О негосударственных пенсионных фондах прежние редакции. Требования к договорам

  • 12.04.2020

Время не стоит на месте. Создаются новые структуры, службы, образования. Коснулись перемены и системы пенсионного страхования – возникли негосударственные фонды, деятельность которых регламентируется законом о НПФ.

Что это за организации, можно ли им доверять и кто имеет право туда обратиться, будет подробно разъяснено в данной статье.

Структура ФЗ-75 о негосударственном страховом обеспечении и пенсионных фондах

Закон, вступивший в действие 07 мая 1998 года, определяет уровень отношений, возникающих в процессе образования неправительственных структур:

  • юридические;
  • финансовые;
  • социальные.

При этом законодательно предусмотрен контроль над деятельностью ПФ. Согласно 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», разрешение на осуществление страхования дается только после получения соответствующей лицензии. Страховая компания не может предоставлять услуги в ином порядке. Кроме того, обязательным требованием является регистрация в специальном реестре .

Закон разъясняет основные термины и понятия, дает четкие ответы на вопросы, связанные с деятельностью частных компаний, оказывающих спектр услуг по страхованию граждан. Вводится определение договора – основного документа, регулирующего взаимоотношения между администрацией и вкладчиком, включая его правопреемников в случае смерти.

Важно. ФЗ четко определяет временные рамки начала работы фондов по обеспечению пенсионных выплат – не ранее, чем будет оформлена лицензия (на следующий день). Аналогичный срок, только применительно к дате записи в едином реестре, установлен для пенсионного страхования.

Категории граждан, на которых может распространяться действие ФЗ-75

Закон «О негосударственных пенсионных фондах» не накладывает каких-либо серьезных ограничений по участию в НПФ. Любой платежеспособный гражданин может обратиться в выбранную им компанию для заключения договора на обслуживание. Единственное условие – регулярное осуществление взносов вкладчиком (его работодателем), на основании требований договора. Фонд, в свою очередь, обязуется выплачивать причитающиеся ему средства.

Установленная ФЗ правовая форма существования фонда – акционерное общество. Процедура обращения с клиентами подобна таковой в ГПФР: создается лицевой счет, номер которого соответствует данным регистрации в государственной системе (требования ФЗ N27 от 01.04.1996). Далее счет делится на 2 части – основную и специальную.

Идентификация производится по ФИО, дате и месту рождения, полу. Кроме этого, указывается дополнительная информация: адрес постоянного проживания, паспортные данные, гражданство, дата заключения договора на государственное пенсионное страхование (оформления/закрытия счета).

Федеральный Закон «О » также оговаривает определенные обязательства по поводу предоставления информации о заключенных договорных обязательствах в адрес Центробанка и ПФР. Кроме того, направляется отчетность по единым формам о финансовой деятельности, перерасчетах пенсий, проводится сверка взносов и так далее.

Основные правовые положения, предусмотренные ФЗ-75 «О негосударственных пенсионных фондах»

Текст 75 федерального законодательства «О негосударственных пенсионных фондах» разбит на отдельные статьи, в рамках которых излагаются смысловые блоки, даются необходимые разъяснения.

Наниматель наделен определенными полномочиями для заключения договорных обязательств с НПФ по обслуживанию своих сотрудников. При этом соответствующие положения вносятся в трудовой договор. Учитываются условия труда (степень их вредности для человека), это основное условие для права на получение досрочного страхования.

Уплату взносов регулирует работодатель, отчисляя равные доли в страховую компанию на основании заключенных договоров. Администрация нанимателя обязана разработать пенсионную программу, в которой излагаются (и доводятся до сведения сотрудников) следующие данные:

  • категории, которые подпадают под действие страхования;
  • пенсионные основания (согласно ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);
  • схему и очередность внесения средств в НПФ на лицевые счета работников;
  • правила осуществления выплат на основании состояния персонифицированного вклада сотрудника;
  • наименование и реквизиты организации, которая осуществляет страхование;
  • порядок участия в данной программе (и выхода из нее).

Обязательно оговариваются полномочия сторон, все возможные обстоятельства прекращения отношений, условия начала (и завершения) договорных обязательств НПФ.

Внимание. Деятельность частного фонда не только регулируется федеральными законами и нормативными актами. Руководство компании-страхователя информирует своих клиентов о перерасчетах вкладов, всех операциях с их частями и тому подобное. Вкладчик имеет право затребовать всю необходимую ему информацию у работодателя или НПФ.

