Возражения на акт выездной проверки. Порядок подготовки возражений по акту налоговой проверки

  • 14.12.2019

Результаты камеральной проверки оформляются актом только при выявлении явных нарушений НК РФ, обнаруженных в документации проверяемого субъекта. При их обнаружении на составление акта отводится 10 рабочий дней – этот срок закреплен в п.5. ст. 88 НК РФ. Несогласный с формулировками акта субъект вправе подать возражение. Образец его оформления и порядок заполнения представлен ниже.

Ответить на полученный от ФНС акт возражением можно по любым доводам, вызывающим сомнение. Ответное возражение должно соответствовать следующим требованиям.

  • Правомерность. Обосновывать свою позицию необходимо положениями НК РФ.
  • Аргументированность. Каждый вопрос нужно освещать подробно, не жалея бумаги.
  • Содержательность. Затрагиваются только вопросы оспариваемой проверки.

Нередки случаи рассмотрения подобных жалоб в суде, когда миром разрешить спор с ФНС не получается. Особенно это касается случаев, связанных с уплатой крупных штрафов по результатам камералки.

Что влечет за собой возражение на акт камеральной проверки?

Направляя в ФНС письменное возражение по поводу результатов проверки, стоит быть готовым к дополнительной проверке. Для ответа на жалобу инспекторам придется еще раз все тщательно проверить (п.6 ст. 101 НК РФ). Обычно эту процедуру доверяют сотрудникам, не задействованным в первой проверке. Углубленное изучение документов чревато выявлением новых нарушений. Прежде, чем подавать жалобу, устройте ревизию собственной бухгалтерии и убедитесь, что прицепиться не к чему.

Поводы для подачи возражения в ФНС

Доказывать свою правоту перед ФНС имеет смысл только по веским основаниям, по которым инспекторы намерены оштрафовать или применить иные санкции.

Не являются поводом для составления возражения на акт камералки следующие факты.

  • Неверное указание сроков проверки;
  • Состав проведенных мероприятий;
  • Неточные формулировки в протоколе;
  • Искажение личных данных руководителя или бухгалтера проверяемой компании при верном названии самого субъекта и его реквизитов.

Вышеперечисленные недочеты считаются формальными. Возражение, составленное только по ним, будет признанно необоснованным. Но, поскольку по закону сотрудники ФНС обязаны на него отреагировать, они вполне могут провести углубленную проверку и найти достаточно веских нарушений.

Подобные замечания лучше приберечь для суда (если до него дойдет). Это поможет обосновать систематичность некачественной работы сотрудников налогового ведомства.

Форма возражения на акт камералки

Специального бланка для оформления возражения на акт налоговиков нет. Требования к нему перечислены выше. Форма – только письменная. Просто визита к инспектору и обсуждения результатов проверки будет недостаточно – у ФНС нет повода провести дополнительную проверку и ответить. Все возражения оформляются только на бумаге (от руки или при помощи компьютера).

В шапке указывается территориальное отделение ФНС и его руководитель, данные проверяемого субъекта, от имени которого подается жалоба. Далее по тексту указываются реквизиты оспариваемого акта и по пунктам выражается несогласие с приведением собственных аргументированных доводов.

Пример (образец) возражения на акт налоговой проверки представлен по ссылке ниже:

Вручить жалобу можно лично под роспись или отправить почтой с описью вложения. В последнем случае отправление оформляется с уведомлением о вручении. Обязательно оставьте себе копию – возможно придется обращаться в суд. Для составления искового заявления понадобится первичный акт, ваша жалоба-возражение и ответ на нее от ФНС.

Возражение на акт налоговой проверки – образец данного документа можно скачать по ссылке, которая содержится в статье. В возражении отражается несогласие лица, в отношении которого проводилась проверка, с ее результатами, оформленными в форме акта.

Должностные лица ФНС России вправе проводить проверки соблюдения юридическими лицами, ИП, физическими лицами требований действующего законодательства. В силу ст. 31 НК РФ целью проверок является установление правильности и своевременности уплаты налоговых платежей.

