Карманные деньги ребенку. Карманные деньги

  • 05.04.2020

Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.

Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье - один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.

Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.

1. Установка минимальной суммы

Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.

2. Повышение лимита со временем

Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.

3. Лишение денег - строгое наказание

Система наказаний - важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.

4. Оплата домашней работы

Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству - например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.

5. Трудная работа стоит дороже

Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом - самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.

Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились - соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.

6. Хорошие оценки не оплачиваются

Деньги - неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Не выдавать деньги раньше срока

Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.

8. Отчет о тратах

Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение - если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.

9. Поощрение накоплений

Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу - например, проведение генеральной уборки.

10. Карманные деньги - часть общего семейного бюджета

Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша - не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.

11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями

По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.

12. Дневник расходов

Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.

Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.

Мы надеемся, эти нехитрые правила помогут и другим родителям научить детей правильно обращаться с деньгами, планировать свои расходы и создавать накопления. Такие навыки непременно пригодятся во взрослой жизни.

Читаем также:

Карманные деньги: зачем и когда давать их детям?

Должны ли родители давать детям деньги на карманные расходы? Когда начинать это делать и о каких суммах может идти речь? На эти очень непростые вопросы отвечает в программе «Розина-мать» финансовый консультант Елена Эйдельман:

Личное мнение еще одной мамы

Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Разберемся как правильно реагировать, если вдруг выясняется, что ребенок ворует деньги. Чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.

Мультик для детей: Что такое деньги?

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет . Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?


Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Сколько денег давать ребенку?


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Необходимые меры безопасности

  • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
  • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
  • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
  • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
  • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

Инструкция

Давать ребенку карманные деньги обязательно нужно. Этот шаг научит его многим вещам: как распоряжаться деньгами, расставит приоритеты, на что деньги тратить, а на что нет, научит делать сбережения и считать деньги. Ведь пока ребенок не имеет на руках своих денег, он не представляет, как они могут закончиться и зачем родителям экономить на чем-то.

Важным вопросом здесь будет возраст: когда ребенку можно доверить какие-то суммы, зная, что он не отдаст их просто так приятелям и не потеряет? В большинстве случаев в дошкольном возрасте малыш еще слишком мал, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами. Он привязан к родителям, не ходит без них на прогулки и пока еще плохо считает. А вот младшим школьникам уже можно доверять небольшие суммы. В это время дети становятся более самостоятельными, поэтому карманные деньги приучат их к дисциплине, дадут им свободу от родителей.

Нужно заметить, что младшие школьники только начинают учиться обращению с деньгами. Они еще не умеют планировать и правильно распределять их. Поэтому деньги им нужно давать небольшими порциями, но чаще, чем подросткам. Допустим, вы договоритесь, что будете выделять для ребенка деньги в начале или в конце недели. Давать всю сумму на месяц ребенку 7-9 лет неразумно - есть риск, что он их тут же потратит.

Размер карманных денег зависит от финансовых возможностей каждой конкретной семьи. Но баловать ребенка слишком сильно не стоит. Карманные деньги - это не сумма на его содержание, они не должны становиться попыткой подкупить его или обеспечить всем тем, что хочется малышу. Карманные деньги - это элемент воспитания, они не должны испортить ребенка. Поэтому даже в состоятельных семьях суммы карманных денег нужно выделять очень небольшие, чтобы научить ребенка грамотно обращаться с финансами, а не показать обеспеченность семьи перед другими детьми.

Обязательно нужно договориться с ребенком, на что нельзя тратить карманные деньги и за что он может быть их лишен. Деньги не должны становиться инструментом манипуляций над ребенком, оплатой хороших оценок или поведения. Можно лишить карманных денег лишь в крайнем случае: не потому что ребенок снова не навел порядок в своей комнате, и вы поссорились, а потому, что малыш нарушил прежние договоренности и потратил деньги, скажем, на вредные чипсы или хуже того - на сигареты, хотя вы это запрещали. Отмена карманных денег должна быть временной - на неделю или месяц и только в воспитательных целях.

