Количественные показатели открытости экономики страны. Открытость национальной экономики

  • 26.04.2024

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются:

1. экспортная квота

2. импортная квота

3. внешнеторговая квота

Иногда используют также коэффициенты эластичности экспорта (для оценки динамики открытости экономики) или импорта по отношению к ВВП.

Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах: Кэ = Э/ВВП*100%.

Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП: Ки = И/ВВП*100%.

Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах: Кв = (Э+И)/2ВВП*100%.

Другой вариант Кв = (Э+И) / ВВП*100%*0,5

Показывает значимость внешнеторговых связей для страны, а не только экспорта и импорта. Все показатели не показывают долю страны в мировом экспорте.

Коэффициенты эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП показывают, на сколько возрастает экспорт или импорт при увеличении ВВП страны на 1 % и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП страны за тот же период.

Еэ = дельта Э(%) / дельту ВВП(%)

Еи = дельта И(%) / дельту ВВП(%)

Значение данных коэффициентов если они больше > 1 трактуют как усиление открытого характера экономики, если меньше < 1 то наоборот.

Необходимо отметить, что не один из этих показателей нельзя признать универсальным индикатором открытости национальной экономики, поскольку они не учитывают участие данной страны в международном движении факторов производства, не учитывают ее влияние на изменение на движении мировой ставки процента, уровень мировых цен и т.д. Поэтому все эти показатели могут служить мерилом открытости экономики лишь в первом приближении.

Следует различать понятия «открытость экономики» и «свобода торговли » фритредерство. Свобода торговли это есть не что иное, как политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Открытость экономики более широкое понятие, чем свобода торговли поскольку:

1. Подразумевает активное участие страны не только в международной торговле, но и в других внешнеэкономических или мирохозяйственных связях. Понятие свободной торговли касается только сферы внешней торговли.



2. Открытость экономики не исключает протекционизм, который является антиподом политики свободы торговли

Протекционизм это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Цель политики протекционизма существенно отличается от цели политики автаркии, поскольку протекционизм не отрицает полезности международной торговли и не ставит задачу, чтобы страна сама себя всем обеспечивала.

Различают 4 основные формы протекционизма это:

1. Селективный - направлен против конкретных отдельных стран, товаров или компании.

2. Отраслевой - защищает определенные отрасли национального хозяйства, прежде всего сельское хозяйство.

3. Коллективный - проводится в отношении какой-то страны или ряда стран совместно с одной или несколькими другими странами.

4. Скрытый (косвенный) - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Мировой банк до сих пор классифицирует открытость экономики по критерию экспортной квоты страны. Он делит страны на три группы:

1. Относительно закрытые, с квотой < 10%

2. Страны с умеренно открытой экономикой, квота от 10 до 25%

3. Страны с открытой экономикой, квота > 25%

Факторы, влияющие на степень открытости экономики страны:

1. Объем внутреннего рынка; 2. Уровень экономического развития страны; 3. Степень участия страны в международном производстве.

Экономисты выделяют тенденцию: чем больший вес в структуре экономике занимают базовые отросли, тем меньше участия страны в международном разделении труда -> меньше степень открытости экономики.

Факторы, влияющие на степень открытости:

Размеры страны

Обеспеченность природными ресурсами

Ур. экономического развития

Объем внутреннего рынка.

Преимущества открытой экономики:

1. Изменяется общий объем ресурсов, которыми располагает страна, при этом ресурсы более рационально распределяются и эффективнее используются.

2. Развивается специализация и кооперирование производства.

3. Появляется дополнительная выгода за счет увеличения масштабов производства и более рациональной его организации.

4. Усиливается конкуренция на внутреннем рынке, что приводит к снижению издержек производства и повышению качества продукции. Руководствовались тем что небольшая часть предприятий возможно выйдет в лидеры данной отрасли, а часть разорится – но это нормальный процесс, т.к. предприятия постоянно образовываются и разоряются.

5. Появляется возможность заимствования передовых технологии, оборудования, информации, управленческих навыков и т.д. Позитивный зарубежный опыт во всех своих проявлениях становится более доступным.

