Кто главный архитектор останкинской башни. Останкинская башня

  • 31.10.2019

Высокая, изящная, надежная, Останкинская телебашня всегда притягивает взгляды и символизирует телевидение.
В первый и последний раз я была на башне еще когда училась в школе, это было до пожара, потому несколько раз хотела сходить, но сначала башня, вообще была закрыта для посетителей, потом там были очереди и запись на несколько месяцев вперед. Сейчас с посещением башни нет никаких проблем. И если сразу после открытия на башню пускают только группами по 90 человек и сеанс посещения был ограничен часом, то сейчас одновременно на башне может находится до 270 посетителей (не считая работников) и хотя официально сеанс длится час, но выгонять никого не будут, можно наслаждаться видами с высоты столько сколько хочется.
Ну а мне удалось не только подняться на смотровую башню и посетить ресторан, но и заглянуть в технические помещения и посмотреть на башню изнутри

1. Проект башни был придуман практически за один день. Автор проекта башни архитектор Никитин придумал проект Останкинской телебашни за одну ночь. Архитектор Никитин ночью на листке произвел расчеты, а утром уже показывал их коллегам. А прообразом башни стала перевернутая лилия.

2. Официального открытия не было. Башня должна была быть готова к 50-летию Октября, но к назначему сроку строительство не было закончено. Тогда пошли на хитрость. 5 ноября 1967, в канун 50-летия Октябрьской социалистической революции, был подписан Акт Государственной комиссии о приемке в эксплуатацию первой очереди строительства башни. Были уже готовы помещения с настроенными передатчиками, чтобы проводить сигнал от телецентра к антенне. Не было ресторана, смотровой площадки и лифтов. Все это запустили только в 1969 году.

3. Глубина фундамента башни всего 4 метра, хотя по строительным нормам фундамент здания в 500метров высотой должен быть больше 40 метров. Центр тяжести башни находится на высоте 110 метров. Именно его низкое расположение позволяет башне устойчиво стоять на фундаменте глубиной всего четыре метра.

4. Башня построена из преднапряженного железобетона. А жесткость конструкции обеспечивают натянутые стальные тросы. Самое удивительное что с годами железобетон становится только прочнее. И если после постройки твердость башни была 4 единыцы, то сейчас около 7.

5. Этажи в башне называются "отметками". Номер отметки соответствует высоте уровня в метрах. Этажи заканчиваются там же, где «цветок лилии» переходит в железобетонный «стебель». Последний — 11-й.
И в лифте на кнопках написана высота в метрах, поэтому чтобы поднятся на смотровую площадку и надо нажимать кнопку с номером 337.

Башня — не что иное, как полая труба, которая с высотой сужается. 85-я отметка — самая широкая часть этой трубы. Здесь установлены знаменитые тросы — канатная арматура, которая обеспечивает предварительное напряжение бетона. Также, до пожара в 2000 году сюда водили экскурсии, поэтому тут внтури есть небольшая огороженная площадка с которой видно как устроена башня внутри.


Тут сохранились артефакты.


Анатолий Григорьевич Волков, заместитель начальника службы ремонта, профилактики и настройки радиотелевизионных систем, работает на башне с 1966 года.
Сейчас служба Волкова наблюдает сразу за 80 передатчиками. Анатолий Григорьевич снисходительно улыбается и говорит, что, несмотря на пресловутый технический прогресс, раньше работать было интереснее - писали научные статьи, рарабатывали передатчики, а сейчас только чинят и обслуживают зарубежное оборудование.
А после пожара 2000года, лифты не работали и в течении двух месяцев работникам приходилось подниматься на башню пешком, а это 1704 ступеньки. А для того чтобы подняться снизу на вершину башни туда где установлены антены может потребоваться от 1.5 до 2 часов.

Скорость лифтов зависит от скорости ветра и раскачивания башни. Лифты поднимаются наверх с двумя скоростями: 7 и 3,5 м/с. При скорости ветра больше 15 м/с лифты переключаются на пониженную скорость, при скорости 19-20 м/с — отключаются совсем. По правилам безопасности, при такой погоде подниматься на башню запрещено.

Так же подниматься на башню запрещено детям до 7 лет, людям с ограниченными возможностями и всем тем, кто из-за своего физического состоянии в случае внештатной ситуации не сможет спуститься по лестнице со смотровой площадки вниз.






13.


14.


15.

Николай Васильевич Никитин -

Главный конструктор Останкинской телебашни

Н.В. Никитин родился в городе Тобольске. Он прожил нелегкую трудовые жизнь, наполненную частыми и резкими переменами. Когда Николаю было всего 17 лет (в 1924г.), незадолго перед окончанием школы, его в тайге укусила змея в ногу ниже голени. Это несчастье отложило свой печальный след на всю его жизнь.

После успешного окончания школы с хорошей "характеристикой - - рекомендацией", молодого Никитина приняли в Томский технологический институт. Там он впервые познакомился с курсом лекций по "Технологии железобетона". Следует отметить, что искусственный материал ""железобетон" в современном представлении во многом отличается от того строительного материала, подобие которого было широко известно еще в Древнем Риме и даже раньше. О нем неоднократно забывали в прошлом древние цивилизации и этот универсальный материал многократно "открывали" вновь, каждый раз совершенствуя его качество.

Еще будучи студентом, Н.В. Никитин принимал активное участие в расчетах армированных конструкций опор, балок и плит. Он занимался разработкой методики расчета рамных конструкций гражданских и промышленных объектов. После окончания архитектурною отделения строительного факультета Томского технологического института в 1930г. началась его трудовая жизнь на строительстве ряда объектов в Сибири. Уже в те далекие годы его творческий подход к решению многих инженерных задач отличало нестандартное мышление и критическая оценка конструктивных решений.

В начале 30-х годов Н.В. Никитин познакомился с Юрием Васильевичем Кондратюком, весьма необычным, одаренным человеком того времени, который в глубинке занимался разработкой проектов, расчетов и изобретением механизмов, начиная от элеваторов, шахтных копров и до расчетов траекторий космических кораблей для межпланетных полетов.

