Импортозамещение промышленной химии в условиях санкций. Оценка перспектив развития экономики россии в условиях международных санкций и политики импортозамещения

  • 02.12.2019
  • САНКЦИИ
  • ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ
  • ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
  • ЗАВИСИМОСТЬ
  • РЕЗУЛЬТАТЫ

Данная статья посвящена вопросам, связанным с осуществлением процесса импортозамещения. Рассмотрена необходимость вытеснения иностранных производителей из различных рыночных сегментов, в том числе при изменении международных отношений между несколькими зарубежными государствами. Также, представлены первые результаты осуществления политики импортозамещения.

  • Игрофикация - как бизнес-концепция для мотивации персонала
  • Перспективы реализации импортозамещения в сфере информационных технологий
  • Анализ финансового положения предприятия для прогнозирования вероятности его банкротства
  • Кадровый потенциал как конкурентное преимущество банка
  • Электронные технологии в страховании и перспективы их развития

Санкции – как политические, так и экономические – один из самых известных и эффективных методов оказания влияния одних государств на другие. Это своеобразное «наказание» для тех, кто нарушает условия и требования международных соглашений, способное вынудить страну отказаться от принятых ранее решений. В отличие от кровопролитных, разрушительных и экономически невыгодных войн, санкции являются гораздо более привлекательным способом решения международных конфликтов и споров.

После обострения ситуации на Украине весной 2014 года, многие западные страны ввели санкции против РФ, целью которых является корректировка политики России в отношении украинской столицы. Подобные экономические ограничения в самых разных отраслях также ввели США, Япония, Канада, страны Евросоюза и некоторые другие государства. В качестве ответа Российская Федерация также ввела ряд санкций, ограничивающих ввоз продовольствия из стран Евросоюза и Соединенных Штатов Америки. Подобное обоюдное «охлаждение» в международной торговле привело к активизации процессов импортозамещения по всей России. Действительно, как отмечают исследователи и экономисты, именно импортозамещение является наиболее действенным антикризисным рычагом в сложившейся ситуации.

Что же понимается под импортозамещением? По сути, это - значительное сокращение или полное прекращение поставок из-за рубежа импортных товаров за счет выпуска аналогичной продукции силами отечественных компаний-товаропроизводителей, осуществляющих производственную деятельность внутри страны . Для стимулирования процессов импортозамещения широко применяется тарифное (в виде пошлин) и нетарифное (в виде лицензирования ввоза и введения квот) регулирование, а также субсидии, направляемые в те или иные сферы производства внутри страны. Кроме того, может использоваться такой механизм, как прямой запрет на импорт ряда товаров из-за рубежа.

Процессы импортозамещения можно разделить на две большие группы:

  1. Реактивное – связано с постепенным вытеснением с тех или иных рыночных сегментов иностранных производителей с помощью государственного участия, например, с помощью утверждения административных запретов на ведение бизнеса, которые касаются только иностранных производителей.
  2. Упреждающее – представляет собой результат конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными производителями, при котором на рынке остаются местные компании, сумевшие доказать потребителям, что их продукция является не менее качественной, а также заметно более дешёвой, чем аналогичная продукция иностранных производителей.

Необходимо отметить то, что результат стратегии введения импортозамещения нельзя назвать однозначно успешным. Одни экономисты считают, что для отечественных производителей такая ситуация является отличным шансом заявить о себе и вытеснить импортный товар с внутреннего рынка, а более критично настроенные ученые считают модель импортозамещения заранее обреченной на провал.

В настоящее время, когда Россия оказалась в непростой и далеко не стабильной экономической ситуации, когда многие отрасли промышленности зависят от зарубежных поставщиков, перед страной встает ряд ключевых вопросов:

  • Станет ли импортозамещение главным фактором экономического роста в стране?
  • Какой путь выберет российское Правительство – закрытую экономическую модель, при которой все производство ориентировано на внутренний рынок, или все же сохранит свою позицию в глобальной экономической структуре?
  • Удастся ли в таких рыночных условиях и при текущей экономической обстановке вести политику, направленную на поддержку экспорта?

И хотя пока трудно предсказать, какими темпами будет развиваться импортозамещение в РФ, очевидно одно – реализовывать данное направление выхода из кризиса, несомненно, нужно. И это несмотря на то, что внешнеэкономическое сотрудничество с иностранными поставщиками длится годами, да и россияне привыкли ко многим наименованиям ассортимента импортных товаров. Тем не менее, санкции, принятые в обоих направлениях вынуждают искать и находить нестандартные пути выхода из кризиса и, более того, дают отличный шанс для российской экономики стать одним из лидеров на геоэкономическом и геополитическом пространстве.

В целом, нынешняя геополитическая и экономическая обстановка, в том числе инфляция и введенные санкции являются стартовой площадкой для становления импортозамещения как главной задачи развития экономики России. Для реализации этой задачи в 2015-2017 гг. правительство планирует выделить из госбюджета приблизительно 38 млрд.рублей .

Особое внимание планируется уделить тем отраслям экономики, в которых слишком велика зависимость от экспортной продукции. В частности, во многом зависят от мирового сообщества такие направления, как:

  1. Обеспеченность Российской Федерации стратегически значимыми товарами – к ним относятся медицинские препараты, сложное оборудование, комплектующие для автомобилей, инновационные технологии и др. Перечисленные отрасли необходимо развивать прежде всего.
  2. Особенно импортозависимым является производство оборудования для промышленных предприятий: для этого необходимо приобретение котлов, запчастей, ядерных реакторов, механического оборудования. На сегодняшний день более 30% необходимой техники, запасных частей и т.п. импортируется из европейских стран и США, а внутреннее самообеспечение в данной сфере пока не представляется возможным для России.

Поскольку импортозамещение уже активно завоевывает свои позиции на российском рынке, отметим ряд положительных тенденций и сдвигов в этом направлении. Импорт продовольственных товаров, поставляемых из дальнего зарубежья, в январе 2015 года снизился на 41,9% по сравнению с январем 2014 года и составил 1,474 млрд.долл.США , в частности:

  • Импорт мяса и субпродуктов буквально рухнул, упав на 75,6%, из них ввоз свиного мяса снизился на 91%, мяса птицы – на 33,1%, говядины – на 66,4%,
  • Молочных продуктов стало ввозиться на 78,4% меньше, чем год назад,
  • Объем импортируемой рыбы в январе 2015 года снизился на 58,2%,
  • Импорт овощей снизился на 40,6%, а спиртных и безалкогольных напитков – упал на 48,9%.

Помимо очевидных положительных итогов, импортозамещение может оказаться вполне успешной стратегией государства благодаря ряду благоприятных факторов :

  • Свободный доступ российских производителей к сырью и природным ресурсам,
  • Низкие тарифы на электроэнергию, позволяющие снизить себестоимость аналогичной продукции,
  • Организация производства импортозамещающих товаров в России позволит снизить себестоимость продукции-аналога благодаря тому, что производственные издержки при прочих равных условиях будут значительно меньшими по сравнению с иностранными компаниями – это обусловлено, прежде всего, низкой стоимостью некоторых видов сырья,
  • Значительный научно-технологический потенциал, имеющийся у России, уже находит свое применение в ряде отраслей промышленности, например, в освоении космоса или в военно-промышленной сфере. При этом аналитики уверены, что многие наработки, имеющиеся в данных областях, можно перевести и в самые разные промышленные отрасли.

По предварительным прогнозам, составленным Минпромторгом, при успешной реализации программы импортозамещения зависимость от ввозимой продукции по разным отраслям промышленности и экономики уже к 2020 году снизится с 70%-90% (данные 2015 года) до 50%-60%, а в некоторых сферах возможны и более оптимистичные показатели.

И хотя российская экономика пока ещё достаточно сильно зависима от импортной продукции, сложившая ситуация в области импортозамещения является не только тревожным сигналом, но, в то же время, и уникальным шансом для воплощения в жизнь стратегии стремительного развития отечественного производства во многих отраслях экономики.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О промышленной политике в России» // РГ. 2015. 12 января (№1).
  2. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве. Монография. М: Изд. Проспект. 2015. - 184 с.
  3. Основы и перспективы политики импортозамещения в отечественной экономике. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.proatom.ru/ (дата обращения 15.10.2015).
  4. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://customs.ru/ (дата обращения 13.10.2015).
  5. Фролов А. С. Мониторинг и анализ технологического развития России и мира // ЦМАКП, ноябрь 2014. - 30 с.
  6. Экономический словарь. [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/17877 (дата обращения 09.10.2015).