Негативные последствия открытости экономики:

1. Возрастает подверженность влиянию мировых финансовых и экономических кризисов, изменениям конъюнктуры мировых товарных рынков и в известном смысле возрастает вероятность риска нестабильности национальной экономики.

2. В ряде случаев иностранная конкуренция приводит к разрушению отдельных производств и даже целых отраслей отечественной экономики.

3. Усиливается зависимость национальной экономики от импорта, при этом импорт здесь в самом широком смысле (товары, капиталы, технологии). Существуют стратегически значимые отрасли, куда нельзя пускать иностранный капитал, а также стратегически важные товары, которые нужно контролировать. Если импорт превышает 30%, то это сигнал что нужно исправлять ситуацию в определенных группах товаров.

8. Субъекты международных экономических отношений

9. Основные показатели, характеризующие мировое хозяйство

10. Современные тенденции развития мирового хозяйства.

Интернационализация хозяйственной жизни представляет собой процесс развития устойчивых взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства.

Интернационализация хозяйственной жизни проявляется в двух основных формах:

Интеграции (сближения, взаимоприспособления национальных хозяйств);

Транснационализации (создания межнациональных производственных комплексов).

Международная экономическая интеграция – процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и взаимодействия экономик отдельных национальных хозяйств. Международная экономическая интеграция проявляется в формировании экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Выделяют несколько форм межгосударственной экономической интеграции. Самая простая форма экономической интеграции на межгосударственном уровне – зона свободной торговли , в рамках которой устраняются (снижается уровень) торговые ограничения между странами-участницами, прежде всего таможенные пошлины.

Другая форма – таможенный союз – предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Более сложной формой является общий рынок , обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический союз , совмещающий вышесказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:

Интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также производить продукцию в расчете на емкий европейский рынок всей интеграционной группировки;

Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия фирмам стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенном смысле от конкуренции со стороны фирм третьих стран;

Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Транснационализация – это межгосударственная интеграция, реализуемая на уровне частных фирм. Организационное воплощение транснационализации – ТНК (транснациональная корпорация).

Различают ТНК, которые являются национальными трестами и собственно межфирменные союзы. Первый вид ТНК национален по капиталу и контролю, международен лишь по сфере своей деятельности. Второму виду ТНК присуща международная рассредоточенность акционерного капитала и многонациональный состав ядра, треста или концерна.

Таким образом, в современной мировой экономике действуют две основные тенденции.

1. Наблюдается усиление целостности мирового хозяйства, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Наиболее отчетливо данный процесс проявляется через деятельность ТНК, являющихся «самым мощным агентом интернационализации общества»: из 20 крупнейших ТНК (в сферах автомобилестроения, электроники, нефтепереработки) 6 базируются в США, по 3 – в Великобритании, Японии, Германии, по 2 – во Франции, Швейцарии, Нидерландах. В мировой экономике происходит усложнение системы связей между ТНК в форме образования международных корпоративных альянсов (ПКА).

2. Происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне через формирование интеграционных структур, развивающихся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

11. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, усложнением процессов взаимодействия природы и общества. Одной из основных глобальных проблем является сырьевая проблема. Функционирование национальных экономик и всего мирового хозяйства базируется на экономических ресурсах - природных, трудовых, капитальных, а также научных, предпринимательских. В совокупности экономические ресурсы образуют потенциал национальной экономики, региона мира или всего мирового хозяйства.
Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства многообразен. Он включает энергетические, земельные и почвенные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), минеральные (полезные ископаемые), климатические и рекреационные ресурсы.

Ресурсы минерального сырья и топлива.
Минеральными ресурсами принято называть полезные ископаемые, извлеченные из недр. Современное хозяйство использует около 200 видов минерального сырья. Широко используется классификация полезных ископаемых на основе технологии их использования: топливно-энергетическое сырье (нефть, уголь, газ, уран), черные, легирующие и туго-плавкие металлы (руды железа, марганца, хрома, никеля, кобальта, вольфрама и др.), цветные металлы (золото, серебро, платиноиды), химическое и агрономическое сырье (калийные соли, фосфориты, апатиты и др.), техническое сырье (алмазы, асбест, графит и др.), флюсы и огнеупоры, цементное сырье.
К категории топливно-энергетического сырья относят полезные ископаемые, используемые для производства энергии: нефть, каменные и бурые угли, горючий газ, уран, битумные сланцы.