В 1932г. после объявления Наркоматом тяжелой промышленности и энергетики открытого конкурса на проект мощной ветроэлектростанции в Крыму, которую намечали построить на вершине горы Ай-Петри, по приглашению Юрия Васильевича Кондратюка, Николай Васильевич приехал в Москву. Вскоре вся проектная группа специалистов отправилась в Крым на разработку и реализацию проекта на месте строительства.

Архитектурный образ Крымской Ветроэлектростанции (ВЭС) созданный с участием Н.В. Никитина был очень лаконичен, оригинален и выглядел весьма современным. Он получил первую премию. ВЭС напоминала могучий двухмоторный самолет, парящий над землей, как бы повернутый из горизонтальной в вертикальную плоскость. Вращением своих двух мощных винтов, установленных на разных уровнях, электростанция создавала большое (по тем временам) количество электроэнергии, так необходимой для освещения городов и лазурного побережья Крыма.


Набросок Крымской ветряной электростанции (ВЭС) проектной высотой 165 м. Рисунок Н. В.Никитина.

На этом объекте Н.В. Никитин впервые приступил к разработке ряда основополагающих теорий и расчетов конструкций для сооружений башенного типа, в том числе исследованию статического и динамического воздействия ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение. Были продуманы вопросы практического применения высокоармированных железобетонных конструкций, основных несущих элементов узлов, в том числе и основы их возведения в скользящей опалубке.

По целому ряду причин реальный проект ВЭС в то время не был реализован, однако теоретические предпосылки, некоторые особенности теории расчета высотных башенных сооружения на воздействие статических и динамических нагрузок, необходимость учета гармонических колебаний и целый ряд других проблем, легли в последующем в основу расчета Останкинской телевизионной башни, значительно большей высоты, чем проект Крымской ВЭС.


Николай Васильевич много и упорно работал в период Отечественной войны, участвуя в разработке проектов восстановления перемещенных на восток фабрик и заводов, продукция которых была так необходима для фронта.

И послевоенные годы также были не из легких. Необходимо было восстанавливать города, заводы и промышленные объекты, в короткий срок построить миллионы квадратных метров жилых и производственных площадей. А это можно было сделать лишь на индустриальной основе с применением новых методов строительства и с использованием заводских железобетонных элементов - плит, балок и ферм различных типовых пролетов и размеров. Николай Васильевич принимает активное участие в этом весьма важном деле и за разработку проекта монолитных "шедовых" конструкций для промышленных зданий получил высокую государственную премию - звание Лауреата Сталинской (Государственной) премии. Он имел также правительственные награды.

В последующие годы Н.В. Никитин принимал непосредственное участие в проектировании и разработках конструктивных схем сооружений, ранее не встречавшихся в мировой практике строительства уникальных объектов.

В 1945 году началось строительство здания МГУ на Ленинских горах. Как главный конструктор Промстройпроекта, Никитин принимал участие в его возведении. Более того, никитинские коробчатые фундаменты подводились под все шесть высотных зданий Москвы. Но позже, разрабатывая башенную структуру Дворца науки и культуры в Варшаве, вместо коробчатого фундамента Никитин уже применил мощную, предварительно напряженную железобетонную плиту, на которую монтировался квадратный каркас башни.



В этом проекте Никитин сумел повысить допустимые пределы жестких связей и соединить центр жесткости всей конструкции дворца с органично распределенными по всем узловым точкам здания нагрузками. Дворец-башня напоминает лестницу, своими уступами, как ступенями, устремленную в "поднебесную". Принципиально новая коробчатая система связей с квадратным основанием в нижней части, опирающаяся на четыре угловых пилона, также рассматривалась в качестве первоначального варианта основания телебашни в Останкино.

За активное участие во внедрении новых методов строительства с использованием заводских железобетонных элементов – плит, балок, ферм различных типовых пролетов и за разработку проекта монолитных "шедовых" конструкций для промышленных Н.В. Никитин в составе творческого коллектива был удостоен звания лауреата Сталинской (впоследствии – Государственной) премии. Он имел также многочисленные правительственные награды.

В 1957 г. Николай Васильевич Никитин стал главным конструктором Моспроекта, членом-корреспондентом Академии строительства и архитектуры. В последующие годы Н.В. Никитин принимал непосредственное участие в проектировании и разработках конструктивных схем сооружений, ранее не встречавшихся в мировой практике строительства уникальных объектов. Его идеи и конструкторские разработки применялись при сооружении грандиозного монумента "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде и целом ряде других объектов.



Следует отметить необычайно широкий крут его творческих интересов во всех областях строительной науки и техники.Но главным образом, имя Николая Васильевича Никитина неразрывно связано с созданием Останкинской телевизионной башни, получившей высокую оценку и всемирное признание. Впервые в СССР, в 1967 г. была построена башня, которая по своей высоте почти в два раза превысила всемирно известную башню Эйфеля в Париже. Об этом проекте написана статья, которая с энтузиазмом была воспринята многими специалистами на очередной сессии Международной Федерации по предварительно напряженному железобетону (ФИП) в 1966 г. Авторскому коллективу под руководством Н.В. Никитина, в который входили Б.А. Злобин, М.А. Шкуд, Д.И. Бурдин и Л.Н. Щипакин за проект железобетонной предварительно напряженной телебашни в Останкино, была присуждена Ленинская премия в области строительства за 1990 год.

Останкинская телебашня-это главный центр радиотелевизионного вещания в Москве и России, который является самым крупным многопрофильным предприятием, располагающим мощным технологическим оборудованием, обеспечивающим трансляцию 9 программ радио и 11 каналов телевидения по разветвленным радиорелейным линиям и системам космической связи. Останкинская телебашня пользуется большой популярностью среди специалистов, москвичей и многочисленных туристов, приезжающих в столицу со всех стран мира.