Однако родители не должны так уж строго контролировать, на что ребенок потратил свои деньги. Не должны они и критиковать его приобретения - пусть они не так практичны, как хотелось бы родителям, но это его деньги и его покупки. Ребенок имеет полное право иметь свои желания и распоряжаться своими вещами и средствами. Даже если ребенок денег не тратит, не стоит спрашивать у него отчет, быть может, он откладывает деньги на какую-то серьезную покупку.

Альбер Камю: «Только тот богат, у кого есть карманные деньги».

Современные дети живут в мире ценников, они знают, что за все нужно платить, и что требуется много денег, чтобы ни в чем себе не отказывать. И время, когда была актуальна поговорка «Не в деньгах счастье», давно прошло, теперь главенствует совершенно иная – «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Поэтому неудивительно, что дети, независимо от их возраста, стремятся иметь собственные средства. И прежде чем принять решение о том, выделять ли некую сумму ребенку, нужно все тщательно взвесить. И здесь перед родителями встает очень серьезная задача – правильно подготовить ребенка к длительным отношениям с деньгами.

Итак, карманные деньги: «за» и «против».

Рано или поздно в каждой семье возникает вопрос о том, давать ли ребенку карманные деньги и в каком размере? Безусловно, возможности у каждой семьи разные, но даже при условии стабильного дохода этот вопрос остается сложным и достаточно спорным.

Мнения психологов по этому вопросу расходятся. Некоторые убеждены в том, что давать деньги детям нужно, другие придерживаются противоположной точки зрения. Почему настолько разнятся мнения о том, нужны ли детям деньги и сколько нужно их давать?

Нужны ли карманные деньги детям?

Бертольд Авербах: «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Некоторые психологи считают, что подросткам нужно давать средства, другие, наоборот, выступают против выдачи карманных денег, приводя множество доводов, которые объясняют их точку зрения. Так что же такое карманные деньги: зло или возможность для детей повысить самооценку? На самом деле оба мнения имеют право на существование однако, и в той, и в другой интерпретации есть и обратная сторона.

Почему нужно давать детям карманные деньги:

Развивают самостоятельность

Карманные деньги предполагают, что ваш отпрыск своими силами будет составлять бюджет, в котором учтет все свои расходы. Лишив ребенка карманных денег, вы делаете его зависимым от своих решений и выбора покупок.

Повышают самооценку и придают уверенность в себе

Ребенок должен, прежде всего, комфортно чувствовать себя в мире взрослых. Регулярная выдача наличных средств даст ему возможность тратить их на необходимые вещи. Ведь отсутствие минимальных возможностей может развить у школьника комплекс неполноценности. А у большинства его сверстников наверняка имеются средства для покупки нужных вещей.

Вырабатывают ответственность

Регулярная выдача наличных средств будет формировать у ребенка чувство ответственности. Он будет планировать свои траты, а может даже начнет экономить и копить.

Почему карманные деньги не стоит давать детям:

В то же время специалисты, которые выступают против такого проявления самостоятельности, говорят о том, что пока ребенок маленький, все приобретения должны делать взрослые, поскольку ему будет сложно сделать правильный выбор. Кроме того, некоторые считают, что наличие денег у ребенка с малых лет может его испортить.

Дети быстро привыкают к постоянному финансированию

Регулярное получение карманных денег может стать привычкой. Если вначале ребенок будет рад даже незначительной сумме, то со временем она его уже не устроит. Кроме того, выдачу средств на личные расходы он будет принимать как должное.

Подросток должен сам себе зарабатывать средства на личные расходы

Стоит отметить, что многие противники карманных денег любят приводить в пример подростков из американских семей, в которых богатые родители вместо того, чтобы полностью всем обеспечить своих детей, учат, как заработать карманные деньги. Они отправляют своих отпрысков на работу, причем не престижную: посыльными, мойщиками машин. Американцы считают, что только таким образом они смогут привить своим детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать трудом.