Статьей 87 НК РФ предусмотрено два вида проверочных мероприятий: камеральные и выездные. При камеральной проверке предметом изучения налогового органа становятся представленные налогоплательщиком декларации. При выездной проверке сотрудники ФНС выезжают на территорию налогоплательщика и изучают документы, опрашивают свидетелей, производят выемки, запрашивают пояснения, проводят экспертизы и инвентаризации. Таким образом, несмотря на то, что цель у этих проверок одинакова, методы их проведения различны.

По результатам камеральных проверочных действий, если нарушения налогового законодательства не были обнаружены, какой-либо итоговый документ не составляется. Если же обнаружены нарушения, составляется итоговый акт.

При выездной проверке акт составляется во всех случаях. Важно отметить, что форма акта, и порядок его заполнения как при камеральной, так и при выездной проверках – одинаковые. Бланк данного документа содержится в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (Приложение № 23).

Если налогоплательщик не соглашается с данными, указанными в акте, либо с выводами проверяющих, он вправе представить в налоговый орган возражения на него (п. 6 ст. 100 НК РФ). Срок для направления возражений – 1 месяц. Допускается оспаривать как весь документ, так и его отдельные положения. Возможно также приложить подтверждающие возражения документы.

Требования к письменным возражениям по акту налоговой проверки, содержание возражений

Возражения подаются в территориальный орган ФНС, которым была осуществлена проверка. Закон не предусматривает формы возражений, а также не предъявляет императивных требований к содержанию документа.

При составлении возражений на акт проверки, можно использовать сведения, указанные в ст. 139.2 НК РФ. Данная норма регламентирует порядок составления жалобы на решение налоговых органов. Несмотря на то, что прямо к рассматриваемым правоотношениям ее применить нельзя, общие принципы составления документа становятся понятны.

Возражения должны быть составлены в письменной форме, подписаны заявителем. Если их подает представитель заявителя, необходимо оформить доверенность.

В документе следует указать следующие сведения:

  1. Ф.И.О. заявителя, либо наименование организации, оспаривающей акт.
  2. Адрес заявителя.
  3. Реквизиты акта (дата, номер).
  4. Указание на наименование ИФНС, в которую подаются возражения.
  5. Указание на допущенные при составлении акта нарушения.
  6. Требования заявителя.
  7. Указание на способ, которым будет направляться ответ на возражения (например, почтой, электронной почтой).
  8. Номер контактного телефона заявителя.

Возражения могут быть поданы лично, направлены по почте, либо через личный кабинет на сайте ФНС, а также через раздел «электронные сервисы/обратиться в ФНС России» на официальном сайте ФНС (ссылка на электронные сервисы содержится в нижней части сайта ФНС России по адресу nalog.ru).

Какова структура возражений на акт проверки ФНС?

Традиционно для официально-деловых писем и жалоб может быть использована трехступенчатая структура. Подходит она и для возражений на акт проверки.

Документ разделяется на три части:

  1. Вводную. В ней указывается общие сведения о проведенной проверке, ее период, предмет, и т.д.
  2. Описательную. В ней указываются нарушения, которые по мнению заявителя были допущены налоговым органом.
  3. Резолютивную. В данном разделе отражаются требования заявителя.

Перед разделами должна содержаться «шапка», в которой отражаются данные о заявителе, наименовании документа (возражения), указание на налоговый орган, принявший акт.

Указание в возражениях на нормы закона не обязательно, но желательно. Можно ссылаться на разъяснения государственных органов, самой ФНС, судебную практику.

Если документ подается от имени организации, его подписывает ее исполнительный орган (директор, ген. директор). Жалобы от ИП и граждан подписываются ими лично. Если имеется представитель с оформленной на него доверенностью, он вправе сам подписать возражения. В доверенности должно оговариваться полномочие на подачу возражений.

Таким образом, образец возражений на акт камеральной налоговой проверки можно скачать по ссылке в начале статьи. Образец возражений на акт выездной налоговой проверки составляется аналогичным образом, поэтому дублировать документ нет смысла, в обоих случаях подойдет представленный образец.

Возражение на акт налоговой проверки – документ, который имеет право написать любая организация, в отношении которой проводилось мероприятие по налоговому контролю.

ФАЙЛЫ

Для чего конкретно используют возражение на акт налоговой проверки

Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.

Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:

  1. процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
  2. нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).

Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.