К 30-летию успешной эксплуатации Останкинской телебашни написано и опубликовано десятки статей, о ней написана книга - "Самая высокая телебашня в Европе", которую можно купить на телебашне по адресу: Москва, ул. Академика Королева, д.15.(Телеф. для справок 283-43-90 или 282-43-40).

Будучи гениальным талантливым конструктором, Н.В. Никитин щедро и широко делился своими знаниями со многими специалистами, работающими в области строительства высотных сооружений.К нему приезжали за консультациями многочисленные группы из Японии, которые намеревались построить город-башню высотой 4 км. У Н.В. Никитина были специалисты - проектанты из Канады, которые разрабатывали проект железобетонной телебашни высотой 350 м, а фактически, после встречи с Николаем Васильевичем, увеличили ее высоту до 553 м, всего на 13 м выше нашей Останкинской телебашни. Во время строительства телебашни в Останкино Н.В. Никитин принимал многочисленные группы специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, щедро делясь с ними богатым опытом строительства.

Специалисты Государственного специализированного проектного института (ГСПИ-РТ), которые запроектировали десятки различных радиотелевизионных башен по всей нашей стране, отмечали, что железобетонные башни в г.г. Таллинне, Вильнюсе, Баку, Новороссийске и других, являются как бы вторым поколение башен. Они запроектированы и построены с учетом расчетно-теоретических предпосылок и проектных разработок, которые в свое время были осуществлены под руководством Н.В.Никитина и успешно внедрены при строительстве Останкинской телебашни высотой 540 метров.

Н.В. Никитин принимал активное участие в работе ряда зарубежных симпозиумов, конференций и конгрессов, посвященных высотным сооружениям, достойно представляя и защищая приоритет советской науки и строительной техники того времени.

Он удостоен целого ряда правительственных наград, награжден Государственной и Ленинской премиями, имел звание профессора, доктора технических наук, Заслуженного строителя РСФСР. Его последователи успешно трудятся в АО ЦНИИЭП имени архитектора Б.С. Мезенцева, где он работал многие годы, и где с благодарностью помнят о нем.

Менее известны другие уникальные проекты Н.В. Никитина в области строительных конструкций: всех «сталинских» высоток, Мемориала в Ульяновске, дворца Культуры и науки в Варшаве, здания Совмина в Ташкенте, неосуществленного Дворца Советов в Москве и множества других.

Идеи Н.В. Никитина в области строительной техники, индустриализации промышленного и гражданского строительства, новые методы расчета строительных конструкций, исследования конструктивных схем сооружений и поиски рациональных конструктивных форм, не известных ранее в мировой практике, работы по теории железобетона и динамике сооружений являются этапами в развитии отечественной строительной науки и техники. Причастность к решению наиболее важных строительных проблем и сами работы Н.В. Никитина оказали большое влияние на формирование отечественной инженерной школы.

Работы Н.В. Никитина по высотному строительству в Москве продолжают его ученики. Они осуществляют создание «Центра-Сити», многих других высотных зданий, украсивших столицу в последние годы. Сам Н.В. Никитин успел рассчитать возможность построения небоскреба высотой в тысячу метров (именно на такую высоту собираются поднять новые небоскребы в США на месте башен Всемирной торговой организации).

Инженер-конструктор Н.В. Никитин намного обогнал свое время не только в задуманном, но и осуществленном. Однако, имя великого созидателя, в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия удивлявшего мир, сегодня незаслуженно забыто. Даже в Москве, где он самоотверженно работал большую часть своей жизни, его именем не названа ни одна улица, нет памятных мест, связанных с его именем… Нет даже мемориальной доски на доме, в котором он жил. В разные годы соратниками поднимался вопрос о присвоении (по традиции) Останкинской башне имени ее автора, но и это предложение осталось неосуществленным.


СТАТЬЯ И ИНТЕРВЬЮ С Н.В. НИКИТИНЫМ

Случайный высотник

Как-то так получилось, что познакомился я с Никитиным всего-то за год до его кончины, когда он уже был и лауреатом Ленинской и Государственной премий, орденоносцем и автором проекта построенной к тому времени Останкинской телебашни, самого высокого тогда сооружения в мире. О нем уже много было написано восторженных слов, вернее - о самом главном проекте жизни, об этой самой башне, и о других стройках, в которых он принимал участие: Дома культуры и науки в Варшаве, Московского государственного университета на Ленинских горах, монумента Матери-Родине на Мамаевом кургане в Волгограде и многих других, уже введенных в строй проектов или только существовавших в кальках, но так и не осуществленных, бывших по своим размерам и значению не менее грандиозными.

Поэтому и сам он представлялся под стать этим проектам, если не столь внушительных размеров, то уж во всяком случае, значительным видом своим, манерой поведения. Ведь очень часто дела человека невольно переносишь и на него самого. Хотя это не всегда совпадает.

Действительность оказалась несколько отличной от той, что нарисовало воображение. Не то, чтобы совершенно не соответствовала моим представлениям - просто она была другой. Даже вид учреждения, где он тогда работал, не соответствовал своему звучному имени: Управление строительства спортивных и зрелищных сооружений Москвы. На самом деле это было унылое приземистое неказистое зданьице в один или два этажа (сейчас даже не помню точно), которое стояло вдоль улицы Кирова между Кисельным переулком и Сретенским бульваром, как раз напротив Главпочтамта. Вскоре после нашей встречи его снесли и на много лет поставили зеленый деревянный забор, который должен был показывать прохожим, что за ним что-то строится, хотя на самом деле ничего не строилось, но так уж было принято.

Кабинет Никитина напоминал прорабскую на какой-нибудь заурядной стройке, куда приходят на текущие совещания, где подписывают наряды и выбивают хорошие процентовки. Средних размеров комната с простыми шкафами для бумаг, незатейливым рабочим столом и стульями. Никаких излишеств, никакого показного богатства - все рассчитано на деловое общение, обмен мнениями и быстрое совещание по текущим вопросам. Поговорили о насущном - и за работу.

