Те гуань цзы. Трактат Гуань Чжуна «Гуань-цзы», его место и роль в культурной традиции древнего Китая

  • 02.03.2024

Относительно недавно открыл для себя чудесный утесный улун с гор У И. Бай Цзы Гуань (, Bai Ji Guan) - один из тех четырех утесных улунов, который лучше один раз попробовать, чем 100 раз о нем написать. Но я попробую. Это из тех чаев, который нравится сразу, к нему не нужно подбирать специальное настроение, время суток или сезон.

История и легенда происхождения

Бай Цзи Гуань считается одним из самых необычных чаев с гор У И, получивший заслуженное признание еще во времена правления династии Цин (нач.17 - нач.20 вв.). Существует 2 версии происхождения названия (на самом деле их больше) - по имени китайского ученого и гос. деятеля Гуань Цзы и конечно же, как полагается, существует особая легенда о чудесном спасение монаха от чая, выросшего на месте захоронения курицы-пеструшки, практически спасенной им ранее.

→ Она гласит, что где-то в горах У И в одном из монастырей, где монахи издревле занимались разведением чайных садов среди них был один - Лэ Хань, Смеющийся Лохань. В один не очень солнечный день, все таки горы У И обходя чайные кусты он спас курицу-пеструшку от когтей коршуна, раненная, она все же погибла. Монах похоронил курочку в чайном саду, а позже на том месте обнаружил новый чайный куст с тонкими и нежными листочками, покрытыми белесым ворсом. Монах сделал чай из листьев с этого куста, положил в коробочку и убрал на полку. Однажды Лэ Ханя начала донимать сильная боль в животе, пока тот не решил заварить чай из припрятанной коробки. Выпив несколько чашек, монах почувствовал облегчение и рассказал об этом своему настоятелю. Тот, оценив благотворное действие и вкус чая, послал его императору. С тех пор часть собранного чая отсылалась почтенному императору, а часть оставлялась в монастыре как напиток здоровья.

→ Очень здравая идея мыслителя Гуань Цзи (от имени которого и произошло название чая, по альтернативной версии) призывает нас к обретению собственного пути, к, обретению гармонии жизненной энергии. “Белый Петушиный Гребень” на самом деле отлично подходит для человека, ищущего свой собственный путь. Он помогает снять напряжение, очистить дыхание, расслабиться, восстановить жизненные силы, но при это поднимет тонус и повысит настроение. Проверено на себе, подтверждаю.

О пользе Бай Цзы Гуань

Специалисты по чаю утверждают, что Бай Цзи Гуань укрепляет зубную эмаль и десна, освежает дыхание, снимает головные боли, повышает общий иммунитет, очищает печень от токсинов, улучшает обмен веществ, снижает вероятность заболевания мочеполовой системы, положительно влияет на поджелудочную железу. А вот это утверждать не буду, но хотелось бы верить. Хотя для того, чтобы ощутить лечебный эффект какого-то вещества из Традиционной Китайской Медицины, к которой причисляют и китайский чай, необходимо регулярно и в течении реально длительного времени употреблять снадобье, в данном сллучае пить чай. Не могу сказать, что я пил один и тот же сорт чая в течении очень длительного времени, поэтому и правильных выводов сделать не могу.

Внешний вид, аромат, вкус

Бай Цзы Гуань до сих пор редкая “птица”, аутентичный классический чай собирают со старых утесных деревьев, которых не так много. На светло-зеленых листьях сорта этого чая встречается белизна, почки немного изогнуты и покрыты пушистым ворсом. Их форма напоминает все тот же петушиный гребешок на голове белого фазана.

Сам чай внешне не сильно отличается от остальных северо-фудзяньских улунов, но по положительному воздействию на организм действительно немного превосходит своих собратьев. Китайские мудрецы говорят про такой чай - его пьешь и уходят все бесы, и вот оно небо и вот она земля. По классификации он относится к слабоферментированным улунам.

Аромат сухого листа чая очень глубокий, сладкий с ореховыми, смородиновыми, сильными пряными оттенками. После прогревания чайных листьев добавляются тона хлебцев и сушеной малины.

Первый (сливаемый) пролив дает очень легкий, почти желтый, цвет. Со следующими проливами цвет настоя Бай Цзи Гуань становится темнее и насыщеннее - золотистый, медовый, янтарный.

Размытый по началу вкус (первый выпитый чахай) к 3-ему проливу и далее раскрывается полным глубоким букетом : выраженные фруктовые и ягодные (персиковый, малиново-яблочный), цветочные и медовые, шоколодные, сливочные и пряные вкусовые нотки. На поверхности чая образуется масляная пленка, присущая улунам в принципе, особенно отчетливо наблюдается у Бай Цзи Гуань.

Послевкусие яркое, немного терпкое, довольно долгое. Чай точно выдержит не менее 10-12 проливов. Листья спитого чая очень красивые, с коричневой каймой по краям.

О другом знаменитом улуне с гор УИ - Те Лохань .

Please enable JavaScript to view the

Данный вид чая относится к категории утесных улунов сильной ферментации. В Китае не менее популярен чем Да Хун Пао и . Произрастает в горах УИ в северной части провинции Фуцзянь. Название Бай Цзы Гуань переводится с китайского как белый петушиный гребень. Первые плантации были основаны в 1295 году на территории Тун Му Гуань. Сейчас эта территория является заповедник и одни из не многих мест, где производство чая происходит вручную.

Происхождение

По легенде гуляя по горным тропам уишаньских гор, монах Лэ Лао Хань увидел как коршун нападает на курицу. Монах буквально вырвал из когтей страшной птицы бедное животное и отнес ее в храм. Спустя сутки курица скончалась, раны были смертельны, и даже местные целители не смогли ничем помочь. Лао Хань похоронил птицу в чайном саду. Спустя год на месте могилки вырос необычный чайный куст, верхние листочки с почкой очень сильно напоминали петушиный гребешок, и монах сразу понял, что спасенная им курочка тем самым отблагодарила его. Он сразу собрал и обработал листья, оставив их выдерживаться в храмовой кладовой. Через некоторое время Лао Хань сильно отравился, пробуя горные травы. Монах долгое время не мог поправиться, пока не вспомнил про оставленный им на хранение чай. На третий день после его употребления он окончательно выздоровел и назвал этот чай Белый Петушиный Гребень в честь курочки-белушки, которая даже после смерти спасла ему жизнь. С тех пор Бай Цзы Гуань является напитком здоровья в монастырях и активно культивируется и селекционируется по всей территории УИшаня.

Производство

Бай Цзы Гуань производят вручную, с минимальным вмешательством человеческого фактора. Сбор традиционно происходит раз в год весной, но иногда собирают белый петушиный гребень и осенью.

Стадии производства:

  • Подвяливание с помощью теплого воздуха,
  • Сушка,
  • Встряхивание на больших бамбуковых поддонах,
  • Вращение в специальных барабанах,
  • Прожаривание в раскаленных котлах,
  • Окончательная сушка над углями

Дегустация

  • Цвет : настой золотистого цвета
  • Аромат : яркий с нотками горных трав
  • Вкус : с оттенком сухофруктов и меда
  • Послевкусие : фруктовое с легкой сладость у корня языка

>Эффект и полезные свойства

Бый Цзы Гуань оказывает достаточно сильный оздоровительный эффект при регулярном употреблении. Не зря монахи так ценят и любят его. Содержание витаминов и микроэлементов в нем максимально для улунов сильной ферментации, поэтому этот чай является отличным профилактическим и противовирусным напитком.