Что не стоит обжаловать

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Как обосновывать возражение

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

Куда и как подавать возражение

Возражение следует подавать на адрес территориальной налоговой службы, специалисты которой проводили проверку. Документ можно передавать:

  1. лично «из рук в руки»,
  2. направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Оба эти способа гарантируют то, что налоговики получат возражение своевременно.

Сегодня получил распространение еще один проверенный вариант доставки документа: через электронные сервисы , но только при условии, что организация имеет официально зарегистрированную .

В течение каких сроков возражать

Для подачи возражения существуют установленный срок, одинаковый при проведении и – он равен одному месяцу с момента получения акта.

Если этот период будет нарушен, организации вряд ли удастся оспорить акт (скорее всего только через судебную инстанцию).

Основные нюансы в составлении возражения

На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:

  • адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
  • сведения об отправителе (название компании и адрес),
  • номер возражения и дату его составления.

В основной части следует обозначить

  • акт, в отношении которого составляется возражение,
  • подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.

В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).

На что обратить внимание при оформлении документа

Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.

Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.

Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2016 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).

Документ следует составлять в двух экземплярах , один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.

Возражение на акт налоговой проверки

Подать возражения можно в течение месяца со дня получения акта камеральной или выездной проверки в случае несогласия с фактами, изложенными:

  • в акте налоговой проверки (п. 6 ст.100 НК РФ);
  • в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Такой порядок действует при подготовке возражений на акт, который компания получила 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ, письмо от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).

Срок считают со дня, следующего за тем, когда получен акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Истекает срок представления возражений в соответствующее число месяца, следующего за месяцем получения акта камеральной проверки (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример

Компания получила акт налоговой проверки 10 сентября 2015 года. Значит, возражения нужно представить не позднее 10 октября 2015 года.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то последний день, когда можно представить возражения, истекает в последний день этого месяца (п. 5 ст. 6.1 НК РФ).

Пример

Компания получила акт налоговой проверки 31 августа 2015 года. Возражения нужно представить не позднее 30 сентября 2015 г.

До 24 июля 2013 года срок подготовки возражений составлял 15 рабочих дней. К моменту начала действия новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Причем его продление Законом № 248-ФЗ не предусмотрено.

Компания заинтересована представить возражения своевременно. Если опоздать, то рассмотрение материалов проверки пройдет без возражений. Значит, и решение может быть вынесено без учета мнения компании по спорным

Как составить возражения

Утвержденной формы для оформления возражений по акту нет. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к оформлению и содержанию возражений на акт. Поэтому составьте возражения в произвольной форме в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации.

Прежде всего в возражениях перечислите:

  • наименование инспекции, в которую представляются возражения;
  • наименование компании (фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя);
  • ИНН и КПП (если есть);
  • адрес регистрации, как в (адрес постоянной регистрации предпринимателя);
  • дату представления возражений;
  • наименования налогов или декларации (расчета), в отношении которых проводилась проверка с указанием периода;
  • даты начала и окончания проверки.

Затем надо привести конкретные пункты акта, с которыми компания не согласна. Желательно по порядку. Письменные возражения можно представить по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом важно перечислить только те претензии, которые напрямую связаны с выводами и предложениями сформулированными в акте проверки. Даже если были формальные нарушения порядка проведения проверки или сам акт содержит какие-либо недочеты, то упоминать о них в возражениях не нужно.

Поэтому если замечания компании касаются только процедуры проведения проверки, а не ошибочной позиции проверяющих, то возражения подавать не надо вовсе. Ведь на решение инспекторов они вряд ли повлияют. Такие претензии можно привести в дальнейшем уже при обжаловании решения.

Аргументы компании по каждому эпизоду должны быть убедительными. Поэтому свою позицию надо изложить максимально четко и по возможности обосновать, ссылаясь на нормы законодательства. Причем ссылаться в своих аргументах можно только на нормы, действовавшие в период, когда проводилась проверка. Дополнительно можно привести ссылки на официальные разъяснения и

Безопаснее руководствоваться теми письмами Минфина, которые адресованы вашей компании. Надежным вариантом будут и разъяснения, размещенные на ФНС России (nalog.ru) для обязательного применения. Конечно, в Налоговом кодексе РФ есть норма, обязывающая налоговиков руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения налогового законодательства (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ). Однако в самом министерстве не раз повторяли: данная норма Налогового кодекса РФ не требует от налоговиков руководствоваться абсолютно всеми разъяснениями. О том, что разъяснение является обязательным, должно быть сказано в самом письме. Но письма, адресованные другим компаниям, тоже могут сыграть свою роль как дополнительный аргумент.

