Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа. В открытой экономике значительно усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, поскольку они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных.
Вполне очевидно, что в открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием, как правило, подразумевается состояние «полной занятости», равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска, при минимально допустимом уровне инфляции. Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого (или заданного целевого значения) сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.
Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло Государство . Оно взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами, развитию ВЭС.
Переход стран ко все более открытой экономике был ускорен действиями ТНК. Стремясь освоить новые рынки, создавая в разных странах многочисленные филиалы, дочерние компании, они обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернационализируя международный экономический обмен.
Заметный Прогресс во второй половине XX века транспортных, информационных средств связи также сыграли огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличения мобильности населения. Постепенно разрушались торгово-экономические, валютно-финансовые препятствия, в силу которых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация Международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их включению в МРТ.
Открытость экономики понимается как антипод автаркии, экономики самообеспечения. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития.
Открытая экономика – страна, в которой резиденты и нерезиденты без ограничений могут совершать операции на международном рынке товаров и услуг.
Преимуществами о Ткрытой экономики являются углубление специализации и кооперации производства, рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности, распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений, рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.
Открытая экономика предполагает эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в МРТ, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.
Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы. Открытая экономика не синоним бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства. Она требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.
Стихийная открытость не только не способствует экономическому развитию, но является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром.
Модель открытой экономики явилась обобщением созданной Кейнсом, Хиксом и другими экономистами модели «закрытой экономики».
Закрытая экономика не связана, по определению, с внешним миром и тождество национальных счетов для нее имеет вид:
Y = C + I + G, где
Y – валовой внутренний продукт
C – потребление домашних хозяйств. Потребительские расходы включают расходы домашних хозяйств на предметы потребления длительного и кратковременного пользования, а также потребительские расходы на услуги.
I – объем инвестиций. Валовые инвестиции включают 3 основных компонента: (1) все конечные покупки инвестиционных товаров (средств производства) предпринимателями; (2) все строительство; (3) изменение запасов.
G – государственные расходы, включают все государственные расходы на конечную продукцию предприятий и на все прямые покупки ресурсов, в частности, рабочей силы (федеральные военные расходы, правительственная поддержка исследований, правит. Образовательн. Фонды). Но эта группа расходов исключает все государственные трансфертные платежи, поскольку они не отражают увеличения текущего объема производства, а являются передачей средств определенным семьям, индивидам (пособия по социальному страхованию, безработице и социальному обеспечению).
Переход к модели открытой экономики осуществляется путем введения в правую часть тождества национальных счетов чистого экспорта, т. е. сальдо счета текущих операций.
Формула открытой экономики – основное тождество национальных счетов:
Y = C + I + G + NE,
Где NE – чистый экспорт
К Количественным индикаторам открытости в первом приближении можно отнести удельный вес экспорта и импорта в ВВП:
1) Экспортная квота (Экв = Э / ВВП * 100%)
2) Импортная квота (Икв= И / ВВП * 100% )
3) Внешнеторговая квота (ВТкв = Э+И / ВВП * 100%)
В 50-60 гг. к числу открытых относили страны с величиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90 –х гг. этот критерий заметно вырос: страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у которых этот показатель менее 27%.
Факторами, влияющими на степень открытости экономики и уровень развития МЭО, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие в международном производстве, в операциях международного финансового рынка и др. Следует отметить, что не всегда представленные коэффициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, в основном, отражает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия открытости экономики.
Некоторые экономисты выделяют следующую закономерность: чем больше в структуре экономики вес базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной), тем меньше участие страны в МРТ, тем меньше открытость экономики. У отдельных развивающихся стран-экспортеров сырья экспортная квота значительно выше средней. В таких случаях экспортная квота говорит скорее не о степени открытости конкретной страны и вовлеченности ее в мировое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экспорта. Сходная ситуация имеет место в отношении России.
Уровень участия страны в мировом хозяйстве может быть охарактеризован следующими показателями:
1. экспортная и импортная квоты
(на уровне отрасли – удельный вес экспортируемых/ импортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме).
2. чистый экспорт (объем экспорта страны за вычетом импорта)
3. структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки; она отражает сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, отраслевую специализацию.
4. структура импорта, т. е. соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой конечной продукции, что отражает зависимость страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.
5. сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле.