Басаева Д. И .

студентка 2 курса бакалавриата по направлению «Экономика, профиль Мировая экономика ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени »

«ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ В РФ»

Аннотация : в статье рассмотрены результаты политики импортозамещения , проводимой российским руководством, а также перспективы ее дальнейшего развития, уделяется внимание изучению последствий для самих стран-санкционеров.

Ключевые слова : импортозамещение, санкции, политика импортозамещения.

Basaeva D. I.

North-Ossetian State University after K. L. Khetagurov

“IMPORT SUBSTITUTION UNDER SANCTIONS IN RUSSIA”

Abstract : this article describes the results of import policy held by Russian leadership and prospects of its further development, focuses on the consequences for the countries-sanctioners.

Keywords : import substitution, sanctions, import policy.

В настоящее время в экономике можно прогнозировать новый всплеск санкций как в отношении России, так и государств-партнёров.

Европейские и российские компании здесь находятся в том же положении, что и объекты воздействия санкций. Однако европейские компании страдают больше, и не только морально – помимо того, что США заставили их отказаться от традиционных взаимовыгодных контактов с российскими партнерами, они вынудили уйти из занятой торговой ниши, с присвоением последней американскими компаниями.

В данной статье анализируются действия российского руководства, которое готовится к следующему активной фазе встречных антироссийских санкций и проводимой им политике импортозамещения.

В работах отечественных авторов исследовано современное состояние продовольственной безопасности и импортозамещение . Некоторые ученые отмечают, что увеличение импорта не принесло пользу российской экономике, и теперь она достигла такого размаха, что "находится под угрозой" само существование России .

Доля импорта в потреблении основных продуктов питания в России: сыр - 20%, овощей - 35-36%, мяса птицы - 52%, рыбы - 51%, говядины - 52%.

Если говорить о цифрах, оценки объема импорта продовольственных товаров в России составляют около 45 миллиардов долларов в год. Например, Украина поставила продукцию на 2 миллиарда долларов. США – это количество может быть уменьшено наполовину. Поставки продукции из Украины могут быть в основном заменены продуктами Беларуси и производства в России. Поставки из Европейского союза оценивается в 15,2 млрд долларов в год. По прогнозам, объем импорта при этом снизится на $ 5 млрд.

В результате анализа зарубежного опыта развития АПК установлены два варианта противоречивых тенденций в санкционной политике: позитивный и негативный.

Наполнение внутреннего рынка зарубежными поставщиками на 20 % и более принято считать пороговым уровнем, критическим для продовольственной безопасности страны в целом. Однако они занимают свыше четверти национального потребительского рынка и демонстрируют потенциал роста в случае неблагоприятных для российской экономики изменений конъюнктуры мирового рынка.

Запрет импорта не помогает нашим фермерам. 2,1 трлн руб. выделено на сельское хозяйство до 2020 г. Но госпрограмма нацелена на поддержку крупных хозяйств, а не фермеров.

Засилье импорта чревато многими рисками для страны, в том числе использованием импортозависимости в политических целях нашими западными партнерами (например, введением долговременных санкций).

Однако в санкциях можно находить и положительные проявления. Еврокомиссия оценила годовой эффект от российского продовольственного эмбарго: экспорт продовольствия вырос на 5 % (4,8 млрд евро). Хотя по ряду направлений, на которых Россия была главным потребителем, зафиксирован спад в 10‒12 %, эмбарго встряхнуло и производителей, и законодателей и активизировало работу по выходу на новые рынки. В частности, экспорт в Китай, Турцию и Египет вырос на 20‒30 %. В России эмбарго привело к росту цен.

Если раньше СМИ единогласно утверждали со ссылкой на Минсельхоз РФ и его руководителя А. Ткачева, что санкционные меры и политика импортозамещения однозначно способствуют повышению качества отечественного продукта, то сегодня они говорят об обратном. Со ссылкой на министра констатируется, что, к примеру, за последнее время производство сыров в России выросло на 37 %. Но при этом молока за тот же период стали производить на 2 % меньше и ввозить на 40 % меньше. Зато резко подскочил импорт в РФ пальмового масла на 37 %. С началом политики импортозамещения резко упало качество продукции. Конкуренция на рынке уменьшилась, и отечественные производители стали интенсивнее использовать нерафинированное дешевое пальмовое масло.

Потребители покупают такие продукты, поскольку другой недорогой альтернативы нет.

Президент и Правительство России выступили с объявлением санкций ряду стран-импортеров продовольствия в ответ на три волны санкций по отношению к России в связи с украинским кризисом. Поэтому продовольственную безопасность мы рассматриваем теперь не только в условиях интеграции стран, но и в условиях их кризисной дезинтеграции . Эмбарго введено на год по отношению к ввозу в Россию говядины, свинины, мяса птицы, плодоовощной и молочной продукции, рыбы из государств ЕС, США, Австралии, Норвегии и ряда других.

Таким образом, Россия приступила к политике импортозамещения на национальном продовольственном рынке, что, несомненно, является позитивным направлением.

2) потребительские цены на все ключевые социально значимые товары росли за год двузначными величинами. В мае 2015 г. средние потребительские цены на говядину выросли на 23 % к маю 2014 г., на свинину ‒ на 22 %, на сыр ‒ на 20 %, на рыбу замороженную неразделанную ‒ на 38 %, на морковь ‒ на 39 %, на яблоки ‒ на 37 %, на крупы и бобы ‒ на 49,2 %. Цены на товары, которые не попали под эмбарго, росли не меньшими темпами: цена на сахар выросла на 52,2 %, на подсолнечное масло ‒ на 23,7 %, на макаронные изделия ‒ на 21,6 %;

3) отечественным производителям молочной продукции не удается компенсировать в краткосрочном периоде выпавшие объемы импорта. Лучшие результаты демонстрирует производство сыров и творога. Данный результат является скорее следствием осуществленных ранее инвестиций, а не результатом импортозамещения. Несоответствие объемов имеющегося сырья и роста производства сыров может свидетельствовать о том, что столь резкое увеличение может быть частично обусловлено ростом производства фальсифицированной продукции. То же можно сказать и о других секторах производства;

4) с точки зрения конкурентной политики введение внешнеторговых барьеров крайне негативно сказывается на конкуренции ‒ как ценовой, так и неценовой. Результатом ограничения конкуренции с импортной продукцией стал не только рост цен, но и снижение качества продукции. Без обеспечения внутренней конкуренции оба эти эффекта в долгосрочной перспективе будут только усугубляться.

России не удалось полностью заместить импорт продовольствия, который попал под введенное в августе 2014 г. эмбарго, считают эксперты аналитического центра при Правительстве России, подготовившие доклад «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года». Замещения продуктовых категорий импорта в результате введения контрсанкций не происходит ни за счет наращивания поставок традиционными зарубежными поставщиками, ни за счет появления новых. Отмечается, что из-за девальвации рубля привлекательность импортных товаров для российских потребителей снизилась .

Повестка отечественной программы импортозамещения все больше напоминает существовавшую в конце нулевых повестку модернизации экономики. Основное отличие ‒ принципиально иные риторический и экономический контексты. Программа модернизации опиралась на привлечение внешних инвестиций и поддерживающую ее риторику технологического прорыва.

Программа же импортозамещения может опираться только на внутренние ресурсы (из-за все тех же санкций) и сопровождается массированной мобилизационной пропагандой. Однако если в первом случае обе части дополняли друг друга, то во втором ‒ неожиданно начали оказывать негативный эффект на экономику.

В связи с этим всем органам власти РФ необходимо активизировать свою деятельность, например лично пожелал возглавить Комиссию по импортозамещению. Российским производителям следует восполнить дефицит подсанкционных продуктов. Необходимо выполнить рекомендации, озвученные в «Прямой линии» с Президентом РФ, в ходе которой было освещено 3 млн вопросов .

Президент предложил сосредоточиться на том, что «санкции не нужно терпеть – надо их использовать», в том числе, для импортозамещения. Именно эта цитата стала самой популярной в выступлениях чиновников и депутатов разных уровней.