Поскольку существует много «за» и «против» карманных денег, каждой семье придется искать золотую середину самостоятельно.

Светлана, мама Лизы 10 лет: «Лично я поддерживаю тех, кто говорит, что детям нужно давать карманные деньги. Еженедельно я выдаю дочери определенную сумму на расходы, они включают в себя: оплату за проезд в школу и обратно, покупку булочки, компота, а также приобретение сладостей. Кроме того, она получает столько же денег на свои потребности. Да, конечно, первоначально сложно было объяснить ребенку, что если деньги закончились раньше срока, я больше не выдам. Но каково было мое удивление, когда через некоторое время дочь не только стала следить за тратами, но и откладывать часть денег. И через некоторое время спросила, можно ли ей купить куклу на собственные средства, на что получила, конечно, положительный ответ».

Однако есть некоторые нюансы, которые нужно учитывать во время принятия решения о том, давать деньги или нет.

В каком возрасте можно давать средства на личные расходы?

Ребенку карманные деньги не нужны до тех пор, пока он не начнет ходить в школу. В детсадовском возрасте малыш должен думать об игрушках, а не подсчитывать доходы и прикидывать, на что можно потратить свои карманные деньги. Однако, если все же решение было принято в пользу выдачи наличных в дошкольном возрасте, нужно сделать так, чтобы финансы не были чем-то вроде уступки на шантаж малыша. В противном случае в подростковом возрасте ребенок будет пользоваться различными ухищрениями, чтобы заполучить желаемое.


Идеальный возраст для карманных денег - это 7-8 лет. В это время малыш уже начинает понимать, что за деньги можно приобрести все необходимое, он ими дорожит и бережет их. В то же время ребенок должен понимать, что деньги родителям не сыплются с неба, а достаются трудом. Иначе ваше желание привить малышу самостоятельность и повысить его самооценку приведет к потребительскому отношению.

Наталья, мама Сережи 9 лет: «Своему сыну я стала выдавать карманные деньги с 8 лет. С этого возраста он стала самостоятельно добираться до школы. По дороге он может купить что-то необходимое, например, на 8 Марта он приобрел красивую ручку своему учителю».

От чего должна зависеть сумма?

Прежде всего, сумма средств, выдаваемых школьнику, должна зависеть от возможностей семьи. Однако все же нужно учитывать некоторые факторы:

  • Каков возраст ребенка;
  • На что он может потратить деньги;
  • Сколько средств выдают сверстникам, одноклассникам;
  • Существует ли договоренность между ребенком и родителями.

Ирина, мама 6-летнего сына: «Мы живем возле школы и я каждый день наблюдаю, как дети, возвращающиеся из школы едят чипсы, пьют колу и прочие вредные продукты. Наверняка родители им это запрещают, иначе бы они не сидели тайком на нашей лавочке, а шли сразу домой. Я склоняюсь к мнению, что со своим сыном у нас будут строгие правила о том, на что категорически нельзя тратить деньги».

От чего сумма не должна зависеть?

По мнению многих психологов, очень важную роль играет договоренность между ребенком и родителями. Лучше всего, если выдача средств является обговоренным мероприятием. Однако сумма не должна зависеть от следующих факторов:

  • Полученных в школе оценок;
  • Помощи в домашних делах;
  • Настроения родителей.

Ни в коем случае нельзя советовать ребенку, как заслужить деньги. Он должен четко понимать, что это личные средства, которые он получит независимо от успеваемости в школе или поведения.

Сколько нужно давать денег?

Б. Франклин: «Человеку, у которого нет денег, трудно остаться порядочным».