Топливно-энергетическое сырье .
Мировые прогнозные геологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. При современном уровне добычи этих ресурсов должно хватить на 1000 лет. Эти запасы состоят из угля (до 60%), нефти и газа (около 27%), а также сланцев и торфа

Среди топливно-энергетических ресурсов наибольшие запасы в мире приходятся на уголь. При современном уровне мировой добычи (4,5 млрд. т в год) разведанных к настоящему времени запасов может хватить примерно на 400 лет.

Обеспеченность мировой экономики разведанными запасами нефти при современном уровне добычи (около 3 млрд. т в год) составляет 45лет.

Разведанные запасы природного газа выросли за последние 15 лет со 100 до 144 трлн. м3. Прирост объясняется как открытием ряда новых месторождений (в частности, в России - в Западной и восточной Сибири, на шельфе Баренцева моря)

Крупнейшие разведанные запасы природного газа) сосредоточены в России (33,06%),

Обеспеченность природным газом при современном уровне его добычи (2,2 трлн. м3 в год) составляет 71 год.

Современная мировая экономика характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости стран.

Эта взаимозависимость является следствием углубления МРТ, что делает выгодным специализацию стран в производстве отдельных товаров и услуг и

международный обмен.

Рост экономической взаимозависимости – одна из главных тенденций развития мировой экономики. На практике это означает, что темпы роста ВВП, экспорта страны зависят от экономической динамики другой страны. Ряд экономистов отмечают тенденцию роста влияния экономики США на развитие других стран.

Например, США производят сегодня 20% ВМП и обеспечивают 40% капитализации фондового рынка, падение ВВП США на 1% снижает экспорт Китая на 3,7%.

В наиболее развитых странах мира сформировалась модель «открытой экономики»

Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли - это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

Экономика открытая - экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда.

Признаки открытой экономики:

Важная роль внешней торговли в развитии национальной экономики, свободный режим торговли (невысокие таможенные пошлины, небольшая роль других ограничений)

Незначительные ограничения на движение капитала, благоприятны инвестиционный климат

Конвертируемость национальной валюты (хотя бы частичная)

Открытая экономика – антипод автаркии. Автаркия – это экономика самообеспечения, добровольной изоляции страны от мирового рынка (по сути – модель натурального хозяйства в рамках страны). В современных условиях эта модель крайне неэффективна.

Преимуществами открытой экономики являются:

1) углубление специализации и кооперации производства;

2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика - это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.


Один из важных критериев открытой экономики - благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности.

Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей.

Количественные индикаторы открытости национальной экономики:

· Экспортная квота = *100%

· Импортная квота = *100%

· Внешнеторговая квота = *100%

Страна имеет признаки открытой экономики, если внешнеторговая квота = > 20%.

· Экспорт – вывоз товаров из страны;

· Импорт – ввоз товаров в страну;

· Оборот внешней торговли = Экспорт + Импорт;

· Торговый баланс = Экспорт – Импорт.

· Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Qэксп./ д. н.):

Стоимость экспорта

где Чн. - численность населения страны.

· Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

где Эп. - экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала);

Дд. н. - предельно допустимый доход на душу населения.

· Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным - при превышении импорта над экспортом.

В экономической литературе Запада вместо сальдо внешнеторгового оборота используется другой термин - «экспорт». Он может быть также положительным или, отрицательным в зависимости от того, преобладает экспорт или напротив.

· Коэффициенты эластичности экспорта (Еэ) и импорта (Еи) по отношению к ВВП показывают, насколько возрастает экспорт (или импорт) при увеличении ВВП страны на 1 %, и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП за тот же период:

Еэ=ΔЭ (%) / ΔВВП (%);

Еи=ΔИ (%) / ΔВВП (%).