Любое импортозамещение – это в первую очередь наполнение внутреннего рынка конечными потребительскими товарами собственного производства. Выделим ряд блоков в проблематике импортозамещения, опираясь на мониторинг экономической ситуации в России.

Первый блок – срочные меры. Минсельхоз оценивает дополнительные затраты на ускоренное импортозамещение сельхозпродукции в 636 млрд руб. на 2015‒2020 гг. K ним относится решение проблемы задолженности поддержки аграрного сектора. За год удалось снизить сумму задолженности с 36 до 7 млрд руб. Эти 7 млрд надо выплатить как можно быстрее. Также срочно необходимо просубсидировать краткосрочные кредиты в объеме 5,3 млрд руб. на оборотные средства предприятиям, занимающимся растениеводством и животноводством.

Второй блок ‒ среднесрочные меры, которые обеспечат результат через определенное время. Строительство оптово распределительных центров, складов, хранилищ и холодильников (необходимо порядка 10 млрд руб. в год), субсидирование части процентной ставки по кредитам на строительство оптово-распределительных центров, коммуникации.

Третий блок ‒ долгосрочные меры, касающиеся молочной отрасли и животноводства.

Также предлагается ослабить режим продовольственного эмбарго для говядины, мяса птицы и овощей, используемых при производстве детского питания . Ввоз этой продукции разрешен при подтверждении Минсельхозом целевого назначения товаров.

Список использованной литературы

1. Барсукова продовольственной безопасности Российской Федерации: оценки экспертов // TERRA ECONOMICUS. 2012. Т. 10. № 4. С. 37–46.

2. Губарева государства за национальную безопасность и развитие экономики в свете экономических санкций // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 1. С. 140–145.

4. , Зорков экономические санкции и модернизация аграрного производства России // Проблемы права и экономики. 2015. Вып. 7. № 1. С. 38–44.

5. Алтухов А. Парадигма продовольственной безопасности страны в современных условиях // Экономика сельского хозяйства. 2014. № 11. С. 4–12.

6. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. М. : Росинформагротех, 2012.

7. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы: постановление Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 000.

8. Глазьев С. Санкции США и байки России: двойной удар по национальной экономике // Вопросы экономики. 2014. № 9.

9. , Блинов импортозамещения после вступления России в ВТО. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2014.

10. Папцов А., Коловоротная В. Анализ направлений и инструментарий поддержки сельского хозяйства ЕС // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 10. С. 80–85.

11. Янбых поддержки сельского развития: возвращаясь к опыту Европейского союза // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 9. С. 81–85.

12. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации : монография / под ред. , . М. : ИнфраМ, 2016.

13. Улюкаев заявил о готовности РФ смягчить продуктовое эмбарго при одном условии // Портал. URL: http://www. /finance/31may2016/ulukayev. html.

Лосевская Светлана Александровна,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский[email protected]

Владимирова Алевтина Витальевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой и мировой экономики, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский[email protected]

Семенченко Сергей Валерьевич,кандидат с.х. наук, доцент кафедры частной зоотехнии и кормления с.х. животных, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский[email protected]

Механизм поддержки и регулирования АПК

в условиях санкций и политики импортозамещения

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы перехода предприятий АПК на импортозамещение в условиях санкций. Установлено, что самым распространенным видом финансирования отечественных предприятий в целях приобретения нового оборудования и другой сельскохозяйственной техники является банковский кредит. Но также в настоящее время развивается российский рынок лизинговых услуг, который получает всё большее распространение по сравнению с кредитом. Лизинг представляет собой экономикоправовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду.Ключевые слова: лизинг, кредит, финансирование, сделка, бизнес, импортозамещение, сельскохозяйственная продукция. Приоритетное направление развития АПК это ускорение оснащения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой, оборудованием,а также приобретение животных вкредит или в лизинг. В этих целях необходимо ввести государственный заказ на закупку КРС, производство тракторов и основных видов сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей, технологического оборудования для животноводства, которые реализовывались бы на основе лизинга, льготного кредитования, бюджетных ссуд .В конце июля 2014 года на уровне G7 были согласованы секторальные санкции ЕС и стран, «примкнувших» к США (Канада, Австралия, Япония и Норвегия), в индивидуальном порядке к «карательным мерам» присоединились еще несколько государств. Среди них –Черногория, Исландия и Албания, которыми давно пугали Россию.Но по этому поводу Правительство России поставилоамбициозные задачи, иметь все своеотечественное для продовольственной безопасности. В российском машиностроении гигантский потенциал –по цепочке от производства животноводческих комплексов до уборочной техники, включая необходимую микроэлектронику. Все это будет вдвое дешевле импортных и хорошего качества, но займет годы –сельхозпроизводители получат их к 20162017 годам. Создание такой цепочки –вопрос целесообразности, а также кредитных возможностей государства и его умения справиться с коррупцией –хотя бы в отдельно взятой сфере, уверяют эксперты. Пока же эксперт предлагает дать зеленый свет продуктам с юга России.Представители отечественной агроиндустрии, видят оптимальное развитие событий так: санкции будут продолжатьсягода тричетыре,аза это время все внутри наладится. А пока надо просто создать временные каналы поступления продуктов и запчастей к технике из разных третьих стран .Переход донских предприятий на импортозамещающие технологии с целью снижениязависимостистратегическойотрасли АПК от импорта техники, оборудования, сельскохозяйственной продукции, покупки КРС и других сельскохозяйственных животныхстановится возможнымблагодаря заемным ресурсам Россельхозбанкаи лизинговым операциям .В современных условиях развития АПК и различных отраслей существует множество источников финансирования и стимулирования такие, как банковский кредит, собственный капитал, лизинг и др. Перед каждым предпринимателем, фермером, который планирует начать или расширить собственный бизнес встает вопрос какой источник финансирования будет выгоднее. Но определить, что выгоднеене просто, поэтому, необходимо проанализировать достоинства и недостатки стимулирования АПК при помощи лизинга и кредита.Проблема кредитования важнейшего для развития национальной экономики сегмента –малого и среднего бизнесаявляется в современных условиях одной из наиболее актуальных. Самым распространенным видом финансирования отечественных предприятий в целях приобретения нового оборудования и другой сельскохозяйственной техники является банковский кредит. Но также в настоящее время развиваетсяроссийский рынок лизинговых услуг, который получает всё большее распространение по сравнению с кредитом. Лизинг представляет собой экономикоправовые отношения по приобретению в собственность имущества и последующей сдаче его в аренду . Сегодня лизинг

это достаточно привлекательная схема приобретения имущества для предпринимателей. И хотя в последнее время происходит быстрое развитие кредитных отношений, но лизинг имеет ряд преимуществ.Одним из них является возможность уменьшения налога на прибыль. Все лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, а это позволяет налогоплательщику снизить отчисления на уплату налога на прибыль. При получении банковского кредита на себестоимость относятся только проценты по кредиту. Также важной положительной особенностью лизинга является страховка от приобретения оборудования у недобросовестных поставщиков, ведь покупает оборудование не лизингополучатель, а именно лизинговая компания, которая потом передает его лизингополучателю в пользование. В связи, с чем уменьшает текущие издержкилизинговая компания берет на себя анализ надежности поставщиков и проведения с ними переговоров, а также экспертизу и заключение договоров. При лизинге деньги лизингополучатель начинает выплачивать после поставки оборудования. Для государства поощрение лизинговых сделок станет средством стимулирования товаропроизводителей. При длительной рассрочке, которая может быть предусмотрена в договоре лизинга как правило, размер платежа меньше, чем по кредиту.Одним из ключевых преимуществ лизинга перед кредитом является залог. Для заключения контракта по лизингу зачастую можно обходиться и вовсе без залога (в случае с небольшими по объему сделками), залогом может выступать сам предмет лизинга. В случае с кредитом банки нередко требуют предоставление под залог имущества или фондов предприятия. Причем стоимость залога по кредиту может в 2–3 раза превышать размер самого кредита. Для малого и среднего бизнеса последний вариант нередко оказывается исключительно проблематичным.Лизинг также выигрывает перед банковским кредитом в таком аспекте, как финансовые показатели деятельности предприятия. Такоеположительное решение по лизинговой сделке может приниматься и при наличии отрицательных финансовых показателей у компании. В тоже время вероятность выдачи банковского кредита при наличии отрицательного баланса практически равна нулю. При выдаче банковского кредита процедура является продолжительной. Банку необходимо тщательно исследовать кредитную историю организации, величину активов и пассивов,наличие дополнительного обеспечения и залога. При заключении договора лизинга лизингополучатель представляет лизингодателю пакет документов (копий), которые имеются у любой фирмы. Это копии учредительных документов, копии форм бухгалтерской отчетности предприятия, расшифровка структуры дебиторской и кредиторской задолженности и т.д. Таким образом, при осуществлении лизинговой сделки процедура оформления сокращается.