Так же Бай Цзы Гуань:

  • Выравнивает давление и укрепляет сосуды;
  • Очищает печень и кровеносную систему;
  • Выводит шлаки и токсины;
  • Укрепляет соединительные ткани;
  • Улучшает обмен веществ и укрепляет иммунную систему.

Глава I. Гуань Чжун и трактат «Гуань-цзы»

§ 1. Гуань Чжун и его эпоха.

§2. Трактат «Гуань-цзы» в культуре Древнего Китая.

Глава II. Характеристика трактата «Гуань-цзы»

§ 1. Структурно-композиционная характеристика трактата

Гуань-цзы».

§2. Концептуальная характеристика трактата «Гуань-цзы».

Рекомендованный список диссертаций

  • Истоки формообразования пространственных стереотипов в архитектуре Китая эпохи Чжоу: XI - III вв. до н.э., среднее и нижнее течение реки Хуанхэ 2006 год, кандидат архитектуры Шевченко, Марианна Юрьевна

  • 1999 год, кандидат исторических наук Хаютина, Мария Сергеевна

  • Проблема совпадающих фрагментов в древнекитайских текстах: На материале памятника "Хань Фэй-цзы" 2005 год, кандидат филологических наук Ксензов, Павел Вячеславович

  • Корейские конфуцианские памятники письменности об универсальной категории "Сыновней почтительности": XII - начало XX в. 2005 год, доктор исторических наук Курбанов, Сергей Олегович

  • Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае 2007 год, кандидат философских наук Прушенова, Елена Цырендашиевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трактат Гуань Чжуна "Гуань-цзы", его место и роль в культурной традиции Древнего Китая»

Актуальность исследования трактата «Гуань-цзы» обусловлена тем, что он является одним из важнейших источников древнекитайской мысли, отражающим раннюю историю становления китайского государства. В нем зафиксированы первые практические шаги формирования общества по принципу классового деления и первые теоретические мысли, обосновывавшие легитимность такого общества. «Гуань-цзы» является одним из крупнейших древнекитайских трактатов, включающих в себя около 130 тысяч иероглифов. Он занимает особое место в культурной традиции Древнего Китая, представляет собой сочинение энциклопедического характера, в котором содержатся обширные сведения о философских, социально-политических и экономических взглядах ранних китайских мыслителей.

Между тем, «Гуань-цзы» изучен менее основательно, чем другие древнекитайские сочинения, до сих пор нет полного перевода этого трактата на русский язык, что является существенным пробелом в отечественной востоковедной науке.

Всестороннее исследование содержания трактата «Гуань-цзы» и его полный перевод дадут, с одной стороны, более полное представление о древнекитайских канонах, составивших сокровищницу мировой философской мысли. С другой - новые, исчерпывающие сведения о становлении государственности в Китае, что весьма актуально в наши дни, когда мы стремимся построить правовое гражданское общество.

Степень изученности. Изучение трактата «Гуань-цзы» включает в себя два аспекта: первый - это его перевод с древнекитайского на европейские языки, второй - теоретическое исследование трактата в структурно-композиционном и концептуальном плане. В отечественном китаеведении одним из первых осуществил перевод экономических глав

B.М. Штейн. Он также глубоко проанализировал его экономическую концепцию [«Гуань-цзы»: исследование и перевод. - М., 1959]. В этой работе В.М. Штейн исследовал и перевел полностью пять глав (главы 48, 69, 73, 74, 75) и частично-13 глав (5, 20, 58, 68, 71, 72, 76, 77,78,80, 81, 83, 84) V Эти главы в основном касаются вопросов экономики и денежного обращения.

Помимо В.М. Штейна, перевод ряда глав «Гуань-цзы» был осуществлен отечественными синологами С. Кучерой и Ян Хиншуном.

C. Кучера перевел полностью четыре главы легистского толка (гл. 30, 31, 40, 46)", а Ян Хиншун дал полный перевод пяти даосских глав (гл. 36, о

37, 38, 39, 49) . Перевод 36

Й, 37-й, 49-й и 55-й глав представил В.В.

Таким образом, в настоящее время из 76 сохранившихся глав «Гуань-цзы» на русский язык переведено 28 глав, из них 15 глав переведены полностью (гл.30, 31, 36, 37, 38, 39, 40, 46, 48, 49, 55, 69, 73,74, 75), а 13 - частично (гл.5, 20, 58, 68, 71, 72, 76, 77, 78, 80, 81, 83, 84). В нашем исследовании выполнен полный перевод 1-й, 2-й, 3-й, 4-й глав трактата, которые ранее не переводились на русский язык.

1 Главы, переведенные полностью: «Чжи го» («Об управлении государством», глава 48), «Чэнма шу» («Количественные нормы для «чэнма»», глава 69), «Го сюй» («О государственных накоплениях», глава 73), «Шань го гуй» («О количественных нормах [хозяйственной деятельности] для горного княжества», глава 74), «Шань цюань шу» («О властвовании над количеством [благ] в горной стране», глава 75). Главы, переведенные частично- «Чэнма» (глава 5), «Сяо куан» («Малый план», глава 20), «Ди юань» («Категории земель», глава 58), «Чэнь чэнма»(«Отношение чиновников к «чэнма»», глава 68), ««Ши юй»(«Беседа о трудовой повинности», глава 71), «Хай ван»(«0 государе, правящем в приморских владениях», глава 72), «Шань чжи шу»(«0 цифровом учете поступлений в горном [княжестве]», глава 76), «Ди шу» («О цифровых расчетах в отношении земли», глава 77), «Куй ду» («Об учете и измерении», глава 78), «Цинчжун цзя» («О стабилизации[хозяйства] первая», глава 80), «Цинчжун и» («О стабилизации [хозяйства] вторая», глава 81), «Цинчжун дин» («О стабилизацин[хозяйства] четвертая», глава 83), «Цинчжун у» («О стабилизации [хозяйства] пятая», глава 84).

2 «Цзюнь чэнь шан» («Правитель и подданные (часть первая)», глава 30), «Цзюнь чэнь ся» («Правитель и подданные (часть вторая)» глава 31), «Сы ши» («Четыре времени года» глава 40), «Мин фа» («Ясные законы», глава 46). См.: Древнекитайская философия: в 2-х т. / сост. X. Ян. - М, 1994. - (Памятники философской мысли). - Т. 2. - С. 15-25,42-51.

3 «Синьшу шан» («Искусство сердца (часть первая)», глава 36), «Синьшу ся» («Искусство сердца (часть вторая)», глава 37), «Бай синь» («Чистое сердце», глава 38), «Шуи ди» («Вода и земля)», глава 39), «Нэй е» («Внутренняя деятельность», глава 49). См.: Древнекитайская философия: в 2-х т. / сост. X. Ян. - М., 1994 -(Памятники философской мысли). - Т. 2. - С. 25-42, 51-57.

В 1989 г. известный китайский ученый Чжао Шоучжэн осуществил первый полный перевод всех глав «Гуань-цзы» на современный китайский язык. На базе этого труда в 2003 г. Лю Кэ представил свой вариант перевода всего трактата «Гуань-цзы» на современный китайский язык.

Из отечественных ученых, посвятивших свои работы исследованию концептуального содержания трактата, необходимо отметить труды академика Н.И. Конрада4, JI.C. Переломова5, JI.C. Васильева6, Ю.Л. Кроля7, А.И. Кобзева8.