Значение данных коэффициентов >1 практикуют как увеличение открытости экономики, <1 – как уменьшение открытого характера экономики.

Факторы, которые влияют на степень открытости экономик и уровень развития международных экономических отношений:

1) объем внутреннего рынка страны;

2) уровень ее экономического развития;

3) участие страны в международном производстве.

Проблемы открытой экономики :

Угроза национальной безопасности в ситуации очень высокой зависимости от импорта каких либо товаров.

Ущерб национальным экономическим интересам в условиях обострения конкуренции с иностранными компаниями (вероятность банкротства и резкого роста безработицы.

Уязвимость национального рынка капитала от кризисов на зарубежных рынках капитала (колебания курсов ценных бумаг)

Угроза валютного кризиса (резкие колебания курса национальной валюты)

Хотя мировая экономика является единой системой, мир пока разделен на две сотни стран, каждая из которых имеет национальные экономические интересы и стремится их защищать. (Экономическими, политическими и даже военными методами).

Интересы других стран, как правило, игнорируются.

Противоречия между странами неизбежны и постоянны, но важно не доводить эти противоречия до конфликтов, особенно до формы открытой конфронтации. Механизмы международных организаций позволяют странам находить компромиссы, цивилизованно защищать свои интересы и сотрудничать (ООН, Мировой банк, МВФ, ОЭСР, ВТО, международные форумы).

Взаимозависимость между странами достаточно сильна, но в некоторых регионах мира наблюдается некоторая обратная тенденция снижения зависимости. Данное явление получило название «декаплинг » (decoupling, буквально - отделение, размежевание).

Характерным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Именно тогда США выступили с тезисами «свободы торговли», «открытости экономики», прежде всего для навязывания другим странам своих норм поведения на международном рынке. Такая «свобода торговли», «открытость экономики» представляла собой орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, стремление к безудержной экспансии американских корпораций.

Однако по мере изменения социально-экономической ситуации тезис об открытой экономике утрачивает однобокую, корыстную направленность интересов и приобретает объективный смысл интернационализации (глобализации) мирохозяйственных связей.

Для нормального функционирования мировой экономики (единого рыночного пространства) необходимо, как считают американские экономисты Дж. Нэйсбит и П. Эбердин, достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло государство. Оно взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами, развитию внешнеэкономических связей. Создавалась прочная правовая основа, облегчавшая приток из-за рубежа инвестиций, технологий, рабочей силы, информации.

Переход стран к более открытой экономике был ускорен действиями транснациональных корпораций. Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, они обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен.

Заметный прогресс во второй половине XX века транспортных, информационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населения. Постепенно, шаг за шагом, разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в международное разделение труда.

С 60-х годов процессы открытости начинают распространяться на ряд развивающихся государств. С начала 80-х годов приверженность политике открытости декларирует Китай (открытость на китайском «кайфан»).

Понятие «открытость экономики» шире тезиса «свободы торговли» как торговли товарами, включая в себя свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

Углубление специализации и кооперации производства;

Рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

Распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

Рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Стихийная открытость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

В 50-60-е гг. к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х гг. этот критерий заметно вырос: страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.

Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уровень развития международных экономических отношений, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие ее в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др. Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуре экономики вес базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной и др.), тем меньше участие страны в международном разделении труда (МРТ), тем меньше открытость экономики.

По мнению американских экономистов Дж. Сакса и Э. Уорнера степень открытости национальной экономики определяется отсутствием у страны «чрезмерно больших» экспортных и импортных пошлин, наличием «разумного» уровня конвертации национальной валюты, а также тем, что страна не должна быть социалистической.

Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, характеризуя в известной степени открытость экономики, не может быть ее синтетическим показателем. Внешнеторговая квота, в основном, отражает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики. Показатель открытости экономики является более сложным, комплексным.

Иногда у отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспортная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экспорта.

Предыдущая

Степень открытости экономики оценивается с помощью соответствующих показателей. В качестве базовых применяются показатели, характеризующие активность страны в области международной торговли.