Безусловно, многих родителей волнует вопрос о том, сколько давать денег? Сразу стоит сказать, что однозначного мнения здесь нет, поскольку это сугубо личное дело каждого. Цифра полностью зависит от расходов семьи и достатка. Но даже если возможности не ограничены, не нужно баловать чадо. Изначально необходимо выдавать незначительную сумму и увеличивать ее по мере взросления ребенка.

Сколько денег давать младшим школьникам

Итак, сколько нужно давать денег ребенку? Безусловно, отпрыску-семилетке ни к чему давать сумму с двумя нулями – что он будет покупать? Конечно, если это подарок – другое дело, но если такая сумма будет выделена ребенку на карманные расходы, он может купить что-то совсем ненужное, и, в конечном итоге, родители будут его ругать.

В случае, если ребенок ходит в школу (1-3 класс), размер суммы может высчитываться исходя из потребностей:

  • Средства, которые потребуются на проезд в общественном транспорте;
  • Деньги на покупку вкусностей, сока, компота в буфете;
  • Покупка необходимой канцелярии: ручек, линеек, карандашей;
  • Покупка мелких вещей или игрушек.

Как правило, сумма еженедельных карманных денег для младших школьников не превышает 300-500 руб. Конечно, она может варьироваться в зависимости от потребностей ребенка.


Карманные деньги для подростков

Когда ребенок взрослеет, соответственно, увеличиваются его потребности. Здесь уже нужно учитывать не только размер его каждодневных трат, но и запросы. И когда сумма выдаваемых наличных вырастает, желательно контролировать траты, если все в порядке, и бюджет позволяет выделить большие деньги, то размер карманных средств можно увеличить. Как правило, он может составлять в среднем до 800 руб.

Со временем, если ребенка не устраивает сумма, он может изъявить желание заработать. И здесь уже нужно объяснить ему, как это сделать. Очень хорошо, если отпрыск проявляет желание найти работу на каникулах.

Таким образом, ребенок научится не только правильно распоряжаться деньгами, но и планировать свои расходы. Все это зависит от родителей: не нужно потакать всем капризам ребенка, возмещать средства, если он их неправильно потратил или потерял.

Насколько часто нужно выдавать деньги?

Школьникам не стоит выдавать деньги раз в месяц, поскольку этот срок для них слишком большой. Лучше всего, если наличные будут выдаваться еженедельно, сумма должна быть достаточной, чтобы ее хватало на дорогу, покупку булочек и других продуктов в школьной столовой, а также разных сладостей и прочего.

Подросткам можно выдавать карманные деньги один раз в месяц. Такая периодичность будет приучать их к правильному распределению средств. Однако, сразу делать этого не стоит, лучше увеличивать период между выдачами постепенно.

Как проводить контроль выданных карманных средств?

Безусловно, контролировать средства необходимо, но это нужно делать с самого начала, когда дети еще не обладают навыками денежных отношений. Безусловно, с возрастом ребенку нужно объяснять, что такое карманные деньги и куда их можно тратить. Но нельзя в жесткой форме говорить о том, на что тратить деньги, иначе сам инструмент развития навыка распределения средств и ведения самостоятельного бюджета теряется.

Если все же ребенок был замечен в нерациональном расходовании средств, его необходимо наказать, но нельзя лишать карманных денег. Лучше будет, если отпрыску будет популярно разъяснено, в чем состояли его ошибки и как их избежать в будущем. Однако не нужно сильно заострять внимание на этом и постоянно упрекать его, ведь негативный опыт – это тоже опыт.

Важно научить подростка или школьника советоваться при покупке дорогой вещи. И даже если ребенок желает сделать серьезную покупку, но при этом вы понимаете, что это неправильно, нельзя запрещать, лучше найти аргументы, чтобы переубедить его. Голос родителей в этом вопросе должен быть исключительно советующим. Ведь финансовые потери – это часть науки о том, как правильно распоряжаться деньгами.

