Контрольная работа: Экономическое районирование. Основные принципы районирования

  • 12.02.2024

Существует несколько принципов районирования:

1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств.

Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.

Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

3. Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т. е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д.

Экономическое районирование - не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК - Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского.

Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы):

Крупные экономические районы;

Районы среднего звена - края, области, республики;

Низовые районы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.


Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

В России применяется два вида территориального деления:

Административно-территориальное - для упорядоченного осуществления функций государственного управления;

Муниципальное - для организации местного самоуправления;

Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления:

Совмещение двух видов деления - границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов. Пример: Административно-территориальное деление Челябинской области

Юридическом разведении двух видов деления - границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Пример: Административно-территориальное деление Свердловской области

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например: с точки зрения муниципального деления Москва делится на 146 внутригородских территорий города федерального значения» (см. Местное самоуправление в Москве). административно Москва делится на 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) - административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления

В настоящий момент в России 9 федеральных округов:

Центральный федеральный округ

Южный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Крымский федеральный округ

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

Перспективы развития районирования

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Новгородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется, всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима, предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения налогов и других факторов.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию, кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование.

Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр. Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования –это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций н субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой –- Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России..

Тема № 4. Региональная бюджетная система и финансовый баланс территории

Структура региональной бюджетной системы. Функции и принципы бюджетной системы. Финансово-экономические ресурсы региона. Уровень финансовой обеспеченности региона. Региональные бюджеты.Местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Региональный финансовый баланс.

Финансовые ресурсы региона

1. Определение финансовых ресурсов региона

2. Состав региональных финансов.

3. Финансовый баланс региона

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее на определенной территории локализуется некотрая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми для определения финансов региона, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлимый уровень жизни населения.

Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

Ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

Ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

Ресурсы внебюджетных фондов;

Кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

Дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Особенность финансов региона состоит в том, что на территории региона действуют как бы три самостоятельных финансовых подсистемы: государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации), муниципальных образований, а также отдельных юридических и физических лиц. Первые две подсистемы традиционно относят к категории централизованных финансов, а третью – к категории децентрализованных финансов.

Финансы юридических и физических лиц не находятся в прямой юрисдикции региональных или муниципальных органов власти, но в значительной мере являются объектом регулирования и объектом региональной финансовой политики.

Итак, финансы региона представляют собой систему экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

Региональные финансы являются инструментом государственной социальной политики, поскольку через территориальные бюджеты финансируется часть расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

Региональные финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание существенных межрегиональных различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Факультет управления

Кафедра экономической теории, географии и экологии

Контрольная работа

По дисциплине: « РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

Вариант 17. Экономическое районирование. Основные принципы районирования

Выполнил: Перешитов А.А., слушатель 1 учебной группы 5 курса дистанционной формы обучения факультета управления, начальник отдела организации оперативной работы УФСИН России по г. Москве, подполковник внутренней службы

Научный руководитель: доцент кафедры экономической теории, географии и экологии кандидат географических наук Мишнин М.Н.

Рязань 2010

Введение

1. Понятие, принципы и методы экономического районирования

2. Система экономических районов

Заключение

Литература.

Введение.

Наша страна располагает богатым научным наследием и прак-тическим опытом экономического районирования. Территориаль-но-экономическое деление России в познавательных целях про-водилось задолго до революции. Конструктивные работы в этой области начались с первых советских лет (план ГОЭЛРО и гос-плановское районирование 20-х годов). Сетка экономических районов совершенствовалась вплоть до 80-х годов.

Научное обоснование экономического районирования, на-правленное на повышение эффективности развития и размеще-ния производительных сил, требует углубленного исследования многообразных обстоятельств и факторов, в том числе учета сло-жившегося и перспективного размещения производства, форми-рования территориальных хозяйственных комплексов. Наряду с этими объективными условиями районообразования принима-ются во внимание новые задачи управления хозяйством. 1

Следует иметь в виду, что рыночные отношения не вносят ко-ренных изменений в формирование материальной основы терри-ториальных комплексов, территориальное разделение общест-венного труда, а лишь модифицируют его. Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие факторы и принципы экономического районирования.

1. Понятие, принципы и методы экономического районирования

Под известное определение региона (района), как территории с общностью природных, социально-экономических и иных условий, подпадают любые территориальные образования админист-ративного и экономического характера.

Экономический район - это целостная территориаль-ная часть народного хозяйства страны со своей специализацией и особой структурой производст-ва и связей. Применительно к регулируемой экономике дан-ное определение дополняется указанием на такие принципиаль-ные отличия, как целенаправленность развития хозяйства (на основе программ и планов, корректирующих рыночное саморегу-лирование), его пропорциональность, комплексность и диверси-фикация, активное и рациональное участие в общественном тер-риториальном разделении труда. Последнее и есть основа форми-рования всех экономических районов, способствующая массово-му и эффективному производству различных товаров и расшире-нию рынка.

Экономическое районирование - разделение территории страны на экономические районы - служит важ-ным инструментом регулирования территориаль-ного развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании адми-нистративно-территориального устройства и т. д.

В зависимости от целей экономического районирования, ре-шаемых им задач различают две его разновидности - райони-рование интегральное (общехозяйственное) и отраслевое (про-мышленное, сельскохозяйственное и т. д.).

Традиционные принципы экономического районирования уточ-няются на каждом этапе с учетом качественных особенностей развития производительных сил и условий территориального ре-гулирования.

Важным принципом районирования является обеспечение высокого уровня территориальной концентрации про-изводства и его ресурсов. Например, крупные экономиче-ские районы должны иметь мощные хозяйственные комплексы и значительные производственные ресурсы.