Проанализировав лизинг и банковский кредит,мы видим, что у лизинга, имеются и недостатки и в ряде случаев лизинг может быть дороже, чем кредит, но всё зависит от того, какой кредит и какой лизинг, в каком банке и в какой лизинговой компании, на какую сумму и срок, у кого считается по фиксированной ставке.По мере развития лизинговой деятельности в России, особенно в условиях импортозамещения, необходимо постепенно снижать размер авансовых платежей. А для вновь образовавшихся малых и средних предприятий, может быть установить льготы по предоставлению в лизинг оборудование или другие предметы лизинга. Эта мера поможет стимулировать развитие малого бизнеса в нашей стране. Все зависит от того, чего предприятия хотят

сэкономить на первоначальных затратах, но платить большие ежемесячные платежи, получить комплексную услугу или просто финансирование. В условиях экономических санкций Западаи импортозамещенияназреваетнеобходимость в поиске разных форм и методов кредитования на региональном и местном уровнях, разработке таких инструментов, которые будут повышатьэффективности сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет использования финансовокредитногопотенциала.Одной из важных проблем при этом будет являться определение направлений и условий с участием государства и банков, для создания которых необходимо совершенствовать финансовокредитный механизм.Для господдержки АПК в растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.В животноводстве решитьзадачи по ускоренномунаращиваниюпроизводства мяса и молока, чтоповысит уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.В последнее время в условиях геополитической обстановки и санкций на ввоз продовольствия со стран ЕС и Америки, наиболее актуальной проблематикой для нашей страны становитсяпродовольственнаябезопасность. По ряду продовольственных товаров мы сами можем себя обеспечить, в основном по растениеводческой продукции, а вот с продукцией животноводства обстоят уже другие проблемы. За последние двадцать лет произошло существенное уменьшение поголовья КРС,МРС и свиней. Молочные и мясоперерабатывающие предприятия работают в основном на импортном сырье, и это сказывается на конечной себестоимости продукции. Чтобы нарастить нужное поголовье в животноводстве, пройдётнемало времени но, несмотря на такие трудности необходимо поддерживать уже существующие хозяйства и создавать новые. Для этого необходима поддержка государства ведь сельское хозяйство это одно из наиболее рисковых деятельностей, но при правильной организации и поддержки можно минимизировать этот риск .В условиях политической и экономической нестабильности изза введённых санкций со стороны Запада функционирование финансовой и банковской системы страны находится в состоянии восстановления и поддержания суверенитета страны.Государство готовопринимать решения поддержки сельхозпроизводителей путём импортозамещения, субсидирования процентных ставок, решать проблемы по пополнению оборотных средств и финансированию инвестиционного процесса. Высокие процентные ставки по кредитам, проблемы с залоговым обеспечением и высокие издержки по оформлению кредитов и получению субсидий ограничивают круг возможных получателей господдержки, снижают ее эффективность для сельхозпроизводителей и эффективность расходования бюджетных средств.Предоставляемые банком «Россельхозбанк» кредиты –часть Государственной программы развития сельского хозяйства. До момента санкций и эмбарго многие производители отечественных продуктов не могли даже мечтать, что их продукцию будут продавать в крупных розничных сетях страны. На данном этапе ситуация меняется в сторону поддержки отечественного производителя в условиях сохранения эмбарго и льготного кредитования. Запрет на ввоз продовольствия может стать толчком для притока инвестиций в российский АПК. Но это возможно вслучае уверенности инвесторов в повышении рентабельности агропромышленного комплекса вследствие запрета импорта. Проблема в том, что российский инвестор не может рассчитывать на долгосрочный положительный эффект от запрета. В системе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо сформировать адекватный современным требованиям финансовокредитный механизм, особенно в условиях экономических санкций ЕС и США, в котором все уровни господдержки будут связаны действенными инструментами как правового, так и финансовоэкономического характера.

Банковские и кредитные организации должны ориентировать свою деятельность не только на крупные хозяйственные формирования, но и на средний и малый

бизнес, который имеет ограниченный доступ к кредитным ресурсам .Развитие АПК сдерживают высокая кредитная задолженность сельхозпредприятий, высокие инфраструктурные издержки, ограниченная доступность кредитов. В результате многие предприятия, а также крупнейшие агрохолдинги, снижают или сворачивают инвестирование и создание новых производств, направляя ресурсы на модернизацию и повышение эффективности имеющихся активов. Это означает, что внутренних ресурсов и драйверов для ускоренного замещения импорта российский АПК пока не имеет. Для этого требуются дополнительные инвестиции в повышение качества продукции, обновление парка техники отечественного лизинга, освоение новых технологий, введение таможеннотарифных и различных количественных ограничений, что займет немало времени. В этой ситуации драйвером роста будут длинныеденьгив долгосрочныеинвестиционныепроекты.Финансовые ресурсы, направляемые на развитие сельского хозяйства, поспособствуют динамичному росту даннойотрасли. . Самый широкий спектр банковских услуг при диверсификации кредитных продуктов для удовлетворения потребностей фермеров является покупка сельхозтехники по лизинговым программам. В настоящее время особенно в условиях санкций и импортозамещения для АПК России государственная поддержка необходима в виде субсидий, дотаций и различныхльгот по кредитованию.

В РФ выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования(табл.1).Таблица 1Меры прямого и косвенного госрегулирования АПК

Прямое госрегулирование Косвенное госрегулирование

поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых государственных компенсационных платежах

ценовое вмешательство на рынке продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукциюинтервенции при закупе сельхозпродукцииплатежи при ущербе от стихийных бедствий

компенсация издержек сельхозпроизводителей на приобретение средств производства путем предоставления субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, ГСМвыплаты процентов по выданным кредитам

Проанализировать и дать реальную оценку государственной поддержки сельского хозяйства непросто. Прямое финансирование сельского хозяйства из федерального бюджета в России пока ниже, чем в США или странах ЕС, однако бюджетными вливаниями поддержкаАПК в России не ограничивается.Государству необходимо поддерживать инновационную деятельность, особенно в сфере АПК, где востребовано льготное кредитование предприятий, а также механизмы стимулирования лизинговых операций.Основной задачей на этапе разработки системы государственного стимулирования АПК является выделение направлений инновационноориентированной аграрной экономики. С учетом специфики сельского хозяйства ученые выделяют следующие типы инноваций в АПК (табл.2). В условиях экономической нестабильности и санкций со стороны Евросоюза и Америки по отношению к продукции сельскохозяйственного происхождения, с которыми сталкиваются не только производства малого и среднего бизнеса, но и крупные сельхозпроизводители, для них имеются затруднения в получении кредита, а лизинг является безопасным способом получить средства для ведения бизнеса и сельского хозяйства. И не смотря на санкции Запада и эмбарго России банки всё равно, предоставляют своим товаропроизводителям кредиты на развитие и поддержку сферы АПК. Но в сложившихся условиях основной проблемой является то, что они выдаются на малый срок, под высокие процентные ставки, что может снизить рентабельность и кредитоспособность производства без должного уровня кредитования и может не дать возможности для импортозамещения. Поэтомунеобходима эффективная система доступного кредитования отечественного сельхозпроизводителя под процент, не превышающий уровень его рентабельности.

Важнейшей задачей государства должно стать формирование ивоспроизводство эффективных субъектов рыночных отношений

реальных собственников, предпринимателей, менеджеров, работников, продавцов, покупателей ит.д. .

Таблица 2Основные направления инновационного развития АПК, входящие в систему государственного стимулирования

Тип инновацийСелекционногенетическиеТехникотехнологические и производственныеОрганизационноуправленческие и экономическиеСоциальныеЭкологическиеИнформационные1.Новые сорта и гибриды сельскохозяйственных растений.

2.Новые породы, типы животных и кроссы птицы.