Хозяин держался естественно. Сказать, что он выявил радость в связи с моим визитом - было бы преувеличением, хотя встретил он меня вполне благожелательно, готовый ответить на все интересующие вопросы. Можно сказать, с пониманием того, что у журналиста такая работа и что ему требуется помощь, вот он и помогал.

Внешне Никитин выглядел не то чтобы суровым - скорее человеком серьезным. Но это относилось не только к посетителю, но, как я позже понял, и к самому себе.

Естественно, мой первый вопрос касался его "высотной" ориентации, приверженности к высотному проектированию.

Это случайно так совпало, - поправил меня Николай Васильевич. - Меня всю жизнь интересовал по-настоящему только железобетон. Его поведение в разных условиях строительства. А во всех этих высотных сооружениях железобетон использовался. Так что меня приглашали принять участие в проектах как специалиста по этому материалу. Ну и еще как спеца по ветровым нагрузкам - очень сложной проблеме в таком строительстве.

- Но все-таки как-то так получалось, что в первую очередь обращались к вам, а не к какому-то другому "железобетонщику" или "высотнику". Вот и японцы, когда собрались строить супервысотную телевизионную опору, вас попросили поработать над таким проектом. А здание в триста этажей!..

И, тем не менее, меня всегда интересовал в жизни только бетон, а все остальное было производное от него. Это очень интересный материал. В нем еще скрыто для меня столько неясного, хотя сорок пять лет жизни я отдал проектированию сооружений из него.

Вообще я должен сказать, что в жизни многое происходит случайно. Вот тоже здание в триста этажей. Пришел как-то корреспондент и давай просто жилы тянуть, что, мол, нового придумали. Я крепился-крепился и, в конце концов, рассказал об этом здании в триста этажей. Между прочим, в нем нет ничего сенсационного или сверхъестественного. Все просто и объяснимо: все хотят жить в центре городов, поближе к работе, магазинам, увеселительным заведениям и так далее. Нынешние мегаполисы разрослись в ширину, достигли невероятных размеров и уже не отвечают многим требованиям жителей. А вот в такой башне, вернее, доме-башне, можно сразу разместить и офисы, и жилые квартиры, и рестораны, и магазины, и спортивные залы, и гаражи для личных автомобилей - все. Не надо далеко ходить на работу, ни отдыхать, ни за покупками - все под рукой, все рядом. Очень удобно. Тем более, что современные материалы разрешают строить такие сооружения...

- Это будет ваш любимый бетон?

Нет. Во всяком случае, бетон будет использоваться в самых небольших количествах, там, где без него нельзя обойтись. А в основном это здание будет сооружено из легких металлических панелей, стекла и пластиков, композитных материалов. Все должно быть прочным, легким. Короче, доказать, что такое строительство необходимо и возможно, совсем не трудно. В нем нет фантазий - чистый прагматизм. И если журналисты видят в таком сооружении что-то особенное, сенсационное, то строители и конструкторы - только продолжение поиска своих предшественников. На новом уровне, разумеется.

К слову сказать, если присмотреться к разного рода новинкам, то легко увидеть преемственность, развитие идеи, аналогию того, что было использовано ранее. Вот в старые, еще дореволюционные, времена строили дома по очень разумной и простой схеме: две стены наружу, две - внутри, а между ними - перегородки. Время от времени эти поперечные перегородки можно было перестраивать, перемещать, превращая помещение то в деловое учреждение, то в гостиницу, то в жилое помещение. За свою жизнь они много раз менялись функционально, но всегда оставались в одних и тех же стенах. Менялась начинка, а сам дом оставался внешне нетронутым.

Вот и огромное здание на триста этажей можно будет перекраивать под самые разные функции, оставляя его все тем же самым. Так что напрасно мы стремимся к оригинальности ради самой оригинальности. Аналогия может дать много полезного.

- А Останкинскую телебашню вы проектировали по аналогии или все-таки придумали от начала до конца? - не удержался я от вопроса.

Можно сказать, там было и то, и другое. Незадолго перед тем, как я попал на обсуждение проектов строительства телевизионной опоры, я был в командировке в германском городе Штутгарте и видел тамошнюю телевизионную вышку. Построена она была из железобетона, чем, собственно, и привлекла мое внимание. В ней все было понятно: как работает каждый элемент, как распределены нагрузки и прочее. Я прикинул прямо там же, в кафе, что подобную можно было построить и большей высоты. Не как штудгартская - всего 210 метров, а метров на пятьсот и даже больше. Так что, когда шло обсуждение и предлагались самые фантастические варианты вплоть до того, что вышку замышляли построить наклонной из стали, я высказался за железобетонный вертикальный вариант...

- А наклонная могла быть построена?

Конечно, можно было построить и такую, но она занимала бы огромную площадь, и при эксплуатации возникли бы дополнительные сложности. Так что мой вариант показался всем предпочтительней, и мне сразу предложили в недельный срок представить уже более менее обоснованный проект. Я его представил, по нему и стали работать. Журналисты выжали из этой детали сенсацию. Они почему-то не учитывали, что эту башню - вернее, как она может выглядеть, как должна строиться - я уже давно выносил в своих мыслях и набросках. Просто так, для души. Оставалось перенести эти мысли на ватман...

- Но разница в высоте - 210 и 535 метров - все-таки налагала свои особенности. Не думаю, что это была прямая аналогия, простое увеличение в два с половиной раза...

Разумеется, это не было повторением, только в несколько иных масштабах. Пришлось вести новые расчеты. Но я говорю о принципе построения. Тут речь идет об аналогии не как о слепом повторении, а как об использовании уже найденного, опираясь на которое, можно было бы идти дальше.

Между прочим, можно в качестве примера привести историю с радиовышкой, которая была построена по проекту инженера Шухова на Шаболовке в Москве. Тогда тоже обсуждался проект для антенн радиовещания.

