Сергей собянин разъяснил, как обманутые дольщики получат свои квартиры. Андрей воробьёв признался в неспособности решить проблему дольщиков Постановление правительства об обманутых дольщиках

  • 19.12.2019

Регионы составят «дорожные карты» решения проблемы и будут ежеквартально отчитываться Минстрою.

Региональные власти будут отчитываться Минстрою о том, как решают проблему обманутых дольщиков. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Отчеты губернаторы должны будут направлять ежеквартально, и показатель соотношения количества договоров долевого участия (ДДУ) в проблемных объектах к общему количествудоговоров будет учтен при оценке эффективности региональной власти. В свою очередь, Минстрой раз в квартал будет направлять отчеты в правительство, рассказал глава ведомства Михаил Мень.

Обязанность органов власти субъектов РФ отчитываться о решении проблемы обманутых дольщиков зафиксирована в распоряжении правительства №1063-р, которое премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 26 мая. По документу, регионы до 1 августа должны составить планы-графики («дорожные карты») работы в этом направлении по утвержденной форме. В плане должны быть перечень проблемных объектов, количество обманутых дольщиков, перечень недобросовестных компаний. Также местным властям надо будет указать, какие меры законодательного, организационного и финансового характера они планируют предпринять, и какие результаты от этого ожидаются. Ответственными за реализацию «дорожных карт» назначаются заместители губернаторов.

Согласно распоряжению, отчеты о проделанной работе и актуализированные планы ежеквартально должны направляться в Минстрой. На ведомство возложена обязанность вести мониторинг выполнения «дорожных карт» и докладывать в правительство о том, как регионы облегчают положение дольщиков.

По работе с проблемными объектами будут оценивать профессионализм региональных властей. Как сообщил «Известиям» на Петербургском международном экономическом форуме министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень, соотношение количества договоров долевого участия (ДДУ) в проблемных объектах к общему количествудоговоров вошло в перечень показателей, по которым ведется мониторинг процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ. По нему в дальнейшем будет оцениваться эффективность работы органов исполнительной власти субъектов РФ.

Региональным властям важно усилить контроль за сроками строительства домов, которые возводятся с привлечением средств граждан, а также за реализацией мер, направленных на восстановление прав обманутых дольщиков, - подчеркнул Михаил Мень.

По данным Минстроя, количество ДДУ в проблемных домах от общего количества заключенных гражданами таких договоров в среднем по стране составляет 5,43%. В некоторых регионах оно превышает 20%, а в ряде регионов, наоборот, ниже среднего показателя.

Президент ассоциации застройщиков Московской области Андрей Пучков полагает, что участие властей субъектов в решении проблемы может существенно улучшить положение обманутых дольщиков в масштабах страны.

Наш опыт работы с правительством Московской области подтверждает, что если регион активно участвует в судьбе обманутых дольщиков, то проблема решается. Вот в Московской области стали активно прилагать усилия, и из 20 тыс. обманутых осталось 5,5 тыс. От позиции властей на местах многое зависит, если такой подход применят во всей стране, то, естественно, надежность рынка повысится, - уверен Андрей Пучков.

Руководитель рабочей группы президиума генсовета «Единой России» по защите прав дольщиков Александр Сидякин рассказал, что сейчас в стране порядка 900 проблемных объектов долевого строительства. Он назвал правильной идею мониторинга и заметил, что его введение позволит «понять, где власть отработала всё, что должна».

Александр Сидякин заметил, что в ряде регионов губернаторы не могут предложить решение проблемы обманутых дольщиков по ряду объектов из-за отсутствия необходимого количества средств в региональных бюджетах.

С 1 января 2017 года в России был создан компенсационный фонд долевого строительства. Фонд создан «в целях возмещения гражданам убытков и завершения строительства объектов при неисполнении застройщиками своих обязательств по договору участия в долевом строительстве».

Региональные власти будут ежеквартально отчитываться Минстрою о том, как решают проблему обманутых дольщиков. Показатель соотношения количества договоров долевого участия в проблемных объектах к общему количеству ДДУ будет учтен при оценке эффективности региональной власти. В свою очередь, Минстрой будет ежеквартально отчитываться перед правительством, сообщил глава ведомства Михаил Мень в ходе Петербургского международного экономического форума.