С этим связано соблюдение научно обоснованного масштаба районирования, что служит гарантией от случайных, произволь-ных решений и позволяет добиться относительного равенства по районам одного и того же ранга экономических показателей. Тен-денции территориальной концентрации под воздействием науч-но-технического прогресса и долгосрочной устойчивой конъюнк-туры рыночного спроса весьма существенно сказываются на фор-мировании экономических районов.

Рост производительности труда и единичной мощности ма-шин и оборудования вместе с увеличением числа агрегатов на предприятиях и расширением количества отраслей и производств в районе приводит к тому, что сравнительно ограниченные терри-тории по производственным ресурсам становятся эквивалентны-ми обширным районам и даже всей стране в прошлом. Например, выпуск промышленной продукции в Западной Сибири к 1980-м годам достиг объема производства в СССР в 1940 г. В этих услови-ях некоторые районы являются очень крупными по экономичес-кому потенциалу, громоздкими по составу и их целесообразно разукрупнить.

При экономическом районировании традиционно исходят из территориальных различий в специализации хо-зяйства. Состав и границы экономического района должны оп-ределяться так, чтобы в нем создавались наилучшие условия для целесообразной производственной специализации и формирования товарных рынков. Считая черную и цветную металлургию ос-новой хозяйственного профиля Урала, при установлении его гра-ниц объединили в одном районе все металлургические центры и все рудные ресурсы на данной территории. То же самое - с други-ми специализирующими отраслями уральской экономики. Это позволяет добиться высокой производительности общественного труда на основе целесообразного межрайонного разделения труда и товарообмена. Причем учитываются перспективы развития. При районировании Востока зачастую выделялись районы, кото-рые только начали складываться. Такое районирование способст-вовало их быстрому формированию в заданных направлениях.

Решающим фактором дифференциации экономических по-казателей по территории являются порайонные различия в затра-тах на выпуск продукции, экономика самого производства в раз-ных районах, которые необходимо выявить при районировании. При этом важным условием региональной специализации на оп-ределенных видах товаров служат благоприятные экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения - трудовых, топлив-но-энергетических, земельных, водных. Так, единство Восточной Сибири как экономического района ставится под сомнение зна-чительной дороговизной топлива и электроэнергии в Забайкалье в сравнении с Предбайкальем.

Приобретает новые черты и такой традиционный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства, при которой специализация района сочетается с его разносторонним развитием. С 20-х годов она, как и региональная специализация, стала у нас незыблемым принципом экономиче-ского районирования. Территориальный хозяйственный ком-плекс определенного масштаба и профиля является ядром эконо-мического района. Особенно это выражено в крупном экономи-ческом районе - макрорегионе. 1

В предвоенный период при разработке территориальных пла-нов большое внимание уделялось обеспечению экономических районов собственным топливом, электроэнергией, химическими удобрениями, цементом, товарами народного потребления и т. д. Поэтому в качестве таких самообеспечивающих районов выделя-лись обширные территории. Например, Центральный район включал и территории нынешних Волго-Вятского и Центрально-Черноземного. Однако теперь благодаря техническому прогрессу многие эффективные экономические связи могут охватывать еще более широкие, огромные пространства, нередко распространя-ясь на всю страну; их надо рассматривать как межрайонные. До-минирующими показателями районной комплексности стано-вятся соответствие хозяйства района его природным и экономи-ческим условиям, рациональное сочетание специализирующих отраслей и производств при их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.

Конечно, внутренние части региональных комплексов долж-ны отличаться не только общностью специализации, но и тесны-ми и устойчивыми производственными (экономическими и тех-нологическими) связями. Однако это не может противоречить эффективному межрайонному разделению труда и формирова-нию зональных рынков. Технический прогресс, концентрация и специализация производства ведут к тому, что все большее районообразующее значение среди условий комплексного развития хозяйства приобретают внутрирайонное кооперирование и ком-бинирование производства (часто только по промежуточным продуктам). Повышается роль мощных производственных и транспортных узлов, связывающих важнейшие отрасли промыш-ленности, вокруг которых и формируются хозяйственные ком-плексы районов. Например, на Урале ими являются прежде всего Екатеринбург, Пермь и Челябинск.

Вместе с тем в качестве ядер экономических районов Евро-пейской части страны могут выступать не только крупнейшие ин-дустриальные узлы и городские агломерации (Москва, С.-Петер-бург, Н. Новгород и др.), но и не столь мощные, однако достаточ-но крупные промышленные центры и города (Архангельск, Воро-неж, Краснодар и др.). Конкретные границы экономического района зачастую тесно связаны с конфигурацией транспортной сети, объединяющей ядра районов с периферией. Размежевание транспортных (грузовых и пассажирских) потоков между сосед-ними крупными хозяйственными центрами определяет границы разных районов. 1

Непременным требованием районной комплексности стал учет социального и экономического факторов - территориаль-ных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возмож-ностей повышения жизненного уровня населения, а также охра-ны природы и совершенствования использования природных ре-сурсов. Посредством экономического районирования можно улучшить условия для сближения и выравнивания уровней соци-ально-экономического развития различных регионов. Ведь в не-которых районах внутренняя остросоциальная специфика зату-шевывается общей благоприятной картиной. Так, индексы сред-недушевого дохода в отдельных областях одного и того же эконо-мического района различаются весьма существенно.

Только при соблюдении принципов хозяйственной специали-зации и комплексности района его развитие можно успешно регулировать с использованием программного, балансового, оп-тимизационного и других методов, формировать его взаимоувя-занно, гармонично, успешно решать районно-комплексные про-блемы и добиваться высокой социально-экономической резуль-тативности.

Районная комплексность, понимаемая как особый вид терри-ториально-производственной интеграции, дополняется мобиль-ной диверсификацией региональных хозяйств, при-способлением их структуры к рыночной конъюнктуре товарного спроса и предложения.