Поскольку деятельность страховых компаний и их клиентов осуществляется на территории Федерации и подпадает под действие российского законодательства, все возможные конфликты улаживаются в судебном порядке.

Фонды, которые были созданы до вступления ФЗ в действие, обязаны соблюдать все его требования и положения. Касается это и основных документов (уставов, договоров, программ), на приведение их в соответствие дается срок в 1 год.

Важно. Накладываются жесткие ограничения на размещение устных (письменных, публичных) заявлений, которые могут привести к искаженному восприятию реальной ситуации, если они исходят от ответственных сотрудников НПФ. Также запрещается прогнозирование возможной деятельности компании среди застрахованных, если это не предусмотрено ее действующими правилами (противоречит им).

Изменения, вносимые в Закон

Как и в любой действующий нормативный акт, в Закон 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» периодически вносятся поправки и изменения. В частности, до 2017 года существовало ограничение на монополию в области неправительственного пенсионного страхования. Сделано это было для создания здоровых условий конкурентной борьбы, расширения группы организаций, задействованных в данной сфере рынка. Исключение статьи произошло в связи с ее переносом в другой ФЗ.

Также, для удобства пользования, в тексте указывается, какие статьи утратили силу или устарели со ссылкой на соответствующий нормативный акт.

Учитывая, что N75 ФЗ «О негосударственных акционерных пенсионных фондах» существует почти 2 десятка лет, он многократно дополнялся, согласно актуальным правовым нормам.

В заключение

Как видно из кратко рассмотренных положений, существующее законодательство РФ предусматривает правовое регулирование работы страховых компаний (фондов), предоставляющих услуги по пенсионному обеспечению.

В обязательном порядке должны быть разработаны учредительные документы, оформлена лицензия и выполнена регистрация в реестре ПФ – без этого компания не имеет право осуществлять свою деятельность. В соответствии с требованиями Центробанка предоставляется отчетность, производятся сверки финансовых поступлений.

Законодательная база устанавливает отношения между субъектами страховых договоров, защищая интересы вкладчиков и накладывая взаимные обязательства на них и НПФ. А сохранять свои сбережения (и будущую пенсию) в государственной форме собственности или обратиться к частнику – решать вкладчику. Главное, это внимательно изучить свои права и знать обязанности.

Пенсионная система в Российской Федерации находится под строгим государственным контролем. При этом существует ряд специальных организаций негосударственного характера, законодательно регулируемых 75-ФЗ "О Именно этот нормативный акт будет подробно рассмотрен в статье.

Негосударственная пенсионная система: общая характеристика

Пенсионными фондами, реализующими свою деятельность без государственного вмешательства, называются организации, в функции которых входит пенсионное обеспечение российских граждан. Оно может иметь характер страхования и досрочного пенсионного обеспечения. Деятельность подобного рода должна реализовываться фондом на основании специальной лицензии - об этом гласит статья 2 Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Как действует вся рассматриваемая система? заключают со своими клиентами договор пенсионного обеспечения - специальное соглашение между клиентом и организацией, согласно которому вкладчик должен выплачивать взносы, а фонд, в свою очередь, обязан своевременно представлять вкладчику негосударственные пенсионные выплаты.

О формировании фонда

В статье 4 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" речь идет о процедуре формирования всей рассматриваемой системы. Согласно закону, фонд может быть создан только в виде акционерного общества организационно-правовой формы. Сами же акционеры должны обладать правами на участие в управлении им. При этом компания не обязана отвечать по обязательствам своих участников, но должна нести ответственность за принадлежащее имущество.

В этом акте содержатся нормы, в соответствии с которыми строго запрещаются операции с векселями и выдачей займов. Акции фонда должны быть оплачены еще до того, как учредители подадут заявление на получение лицензии в Банк России.