6. движение капитала: объемы ввоза в страну и вывоза из страны капитала (легального и нелегального).
7. объем внешнего долга (абсолютная величина и доля в ВВП (ВНП).
8. уровень процентных ставок
9. золотовалютные резервы страны (активы ЦБ в иностранной валюте, используемые для поддержания стабильности национальной денежной единицы).
Модель открытой экономики предполагает свободу экономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Открытая экономика - экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая экономика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-экономических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных связях, поскольку первые изолированы от новых идей и технологий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специфической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наибольшей эффективности функционирования национальной экономики. Открытая экономика исключает государственную монополию в сфере внешней торговли и требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.
Степень открытости экономики во многом зависит от обеспеченности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой национальной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природными ресурсами.
По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономикой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого критерия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее открытой - Северная Корея, Куба.
Валютные отношения
Валютные отношения представляют собой совокупность экономических отношений, которые обслуживаются валютой и возникают в процессе межгосударственного обмена результатами деятельности национальных хозяйств. На практике валютные отношения тесно переплетаются с внутренними денежными отношениями и являются их продолжением. Национальные деньги приобретают форму валюты в момент, когда они переходят национальные таможенные границы. В связи с этим национальный валютный рынок каждой страны является составляющей ее денежного рынка. Валютное законодательство тесно взаимоувязано с денежным законодательством, а развитие валютных отношений во многом повторяет развитие внутригосударственных денежных отношений.
Уровень развития валютных отношений страны зависит от состояния экономики и уровня ее интеграции в мировое хозяйство. Чем выше развита в стране внешняя торговля, ее кредитные, инвестиционные и другие связи с внешним миром, тем более масштабными являются и ее валютные отношения. И наоборот, высокий уровень развития валютных отношений положительно влияет на динамику национальной экономики, на укрепление ее связей с внешним миром.
Участниками валютных отношений могут быть: правительства и их отдельные структуры, центральные, коммерческие и иные банки, юридические и физические лица, а также различные международные организации, в том числе МВФ, МБРР, ЕБРР и другие международные финансовые институты.
Валютные отношения могут проявляться по-разному, в том числе в виде: (1) международных расчетов по внешнеторговым операциям, (2) операции по купле-продаже валюты на внутренних и внешних валютных рынках, (3) перемещения валюты через таможенную границу государства при предоставлении экономической и технической помощи, (4) осуществления внешних инвестиций, (5) получения и погашения международных займов.
Конвертируемость или обратимость национальной денежной единицы -это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена.
Степень конвертируемости обратно пропорционально объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений.
Проблемы конвертируемости национальной валюты.
Если экономика того или иного Государства на находится на низком уровне, её валюта становится не конвертируемой, возникает следующая ситуация - если экономика страдает от внутренних проблем, как то политические неустои или проблемы в производстве, то национальная валюта становится плохо конвертируемой, падает её курс, соответственно государство начинает терять прибыль и нести убытки и на мировом, внешне экономическом уровне.
Основной проблемой является то, что курс валюты определяется по черезвычайно субъективным параметрам, я не буду говорить про чихающего президента, а вот то, что все валюты мира привязаны к нефти в гораздо большей степени чем к другим ресурсам действительно проблема. Всего один ресурс в большей степени влияет на курсы валют стран, которые даже не способны влиять на ход добычи этого ресурса. Так же проблемой является то, что зачастую проблемы других стран влияют на курс валюты соседей, примером тому ЕС.
Понятие паритет покупательной способности (ППС; англ. purchasing power parity , PPP ) может быть использовано в различных контекстах:
·Согласно теории о паритете покупательской способности на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира невозможно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.
·Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности безотносительно к определенным наборам товаров и услуг
Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.
Пример : если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США - 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России - расти, а курс доллара к рублю - снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара - 20 рублей за доллар).
Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным). Плюс к этому, нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов.
Валютная политика - это один из главных сегментов экономической и внешнеэкономической политики государства/группы (союза) государств. В Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Инструменты валютной политики государства:
·валютная интервенция;
·валютные ограничения;
·валютные резервы;
·валютное субсидирование;
·валютные паритеты.
Cубъекты валютной политики государства/группы (союза) государств:
·международные валютно-финансовыми организациями (Международный валютный фонд, межднародные банки и фонды);
·правительство;
·центральный банк;
·cпециально уполномоченные финансовые органы.
