Расчет есн в году калькулятор. Депутаты раскритиковали единый социальный налог

  • 02.05.2020

В настоящее время активно обсуждается возможное возвращение единого социального налога (ЕСН), который заменит взносы в пенсионный и другие внебюджетные фонды. Речь идет о триллионах рублей и необходимости пополнения бюджета: в случае возврата ЕСН эти деньги будут собираться не в фондах, а в бюджете. Эта тема обсуждается также и с точки зрения изменений для бизнеса: для ИП и ООО.


Единый социальный налог ЕСН с 2017 года

О том, что могут вернуть ЕСН, стало известно после того, как в Правительстве России в рамках антикризисных мер стали рассматривать различные варианты пополнения бюджета, в том числе, дополнительного пополнения. Одним из возможных решений является возврат с 2017 года единого социального налога (ЕСН).

Вместо трех взносов в три разные фонды при возвращении ЕСН нужно будет уплачивать один налог, который платится одной суммой, одним платежным поручением. Администрированием этого налога, то есть, сбором, контролем, проверками будет заниматься Федеральная налоговая служба.


До 2010 года этот налог уже существовал, его ставка в различные периоды колебалась от 26 до 36 с лишним процентов. Кто платит единый социальный налог – его платят все ИП и ООО, у которых есть персонал, наемные работники. Налогооблагаемой базой являлся, как и в случае с сегодняшними взносами в фонды, совокупный фонд заработной платы всех работников ИП или ООО.

Введение единого социального налога, то есть, возврат ЕСН, означает, что новый налог нужно будет платить с 1 января 2017 года. Платить нужно будет в ФНС. Фонды будут сотрудничать с ФНС, в частности, если законопроект будет рассматриваться серьезно, и дело пойдет к его принятию и утверждению, с 1 июля 2016 года внебюджетные фонды уже начнут передавать в налоговую службу списки и реестры страхователей, то есть, плательщиков взносов и налога – ИП и ООО.

Сегодня ИП и ООО платят взносы во внебюджетные фонды по следующим ставкам :

Общая сумма отчислений во внебюджетные фонды получается равной 30% с фонда заработной платы предприятия ИП или ООО.

Если с 1 января 2017 вернется ЕСН, то, если следовать логике, его ставка также должна равняться 30%, не больше. Однако какой в действительности будет ставка единого социального налога в случае его возвращения, пока не известно. Как и то, вернется ли этот налог.

Другие законодательные инициативы, касающиеся социальных взносов и налогов

Возможная инициатива по возвращению единого социального налога – не единственная, которая касается социальных взносов и живо обсуждается последнее время. В глобальном макроэкономическом смысле, если говорить о возможном возврате ЕСН, речь идет о сумме в 5 с лишним триллионов рублей, которые ежегодно собираются в трех разных фондах – ПФР, ФСС и ФОМС – и о контроле над этими деньгами.

В микроэкономическом смысле, то есть, с точки зрения предприятий, фирм, ИП и ООО речь идет как об изменении установившихся и привычных правил игры, так и возможном увеличении налоговой нагрузки на каждого отдельного предпринимателя. Законодательные инициативы, которые обсуждаются последнее время, следующие.

Возможное увеличение страховых взносов ИП в пенсионный фонд

Сегодня ИП уплачивают в пенсионный фонд на себя фиксированную сумму – в 2016 году она равна 19356 руб. И если годовая сумма доходов этого ИП будет больше 300 тысяч рублей, то ИП уплачивает еще дополнительно 1% с суммы превышения.

Министерство труда (Минтруд) России предлагает отказаться от этого дополнительного 1% взносов. Вместо него предлагается ввести повышающий коэффициент, который в 2017 году будет равняться 1,2, потом 1,4 и так до 2,0 в 2021 году. А взнос в Пенсионный фонд составит 24714 рублей.

Взносы, которые платят ИП на медицинское страхование, вырастут еще больше. Это произойдет ввиду уравнения взносов в ФФОМС с взносами в ОМС за неработающих граждан. Эксперты говорят, что взносы на медицинское страхование для ИП могут вырасти в два, а то и в четыре раза.