Обязанность органов власти субъектов РФ отчитываться о решении проблемы обманутых дольщиков зафиксирована в распоряжении правительства №1063-р , которое премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 26 мая. По документу, регионы до 1 августа должны составить планы-графики («дорожные карты») работы в этом направлении по утвержденной форме. В плане должны присутствовать перечни проблемных объектов и недобросовестных компаний, статистика по обманутым дольщикам и меры законодательного, организационного и финансового характера, которые региональные власти планируют предпринять для решения проблемы. Ответственными за реализацию «дорожных карт» назначаются заместители губернаторов.

Согласно распоряжению, отчеты о проделанной работе и актуализированные планы ежеквартально должны направляться в Минстрой. На ведомство возложена обязанность вести мониторинг выполнения «дорожных карт» и докладывать в правительство о том, как регионы облегчают положение дольщиков. «Региональным властям важно усилить контроль за сроками строительства домов, которые возводятся с привлечением средств граждан, а также за реализацией мер, направленных на восстановление прав обманутых дольщиков», - цитирует Михаила Меня пресс-служба Минстроя .

По данным министерства, количество ДДУ в проблемных домах от общего количества заключенных гражданами таких договоров в среднем по стране составляет 5,43%. В некоторых регионах оно превышает 20%, а в ряде регионов, наоборот, ниже среднего показателя.

Президент ассоциации застройщиков Московской области Андрей Пучков полагает, что участие властей субъектов в решении проблемы может существенно улучшить положение обманутых дольщиков в масштабах страны. «Наш опыт работы с правительством Московской области подтверждает, что если регион активно участвует в судьбе обманутых дольщиков, то проблема решается. Вот в Московской области стали активно прилагать усилия, и из 20 тыс. обманутых осталось 5,5 тыс. От позиции властей на местах многое зависит, если такой подход применят во всей стране, то, естественно, надежность рынка повысится», - цитирует Андрея Пучкова газета

26 января в Государственной думе состоялся круглый стол на тему: «Проблема обманутых дольщиков: меры по восстановлению законности, ход выполнения поручений Президента Российской Федерации». В мероприятии приняли участие координаторы Общественного движения дольщиков России из 27 регионов страны. Организатором встречи выступила фракция КПРФ в Государственной думе, а ее модератором - депутат Госдумы Валерий Рашкин.

Персональный ответ перед гражданами держали губернатор Кировской области Игорь Васильев, заместители губернаторов Вологодской и Челябинской областей Виталий Тушинов и Сергей Шаль, руководители контрольных подразделений, в том числе государственного строительного надзора. Ряд глав регионов, таких как Волгоградская, Ленинградская, Саратовская, Томская, Липецкая, Ярославская, Пензенская и Амурская области, Пермский и Красноярский край, демонстративно проигнорировали общение со своими дольщиками. Однако в то же время и в этих регионах власть показала, что «приняла сигнал», оперативно организовав «на местах» публичные слушания и заседания рабочих групп с участием обманутых граждан.

Удобные кресла за круглым столом заняли представители АИЖК, МВД, Следственного комитета, Росфинмониторинга, Минэкономразвития, Росреестра, Федеральной службы судебных приставов и Росимущества. Правда, многие из них предпочитали отмолчаться и начинали говорить только после того, как модератор встречи Валерий Рашкин «принуждал» их к диалогу. После выступления каждого из региональных координаторов говорили чиновники. Именно в эти моменты, под стенограмму, они раздавали щедрые обещания принять меры к решению проблемы дольщиков в своем крае или области.

Основным требованием участников встречи стало принятие федеральной целевой программы завершения строительством всех 935 долгостроев страны до конца 2019 года. Источники ее финансирования при этом могут как бюджетные, так и внебюджетные. Как и за чей счет будет «закрыт» их вопрос, для пострадавших граждан не так важно. Главное - найти эффективное решение.