Большой вклад в исследование трактата «Гуань-цзы» внесли современные китайские ученые Го Можо, Вэнь Идо и Сюй Вэйюй. В средние века значительную роль сыграли работы китайских ученых Чжан Не (5Ш, 1049- 1146, дин. Сун), Чжао Юнсяня 1535-1596, дин. Мин) «Гуаньхань хэкэ», Дай Вана (ШШ, 1837-1873, дин. Цин) «"Гуань-цзы" цзяо чжэн», а также исследования японского ученого -конфуцианца Огю Сорая {Ш^ЕШШ, 1666-1728, период Эдо).

В КНР в последние три десятилетия XX в. число источниковедческих исследований, посвященных трактату «Гуань-цзы», растет с каждым годом. В 1987 г., в городе Цзыбо (провинция Шаньдун, территория столицы царства Ци) был учрежден журнал под названием «Альманах Гуань-цзы» («Guanzi xuekan»). В настоящее время вышло 62 выпуска альманаха.

В Европе изучением данного трактата занимались М.С. де Арле, Г. Габеленц, Г. Халоун, JI. Маверик, В.А. Рикетт.

4 Конрад Н.И. Синология: избранные труды / Н.И. Конрад. - М., 1972. - С. 442-446.

3 Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Л.С. Переломов. - М. Наука, 1981.-С. 20-23,41-45.

6 Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета/ Л.С. Васильев. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 309с. -172177.

7 Кроль Ю.Л. Экономические взгляды [трактата «Яньтелунь»] // Хуань Куань. Спор о соли и железе: в 2-х т. / Куань Хуань; пер. с кит., введение и коммент. Ю.Л. Кроля. - СПб, 1997. Т. 1. - С. 94 - 108.

8 Кобзев А.И. Гуань-цзы / А. И. Кобзев // Китайская философия: энцикл. словарь. - М., 1994. - С.77.

В конце XIX века М.С. де Арле напечатал перевод первых глав «Гуань-цзы», указав на невозможность буквальной и сплошной передачи китайского текста. Поэтому Арле предпочел избрать путь сокращенного перевода, выразив надежду, что китаеведам будет нетрудно найти нужные места подлинника, руководствуясь цифровой разметкой текста, соответствующей китайскому оригиналу9. В 1882 г. небольшой отрывок из первой главы «Гуань-цзы» был переведён Георгом Габеленцем10. Кроме того, в этой же работе он опубликовал большой биографический материал о Гуань Чжуне. В 1933 г. перевод глав 55 и 59 «Гуань-цзы» опубликовал Густав Халоун11. Ряд небольших выдержек из «Гуань-цзы» на английском языке можно найти в работах У Гочжэна (1928 г.) и Лян Цичао (1929 г.). В 1954 г. перевод экономических частей «Гуань-цзы» под руководством JI. Маверика?.

19 вышел в США. Полный перевод памятника «Гуаньцзы» на английский язык был осуществлен лишь в 1998 г. американским г-. китаеведом В.А. Рикеттом13. Перевод был опубликован в двух томах.

Цель и задачи. Целью данной диссертационной работы является исследование трактата «Гуань-цзы» как памятника древнекитайской культуры. Цель определила следующие задачи:

1. Дать анализ социально-политической и экономической ситуации древнекитайского общества периода политической деятельности Гуань Чжуна и создания трактата «Гуань-цзы».

2. Определить место и роль трактата «Гуань-цзы» в культурной традиции Древнего Китая.

9 de Harlez М.С. Un minister chinois au VII siecle av. J.C. Kuantze de Tsi et le Kuan-tze-shus //Journal Asiatique. - 1896. - №1. - P. 33.

10 Gabelentz G. Vorbereitendes zxur Kritic des Kuan-tsi, Sitzungsberichte der Koniglichen preussischen Akademie der Wissenschaften: vol. X / G. Gabelentz. - Berlin, 1892. - S. 127-152.

11 Haloun G. Legalist fragments: part I: Kuan-tsi 55 and related texts // Asiamajor: New series: vol. II: part I. -London, 1951.-P. 85-120.

12 "Economic Dialogues in ancient China" Selections from the Kuan-tzu,a book written probably three centuries before Christ. Translators:T"an Po-fii and Wen Kung-wen (Adam K.W.) Expert critic: Hsiao Kung-chuan. The enterprise directed, thebook edited and published by Lewis Maverick, Carbonale, Illinois, 1954

13 Rickett W.A. (trans.) Kuan-tzu. Hong-kong 1985; Rickett, W. Allyn, tr. Guanzi. Princeton University Press. 1998.

З.Дать структурно-композиционную характеристику трактата «Гуань-цзы».

4.Дать концептуальную характеристику трактата «Гуань-цзы».

5. Выявить и ввести в научный оборот основные философские и экономические понятия, использованные в трактате «Гуань-цзы».

6. Перевести с древнекитайского на русский язык непереведенные первые четыре главы трактата.

Методы исследования. Для решения поставленных задач были применены методы сравнительно-исторического анализа: конкретное описание текста трактата «Гуань-цзы» и классификация его содержания. При исследовании трактата «Гуань-цзы» применялись методы источниковедческого анализа и синтеза, текстологические методы, а также системно-структурный подход. ^ Объектом исследования является трактат «Гуань-цзы». Предмет исследования - источниковедческий анализ структурно- < композиционного и концептуального содержания трактата «Гуань-цзы», определение его места и роли в культурной традиции Древнего Китая.

Источниковедческую базу исследования составили: 1. Трактат «Гуань-цзы» («[Трактат] Мудреца Гуаня», IV-III вв. до н.э.). 2. «Жизнеописание Гуань [Чжуна] и Янь [Ина]» («Шицзи» («Исторические записки»), Сыма Цянь, гл. 62). 3. «Наследственный дом цисского Тай-гуна» («Шицзи» («Исторические записки»), Сыма Цянь, гл. 32). 4. «Речи царства Ци» («Ци юй») («Речи царств» («Го юй»), гл. 6). 5. «Весны и осени господина Яня» («Янь-цзы чуньцю», V-IV вв. до н.э.). 6. «Дискуссия о соли и железе» («Янь те лунь», Хуань Куань, II -первая четверть I вв. до н.э.). 7. Комментаторские тексты Инь Чжичжана и Фан Сюаньлина к трактату «Гуань-цзы». 8. «Весны и осени господина Люя» («Люйши чуньцю», сер. III в. до н.э.). 9. «Философы из Хуайнани» («Хуайнаньцзы», II в. до н.э.). Научная новизна исследования:

Выполнен перевод ранее не переведенных на русский язык глав древнекитайского трактата «Гуань-цзы»;

Осуществлена комплексная структурно-композиционная и концептуальная характеристика трактата «Гуань-цзы», определено, что трактат «Гуань-цзы» представляет собой целостное произведение, в котором нашли своё отражение экономические, философские и политические идеи Древнего Китая;

Уточнена специфика традиционных философских и экономических понятий, использованных в «Гуань-цзы», выявлено, что эти понятия отражают ранние формы синтеза конфуцианских, даосских и легистских идей;

Определены место и роль трактата «Гуань-цзы», установлено, что трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в ряду памятников Древнего Китая, является энциклопедическим произведением, вобравшим в себя идеи различных школ и направлений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Выдающийся древнекитайский государственный деятель Гуань Чжун не является непосредственным автором трактата «Гуань-цзы», тем не менее Гуань Чжун имеет прямое отношение к данному сочинению. В «Гуань-цзы» нашли отражение его экономические и социально-политические реформы, высказывания и мысли.