Для стабилизации валютного курса национальной денежной единицы проводятся мероприятия валютного контроля и валютных ограничений .
Квинт-эссенция валютных ограничений : установление определенных границ относительно реализации разных операций с валютными ценностями при международных платежах, инвестициях, купли-продажи валюты и т.д.
Сущность и формы движения капитала
Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).
Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.
1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в 1998 г. вывоз капитала из России составил около 30 млрд долл., в том числе в форме государственного капитала лишь 0,2 млрд долл., а остальное - в форме частного капитала.
2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.
3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 35.1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.
Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.
4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 35.2). Так, в 1998 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме.
Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) - преимущественно в виде прибыли.
Платёжный бала́нс - это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.
Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «−»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.
При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).
Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account balance ) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account ). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.
Открытая экономика означает, что страны экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках. В открытой экономике значительная часть выпущенной продукции экспортируется за границу. Анализ функционирования открытой экономики показывает, что взаимодействие с иностранным сектором усложняет взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, требует учета дополнительных факторов, определяющих конъюнктуру экономики.
Различают малую открытую и большую открытую экономику. Малая открытая экономика - это экономика небольшой страны. Модель малой открытой экономики включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая ее как данную, поскольку ее сбережения и инвестиции - лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.
Большая открытая экономика - это экономика большой страны, оказывающая существенное влияние на международную торговлю и мировые финансовые рынки. Большие страны обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому они оказывают ощутимое воздействие на мировую ставку процента.
Модель Манделла-Флеминга - модель малой открытой экономики - используется с целью оценки результатов проведения различных видов экономической политики при фиксированных и плавающих обменных курсах.
Модель Манделла-–Флеминга включает три уравнения:
Y = C (Y – T) + I r + G + NX; ; r = r*.
Первое уравнение характеризует товарный рынок, второе - денежный, третье показывает, что внутренняя ставка процента (r)определяется уровнем мировой процентной ставки (r*). Модель содержит три эндогенные переменные: Y, r, е. Рассмотрим модель на графике (рис. 4.1).
Рис. 4.1 – Модель Манделла - Флеминга
Положение кривой IS обусловлено уровнем обменного курса. Его повышение курса сдвигает кривую влево. Все три кривые пересекаются в одной точке. Если обменный курс очень низок, то кривые IS и LMпересекаются выше уровня мировой процентной ставки. Такая ситуация стимулирует зарубежных инвесторов во вложение капитала в экономику данной страны, что вызывает рост курса ее валюты и смещение кривой IS вниз. Если кривые IS и LMпересекаются в точке, где внутренняя процентная ставка ниже мировой, то в этом случае инвесторы заинтересованы в вывозе капитала. В результате обменный курс ее валюты понизится и кривая IS сдвинется вверх. Таким образом, равновесие устанавливается в точке пересечения кривой LMс горизонтальной линией на уровне мировой процентной ставки.
Модель Манделла - Флеминга может использоваться при анализе экономической политики государства в условиях плавающего и фиксированного обменных курсов. Анализ модели приводит к выводу о том, что результаты любой экономической политики государства в малой открытой экономике обусловлены фиксированным или плавающим обменным курсом. При плавающем обменном курсе на доход оказывает воздействие только кредитно-денежная политика. При фиксированном обменном курсе на доход воздействует только бюджетно-налоговая политика, в то время как кредитно-денежная политика практически не влияет.