О функциях фондов

Какими полномочиями и обязанностями, согласно 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", обладают рассматриваемые организации? Стоит обратить внимание на статью 8, в которой указывается следующее:

  • и взносов.
  • Заключение специальных договоров пенсионного типа.
  • Ведение пенсионных счетов негосударственного типа.
  • Своевременное информирование вкладчиков и прочих участников системы о состоянии счетов.
  • Законное формирование пенсионных резервов, организация размещения средств из резервов.
  • Инвестирование накопительных средств.
  • Ведение налогового и бухгалтерского учета.
  • Реализация актуарных расчетов.
  • Производство, назначение и выплата пенсионных накоплений.
  • Реализация некоторых других функций, указанных в статье 8 Закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Согласно же статье 9, каждый пенсионный фонд негосударственного характера должен разрабатывать специальный свод правил, соответствующих закону. Они должны утверждаться советом директоров фонда. Ряд разработанных требований может быть заключен в организационный устав.

О собственности фонда

В главе 4 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" рассказывается о порядке формирования имущества и распоряжения им. Согласно статье 16, организационная собственность должна делиться на пенсионные накопления и резервы.

Для чего нужны резервы? Закон указывает на обеспечение платежеспособности по обязательствам участников. В этих же целях формируются и накопления. Вот за счет чего образуются резервы:

  • целевые поступления;
  • пенсионные взносы;
  • организационные доходы от размещения резервов пенсионного типа;
  • любое другое имущество, определенное решением совета директоров фонда.

Согласно закону, только Банк России может устанавливать нормативный размер резервов для пенсионных схем.

А что можно сказать о пенсионных накоплениях? За счет чего формируется эта группа? Закон указывает:

  • на средства, переданные фондом в доверительное управление компании управляющего типа;
  • на средства, которые были переданы из ПФР по заявлению застрахованного лица;
  • на финансы, переданные в организацию предыдущим страховщиком и т. д.

Существует ряд гарантий реализации негосударственными пенсионными фондами своей деятельности. Это аудит, актуарное оценивание сторонними организациями и некоторые другие типы гарантийного исполнения.

Управление системой

Какой состав, согласно 75-ФЗ от 07.05.1998 "О негосударственных пенсионных фондах" имеет вся рассматриваемая система? Стоит обратить внимание на статью 28. В ней говорится о том, что фонд обязательно должен содержать наблюдательный совет, в который входят директоры. Передача же полномочий управляющей организации или отдельному управляющему в виде ИП запрещена.

Немаловажную роль в любом фонде рассматриваемого типа занимает попечительский совет. В него ходить должно не менее 5 человек из общего числа совета директоров и акционеров. В повестке совета могут содержаться следующие вопросы:

  • о ликвидации или реорганизации фонда;
  • о внесении в устав общества некоторых изменений;
  • об изменении максимальной доли от доходов фонда и т. д.

Согласно статье 33.2, фонд может быть ликвидирован либо в результате изъятия лицензии (по инициативе Банка России), либо по самостоятельному решению акционеров.

Изменения в законе

В законе ранее присутствовала статья 35, в которой речь шла о предупреждении монополистической деятельности и борьбе с ней. В ней говорилось о недопустимости ограничения а именно, о создании картелей, незаконных видов борьбы с конкурентами и т.д. В 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" с изменениями от января 2017 года рассматриваемая норма была удалена из-за размещения соответствующей ссылки в другом законе (ФЗ "О защите конкуренции").

75-ФЗ был принят в 1998 году, и за почти 20 лет функционирования он претерпел немало различных переработок.

Закон о негосударственных пенсионных фондах обеспечивает регулирование деятельности этих акционерных обществ. Они занимаются пенсионным обеспечением негосударственного характера. Такая практика допускается исключительно при наличии соответствующей лицензии.

Принятие закона о негосударственных пенсионных фондах

История возникновения НПФ связана с Указом Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», принятым во время проведения реформ в экономике. В течение двух лет учредили около 350 таких организаций. Для лицензирования их деятельности была создана Инспекция НПФ, которую позже упразднили.

С 2008 года количество фондов стало сокращаться за счет слияний и самоликвидаций. В 2018 году насчитывается 94 НПФ.

В конце 2013 года приняли закон, по которому к 2016 году должны быть акционированы все НПФ с обязательным пенсионным страхованием в практике. Прочие фонды такую процедуру должны пройти до нового года.

До завершения акционирования пенсионные накопления участников фонда переводятся в ПФР. Для управляющих компаний, инвестирующих пенсионные накопления, предусмотрено вступление в страховую программу в обязательном порядке после проверки Центральным Банком. Эта необходима для гарантирования сохранности денежных средств вкладчиков.