2. Памятник «Гуань-цзы» создавался на протяжении нескольких столетий и вобрал в себя различные идеи легизма, даосизма и конфуцианства. Вместе с тем он не является конгломератом социально-политических и экономических идей различных школ и направлений, а представляет собой произведение с целостной структурой и единой концептуальной основой.

3. По своей композиции трактат «Гуань-цзы» представляет собой богатое сочетание различных жанров и стилистических приемов, в которых отображены характерные особенности построения древнекитайских текстов.

4. В трактате «Гуань-цзы» нашли отражение передовые идеи мыслителей древности, осознавших необратимые процессы развития частной собственности и формирования государственности.

5. Трактат «Гуань-цзы» занимает особое место в древнекитайской культуре, представляя собой энциклопедические сведения по истории, экономике, политике и философии Древнего Китая. Он оказал большое влияние на многих выдающихся китайских государственных деятелей как конфуцианского, так и легистского толка. Его идеи послужили непосредственным руководством для ряда экономических и социально-политических преобразований в Древнем Китае.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем:

Данное исследование позволит восполнить пробел в изучении письменных памятников Древнего Китая;

Поможет глубже понять историю древнекитайского общества и его идеологии периода Чуньцю и Чжаньго;

Выполненные переводы могут внести свою лепту в разработку методики перевода древнекитайских текстов;

Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории Древнего Китая и древнекитайской мысли, а также при проведении практических и семинарских занятий по циклу гуманитарных и общественных дисциплин.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет». Результаты исследования опубликованы в 4 научных работах. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на конференции «История и культура народов Сибири, стран Центральной и Восточной Азии» в 2006, 2007 гг., а также на ежегодной конференции преподавателей и аспирантов Бурятского государственного университета в 2006 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения, содержащего таблицы, иллюстрирующие тематическую структуру трактата «Гуань-цзы», и перевод первой, второй, третьей и четвертой глав трактата «Гуань-цзы».

Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК

  • Роль закона в учении древнекитайских легистов и в становлении первого централизованного государства в Китае 2004 год, кандидат юридических наук Сангаджиев, Бадма Владимирович

  • Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае 2005 год, кандидат педагогических наук Ло Юн

  • Конфуцианское учение в политической теории и практике КНР: 60-90-е гг. XX в. 2004 год, кандидат исторических наук Мартынов, Дмитрий Евгеньевич

  • Человек в историческом процессе древнего Китая VIII-III вв. до н.э. 2004 год, кандидат исторических наук Блинова, Ольга Михайловна

  • Земельное законодательство и контроль государства над землей в эпоху Чжаньго и в начале раннеимперской эпохи: по данным вновь обнаруженных законодательных текстов 2010 год, кандидат исторических наук Корольков, Максим Владимирович

Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Цыренов, Чингис Цыбикдоржиевич

Заключение

Важнейшим историческим достижением эпохи правления Хуань-гуна и Гуань Чжуна было создание сильного государственного образования, что нашло свое отражение в трактате «Гуань-цзы». Трактат «Гуань-цзы» не был написан самим Гуань Чжуном, но концепции этого трактата были непосредственно связаны с деятельностью этого выдающегося реформатора эпохи Чуньцю.

В структурном плане трактат «Гуань-цзы» состоит из 86 глав, разделенных на 8 тематических разделов и 24 свитка-цзюаня, при этом до нашего времени дошло 76 глав. Самый большой тематический раздел, «Цин чжун», включает в себя 19 глав, а наименьшее их количество (5 глав) содержится в пятом и седьмом разделах («Цюй янь» и «Гуань-цзьгцзе»).

Гуань-цзы» состоит из 130 тысяч иероглифов-и является одним из крупнейших философских трактатов Древнего Китая.

В композиционном плане трактат «Гуань-цзы» написан в форме вопросов и ответов, а также в форме развернутых многоступенчатых рассуждений. Для текста «Гуань-цзы» характерен такой своеобразный стилистический прием как параллелизм, на основе которого строятся различного рода языковые конструкции.

Широкое использование развернутых форм диалога и различных конструкций с параллелизмами в «Гуань-цзы» свидетельствует о сравнительно высоком уровне развития языковых средств, а соответственно, указывает и на более поздний период происхождения текста трактата.

В концептуальном плане в «Гуань-цзы» отражены ранние формы синтеза идей различных древнекитайских философских школ и направлений с преобладанием даосских концепций.

Социально-политическая и экономическая мысль в Древнем Китае, как правило, была тесно связана с учением об идеальном правителе, а

110 также с проблемой методов управления государством и народом. Учение об идеальном правителе разработано в «Гуань-цзы» самым тщательным образом. Обычно, в древнекитайских сочинениях рассматривается только морально-этический аспект методов управления, тогда как в «Гуань-цзы» наряду с морально-этическим аспектом этих методов (справедливая система наград и наказаний, укрепление «четырех основ государства»)" подробно" излагается и социально-экономическая составляющая этой проблемы.(принцип щин чжун»).

В «Гуаньцзы» на основе универсальной категории Дао гармонично сочетаются такие различные понятия, как «нормы благопристойности» (ли) и «закон» (фа), «долг» (и) и «выгода» (ли), «путь вана» (ван-дао) и «путь деспота» (ба-дао). Этот синтез выражен в следующем тезисе: «Законы-фя произошли от ритуальных норм-лм,. ритуальные* нормы-ли произошли от порядков-чэ/cw, а порядки-чжи произошли от Дао».

Согласно социально-экономической концепции трактата «Гуаньцзы», разумное государственное регулирование экономической системы на основе единого юридического закона, а также высокий морально-" этический уровень народных масс и их просвещенность являются фундаментом социальной гармонии и безопасности страны.

Отличительной чертой «Гуань-цзы» является то, что этот трактат не был составлен по образцу конфуцианских шаблонов чжоуских родовых обычаев, и в то же время его авторы отошли от легистского принципа тотальной военизации социальной структуры. «Гуань-цзы» является ценным источником сведений об экономической и социально-политической мысли Древнего Китая эпохи Чуньцю и Чжаньго.

В трактате «Гуань-цзы» нашли своё отражение передовые идеи мыслителей древности, осознавших необратимые процессы развития частной собственности и формирования государственности. Он занимает особое место в древнекитайской культуре, представляя собой энциклопедические знания по истории, экономике, политике и философии Древнего Китая.

Трактат оказал глубокое влияние на многих выдающихся китайских государственных деятелей как конфуцианского, так и легистского толка. Разделение общества на четыре социальные группы, предложенное Гуань Чжуном, повлияло на общественную мысль Китая, а за ним - Кореи и Японии и стало основой возникновения в обществах этих стран четырех сословий. Идеи трактата «Гуань-цзы» послужили непосредственным руководством для целого ряда экономических и социально-политических преобразований в Древнем Китае.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Цыренов, Чингис Цыбикдоржиевич, 2008 год

1. Гуань-цзы / отв. ред. Синхэ Ли. Куньмин: Юньнаньский ун-т, 2003. - 201 с. - (Huaxia wenhua jingdian baoku).

2. Гуань-цзы и чжу / гл. ред. Шоучжэн Чжао. Наньнин, 1982. - 502 с.

3. Гуань-цзы и чжу / гл. ред. Гэпин Хань. Харбин, 2002. - 582 с.

4. Гуань-цзы чжицзе / гл. ред. Ханьгуан Чжоу, Ювэнь Чжу, Хунцай Дай. Шанхай, 2000. - 534 с.

5. Ли, Эр. Лаоцзы / Эр Ли; гл. ред. Цзе Ли. Тайюань, 2001. - 178 с.

6. Люйши чуньцю / отв. ред. Цзе Ли. Тайюань, 2001. -196 с.