Правила, которых нужно придерживаться при выдаче карманных денег

Каждая семья должна самостоятельно корректировать их в зависимости от характера ребенка, его трат и потребностей. Однако есть ряд правил, которых стоит придерживаться:

Не меняйте правила

Если вы с ребенком оговорили, сколько будете выдавать карманных денег и к какие сроки, ни в коем случае не нужно менять эти правила. Игнорирование или отсрочка могут привить ребенку финансовую необязательность.

Карманные деньги принадлежат ребенку

Ребенку нужно доходчиво объяснить, по какой причине вы выделяете ему финансы и какие траты он должен возмещать ими. Однако не нужно давать подростку деньги и обязывать его приобретать себе продукты, одежду. Это все-таки карманные деньги, а не средства для проживания.

Нельзя уменьшать сумму

Если же по каким-либо причинам необходимо сократить размер карманных средств, нужно объяснить подростку, почему это происходит. Но ни в коем случае нельзя говорить что-то вроде этого: «Ты себя плохо вел и не заслужил!». Никогда нельзя наказывать ребенка сокращением количества карманных денег.

Нельзя увеличивать сумму

Если выданные деньги ребенок потратил раньше оговоренного срока, нужно объяснить ему всю ситуацию и указать на его ошибки. Если ситуация повторяется неоднократно, ни в коем случае нельзя выдавать никаких дотаций, иначе отпрыск будет воспринимать вас как банк с безграничным лимитом, и весь инструмент контроля финансовой независимости будет утерян.

Финансовое воспитание должно проводиться с самых малых лет. Только тогда ребенок поймет ценность денег и принципы их расходования. Если детей приучать к самостоятельности, они станут более практичными.

Авторы таких бестселлеров, как "Богатый папа, бедный папа", "Чтобы стать миллионером, надо думать, как миллионер" утверждают, хорошие отметки в школе не являются залогом финансового процветания во взрослой жизни. Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги - вот лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? На Западе об этом пишутся научные статьи и популярные книги. Последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.

Первые результаты, полученные еще в 60е годы прошлого века разными исследователями, оказались противоречивыми. Одни считали, что отношение детей к деньгам напрямую не связано с тем, были у них карманные средства, или нет. Другие утверждали, что существует положительная связь между "покупательскими навыками" и наличием собственных денег у ребенка. Впоследствии ко второму мнению склонилось большинство голосов.

Сколько денег получают дети в западных странах?

Международный Журнал экономической психологии в 2001 году опубликовал исследование британского ученого Адриана Фернхема, посвященное отношению к карманным деньгам родителей, имеющих детей разного возраста. Триста английских родителей ответили на ряд вопросов о деньгах, выдаваемых своим детям.

Результаты исследования показали, что большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость - 17-летний британский подросток получал от родителей несколько лет назад примерно 10 долларов в неделю.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. Впрочем, эти суммы вполне посильны немецким семьям, ведь на детей в Германии выдают пособие. В итоге этих реформ в середине 2003 года покупательная способность детей и подростков в Германии оценивалась в 7,5 млрд евро в год.

Немного статистики

Как карманные деньги зависят от ситуации внутри той или иной семьи? Как ни странно, дети, которых выращивает один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно "традиционных", семей, где работает только . Если же школьник недоволен слишком маленьким "пособием" от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.

В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям. Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию "карманные деньги", чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет - более подходящий для этого возраст.

Меньше половины родителей поощряют у своих детей денежные пожертвования на благотворительность. Около половины взрослых считают, что за успехи в учебе детям полагаются денежные премии по внутрисемейному тарифу. Эта группа родителей начинает выдавать подобные премии школьникам еще в начальных классах.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их отпрыски закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

Перейдем теперь от статистики к практике. Попробуем предложить вашему вниманию несколько простых советов о том, как организовать денежный поток от вас к вашему ребенку.