Возможная отмена льгот для ИП на УСН

До сих пор не утихли разговоры о возможной отмене льгот для ИП. Речь идет о том, что те ИП, которые, имея годовой доход больше 300 тысяч рублей и уплачивающие (пока еще уплачивающие) в ПФР 1% от суммы превышения, на эту сумму уменьшают свои доходы при расчете налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) по схеме «Доходы минус расходы».

Поначалу Минфин России сказал, а точнее, выпустил разъясняющее письмо о том, что на эту сумму уменьшать налогооблагаемую базу ИП на УСН нельзя. При этом получалось, что те ИП, которые на протяжении двух лет, пока была такая возможность, этой льготой пользовались, должны теперь вернуть в бюджет огромные деньги. Некоторых предпринимателей даже приглашали в региональные налоговые службы для дачи объяснений.

Но в последствии Минфин выпустил еще одно разъясняющее письмо, согласно которому указанная льгота для ИП на УСН сохраняется. Однако, учитывая то, как быстро меняется мнение финансовых чиновников, можно сделать вывод о том, что это решение может быть не окончательным.

Мнения экспертов

Анна Бутакова, главный бухгалтер ООО «КИТ»

Настораживает не сама идея провести такую реформу, а сомнения в том, что она будет проведена качественно. Есть множество нюансов, которые, если власти их не учтут, могут сильно осложнить работу малому и среднему бизнесу.

  • Не возникнет ли необходимость сдавать отчётность дважды – и в налоговую службу, и в фонды?
  • Если так будет, то это дополнительная нагрузка на бухгалтерию?
  • Не вырастет ли размер ставки?

Если данные из фондов будут некорректно переданы в налоговую (то есть, попросту что-то могут потерять, а что-то перепутать), то налоговики при проведении проверок могут квалифицировать это как нарушение со стороны предприятия и довольно серьёзно за это наказать.

Кроме того, бизнесу придётся более серьёзно относиться к уплате страховых взносов. Ведь администрировать их будет уже налоговая служба, а она, в отличие от фондов, имеет право при наличии задолженностей заблокировать расчётный счёт.

Для государства это, возможно, и хорошо. А вот для бизнеса не очень. Это дополнительная нагрузка на бухгалтерию, которой придётся более тщательно следить за уплатой страховых взносов.

Марина Головченко, руководитель практики «Бухгалтерский учет и налоговое планирование» группы компаний «ЭНСО»

Возвращение единого социального налога (ЕСН) – пожалуй, одна из самых обсуждаемых на сегодняшний день налоговых инициатив. И хотя никаких конкретных решений чиновники пока не озвучили, бизнес-сообщество уже близко к состоянию паники: только привыкли к страховым взносам в соцстрах, «пенсионку» и ФОМС, как снова все меняется. Но доводы «Против» ЕСН больше напоминают традиционный для всех реформ страх перед неизвестным. Аргументы «За» кажутся достаточно убедительными. Надо разбираться.

Напомню, единый социальный налог в России платили до 2010 г. Ставка ЕСН была прогрессивно-регрессивной: чем больше объем налоговой базы, тем выше фиксированная часть налога и меньше – процентная. Регрессивная шкала состояла из трех ступеней: годовая зарплата до 280 тыс. рублей облагалась по ставке 26%; от 280 тыс. рублей до 600 тыс. рублей – 10% плюс фиксированная прогрессивная часть 72,8 тыс. рублей; свыше 600 тыс. рублей – 2% плюс 104,8 тыс. рублей.

Фактически ЕСН аккумулировал средства, которые затем в соответствии с принятым регламентом распределялись на реализацию прав граждан. Так, с минимальной ставки в 26% в федеральный бюджет зачислялось 6%, на пенсионное обеспечение – 14%, на социальное – 2,9%, в территориальные и федеральный фонды медицинского страхования по 2% и 1,1% соответственно.

Но в 2010 г. ЕСН упразднили, заменив его страховыми взносами в три внебюджетных фонда – Пенсионный, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Стоит заметить, что и тогда противников у отмены ЕСН было достаточно. Существует даже мнение, что эта инициатива была навязана профильным ведомствам – Минфину и Минрегионразвития. Во всяком случае, Алексей Кудрин, занимавший тогда пост главы Министерства финансов, не раз высказывался о несвоевременности принятого решения.