7. Мэн, Кэ. Мэн-цзы / Кэ Мэн; гл. ред. Цзе Ли. Тайюань, 2001. - 204с.

8. Ханьфэй-цзы / гл. ред. Юэсяо Ли. Хух-хото, 2006. - 186 с.

9. Источники на русском языке

10. Гоюй: (Речи царств) / пер. с кит. В. С. Таскина. М., 1987. - 472 с.

11. Гуань-цзы // Штейн В. М. Гуаньцзы: исследование и перевод / В. М. Штейн. М., 1959. - С. 251-318.

12. Книга правителя области Шан: (Шан цзюнь шу) / пер. с кит., вступ. ст., коммент. и послесл. Л. С. Переломова. 2-е изд., доп. - М. : Науч.-изд. центр "Ладомир", 1993. - 390 с. - (Памятники письменности Востока; 20).

13. Люйши чуньцю: (Весны и осени господина Люя) / сост. И. В. Ушакова; пер. Г. А. Ткаченко. М. : Мысль, 2001. - 525 е., 1 л. портр. -(Философское наследие).

14. Сыма Цянь. Ши цзи: (Исторические записки): в 7 т. / Цянь Сыма; пер. с кит. Р. В. Вяткина, В. С. Таскина. М. : Наука, 1972-1992. - 7 т.

15. Чжуан-цзы / пер. с кит. Л. Д. Позднеевой. СПб. : Амфора, 2000. -367 с. - (Александрийская библиотека).

16. Шуцзин // Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. - С. 100113.1. Исследования

17. Абрамов В. А. История философии Китая: истоки, основные этапы развития, современность / В. А. Абрамов, Н. А. Абрамова. Чита: ЧитГТУ, 1997. - 204 с.

18. Абрамова Н. А. Политическая культура Китая: традиции и современность / Н. А. Абрамова. М. : Муравей, 2001. - 319 с.

19. Абрамова Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие: (социально-философский аспект) / Н. А. Абрамова. -Чита: ЧитГТУ, 1998. 303 с.

20. Алексеев В. М. Наука о Востоке / В. М. Алексеев. М. : Наука, -1982.- 536 с.

21. Берлев О. Д. Источниковедение истории Древнего Востока / О. Д. Берлев, А. А. Вигасин. -М. : Высш. шк., 1984. 392 с.

22. Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае / Ф. С. Быков. М. : Наука, 1966. - 240 с.

23. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации / К. В. Васильев. -М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 319 с.

24. Васильев Л. С. Аграрные отношения и община в Древнем Китае / Л. С. Васильев. М. : Изд. вост. лит., 1961. - 268 с.

25. Васильев Л. С. Государство и частный собственник в теории и практике легизма/ Л. С. Васильев // ОГК-5. М., 1974. - Ч. 5. - С. 17-23.

26. Васильев JI. С. Древний Китай: в 2 т. / JI. С. Васильев. М. : Восточная литература, 2000. Т. 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.). -2000. - 623 с.: карта.

27. Васильев JL С. Проблема цзин-тянь / JI. С. Васильев // Китай, Япония: история и филология. М., 1961. - С. 23-38.

28. Васильев JI. С. Проблемы генезиса китайского государства: формирование основ социальной структуры и политической администрации / JI. С. Васильев; отв. ред. А. В. Меликсетов. М. : Наука, 1983.- 327 с.

29. Васильев JI. С. Проблемы генезиса китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета / Л. С. Васильев. М. : Наука, 1989. - 309 с.

30. Виногродский Б. Б. Менеджмент в китайской традиции -/; Б. Б. Виногродский, В. С. Сизов. М. : Экономист, 2007. - 255 с.

31. Го Можо. Философы Древнего Китая: («Десять критических статей») / Можо Го; пер. с кит., общ. ред. и послесл. Н. Т. Федоренко. -М. : Иностр. лит., 1961. 737 с.

32. Го Можо. Бронзовый век / Можо Го. М. : Изд. иностр. лит., 1959: -455 с.

33. Го Можо. Эпоха рабовладельческого строя / Можо Го. М. : Изд. иностр. лит., 1956. - 270 с.

34. Готлиб О. М. Основы грамматологии китайской письменности / О. И. Готлиб. -М.: ACT: Восток-Запад, 2007. 284 с.: ил., табл.

35. Гране М. Китайская мысль / М. Гране; пер. с фр. В. Б. Иорданского; общ. ред. И. И. Семененко. М. : Республика, 2004. - 526 с. - (Библиотека: Религия. Культура. Наука).

36. Деопик Д. В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» / Д. В. Деопик // Государство и общество в Китае. М., 1978. - С. 11-20.

37. Деопик Д. В. Гегемония и гегемоны по данным «Чуньцю» / Д. В. Деопик // ОГК-5. М., 1974. - Ч. 1. - С. 35-42.

38. Деопик Д. В. Государство Ци в VIII начале V в. до н.э. : (по данным «Чуньцю») / Д. В. Деопик // ОГК-6. - М., 1975. - Ч. 1. - С. 219-221.

39. Джарылгасинова Р. Китай и Корея: в V до н.э. III н.э. / Р. Джарылгасинова // Китай и соседи: сб. статей. - М., 1970. - С. 84-100.

40. Древнекитайская философия. Эпоха Хань / сост. Хиншун Ян. М., 1990. - 523 с.

41. Жерне Ж. Древний Китай / Ж. Жерне; пер с фр. Н. Н. Зубкова. -М. : Астрель: ACT, 2004. 160 с. - (Cogito ergo sum: «Университетская библиотека»).

42. Иванов А. И. Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы / А. И. Иванов. СПб., 1912.

43. Ивочкина Н. В. Возникновение бумажно-денежного обращения в Китае: Эпохи Тан и Сун / Н. В. Ивочкина; Гос. Эрмитаж. М., 1990. - 189 с.

44. Из истории традиционной китайской идеологии: материалы и исследования / сост., отв. ред. О. JI. Фишман. М. : Наука, 1984. - 296 с.

45. Илюшечкин В. П. Об общественном и государственном строе Китая в XIV XV вв. до н.э. / В. П. Илюшечкин // ОГК-5. - М., 1974. - Ч. 1.-С. 3-10.

46. Илюшечкин В. П. Сословно-классовые общества в истории Китая / В. П. Илюшечкин. М. : Наука, 1966. - 396 с.

47. Календарные обычаи обряды народов Восточной Азии: годовой цикл. М.: Наука, 1989. - 360 с.: ил.

48. Карапетьянц А. М. Классический китайский язык вэньянь / А. М. Карапетьянц, Аошуан Тань. М., 2001. - 432 с.

49. Китай: история, культура и историография: сб. статей / отв. ред. Н. Ц. Мункуев. М. : Наука, 1977. - 248 с.

50. Китай: традиции и современность: сб. статей / ред. Л. П. Делюсин. М. : Наука, 1977. - 335 с.

51. Китайская философия: энцикл. словарь / гл. ред. М. Л. Титаренко. М. : РАН ИДВ, 1994. - 573 с.

52. Китайские социальные утопии / отв. ред. Л. П. Делюсин, Л. Н. Борох. М. : Наука, 1987. - 308 с.

53. Кобзев А. И. Учение о символах числах в китайской классической философии / А. И. Кобзев. М., 1994. - 428 с.

54. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. -М. : Наука, 2003. 486 с.

55. Конрад Н. И. Древнекитайская литература / Н. И. Конрад // История всемирной литературы. М., 1983. - Т. 1. - С. 164-168.