Чиновники на местах выступили в поддержку предлагаемого дольщиками федерального подхода к решению проблемы в сфере долевого строительства, и тем самым стали открытыми оппонентами точке зрения, которой придерживается заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов. Напомним, 31 марта 2017 года на заседании коллегии Минстроя РФ вице-премьер заявил, что на урегулирование накопленных проблем у федерального центра средств нет, и отвечать за обманутых дольщиков прошлых лет должны региональные власти, непосредственно контактирующие с застройщиками и выдававшие им разрешения на строительство. «Если допускают таких, которые обманывают, значит, там что-то нечисто», — отметил тогда Шувалов.

Выступая на круглом столе, заместитель председателя Правительства Омской области Сергей Фролов откровенно заявил, что «без федерального финансирования мы дома не достроим. Мы, регионы, эти деньги не поднимем. Давайте во-второй половине года закладываем в бюджете три миллиарда, в следующем году - еще шесть. И тема закрыта».

Мы четко и понятно должны сказать: есть 214 ФЗ. Так сделайте так, чтоб он работал. Дольщики пострадали только из-за того, что этот закон не работает. Это уже понятно, как дважды два четыре. За 14 лет народу накидали по стране немерено. Слава Богу, все живы из тех, кто правил и принимал этот закон. Закон приняли? Не работает? Так вот, накажите того, кто это закон принял и подписал. Внесите те поправки, которые будут работать, а дольщики перестанут быть разменной монетой в политических играх. Говорить о том, что виноват регион - ну мягко говоря, некорректно. Закон принят на уровне федерации. И не надо искать «козла отпущения» в лице муниципалитета или региона, - такую позицию обозначил заместитель главы администрации города Сочи Иван Бомбергер.

Важной обсуждаемой проблемой на мероприятии стало исполнение региональными контрольными органами планов-графиков («дорожных карт»), в которых прописан механизм завершения каждой из проблемных строек. К сожалению, даже у тех долгостроев, для которых такие «дорожные карты» составлены, их содержание зачастую носит формальный характер. Четких и прозрачных решений в них, как правило, нет, и делают план-графики просто для того, чтобы отчитаться перед федеральным министерством. По данным Общественного движения дольщиков России, 56% замороженных строек страны в принципе не имеют «дорожных карт», а около трети из объектов даже не получили статуса проблемных. А раз так, то и никаких решений по ним находить не надо. У 45% разработанных план-графиков регулярно срываются сроки выполнения заложенных в них мероприятий. Дошло до анекдотичных случаев, когда, например,чиновники из Адыгеи указывают в план-графиках в качестве итогового результата своей работы не получение квартир гражданами, а «снятие социальной напряженности». Вот оказывается, для чего существует эта огромная армия руководителей… Сами по себе проблемы людские им не интересны.

Дольщик из Вологодской области Алексей Тимофеев применил хороший образ, говоря о план-графиках, назвав «дорожную карту» сладкой пилюлей для дольщика и отпиской для Москвы.

Дорожную карту можно эффективно составить, чтобы она работала, только при условии, если застройщик или инвестор имеют намерения этот объект достроить. У нас сейчас большое количество возбужденных уголовных дел в отношении застройщиков, которые совершили преступления. И некоторые стройки остановились потому, что застройщик просто «закрылся». В этих случаях зайти инвестору на объект в рамках действующего законодательства невозможно, - отметил заместитель главы департамента по надзору в строительной сфере администрации Краснодарского края Павел Кошкин.

Более того, чиновник из Краснодара открыто высказался за то, чтобы использовать средства компенсационного фонда на решение проблем текущих объектов. Этим своим заявлением он сорвал аплодисменты зала. Аргументация у Павла Кошкина была такой: сейчас деньги фонда заморожены минимум на ближайшие два года, поскольку ранее этого срока проблемная ситуация с новыми объектами просто невозможна. А помощь людям нужна уже сейчас.

Есть вопросы и с предоставлением в ряде регионов компенсационных земельных участков. Павел Кошкин отметил, что нормы ФЗ 214 противоречат нормам закона об инвестиционной деятельности. Это серьезное препятствие. При этом многие представители региональной власти жаловались в своих выступлениях, что ликвидных компенсационных участков в их краях и областях нет. АИЖК зачастую противится отдавать лакомые куски земли. На это обращали внимание, в том числе, и дольщики Калининграда. Нужный участок прямо у забора стройки, но «золотая» земля находится вдоль федеральной трассы. Расставаться с ней ведомство Плутника никак не желает.