3.Создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды.1.Использование новой техники.

2.Новые технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

3.Новые индустриальные технологии в животноводстве.

4.Новые виды удобрений и их системы.

5.Новые средства защиты растений.

6.Новые ресурсносберегающие технологии производства и хранения пищевых продуктов,направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания.7.Внедрение нанотехнологий в аграрном производстве1.Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК.

2.Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК.

3.Новые формы организации и управления в АПК.

4.Маркетинг инноваций.

5.Создание инновационноконсультативных систем в сфере научнотехнической и инновационной деятельности6.Концепции, методы.1.Формирование системы кадров научнотехнического обеспечения АПК.

2.Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры тружеников села.

3. Развитие сельского туризма.

4.Инновационные образовательные проекты в деревне.1.Биологизация и экологизация земледелия

2.Ведение экологического хозяйства.

3.Оздоровление и улучшение качества

окружающей среды.

4.Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения1.Компьютеризация процессов производства в сельском хозяйстве и управления.

2. Внедрение управления предприятием на основе систем MRP и ERP.

3.Использование GPSсистем спутникового наблюдения и навигации в управлении производственными процессами.

4.Программы охвата сельской местности сетью Интернет Ссылки на источники1. Лосевская С.А., Фролов Р.С. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей при участии ОАО «Россельхозбанк» //В сборнике:Экономика.Теория и практика. ПерспективыXXI века/Материалы международной научнопрактической конференции. Саратов, 2014. –С.1113.2. Лосевская С.А., Кулапчина Т.А., Черников А.М.Перспективы развития реального и банковского сектора экономики в условиях импортозамещения. //В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики в условиях импортозамещения /Материалы международной научнопрактической конференции. 2015.

3. Лосевская С.А., Фролов Р.С. Влияние продуктового эмбарго на кредитование сельскохозяйственных предприятий и перспективы развития отечественного производства в условиях импортозамещения.//В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития аграрной экономики в условиях импортозамещения /Материалы международной научнопрактической конференции. 2015. С.320324.4. Нефедова В.Н., Шаталов С.В., Семенченко С.В. Анализ производственных показателей птицеводческих предприятий Ростовской области по данным РОА «Донптицевод» //В сборнике: Инновационные пути импортозамещения продукции АПК /Материалы международной научнопрактической конференции. пос. Персиановский, 2015. –С.4954.5. Нефедова В.Н., Семенченко С.В., Савинова А.А., Дегтярь А.С. Усовершенствование ресурсосберегающих технологий производства яиц современных кроссов //В сборнике: Селекция сельскохозяйственных животных и технология производства продукции животноводства /Материалы международной научнопрактической конференции. пос. Персиановский, 2015. –С.140145.6. Семенченко С.В., Дегтярь А.С., Засемчук И.В., Бахурец А.П. Разработка системы безотходного производства продукции в условиях специализированных птицеводческих хозяйств //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. №41(14). С.4658.7. Савинова А.А., Семенченко С.В., Фалынскова Н.П. Витамины в животноводстве и ветеринарии //монография. п. Персиановский, 2015.8. Семенченко С.В., Нефедова В.Н., Дегтярь А.С., Засемчук И.В. Разработка технологических проектов для семейных животноводческих ферм //Приволжский научный вестник. 2015. №31(43). –С.7780.9. Ткачев С.М., Семенченко С.В. Альтернативные источники азота при производстве семян вайды красильной //Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. –Т.8. –С.101105. 10. Семенченко С.В., Савинова А.А., Нефедова В.Н. Эффективность технологии производства биогаза //Инновации в науке, образовании и бизнесе основа эффективного развития АПК /Материалы Международной научнопрактической конференции, посвященной 135летию со дня рождения классика русской зоотехнической науки, организатора и руководителя высшего зоотехнического образования профессора Малигонова А.А.: в 4х томах. п. Персиановский, 2011. С.171174.11. Семенченко С.В. Технология производства продукции козоводства //Методические указания к лабораторнопрактическим занятиям для студентов направления 111100.62 "Зоотехния". п. Персиановский, 2014. 26 с.12. Савинова А.А., Семенченко С.В., Нефедова В.Н. Эффективность технологии переработки цыплят бройлеров //Проблемы и тенденции инновационного развития агропромышленного комплекса и аграрного образования России /Материалы Международной научнопрактической конференции: в 4х томах. п. Персиановский, 2012. С.219221. 13. Федюк В.В., Семенченко С.В., Ильченко Д.В. Репродуктивные качества и показатели резистентности свиноматок в условиях современных свинокомплексов //Инновации в науке. 2014. №37. С.6267.14. Лосевская С.А., Владимирова А.В., Семенченко С.В. Совершенствование лизинговых операций и развитие АПК в условиях санкций //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2015. №12. –С.5659.15. Лосевская С.А., Владимирова А.В., Семенченко С.В. Усовершенствование лизинговых операций в АПК России в условиях санкций //Культура и образование: от теории к практике. 2015. –Т.1. –С.2226.16. Айтимов А.С., Ахмедов Р.Р., Ахметов Н.М., Бахурец А.П., Билашев Б.А., Дегтярь А.С., Засемчук И.В., Икласова Ж.У., Ихсанов К.А., Нефедова В.Н., Переведенцев Д.А., Савинова А.А., Семенченко С.В. Разработка новых методов, технологий и технических средств в управлении социальноэкономическими системами//коллективная монография /под редакцией С.М. Ахметова. Новосибирск, 2015.17. Нефедова В.Н., Семенченко С.В., Подгорская С.В. Семейная птицеводческая ферма на 250 кур и 500 голов цыплят бройлеров. //Технологический проект, п. Персиановский, 2014.

22 с.18. Дегтярь А.С., Семенченко С.В., Костылев Э.В. Технология производства и переработки продуктов пчеловодства /учебное пособие п. Персиановский, 2014. 84 с.19. Братских В.Г., Семенченко С.В., Нефедова В.Н. Птицеводство //Методические указания для проведения лабораторнопрактических занятий студентами факультета технологии сельскохозяйственного производства по специальности 110401.65 «Зоотехния», направления 111100 –«Зоотехния п. Персиановский, 2011. –115 с.20. Семенченко С.В., Подгорская С.В. Семейная птицеферма на 400 голов утят, выращиваемых на мясо //Технологический проект /Разработчики: Семенченко С.В., Подгорская С.В. п. Персиановский, 2014. 18 с.21. Семенченко С.В. Современные основы исследований в животноводстве //Учебнометодическое пособие предназначено для студентов и специалистов направления "Зоотехния". п. Персиановский, 2014. 73 с.22. Дегтярь А.С., Семенченко С.В., Костылев Э.В. Пчеловодство: Термины и определения /Справочное пособие п. Персиановский, 2014. 20 с.23. Нефедова В.Н., Острикова Э.Е., Семенченко С.В. Программа производственной практики по дисциплине «Птицеводство» //Методические указания по написанию отчета и дневника производственной практики для студентов биотехнологического факультета направления 111100.62 –«Зоотехния» /Нефедова В.Н. п. Персиановский, 2015. –20 с.

И. М. Романова, студент,
кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
ФГБОУ ВО «Московский гоударственный университет
технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ),
Москва

I. M. Romanova, student,
the directions of training «Accounting, analysis and audit»
Department of Economics and Business
Moscow State University of Technologies and Management
named after K.G. Razumovskiy

Аннотация. В научной работе проанализирована текущая ситуация в российской экономике с учетом действия политических и экономических санкций и проведения политики импортозамещения. Автором обозначены основные проблемы и даны рекомендации по минимизации негативного влияния ограничений.

Ключевые слова: экономические санкции, импортозамещение, отечественное производство, экономика, народное хозяйство, социально-экономическое развитие.

The estimation of prospects of Russia economydevelopment atinternationalsanctions and policy of import substitution

Annotation. There is the analysis of the current situation in the Russian economy in the article. This was taken into account when imposing economic and political sanctions and pursued a policy of import substitution. The author outlines the key issues and recommendations for minimizing the negative impact of the restrictions.

Keywords: economic sanctions, import substitution, domestic production, the economy, social and economic development.

Проблема импортозамещения в Российской Федерации актуализировалась с переходом к рыночным механизмам хозяйствования. От того, насколько проработанными являются данные вопросы, зависит достигаемый уровень роста и развития национальной экономики, а также ее конкурентоспособность на мировой арене.