Также можно подобрать примеры из судебной практики: решения Верховного суда, постановления судов. Копии документов, на которые сделаны ссылки, надо приложить к возражениям.

Подписать возражения по акту может либо компании, либо другой сотрудник по доверенности. Например,

Как приложения

Компания вправе приложить к возражениям любые документы, подтверждающие обоснованность возражений. Эти бумаги можно передать в инспекцию и отдельно - в заранее согласованный срок (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Копию каждого документа нужно заверять отдельно (письмо ФНС России от 2 октября 2012 г. № АС-4-2/16459). Это по-прежнему касается абсолютно всех документов - и одностраничных, и многостраничных.

Одностраничные документы. Каждый из одностраничных документов безопаснее заверять отдельно. Если компания не успевает подготовить копии, можно попросить продлить срок их представления.

Другой вариант более рискованный - сформировать из копий документов подшивку и сделать на ней одну заверительную надпись. В такой ситуации инспекторы могут потребовать, чтобы компания заплатила штраф - по 200 руб. за каждый неверно заверенный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Но данный штраф можно будет отменить в суде, так как за неверное заверение документов в законодательстве нет (постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2013 г. по делу № А54-8663/2012).

Многостраничные документы. Копию документа, состоящего из нескольких страниц, компания вправе заверить одной надписью. Каждый лист копии заверять не обязательно (письма Минфина России от 7 августа 2014 г. № 03-02-РЗ/39142, ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Например, копию многостраничного договора можно сформировать в виде подшивки. И сделать на ней одну общую заверительную надпись. Но в таком случае все листы многостраничного документа нужно сшить вместе ниткой и пронумеровать.

Запись о заверении можно сделать двумя способами: на оборотной стороне последнего листа в пачке либо на отдельном листе.

На листе делают запись «верно» или «копия верна», ставят дату, должность руководителя или другого работника, заверившего копию, а также его подпись с расшифровкой (п. 3.26 Государственного стандарта «Унифицированные системы документации», утв. постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст). Кроме того, нужно поставить печать (приложение № 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Куда и как представить возражения на акт налоговой проверки

Письменные возражения нужно направить в адрес той инспекции, которая проводила проверку и составила акт (п. 6 ст. 100 НК РФ). В канцелярию инспекции или окно приема документов возражения может подать лично руководитель компании или ее на основании доверенности (ст. 27, 29 НК РФ).

Также можно отправить возражения по почте. В таком случае месячный срок на подачу возражений нужно отсчитывать с седьмого дня с момента отправки письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Каковы последствия представления возражений

Возражения могут как помочь компании - снизить или отменить штраф, так и усложнить процесс оформления результатов проверки. Поэтому важно своевременно предусмотреть возможные последствия.

Дополнительные мероприятия

При подаче возражений важно учесть, что это может спровоцировать проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). В таком случае возникает необходимость продлить время рассмотрения материалов проверки. При этом срок, отведенный на проведение дополнительных мероприятий, не должен превышать общий срок рассмотрения материалов проверки с учетом его продления - 10 рабочих дней и еще один месяц.

Соответственно, решение по результатам проверки будет приниматься уже с учетом новых сведений, полученных в ходе дополнительных мероприятий.

Дополнительные мероприятия могут быть такими:

  • истребование документов у компании или ее контрагентов;
  • допрос свидетеля;

До того как инспекторы вынесут окончательное решение, компания вправе ознакомиться со всеми материалами проверки, включая итоги дополнительных материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

С 24 июля 2013 года для этого конкретный срок: не позднее чем за два дня до рассмотрения. От компании требуется подать заявление об ознакомлении с материалами. Если такое заявление своевременно не представить, то инспекторы могут не проявить инициативу.

Конечно, ФНС России в своих разъяснениях советует своим подчиненным ознакомить компанию с материалами дополнительных мероприятий в любом случае. Ведь иначе сможет отменить решение, вынесенное по результатам проверки, по формальным основаниям.