Важное научное и практическое значение при районировании имеет вопрос о дифференциации территориальных образований на экономические и неэкономические, а эконо-мических - на районы и зоны. В основе экономических районов находятся региональные хозяйственные комплексы. Но слишком большое дробление или, наоборот, укрупнение экономических районов приводит к размыванию этих комплексов, фактически замещению их другими территориальными формированиями: внизу - первичным социумом (мелкими территориями социаль-ного характера), наверху - зональными образованиями (эконо-мического или даже неэкономического свойства). В них уже от-сутствуют существенные признаки экономического района, в первую очередь четко выраженные хозяйственная специализация и комплексность.

Разработка сетки экономических районов должна прово-диться усовершенствованными методами районирования. Преж-де всего они предусматривают качественный анализ кон-кретных узловых регионально-комплексных проблем, специфи-ческих условий образования районов на отдельных территориях. Для этого привлекаются материалы территориальных прогно-зов, федеральных и региональных целевых программ развития территорий и др. 1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Факультет управления

Кафедра экономической теории, географии и экологии

Контрольная работа

По дисциплине: «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

Вариант 17.Экономическое районирование. Основные принципы районирования

Выполнил: Перешитов А.А., слушатель 1 учебной группы 5 курса дистанционной формы обучения факультета управления, начальник отдела организации оперативной работы УФСИН России по г. Москве, подполковник внутренней службы

Научный руководитель: доцент кафедры экономической теории, географии и экологии кандидат географических наук Мишнин М.Н.

Рязань 2010

Введение

1. Понятие, принципы и методы экономического районирования

2. Система экономических районов

Заключение

Литература.


Введение.

Наша страна располагает богатым научным наследием и прак­тическим опытом экономического районирования. Территориаль­но-экономическое деление России в познавательных целях про­водилось задолго до революции. Конструктивные работы в этой области начались с первых советских лет (план ГОЭЛРО и гос­плановское районирование 20-х годов). Сетка экономических районов совершенствовалась вплоть до 80-х годов.

Научное обоснование экономического районирования, на­правленное на повышение эффективности развития и размеще­ния производительных сил, требует углубленного исследования многообразных обстоятельств и факторов, в том числе учета сло­жившегося и перспективного размещения производства, форми­рования территориальных хозяйственных комплексов. Наряду с этими объективными условиями районообразования принима­ются во внимание новые задачи управления хозяйством.

Следует иметь в виду, что рыночные отношения не вносят ко­ренных изменений в формирование материальной основы терри­ториальных комплексов, территориальное разделение общест­венного труда, а лишь модифицируют его. Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие факторы и принципы экономического районирования.


1. Понятие, принципы и методы экономического районирования

Под известное определение региона (района), как территории с общностью природных, социально-экономических и иных условий, подпадают любые территориальные образования админист­ративного и экономического характера.

Экономический район - это целостная территориаль­ная часть народного хозяйства страны со своей специализацией и особой структурой производст­ва и связей. Применительно к регулируемой экономике дан­ное определение дополняется указанием на такие принципиаль­ные отличия, как целенаправленность развития хозяйства (на основе программ и планов, корректирующих рыночное саморегу­лирование), его пропорциональность, комплексность и диверси­фикация, активное и рациональное участие в общественном тер­риториальном разделении труда. Последнее и есть основа форми­рования всех экономических районов, способствующая массово­му и эффективному производству различных товаров и расшире­нию рынка.

Экономическое районирование - разделение территории страны на экономические районы - служит важ­ным инструментом регулирования территориаль­ного развития, используемым в региональном планировании и управлении, в частности, при разработке статистических отчетов и социально-экономических прогнозов, в финансово-бюджетных расчетах, а также при обосновании адми­нистративно-территориального устройства и т. д.

В зависимости от целей экономического районирования, ре­шаемых им задач различают две его разновидности - райони­рование интегральное (общехозяйственное) и отраслевое (про­мышленное, сельскохозяйственное и т. д.).

Традиционные принципы экономического районирования уточ­няются на каждом этапе сучетом качественных особенностей развития производительных сил и условий территориального ре­гулирования.

Важным принципом районирования является обеспечение высокого уровня территориальной концентрации про­изводства и его ресурсов. Например, крупные экономиче­ские районы должны иметь мощные хозяйственные комплексы и значительные производственные ресурсы.

С этим связано соблюдение научно обоснованного масштаба районирования, что служит гарантией от случайных, произволь­ных решений и позволяет добиться относительного равенства по районам одного и того же ранга экономических показателей. Тен­денции территориальной концентрации под воздействием науч­но-технического прогресса и долгосрочной устойчивой конъюнк­туры рыночного спроса весьма существенно сказываются на фор­мировании экономических районов.

Рост производительности труда и единичной мощности ма­шин и оборудования вместе с увеличением числа агрегатов на предприятиях и расширением количества отраслей и производств в районе приводит к тому, что сравнительно ограниченные терри­тории по производственным ресурсам становятся эквивалентны­ми обширным районам и даже всей стране в прошлом. Например, выпуск промышленной продукции в Западной Сибири к 1980-м годам достиг объема производства в СССР в 1940 г. В этих услови­ях некоторые районы являются очень крупными по экономичес­кому потенциалу, громоздкими по составу и их целесообразно разукрупнить.

При экономическом районировании традиционно исходят из территориальных различий в специализации хо­зяйства. Состав и границы экономического района должны оп­ределяться так, чтобы в нем создавались наилучшие условия для целесообразной производственной специализации и формирования товарных рынков. Считая черную и цветную металлургию ос­новой хозяйственного профиля Урала, при установлении его гра­ниц объединили в одном районе все металлургические центры и все рудные ресурсы на данной территории. То же самое - с други­ми специализирующими отраслями уральской экономики. Это позволяет добиться высокой производительности общественного труда на основе целесообразного межрайонного разделения труда и товарообмена. Причем учитываются перспективы развития. При районировании Востока зачастую выделялись районы, кото­рые только начали складываться. Такое районирование способст­вовало их быстрому формированию в заданных направлениях.