56. Конрад Н. И. Запад и Восток: статьи / Н. И. Конрад. М. : Наука, 1966.-519 с.

57. Конрад Н. И. Синология: избранные труды / Н. И. Конрад. М., 1972.-621 с.

58. Конфуцианский трактат «Чжун юн»: переводы и исследования / сост. А. Е. Лукьянов. М. : Вост. лит., 2003. - 247 с. - (Китайский классический канон в русских переводах).

59. Конфуциева летопись Чуньцю: Весны и осени / пер. и примеч. Н. И. Монастырева. М. : Вост. лит., 1999. - 350 с. : ил. - (Китайский классический канон в русских переводах).

60. Конфуций. Уроки мудрости: сочинения. : пер. с древнекит. / Конфуций; сост., вступ. ст. и коммент. М. А. Блюменкранца. М. : ЭКСМО-ПРЕСС; Харьков: ФОЛИО, 2000. - 957 с. - (Антология мысли).

61. Крил X. Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / X. Г. Крил; пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб. : Евразия, 2001.-480 с.

62. Кроль Ю. Л. Была ли ранняя китайская империя деспотией? / Ю. Л. Кроль // Петербургское востоковедение: альманах. 1995. - Вып. 4. -С. 376-377.

63. Кроль Ю. Л. Сыма Цянь историк / Ю. Л. Кроль. - М., 1970. -470 с.

64. Крушинский А. А. Язык и мышление в Древнем Китае / А. А. Крушинский // Вопросы философии. 2007. - № 5. - С. 99-112.

65. Крюков М; В. Древнекитайский язык / М. В. Крюков, Шуин Хуан. -М., 1978.-512 с.

66. Крюков М. В. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / М. В. Крюков, Н. Н. Чебоксаров; отв. ред. : Л. С. Переломов, Н. Н: Чебоксаров. М. : Наука, 1983. - 415 с.

67. Крюков М. В. Древние китайцы. Проблема этногенеза / М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. М. : Наука, 1978. - 342 с.

68. Крюков М. В. История Древнего Китая / М. В. Крюков // История Древнего Востока. М., 2002. - С. 380.

69. Крюков М. В. Ритуальная коммуникация в древнем Китае / В. М. Крюков. М. : ИВ РАН, 1997. - 198 с.

70. Крюков М. В. Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу / М. В. Крюков. М., 2000. -464 с.

71. Крюков М. В. Формы социальной организации древних китайцев / М. В. Крюков. М. : Наука, 1967. - 201 с.

72. Кучера С. Китайская археология / С. Кучера. М., 1977. - 268 с.

73. Леве М: Китай династии Хань: быт, религия, культура / М. Леве; пер. англ. С. Федорова. М. : Центрполиграф, 2005. 224 с.

74. Лукьянов А. Е. Лаоцзы и Конфуций: философия Дао / А. Е. Лукьянов; отв. ред. М; Л. Титаренко. М., 2000. - 384 с.

75. Лукьянов А. Е. Лаоцзы: (философия раннего даосизма)1 / А. Е. Лукьянов. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991. - 163 с.: ил.

76. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке: (древний Китай и Индия) / А.Е. Лукьянов. М., 1992. - 207 с.

77. Малявин В. В. Гибель древней империи / В. В. Малявин. М., 1983.-225 с.

78. Малявин В. В. Даодэцзин. JIe-цзы. Гуаньцзы: даосские каноны: (в переводах Малявина В. В.) / В. В. Малявин. М., 2002. - 544 с.

79. Меликсетов А. В. Социально-экономическая политика гоминьдана в Китае: (1927-1949) / А. В. Меликсетов. М. : Наука, 1977. -317 с.

80. Мартыненко Н. П. Семиотика древнекитайских текстов: введение в метод / Н. П. Мартыненко. М. : Соц.-полит. мысль, 2003. - 95 с.

81. Меликсетов М. В. История Китая / М. В. Меликсетов. М. : Наука, 2007. - 752 с.

82. Никитина Т. Н. Грамматика древнекитайских текстов / ■ Т. Н. Никитина. Л.: ЛГУ, 1982.-132 с.

83. Никитина Т. Н. Грамматика древнекитайских текстов / . Т. Н. Никитина. М. : Восток-Запад, 2005. - 312 с.

84. Никитина Т. Н. Значения и употребления прилагательного «достаточный» в ДЯ / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1990.-Вып. 16.-С. 52-62.

85. Никитина Т. Н. Некоторые особенности языка Сыма Цяня: синтаксические конструкции / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1985.-Вып. 11.-С. 42-52.

86. Никитина Т. Н. Определение категориальной принадлежности слова в ДЯ / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1988. - Вып. 14. -С. 65-73.

87. Никитина Т. Н. Особенности языка Сыма Цяня / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1998. -Вып. 20. - С. 98-108.

88. Никитина Т. Н. Структура древнекитайского текста / Т. Н. Никитина // Вестник Ленинградского университета. Сер. Востоковедение: филологические исследования. Л., 1980. - Вып. 7. - С. 51-64.

89. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история / В. Н. Никифоров. -М. : Наука, 1975.-350 с.

90. Ошанин И. М. Большой китайско-русский словарь: в 4-х т. / И.М. Ошанин. М. : Наука, 1984. - 4 т.

91. Переломов Л. С. Империя Цинь первое централизованное государство в Китае: (221-202 гг. до н.э.) / Л. С. Переломов. - М., 1962. -224 с.

92. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Л. С. Переломов. М. :"Наука, 1981. - 333 с. : ил.

93. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. М.: Наука. Изд. фирма «Вост. лит.», 1993. - 439 с.

94. Померанцева Л. Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнань-цзы» II в. до н.э.) / Л. Е. Померанцева. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 243 с.

95. Попова И. Ф. Основные принципы податной политики в Древнем Китае / И. Ф. Попова // Подати и повинности на Древнем Востоке: сб. статей. СПб., 1999. - С. 122-132.

96. Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая / И. Ф. Попова. М.: Вост. лит., 1999. - 277 с.

97. Продовольственная безопасность КНР и роль государственного регулирования -М. : Изд-во ИДВ РАН, 2002. 200 с.

98. Рубин В. А. Гуань Чжун / В. А. Рубин, Ф. С. Быков // Сов. ист. энцикл. : в 20 т. М., 1963. Т. 4. - С. 866.

99. Рубин В. А. Идеология и культура древнего Китая: (четыре силуэта) / В. А. Рубин. М., 1970. - 163 с.

100. Рубин В. А. Личность и власть в Древнем Китае: собр. трудов / В. А. Рубин. М.: Вост. лит., 1999. - 383 с.

101. Рубин В. А. О датировке и аутентичности «Цзочжуани» / В. А. Рубин // Проблемы востоковедения. 1959. - № 1.

102. Серкина А. А. Символы рабства в Древнем Китае: дешифровка гадательных надписей / А. А. Серкина. М., 1982. - 207 с.

103. Смолин Г. Я Источниковедение древней истории Китая / Г. Я. Смолин.-Л., 1987.- 185 с.

104. Софронов М. В. Китайский язык и китайская письменность / М.

105. B. Софронов. М. : ACT: Восток-Запад, 2007. - 638 с.

106. Софронов М. В, Китайский язык и китайское общество /"М. В. Софронов. М.: Наука, 1979. - 312 с.

107. Спирин В. С. Построение древнекитайских текстов А. В. С. Спирин. М. : Наука, 1976. - 232 с.

108. Спирин В. С. Системно-структурный подход к древнекитайским памятникам идеологии /B.C. Спирин // Народы Азии и Африки. № 4.