В учреждение, где работал Шухов, привезли новые плетеные из ивовых прутьев корзины для бумаг. Вечером, когда все служащие ушли по домам, а он сам что-то задержался на работе, он увидел, как уборщица, протирая полы, поставила тяжелый горшок с цветами на перевернутую корзину, и та устояла под такой нагрузкой. Тогда Шухов сел на корзину - она выдержала и этот вес, хотя была приспособлена совсем для другого. Казалось бы, такие хрупкие на вид ивовые прутики должны сломаться, но сплетенные по формуле гиперболоида вращения оказались удивительно прочными. Вот и башня, построенная по этому принципу, стоит уже многие десятки лет.

Так что аналогия - вполне достойная вещь.

О пользе сомнений

Не знаю, как это определить, но Никитин в чем-то противоречил себе и не всегда оказывался последовательным. Во всяком случае, мне так показалось. Его старший товарищ (разница в возрасте десять лет) Юрий Кондратюк восхищал Николая Васильевича как раз тем, что старался всегда на каждую вещь или ситуацию смотреть "наоборот". Они познакомились, когда Никитин окончил Томский политехнический институт, и на пару ездили по стране, участвуя в проектировании и строительстве различных промышленных объектов. На Алтае они возводили элеваторы, в Сибири и на Урале - заводские и фабричные корпуса. Кондратюк (настоящее имя и фамилия - Александр Игнатьевич Шаргей), не имевший официально выданного диплома, приходил на новое место работы и сообщал, что является инженером, а каким - это покажет его работа. На долю Никитина обычно доставались расчеты ветровой нагрузки и поведения железобетона.

Пожалуй, самым фантастическим проектом, над которым им довелось работать вместе, было сооружение гигантской ветряной электростанции на горе Ай Петри в Крыму. Так верный себе Кондратюк предложил оригинальную схему расположения ротора и статора.

Я уж не помню, как там все было устроено, только знаю, что все, что обычно стоит на месте, у него вертелось, а все вращающиеся части - крепились намертво. Юрий Васильевич доказал, что это даст определенные преимущества.

Проект Кондратюка был принят, а все иные отвергнуты, ибо не смогли конкурировать с его предложением. Шефство над строительством взял Серго Орджоникидзе, курировавший в те времена всю тяжелую промышленность. Когда Орджоникидзе не стало, начались репрессии, коснувшиеся многих специалистов, которые находились под его покровительством. Никитина и Кондратюка беда миновала, но строительство ветровой станции прекратили. Вскоре началась война, и все заглохло окончательно. К проекту ветряной электростанции не возвращались. А Кондратюк, ушедший в первые месяцы войны в народное ополчение, погиб, где и как точно до сих пор неизвестно.

Привычка Кондратюка посмотреть на вещи с иной стороны нравилась Никитину, хотя он был не против поступать и по аналогии.

Несговорчивый оппортунист

Главным пристрастием его жизни, как я говорил, был железобетон. Он пронес верность ему, если можно так выразиться, через всю жизнь, и было странно слышать, как об этом скучном, в общем-то, предмете, он говорил столь вдохновенно. Удивительно, что при всем своем опыте он не навязывал свое мнение об этом материале, как обязательное, единственно верное. Он как бы допускал и другие суждения, готов был их выслушать, но... Его книга, которую он написал в самом конце жизни, так и называлась: "Некоторые соображения по поводу строительства бетонных сооружений". Она как бы приглашала к спору, к высказыванию иной точки зрения, будто бы он не был уверен в своей правоте, допускал существование и иной точки зрения, иных мыслей. Я не удержался и сказал ему об этом.

Видите ли, - ответил Никитин, - я абсолютно уверен в своей правоте и могу доказать любое свое утверждение расчетами. Но пусть люди высказывают и свои резоны, если таковые имеются.

- Выходит, вы не особенно уверены в своих выкладках? Так во всяком случае читается название вашей книги.

Нет, в своем мнении я абсолютно уверен. Но надо дать возможность и другой стороне высказать свое мнение... Меня за это внимание к взглядам оппонентов называют порой оппортунистом...

- А если чужие доводы все-таки не убедили? Что тогда?

Ну если чьи-то доводы оказались менее убедительными, тогда бьюсь до конца...

Никитин всегда и во всем был трудоголиком. Правда, в те времена, когда мы с ним встречались, этот термин не имел такого широкого хождения, как сейчас. Но если сделать поправку на время, теперь о нем сказали бы именно так. Он был все время чем-то занят, его руки, его голова постоянно работали.

О самом себе он старался говорить поменьше, и, если что-то сообщал, то это носило как бы информационный характер, без желания выпятить свою фигуру. Каждый день он вставал в шесть часов утра, чтобы до работы успеть над чем-то подумать для души. Это "для души" могло носить очень серьезный характер, хотя и не относилось к его основному делу, его официальной должности. Как ни странно, чаще всего это был все тот же железобетон.

Свою Государственную премию он получил вот за такую внеурочную работу: внедрение подвижной опалубки в промышленное строительство. Кажется, скучнее не придумаешь, а Никитину не было скучно. Своим примером он лишний раз доказывал, что всюду можно найти применение своим силам и способностям - было бы желание.

И других людей, как я понял, он оценивал все по тому же критерию: как они относились к труду. Мы говорили о его школьных учителях, институтских преподавателях, товарищах по работе, и если они, с его точки зрения, были верны своему делу, он, давая им характеристику, обязательно добавлял: "Очень достойный человек" или "Человек самых достойных качеств". И когда я расспрашивал о подробностях, оказывалось, что самым главным качеством этих людей оказывалось умение трудиться.

Я думаю, это уважение к труду шло от родителей. Люди они были малообразованные. Отец всю жизнь был писарем в судебной палате. Малограмотный, но почерк имел красивый, вот и колесила с ним семья по Западной Сибири, перебиваясь на его скромные заработки. Мать всю жизнь оставалась домохозяйкой, на ее плечах держалось все благополучие домочадцев. Она, как я понял, была глава дома. И получение сыном диплома инженера стало великим праздником и торжеством: их сын стал ученым. До самых последних лет Никитин сожалел, что не успел порадовать мать никакими крупными успехами в работе.

Останкинская башня могла бы стать таким подарком, но родители не дожили до этого дня.