Так что уже через год после отмены ЕСН стали появляться разговоры о его возможной реанимации. Тогда – в 2011 г. – аналитики отмечали, что переход к страховым взносам негативно сказывается на администрировании платежей. Обязанностей у бизнеса стало больше, проверяющих, соответственно, тоже. Однако объем поступлений отставал от роста заработных плат. И вся эта критика проходила на фоне стремительного роста ставки социальных платежей: в 2011 г. суммарный объем взносов во внебюджетные фонды составлял 34%, в 2012 г. под влиянием недовольного бизнеса ставка была снижена до 30%.

С тех пор вопрос о целесообразности разделения социальных платежей по внебюджетным фондам периодически появлялся на повестке дня. Наконец, в середине марта прошлого года Минфину и Минэкономразвития было поручено разработать проект создания на базе Федеральной налоговой службы единого фискального органа, который бы отвечал за сбор всех социальных взносов. Так что появившиеся в СМИ в начале этого года предположения о возврате к ЕСН – закономерное развитие давно сложившейся тенденции. И прежде чем давать какие-либо оценки, нужно понимать логику принятия этого решения.

Налоговые инициативы в правительстве обсуждаются в рамках разработки антикризисных мер. Приравняв страховые взносы к налогу и передав функцию по администрированию этого вопроса налоговикам, чиновники надеются повысить собираемость всех социальных сборов. Действительно, с этой обязанностью фискалы, обладая опытом и методиками, могут справиться, как никто другой. И вообще, идея консолидировать все жизненно важные для государства финансовые потоки в одном ведомстве вполне логична. При этом о полной ликвидации внебюджетных фондов речи не идет: за ними останется обязанность по управлению системой персонифицированного учета граждан. Проще говоря, кто, когда и в каком размере должен получить социальные выплаты – эти вопросы останутся за фондами.

Для бизнеса, как уверяют законотворцы, изменения будут носить, скорее, технический характер: сейчас страховые взносы распределяются по трем фондам, а в случае принятия налоговых инициатив платеж будет единым. Об увеличении ставок речи не идет. Наоборот, если в начале года говорилось о сохранении ставки единого налога на уровне нынешних 30%, то сегодня не исключается даже понижение ставки до 26-28%.

И потом, можно рассчитывать, что передача права собирать все налоги и взносы одному ведомству сократит число проверок и проверяющих. Налоговики собирают – им и контролировать в рамках одной проверки.

Так или иначе, пока инициатива возврата ЕСН проходит лишь стадию обсуждения. В конце февраля Минфин направил в Правительство РФ «Концепцию изменения законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды». По планам ведомства, конкретные поправки должны быть разработаны и представлены Госдуме не позднее 1 мая 2016 г. и вступить в силу с 1 января 2017 г.

Так что обсуждать стоит не саму возможность возврата к ЕСН, а то, как это будет реализовано: насколько учтены будут интересы бизнеса, как будет решен вопрос с накопительной пенсией и отчетностью по фондам. Хотели, как лучше – это очевидно. Важно, чтобы не получилось, как всегда.

Медина Кульшманова, юрист юридической компании «Генезис»

Минфин предлагает ввести единый страховой взнос, отменив пониженную ставку для высоких зарплат и снизив общую ставку взноса до 28-29 %. При этом возвращение к ЕСН не предполагается, хотя вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс и ряд других законов ставится.

Целью нововведений является укрепление платежной дисциплины в отношении расчетов с фондами, а кто, как не наделенный контрольными полномочиями налоговый орган, справится с этим лучше остальных. О последствиях для бизнеса можно будет говорить, когда станут известны установленные размеры ставок. Маловероятно, что они принципиально изменяться.

Сложно представить кардинальные изменения в связи с введением единого страхового взноса. Еще сложнее найти принципиальные отличия между предложенным Минфином единым страховым взносом и ранее отмененным единым социальным налогом: контроль за той же ФНС, та же обезличенность и безвозвратность платежа.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Конечно, бизнес в большей степени волнует, сколько придется платить. Вопрос увеличения ставок весьма щепетильный. Однако о последствиях можно будет говорить, когда станут известны установленные размеры процентов. Все же думается, необходимость принятия государством антикризисных мер с одной стороны и обеспокоенность предпринимательства ужесточением условий для ведения бизнеса с другой не позволят законодателю сильно разгуляться.