Функции НПФ по закону

Деятельность НПФ осуществляется по двум основным направлениям – негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию по ОПС. Различают также другой вид деятельности данных организаций – пенсионное страхование профессионального характера.

Федеральный закон предусматривает следующие функции таких организаций:

  • заключение пенсионных договоров и договоров по ОПС;
  • сбор и хранение взносов и накоплений;
  • ведение счетов НПО (негосударственное пенсионное обеспечение);
  • создание пенсионных резервов с последующим размещением их средств;
  • вложение накоплений с целью получения прибыли;
  • назначение и производство выплат негосударственной пенсии;
  • назначение и произведение накоплений, срочных и единовременных выплат;
  • формирование выплатного резерва.

НПФ имеют право вести пенсионные счета лично, либо посредством других организаций на основании соответствующих договоров. Уставная деятельность обеспечивается определенным образом. На оплату расходов направляются собственные средства организации.

Исключение : расходы на размещение резервных средств и инвестиции пенсионных накоплений.

Вкладчикам, участникам и застрахованным лицам в обязательном порядке ежегодно предоставляется информация о состоянии их счетов. Обеспечивают ее по обращению в течение 10 дней.

Обязательные резервы НПФ

Федеральный закон № 75 предусматривает, что НПФ обязан обеспечить устойчивость исполнения обязательств относительно своих участников.

С этими целями создается страховой резерв. Его учет ведется обособленно. Банк России устанавливает особенности формирования и применения страхового резерва, а также регламентирует его нормативный размер. При нарушении этих требований наступает административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

С аналогичными целями создают резерв по ОПС. Его формирование обеспечивается:

  • ежегодными отчислениями по ОПС за счет дохода от инвестиций;
  • средствами пенсионных накоплений, которые не были получены правопреемниками;
  • доходами от инвестиций средств фонда по ОПС.

Если доход от инвестиций отсутствует либо недостаточен, то формирование резерва производят за счет собственных средств НПФ.

Важно! Резервные средства используются для передачи пенсионных накоплений правопреемникам, а также для гарантийного восполнения.

Кто осуществляет контроль над деятельностью фондов

Закон от 7 мая 1998 г №75 ФЗ предусматривает, что единоличный исполнительный орган фонда не имеет права передавать полномочия индивидуальному предпринимателю.

Деятельность НПФ ежедневно контролируется специализированным депозитарием. Контроль деятельности фондов осуществляется также следующими органами:

  • Пенсионным фондом РФ;
  • Банком России;
  • Федеральной налоговой службой;
  • Счетной палатой;
  • независимым аудитором;
  • независимым актуарием.

Такой многоступенчатый контроль необходим для защиты прав и состояния средств участников НПФ. Органы управления и контроля должны иметь определенный состав и структуру. Этот пункт регламентируется уставом фонда и законодательством РФ.

Участие в НПФ

Пенсия имеет и накопительную части. Формируются они из отчисления работодателя (22%) и составляют соответственно 16% и 6% от фонда оплаты труда. формируется только у тех граждан, которые выбрали соответствующее обеспечение.

Закон о негосударственном пенсионном обеспечении предполагает, что любой гражданин вправе переносить накопительную часть в НПФ.

На страховую часть эти права не распространяются, так как в настоящее время она используется для выплат действующим пенсионерам.

Накопления, переданные в НПФ, приносят доход. Это обеспечивается за счет инвестирования средств. Если сравнивать среднюю доходность при государственном и негосударственном обеспечении, то выше показатели будут во втором случае.

Обратите внимание: обязательное условие сотрудничества с НПФ – заключение договора об ОПС.

Переход из ПФР в НПФ: порядок, способы

Переход в НПФ осуществляется по определенным правилам. В закон были внесены поправки, в соответствии с которыми заявление о переходе необходимо подавать в ПФР.

Сделать это можно лично либо по почте. Во втором случае заявление необходимо нотариально заверять.

Инвестирование накоплений и размещение резервных средств по закону

Закон регламентирует, что движения инвестируемых накоплений и размещаемых резервных средств должны быть прозрачными и информационно открытыми.

НПФ руководствуется определенными принципами:

  1. гарантировать сохранность этих средств;
  2. обеспечить получение дохода, вложения в разные активы, их ликвидность;
  3. определить стратегию инвестиций, основываясь на непредвзятых критериях;
  4. учитывать надежность ценных бумаг;
  5. профессионально управлять процессом инвестирования.