Экспортная квота (Export Quota , XQ ) - доля экспорта (X) в ВВП (Gross Domestic Product , GDP) страны, %:

Если величина экспортной квоты составляет менее 10%, экономика страны считается относительно закрытой. Если доля экспорта составляет более 35%, экономика страны считается относительно открытой. Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею продукции.

Импортная квота (Import Quota , MQ) - доля импорта (М) в ВВП (GDP ) страны, %:

Увеличение импортной квоты, означая рост открытости экономики страны, не является однозначно положительной характеристикой. Более того, высокая доля импорта может свидетельствовать о высоком уровне зависимости национальной экономики от зарубежных поставок. И наоборот, чем в большей степени страна обеспечена природными ресурсами, тем меньше необходимость заимствовать их на мировом рынке и, соответственно, меньше степень открытости.

Внешнеторговая квота (Foreign Trade Quota , FTQ) - соотношение внешнеторгового оборота (Foreign Trade Turnover FTT) - совокупной стоимости экспорта (X ) и импорта (М ) - к стоимости ВВП (GDP ), %:

Считается, что внешнеторговый оборот начинает оказывать стимулирующее или тормозящее влияние на национальную экономику с того момента, когда он достигает уровня около 25% ВВП. Согласно другим оценкам, экономикой с низким уровнем открытости считается экономика страны с величиной внешнеторговой квоты менее 27%.

Соответствующие показатели можно рассмотреть на примере российской экономики (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Показатели открытости российской экономики

Показатель

Внешнеторговый оборот

Анализ показателей открытости экономики России позволяет сделать вывод о ее достаточно высоком уровне, особенно в части организации экспорта. Однако следует отметить, что в последнее время степень открытости российской экономики несколько снижается за пределы относительной открытости (менее 35%), что в значительной мере является следствием применения экономических санкций против нашей страны.

Для сравнения: доля экспорта в ВНП бывшего СССР в 1989 г. составляла 7,4%, доля импорта - 7,8, доля внешнеторгового оборота - 15,2% . Очевидно, что величина данных показателей свидетельствует о высокой степени автаркичности советской экономики.

Приведенные показатели, будучи базовыми, вместе с тем могут быть недостаточными для полноценной характеристики открытости экономики страны. Поэтому наряду с ними используют понятие отраслевой структуры национальной экономики. Как показывает практика, чем выше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики.

Кроме того, наряду с показателем объема рассматривают структуру экспорта и импорта , анализируя соотношение в них объемов сырья и готовой продукции.

В качестве примера рассмотрим отраслевую структуру СССР за 1980- 1989 гг. (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности СССР , %

Данные таблицы подтверждают выводы, сделанные выше, о высокой степени закрытости советской экономики. Доля отраслей тяжелой промышленности в народном хозяйстве страны в среднем составляла около 70%. При этом значительный удельный вес приходился на машиностроение (от 24,3 до 29,3%) и ТЭК (10,5-12,1%).

Для сравнения, в экономике современной России удельный вес в общем объеме добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды:

  • производства машин и оборудования - 2,7%;
  • металлургического производства и производства готовых металлических изделий - 10,7%;
  • добычи топливно-энергетических полезных ископаемых - 21,0% .

Эти данные свидетельствуют о наличии определенного потенциала

автаркичности экономики России, прежде всего в части использования собственных природных ресурсов. Такой вывод подтверждает и высокая доля минеральных продуктов в общем объеме экспорта - 63,8% в 2015 г. В общем объеме импорта 2015 г. большую долю составил импорт машин, оборудования и транспортных средств - 44,8% .

Наряду с показателями международной торговли для характеристики открытости экономики используют показатели активности страны в сфере международного движения капитала. При этом одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений (прежде всего прямых), технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

Конкретными показателями служат, например, объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны, соотношение объема прямых зарубежных инвестиций страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории и т.п.