Ни один из долгостроев страны не имеет завершенной строительно-финансовой экспертизы. Ни федеральная, ни тем более региональная власть не знают точной суммы, необходимой, чтобы раз и навсегда«закрыть» проблему обманутых дольщиков.

Понятие «преференции» для игроков строительного рынка непрозрачно. Заходя на замороженные объекты, застройщики-санаторы не знают, что они в итоге получат и не изменит ли вдруг чиновничья братия неформальные правила игры.

Как думается, важно определить на законодательном уровне принцип формирования «дорожных карт» для проблемных объектов, механизм их контроля и порядок ответственности должностных лиц. К составлению план-графиков следует привлекать инициативные группы дольщиков. А вот контроль исполнения необходимо поручить органам МВД и прокуратуры. Когда чиновник будет понимать, что за ним надзирает прокурор и в случае чего привлечет к ответственности, степень его сознательнотельности очевидно повысится.

Дольщик ЖК «Новая Скандинавия» из Санкт-Петербурга Евгений Курбалов прямо заявил, что «дорожные карты» существуют лишь для отчета региональных властей перед федеральными. В городе потеряна связь между представителями инициативных групп и чиновниками. Необходимо разработать механизм отчета руководителей на местах перед дольщиками.

По мнению координатора Общественного движения дольщиков России по Московской области Юлии Петрухиной, «сегодня среди правоохранительных органов есть некое нежелание раскрывать преступные схемы. Постоянно затягиваются сроки расследования уголовных дел. Это подтвердили 47% представителей 416 опрошенных объектов. Дольщики в своих заявлениях пишут об аффилированных кампаниях застройщика, о реальных бенефициарах, о выводе средств и преднамеренном банкротстве. 60% долгостроев находятся в стадии банкротства. Однако сроки за преступления в сфере долевого строительства снижены до пяти лет».

Пострадавший участница строительства из Псковской области Ирина Кириллова рассказала о широко распространенной в регионе схеме покупки жилья не у застройщика, а у подрядчика. В этой схеме постоянно мелькает крупнейший застройщик Псковской области ГК ЛУГ, владельцем которой является Ян Лузин, бывший глава администрации Пскова, ныне депутат областного собрания. Отцом его является экс-сотрудник ФСБ. «Неожиданно» бизнесмен расторг договоры с подрядчиком, и люди лишились квартир. Граждане обращались на местном уровне во все инстанции, но поддержки не получили. Только выход на федеральный уровень дал «волшебный пинок» региональной власти. При посредничестве в то время губернатора Андрея Турчака было заключено трехстороннее соглашение между администрацией Псковской области, застройщиком и подрядчиком, определившее механизм выхода из тупика. Однако после переезда Турчака в Москву все договоренности были аннулированы. Ситуация критическая. Уголовное дело фактически заморожено. Люди боятся выносить эту проблему за пределы региона.

Парадоксальными показались выступления некоторых представителей власти. Так, губернатор Кировской области Игорь Васильев вдруг заговорил о том, что «взаимодействие с дольщиками должно быть улицей с двусторонним движением» и призвал их к диалогу. Показательно, что слушать выступление дольщиков своей области он почему-то не стал и покинул встречу через час после ее начала. Вот такое «двустороннее движение» получилось. Также любопытно, что Игорь Васильев появился в Государственной думе сразу после массовых обращений пострадавших граждан в областное правительство с выражением недоверия главе региона. Говоря в своей речи лишь о 192 обманутых дольщиках, губернатор почему-то «забыл», что на территории Кировской области аж полсотни проблемных объектов. Официально признаны таковыми лишь восемь. Впрочем, это неудивительно: реальные цифры по числу пострадавших дольщиков и количеству замороженных строек в каждом из субъектов РФ, как правило, занижены от двух до 10 раз.

Мы не должны ждать милости. Мы имеем право требовать, а не просить. И хвалить за выполнение своих прямых обязанностей региональные власти мы тоже не должны, - заявила в своем выступлении дольщица ЖК «Радужный» из Ленинградской области Яна Вашанова.