В любом случае можно отметить некоторые положительные моменты. Платить в одно окно всегда удобнее. Вопросы в налоговой службе решаются более оперативно, чем в том же Пенсионном фонде. Что касается вопросов пополнения доходной части бюджета, пенсионной политики, то для укрепления платежной дисциплины в отношении расчетов с фондами ФНС подходит, как нельзя кстати.

Единый социальный налог в 2017 году – ставка всего составляет 30 % для большинства категорий страхователей, исчисляется в целях обеспечения работников предприятий различными целевыми социальными льготами. Это, прежде всего, государственные пенсионные выплаты, пособия по больничным листам, медицинское страхование физических лиц. Порядок расчетов и уплаты страховых взносов изменился с 2017 г. в связи с принятием главы 34 НК, в определенной мере аналогичной отмененной с 2010 г. главе 24 «ЕСН» (Закон № 213-ФЗ от 24.07.09 г.).

Разберемся, что подразумевает понятие единый социальный взнос, по каким правилам рассчитывается. Узнаем актуальные ставки по категориям работодателей, а также поговорим о том, как отчитываться по этому налогу и куда оплачивать начисленные суммы.

Единый социальный страховой взнос ЕССС – история возникновения

Основная роль ЕСН – аккумулирование финансовой «подушки» для обеспечения населения качественными социальными условиями жизни. Поступления в бюджет средств от уплаты единого социального страхового взноса направляются по назначению в зависимости от содержания денежной операции – на оказание услуг медицинской помощи лечебными учреждениями, на выплату установленных государством пособий (включая декретные), пенсий, льгот. Скорость поступления налогов напрямую влияет на оперативность получения полагающихся работникам социальных выплат.

Несмотря на то, что ЕСН фактически был отменен в 2009 г., налог сохранил свое предназначение и сущность. Консолидирование средств по сборам в части пенсионного, социального, медицинского страхования гарантирует повышение собираемости налога. А упрощение процедуры расчета, отчетности и уплаты снижает возможные ошибки и недочеты налогоплательщиков. С 2017 года прямым федеральным органом, осуществляющим администрирование и контроль отчислений на социальные нужды, ставка по фондам приведена ниже, назначен ФНС РФ. Управление взносами на травматизм остается в юрисдикции ФСС.

Единый страховой взнос 2017

Предположения о том, что ФНС хочет ввести единый социальный взнос, возникали уже давно. Практическая отмена ЕСН (действовал в 2001-2009 гг.) и переход от регрессивного способа расчета шкалы к постоянной не оправдали возложенных надежд. Налогоплательщики получили усложненный документооборот в части формируемой отчетности и платежных документов, увеличилось число проверяющих органов. Государство столкнулось со снижением уровня расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, произошли нарушения платежной дисциплины и частичная потеря контроля за начислениями сборов.

Возврат административных функций налоговикам стал реальностью с подписанием Президентом РФ В.В. Путиным Указа № 13 от 15.01.16 г. В НК появилась новая глава, страховые взносы в ФСС, ПФР и ОМС объединились в один налог. Что же глобально поменялось для налогоплательщиков с 2017 года?

Единый социальный страховой взнос – основные положения:

  • Администрирование – с 2017 года осуществляет ФНС. За ФСС остается контроль начисления и уплаты «травматизма», за ПФР – отчетность по форме СЗВ-стаж и СЗВ-М.
  • Плательщики взносов – компании-работодатели (юридические лица и ИП), предприниматели, самозанятое население.
  • Объект налогообложения – для работодателей в базу включаются выплаты в рамках взаимодействия с сотрудниками, для ИП – доход от деятельности.
  • Общая ставка – размер сохранен на уровне 2016 года и составляет 30 %: в ПФР – 22, %, в ФСС – 2,9 %, в ОМС – 5,1 %. Немного поменялся порядок использования льготных пониженных тарифов для отдельных категорий бизнеса.
  • Фиксированный размер взносов для ИП – расчет ведется на основании МРОТ, дополнительно установлен процент от доходов с превышения лимита. Величина максимального дохода составляет 300 тыс. руб.
  • Отчетность – утвержден новый единый расчет по ЕССС, предоставлять который следует впервые за 1 квартал 2017 г. до 30 апреля (в связи с выходными/праздничными днями срок перенесен на 2 мая).
  • Формат сдачи отчетности – обязательно представление по ТКС в электронном виде для страхователей с численностью штата свыше 25 чел., все остальные вправе отчитываться «на бумаге».
  • Уплата взносов – все платежи, сформированные с 2017 года, составляются по новым реквизитам (расчетный счет ФНС, КБК, наименование, ИНН/КПП получателя). Прошлые периоды также оплачиваются в адрес ФНС, включая расчеты по пеням, недоимкам и штрафам.
  • Сроки уплаты взносов – не поменялись. Как и прежде компаниям необходимо перечислять ЕССС до 15 числа следующего за отчетным месяца. По фиксированным платежам ИП установлены иные сроки: в пределах сумм лимитов налоги следует уплатить до конца календарного года, по дополнительным начислениям сроки продлены до 1 апр. 2018 г.
  • Ответственность за нарушение сроков уплаты ЕССС – применяются санкции, предусмотренные для налоговых нарушений (200 руб. за каждый не вовремя сданный отчет), вплоть до блокировки расчетных счетов неплательщиков, направления инкассовых требований в банк о списании неуплаченных сумм. ФСС по-прежнему вправе применять санкции по взносам на «травматизм», а сотрудники ПФР могут оштрафовать компании за нарушение правил сдачи отчетов в электронном виде (1000 руб.) и за несоблюдение сроков сдачи персонифицированного учета (по каждому застрахованному лицу взимается 500 руб.).

Основная категория налогоплательщиков ЕССС обязана рассчитывать налоги по тарифам 2016 года. Разбивка включает 3 разновидности страхования: медицинское, социальное по ВНиМ (временная нетрудоспособность, а также материнство) и пенсионное. Процентная ставка равна:

  • 22 % — в части взносов по пенсионному обеспечению.
  • 5,1 % — в части взносов по обязательному медицинскому обеспечению граждан.
  • 2,9 % — в части взносов по социальному обеспечению.

Обратите внимание! Ставка для расчетов взносов на «травматизм» определяется органами ФСС в зависимости от вида экономической деятельности компании и показателей работы за прошлый финансовый год – выручка, численность и пр.

Лимиты 2017

Для корректного расчета сумм потребуются данные о доходе работников. Сумма исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года и по конец отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев). Правительством в Постановлении № 1255 от 29.11.16 г. установлены предельные размеры налогооблагаемой базы, по которым применяются общие страховые тарифы:

  • В части пенсионных взносов – 876000 руб. Превышающие выплаты подлежат налогообложению по тарифу в 10 %.
  • В части социальных взносов – 755000 руб. Все, что сверх, не облагается налогом.

Травматизм и взносы в части медицинских сборов облагаются без применения лимитов. Пример практического расчета приведен ниже.

Пример начисления ЕССС в 2017 году с расчетом сверх лимитов:

Предположим, генеральный директор предприятия за отчетный период получил нарастающим итогом 900000 руб. Рассчитать начисления по взносам нужно так:

  • Пенсионные – 195120 руб. (876000 х 22 % + (900000-876000) х 10 %).
  • Социальные – 25404 руб. (876000 х 2,9 %).
  • Медицинские – 45900 руб. (900000 х 5,1 %).

Пониженные тарифные ставки

Льготные сниженные ставки установлены глав. 34 НК для отдельных видов страхователей. Тарифы сохранены на прежнем уровне. Нововведения предусмотрены для фирм-«упрощенцев». Ведение льготных видов деятельности, по которым правомерно использование пониженных тарифов, ограничивает размер годового дохода в 79 млн. руб., а доля выручки по льготируемым ОКВЭД не должна быть меньше 70 % от общей совокупности доходов организации. В случае превышения указанных параметров ЕССС требуется пересчитать по общим ставкам.

Основные категории плательщиков страховых взносов по пониженным тарифам в 20 %:

  1. Льготники-«упрощенцы».
  2. Фармацевтические учреждения, аптеки.
  3. Благотворительные структуры.
  4. «Упрощенцы» сферы массового спорта, искусства, культуры, соцобслуживания, здравоохранения, образования.
  5. Предприниматели на ПСН.