Решающим фактором дифференциации экономических по­казателей по территории являются порайонные различия в затра­тах на выпуск продукции, экономика самого производства в раз­ных районах, которые необходимо выявить при районировании. При этом важным условием региональной специализации на оп­ределенных видах товаров служат благоприятные экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения - трудовых, топлив­но-энергетических, земельных, водных. Так, единство Восточной Сибири как экономического района ставится под сомнение зна­чительной дороговизной топлива и электроэнергии в Забайкалье в сравнении с Предбайкальем.

Приобретает новые черты и такой традиционный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства, при которой специализация района сочетается с его разносторонним развитием. С 20-х годов она, как и региональная специализация, стала у нас незыблемым принципом экономиче­ского районирования. Территориальный хозяйственный ком­плекс определенного масштаба и профиля является ядром эконо­мического района. Особенно это выражено в крупном экономи­ческом районе - макрорегионе.

В предвоенный период при разработке территориальных пла­нов большое внимание уделялось обеспечению экономических районов собственным топливом, электроэнергией, химическими удобрениями, цементом, товарами народного потребления и т. д. Поэтому в качестве таких самообеспечивающих районов выделя­лись обширные территории. Например, Центральный район включал и территории нынешних Волго-Вятского и Центрально-Черноземного. Однако теперь благодаря техническому прогрессу многие эффективные экономические связи могут охватывать еще более широкие, огромные пространства, нередко распространя­ясь на всю страну; их надо рассматривать как межрайонные. До­минирующими показателями районной комплексности стано­вятся соответствие хозяйства района его природным и экономи­ческим условиям, рациональное сочетание специализирующих отраслей и производств при их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий.

Конечно, внутренние части региональных комплексов долж­ны отличаться не только общностью специализации, но и тесны­ми и устойчивыми производственными (экономическими и тех­нологическими) связями. Однако это не может противоречить эффективному межрайонному разделению труда и формирова­нию зональных рынков. Технический прогресс, концентрация и специализация производства ведут к тому, что все большее районообразующее значение среди условий комплексного развития хозяйства приобретают внутрирайонное кооперирование и ком­бинирование производства (часто только по промежуточным продуктам). Повышается роль мощных производственных и транспортных узлов, связывающих важнейшие отрасли промыш­ленности, вокруг которых и формируются хозяйственные ком­плексы районов. Например, на Урале ими являются прежде всего Екатеринбург, Пермь и Челябинск.

Вместе с тем в качестве ядер экономических районов Евро­пейской части страны могут выступать не только крупнейшие ин­дустриальные узлы и городские агломерации (Москва, С.-Петер­бург, Н. Новгород и др.), но и не столь мощные, однако достаточ­но крупные промышленные центры и города (Архангельск, Воро­неж, Краснодар и др.). Конкретные границы экономического района зачастую тесно связаны с конфигурацией транспортной сети, объединяющей ядра районов с периферией. Размежевание транспортных (грузовых и пассажирских) потоков между сосед­ними крупными хозяйственными центрами определяет границы разных районов.

Непременным требованием районной комплексности стал учет социального и экономического факторов - территориаль­ных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возмож­ностей повышения жизненного уровня населения, а также охра­ны природы и совершенствования использования природных ре­сурсов. Посредством экономического районирования можно улучшить условия для сближения и выравнивания уровней соци­ально-экономического развития различных регионов. Ведь в не­которых районах внутренняя остросоциальная специфика зату­шевывается общей благоприятной картиной. Так, индексы сред­недушевого дохода в отдельных областях одного и того же эконо­мического района различаются весьма существенно.

Только при соблюдении принципов хозяйственной специали­зации и комплексности района его развитие можно успешно регулировать с использованием программного, балансового, оп­тимизационного и других методов, формировать его взаимоувя­занно, гармонично, успешно решать районно-комплексные про­блемы и добиваться высокой социально-экономической резуль­тативности.

Районная комплексность, понимаемая как особый вид терри­ториально-производственной интеграции, дополняется мобиль­ной диверсификацией региональных хозяйств, при­способлением их структуры к рыночной конъюнктуре товарного спроса и предложения.

Важное научное и практическое значение при районировании имеет вопрос о дифференциации территориальных образований на экономические и неэкономические, а эконо­мических - на районы и зоны. В основе экономических районов находятся региональные хозяйственные комплексы. Но слишком большое дробление или, наоборот, укрупнение экономических районов приводит к размыванию этих комплексов, фактически замещению их другими территориальными формированиями: внизу - первичным социумом (мелкими территориями социаль­ного характера), наверху - зональными образованиями (эконо­мического или даже неэкономического свойства). В них уже от­сутствуют существенные признаки экономического района, в первую очередь четко выраженные хозяйственная специализация и комплексность.

Разработка сетки экономических районов должна прово­диться усовершенствованными методами районирования. Преж­де всего они предусматривают качественный анализ кон­кретных узловых регионально-комплексных проблем, специфи­ческих условий образования районов на отдельных территориях. Для этого привлекаются материалы территориальных прогно­зов, федеральных и региональных целевых программ развития территорий и др.

За последние десятилетия качественный подход к обоснова­нию экономического районирования, который прежде был единственным, начал дополняться количественным. Правда, и в прошлом применялись картографический, статистический и отчасти балансовый методы, но более точные приемы количест­венного анализа стали внедряться лишь сравнительно недавно.

