«Портфельные» инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любой страны, в том числе и России, должна базироваться, прежде всего, на изучении интересов потенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их удовлетворения без ущерба для национальной экономики.

Инвестиционной политика - совокупность государственных подходов и решений, определяющих направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики, мобилизации средств предприятий и создание благоприятного режима для иностранных инвесторов с помощью введения налоговых и других льгот, институциональная определенность в управлении процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и дебюрократизация деятельности соответствующих оргструктур. Особое значение в этом плане имеет правовое регулирование инвестиционной деятельности, которое, как правило, предполагает законодательство о собственности, включая положения об иностранных инвестициях; налоговое законодательство, в том числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде, социальной защищенности определенных групп населения, антимонопольное законодательство, законодательство об охране природы в связи с производственной деятельностью и др.

"Аудит и налогообложение", 2005, N 5

В данной статье рассматриваются валютные операции движения капитала в контексте ч. 7 и ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в частности расчеты и переводы:

  • при приобретении резидентами у нерезидентов долей, капитале) юридических лиц;
  • при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами.

Эти операции представляют интерес с точки зрения валютного регулирования и валютного контроля к деятельности уполномоченных банков и их клиентов.

Валютное регулирование

В ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) говорится, что Правительство РФ и Банк России имеют право устанавливать ограничения в виде обязательного использования специального счета резидента и в виде резервирования денежных средств резидентом.

До настоящего времени подобные ограничения органами валютного регулирования не устанавливались.

Таким образом, валютные операции движения капитала при приобретении резидентом у нерезидента долей, вкладов в уставном (складочном) капитале юридических лиц, а также при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами не подпадают под ограничения валютного регулирования.

Ограничения с точки зрения валютного контроля

Отсутствие ограничений валютного регулирования не снимает с резидента и нерезидента, а также с уполномоченного банка обязанностей соблюдать другие ограничения.

Под ограничениями валютного контроля подразумеваются, например, требования:

  • по оформлению расчетных документов резидентом и нерезидентом, предусмотренные в абз. 2 и 4 п. 1.12 и в п. 1.13 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И);
  • к уполномоченному банку, как агенту валютного контроля, принимать расчетный документ резидента или нерезидента только при достоверности указанной в нем информации, предусмотренной в п. 1.14 Инструкции N 117-И;
  • к уполномоченному банку вести регистрацию валютных операций в базе данных в соответствии с установленной Банком России кодификацией видов операцией, которая раскрыта в Приложении 2 к Инструкции N 117-И.

Валютные операции движения капитала, предусмотренные ч. 7 ст. 7 Закона N 173-ФЗ, включены в перечень валютных операций под общим кодом 50 в Приложении 2 к Инструкции N 117-И.

В этом Приложении рассматриваемые валютные операции движения капитала подробно систематизированы и переименованы в расчеты и переводы, связанные с инвестициями в форме капитальных вложений.

Такое переименование, на наш взгляд, связано с включением в перечень не только валютных операций движения капитала.

К примеру, Банк России присвоил общий код 50 таким валютным операциям, как выплаты дивидендов (доходов) от инвестиций в форме капитальных вложений и расчеты, связанные с ликвидацией юридического лица, что видно из приведенной ниже таблицы Приложения 2 к Инструкции N 117-И.

Код Операции Содержание операции
50 010


товарищества с нерезидентом
50 020 Расчеты и переводы резидента за приобретаемые у
не
или складочном капитале, паевом фонде кооператива)
внесении резидентом вкладов по договору простого
товарищества с нерезидентом
50 030 Расчеты и переводы резидента в оплату долей,
вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном
юридического лица - нерезидента при внесении
резидентом вкладов по договору простого
товарищества с нерезидентом
50 040
резидента доли, вклады, паи в имуществе (уставном
или складочном капитале, паевом фонде кооператива)
созданного юридического лица - резидента при
товарищества с резидентом
50 050 Расчеты и переводы нерезидента за приобретаемые у
резидента доли, вклады, паи в имуществе (уставном
или складочном капитале, паевом фонде кооператива)
созданного юридического лица - нерезидента при
внесении нерезидентом вкладов по договору простого
товарищества с резидентом
50 060 Расчеты и переводы нерезидента в оплату долей,
вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном
капитале, паевом фонде кооператива) создаваемого
юридического лица - резидента при внесении
нерезидентом вкладов по договору простого
товарищества с резидентом
50 070 Расчеты и переводы резидента в пользу нерезидента
при ликвидации юридического лица - резидента
50 080 Расчеты и переводы нерезидента в пользу резидента
при ликвидации юридического лица - нерезидента
50 090 Выплата дивидендов (доходов) от инвестиций в форме
капитальных вложений