По совокупной ставке в 14 % действуют участники «Сколково»; туристские компании в отдельных экономических зонах, относимых к особым; IT-компании. Кроме того, для некоторых категорий налогоплательщиков установлен общий тариф 7,6 %.

Фиксированные взносы ИП

Предприниматели и самозанятые категории физических лиц также не ожидают существенные изменения. Расчет и уплата фиксированных выплат осуществляются раздельно, с разбивкой по пенсионному и медицинскому обеспечению (социальные выплаты начислять не нужно). На размер ЕССС влияет утвержденный на начало года МРОТ (с 1.01.17 г. 7500 руб.), а также общий доход страхователя. При этом налоги в пределах лимитов рассчитываются по старым тарифам, а для сумм превышений введен дополнительный налог – 1 %. Итоговые страховые взносы равны:

  • В ПФР – 23400 руб.
  • В ОМС – 4590 руб.

Вывод – по сути единый страховой взнос поменял администраторов в лице ПФР и ФСС на ФНС. Разбивка и детализация ЕССС в 2017 году остается на прежнем уровне. Основные новшества, существенные для страхователей:

  1. Повышение предельных лимитов для определения взносов в части пенсионного и социального страхования.
  2. Введение дополнительного налога в 1 % для ИП.
  3. Изменение реквизитов для платежей, включая КБК по налогам, пеням, штрафам.
  4. Утверждение нового единого расчета по ЕССС, персонифицированный отчет о стаже пока находится в разработке.

Правительство обсуждает возможность «реанимации» единого социального налога (ЕСН), который был отменен в 2010 году. Главной причиной, по которой возникла данная инициатив, является кризисное состояние экономики, и необходимость в увеличении доходной части бюджета. Возврат ЕСН рассматривается в качестве антикризисной меры, которая поможет справиться с дефицитом бюджета. По предварительным оценкам, ЕСН снова будет действовать с 2017 года .

Вопрос перехода с системы страховых взносов обратно на ЕСН является очень спорным. Противники инициативы заявляют, что такое изменение вряд ли сможет существенно повлиять на состояние бюджета. По мнению ряда депутатов Госдумы, основным источником пополнения доходной части бюджета должно стать производство, а не взносы граждан.

Однако от мысли вернуть ЕСН к жизни правительство не отказывается. Предполагается, что в случае вступления данной инициативы в силу ставка по налогу будет установлена на уровне нынешней ставки по страховым взносам.

Зачем нужен возврат ЕСН

После обвала цен на нефть вопрос поиска способов увеличения доходной стал особенно острым. Депутаты Госдумы начали активно разрабатывать инициативы, которые позволили бы обеспечить приток средств в бюджет. Среди предложенных нововведений – упразднение действующей системы страховых взносов и возврат ЕСН.

Стоит отметить, что ранее ЕСН функционировал в России до 2010 года, когда его решили отменить, заменив взносами в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако сейчас правительство склоняется к мысли, что средства, которые направляются в указанные фонды, необходимо консолидировать в единый поток.

Для этого оптимально подходит возврат к ЕСН, введение которого, по предварительным оценкам, позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) контролировать денежный поток, объем которого может составлять порядка 5,9 трлн рублей.

Аргументы «за» и «против»

Авторы инициативы отстаивают возврат ЕСН, аргументируя это необходимостью привлечения дополнительных средств в бюджет для реализации антикризисных мер. Кроме того, на фоне разговоров о возможной ликвидации накопительной части пенсии введение ЕСН депутаты называют логичным и закономерным.

Однако противников у идеи «реанимации» данного налога гораздо больше. Так, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявляет, что возврат ЕСН не только не принесет желаемого результата, но и создаст новые проблемы. Главным минусом ЕСН, по мнению Исаева, является его безадресность. При системе социальных взносов граждане знают, куда идут их деньги, и заинтересованы в том, чтобы оплачивать взносы, ведь это гарантирует им .