При этом специального срока на подготовку компанией своих доводов не установлено (ст. 101 НК РФ). Налоговики могут согласовать с компанией время, которое ей потребуется на оформление возражений. А потом, уже на рассмотрении материалов проверки, в протоколе инспектор сделает отметку о том, что организация не имела возражений в отношении этого времени (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692 - выдержки из документа, п. 38 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Для компании это Ведь иногда инспекторы даже не предлагают компаниям ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий. А иногда на изучение нескольких сотен страниц дают всего пару часов, фактически лишая компанию возможности изучить все детали и представить возражения.

Разъяснение ФНС России, во-первых, мотивирует инспекторов на местах всегда передавать компании на ознакомление материалы как проверки, так и дополнительного мероприятия. Иначе решение, которое они примут, может быть отменено.

Во-вторых, у компании есть возможность договориться о времени, которое ей потребуется на подготовку возражений. Значит, можно внимательно изучать все выводы инспектора и попробовать отбиться от части доначислений и штрафов.

Срок исковой давности

Даже если нарушения выявлены, компанию не получится привлечь к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ по истечении срока давности. Иными словами, если со следующего дня после окончания налогового периода (в течение которого было нарушение) и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (ст. 113 НК РФ).

Таким образом, проведение дополнительных мероприятий продлевает срок проверки и приближает компанию к окончанию срока исковой давности. А значит, повышает шансы на отмену штрафа.

Причем в случае с неуплаченными налогами этот срок начинает отсчитываться с момента окончания соответствующего налогового периода, в котором компания не заплатила налог (п. 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Специалисты ФНС России разъясняют, что в надо брать не период, за который платится налог, а тот год или квартал, в котором налог нужно было фактически платить (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692).

Пример

Компания занизила за 2013 год, срок уплаты которого 28 марта 2014 года. Налоговый период в данном случае равен году. Значит, срок исковой давности начнет исчисляться с 1 января 2015 года.

То есть срок давности инспекторы будут исчислять не с того момента, когда компания фактически нарушила налоговый порядок. А только по истечении налогового периода, в котором это нарушение допущено.

Решение по результатам проверки

В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (или его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Формы указанных решений утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны:

  • обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки;
  • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;
  • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ;
  • размер недоимки по налогам, сумма штрафов и

Так сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В решении об отказе в привлечении к ответственности должны быть указаны обстоятельства, на основании которых оно было принято. Вместе с тем в нем могут быть отражены суммы недоимки, выявленные в ходе проверки, и соответствующие им суммы пеней. Это следует из положений абзаца 2 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, в обоих видах итоговых решений по проверке должны быть отражены следующие данные:

  • срок на обжалование вынесенного решения;
  • порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган;
  • наименование и адрес налогового органа, который рассматривать дела по обжалованию решения;
  • иные необходимые, по мнению руководителя инспекции (его заместителя), сведения.

Об этом говорится в абзаце 3 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат сумму излишне возмещенного налога, то в итоговых решениях они признают ее недоимкой. Датой появления этой недоимки будет день, когда организация получила деньги (при возврате) или день, когда инспекция приняла решение о зачете налога.

Об этом говорится в абзаце 4 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В течение пяти рабочих дней после принятия решения по итогам проверки оно должно быть вручено организации (абз. 1 п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Отсчет срока начинается со следующего дня после подписания решения (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Приведем пример.

Пример

Решение по проверке принято 6 марта 2015 года (пятница), Компания должна его получить не позднее 16 марта 2015 года.

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101 НК РФ). Но если в течение этого месяца организация обжалует его в апелляционном порядке, то срок вступления в силу будет зависеть от того, какое решение примет вышестоящий налоговый орган.

Если решение налоговой инспекции не отменят, оно вступит в силу с даты его утверждения вышестоящей инстанцией.

Если решение налоговой инспекции отменят (полностью или частично), оно вступит в силу (с учетом внесенных изменений) с даты соответствующего решения вышестоящей инстанции.

Если апелляционную жалобу отклонят, решение налоговой инспекции вступит в силу с даты решения вышестоящей инстанции, но не раньше чем закончится месячный срок, отведенный для подачи апелляционной жалобы.