Закрытая экономика (в чистом виде) - экономика, которая не включена в международное разделение труда, не экспортирует и не импортирует товары и услуги, не участвуй в международном движении факторов производства, стоит вне международных финансовых отношений. Она представляет собой такую экономическую систему, в которой все деловые операции осуществляются внутри страны и расчеты совершаются национальной валютой. В условиях закрытой экономики внешнеэкономические связи страны либо вовсе отсутствуют, либо строго дозированы, и внешнеэкономическая политика носит ярко выраженный ограничительный характер. Можно сказать, что закрытая экономика - экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. Подобную экономику еще называют автаркия. Автаркия - экономическое обособление данной страны от других стран, создание самоудовлетворяющегося замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства. В чистом виде автаркия проявлялась только в условиях натурального хозяйства в докапиталистических формациях. В современную эпоху страна может оказаться в состоянии автаркии или в силу внешних обстоятельств (проведение в отношении нее экономической блокады, введение экономических санкций), или за счет проведении государством политики автаркии (например, в условиях подготовки к войне, что предполагает создание всякого рода препятствий развитию экономических связей с другими странами). Так, Германия, стремившаяся в 1930-е гг. накопить материальные ресурсы с целью создания экономической базы для ведения агрессивных войн, официально провозгласила автаркию своей экономической политикой. Ввиду экономической блокады после Октябрьской революции и гражданской войны СССР оказался в положении вынужденной автаркии, ориентируясь на самообеспечение основными видами товаров. При таких обстоятельствах экономические связи страны с другими национальными хозяйствами были минимальны, а все внешнеэкономические сделки осуществлялись только через государственные внешнеэкономические организации. После окончания «холодной» войны, когда автаркия порождалась политической изоляцией страны от внешнего мира, после распада социалистического лагеря закрытый тип экономики фактически себя изжил.
Модель открытой экономики предполагает свободу экономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами. Открытая экономика - экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая экономика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-экономических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных связях, поскольку первые изолированы от новых идей и технологий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специфической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наибольшей эффективности функционирования национальной экономики. Открытая экономика исключает государственную монополию в сфере внешней торговли и требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.
Степень открытости экономики во многом зависит от обеспеченности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой национальной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природными ресурсами.
По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономикой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого критерия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее открытой - Северная Корея, Куба.
Однако доля экспорта в ВВП - это не единственный индикатор открытости экономической системы. В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются:
1. Показатели, характеризующие активность страны в мировой торговле:
Коэффициент внутриотраслевой международной специализации:
Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот или иной товар, во втором - исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриотраслевую международную специализацию;
Экспортная квота - показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:
Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о возрастающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею продукции;
Импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:
Внешнеторговая квота определяется как соотношение совокупной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:
Структура экспорта, т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт;
Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики;
Сравнительное соотношение доли страны в мировом производстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле: чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.
2. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов):
Объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в экономику других стран;
Соотношение объема прямых зарубежных инвестиций данной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории. Это соотношение характеризует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран - субъектов инвестирования капитала;
Объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны.
Далее на основе приведенных показателей будет дана оценка степени открытости современной российской экономики, но прежде рассмотрим общие закономерности и тенденции, связанные с формированием экономической системы открытого типа в нашей стране.
Макроэкономический анализ национальных особенностей воспроизводственных процессов базируется на моделях закрытой и открытой экономики. Общая идея этих подходов представлена на рис. 1.
Тоталитарная экономика - экономика, в которой механизмы спроса и предложения находятся под полным контролем государства, действие рыночных принципов ограничено вплоть до полного запрета.
Закрытая экономическая система выступает в двух видах:
· национальная экономика, не имеющая торгово-финансовых связей с зарубежным рынком;
· национальная экономика, имеющая торгово-финансовые отношения с мировым рынком, однако механизмы равновесия спроса и предложения на внутреннем финансовом рынке (уровень процента, динамика цен, норма прибыли) не зависят от мирового рынка и находятся под контролем государства.
Большая закрытая экономика - это модель, в которой на механизмы рыночного равновесия оказывают существенное влияние территориально-отраслевые особенности.
Малая открытая экономика - это модель, в которой действуют рыночные механизмы спроса и предложения, однако уровень процента, динамика цен на внутреннем рынке, норма прибыли, инвестиционные потоки полностью определяются тенденциями мирового рынка. В малой открытой экономике процентная ставка на кредитном рынке считается заданной извне. Экономическая политика не оказывает воздействия на мировую процентную ставку и страна не имеет возможности предоставить кредиты заемщикам по мировой процентной ставке в неограниченном количестве.
Большая открытая экономика - это такой уровень развития национальной экономики, который оказывает существенное влияние на равновесие мирового финансового рынка (внутренняя ставка процента не определяется “извне”). Рассматриваемая экономика достаточна велика (США, Европейский общий рынок, Япония, Германия), чтобы влиять на мировые экономические параметры, прежде всего процентную ставку. Экономическая политика таких стран, направленная, например, на увеличение ставок налогов, ведет к росту процентной ставки как внутри страны, так и на мировом рынке, а денежная экспансия уменьшает мировую процентную ставку.