109. Старостин С. А. Реконструкция древнекитайской фонологической системы / С. А. Старостин. М. : Наука, 1989. - 725 с.

110. Сторчевой Л. В. «Янь-цзы чуньцю»: введение в изучение текста / Л. В. Сторчевой // Петербургское востоковедение: альманах. 1992. - Вып. 4. - С. 239-300.

111. Сухарчук Г. Д. Социально-экономические взгляды Чан Кайши / Г. Д. Сухарчук // Китай. Поиски путей социального развития. М., 1979.1. C. 232-243.

112. Таранов П. С. 150 мудрецов и философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли: интеллектуал, энцикл. справ. : учеб. пособие / П. С. Таранов. Симферополь; Запорожье: Нарус-М, 2000. - (Библиотека третьего тысячелетия: БТТ).

113. Титаренко М. JI. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение / М. Л. Титаренко. М., 1985. - 245 с.

114. Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: миф и эстетика в «Люйши чуньцю» / Г. А. Ткаченко. М., 1990. - 284 с.

115. Ткаченко Г. А. Культура Китая: словарь-справочник / Г. А. Ткаченко. М., 1999. - 384 с.

116. Универсализм восточных культур / отв. ред. М. Т. Степанянц. -М.: Восточная литература, 2001. 431 с.

117. Федоренко Н. Т. Древние памятники китайской литературы / Н. Т. Федоренко. -М.: Наука, 1978. 320 с.

118. Федоренко Н. Т. Избранные произведения: в 2-х т. / Н. Т. Федоренко. М. : Худ. лит., 1987. Т. 1: Проблемы исследования китайской литературы. - 1987. - 510 с.

119. Феоктистов В. Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюньцзы / В. Ф. Феоктистов. М., 1976. - 295 с.

120. Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ цзяньши / Юлань Фэн. Пекин, 2004.-302 с.

121. Хуань Куань. Спор о соли железе: (Янь те лунь) : в 2-х т. / Куань Хуань; пер. с кит., введение и коммент. Ю. Л. Кроля. СПб., 1997.- (Orientalia) Т. 1. 1997. - 416 с.

122. Цзочжуань / пер. Л. Д. Позднеевой // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963.

123. Шанцзюныпу // Переломов, Л. С. Книга правителя области Шан: Шанцзюныпу / Л. С. Переломов. Изд. 2-е, доп. - М.: Наука, 1993. - С. 137-240.

124. Штейн В. М. Гуаньцзы: исследование и перевод / В. М. Штейн. М. : Наука, 1959. - 380 с.

125. Экономическая теория / под общ. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, А. С. Тарасевича. Изд. испр. и доп. - М. : Инфра-М, 2005. - 672 с.

126. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / Кэ Юань; отв. ред. Б. JI. Рифтин. 2-е изд., испр. и доп. - М. : Наука, 1987. - 526 с.

127. Ян Хиншун. Древнекитайский философ JIao-цзы и его учение / Хиншун Ян. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1950. - 160 с.

128. Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае / Хиншун Ян. М. : Наука, 1984. - 184 с.

129. Ян Юнго. История древнекитайской идеологии / Юнго Ян; пер. с кит. Ф. С. Быкова, Д. Л. Веселовского, Т. Е. Мытарова. М. : Наука, 1957. - 437 с.

130. Яньцзы чуньцю // Петербургское востоковедение: альманах. - г 1995.-Вып. 4.-С. 239-300.

131. Яхонтов С. Е. Древнекитайский язык / С. Е. Яхонтов; под общ. ред. Т. П. Сердюченко. М. : Наука, 1965. - 114 с.

132. Ван Дэминь. 10 дней бесед о «Гуань-цзы» / Дэминь Ван, Бинь Лю. -Хэфэй, 1997. 255 с.

133. Ма, Фэйбай. Гуань-цзы цинчжун пянь синьцюань / Фэйбай Ма. -Пекин, 1979. 354 с.

134. Ху Цзяцун. Гуань-цзы синьтань / Цзяцун Ху. Пекин, 2003. -611 с.

135. Чжун Чжаопэн. Гуань-цзы цзяньши / Чжаопэн Чжун. Цзинань, 1997. - 602 с.

136. Bodde, Derk. China"s First: A Study of the Ch"in Dynasty as Seen in the Life of Li Ssu, 280-208 B.C. / D. Bodde. Leiden: E.J. Brill, 1938.

137. Creel, Herrlee. Shen Pu-hai / H. Creel. Chicago: University of Chicago Press, 1974.

138. Duyvendak, J. J. L. The Book of Lord Shang / J. J. L. Duyvendak. - London: Probsthain, 1963.

139. Rickett, Allyn W. The Kuan-tzu, A Repository of Early Chinese Thought / A. W. Rickett. Hong Kong: Hong Kong University Press, 1965.

140. Rickett, W. Allyn. Guanzi: Political, Economic, and Philosophical Essays from Early China / A. W. Rickett. Princeton: Princeton University Press, 1985.

141. Rickett, W. Allyn. Guanzi / W. A. Rickett Princeton University Press. 1998. 608 p.

142. Roth, Harold. Original Tao: inward training (nei-yeh) and the foundations of Taoist mysticism / H. Roth. New York: Columbia University Press, 1999.

143. Waley, A. The Way and its Power. A Study of the Tao Тё Ching and its Place in Chinese thought / A. Waley. L., 1934.

144. Watson, Burton. Han Fei Tzu. Basic Writings. Paperback. New York: Columbia University Press, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

– утесный чай, произрастающий в райском местечке – заповеднике Уишань. Входит в состав Сида Минь Цун (Четыре Великих Куста) и является одним из самых известных уишанских улунов. По мнению большинства современных китайских чайных специалистов Бай Цзи Гуань существенно превосходит всех своих утесных собратьев, включая Да Хун Пао.

Древняя китайская пословица гласит: хороший чай рождается из чистой воды и великих гор. Заповедник Уишань, что в северной части провинции Фуцзянь наделен и тем и другим. Гора Уи, расположена примерно в 15 километрах к югу от Уишань, город на северо-западе провинции Фуцзянь, может похвастаться невиданной красоты природными пейзажами, окруженными изумрудными водами. Здесь идеально все для выращивания самого лучшего чая в мире! Листья у Белого Петушиного Гребня зелено-желтого цвета, что отличает его от других чайных кустов в Уишани. В основном производится в апреле-мае из нежных молодых листиков. Почва в Уи состоит из пород древнего вулкана, потому она дает чаю столь уникальный и сильный характер.


Бай Цзи Гуань считается редким чаем, потому как требуется большое мастерство, чтобы приготовить столь роскошный чай. Есть лишь немногие мастера способные сделать такое чудо. Одна единственная ошибка способна превратить листья в темные и излишне прожаренные, а чай будет безвозвратно испорчен. Технология производства этого чая требует соблюдения низкотемпературного режима прогревания листа, чтобы раскрыть тончайший и одновременно невероятно мощный и изысканный букет. Белого Петушиного Гребня производится ограниченное количество, но, к сожалению, существуют дешевые подделки, которые всего лишь бледная тень по сравнению с этим произведением Чайного Искусства. Потому у настоящего Бай Цзи Гуаня цена всегда выше среднего.


История чая
С названием Бай Цзи Гуань связана легенда, которая гласит, что монах увидел, как петух отважно защищал ребенка от орла. Он был глубоко тронут мужеством петуха, который геройски пал в неравном бою, а затем похоронил его в земле. Однако спустя несколько лет, чайный куст вырос на том месте, где был похоронен петух. В память о смелой птице, монах дал название чайному кусту — Белый Петушиный Гребень или по-китайски Бай Цзи Гуань.