Такой порядок установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ.

После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 20 рабочих дней направит в организацию требование об пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ).

Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Шестакова Е.В.

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

Вопрос особенно актуален в связи с усилением контроля за бизнесом, а также введением электронных пояснений по НДС.

От того, насколько правильно, развернуто и полно будут написаны возражения, зависит решение, которое примет налоговый орган, - о привлечении к ответственности, о возмещении НДС или отказе в возмещении. Поэтому в этом материале мы научимся основному алгоритму составления возражений на акт налоговой проверки.

Составление возражений на акт проверки

Возражения на акт налоговой проверки необходимо готовить в случае проведения:

  • камеральных проверок;
  • выездных налоговых проверок.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте этой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по нему в целом или по его отдельным положениям (п.6 статьи 100 НК РФ).

Причем, каких-то специальных требований к возражениям на акт камеральной налоговой проверки нет. Вместе с тем, в возражениях должны быть обязательно указаны:

  • наименование (для организации) или фамилия, имя и отчество (для физического лица);
  • адрес места нахождения согласно учредительным документам (для организации) или адрес места жительства (для физического лица);
  • ИНН и КПП;
  • дата представления возражений;
  • точное наименование налогового органа, куда представляются возражения;
  • фамилия, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
  • по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).

Приведем пример возражений.

Руководителю
ИФНС России N 55 по г. Москве
173000, г. Москва,
ул. Малахова, д. 32

от ООО «Амир»,
ИНН 7755134420, КПП 775501001,
173000, г. Москва,
ул. Малахова, д. 30

Возражения
ООО «Амир» на акт камеральной налоговой проверки от 13.03.2017 № 3-29/55

ИФНС России № 55 по г. Москве в лице старшего государственного налогового инспектора К.С. Иванова (далее - Инспектор) провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по налогу на имущество.

В результате проведенных мероприятий была выявлена недоплата налога в бюджет.

Налогоплательщик не согласен с актом камеральной налоговой проверки на основании следующего.

Позиция налогового органа

В ходе выездной налоговой проверки за 2016 год установлено, что общество неправомерно не включило в среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества организаций стоимость основных средств, фактически используемых в производственной деятельности в течение 2016 года.

В 2016 году общество приобрело недвижимое имущество на сумму 4 513 954 руб.:

  • дизель-генератор (акт приемки-передачи от 14.11.2016);
  • мобильный конвейер (договор поставки от 29.06.2016).

Общество приняло приобретенное оборудование к учету в состав ОС с 01 января 2017 года, до этого момента оборудование находилось на балансовом счете 08.04 «Приобретение объектов основных средств».

Налоговый орган также указывает, что фактическое использование объектов началось в 2016 году при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для представления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В ходе допроса бухгалтер И.И.Иванова пояснила, что расхождения между данными по выездной налоговой проверке по налогу на имущество организаций и данными по сданной уточненной декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год произошли в связи с бухгалтерской ошибкой. Таким образом данные выездной налоговой проверки являются верными.

Позиция общества

Согласно статье 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, руководитель экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Таким образом, выводы о том, что расхождения по налогу на имущество организаций произошли в связи с бухгалтерской ошибкой, не были подтверждены руководителем экономического субъекта, а следовательно, не являются верными.

Налоговый орган подтверждает, что постановка в Гостехнадзоре произведена в 2016 году, что подтверджает техническую возможность использования имущества.

Поскольку постановка в Гостехнадзоре предусмотрена законодательно, а техническое состояние техники не было проверено уполномоченным органом, использование вышеуказанной техники без соблюдения требований законодательства и ввод в эксплуатацию не возможны.

Кроме того, эксплуатация без регистрации в Гостехнадзоре является нарушением законодательства, предусматривающим административную ответственность.

Регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра опасных производственных объектов осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) (п. 5.3.5 Положения о Ростехнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, п. 3 Правил, п. 6 Регламента).