Многие города мира славятся знаменитыми башнями, возвышающимися на сотни метров и заметными во всех окрестностях. Например, Эйфелева давно стала символом любви и романтики не только для парижан, но и для жителей всего мира. Не менее знаменита Останкинская телебашня, расположенная в Москве. Она является высочайшим строением в Европе. К тому же она десять лет превосходила размерами все мировые сооружения. Эта величественная конструкция почти полвека считается символом российского телевидения. Не удивительно, что вопрос о том, какова высота Останкинской башни, так интересует гостей города.

Начало создания телебашни

История создания этого грандиозного сооружения начинается в 60-е годы прошлого века. Конечно, трансляция телепередач и радиовещание осуществлялись еще раньше - с конца 30-х годов. Тогда с этой задачей справлялась Шуховская башня на Шаболовке. Но после Великой Отечественной войны приняли решение повысить качество вещания.

Для этого было необходимо построить новую, более совершенную вышку. В соответствии с поставленной задачей высота Останкинской башни должна была насчитывать не менее пятисот метров. Кроме того, определенное значение имел и дух конкуренции - подобных строений на планете еще не было, так что у Советского Союза появилась возможность снова доказать свое превосходство над остальными странами.

Главным инженером стал Николай Никитин. Интересно, что проект он разработал всего лишь за одну ночь. Образом, вдохновившим Никитина, стала перевернутая лилия - с прочным стеблем и лепестками, поддерживающими конструкцию. По замыслу для башни планировалось построить четыре опоры, но затем, по рекомендации Фритца Леонхардта, инженера из Германии, их количество решили увеличить до десяти.

При постройке сооружения применяли железобетон, который сжимался изнутри стальными крепкими тросами. Благодаря этому конструкция стала прочной и ветроустойчивой. По проекту предполагаемая высота Останкинской башни в метрах равнялась 533 м, но позже был пристроен флаг, и она увеличилась до 540 м. Строительство конструкции длилось четыре года - с 1963 по 1967. В ее создании участвовало свыше 40 различных НИИ, десятки строительных организаций и заводов, а также всевозможные министерства и ведомства страны.

Крупнейшее достижение отечественной техники и науки

В 1967 году в эксплуатацию была введена первая очередь башни, а уже в следующем - и вторая. За создание этой конструкции многие из участников были поощрены высокими государственными наградами. Интересно, что высота Останкинской башни - это далеко не единственное ее достоинство. Она выполняла множество задач общесоюзной значимости.

Кроме трансляции телевизионных и радиопередач для жителей Москвы и Подмосковья осуществлялась их раздача по всей территории страны благодаря специальному релейному оборудованию. Кроме того, с помощью башни обеспечивалась прямая радиотелефонная связь главы государства и основных министерств. А также благодаря ей появилась уникальная метеорологическая обсерватория, с помощью которой главный метеоцентр страны смог следить за погодными явлениями.

Конструкция башни

Бесспорно, высота Останкинской башни - это первое, что привлекает в ней туристов с 1969 года. Однако и кроме этого есть на что посмотреть! Великолепное строение насчитывает 45 этажей. Внутри башни располагаются бесконечные линии для телевизионных и радиоантенн. Внутреннее пространство, в основном включающее в себя залы и лаборатории, оборудовано системой канализации, водопроводом и телефонной связью. Полезная площадь - более 15 тысяч кв. м. В здании есть 7 высокоскоростных лифтов. На цокольном уровне располагается Музей радиотелевещания, где каждый желающий может узнать, как велось строительство, ознакомиться с биографиями создателей проекта и конструкторов, а также получить ответ на вопрос о том, какая высота Останкинской башни.

Внезапный пожар

При разработке и постройке конструкции были учтены все возможные проблемы: башня способна выдержать любой ураган, не боится землетрясения и молний. Однако она не смогла устоять против пожара. Возгорание возникло в августе 2000 года и охватило три этажа. Из 149 тросов, стягивающих сооружение, 120 не справились с нагрузкой и лопнули, но оставшиеся 20 все же выдержали и не дали башне упасть.

Эта трагедия нанесла конструкции колоссальный ущерб. Пожар, который пришлось тушить более пятнадцати часов, унес три человеческих жизни. Его называют самым крупным из техногенных катастроф независимой России.

Ресторан «Седьмое небо» с необыкновенным видом на город

Ярчайшей достопримечательностью башни, бесспорно, считается ресторан «Седьмое небо», находящийся на высоте 328-334 м. Он принимал гостей с самого открытия до 2000 года и располагался сразу на трех этажах. На каждом из них был отдельный зал: «Бронзовый», «Серебряный» и «Золотой».

Общая площадь заведения составляла около 600 кв. м. Из-за пожара, в результате которого выгорели все помещения ресторана, его пришлось закрыть на реконструкцию. Несомненно, посетителей «Седьмого неба» привлекала необычайная высота Останкинской башни. Но главной изюминкой этого заведения были специальные платформы, благодаря которым ресторан мог вращаться, совершая от одного до трех полных оборотов вокруг своей оси в час. Поэтому посетители могли не только насладиться прекрасным отдыхом, но и благодаря стеклянным стенам любоваться великолепным видом на город.

Особенно прекрасным и захватывающим он был в ночное время. Открытие отреставрированного ресторана планируется на лето 2015 года. За время существования его уже посетили миллионы туристов, и, без всякого сомнения, он снова обретет свою былую популярность.

Знаменитая смотровая площадка

Высота смотровой площадки Останкинской башни равняется 337 метрам, и она занимает лидирующее место в мире. До 2000 года ее успели посетить более десяти миллионов экскурсантов. После пожара она закрылась на реконструкцию, которая длилась восемь лет.

С конца 2010 года экскурсии проводятся каждый день. Работает две площадки: открытая и закрытая. На первой из них можно насладиться изумительным видом на живописную панораму города и при этом испытать себя на храбрость - пол в ней выполнен из стекла, поэтому только самые смелые отваживаются ходить по нему. Круговой зал по праву считается самой эффектной смотровой площадкой столицы.