К сожалению, доля импорта в подавляющем большинстве секторов отечественной экономики превышает 50%-ый барьер. Причем это касается как продуктов массового потребления пищевой промышленности таких, как говядина, свинина, молоко, фрукты и овощи, так и высокотехнологичных отраслей, включая машиностроение, производство компьютеров и бытовой техники и т.д. Подобная тенденция наблюдалась в течение длительного периода времени.

Однако значительное обострение геополитической обстановки в мире, обусловленное напряжением политических и экономических отношений с Украиной и присоединением полуострова Крым к России, породила такие юридикоправовые последствия, как наложение санкций.

Отечественные и зарубежные фундаментальные исследования содержат множество теоретических и практических наработок, связанных с осуществлением российскими компаниями, как главного субъекта, влияющего на социоэкономическое развитие государства, внешнеэкономической деятельности, в том числе с учетом процессов глобализации. Так, значительный вклад в рассматриваемую проблематику внесли такие специалисты, как О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова, П. Фишер, С.С. Фокини др. Современные исследования, затрагивающие развитие Российской Федерации в условиях введения санкций и проведения политики импортозамещения связаны с такими именами, как Л.В. Афанасьева, С.К. Дубинин, В.А. Крюков, Ю.О. Марченко, Е.Г. Остроумова и др. Однако несмотря на огромное количество научных работ, направленных на совершенствование действующей системы организации финансовых отношений с партнерами, сохраняется ряд проблем, которые не позволяют России устойчиво развиваться.

В настоящее время можно обозначить следующие проблемные моменты, препятствующие социоэкономическому развитию государства:

    слабая целевая поддержка российских предприятий, которая носит целевой характер;

    неэффективный механизм информирования субъектов хозяйствования о существующих мерах государственной поддержки, который не позволяет своевременно узнавать о перспективных возможностях;

    неразвитая инфраструктура продвижения отечественных товаров, отправляемых на экспорт за территориальные пределы России;

    значительные сложности при получении кредитных ресурсов, связанные с достаточно жесткими требованиями к потенциальным заемщикам, необходимостью предоставить в залог ликвидное имущество, привлечь поручителей и т.д.;

    недостаточность опыта по ведению внешнеэкономической деятельности и получения от нее экономического эффекта;

    фактическое отсутствие реальных стимулов у национальных компаний для осуществления научной и инновационной деятельности и др.

Перечисленные проблемы усугубляются введением санкций, которые представляют собой ограничительные меры политического, экономического и информационного характера, предусматривающие:

    замораживание активов физических и юридических лиц, включенных в "черные" списки;

    введение для этих субъектов визовых ограничений;

    тотальный запрет на поддержание деловых отношений между организациями государств, наложивших санкции, и субъектами, вошедшими в списки;

    расторжение заключенных контрактов с российскими компаниями различной отраслевой направленности;

    приостановление принятия России в состав некоторых международных финансовых организаций, например, ОЭСР и т.д.

Это может привести к рецессии российской экономики, существенному снижению уровня жизни, росту социальной напряженности и, следовательно, политическому протесту. Кроме того, подобные ограничения являются одними из ключевых факторов, препятствующих стабильному росту российской экономики в 2016 году и среднесрочном периоде вплоть до 2018 года . При этом темпы годового роста находятся в пределах 0-0,6%, в то время как МВФ прогнозировал устойчивый рост 3,6% в 2014-2018 годах .

В ответ на экономические и политические ограничения руководство Российской Федерации ввело запрет на поставку продовольственных товаров из стран-членов Европейского Союза. Это стало возможным благодаря активной политике импортозамещения.

Импортозамещение представляет собой экономичческий процесс, осуществляемый в рамках отечественного народного хозяйства, который способствует обеспечению выпуска продукции отечественными производителями, достаточного для внутреннего населения. Эта политика может быть двух видов:

    реактивной (вытеснение иностранных товаропроизводителей посредством государственного вмешательства и установления административных запретов на осуществление деятельности);

    упреждающей (производство такого объема товаров и их качественных характеристик, чтобы иностранные компании-конкуренты не могли выйти на российский рынок: в этом случае национальные производители должны доказать, что их продукция не только дешевле импортной, но и не уступает ей по качеству).

Следует учитывать, что независимо от выбранного варианта поведения, импортозамещение вовсе не означает смену одних поставщиков товаров массового потребления на других. В сложнейших условиях нужно поддержать национальные компании, являющиеся производителями, и помочь собственной промышленности быть конкурентоспособной, экономически независимой и с легкостью выйти на мировой рынок. Однако существует множество пробелов, которые препятствуют полноценной реализации проводимой государственной политики.

Следует понимать, что в условиях, когда ВВП импорта в Россию составляет около 18%, полностью запретить ввозить товары иностранного производства невозможно. Целесообразно изучить текущую ситуацию и определить приоритетные сферы народного хозяйства, в которых проводить политику импортозамещения.

Современные мероприятия, принимаемые высшими эшелонами власти страны, сводятся к налаживанию тесного сотрудничества с государствами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, а также некоторых стран, вышедших из СССР, которые характеризуются весьма разнообразным и привлекательным рынком оборудования и новейших технологий. Взамен этого Российская Федерация может предложить активное развитие таких отраслей, как атомная энергетика, космическая промышленность, совместное освоение Арктики и т.д.

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние, оказываемое введенными ограничениями со стороны США и стран, входящих в Евросоюз, необходимо:

    продолжать разрабатывать и осуществлять мероприятия целевых программ развития конкретных производственных отраслей, что означает финансирование целых секторов народного хозяйства со стороны государства;

    переориентация на несырьевую экономику путем развития перерабатывающих производств;

    государственные инвестиции в развитие инфраструктуры;

    внедрение налоговых льгот, что позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в экономику;

    совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования, в том числе отмена льгот и преференций в отношении некоторых государств, которые ввели санкции в отношении России;

    поддержка малых и средних бизнес структур и др.

Кроме этого, необходимо диверсифицировать национальную экономику. Для этого целесообразно использовать опыт Катара, ОАЭ или Саудовской Аравии . Все получаемые доходы от продажи природных ресурсов направляются на развитие альтернативных отраслей «с нуля». Наглядный результат показало и развитие экономики Китая: сверхдоходы образуются преимущественно за счёт дешевой рабочей силы и товарооборота и направляются в совершенствование инноваций.

Исходя из этого, становится очевидным, что главным субъектом, способным наладить экономическую обстановку, является само государство, так как именно оно обладает ключевыми рычагами финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также способно проводить грамотное планирование всеми процессами. Однако все начинания должны быть подхвачены конкретными субъектами хозяйствования и отдельными гражданами.

Заключение. Введение санкций со стороны западных стран в отношении России и ответных мероприятий негативно отразились на текущем состоянии национальной экономики, которое будет наблюдаться еще какое-то время. Однако эту ситуацию можно обратить в свою пользу и переориентировать народное хозяйство на восстановление собственной промышленности, тем более, что для этого имеются все необходимые ресурсы. При этом отечественным компаниям целесообразно модернизировать применяемые технологии, качественно улучшить производимую продукцию и расширить объем и ассортимент товара. Кроме того, необходимо активно развивать такие сферы, как инструментальная промышленность, высокоточное станкостроение, фармацевтика, агрокультура и др. Второстепенные секторы необходимо реиндустриализировать и модернизировать. Все это позволит государствувстать на путь устойчивого социоэкономического развития и повысить благосостояние населения.

Список использованной литературы

    Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность организация и управление: учебник / под ред. проф. Е.П.Пузаковой. 2-е изд., доп. и пере-раб. - М., 2008. - 624 с.

    Иванова М.С. Проблемы и перспективы развития России в условиях санкций // Мир науки. 1. 2015. – С. 2-8.

    Кувшинова О.И. Экономика потеряет шесть лет // Ведомости. №3916. 2015. – С.14-19.

    Марченко Ю.О. Роль импортозамещения в развитии российского фармацевтического рынка [Текст]: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. эк. наук (08.00.14) / Марченко Юрий Олегович, Государственный университет управления. - Москва, 2016. - 24 с.

    Остроумова Е.Г. Импортозамещение – приоритеты определены // Газовая промышленность. № 05(722). 2015. - С.34-38.