Группировка первичных районов (например, областей и т. п.) в более крупные по некоторым существенным признакам срав­нительно просто проводится на основе статистических и расчет­ных (на перспективу) показателей регионального анализа. Для выявления общих черт специализации, а также комплексности областных единиц могут использоваться известные показатели: индекс локализации и общий индекс специализации, коэффи­циент сходства отраслевой структуры, индекс среднеотраслевой эффективности промышленного производства областных райо­нов и др. Учитываются также экономический потенциал выде­ленных районов (численность населения, объем промышленно­го производства и т. п.), оценки на ресурсы многоцелевого харак­тера, межобластной обмен грузов и т. д. При обосновании эконо­мических районов должны рассматриваться различные варианты их состава.

Особенно плодотворно применение в экономическом райо­нировании точного - экономико-математического метода. Эта проблема практически обычно касалась либо исследования от­дельных сторон общей теории, либо только районирования ка­ких-то ограниченных территорий. В СОПСе при Госплане СССР была впервые разработана принципиальная экономико-матема­тическая модель всего территориально-экономического деления страны (70-е годы).

Модель основана на выявлении региональной дифференциа­ции затрат общественного труда. Для этого исчислялась система оценок народнохозяйственных (приведенных) затрат в разрезе первичных регионов (областей и т. д.) по 4 ресурсам межотрасле­вого (многоцелевого) назначения (трудовым, земельным, вод­ным, топливно-энергетическим) и по фактору транспортно-географического положения, отражающих общие условия территориальной специализации. Группировка первичных районов в крупные проводилась по степени общности значений всех пяти факторов совокупности, наименьшего отклонения их значений от средней величины (по минимуму коэффициента вариации). Варианты сетки районов просчитывались на ЭВМ.


2. Система экономических районов

Улучшение территориальной организации производства в России с ее обширными пространствами, исключительно разнообразны­ми и богатыми природными условиями и ресурсами, с возросши­ми масштабами и сложностью хозяйства вызывает объективную необходимость как крупного, так и дробного экономического районирования.

Практическое использование на современном этапе получила трехзвенная таксономия экономических районов.

1. Крупные экономические районы (макрореги­оны) - в виде групп республик, краев и областей. По ним про­гнозируются народнохозяйственные территориальные пропор­ции и определяются основные сдвиги регионального развития и размещения производительных сил. В экономическом отноше­нии они представляют собой крупные специализированные час­ти народного хозяйства страны с широким кругом профилирую­щих и других взаимосвязанных отраслей и производств и выража­ют наиболее полный и широкий территориально-производствен­ный (хозяйственный) комплекс во всей системе экономического районирования; официально их - 11.

2. Среднемасштабные экономические и админи­стративные районы (мезорегионы). К ним относятся все республики в составе России, административные края и обла­сти (без а. о.), автономная область и города федерального значе­ния; их - 79. В экономическом отношении они также являются специализированными комплексами, но с более ограниченными составом отраслей (производств) и хозяйственными связями. Эти республики, края и области - важные звенья регионального пла­нирования и государственного руководства народным хозяйст­вом. Они замышлялись в свое время с учетом не только нацио­нальной общности населения и интересов административного управления, но и их экономического единства и целостности как хозяйственных комплексов в системе общественного территори­ального разделения труда. Выходу из кризисной обстановки и стабилизации экономики способствует составление целевых ком­плексных программ в разрезе «проблемных» регионов - депрес­сивных, слаборазвитых, опорных и др. В практике территориаль­ного планирования нередко выделяют экономические подрайо­ны макрорегионов (небольшие группы республик, краев, облас­тей), представляющие собой внутрирайонные хозяйственные зо­ны, характеризующиеся единством специализации и тесными производственными связями. Подрайонами мезорегионов явля­ются 10 автономных округов.

3. Низовые экономические и административные районы (микрорегионы) - города, городские и сельские административные районы, сельсоветы и т. д.; всего их - около 27 тыс., в том числе городов - 1087, районов 1868. Они пред­ставляют собой первичные территориальные звенья в таксоно­мии экономического районирования. В их основе - начальные специализированные территориально-производственные ком­плексы.

Важная особенность единиц административно-территориаль­ного устройства - наличие в них государственных (мезорегионы) и местных - муниципальных и сельских (микрорегионы) орга­нов, осуществляющих функцию управления (регулирования) хо­зяйственным, социальным и культурным развитием.

В России образовались следующие 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вят­ский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Поволж­ский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный (кроме них в СССР были выделены еще 8 рай­онов, а всего -19). Обычно их называют «экономические райо­ны», без добавления таксономического признака.

Изменения по сравнению с прежней, 13-звенной сеткой районов, в которой на территории России выделялось 9 районов,заключаются в следующем 1: 1) вместо прежнего обширного Цен­трального района образованы Центральный и Центрально-Чер­ноземный (учет принципа территориальной концентрации хо­зяйства); 2) из Поволжья и Центра выделен Волго-Вятский район (учет специализации); 3) от Северного Кавказа отделен Крым (отошедший в 1954 г. к Украине); 4) произошли перемещения от­дельных областей, республик (например, Тверской и Смоленской областей из Северо-Запада в Центр, Республики Якутия - из Вос­точной Сибири на Дальний Восток).

Крупные экономические районы - макрорегионы - отлича­ются большими масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью его специализа­ции. В них (по данным 80-х годов) около 2/3 всего грузооборота железных дорог приходится на внутрирайонные связи (в областях - 2/5). Во всех районах отрасли специализации дают свыше поло­вины всей промышленной продукции (из 11 крупных отраслей), а в 5 районах - свыше 60% (Северо-Западный, Центральный, Цен­трально-Черноземный, Поволжский, Уральский). В каждом эко­номическом районе тесно сочетаются отрасли базовых, ведущих и потребительских межотраслевых комплексов. Макрорегионы с большим ресурсным потенциалом имеют более благоприятные условия для повышения финансовой самодостаточности. На Урал приходится 13% всей прибыли предприятий и организаций Рос­сии, тогда как в среднем на одну его территориальную единицу областного масштаба - только 1,9%.