Концертный зал

Еще одной достопримечательностью Останкинской телебашни является блистательный концертный зал. Название «Королевский» как нельзя лучше подходит ему. Зал располагается в помещении экскурсионного корпуса. Сейчас в нем проводятся многочисленные концертные программы, театрализованные представления, экспозиции, конференции и прочие мероприятия и торжественные события.

Легенды

По свидетельствам местных жителей, здесь даже время от времени встречаются привидения. Самым известным из них считается призрак старой женщины, обитающей здесь многие десятилетия. Люди уверяли, что видели странную старуху незадолго до пожара 2000 года. Сотрудники башни неоднократно видели в коридорах умерших звезд телевидения минувших лет. Это обычно объясняется огромным архивом пленок, хранящихся в стенах башни. Можно по-разному относиться к этим легендам, но в любом случае они добавляют очарование и колорит этому великолепному зданию.

Спортивные мероприятия

До того как на башне произошел трагический пожар, по ее лестницам регулярно устраивались забеги на высоту в 337 метров. Рекорд составляет без малого 12 минут.

На 40-летний юбилей башни на ней произошли захватывающие соревнования по бейсджампингу (прыжки с парашютом с высотных объектов). Было зафиксировано рекордное количество участников: одновременно прыгнуло 30 человек.

Башня превосходит все подобные строения по своей ценности для общества, по функциональной мощности, а также по рациональности применения площадей и помещений строения. Она входит в Международную федерацию Великих Башен.

Несмотря на то, что высота Останкинской башни равна целых 540 м, специалисты уверены, что она не опрокинется. Это связано с тем, что центр тяжести конструкции никогда не выйдет за площадь опоры.

Еще одной интересной особенностью башни является ее небольшой фундамент. Он равняется в среднем всего лишь четырем метрам. В то же время, по данным специалистов из Канады, строивших у себя подобную конструкцию, фундамент такого сооружения должен насчитывать не менее 40 метров. Тем не менее, благодаря уникальному проекту башня получилась прочной и устойчивой.

Общая масса конструкции вместе с фундаментом составляет около 55 тысяч тонн.

По проекту башня может выстоять полтора столетия, однако, создатели прогнозируют, что она проживет не менее трехсот лет.

В будущем планируется увеличить конструкцию. Если это осуществится, высота Останкинской башни в метрах будет равняться 560 метрам. Таким образом, она станет самым внушительным телесооружением в мире.

Высота Останкинской башни в Москве десятилетиями привлекает к ее стенам туристов. И неважно, что это уже далеко не самое высокое строение в мире. Останкинская телебашня остается величественным и прекрасным символом своего времени.

Ост анкинская телеб ашня … Русский орфографический словарь

Останкинская телебашня - … Орфографический словарь русского языка

Останкинская телебашня Местонахождение Россия … Википедия

Останкинская телевизионная башня - Ниже приводится справочная информация об Останкинской телебашне. Останкинская башня в Москве телевизионная и радиовещательная башня, расположенная по адресу улица Академика Королёва, 12. Построена в 1960 1968 годах. До 1967 года телевизионные… … Энциклопедия ньюсмейкеров

- … Википедия

Координаты: 47°20′32″ с. ш. 97°17′21″ з. д. / 47.342222° с. ш. 97.289167° з. д. … Википедия

Canton Tower (кит. 广州塔) Мест … Википедия

Улица Академика Королёва Москва Общая информация Округ СВАО Прежние названия Большая Кашёнкинская улица 3 я Останкинская улица Протяжённость 2,8 км Район Останкинский, Марфино Районный суд Останкинский … Википедия

См. Останкинская телевизионная башня … Москва (энциклопедия)

И; мн. род. шен, дат. шням; ж. Металлическая или железобетонная башня, на вершине которой устанавливаются антенны телевидения, радиовещания, радиотелеграф. Останкинская т. Т. вышла из строя … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Фад Роман. На Земле есть особые места с наиболее ярко выраженными зонами отрицательного и положительного воздействия, которые называются местами силы. У них особая энергетика, атмосфера и аура. В них…
  • Москва. Раскраска-путеводитель , Петр Баратов, Татьяна Филиппова. Что вас ждет под обложкой: Для тех, кто живет в Москве, для тех, кто приезжает в столицу на каникулы, и для тех, кто пока только собирается сюда приехать, мы придумали этот красочный и…
  • Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы , Роман Фад. На Земле есть особые места с наиболее ярко выраженными зонами отрицательного и положительного воздействия, которые называются местами силы. У них особая энергетика, атмосфера и аура. В них…
April 30th, 2016

Очень интересно наблюдать за процессом строительствв объектов, а особенно если это касается огромных объектов, которые мы уже давно видим готовыми. Порой даже не представляешь себе, как же их строили. Вот например , а вот или например .

Видите эту яму на первой фотографии? А ведь это начало строительства грандиозного сооружения - Останкинской башни. "Сто лет " уже мечтаю побывать в ресторане "Седьмое небо" и походить по стеклянному полу. Да и вообще побывать бы внутри, очень заманчиво. А вы были? Интересно?

Но давайте посмотрим и почитаем как шло строительство...


Фото 2.

В 1960 году в Москве началось семилетнее строительство Останкинской телебашни, на сегодняшний день — высочайшего сооружения в Европе (ее высота — 540,1 м). Останкинская телебашня занимает 8-е место в мире после небоскреба Бурдж-Халифа (Дубай), Небесного дерева Токио, Шанхайской башни (Шанхай), Абрадж аль-Бейт (Мекка), телебашни Гуанчжоу, телебашни Си-Эн Тауэр (Торонто) и Башни Свободы (Нью-Йорк).

Башня, вес которой более 32 тысяч тонн, возведена на монолитном кольцевом железобетонном фундаменте шириной 9,5 метра, высотой 3 метра и диаметром (описанной окружности) 74 метра. В десятиугольной железобетонной ленте фундамента с помощью системы кольцевой напряженной арматуры (она состоит из 104 пучков, в каждом пучке по 24 проволоки диаметром 5 миллиметров каждая) создано предварительное напряжение — каждый пучок натянут гидравлическими домкратами с силой около 60 тонн.