Обещавший быть на мероприятии заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин «неожиданно» и «вовремя» улетел в Ижевск на встречу с полпредом Президента в ПФО Михаилом Бабичем. На вопрос, может ли он поручить присутствие на круглом столе своим подчиненным, например, руководителю Департамента жилищной политики Ольге Корниенко, ответа не последовало. Видимо, прямой и честный разговор с дольщиками, представляющими треть регионов страны, чиновникам профильного министерства попросту не нужен. Не пора ли этим людям задуматься о своем соответствии занимаемой должности?

Для дольщиков очевидно, что нынешнее руководство Минстроя попросту занимается самопиаром, создавая сырые и недоработанные «информационные системы» и разрезая ленточки перед давно построенными домами, но совсем не предлагая при этом по-настоящему эффективных и готовых решений в сфере долевого строительства. Как известно, «рыба гниет с головы». Может быть, есть смысл предложить руководству страны свой список кандидатур на пост главы профильного министерства? Очевидно, в него должны войти профессионалы, способные решить застарелые социальные проблемы в строительной области.

У руководителя рабочей группы Государственной думы по решению проблем участников долевого строительства депутата от «Единой России» Николая Николаева тоже не нашлось времени пообщаться почти с сотней лидеров инициативных групп дольщиков со всей страны. В адрес организаторов он прислал «вежливый отказ», в котором активно хвалил самого себя и свои достижения. Как говорится, сам себя не похвалишь…

По меткому замечанию Юлии Петрухиной, «вся государственная машина направлена на создание иллюзии работы. Вместо обсуждения сроков передачи ключей обманутым дольщикам, перед Президентом отчитываются, сколько дорожных карт подготовлено исколько объектов нанесено на карту. Но не отчитываются, сколько объектов не имеют статуса проблемного, сколько сорвано сроков по дорожным картам».

В принятой по итогам круглого стола резолюции содержится ряд принципиальных требований, в том числе

  • определить финансовую ответственность Российской Федерации как государства перед участниками долевого строительства в форме государственного финансирования (софинансирования) застройщиков-санаторов.
  • Ввести работоспособный механизм санации строительных кампаний, не выполнивших по тем или иным причинам своих обязательств перед гражданами по аналогии с механизмом санации, широко применяемом в банковской сфере.
  • Как составляющую подобной схемы предлагается рассмотреть вопрос о создании специализированного (частно)-государственного девелопера, одной из функций которого будет завершение строительства существующих на рынке проблемных объектов за счет бюджетных и внебюджетных средств.
  • Региональные органы исполнительной власти должны обеспечить создание конечного перечня (пула) застройщиков-санаторов, участники которого возьмут на себя обязательства по завершению проблемных объектов в каждом регионе страны.

Игорь Ассанов,

координатор по Северо-Западному региону

Общественного движения дольщиков России

Государство занимается помощью обманутым дольщикам, как минимум, последние десять лет. А судя потому, что ограбленные люди до сих пор желают то, что хочется именно им, а получают в итоге то, что предлагает законодатель и, при этом продолжают надеяться, что власти будут решать их проблемы, правительство успешно справляется со своей задачей. В стране стабильность и порядок.

Российские граждане после 70 лет тоталитаризма при котором их права были страшно ограничены советским государством, наконец-то получили свободу и стали жить в правовом государстве. И это на самом деле так. Россияне стали обладать множеством всевозможных прав, ведь в демократическом государстве все свободны. Свободны все — и народ, и власть, которая свободно обещает всё, что хочется народу и не несет ответственности за свои обещания. Все это делается на благо всего народа. Хотя народу подобная забота почему-то не нравится. Люди не понимают, что иметь всё и сразу, уже сейчас могут позволить себе только те, кто может обеспечить свои права без ограничений.

А чтобы остальным оставить право на осуществление своих желаний только в светлом будущем — главной задачей власти становится создание условий, не позволяющих реализовать свои права свободно здесь и сейчас, каждому желающему гражданину правового государства. Не менее важной задачей, которая стоит перед властями — является недопущение социальной напряженности, которая обязательно возникает при ущемлении прав свободного человека. Эта задача необычайно трудная, но как показывает практика, выполнимая. Для этого необходимо поддерживать у обывателя уверенность, что государство неустанно заботится о нем. Но дать всем всё, что они желают по праву оно не успевает, поэтому свободному гражданину остается этого дождаться. А чтобы подобная забота поскорее осуществилась, необходимо достучаться до власти любыми, предлагаемыми тем же государством, способами.