    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов // Вестник Банка России. № 108. 30.11.2015.

    Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России).

    Шепелев И.Г., Морозов С.Г.Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. № 2(4). 2014. - С.22-30.

1

Проведен анализ влияния структуры и состояния экономического потенциала региона на его экономическое развитие в условиях санкций. Конкурентоспособность экономики напрямую зависит не только от экономических, но и политических мер предпринимаемых руководством отдельных стран по отношению к другим странам и регионам. Политика импортозамещения как составная часть экономической политики современной России, а также отдельных ее регионов является одним из механизмов, способствующих росту конкурентоспособности отечественного производства наряду с такими факторами, как девальвация рубля и снижение цен на нефть на мировом рынке. И тем самым регион развивается в рамках направления импортозамещения во всех отраслях, а также может решать различные экономические задачи в условиях девальвации и падения цен на нефть. В статье определены источники роста экономики Республики Мордовия, проведен анализ возможностей реализации политики импортозамещения в аграрном секторе региона с учетом имеющихся потенциалов.

экономический потенциал

потенциал региона

конкурентоспособность

импортозамещение

1. Быркова Е. Продовольственное эмбарго России: что станет с российским рынком? [Электронный ресурс] – Режим доступа http://провэд.рф› (дата обращения 10. 03.2015).

2. Институт конъюнктуры аграрного рынка. Итоги развития отрасли в условиях санкций. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://ikar.ru (дата обращения 10.02.2015).

3. Итоги реализации Программы развития агропромышленного комплекса в Республике Мордовия. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http//agro.e-mordovia.ru (дата обращения 10. 02.2015).

4. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия № 316-П от 19.12.2014 г. «Об утверждении Ведомственной целевой программы «Развитие сырного кластера в Республике Мордовия на 2015-2017 годы» [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://base.garant.ru›9056111/(дата обращения 10. 03.2015).

5. Федонина О.В., Козлова К. Экономический потенциал и экономическое ядро региона (на примере Республики Мордовия) //Контентус. – 2014. – № 12. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2014/12/Козлова-Федонина.pdf (дата обращения 10. 04.2015).

6. Федонина О.В., Колосков Д.А. Проблемы конкурентоспособности России на современном этапе развития // Контентус. – 2013. – № 5 (10). [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2013/06/Федонина-Колосков.pdf (дата обращения 10. 04.2015).

7. Федонина О.В., Ненюкова Е.В., Ерочкина Н.В. Устойчивое развитие сельских территорий как условие стабильного функционирования АПК Республики Мордовия // Среднерусский вестник общественных наук. – 2013. – № 4. – С. 219–224.

Конкурентоспособность экономики напрямую зависит не только от экономических, но и политических мер, предпринимаемых руководством отдельных стран по отношению к другим странам и регионам . Политика импортозамещения как составная часть экономической политики современной России, а также отдельных ее регионов является одним из механизмов, способствующих росту конкурентоспособности отечественного производства наряду с такими факторами, как девальвация рубля и снижение цен на нефть на мировом рынке.

Целью исследования является определение путей и алгоритмов эффективного использования экономического потенциала региона в условиях санкций.

Материалы и методы исследования

Материалы и публикации по сущности и структуре экономического потенциала, вводу экономический санкций и др. В процессе исследования использовались методы: анализа и синтеза, научной абстракции, структурно-логический.

Результаты исследования и их обсуждение

Россия - страна, которая сильно зависит от импорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, но и продовольствия также.

Импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) за 2013 год в Россию составил 43,2 млрд долл. Объем рынка продовольствия в России с учетом импорта оценивается в 200 млрд долл. Из стран СНГ было импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 6,3 млрд долл. (14,58 % от всего импорта). Соответственно, большая часть импорта приходится на страны дальнего зарубежья .

В августе 2014 года Россия наложила запрет на импорт ряда продовольственных товаров из стран Европейского союза, США, Канады, Австралии и Норвегии. Так называемые «антисанкции» послужили ответной реакцией России на множество политических и экономических санкционных мер западных стран, включая США. Срок их действия будет составлять один год. И уже сейчас мы можем говорить об изменении в структуре и объемах внешней торговли, а также уровне цен. Ответные санкции России были введены Постановлением от 7 августа 2014 года № 778 «По реализации указа Президента Российской Федерации от 06 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»». Согласно этому документу на один год запрещается ввоз в Россию некоторых продовольственных товаров. При этом под данный перечень все же не попали многие продукты, в частности яйца, мёд, баранина, части растений, консервированные фрукты, чай, кофе, специи, зерновые, мука, крупы, масла, вина и т.д. Тем не менее данная мера все же оказала существенное влияние на российский продовольственный рынок.

Совокупный ущерб для западных стран стоит оценивать в диапазоне 10-15 млрд долл. в худшем случае, но вероятно наиболее реалистичные потери лягут в диапазон 6-8 млрд долл., т.е. выпадает примерно 3-5 % продовольственного рынка (табл. 1) .

Таблица 1

Потребление сельхозпродукции в РФ в 2013 г.

Тип продукта

Потребление продукции

Из них импортировалось

На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось

Молочная продукция

35,7 млн тонн

1,4 млн тонн

459 тыс. тонн

874 тыс. тонн

438,5 тыс. тонн

263 тыс. тонн

15,9 млн тонн

3 млн тонн

916 тыс. тонн

Фрукты и ягоды

10,9 млн тонн

6,35 млн тонн

1,6 млн тонн

Говядина

2,35 млн тонн

658 тыс. тонн

59 тыс. тонн

3,42 млн тонн

619,8 тыс. тонн

450 тыс. тонн

Мясо птицы

4,28 млн тонн

527 тыс. тонн

457 тыс. тонн

3,44 млн тонн

884,3 тыс. тонн

457 тыс. тонн

Анализ представленной таблицы позволяет сделать следующие выводы.

Потребление молочной продукции: импортировалось 1,4 млн тонн, или 4 % от потребления. На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось 33,7 %. Поэтому здесь мы можем говорить о достаточно сильной зависимости от так называемых «недружественных» стран. Потребление сыров: почти половина (438,5 тыс. тонн) была импортирована. На страны, подпавшие под санкции РФ, пришлось около 60 %. Здесь мы можем говорить о наиболее сильной зависимости потребительского рынка продовольствия России от стран, попавших под санкции, в частности стран Прибалтики, которые традиционно экспортировали в нашу страну достаточно много сыродельческой продукции.

Потребление овощей: 3 млн тонн, или 19 % от потребления, было импортировано. Ввоз овощей из стран, подпавших под эмбарго, составил около трети всего импорта, или 916 тыс. тонн. То есть это наверняка свидетельствует о том, что по некоторым позициям данной категории мы попадаем в определенную зависимость от «недружественных» стран. Потребление фруктов и ягод: на импорт пришлось 6,35 млн тонн, или 58 %. На долю стран, подпавших под санкции, пришлось 25 %, или 1,6 млн тонн. Россия из-за климата очень зависит от ввоза фруктов и ягод, но здесь существует достаточно много альтернативных вариантов, о которых речь пойдет ниже.

По мясной продукции ситуация следующая.

Потребление говядины: импортировалось 28 %, или 658 тыс. тонн. При этом на импорт из стран, подпавших под эмбарго, приходилось 9 % всего импорта. Потребление свинины: на импорт пришлось 18 % от потребления, или 619,8 тыс. тонн. На долю стран, подпавших под эмбарго, приходилось 73 % всего импорта свинины. Потребление мяса птицы: на импорт пришлось 12 % от потребления, или 527 тыс. тонн. Из стран, подпавших под эмбарго, было поставлено 88 % всего импорта птицы. В большей степени продовольственный рынок России зависит от импорта говядины, но ее большая часть импортируется из других стран, например Аргентины. Самая лучшая ситуация сложилась на рынке потребления мяса птицы, так как незначительная доля российского рынка зависит от импортной продукции. Кроме того, необходимо отметить, что это наиболее развитая отрасль животноводства в России и здесь есть определенный потенциал роста.

Потребление рыбы: импорт составил 884,3 тыс. тонн, или 26 % потребления РФ. На долю стран, подпавших под эмбарго, пришлось 52 % всего импорта. Наряду с сырами это наиболее зависимая строка в потреблении. Поэтому здесь речь идет не только о замене стран поставщиков данного ресурса, но и об изменении структуры ассортимента рыбы.