Когда и как выдавать детям карманные деньги

  • С какого возраста давать ребенку карманные деньги - зависит как от вас, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего отпрыска: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
  • Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
  • Карманные деньги придают детям . Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "почти взрослым".
  • Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
  • Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
  • В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

Надо ли платить детям за помощь по хозяйству?

Исследователи еще около 20 лет назад установили, что выдавать деньги за помощь по хозяйству обычно характерно для молодых родителей. Они также часто меняют условия договоренностей с ребенком о количестве карманных денег.

Большинство родителей "постарше", на наш взгляд, справедливо считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Лучше не связывать две эти вещи воедино, а рассматривать их по отдельности. Объяснить этот подход ребенку можно при помощи примерно такой фразы: "Мы помогаем друг другу потому, что мы члены одной семьи. Мы делим и заботы, и приобретения на всех".

На Западе дилемма "платить за помощь по хозяйству или не платить" обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребенку регулярно, но он может "заработать" еще немного, если выполнит то или иное поручение. Например, вымоет родительскую машину или подстрижет газон перед домом.

  • Ответ на этот вопрос зависит от нескольких вещей.
  • Какую сумму вы можете выделить сыну или дочери.
  • На какие покупки планируется тратить карманные деньги.
  • "По какому курсу" выдают карманные деньги детям в семьях, подобных вашей. Если ваш ребенок будет получать денег намного меньше, чем его приятели в классе, он может почувствовать себя на их фоне менее полноценным. Мы не рассматриваем ситуацию действительной бедности в семье. Во всех остальных случаях карманные деньги не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на семейный бюджет. Поэтому без необходимости лучше не создавать у ребенка чувство его "особого положения".
  • Должен ли ребенок из своих карманных денег покупать подарки родителям к праздникам.
  • Обычно, чем ребенок старше, тем больше денег ему выдают. В идеальном случае увеличивается и его ответственность за расход этих средств.

На что он будет тратить свои деньги?

Опять-таки это зависит от того, о чем вы с ребенком договоритесь. В начальной школе вы можете, к примеру, условиться, что из карманных денег ребенок будет покупать себе, во-первых, что-нибудь вкусное в школьном буфете; во-вторых, недорогие сувениры и ручки в газетном киоске; в-третьих, откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки. Если вы будете давать деньги с условием, что школьник потратит их "на ластик, линейку и глазированный сырок", это, конечно, даст вам ощущение контроля, но вряд ли привьет ребенку ответственность за свои решения. Лучше попробовать смириться со свободой ребенка в пределах 20 рублей, даже если эти деньги будут потрачены на ерунду с вашей точки зрения.

В Европе педагогический "мейнстрим" считает, что когда дети копят деньги - это хорошо. Родителям полагается всячески это стремление поощрять и стимулировать. Если вам эта идея кажется здравой, вот совет: за каждые накопленные ребенком, к примеру, 100 рублей, вносить в его копилку от себя какую-то сумму. Это будет дополнительным стимулом для ребенка.

Вообще с 10 лет, по мнению европейцев, дети должны начинать с банковской системой, учиться разбираться в видах вкладов, в процентных ставках, и т.д. При этом большинство родителей разрешает подросткам заводить собственную дебитную карту с 18 лет.

Лишать ли карманных денег за проступки?

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Например, покупку учебников обычно берут на себя родители. Однако за потерянный учебник можно потребовать у ребенка компенсацию. Можно предложить ему выплатить стоимость книги частями, "в несколько траншей", чтобы он не отдавал сразу все, что у него есть.

А вот полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, упаси Бог, попробует стащить деньги из вашего кошелька.

Счастье не в деньгах...

А в их количестве? В общем, деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для детям этого возраста? Банально и просто - любящая семья с братьями и сестрами. Даже если отец потерял работу, то его ребенок-тинейджер, как правило, бывает скорее доволен, чем нет, новыми возможностями домашнего общения.