ЕСН в свою очередь не отвечает на вопрос граждан, за что именно они платят свои деньги, поскольку налог поступает в единый «котел», из которого государство может брать средства на реализацию тех мер, которые считает нужными. Это может подорвать доверие населения к государственным органам, не говоря уже о том, что постоянные изменения системы сбора налогов создают сомнения в ее «прозрачности».

В Комитете Госдумы по бюджету и налогам также не поддерживают возврат ЕСН. В ведомстве считают, что введение этой инициативы не сможет кардинально повлиять на текущую ситуацию, и сравнили переход к ЕСН с «перекладыванием денег из трех мешков в один».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что появление вопроса возврата ЕСН является следствием межведомственной борьбы, которая к антикризисным мерам не имеет никакого отношения.

Аналитики подчеркивают, что возврат данного налога может создать дополнительные трудности в виде необходимости расширения штата контролирующих органов и достаточно больших затрат на реализацию инициативы. Таким образом, целесообразность введения ЕСН вызывает множество сомнений.

Экспертное мнение

Большинство экспертов сходятся во мнении, что возврат ЕСН является своего рода «косметической» мерой, которая создает иллюзию реформы, но на деле предусматривает только перераспределение ресурсов. Это, возможно, позволит в некоторой мере увеличить доходную часть бюджета, однако существующих проблем никак не решит.

Страна нуждается в коренном преобразовании экономики, которое даст возможность снизить зависимость экономического роста от состояния нефтяных котировок. Для этого необходимо определить отрасли, которые могут стать основой конкурентоспособности , и стимулировать их развитие.

Для выхода из кризиса также необходимо ослабить давление государства на бизнес. Предпринимательство является одним из главных двигателей роста экономики, поэтому в нынешних кризисных условиях особенно важно дать ему как можно больше возможностей для развития. Недавно принятое решение правительства о запрете проверок малого бизнеса является важным шагом в этом направлении, однако этого недостаточно.

В Кремле понимают, что возврат ЕСН в 2017 году может привести к ухудшению текущей ситуации, поэтому он не включен в антикризисный план. Эта инициатива является достаточно спорной и встречает острую критику, как у представителей правительства, так и у населения. Таким образом, говорить об однозначном возврате ЕСН как минимум преждевременно.

В январе Правительство России активно обсуждает антикризисные меры. Одна из них - вернуть отмененный с 2010 года единый социальный налог (ЕСН). С 2017 года эта реформа передала бы под контроль ФНС значительные денежные средства.

Каким может быть ЕСН с 2017 года

ЕСН в России платили до 2010 году по правилам главы 24 Налогового кодекса РФ. Затем налог заменили страховыми взносами в ПФР, ФСС и ФОМС.

Если инициатива станет законом, отмененные нормы налогового законодательство могут вернуть в прежнем виде. При этом ставку ЕСН планируют сохранить на уровне 30 процентов (общий тариф по страховым взносам в 2015 году).

Подробный порядок расчета и уплаты единого социального налога и сложные случаи расчета есть на нашем сайте .

Почему поправку о ЕСН с 2017 года могут не принять

Вопрос о возврате ЕСН с 2017 года нельзя назвать решенным. К тому же среди депутатов Госдумы у такой реформы уже есть противники. Аргументы следующие.

Во-первых, после возврата к ЕСН гражданин уже не сможет существенно повлять на свою пенсию, так как налог государство тратит на те цели, которые сочтет приоритетными. Во-вторых, механическое объединению трех бюджетов в один на положение экономики повлиять неспособно.

Около семи лет назад единый социальный налог (ЕСН) был заменен другими социальными выплатами, в частности, взносами в страховые фонды. С 2017 года Правительство РФ намерено вернуть ЕСН, для того, чтобы обеспечить гарантированное исполнение всех социальных обязательств перед населением.

Итак, давайте разберемся, зачем нужен ЕСН, как его рассчитывать и кто обязан перечислять средства, а также, каким образом осуществляется контроль за данным мероприятием.

Как мы уже отметили, юридически данный вид налоговых обязательств уже не существует около семи лет, однако, по сути, все перечисляемые взносы в страховые фонды являются ЕСН:

Назначение ЕСН в том, что при помощи этих взносов, компания сможет гарантировать своим сотрудникам все социальные права, а именно: пенсионное пособие, пособие по временной нетрудоспособности, выплаты иного характера в рамках оказания социальной поддержки. В частности, именно из этого источника будут выплачиваться средства, необходимые для предоставления бесплатной помощи в медицинских учреждениях.