Отсутствие государственной регистрации опасного производственного объекта является административным правонарушением, влекущим за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

В ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Под данными требованиями понимаются условия, запреты, ограничения и иные требования, содержащиеся, в частности, в Законе (п. 1 ст. 3 Закона). Одним из них является требование об обязательной регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, установленное в п. 2 ст. 2 Закона. Из этого можно сделать вывод, что нарушение данного требования влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Это подтверждается следующими судебными актами:

  • Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2010 № А82-4734/2010;
  • Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2010 № А31-557/2010;
  • Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А17-1418/2008 (Определением ВАС РФ от 03.09.2009 № ВАС-10704/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

Следовательно, общество правомерно ввело в эксплуатацию технику только после регистрации в уполномоченном органе.

Правомерность неначисления налога на имущество также подтверждается и Минфином.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» п. 4 ст. 374 Кодекса дополнен пп. 8, на основании которого с 1 января 2013 г. не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01, Письмо Минфина России от 24.12.2012 N 03-05-05-01/79).

Кроме того, налоговый орган неправомерно относит к недвижимому имуществу дизель-генератор и мобильный конвейер.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В статье 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует. Конвейер, самосвал, бульдозер не являются недвижимым имуществом. Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);
  • воздушные и морские суда;
  • суда внутреннего плавания;
  • космические объекты;
  • предприятие (в целом как имущественный комплекс).

Под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно (Письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050).

Таким образом, вышеуказанное имущество (дизель-генератор, мобильный конвейер) не относится к недвижимости.

Движимое имущество не облагается налогом на имущество на основании пп.8 п.4 статьи 384 НК РФ.

Следовательно, вышеуказанная техника правомерно не включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, поскольку:

  • введена в эксплуатацию после постановки в Ростехнадзоре;
  • введена в эксплуатацию после 01.01.2017, что подтверждает право на льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества.

Генеральный директор А.А.Бенедиктов

Здесь приведен пример возражений. Однако каков алгоритм составления возражений?

Алгоритм написания возражений

Необходимо:

  • внимательно изучить акт налогового органа;
  • постараться найти ошибки, связанные с нарушением процессуального порядка проведения проверки;
  • найти ошибки, связанные с ошибками в применении налогового законодательства;
  • составить возражения на акт;
  • указать и сверить нужные реквизиты, которые являются обязательными;
  • в случае принятия решения не в пользу налогоплательщика подать жалобу и апелляционную жалобу любым удобным способом через налоговый орган, решение которого оспаривается.

Процессуальные нарушения и их обжалование

В случае, если налоговый орган допустил нарушения, связанные с порядком проведения камеральной налоговой проверки, то на этом основании возможно оспорить решение налогового органа. Приведем примеры таких ошибок.

Примеры ошибок

Пример
Несоблюдение крайней даты проведения проверки. Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 04АП-2560/15, ФАС Центрального округа от 23.04.2010 по делу № А35-2160/2009.
Проведение проверки без декларации.

Камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.

С учетом изложенного, определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).

(Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@.
Истребование излишних документов.

Направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 НК РФ. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.

Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 № 4517/12 по делу № А65-9081/2011.

Налогоплательщик может обжаловать неправомерное решение налогового органа по результатам налоговой проверки в случае следующих нарушений:

  • проведение камеральной налоговой проверки в срок более 3 месяцев;
  • истребование документов при отсутствии нарушений и ошибок в камеральной налоговой декларации;
  • истребование документов, не предусмотренных законодательно;
  • камеральная налоговая проверка проведена налоговым органом исключительно на основании представленной налогоплательщиком налоговой декларации.

К существенным нарушениям относятся несоблюдение следующих условиий:

  • обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  • обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

Нарушения материального права и их обжалование

Если налогоплательщик не согласен с позицией налогового органа в части применения норм налогового законодательства, он также может оспорить его решение.

Для того чтобы написать апелляционную жалобу по данному основанию необходимо:

  • изучить норму законодательства, указанную в акте или решении налогового органа;
  • найти позицию Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика, поскольку существует множество позиций по применению одних и тех же норм налогового законодательства;
  • найти позицию Минфина, ИФНС в пользу налогоплательщика;
  • указать в апелляционной жалобе позицию налогоплательщика, основанную на конкретных положениях законодательства.