Средства резервов фонды могут размещать самостоятельно либо посредством управляющих компаний, но последние не получают при этом право собственности.

Объекты инвестирования предусматривает Банк России. Сотрудничество с управляющими компаниями осуществляется по договору доверительного управления.

Объекты инвестирования

Активы пенсионных накоплений должны соответствовать определенным критериям, устанавливаемым Банком России.

Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы относительно следующих объектов:

  • государственных ценных бумаг РФ и ее субъектов;
  • облигаций и акций (при создании в форме ОАО) российских эмитентов;
  • паев ПИФов;
  • ипотечных ценных бумаг;
  • денежных средств на счетах и депозитах кредитной организации (рубли, иностранная валюта);
  • ценных бумаг международной финансовой организации, если допущено их публичное обращение и размещение в РФ;
  • облигаций иностранных эмитентов, если российское юридическое лицо получает доходы от их размещения.

Банк России вправе также вводить дополнительные ограничения касаемо инвестирования.

Социальное обеспечение пожилых людей – обязанность государства.

Именно для этого существует Пенсионный фонд России, в который поступают отчисления от всех работающих граждан, дабы в будущем получать от государства денежные выплаты и коротать безбедную старость.

Вот только в большинстве случаев пенсии не хватает даже на покрытие расходов первой необходимости, таких как еда, коммунальные услуги, лекарства.

Именно для решения этой проблемы созданы . Впервые они возникли после выхода Указа Президента в 1992 году. В 1998 был выпущен одноименный Федеральный закон под номером 75 .

Существует ещё много законов и подзаконных актов, регулирующих механизм работы НФП. Про это мы сейчас и расскажем.

Законодательное регулирование вопроса

Героем нашего обсуждения станет именно 75 № ФЗ. Его мы подробно обсудим в следующих разделах. Сейчас же рассмотрим поправки к нему и остальное законодательство, раскрывающее вопрос.

Этот Федеральный закон №410 вносит ряд поправок в ФЗ 75, а именно:

ФЗ № 111 от 24.07.2002 года регулирует процесс образования средств пенсионных накоплений, их вложения для извлечения прибыли (инвестирования), регламентирует правовой статус участников этого процесса, участие государства в осуществлении контроля за его функционированием.

Очередная крупная поправка в ФЗ № 75 содержится в ФЗ № 167 от 29 июня 2015 года . Внесены изменения в порядок реорганизации, прекращения деятельности фонда, изменён качественный состав управленческого аппарата, расширены правомочия Центрального Банка по наложению санкционных мер, в том числе лишение лицензии.

Мы представили вам минимум первой необходимости, без которого разобраться в теме будет тяжело. В других разделах мы также будем встречаться с законами и подзаконными актами, регулирующими деятельность НПФ.

Федеральный закон №75: его цели и задачи

В рамках главного закона по нашей теме, негосударственный пенсионный фонд – это организация, имеющая две основные цели: негосударственное обеспечение пенсией и обязательное пенсионное страхование.

В первом случае вы добровольно по выбранной вами схеме начисляете определённую сумму денег, которая составляет часть от оплаты вашего труда. В свою очередь выбранная организация инвестирует полученные средства по своему усмотрению, тем самым преумножая ваши вложения. Речь идет только о .

Во втором случае мы говорим о системе, созданной и поддерживаемой государством, по которой пенсионеры и лица, получившие инвалидность, имеют право на выплаты. Это часть пенсии называется .

К целям нужно двигаться постепенно и обдуманно. Поэтому НПФ для их достижения нужно выполнить ряд задач :

Разберем критерии надёжности НПФ :

  • Общая сумма пенсионных резервов.
  • Репутация фонда и его учредителей.
  • Время, которое НПФ работает на рынке.
  • Стоимость отображённого в уставе имущества для обеспечения рисков.
  • Распределяет ли средства между различными вложениями для снижения рисков.
  • Участие в профессиональных объединениях.

Регулирование деятельности фондов

В соответствии с главой 10 ФЗ № 75, контрольно-надзорная функция за НПФ возложена на два субъекта: Центральный банк и Министерство труда и социальной защиты РФ.

У ЦБ очень широкий спектр полномочий, а именно:

Также Банк имеет право :

  • делать проверки по плану, но не чаще, чем 1 раз в год;
  • проверять деятельность вне плана, если на то есть веские основания;
  • обращаться в органы, имеющие законное право на занятие оперативно-розыскной деятельностью, с просьбой провести оперативно-розыскные мероприятия.