Правовые стороны валютных операций движения капитала

Из ст. 7 Закона N 173-ФЗ следует, что к валютной операции движения капитала относится операция, связанная с приобретением резидентом у нерезидента доли участия в уставном капитале юридического лица. Поэтому под юридическими лицами будем рассматривать юридических лиц, зарегистрированных в РФ и за ее пределами, понятия о которых раскрыты в пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 1 и в пп. "б" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ.

Таким образом, в качестве юридического лица можно рассматривать резидента и нерезидента (см. приведенную выше таблицу).

В ч. 7 ст. 7 Закона N 173-ФЗ есть упоминание о договорах простого товарищества с нерезидентами, понятие о которых не раскрыто в этом Законе.

Однако в ч. 2 ст. 1 говорится, что используемые в названном Законе институты, понятия и термины гражданского законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В связи с этим следует обратить внимание на некоторые требования Гражданского кодекса РФ (часть первая) к участникам товариществ, зарегистрированных на территории РФ, для того чтобы оценить правовые возможности для совершения указанной валютной операции движения капитала.

Так, согласно этим требованиям ответственность участников полного товарищества максимальна по сравнению с ответственностью в иных товариществах и обществах. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Эта норма императивна и не может быть изменена по соглашению участников товарищества (ст. 75 ГК РФ).

Отказ от участия в полном товариществе, учрежденном без указания срока, должен быть заявлен участником не менее чем за шесть месяцев до фактического выхода из товарищества.

Досрочный отказ от участия в полном товариществе, учрежденном на определенный срок, допускается лишь по уважительной причине (ст. 77 ГК РФ).

Валютные операции движения капитала и их влияние на бухгалтерскую отчетность уполномоченного банка

Согласно ч. 8 ст. 7 Закона N 173-ФЗ данная статья не распространяется на валютные операции движения капитала, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.

В этом случае на нерезидента при его намерении войти в состав участников уполномоченного банка распространяются ограничения в виде получения предварительного разрешения Банка России на основании ст. 18 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Если в качестве участника рассматривается уполномоченный банк в капитале зарубежного банка, то таким правом участия в капитале зарубежного банка обладает кредитная организация - резидент, получившая генеральную лицензию Банка России (п. 14.1.5 Инструкции ЦБ РФ от 14.01.2004 N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций").

Допустим, что у уполномоченного банка есть доли участия в капитале зарубежного банка, которые учтены на счете 60203 "Средства, внесенные в уставные капиталы неакционерных банков - нерезидентов".

В этом случае возникают:

  • последствия с точки зрения капитала уполномоченного банка согласно п. 2.2.6 Положения о методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций (утв. ЦБ РФ 10.02.2003 за N 215-П). Если уполномоченный банк приобрел доли зарубежного банка для инвестирования и эта доля превышает 20% уставного капитала зарубежного банка, то указанные вложения уполномоченного банка в доли зарубежного банка принимаются в уменьшение основного капитала на основании данных счета 60203 уполномоченного банка. В уменьшение основного капитала принимаются вложения в доли участия, в том числе в отчужденные акции, за минусом сформированного резерва под соответствующие активы, в случае если их формирование предусмотрено внутренними документами уполномоченного банка;
  • обязанности уполномоченного банка учитывать факторы риска по счету 60203, остаток по которому не уменьшает сумму основного капитала в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ N 215-П, на основании п. 2.5 Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (утв. ЦБ РФ 09.07.2003 за N 232-П). Другими словами, если доля участия уполномоченного банка менее 20% от уставного капитала зарубежного банка, уполномоченный банк формирует резерв на возможные потери при наступлении событий, которые связаны с такими факторами, как:
  • текущее финансовое состояние организации;
  • вероятность ликвидации (банкротства) организации;
  • наличие требований к организации со стороны налоговых органов по перечислению платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • последствия с точки зрения валютной позиции уполномоченного банка, когда в состав балансовых активов не включаются вложения в доли нерезидентов, в том числе дочерних организаций согласно п. 5.1 Указания ЦБ РФ от 21.02.2000 N 744-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 22.05.1996 N 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации".