Пример

Объемы иностранных инвестиций, поступивших в экономику России из-за рубежа и из экономики России за рубеж, представлены в табл. 10.3.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что инвестиционная активность страны за пределами национальных границ за последнее время существенно возросла. Если в 2000-2005 гг. соотношение между размещением прямых инвестиций за рубежом и привлечением прямых инвестиций из-за рубежа складывалось однозначно в пользу последних, то в 2010-2012 гг. ситуация выравнялась, а в 2013 г. принципиально изменилась: прямые инвестиции РФ в экономику зарубежных стран превысили объем прямых инвестиций, поступивших от иностранных государств почти в три раза.

На практике степень открытости, помимо всего прочего, зависит, от масштаба экономики. Относительная значимость внешнеэкономических потоков тем выше, чем меньше масштаб экономики. Имеется в виду, что небольшое государство гораздо более зависит от внешнего мира, чем государство со значительной численностью населения.

  • Рассчитано автором.

2. Де факто, понимается интенсивность международных обменов, этот вид открытости характеризует фактическое участие страны и ее отдельных частей в международной системе мирового хозяйства и измеряется разными показателями.

В мирохозяйственные связи по разному втянуты не только страны, но и части их экономического пространства, а для целого ряда стран, в том числе крупных этот аспект имеет важное значение для изучения факторов сдерживающих процесс открытости. Уровень открытости страны является как бы средним для всей совокупности элементов территориальной структуры хозяйства, но различия между отдельными регионами страны по степени втянутости могут очень существенно различаться, что является следствием отражения их разной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

1.2 Основные признаки открытой экономики

Для того, чтобы определить степень открытости экономики необходимо рассмотреть основные признаки открытой экономики, их можно разделить на три группы.

Первая группа - это признаки открытой экономики на макро-уровне:

1. Наиболее полное использование различных форм мирохозяйственных связей.

2. Устойчивая внешнеэкономическая специализация страны, при которой обмен с мировым хозяйством происходит не в силу дефицитов или излишков продукции внутри страны, а на основе сравнительных издержек производства и качества товара.

3. Стабильность валютно-финансового положения страны, когда обслуживание внешнего долга не закрывает возможностей экономического роста и не создает трудностей с привлечением новых кредитов.

4. Международная обратимость национальной валюты.

5. Развитие национальной экономики определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.

Вторая группа - это признаки открытой экономики на микро-уровне:

1. Свободный выход предприятий всех форм собственности на внешние рынки товаров, капиталов и услуг.

2. Свобода выбора всеми экономическими субъектами отечественных и иностранных партнеров и рынков при осуществлении хозяйственных операции.

3. Превращение внешнеэкономической деятельности в органичную составную часть в хозяйственной деятельности многих предприятии.

И третья группа - это признаки открытой экономики в деятельности государства:

1. Открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с гибкой защитой отечественного производителя.

2. Обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного функционирования и защиты иностранного капитала.

3. Создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата (под которым можно понимать комплекс факторов обеспечивающих разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранных товаров, капиталов, технологии, информации и т.д.)

4. Ликвидация монополии внешней торговли по большинству товарных позиций.

5. Поддержка на внешних рынках отечественных экспортеров.

6. Ориентация технической, промышленной и социальной политики на мировые стандарты и тенденции их развития.

7. Сближение отечественного хозяйственного права с международным.

8. Приоритет международных договорных обязательств страны над нормами отечественного права.

9. Применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и методов регулирования внешнеэкономических связей комбинируемых в зависимости от конкретной ситуации в национальной экономике.

10. Обеспечение участия государства в важнейших международных экономических организациях .

Следует различать понятия «открытость экономики» и «свобода торговли» фритредерство. Свобода торговли это есть не что иное, как политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Открытость экономики более широкое понятие, чем свобода торговли поскольку:

1. Подразумевает активное участие страны не только в международной торговле, но и в других внешнеэкономических или мирохозяйственных связях. Понятие свободной торговли касается только сферы внешней торговли.