В подобной иллюзии, стараниями властей, продолжает пребывать большинство обманутых дольщиков. В реальности как федеральная, так и региональная власть обманутых дольщиков вовсе не считает обманутыми. Ведь никто не поверит, что мнение назначенных федеральным центром чиновников может противоречить мнению начальства, а подчиненный будет отстаивать свое мнение, вопреки воле начальства. Государство принимает законы, а подчиненные их выполняют, то есть выражают волю государства. Для этого был придуман закон ФЗ-214. А если все сделано по закону, то по мнению государства, дольщик оставшийся ни с чем, обманутым не считается. Это обманутые считают иначе. Это их право. Никто не запрещает иметь собственное мнение. Ведь у нас правовое государство…

Некоторые из обманутых дольщиков умудряются вырваться из плена собственных иллюзий. Именно тогда мы можем наблюдать, что дольщики поставленные в равные условия с остальными обманутыми, добиваются получения обещанных им квартир, без каких-либо дополнительных условий со стороны застройщика или местной администрации. Нельзя сказать, что вокруг них что-то изменилось, но определенная переоценка собственного опыта произошла. Это нормально для тех, кому удалось действовать непрерывно и достаточно долго, чтобы увидеть, к чему привели те или иные действия. Для тех, у кого в достатке мужества беспристрастно взглянуть на себя и на свое прошлое. Это нормально для умных. Если ты все делал правильно, переоценка будет минимальной и упущенное время будет не критическим.

Примеры такие есть, но почему они случаются, особо никто не задумывается. Не свойственно нашим гражданам, как впрочем и не нашим, вникать в детали. Ну добились и добились, повезло, докричались, дописались, нажаловались, услышали их власти и пожалели несчастных. Все просто. Мы тоже самое делаем и нам должно повезти. Чем мы хуже? Вот и продолжают они ходить год за годом по одному и тому же кругу, созданному для них кукловодами. Продолжают ходить, пока полностью во всем не разуверятся и не опустят руки окончательно. Ведь им создали все условия, чтобы обманутые люди бились словно в бетонную стену.

Пока люди не смогли преодолеть свой страх — ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ. Продолжается унылое и безнадежное действо, которое обманутые почему-то называют борьбой за свои квартиры. Неудивительно, что такие потерпевшие продолжают ожидать помощи десятилетиями. Они так и не смогли понять, что главная проблема их в том, что им только кажется, что они делают то же самое. Никак не поймут ожидающие помощи от властей дольщики, что помощи не будет никогда, а те кто добились своих квартир или только реально идут к этой цели — совершили самое важное для своей победы. Они поняли, что помощи ОТ ГОСУДАРСТВА не будет и перестали ее ждать. Согласиться разрушить иллюзию — это всегда самое трудное. Если ты это смог, то дальнейшие действия — вопрос времени, а не трудностей. Они совершаются уже обдуманно, а возникающие трудности преодолеваются намного проще.

Обманутые дольщики постоянно жалуются, что закон 214-ФЗ не работает. В реальности закон работает, но не для них. А убеждали дольщиков в обратном исключительно, чтобы стимулировать потенциальных покупателей рискнуть и отдать свои деньги за обещание, а не за реальные квартиры. Ведь для большинства вполне вменяемых и взрослых людей предпочтительнее иметь синицу в руке, чем журавля в небе. Эту убежденность государству необходимо было сломать, что эффективные менеджеры, судя по происходящему, успешно продемонстрировали всем.

Из народного опыта известно, что закон как дышло, куда повернешь, туда и вышло. ФЗ-214 яркое тому подтверждение. Закон предусмотрел для государства возможность уйти от ответственности, переложив ее на плечи самих обманутых дольщиков. Поэтому власти прикладывают все усилия, чтобы заставить ограбленных и бездомных людей с этим согласиться. Мол видите, что мы для вас закон придумали, который типа должен вас защитить, а вы такие «лохи пушистые», что даже закон вам ничем не помог. Государство разводит руками, вроде как мы сделали для народа все, что могли. Какой с нас спрос? Вас же ограбили в полном соответствии с законом.