Разработка территориальных планов, прогнозные и предпла­новые расчеты по размещению предприятий, обоснованию реги­ональной специализации и межотраслевых связей, сближению уровней развития хозяйства давно проводятся с использованием сетки этих районов. По ним целесообразно прогнозировать в тер­риториальном разрезе интенсификацию производства, рекомен­довать приоритеты технического перевооружения и реконструк­ции, ресурсосбережения и охраны природы, дислокацию произ­водственных и научно-производственных комплексов и их групп. В рамках этих районов могут быть созданы наилучшие условия для преодоления автаркических тенденций в развитии хозяйства, для формирования рациональных территориально-экономичес­ких комплексов и местных рынков, претворения в жизнь принци­пов регионального самоуправления и самофинансирования. В них возможно сформировать и эффективные структуры феде­рального управления регионами.

На их базе для объединения усилий в рыночно-предпринимательской деятельности и координации хозяйства возникли добровольные (негосударственные) ассоциации областных реги­онов. Образованы 8 межрегиональных ассоциаций экономическо­го взаимодействия - новая форма экономического самоуправле­ния в масштабах крупных территорий, способствующая регио­нальной экономической интеграции: «Северо-Запад», «Цент­ральная Россия», «Черноземье», ассоциация республик, краев и областей Северного Кавказа, «Большая Волга», Уральская, «Си­бирское соглашение», Дальневосточная ассоциация.

Однако действующая сетка крупных экономических районов, разработанная для условий планового хозяйства, нуждается в уточнении. В ней по прошествии длительного времени оказались нарушенными принципы территориальной концентрации и спе­циализации производства. Ряд районов (Поволжский, Западно-Сибирский и др.) теперь отличаются как слишком большим при­родным и хозяйственным потенциалом, так и сложной, многоот­раслевой структурой хозяйства (имеют по 7-8 и более крупных профилирующих отраслей и десятки таких производств), что ста­вит под сомнение их единство. Кроме того, даже в пределах неко­торых районов экономические оценки ресурсов многоцелевого назначения испытывают сильную дифференциацию, различаясь в 2-3 и более раз, что говорит об отсутствии в них объективных условий для единой специализации. Задача совершенствования экономического районирования поставлена Основными положе­ниями региональной политики в Российской Федерации. Требует реформирования и система мезорегионов - административно-тер­риториальное деление областного уровня, сложившаяся еще в се­редине 30-х годов, которую лишь условно можно назвать систе­мой экономических районов ввиду неполноценности региональ­ных хозяйственных комплексов.

В экономическом отношении подавляющее большинство российских областей, особенно Европейской части, - это неболь­шие образования с малоресурсным природным и экономическим потенциалом, лишенные особой производственной специализа­ции и благоприятных условий комплексного развития. Диапазон основных показателей экономического и социального развития достигает у них десятков раз и даже в пределах отдельных зон - многократных величин. Так, численность населения различается в 15 раз, а между всеми субъектами Федерации - в 360 раз (Мос­ковская область, Эвенкийский автономный округ). Это сущест­венно затрудняет формирование полноценных территориально-хозяйственных комплексов и емких региональных рынков, ус­ложняет территориально-комплексное планирование и прогно­зирование, не способствует регионализации экономической ре­формы и усилению прогрессивных тенденций к интеграции хо­зяйства на сопредельных территориях.

Административно-территориальное деление призвано все­мерно укреплять конституционный государственный строй, обеспечивать надежную управляемость общественным раз­витием. Но о каком «сильном центре» можно говорить при нали­чии подчиненных девяти десятков территориальных единиц? Ведь согласно научным теориям управления их оптимальное чис­ло не должно превышать 25-30. Дробность системы территори­ального деления исключает не только возможность расширить границы хозяйственно-социальной деятельности региональных и местных органов управления, но и реального «обзора» их феде­ральной властью (недавно этот недостаток устранен).

Районные хозяйственные, или территориально-производст­венные, комплексы бывают различного масштаба и в этом каче­стве являются объективной основой экономических районов раз­ного ранга. Но в узком, практическом смысле под территориаль­но-производственными комплексами (ТПК) понимают образова­ния локального характера, выполняющие специальные функции. Они складываются в пределах крупных экономических (межобла­стные ТПК) и областных районов.

С 70-х годов в основном в районах нового хозяйственного ос­воения началось создание и дальнейшее формирование целого ряда территориально-производственных комплексов - Западно-Сибирского, Братского, Саянского, Курской магнитной анома­лии и др.

Каждый такой ТПК - это совокупность предприятий и соору­жений различных отраслей хозяйства (включая инфраструктуру) на компактной территории. Причем отрасли ТПК экономически и технологически связаны между собой использованием общих природных и хозяйственных ресурсов и условий, а также единой системой расселения. Это позволяет повысить эффективность производства и успешно решать другие народнохозяйственные задачи.

Как закономерное выражение процессов территориального разделения труда, ТПК представляют собой наиболее рацио­нальную, совершенную форму территориальной организации общественного производства в условиях регулируемой экономи­ки. Их формирование по единой программе дает возможность получить значительный экономический эффект за счет коопе­рирования и комбинирования размещаемых предприятий, ра­ционального использования трудовых ресурсов, хозяйственной территории, природных богатств, транспорта, снижения стои­мости строительства вспомогательных и обслуживающих пред­приятий, инженерных коммуникаций, жилищно-бытовых и культурных объектов.

По расчетам проектных организаций площади застраиваемых территорий в ТПК сокращаются по сравнению с изолированным размещением на 10%, протяженность коммуникаций - на 20%, экономия капиталовложений в объекты общепромышленного назначения достигает 15-20%. Еще большая экономия возникает за счет удачного сочетания профилирующих производств, их ко­оперирования и комбинирования.