А вот говорить детям: "Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?" не следует. Они не только не поверят, но и обидятся, пожалуй. Детям (как и взрослым) обычно кажется, что если у них будет чуть больше собственных денег, то все проблемы будут решены. Конечно, проблемы у детей, на взгляд родителей, не слишком серьезные - купить побольше модных вещей, чтобы занять более высокое место в школьной иерархии, - но от этого не менее значимые.

Карманные деньги у подростков

Существует всеобщий закон, по которому подросткам "всегда всего мало". "Мам, мне нужно 100 рублей, мы с ребятами договорились пойти сегодня в Макдоналдс". Исследователи утверждают, что подростки округляют сумму в большую сторону, когда им нужны деньги, но при этом всегда забывают принести сдачу.

Маркетологи знают, что школьники обычно обладают даже большими суммами на карманные расходы, чем их родители. Не случайно индустрия рекламы так серьезно относится к продвижению на рынок "молодежных" товаров - газированных напитков, шоколадных батончиков и прочей необязательной ерунды. Так что переходный возраст у детей это затратное время для родителей.

Подростки стремятся к независимости. Поэтому для родителей, пока они не утратили свой авторитет, важно успеть научить детей обращаться с деньгами. Если ваш ребенок учится в старших классах, его личные деньги могут включать в себя расходы на развлечения. Может быть, вы позволите ему покупать себе что-то из одежды. Конечно, от первой попытки успеха ждать не приходится, но когда-то начинать все равно придется, не правда ли?

Объясните тинейджеру, что бюджет семьи не резиновый, и что деньги "из ниоткуда" не возникают. Поговорите о том, что фирменная этикетка (дизайнерский лейбл) увеличивает стоимость одежды в несколько раз, не всегда пропорционально ее качеству. Покажите, что на сэкономленные от покупки более простой одежды деньги можно купить что-то еще, или отложить эту сумму "на будущее".

Впрочем, наши слова не так влияют на детей, как наши поступки. Если мы в присутствии ребенка перед друзьями хвастаемся "этим чудесным костюмом от такого-то дизайнера", вряд ли наши призывы к экономии будут иметь вес. Вообще статистика говорит о том, что именно тип финансового поведения родителей (включая такие крайности, как "транжира", "скряга", "шопоголик", "филантроп") определяет отношение к деньгам их отпрысков.

Можно устроить ребенку "испытательный месяц". Выдайте ему сумму, которая должна покрывать расходы на одежду, "подножный корм", мелкие нужды, транспорт, развлечения и мобильник. И предложите самому планировать расходы в течение установленного срока. Выделите специальную тетрадку для учета покупок. И "отпустите поводья" на какое-то время. Впрочем, хорошо бы за чадом вполглаза присматривать.

Первая зарплата

Деньги, заработанные собственным трудом, у наших детей появляются позже, чем на Западе. Российский старшеклассник в свободное от школы время скорее будет корпеть над учебниками или заниматься с репетиторами, чем развозить пиццу или стричь соседские газоны. Слишком велика в нашей стране "цена вопроса" поступления в ВУЗ с первой попытки. Поэтому про личные заработки старшеклассников говорить не будем, а перейдем к студентам.

Предположим, наши дети благополучно преодолели экзамены в институт и начали совмещать учебу с работой на неполный день. Настало время принять решение, будет ли заработок тинейджера играть свою роль в семейном бюджете? Будем ли мы забирать часть денег "на еду и квартплату"? Или оставим всю сумму подростку "на развлечения, транспорт и мобильник"?

В любом случае полезно помнить - это, в общем, не наши, родительские, деньги. Эти деньги принадлежат нашему ребенку. Вполне вероятно, что наше чадо пойдет и накупит на всю получку сигарет или компакт-дисков (не самый плохой вариант), а мы никак не сможем это контролировать. Здесь проявятся результаты всего предыдущего , в сочетании с подростковым максимализмом и бунтарским духом. Но мы сделали, что могли и теперь будем надеяться, что со временем все стабилизируется.

Евгений Арсеньев