Поэтому власти для дольщиков предусмотрели три варианта. Устраивают эти варианты обманутых дольщиков или нет государство не волнует. Задача власти «не мытьем так катаньем», заставить возмущенного предложенным неудавшегося новосела, согласиться с одним из предложенных вариантов. Наиболее достойный, потому что выгодный для чиновников на местах - это первый способ решения проблемы из столь неприятного для дольщиков выбора.

Именно на этом способе решения проблемы по закону настаивают чиновники в большинстве случаев. Этот вариант подразумевает множество ништяков для «тех кто в доле». Как следствие увеличение проблем для тех кто платит — обманутых дольщиков, ставших добровольно пайщиками. Но это тема отдельной статьи, поэтому тут мы подробно на ней останавливаться не будем.

Мы имеем ввиду ЖСК, аббревиатуру которого народ обозвал по своему, емко и точно: «Живите Как Сможете» .

1 .Создание ЖСК (Жилищно-строительный кооператив). Образовать его должны сами граждане, а инициировать это может лишь конкурсный управляющий застройщика-банкрота. В дальнейшем дольщики ставшие пайщиками этого кооператива, по мнению государства, должны выступить в качестве инвестора по финансированию дальнейшей достройки объекта.
2.Продажа предмета залога. Он применим только, если недвижимость находится в обременении. Но в этом случае 60% вырученных денег пойдут на погашение требований кредиторов по обязательству, обеспеченному залогом. И только 25% средств - на погашение требований дольщиков. Правда те же 25% - это в идеале.
3 .Передача имущества и обязательств застройщика . Эта норма, по мнению многих экспертов, на сегодня является неработающей, «мертвой» из-за отсутствия экономической целесообразности. Привлекать другого инвестора для достройки выгодно лишь тогда, когда из этого можно извлечь выгоду. Но большинство квартир в проблемных домах обычно распроданы, и новой компании остаются лишь расходы на строительство. На падающем рынке даже такую теоретическую возможность можно рассматривать исключительно как фантастику. Поэтому даже если так называемый «инвестор» появляется , то он чаще всего использует площадку в своих коммерческих интересах, потом благополучно банкротит фирму. Есть еще и второй вариант, когда площадка достраивается под новым названием , а обманутые дольщики остаются ни с чем.

По задумке властей обманутый дольщик должен безропотно согласиться с одним из предложенных законодателем вариантов и забыть про какие-либо претензии к государству. Тем более, что государство и те господа, интересы которых власть защищает, уже все с дольщика получили. А то, что он при этом остался ни с чем - его проблемы. Не возвращать же ему, в самом деле то, что с него выманили. Пусть, вообще, радуется, что окончательно по миру не пустили. Пусть сидит себе на попе ровно, на кухне съемной квартиры и «пар спускает» в соцсетях. Пусть надеется на светлое будущее, которое представители государства регулярно обещают. Пусть письма пишут, в конце-то концов, для этого есть контролирующие органы, которые отвлекают граждан от ненужной активности. Пусть ходит по кругу и получает отписки, пока не устанет и во всем не разочаруется. Есть депутаты, есть администрация, суд в конце концов. Пусть сходит с дистанции, освобождая место для бега по чиновничьим кабинетам, новым обманутым. Пусть выживает, кто как может. Для тех у кого со временем жизнь наладится, - государство, что-нибудь еще придумает. Для спокойствия государства главное, чтобы обманутый дольщик не выходил на улицы с требованием справедливости.

Права у обманутых дольщиков, конечно есть, но возможности реализовать эти права государство им не дает. Или мы живем не в правовом государстве? В самом-то деле. В демократическом государстве главный принцип существования - приватизация доходов и национализация расходов. Поэтому народ у нас защищен законом и, только очень немногие, не защищены… А у них, то бишь у государства, впереди новые задачи и новые «лохи пушистые». Те у которых еще есть, что выманивать. ПРОБЛЕМА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА ЛИШЬ В ТОМ , что сами обманутые так не считают и не хотят, (не благодарные какие, сколько им обещали, сколько им говорили и говорили, ждите и… дождетесь, явится волшебник на «голубом вертолете» и обеспечит вам светлое будущее…). Тем не менее, обездоленные не желают соглашаться с мнением представителей власти, и их число непрерывно растет как и социальная напряженность.