Территориально-производственные комплексы начали созда­ваться еще в годы первой пятилетки (Днепровский). В послевоен­ные годы, особенно в последние советские десятилетия, они по­лучили широкое распространение в Европейской зоне, в Сибири и на Дальнем Востоке как прогрессивная форма размещения про­изводительных сил и выражение высокой степени обобществле­ния и кооперации современного производства.

Многие ТПК в недавнее время стали объектом государствен­ного планирования, по важнейшим из них разрабатывались целе­вые комплексные программы. Наибольшее развитие получили ТПК Курской магнитной аномалии (КМА), Тимано-Печорский, Западно-Сибирский, Канско-Ачинский, Братский, Саянский, Южно-Якутский. Кроме того, в стадии формирования или про­ектирования находились комплексы: Нижне-Камский, Орен­бургский, а также комплексы и промузлы в зоне тяготения к БАМу. К сожалению, в годы реформ внимание к ТПК ослабло.


Заключение.

Современный период отличается заметным изменением ха­рактера прежних районообразующих факторов и появле­нием новых. Территориальные проблемы постиндустриальной экономики остро встают для районов с суровыми природными условиями, освоение которых приобрело широкий размах. Одна­ко для районирования важен не только учет географических гра­ниц эффективного использования новой техники и т. п. Влияние технико-организационного фактора на районообразование и районирование проявляется повсеместно через территориальные формы прогрессивной организации общественного производ­ства - его концентрацию, специализацию, комплексность и т. д.

Проводя оценку многоступенчатой системы районирования «сверху», сложившейся еще при командной экономике СССР. На территории Советского Союза выделялись три экономические зоны: Западная (европейская часть СССР с Уралом Закавказьем), Восточная (Сибирь и Дальний Восток) и Юго-Восточная (Казахстан и республики Средней Азии). Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).

Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление значительно устарело.

России необходимо:

Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач.

Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют большие права, которые целесообразно использовать для совершенствования районирования.


Литература

1. Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР. Кн. 1. - М., 1959.

2. Бугаев В.К., Гладкий Ю.Н., Файбусович Э.Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география», ч. 2. - С.-Петербург, 1997.

3. Гладкий Ю.И., Чистобаев А.И. Основы региональной полити­ки: Учебник. - СПб., 1998.

4. Гринберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник. - М., 2000.

5. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. – М., 2003.

6. Лаврищев А. Н, Экономическая география СССР. - Изд. 5-е. - М., 1986.

7. Ларина Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в стра­нах рыночной экономики: Учеб. пособие. - М., 1998.

8. Миско К.М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). - М., 1991.

9. Планирование размещения производительных сил СССР/Отв. ред. В. В. Кистанов, ч. 1. - М., 1986.

10. Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей / Рук. авт. колл. А. М. Лавров. - М.1997.

11. Размещение производительных сил: Учебник / Под ред. В. В. Кистанова, Н. В. Копылова. - М., 1994.

12. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза / Рук. авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. - М., 2000.

13. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). - М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999.

14. Экономическая и социальная география России: Учебник / Под ред. А. Т. Хрущева. - М., 1997.


Гринберг А. Г. Основы региональной экономики. Учебник. - М., 2000. С.42.

ЛаврищевА. Н, Экономическая география СССР. - Изд. 5-е. - М., 1986. С.85.

Бугаев В. К., Гладкий Ю. Н., Файбусович Э. Л. Лекции по курсу «Социальная и экономическая география», ч. 2. - С.-Петербург, 1997. С.149.

Экономическое районирование рассматривается прежде всего как метод научного исследования, используется для оптимизации территориальной организации хозяйства. Суть экономического районирования заключается в научно обоснованном разделении труда на отдельные таксоны, исходя из объективной закономерности территориального разделения труда, комплексного развития хозяйства и пропорционального размещения производительных сил. Наиболее распространенное определение экономического района: экономически целостная часть территории страны, которая характеризуется такими признаками, как специализация и комплексность хозяйства.

Научно обоснованное экономическое районирование в первую очередь будет способствовать экономии общественных затрат и как следствие - ускорению решения социально-экономических проблем в регионах.

Следует подчеркнуть, что экономическое районирование имеет не только познавательное значение, но и практическое. Последнее заключается в том, что экономическое районирование является основой районного планирования, разработки государственной региональной экономической политики, совершенствования специализации и комплексного развития хозяйства регионов, основой прогнозирования развития регионов на перспективу.

Основными видами экономического районирования является отраслевое и интегральное. Интегральное районирование отличается от отраслевого тем, что охватывает все хозяйство, как единое целое. Отраслевое районирование предполагает учет интересов только одной или нескольких отраслей (металлургический район, агропромышленный комплекс). Среди отраслевых выделяют районы:

По совокупности природных условий и ресурсов;

Демографическим признакам (естественным движением населения, особенностями формирования и использования трудовых ресурсов);

Совокупностью промышленных, аграрных, транспортных и строительных объектов;

Совокупностью объектов непроизводственной сферы (образование, культура, рекреация).

Отдельным видом районирования является межотраслевое. 6 результате межотраслевого районирования выделяют межотраслевые комплексы, которые являются сложными многоотраслевыми формированиями, которые объединяются благодаря тесным межотраслевым связям и по общности территории.

сегодня как отраслевое, так и интегральное районирование должны учитывать экологические и социальные проблемы каждого региона. В условиях трансформационных процессов в экономике нашего государства, изменения форм собственности, особенностей инвестиционной политики экономическое районирование должно способствовать ускоренному развитию экономики отсталых, депрессивных регионов за счет комплексного развития их хозяйства. Последнее предполагает развитие новых отраслей экономики, создание новых рабочих мест, повышение благосостояния населения.

Главными признаками экономического района является специализация и комплексность хозяйства и наличие крупного центра, который выполняет консолидирующую роль в формировании интегральных районов. Такой центр во многих научных исследованиях еще называется ядром.