Кроме основных изменений, для ЕСН в виде страховых взносов в текущем году было внесено еще несколько поправок, связанных с уплатой начислений:

  • при расчете взносов по ЕСН, запрещается выполнять округление в любую сторону;
  • введено понятие максимального показателя для исчисления взноса в ПФР;
  • запрещается взыскивать страховые взносы с выходного пособия уволенных сотрудников, которое меньше трехмесячного размера, а также с командировочных, если все расходы подтверждены документально;
  • выплаты будут начисляться и за иностранных граждан, с которыми у работодателя есть трудовой договор.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

Кто обязан уплачивать ЕСН

Все граждане, имеющие официальное трудоустройство, автоматически принимают на себя обязательства по выплате ЕСН. Можно выделить две большие группы:

  • индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой — обязан сделать отчисления со всех видов доходов, после учета расходов;
  • физические лица, не относящиеся к группе индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие выплаты в пользу других граждан. Объектом налогообложения становится весь объем выплат, которые были произведены физическими лицами по трудовым договорам и соглашениям ГПХ.

Схематически, перечисление средств будет осуществляться следующим образом:

Все надзорные мероприятия будут иметь серьезные последствия, а длительность проверок может составить от 4 до 6 месяцев. Основанием для проведения проверки могут стать:

  • наличие регулярных нарушений, которые нуждаются в срочной проверке и принятии специальных мер. Все нарушения должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • если выявлены нарушения по филиалам налогоплательщика;
  • в документах наблюдаются неточности или налогоплательщик не может предоставить запрашиваемые сведения;
  • страховые взносы перечисляются несвоевременно.

Если перечисления не могут быть произведены по причине форс-мажорных обстоятельств, то налогоплательщик в этом случае может обратиться в ИФНС и попросить о предоставлении отсрочки или рассрочки по выплате ЕСН.

Как рассчитать ЕСН

Ставки по ЕСН в 2017 году останутся такими же, как и ранее. Общий показатель будет складываться из таких взносов:

  • взносы в ПФР – 22%;
  • отчисления в ФФОМС – 5,1%;
  • ФСС – 2,9%.

Максимально возможный размер базы по взносам в текущем году составляет:

  • в Пенсионный фонд — 876 000 руб. Ставка может быть уменьшена, если показатель достиг установленного лимита;
  • в ФСС — 755 000 руб. При достижении этого показателя, ставка будет равна нулю.

Если размер фонда для начислений в ПФР превысит лимит, то тариф будет снижен до 10%. Единый социальный налог в 2017 году ставка:

Для ИП порядок расчетов несколько иной:

  1. Они не обязаны перечислять взносы в страховые фонды, кроме обязательных ПФР и ФФОМС;
  2. Для расчетов используется такой показатель как МРОТ;
  3. Если доход ИП за год превысит 300 000 руб., то ко всем начислениям добавляется 1% от суммы, превышающей установленный лимит.

Формула для расчета начислений выглядит следующим образом:

  • 12*5,1%*МРОТ – размер взноса в ФФОМС;
  • 12*26%*МРОТ – размер взноса в ПФР.

Пример расчета ЕСН

В качестве примера расчета ЕСН можно привести следующую ситуацию:

Компания «Глобус» выплатила за отчетный период доход в размере 1 150 000 руб. Необходимо рассчитать ЕСН, сумму страховых взносов.

Чтобы определить размер взносов по ЕСН, необходимо выполнить следующие расчеты:

  1. 718 000 * 2,9% = 20 822 руб. – размер социальных взносов в пределах установленного лимита в 718 тыс. руб.;
  2. 796 000 * 22% + ((1 150 000 – 796 000)* 10%) = 175 120 + 35400= 210 520 руб. – пенсионная сумма к уплате с учетом превышения лимита;
  3. 1 150 000* 5,1% = 58 650 руб. – медицинские выплаты.

Итого, общий размер ЕСН, подлежащего к уплате составляет: 20 822+ 210 520 + 58 650 = 289 992 руб.