Но государство не отчаивается и упорно работает с непонятливым населением. Растет число всевозможных общероссийских съездов, проводимых различными политическими интересантами. Большинство дольщиков по-прежнему продолжают обращаться за помощью к чиновникам, просят внимания, пишут жалобы, подписывают петиции, ждут на митингах представителей власти. В общем делают все, чтобы власть была уверена, что все у государства под контролем. Поэтому дергаться и волноваться, а тем более решать проблему как того просят и хотят обманутые нет никаких причин.

Есть конечно те, чью проблему придется решать, но их качество пока не переросло в беспокоящее государство количество. Жизнь, как известно, далека от идеала, но у власти есть и силы, и желание, и умение, чтобы стать ближе к идеалу. В правовом государстве только тогда сохраняется стабильность, когда оно действует, а не ждет светлого будущего, как большинство его граждан. Наверное поэтому, у незащищенных законом слоев населения все есть уже в настоящем. В отличие от большинства обманутых дольщиков, реализация прав которых обещана государством, только в светлом будущем.

Автор: Сергей Попов , Максим Родионов , Владимир Смирнов , специально для «Сила в Движении»

Губернатор Андрей ВОРОБЬЁВ попросил помощи федеральных властей для решения проблем обманутых дольщиков в Подмосковье.

Во время визита в Московскую область полномочного представителя президента России в Центральном федеральном округе Алексея ГОРДЕЕВА губернатор заявил, что самостоятельно помочь оставшимся пяти тысячам дольщиков региональные власти не смогут.

В своём выступлении Воробьёв посетовал, что из-за «бюрократических проволочек» решение проблемы дольщиков затягивается, даже несмотря на требование Владимира Путина максимально быстро разобраться с долгостроями: «вопреки указанию, министерства и ведомства не спешат с нужными согласованиями и не содействуют ходу решения проблем дольщиков»:

В Московской области обманутых дольщиков было очень много, мы решили проблемы 20 тыс. Осталось пять тысяч, и вот здесь мы без федеральной поддержки, федерального решения не сможем удовлетворить права граждан.

Сегодня были представители дольщиков, квартал Лукино в частности. Ряд объектов требует компенсационной застройки, в частности, «Высокие Жаворонки» в Одинцово.

ЖК «Высокие Жаворонки», сентябрь 2017 года

Однако причины, по которым федеральные министерства и ведомства не спешат с согласованиями и не содействуют ходу решения проблем дольщиков, Андрей Воробьёв не уточнил. Не идёт ли речь о том, что ведомства выявляют нарушения при строительстве объектов и оформлении документации на уровне региона, после чего отказывают в согласовании?

Власти региона сделали всё для ухудшения ситуации

Также в своём выступлении Андрей Воробьёв назвал ситуацию с дольщиками «тяжёлым наследством» , которое региональные власти пытаются устранить, но не хватает полномочий. Но здесь стоит отметить, что одним из главных виновников сложившейся ситуации является подмосковное Министерство строительного комплекса, которое с 2014 года выдаёт и продляет все разрешения на строительство.

Проблемы с дольщиками во многом созданы самой властью региона, которая теперь запрашивает помощи у федералов, чтобы выполнить поручения Владимира Путина. И сетует на нехватку полномочий. Получается, что болезнь настолько глубоко поразила регион, что даже экстренная шоковая терапия в виде предоставления земли без торгов уже не помогает.

Сколько ещё средств налогоплательщиков уйдёт на лечение хронического больного?

Но главное — не «бюрократические проволочки» и взаимодействие с министерствами, о которых говорит Андрей Воробьёв, а то, сколько стоит спасение дольщиков для налогоплательщиков.

По подсчётам экспертов, только летом прошлого года вручение ключей 12 тыс дольщикам обошлось областному бюджету в . — около 4 млн руб. на каждого! Исходя из этого, можно предположить, что на оставшихся 5 тыс пострадавших Воробьёв потратит ещё 20 млрд.