2. Открытость экономики не исключает протекционизм, который является антиподом политики свободы торговли

Протекционизм это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Цель политики протекционизма существенно отличается от цели политики автаркии, поскольку протекционизм не отрицает полезности международной торговли и не ставит задачу, чтобы страна сама себя всем обеспечивала.

Различают 4 основные формы протекционизма это:

1. Селективный - направлен против конкретных отдельных стран, товаров или компании.

2. Отраслевой - защищает определенные отрасли национального хозяйства, прежде всего сельское хозяйство.

3. Коллективный - проводится в отношении какой-то страны или ряда стран совместно с одной или несколькими другими странами.

4. Скрытый (косвенный) - осуществляется методами внутренней экономической политики.


1.3 Основные показатели открытости экономики страны

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости эконо­мики, чаще всего применяются :

1. экспортная квота

2. импортная квота

3. внешнеторговая квота

Иногда используют также коэффициенты эластичности экспорта (для оценки динамики открытости экономики) или импорта по отношению к ВВП.

Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризую­щий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах: Кэ = Э/ВВП*100%.

Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП: Ки = И/ВВП*100%.

Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах: Кв = Э+И/2ВВП*100%.

Другой вариант Кв = (Э+И) / ВВП*100%*0,5

Показывает значимость внешнеторговых связей для страны, а не только экспорта и импорта. Все показатели не показывают долю страны в мировом экспорте.

Коэффициенты эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП показывают, на сколько возрастает экспорт или импорт при увеличении ВВП страны на 1 % и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП страны за тот же период.

Еэ = дельта Э(%) / дельту ВВП(%)

Еи = дельта И(%) / дельту ВВП(%)

Значение данных коэффициентов если они больше > 1 трактуют как усиление открытого характера экономики, если меньше < 1 то наоборот.

Необходимо отметить, что не один из этих показателей нельзя признать универсальным индикатором открытости национальной экономики, поскольку они не учитывают участие данной страны в международном движении факторов производства, не учитывают ее влияние на изменение на движении мировой ставки процента, уровень мировых цен и т.д. Поэтому все эти показатели могут служить мерилом открытости экономики лишь в первом приближении.

Универсального показателя открытости экономики нет, можно говорить лишь о совокупности показателей.

Мировой банк до сих пор классифицирует открытость экономики по критерию экспортной квоты страны. Он делит страны на три группы:

1. Относительно закрытые, с квотой <10%

2. Страны с умеренно открытой экономикой, квота от 10 до 25%

3. Страны с открытой экономикой, квота > 25%

Но здесь можно тоже ошибиться если ВВП сокращается больше, чем экспорт, то мы получаем неправильную картину.

Иногда в теории международной экономики используют понятия как малая открытая экономика и большая открытая экономика.

Эти понятия ничего общего не имеют с экспортными и импортными квотами этих стран. Показатели открытости экономики не является критерием для отнесения страны к большой или малой открытой экономике страны.

И большую и малую рассматривают в узком и широком смысле. При этом акцент делается не столько на степень включенности национальной экономики в международные хозяйственные связи, сколько на процесс формирования мировой ставки процента и влияние соответствующей страны на данный процесс.

В узком смысле большая открытая экономика это экономика, в которой ставка процента формируется под значительным воздействием внутренних экономических процессов. Страны, где сформировалась большая открытая экономика: США, Япония, Германия оказывают значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки %.

Малая открытая экономика в узком смысле это экономика, в которой ставка % задана условиями мирового финансового рынка. Государства с малой открытой экономикой не оказывают существенного влияния на движение мировой ставки % и на состояние международного рынка.

При более широком подходе содержание большой открытой экономики не ограничивается только критерием ставки % поэтому в широком смысле большая открытая экономика благодаря ее степени влияния на мировых рынков товаров, капиталов и услуг, а также имеющемуся национальному экономическому потенциалу оказывает реальное воздействие на формирование всех основных экономических параметров мирового хозяйства: уровень инфляции, мировых цен, влияние на динамику спроса и предложения на группу важнейших товаров, на состояние мировых финансовых рынков, включая движение ставки процента, а также на политику в области определения международных норм и правил регулирующих внешнеэкономические связи.