В 2014 г. продовольственный импорт, по предварительной оценке, сократился до 36 млрд долларов с 43,2 млрд долларов в 2013 году. Рост сельхозпроизводства в 2014 г. в России составил приблизительно 3,4 % (в 2013 г. - 6,2 %) .

В структуре импорта запрещенных товаров наибольшую долю занимают такие страны, как Норвегия, Польша, Нидерланды, Германия, США и Испания. Наибольший ущерб будет нанесен и по тем странам, у которых высока доля импорта запрещенной продукции в общем объеме импорта в Россию. К таким странам в первую очередь относятся: Греция, Кипр, Норвегия, Литва. Могут стать потенциальными поставщиками запрещенных товаров в Россию: Бразилия, Уругвай, Турция, Чили и др.

По оценкам экспертов Россия в 2015 году сократит импорт продовольствия на 16 % до 30 млрд долларов. По данным ИКАР в 2015 г. следует ожидать нулевых темпов прироста: в растениеводстве будет сложно добиться экономического роста с учетом высокой базы 2014 г., в животноводстве развитие будет носить инерционный характер, поскольку отдача от возможных новых инвестиций начнется не ранее чем с 2016 г. .

Анализ потребительского поведения в экономике региона указывает на то, что поведение покупателей в условиях удорожания импорта можно характеризовать двумя сценариями: переключение с более дорогих продуктов на менее дорогие, комбинирование дорогих и менее дорогих товаров .

В этих условиях возможно развивать направления импортозамещения в экономической политике государства, региона и предприятия.

Каким образом ситуация в экономике и мире повлияла на развитие АПК Мордовии? Приведем некоторые данные.

Производство сахарной свеклы в Мордовии в 2014 году по оценке министерства сельского хозяйства республики Мордовия составляет 1010 тыс. тонн. Республика Мордовия занимает 4 место по площадям сахарной свеклы среди регионов Поволжья, а по ее урожайности находится в числе лидеров среди регионов страны и занимает первое место среди регионов ПФО. В отрасли животноводства во всех категориях хозяйств в 2014 году ожидается произвести: мяса скота и птицы - 218 тыс. тонн (рост к 2013 году 26,7 %); молока - 410 тыс. тонн; яиц - 1370 млн шт. (рост к уровню 2013 года на 3,3 %) .

Таблица 2

Производство животноводческой продукции на душу населения в Республике Мордовия за январь - сентябрь 2014 г.

В среднем по регионам ПФО - 274 шт., 254,4 и 60,6 кг соответственно.

Оперативный анализ продуктивности молочных коров, проведенный министерством сельского хозяйства Республики Мордовия, показывает, что по итогам 2014 года продуктивность коров в сельхозпредприятиях составит 4770 кг и возрастет на 111 кг, ожидается производство молока в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах в объеме не ниже прошлого года - 307,9 тыс. тонн, в ЛПХ граждан - 102,0 тыс. тонн .

Для обеспечения дальнейшего роста объемов производства молока необходимо: обеспечить стабилизацию поголовья коров за счет государственной поддержки закупки племенного скота для вновь введенных молочных комплексов и замены низкопродуктивного маточного поголовья; принятие действенных мер по стабилизации поголовья коров в ЛПХ (помощь в приобретении кормов, скота, доильного оборудования и в получении ими услуг по искусственному осеменению коров и телок). Для стабилизации численности поголовья крупного рогатого скота необходимо ввести государственную поддержку сельскохозяйственных предприятий: в виде предоставления субсидий на 1 кг реализованного мяса КРС; для предприятий, ведущих выращивание и откорм крупного рогатого скота субсидировать закуп откормочного поголовья.

Государственная поддержка, способствующая реализации политики импортозамещения в Мордовии, осуществляется в рамках следующих программ:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

2. Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

3. Федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».

В рамках первой программы привлечено из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства региона в 2013 году 2180 млн рублей.

В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» привлечено в 2013 году 430 млн рублей федеральных средств, что позволило за 10 месяцев 2014 года улучшить жилищные условия 511 семей, проживающих в сельской местности; обеспечить ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов в объеме 8,5 тыс. кв. м; в сельских населенных пунктах проложено 3,5 км газораспределительных и 49,4 км локальных водопроводов и т.д.

В рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» привлечено средств из федерального бюджета в сумме 39,1 млн рублей, в том числе через Минсельхозпрод Республики Мордовия - 10,86 млн рублей .

Политика импортозамещения предполагает участие не только государства в определенных проектах, но и желание самих производителей вкладывать деньги в развитие предприятий, в том числе и в рамках частно-государственного партнерства.

В 2014-2015 годах в Мордовии реализуется ряд значимых инвестиционных проектов.

В секторе производства мясной и молочной продукции.

1. В ООО «Юбилейное» - «Строительство птицефермы по выращиванию бройлеров и мясоперерабатывающего комплекса по переработке птицы» мощностью 90 тыс. тонн.

2. Строительство и реконструкция животноводческих помещений на 1000 фуражных коров в ООО «Мокша» Краснослободского района.

3. Строительство инкубатора, корпусов доращивания и откорма для производства мяса индейки в обществе «Норовская индейка» Кочкуровского района.

4. Строительство второй очереди свинокомплекса на 4800 свиноматок в ООО «Мордовский племенной центр» в Ковылкинском районе.

5. Строительство свинокомплекса на 6300 свиноматок в ООО «Глобал-Поволжье» в Краснослободском районе.

В секторе производства продукции растениеводства.

1. В ООО «Ромодановосахар» продолжена реконструкция по увеличению мощности по переработке сахарной свеклы до 8,0 тыс. тонн в сутки.

2. В ГУП РМ «Тепличное» - проект «Реконструкция тепличного комплекса по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте».

3. В 2014 году завершена реализация инвестиционного проекта по строительству второй очереди тепличного комплекса по выращиванию роз в ОАО «Мир цветов РМ» в Теньгушевском районе.

В 2015 году некоторыми предприятиями и правительством Республики Мордовия начал реализовываться проект по созданию сырного кластера.

Подобная концентрация позволяет обеспечить конкурентоспособность и развитие отдельных компаний и организаций молочной отрасли, что выражается в относительно высоком уровне производительности; развитии малого и среднего бизнеса, а также технологических инноваций. Формирование молочно-сырного кластера на территории Республики Мордовия также является основой для повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и экономического развития региона. Ядро кластера будет представлено предприятиями молочной отрасли, специализирующимися на производстве сыров: ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский», ООО АПО «Мокша», ООО «Дружба», ООО «Агро-Мир», ООО «Сыроваренный завод «Сармич», кроме того ОАО «Сыродельный комбинат «Ичалковский» приобретено 75 % акций ОАО «Маслосырзавод «Починковский» Нижегородской области. Каждое из этих предприятий специализируется на производстве определенных видов сыров, вследствие чего их ассортимент представлен в достаточно широком спектре. (более 60 наименований). Подготовка кадрового потенциала для участников кластера осуществляется в ряде учебных заведений республики: ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», ГБОУ РМ СПО «Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности», ГБОУ РМ СПО «Кемлянский аграрный колледж», ФГБОУ РМ СПО «Инсарский аграрный техникум».

Общий объем финансирования Программы «Развитие сырного кластера в Республике Мордовия на 2015-2017 годы» составит 2913,4 млн рублей .

Выводы

Текущая ситуация - прекрасная возможность для импортозамещения.

Необходимо обеспечивать финансирование в полном объеме со стороны государства текущих государственных программ в области импортозамещения.

Нужна эффективная система доступного кредитования отечественного производителя под процент, не превышающий уровень его рентабельности. Если сегодня в перерабатывающей промышленности уровень рентабельности находится на уровне 8-9 %, а банки готовы давать кредиты под не менее чем 20-25 %, о росте отечественного производства можно просто забыть. У государства есть необходимые инструменты для увеличения денежной массы в экономике. Но нужно суметь ими грамотно воспользоваться, создать преграды для ухода этих дешевых денег на валютный рынок.

Рецензенты:

Кормишкин Е.Д., д.э.н., профессор кафедры экономической теории, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск;

Колесник Н.Ф., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск.

Библиографическая ссылка

Федонина О.В., Колосков Д.А. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4727-4731;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38058 (дата обращения: 21.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»