Бай Цзи Гуань был известен еще с династии Мин (1368-1644 гг.). Считается, что в качестве противоядия от ядов монахи использовали именно этот чай, чтобы спасти жизнь больного ребенка важного чиновника. Позже чай был представлен императору, и стал преподноситься ему в качестве дани.

Вкус, аромат
Вкус: вкус у чая сладкий, однозначно фруктовый с шоколадными намекам и персиковыми переливами, с мягким послевкусием фруктов, меда и обертонами корицы. Сладкий орхидеевый аромат, который кружит голову и уносит в далекие дали. В целом, у Бай Цзи Гуаня необычайно сложный букет. Этот чай способен поменять представление об утесных чаях, в нем нет излишнего «огня». У чая Белый Петушиный Гребень вкус чистый, с изящной струящейся «утесной мелодией», которая навсегда западает в душу. Мы более чем уверены, этот напиток может стать Вашим любимым чаем.

Цвет настоя
Янтарный. Заваренный чай имеет цвет зеленого золота.

Как заваривать:

Также
Отличается сильным гармонизирующим эффектом на человека, проясняет сознание. О таком чае даосы говорят – «пьешь его и уходят все бесы, и вот оно небо и вот она земля». Настоящая чайная алхимия. Сильный чай, который позволит человеку, который его вкушает ощутить себя и свою Суть. Говорят, что питье этого чая излечивает многие болезни. Рекомендуется для чаепитий вдвоем, способен пробуждать чувственность. Прекрасно подходит для любимых. Является отличным афродизиаком. Вносит нотку утонченности, нежности и свежести в отношениях.

4.3 Трактат "Гуань-цзы"

Одним из знаменательных памятников истории экономических идей вКитае является трактат "Гуань-цзы", принадлежащий перу неизвестных авторов. Он относится кIV-III в. до н.э. В нем достаточно глубоко для своего времени разработана целая система государственного регулирования хозяйства.

Проявляя заботу окрестьянстве, авторы предлагали ограничить их обязательную трудовую повинность, оградить от спекулянтов иростовщиков. Вцелях укрепления экономического положения крестьян авторы трактата предлагали изменить систему налогов, повысить цены на хлеб. Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться вэкономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий ит.д.

Авторы трактата не стремились лимитировать действие товарно-денежных отношений, а, изучив их, предлагали использовать при создании достаточно интересного механизма стабилизации хозяйства. В трактате остро ставилась проблема о защите народного хозяйства от рыночной стихии выравниванием товарных цен.

Важнейшим условием стабилизации экономики является усиление роли земледелия, а также создание государством постоянных хлебохранилищ (однако ни ремесло, ни торговля не считались "бесплодными", как полагали легисты).

Для крестьян во время земледельческих работ, более гибкой должна стать податная система: уровень налогообложения должен исходить из плодородия земли, т.е. речь идет о создании в условиях Древнего Китая земельного кадастра. "Гуань-цзы" предлагал ввести количественные нормы повинностей и изменять их, исходя из ситуации в стране. В трактате есть и идея построения государственных финансов без прямых налогов. Для этого следует заменить налоговые поступления в казну эксплуатацией природных ресурсов в виде акцизов. "Гуань-цзы" советует "взять в казну горы и моря". Трактат ставил перед государством одно важное условие - регулировать цены одинаково во всей стране и пресечь "возможность перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и пр.".

"Гуань-цзы" выдвинул "принцип уравновешивания хозяйства". Для этого в руках правителя должно накапливаться до 1/2 всего хлеба, и он "управляет средствами потребления, регулирует их избыток и концентрирует их недостатки". Государство должно накапливать фонды в период дешевизны продуктов и пускать их в товарооборот в период дороговизны, получая в казну больше прибыли. Для аккумуляции продовольствия и продуктов государство делает товарные закупки на дешевом рынке.

Трактат "Гуань-цзы" сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая. Были выдвинуты плодотворные идеи о возможности количественного анализа экономических явлений, выработки нормативов для организации натурального хозяйства. Авторы трактата установили не только противоположное движение цены товаров и денег, но и предлагали применить для стабилизации хозяйства нормируемую эмиссию денежных знаков.

Столкновение двух тенденций всоциально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала, содной стороны, рост иукрепление позиций рабовладения- сдругой, борьба стоявших за ними классов длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая. Большой остроты достигала проблема взаимоотношения натурального итоварного хозяйства.


5. ЭКОНОМИЧЕСКА МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

5.1 Законы Ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни, содержались в сборниках - дхармашастрах.

Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Заменитые "Законы Ману" составлялись на протяжении ряда столетий. Они содержат богатый материал осоциально-экономических условиях Индии III тысячелетия до н.э., выражают устами жрецов экономические взгляды рабовладельцев. "Законы Ману"- это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем". Вних устанавливались формы превращения свободного человека враба, закреплялось его бесправное положение вобществе. "Законы Ману" отразили существование наследственных каст. Концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения идр.

Содержание "Законов Ману" значительно шире того, что мы понимаем под правом. По замыслу это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Древней Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые ему сведения. Там есть рассуждения об этапе жизни, о браке, о правилах очищения и приема пищи, искуплении вины и покаяния, о дхарме царей (предмет артхашастр), о суде и о том, что мы отнесли бы к гражданскому и уголовному праву. Понятия права по-прежнему нет. Дхарма объемлет все.

"Законы Ману" свидетельствуют о том, что в Индии брахманизм одержал победу над еретическими учениями. Ману превозносит могущество брахманов, их превосходство над всеми другими варнами, включая кшатриев, их причастность к сверхъестественны силам. В консерватизме "Закона Ману" отразились застойные явления, которые стали характерными для древнеиндийского общества на рубеже старой и новой эры.

Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. В период создания Законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением, и охране частной собственности уделяется значительное внимание.

Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни.

Среди основных видов собственности Законы называют землю. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом, кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте.

Известен был в Древней Индии и договор аренды земли. Этот договор приобретает значение и получает распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, вынуждены были арендовать ее.

Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. Закон устанавливает определенные требования к предмету договора и запрещает продавать товар плохого качества, недостаточного по весу Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми и торговля рассматривалось не как занятие для высших каст.


Того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим. К. Маркс создал систему, которая охватила все социальные науки: экономическую теорию, философию, социологию и историю. В данной теме мы рассмотрим лишь основные идеи экономического учения К. Маркса, изложенные им в его знаменитой и обширной работе «Капитал», имеющей подзаголовок «Критика политической экономии». По мысли К. Маркса, ...

Начало XX вв Начало XIX в. - период создания первых курсов политической экономии, издания первых учебников, распространения экономических знаний, иначе говоря, организационного становления российской экономической мысли. Теоретические постулаты политической экономии воспринимались российской аудиторией главным образом с позиций их социальной значимости, идеологического воздействия. Михаил...

Промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа наиболее заметный вклад в историю экономической мысли внесли французы Ж.Б. Сэй и Ф. Бастиа и англичане Д. Рикардо, Т. Мальтус и Н. ...

Древней Греции /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1986, 2000. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим. В 2 т. М.: Дрофа, 1996. Постернак А.В. История древней Греции и древнего Рима. Учебное пособие. М., 1999. * * * Ковалев С.И. История Рима. Л., 1948, 1986. Машкин Н.А. История древнего Рима. М., 1948, 1956. История...