Примеры мнений, на основании которых может быть основано обжалование решений ИФНС по НДС

Пример Разъяснение / судебное решение
НДС
В п. 5 Постановления указано, что в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой налога лицом, не являющимся плательщиком НДС, у этого лица появляется обязанность перечислить соответствующую сумму налога в бюджет. Возникновение этой обязанности не означает, что лицо приобретает статус плательщика НДС, в том числе и право на применение налоговых вычетов. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».
Орган местного самоуправления не является плательщиком НДС. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16055/11 по делу № А12-19210/2010.
Применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2015 № Ф05-15817/2015 по делу № А40-128335/14.

Таким образом, для разработки позиции по написанию возражений на акт налоговой проверки могут послужить следующие доводы.

  1. Место реализации товаров, услуг можно подтвердить документально, например, договором. На этом основании можно обжаловать неправомерное решение налогового органа.
  2. Налоговым законодательством не установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган первичных документов вместе с декларацией по НДС в том случае, если в ней не отражена стоимость товаров, местом реализации которых территория РФ не признается.
  3. Операции по реализации доли морского судна, которое транспортировано через территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта, не являются объектом налогообложения НДС.
  4. Территория РФ не признается местом реализации работ по ремонту экскаватора на территории Республики Казахстан, выполняемых российской организацией по договору с другой российской организацией. Следовательно, платить НДС не нужно.
  5. Территория РФ не является местом реализации услуг по организации автомобильных перевозок грузов, а также участию в расчетах за эти перевозки, оказанных иностранной компанией. Поэтому у российской организации-приобретателя данных услуг обязанностей налогового агента не возникает.
  6. Местом оказания инжиниринговых услуг, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, передачи в аренду движимого имущества признается территория РФ в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ на основе государственной регистрации. Следовательно, выполнение обществом работ за пределами территории РФ по договору с иностранной компанией не подпадает под объект обложения НДС независимо от гражданско-правовой квалификации договора.

Доводы отражены в уже сформированной судебной практике и позиции Минфина.

Представление пояснений и направление возражений в ИФНС

Пояснения в налоговый орган могут быть направлены:

Однако если говорить об НДС, то по этому налогу с 2016 года пояснения должны представляться только в электронном виде.

Представить пояснения просят не просто так. Основаниями для пояснений могут послужить следующие причины:

  • ошибки в проверяемой отчетности;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие представленных сведений данным документов, имеющихся у инспекции, а также полученным ею в ходе налогового контроля.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также истребовать у них в установленном порядке документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Поэтому не нужно игнорировать требования налогового органа о представлении документов, поскольку за это предусмотрены штрафные санкции: 200 рублей за каждый не представленный документ. Но если бы были только штрафы. К более суровой мере можно отнести доначисление налогов расчетным путем.

В этой связи необходимо:

  • оценить объем запрашиваемой информации;
  • оценить возможность представить документы и пояснения.

К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие необходимые документы, подтверждающие доводы, которые приводите в пояснениях.

Формировать и направлять пояснения и возражения вполне удобно в электронном виде.

Электронный документооборот поступательно входит в нашу жизнь

В некоторых случаях пояснения на бумажном носителе не считаются представленными. Данное правило закреплено в абз. 4 п. 3 ст.88 НК РФ. Это может повлечь штрафные санкции в размере 5 000 или 20 000 рублей.

Более того, в соответствии с Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ с начала текущего года введен специальный электронный формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС.

И есть еще ряд причин, по которым выполнять такую процедуру методом электронного документооборота просто необходимо.

Во-первых, электронные пояснения снижают коррупционную составляющую в общении налогоплательщика с налоговым органом.

Во-вторых, всегда можно оперативно подготовить пояснения и решить проблему, например, если ошибка носит технический характер и не влияет на факт уплаты налога и подачи отчетности.

В-третьих, можно быстрее представить пояснения, которые влияют на налоговый вычет и, следовательно, воспользоваться этим вычетом.

В-четвертых, представление пояснений в электронном виде не влечет представления «уточненки». Ведь при отсутствии недоплаты налога в бюджет она носит рекомендательный характер. И если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, необходимо представить пояснения с корректными данными.

Представить документы и пояснения в ФНС России можно по электронным каналам связи в рамках статьи 93 НК РФ и Приказа ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Компания «Такском» предлагает вам воспользоваться для этих целей , где каждый, даже самый требовательный, пользователь найдет для себя подходящий продукт.