Не исключено, что рассмотренные валютные операции движения капитала могут быть ограничены нормами валютного регулирования в будущем, но только до 1 января 2007 г. (ч. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ).

Однако подобного срока прекращения действия ограничений валютного контроля (ст. ст. 20 и 26 Закона N 173-ФЗ) и ограничений банковского законодательства по рассмотренным валютным операциям движения капитала не существует.

Т.Мамучадзе

отдела банковского аудита

К операциям, связанным с движением капитала относятся:

) осуществление инвестиций;

) переводы для осуществления расчётов по сделкам, предусматривающим полную передачу исключительного права на объекты интеллектуальной собственности;

) переводы в оплату имущественных прав на недвижимость, за исключением имущества, приравненного к недвижимым вещам;

) предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней;

) передача в доверительное управление валютных ценностей.

Большинство валютных операций осуществляется в рамках сделок, которые дифференцируются на следующие типы:

В зависимости от срока осуществления сделки: срочные и кассовые.

Срочные (сделки форвард) - это сделки, время заключения и момент осуществления которых непосредственно не совпадают. То есть условия и цена осуществления оговариваются сегодня, а сама сделка непосредственно осуществляется через определенный период времени в будущем. Форвардная сделка предполагает покупку или продажу заранее оговоренного количества валюты по заранее оговоренной цене через определённый срок.

Кассовые - сделки, с момента заключения которых до момента непосредственного осуществления проходит не боле 3-х рабочих дней. К ним относят сделки "спот". Сделка "спот" - соглашение обменять оговоренное количество валюты по определённому курсу, реализуемое не позднее 2-х рабочих дней с момента его заключения. Сделка "своп" является обменной операцией, представляющей собой сочетание приобретения валюты на условиях "спот" и её одновременной продажи на условиях "форвард".

Арбитражные сделки - это операции, при которых участники используют разницу в валютных курсах на различных валютных рынках с целью получения прибыли. Арбитражные сделки подразделяются на валютные арбитражи в пространстве и во времени, простой и сложный, процентный.

Контроль за совершением валютных операций в Казахстане в части ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению этого порядка осуществляют уполномоченные государственные органы - Национальный банк РК, Минфин РК, Агентство РК по регулированию, а надзору финансового рынка и финансовых организаций, органы валютного контроля.

Участниками валютного рынка выступают центральные и коммерческие банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации.

Основные участники валютного рынка - это коммерческие банки, которые не только диверсифицируют свои портфели за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспортеров и импортеров. Валютные сделки по экспорту и импорту товаров и услуг каждой страны составляют основу определения стоимости национальной валюты.

Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы. В 1998 году прямое кредитование правительства было полностью прекращено, а весь правительственный долг перед Национальным банком был переоформлен в специальные десятилетние облигации МЕАКАМ. Со своей стороны с 1994 года министерство финансов начало переходить к неинфляционным методам финансирования дефицита бюджета - заимствованию на внутреннем рынке путем выпуска ценных бумаг. Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейские обязательства. В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редко и нерегулярно, примерно один раз в месяц, но уже к концу года они стали проводиться еженедельно. Сейчас частота проведения аукционов по размещению ГЦБ министерства финансов увеличилась до 2-3 раз в неделю. Значительно выросли и объемы размещения.

К 2001 году уже полностью сформирован рынок государственных ценных бумаг, имеющий налаженную инфраструктуру и отработанные механизмы проведения операций. Государственные ценные бумаги являются одним из самых надежных видов ценных бумаг, обращающихся на казахстанском фондовом рынке. Также создана базовая законодательная, институциональная и техническая инфраструктура рынка негосударственных эмиссионных ценных бумаг. Рынок корпоративных ценных бумаг в Казахстане развивается не столь активно, хотя именно данный элемент финансовой системы во многом предопределяет эффективность функционирования рыночной экономики.