Результатом экономического районирования является выделение экономических районов является объективным процессом, который основывается на территориальном разделении труда и выражается в специализации отдельных территорий государства на производстве определенных видов продукции и услуг. Определенную роль в образовании экономических районов играют природные условия и ресурсы, но эта роль не является определяющей.

Принципы и факторы экономического районирования

Принципы районоутворення - это руководящие положения, которые используются в процессе экономического районирования, т. е. выделение сети экономических районов.

Важнейшими принципами экономического районирования является экономический и административно-территориальный. В условиях многонационального государства необходимо учитывать также национальный принцип.

Экономический принцип требует рассмотрения экономического района как специализированной территориальной части национальной экономики, что имеет отрасли общегосударственной специализации, которые дополняются вспомогательными и обслуживающими производствами. Согласно этому принципу специализацию района определяют отрасли с наименьшими затратами сырья, рабочей силы и затратами на доставку готовой продукции до потребителя в пределах государства. В рыночных условиях при определении эффективности специализации приоритетными являются показатели доходности, рентабельности, окупаемости затрат.

Административно-территориальный принцип заключается в достижении единства экономического районирования и территориально-административного устройства страны. Этот принцип особенно важен в контексте развития местного самоуправления, поскольку усиливает роль органов местного самоуправления и местных органов государственной власти в развитии экономики отдельных регионов, их самостоятельному развитию.

Национальный принцип требует учета интересов национальных меньшинств, их менталитета, исторических особенностей развития, традиций, обычаев в принятии решений по развитию отдельных отраслей и производств.

По нашему мнению, можно выделить следующие принципы экономического районирования:

Принцип объективной территориальной целостности;

Принцип единства специализации и комплексности;

Принцип притяжения в интегральном районировании;

Принцип перспективности или конструктивности;

Учет историко-географических особенностей земель, национального и этнического состава населения;

Сохранение единства локальных систем расселения;

Учет экономико-географического положения территории и его влияния на размещение предприятий, учреждений и организаций.

Факторы районоутворення - условия и ресурсы, влияющие на процесс образования экономических районов, их структуру, пределы и функционирования хозяйства. К ним относятся:

природные условия и ресурсы, которые играют опосредованную роль в отраслевом и интегральном районировании. В отдельных районах природопользования является базой развития отраслей специализации;

Природные факторы формирования трудового потенциала. Трудодефіцитність и трудонадлишковість - важные факторы, влияющие не только на формирование отраслевой структуры, но и определяют социально-экономическую ситуацию в регионе;

социально-экономическая ситуация, что формирует инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность района;

Научно-технический потенциал, который может служить основой формирования инвестиционных технологий в районе и существенно влиять на формирование отраслевой структуры хозяйства;

Сеть транспортных коммуникаций, которая может быть основой формирования как внутрирайонных, так и межрайонных экономических связей.

Формирование сети экономических районов является задачей не только науки, но и практики. Реализация научных идей относительно экономического районирования может происходить только при поддержке органов государственной власти путем формирования соответствующей нормативно-правовой базы.


Э. Мейо экспериментально доказал, что господство­вавшая долгое время в западных странах теория Фредерика Тей­лора (1856-1915), ориентировавшая бизнесменов на материаль­ную выгоду как на единственный двигатель производства, заво­дит в конце концов в тупик. Выяснилось, что на предприятиях, следовавших принципам тейлоризма, стали получать массовое распространение среди высокооплачиваемых работников явле­ния так называемой "промышленной тоски", апатии, подавлен­ности, повышенной раздражительности, потери всякого интере­са к работе, участились конфликты между рабочими и админи­страцией.

Условия и факторы размещения производительных сил.

Факторы РПС – это совокупность пространственных и ресурсов, их свойств, правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производств. (Природные, социально экономические, материально-технические, технико-экономические, экологические, особенности развития общества)

Закономерности РПС – пространственная модификация эконом закона, выражающая основные тенденции размещения народного хоз-ва.

Принципы РПС – осн исходные положения долгосрочной эконом политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития.

Экономическое районирование и его принципы. Иерархическая система экономического районирования. Типология районов

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Экономическое районирование - это процесс разделения страны на целостные территориальные части народного хозяйства, имеющие свою производственную специфику и прочные экономические связи. В основе экономического районирования лежит выделение экономических районов.

Принципы - это основные правила долгосрочной политики, методы хозяйствования, учитывающие закономерности и факторы. Общий принцип экономической и социальной эффективности - необходимость учета конечного народно-хозяйственного и социального результата при размещении экономики и ее территориальной организации и соблюдение закона экономии времени и повышения производительности труда. С ним связаны такие принципы, как: а) принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции; б) принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов; в) принцип выравнивания уровней экономического и социального развития районов страны.

Принцип учета требований военной безопасности при размещении производительных сил, ограничения и регулирования роста больших городов, подъема и активизации средних и малых городов.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы , или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

Типология : 1. Типологии по характеристикам - это наиболее распространенный тип экономико-географических типологий. Наибольшее число типологических характеристик пространственных систем опирается на хозяйственную специализацию этих систем. 2. Типологии по динамике развития. При анализе развития динамики систем, в их числе регионов и районов, особое внимание привлекают два аспекта: скорости развития и стадии развития. Скорости развития, как правило, представляют собой количественное выражение процессов развития. Отсюда широкое распространение классификаций районов и регионов по скоростям развития: "быстро развивающийся", "отсталый". Комплексные, "конечные" картины состояния районов и регионов с разной динамикой развития достаточно контрастны, и их делят на районы и регионы, находящиеся на разных стадиях развития. 3. Типологии по экономико-географическому положению . Возможно выделение в каждой центров и районов периферийных и полупериферийных.