Если всё-таки выявлены нарушения , то ЦБ может:

  • отправить указание об устранении таковых;
  • запретить проводить все или часть операций;
  • отнять лицензию и посадить временных управляющих.

Гарантии для вкладчиков

Всякая инвестиционная деятельность связана с рисками. Но дело в том, что пенсионное страхование – слишком важный вопрос, который ни в коем случае нельзя отдавать на волю случаю. Поэтому в главе 5 ФЗ № 75 предусмотрены гарантии нормального функционирования НПФ .

По статье 20 каждый фонд обязан формировать страховой резерв . Он нужен для уверенности в том, что обязательства перед вкладчиками будут выполнены. Процедура его создания и размеры указаны в Приказе Федеральной службы по финансам и рынкам от 18.03.2008 N 08-11/пз-н.

Ежегодно деятельность фонда должна проходить актуарную оценку , то есть анализ и количественная характеристика рисков по финансовым обязательствам. Проводится она по требованиям ФЗ № 293 «Об актуарной деятельности в РФ». В заключении должны содержаться результаты оценивания обязательств фонда, сумма всех материальных средств, оценка деятельности по исполнению обязательств и т.д.

Ежегодно на фонде лежит обязанность провести аудит , то есть проверку отчетности организации. По результатам делаются выводы о её достоверности, о реальном положении фонда и дальнейшем его функционировании. Для подробностей обращайтесь к ФЗ № 307 «Об аудиторской деятельности».

Наконец, для большей надёжность и дополнительной перестраховки, есть возможность создавать объединенные гарантийные фонды . Также НПФ может вступить в общество взаимного страхования на основе одноименного ФЗ № 286.

Размещение и инвестирование средств в НПФ

В данном разделе разговор пойдёт о главе 6 основного закона.

В статье 24 перечислены принципы размещения и инвестирования :

Вкладывать средства можно в ценные бумаги , как российского происхождения, так и выпущенные за границей, но с некоторыми ограничениями. Особо приветствуются вложения в государственные ценные бумаги.

Работать с накопленными средствами для их преумножения может как сам фонд, так и иные субъекты, например управляющие компании. Ей деньги передаются в доверительное управление, что не влечёт перехода права собственности.

На пополнение средств пенсионных резервов и накоплений должно направляться не менее 85 % от прибыли . Из этой суммы заранее убираем вознаграждение управляющим и спец депозитарию, ради которых вся эта система и работает.

О деятельности негосударственных пенсионных фондов рассказано в следующем видеосюжете:

Пенсионной реформы, которой определены основные принципы и направления развития новой пенсионной модели. Согласно этой Программе пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования), профессионального страхования.

В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) комментируемый предусматривает формирование механизма надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, включая:

Систему учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;

Комментируемый закон предусматривает гарантии исполнения фондом обязательств по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. комментируемого закона предусматривает формирование страхового резерва, объединенных гарантийных фондов, страхования.

Добровольность негосударственного пенсионного обеспечения предусматривает возможность формирование индивидуальных пенсионных систем, финансируемых за счет самих вкладчиков. Законодатель не определяет конкретные условия предоставления и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов оставлено на рассмотрение фондов и вкладчиков, заключающих пенсионные договоры. Законодатель определил только минимальный размер негосударственной пенсии, которая может быть выплачена участнику. На сегодняшний момент минимальный размер негосударственной пенсии равен половине минимальной государственной пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, установленной законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами стало возможным с 1 января 2004 года. Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным комментируемого закона:

Иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

Иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей;

В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 миллионов рублей со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года;

Деятельность в качестве страховщика негосударственного пенсионного страхования регламентируется не только нормами настоящего закона, но и нормами от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Комментируемый устанавливает требования, предъявляемые к фонду, исполняющему функции страховщика, порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании, порядок передачи средств пенсионных накоплений в соответствии с желанием застрахованного лица в другой фонд, в ПФР или получение указанных средств, порядок управления средствами пенсионных накоплений и др.

Кроме комментируемого отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и ликвидации указанных фондов, регулируются законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время законодательная база, регулирующая деятельность негосударственных пенсионных фондов, кроме настоящего закона, включает в себя.