Рис. 1. Переход от модели закрытой к малой и большой открытой экономике
Существуют два вида переходов от одного типа экономики к другой:
· структурно-эволюционный (последовательный, “шаг за шагом”);
· шоковый (революционный).
Главной задачей структурно-эволюционного варианта перехода является создание институциональных структур управления механизмом адаптации системы хозяйствования к новым экономическим условиям. Примером такого перехода является китайский опыт экономической реформы. Различные варианты свободных экономических зон стали “полигонами” отработки институциональных рыночных инструментов.
Шоковый вариант - это быстрый по времени перевод всей экономической системы на рыночные принципы функционирования:
· свободное (рыночное) ценообразование;
· частная собственность на средства производства, в том числе на землю;
· демонополизация экономики.
Успех такого варианта зависит от наличия в стране институциональных структур, способных эффективно нейтрализовать негативные последствия перехода к рынку, а также готовности субъектов хозяйствования работать в новых экономических условиях. Примером “шокового” перехода является опыт Германии в конце 40-х годов и восточно-европейских стран в начале 90-х годов ХХ века. Россия в 1992 году также выбрала шоковый вариант перехода, однако, в отличие от восточно-европейских стран, она не смогла быстро создать соответствующие институциональные структуры.
В отечественной и зарубежной литературе дискутируется понятие модели открытой экономики. Если охватить экономическую мысль Запада, то каждое из ее направлений развивало собственную модель открытой экономики. Как в учебной, так и в монографической литературе Запада анализируются теории открытой экономики. Их исследование проводилось различными направлениями экономической мысли. Данная проблематика остается актуальной и по сей день в экономической литературе зарубежных стран. Ведь модели открытой экономики открывают такой спектр вопросов, как взаимодействие между национальными хозяйствами, сочетание макроэкономической и внешнеэкономической политики, а в случае ее неравновесного уровня - вопрос выработки собственной стабилизационной политики.
Открытая экономика проявляется через отток и приток капитала, экспорт и импорт товаров и услуг, валютные курсы. Поэтому существует как бы три уровня ее открытости, а именно:
· экспорт товаров и услуг;
· приток и отток капитала;
· движение валюты.
Для определения взаимоотношений между странами в теориях открытой экономики присутствуют модели малой открытой экономики, в которой цены принимаются постоянными, и модели большой открытой экономики, где цены являются гибкими. Исходя из "Экономикс" или "Volkswirtschaftslehre", существует также деление на краткосрочный и долгосрочный периоды. В силу того, что курсы валют в экономике зарубежных стран ближе в одном случае к фиксированному курсу, в другом - к плавающему, существуют модели открытой экономики то с фиксирующим, то с плавающим, или гибким, курсом валют. Каждая из данных моделей отражает часть проводимой государственной политики. Сущность же действительности развития открытых экономик можно показать лишь в совокупности, системе рассматриваемых моделей.
В странах Восточной Европы с проведением реформы также стала анализироваться данная проблема. Ведь собственно торговля и займы до этого периода осуществлялись государством. Восточноевропейские страны открыли свою экономику в плане движения капитала, экспорта и импорта товаров и услуг на уровне фирм, ввели валютные курсы и конвертируемость валюты, ее обмениваемость на зарубежную, осуществился выбор валютного курса. Среди стран Восточной Европы кто-то в большей степени открыл свою экономику, кто-то в меньшей. Открытость экономики закономерно влечет за собой воздействие других государств на национальную экономику, что поднимает вопрос о степени открытости экономики в странах Восточной Европы, ее положительном и отрицательном воздействии, применении к конкретным условиям, степени развития страны до реформы, дозе экономических реформ, их последовательности. Поэтому эта проблема представляет интерес для стран Восточной Европы. Вследствие этого необходимо рассмотреть основные теории открытой экономики, их соподчиненность, реальное отражение существующей действительности в области взаимоотношения между странами уровней макроэкономической и внешнеэкономической политики, которая представляет собой достижение экономического роста, отсутствие инфляции и безработицы, выравнивание платежного баланса.
Возврат налога за лечение
Какой срок проведения выездной налоговой проверки?
Бюджет государства и семьи презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему Что такое бюджет
Что входит в обязанности страхового агента?
Что такое эффективность инвестиций, как оценивается, от каких факторов зависит?