Фото 3.

Фундамент заложен в грунт на глубину 4,65 метра. Предполагается, что он осядет на 3—3,5 сантиметра. Устойчивость башни на опрокидывание имеет шестикратный запас.

Фото 4.

Железобетонная опора всего сооружения—это тонкостенная коническая оболочка, опирающаяся десятью железобетонными “ногами” на банкетки фундамента. Диаметр нижнего основания этой оболочки — 60,6 метра, а на высоте 63 метров он равен 18 метрам. Верхняя часть железобетонного ствола, начиная с высоты 321 метр, выполнена в виде цилиндра с наружным диаметром 8,1 метра. Толщина стен у основания башни — 500 миллиметров.

Фото 5.

В центре конического основания на самостоятельном фундаменте (круглая железобетонная плита диаметром 12 метров и толщиной 1 метр) возведен железобетонный стакан высотой 63 метра и диаметром 7,5 метра. В этом стакане проходят скоростные лифты, силовые кабели, кабели связи, шахта с водопроводными и канализационными стояками и аварийная стальная лестница. На стакан опираются концы балок пятнадцати междуэтажных перекрытии, в между стаканом и конусным основанием проходит лестничная клетка. Сооружение раздельных фундаментов для двух независимых конструкций — башни и стакана — позволяет передать на грунт различное давление при их неравномерной осадке.

Фото 6.

Под действием ветровой нагрузки верхняя часть башни может колебаться, и отклонение ее вершины при сильном ветре может достигнуть 10 метров. При ветрах, которые бывают в Москве довольно часто, в среднем раз в неделю, посетители смотровых площадок и ресторана будут ощущать колебания башни приблизительно так же, как качку корабля с амплитудой 8 сантиметров при периоде колебаний в 10 секунд.

Фото 7.

Есть у башни еще один “враг”. Это… солнце. Из-за одностороннего нагрева ствол перемещается (от искривления) у вершины на 2,25 метра, в на уровне смотровых площадок — на 0,72 метра. Для уменьшения деформаций от ветровых нагрузок и от одностороннего нагрева на расстоянии 50 миллиметров от внутренней поверхности ствола натянуто 150 стальных тросов. Общее усилие их натяжения равно 10400 тоннам—это вес океанского парохода. Тросы примут на себя растягивающие усилия и предохранят бетон от трещин, а, следовательно, арматуру — от коррозии.

Фото 8.

На железобетонной части башни установлено несколько металлических антенн общей высотой в 148 метров. Антенны выполнены в виде стальных труб. Внутри труб имеются жесткие диафрагмы. Для обслуживания антенн до высоты 470 метров используется специальный лифт. Чтобы осматривать и демонтировать вибраторы, а также периодически красить стальные конструкции антенн, устанавливаются 6 площадок с перилами и подвешиваются люльки.

Фото 9.

При строительстве башни широко использовались самые последние достижения строительной техники. Уникальным башенным краном БК-1000 грузоподъемностью 16 тонн (при вылете стрелы 45 метров) собирались и монтировались металлоконструкции. Ствол башни сооружался с помощью единственного в мире самоподъемного агрегата весом около 300 тонн. Бетон этому агрегату доставляли лифты.

Фото 10.

На отдельной площадке гусеничным краном СКГ-100 (грузоподъемностью 100 тонн) собирались секции металлических антенн. Это была контрольная сборка. Одновременно на антеннах монтировалось оборудование и устанавливались вибраторы. Потом секции антенны вновь разобрали, и отдельные их части — царги — подавались краном на перегрузочную площадку на высоту 63 метра. Затем специальным краном, установленным на стволе башни, первые царги поднимались на вершину башни и монтировались так, что они вошли внутрь ее ствола на 10 метров. А после этого монтаж вели с помощью ползучего крана.

Фото 11.

Проект архитектурно-строительной части телевизионной башни разработан ЦНИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Авторский коллектив: инженер-конструктор Н. Никитин, архитекторы Д. Бурдин, Л. Баталов, В. Милашевский, инженер-конструктор Б. Злобин, инженер-сантехник Т. Мелик-Аракелян. Отдельные части проекта разрабатывал “Моспроект-1” и 19 других проектных организаций. Генеральная проектная организация — ГСПИ Министерства связи СССР. Технологическую часть проекта осуществляет авторский коллектив под руководством инженера И. Островского.

Фото 12.

Фото 14.

После контрольной сборки и настройки антенн на стенде отдельные монтажные элементы (царги) весом до 25 тонн гусеничным краном переносятся в зону действия кольцевого крана. Он поднимает царгу на перегрузочную площадку на высоту 63 м. Мостовой кран, находящийся на высоте 385 и, поднимает царги на другую перегрузочную площадку, расположенную на 370-метровой высоте. Затем самоподъемный кран, передвигаясь по смонтированным царгам, устанавливает вновь поступающие царги друг на друга.


Последнее, самое верхнее звено кран поднимает за его середину. Для сохранения вертикального положения звена его нижний конец искусственно утяжеляется.

Фото 13.

Строительство велось с 1960 по 1967 год, а в ноябре 1967 года началась трансляция в эфир четырех телевизионных и трех радиовещательных программ на расстояние 120 км.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 21.

Фото 22.


Ресторан «Седьмое небо» на высоте 337 метров готов к приему гостей, 1967 год.

Фото 23.

Фото 24.


Аппаратный зал центральной радиорелейной связи на Останкинской телебашне, 1982 год.

Фото 25.


Механик-монтажник проверяет состояние метеорологических приборов, установленных на Останкинской телебашне, 1970 год.

Фото 26.

Фото 27.

27 августа 2000 года в башне на высоте 460 м произошел пожар — тогда полностью выгорели 3 этажа. Помещения были восстановлены к 2008 году.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

источники